Рельефно-точечная система Брайля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рельефно-точечная система Брайля



Рельефно-точечная система Брайля позволяет представить в доступной для незрячего форме информацию по всем изучаемым в школе дисциплинам. Несмотря на кажущуюся примитивность (всего 6 точек) в системе Брайля предусмотрены способы записи всех алфавитно-цифровых символов (русского, латинского и греческого алфавитов), нот и музыкальных знаков, а также сложных выражений и формул (математических, химических, физических и др.). Использование рельефно-точечной системы Брайля школьниками с глубокими нарушениями зрения играет особенно важную роль при изучении предметов естественно математического цикла и иностранных языков. Используя систему Брайля, можно сравнительно легко оперировать длинными математическими формулами, изучать правила грамматики языка или транскрипционные выражения, причем школьники изучают материал самостоятельно, т.е. "без посредника".

К числу недостатков рельефно-точечной системы Брайля следует отнести большой размер носителя, низкую скорость письма и чтения, высокую стоимость изготовления и низкую износостойкость печатных изданий.

В современном мире в связи с активным внедрением различных электронных тифлотехнических устройств и высокой стоимостью издания книг шрифтом Брайля, популярность рельефно-точечной системы Брайля несколько снижается. Но система Брайля по-прежнему остается основой обучения слепых. В ряде случаев этот способ представления информации остается незаменимым. В частности, это относится к изучению дисциплин естественно-математического цикла и иностранных языков.

Использование рельефно-точечной системы Брайля, рельефных графических и наглядных пособий должно быть неотъемлемой частью внедрения инклюзивного образования. Без брайлевской литературы и рельефно-графических пособий дать качественное образование невозможно.

Для малотиражного издания материалов рельефно-точечным шрифтом Брайля на базе образовательного учреждения применяются специальные брайлевские принтеры.

Процесс подготовки к печати учебных материалов с использованием рельефно-точечной системы Брайля существенно отличается от подготовки учебных пособий для плоской печати. Это связано с особенностями шрифта Брайля. Каждый брайлевский символ имеет точную ширину (равна 4.2 мм) и высоту (равна 7.0 мм), расстояние между символами также четко фиксированное. Брайлевский текст нельзя «сжать» или «растянуть», изменить размер шрифта, начертание, выравнивание и т.д. На странице размером 240X297 мм (это стандартный размер брайлевского листа шире формата A4 на 30 мм) можно расположить 28 строк текста по 35 символов в каждой строке, считая и пробельные символы, и знаки препинания. Таким образом, печать текста имеет низкую плотность, уменьшение размеров каждого символа, межсимвольного и межстрочного интервалов привело бы к увеличению плотности печати, но тактильное чтение такого текста оказалось бы почти невозможным. Приведенные выше параметры печати шрифтом Брайля являются оптимальными с точки зрения физиологии тактильного восприятия.

Для достижения максимального заполнения страницы при подготовке брайлевского текста активно используются переносы, как в словах литературного текста, так и в математических выражениях. С этой же целью не ставится пробел после некоторых знаков препинания, и допускаются висячие строки. В словах русского языка переносы расставляются по правилам переносов, т.е. с учетом разбиения слова на слоги и части слова, в математических выражениях переносы допускаются на знаках действий («плюс», «минус» и др.) и в ряде других случаев. Однако следует отметить, что правила записи и переносов математических выражений различны в России, Европе и США.

С целью увеличения плотности заполнения страницы текстом разработан механизм брайлевской краткописи. Это способ записи слов, при котором некоторые сочетания букв заменяются определенными знаками. В этом случае, длина любого слова уменьшается примерно в два раза. В России разработано несколько стандартов брайлевской краткописи, к сожалению, ни один из них не является общепринятым, поэтому при издании учебной и художественной литературы краткопись не используется. В англоязычных странах западной Европы и США краткопись (для английского языка) используется очень широко, от печати брайлевской литературы, до оформления информационных табличек в общественных местах.

Запись формул по математике, химии, физике и другим наукам в рельефно-точечной системе Брайля существенно отличается от записи формул плоским шрифтом. Самое существенное отличие состоит в том, что в системе Брайля все математические конструкции записываются линейно – слева направо, переходя со строки на строку. Такие элементы формул, как числитель и знаменатель дроби, верхний и нижний индекс, знак корня и др. пишутся последовательно, друг за другом. Для разделения частей формулы в системе Брайля применяется довольно сложная система признаков. Кроме того, некоторые математические символы записываются несколькими символами рельефно-точечной системы Брайля (например, знак треугольника, знак принадлежности множеству, знак конъюнкции и пр.).

Признак – это брайлевский символ, отличный от букв и цифр, определяющий логический смысл выражения, следующего за ним. Например, существуют признаки алфавита (русского, латинского и греческого), и для каждого алфавита определен признак малой и заглавной буквы; признак начала подкоренного выражения, признак показателя корня и признак конца корня; признак жирного или курсивного шрифта и многие другие признаки.

Следует заметить, что каждый признак – это один или несколько рельефно-точечных символов, он занимает место в строке и влияет на то, какая часть формулы уместится на текущей строке, а какая перейдет на следующую.

Переносить математическую формулу можно, прежде всего, на знаках действий («плюс», «минус» «знак равенства» и пр.), кроме того, перенос допускается между логическими частями формулы. Например, если некоторый математический символ имеет верхний и нижний индексы, (знак суммы, интеграла и пр.), а после него на основной строке следует продолжение формулы (например, подынтегральная функция), то при записи такого выражения в рельефно-точечной системе Брайля допускается перенос продолжения формулы на следующую строку. В этом случае в конце первой строки ставится один из двух особых знаков переноса формулы. Выбор конкретного знака переноса зависит от того, в каком именно месте формула разрывается переносом.

Для подготовки текстов к печати шрифтом Брайля нельзя использовать традиционные средства верстки электронных текстов, такие как MicrosoftWord, AdobeInDesign и т.д. Среди специализированного программного обеспечения в настоящее время получил распространение коммерческий продукт американской компании Duxbury – DuxburyBrailleTranslator – DBT. Эта программа позволяет пользователю, даже не знакомому с системой Брайля, подготовить к печати литературный текст и вывести его на специальный брайлевский принтер. Однако эта и подобные ей программы обладают существенным недостатком: они легко справляются с литературным текстом и совершенно не приспособлены для верстки математического текста.

Математические формулы необходимо набирать вручную с учетом всех правил русской рельефно-точечной системы Брайля. Эта работа требует определенной квалификации редактора: во-первых, он должен знать эти правила, во-вторых, он должен уметь правильно прочитать математическую формулу, при этом необязательно понимая ее смысл.

Не используя коммерческих продуктов от зарубежных разработчиков, набор и верстку брайлевского текста можно осуществлять в любом текстовом редакторе, отображающем длину текущей строки текста и номер позиции символа в данной строке. Подготовка текста таким образом занимает существенно больше времени, но, часто, приводит к лучшему результату, особенно если текст содержит какую-либо техническую информацию, адреса интернет-ресурсов, вставки на языке, отличном от основного языка текста (особенно это относится к некоторым символам, например, французского или немецкого языков).

После подготовки оригинал-макета брайлевского издания он распечатывается на специальной бумаге на брайлевском принтере в необходимом количестве экземпляров. Для печати текстовой информации рекомендуется использовать принтеры компании IndexBraille.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что:

1. Обучение детей с глубоким нарушением зрения невозможно без учебных материалов, отпечатанных рельефно-точечным шрифтом Брайля;

2. Рельефно-точечная система Брайля – это непросто закодированные с помощью шести рельефных точек буквы и цифры, а достаточно сложная система невизуального представления информации;

3. Для подготовки текстов к печати рельефно-точечным шрифтом Брайля нужны квалифицированные специалисты;

4. Для малотиражного издания учебных материалов рельефно-точечным шрифтом Брайля необходимо специальное дорогостоящее оборудование и специальная брайлевская бумага.

Таким образом, целесообразнее заключение соответствующих договоров со специальными школами для детей с глубокими нарушениями зрения, которые могут стать ресурсными центрами. В рамках таких договоров может осуществляться не только малотиражное издание учебных пособий, но и оказание методической и консультативной помощи.

Цифровая аудиозапись

Аудиозапись также является одним из доступных форматов представления учебных материалов. Ее можно использовать для представления как гуманитарных, так и естественнонаучных материалов. Однако в первом случае этот формат имеет ряд преимуществ по сравнению с рельефно-точечной системой Брайля, тогда как во втором – он менее предпочтителен. Часто бывает полезно, прослушивая аудиозапись, вести дополнительный конспект материала.

Использование аудиозаписи имеет следующие преимущества:

1. Сравнительно высокая скорость восприятия информации;

2. Портативность звуковоспроизводящих устройств и носителей информации.

Основным недостатком учебных материалов, представленных в виде аудиозаписи, является тот факт, что восприятие материала зависит от стиля чтения диктора (тембр голоса, интонация, ударения, индивидуальные особенности речи и пр.), диктор является "посредником" между учебным материалом и учащимся. А также невозможность использования аудиозаписи для формирования навыков чтения (в том числе на иностранных языках) и невозможность восприятия на слух сложных математических, физических и химических формул и теорем.

Процесс изготовления учебных материалов в виде аудиозаписи должен отвечать следующим требованиям:

1. Диктор обязан грамотно читать все научные термины, иностранные слова, выражения и математические, физические, химические формулы;

2. Для обеспечения необходимого качества запись должна осуществляться в студии или в условиях, максимально приближенных к студийным;

3. Аудио учебник должен позволять осуществлять навигацию по структурным элементам текста.

Навигация по структурным элементам текста дает возможность пользователю прослушать, например, предыдущий абзац или предложение, перейти на начало необходимой главы или параграфа, прослушать сноску и т.д. Если запись представляет собой литературное произведение, то такая навигация не является обязательным условием. Но, если это учебник, то навигация совершенно необходима.

Для реализации возможности навигации по структурным элементам используется особый формат аудиозаписи DAISY. DAISY - Digital Accessible Information System (цифровая доступная информационная система) позволяет не только реализовать навигационные возможности, но и синхронизировать звуковое и текстовое представление информации. DAISY-книга может быть представлена как текст в электронном виде, как аудиокнига и как синхронизованная презентация текста и аудиодорожки.

Для удобства пользователю предлагается до шести уровней навигации, позволяющих перемещаться по содержанию. Кроме того, предусмотрена навигация по страницам, абзацам, предложениям и фразам. Таким образом, учащийся, не имеющий возможности использовать обычные плоскопечатные издания, может без лишних трудностей пользоваться различными учебниками, справочниками и словарями, свободно перемещаясь по интересующим статьям. Заметим, что использование обычных аудиокниг формата mp3 не дает такой возможности.

DAISY значительно упрощает работу с учебниками, особенно это касается точных наук, где неизбежно используются математические символы. Например, теоретическую часть, состоящую из обычных предложений, учащийся с остаточным зрением может прослушать, а формулы в случае необходимости еще и просмотреть. В этом случае задействуется как аудиальная, так и визуальная память, что благоприятно сказывается на усвоении информации. Вследствие того, что в первую очередь информация подается на слух, (хотя зрительное восприятие тоже можно задействовать в случае необходимости) значительно уменьшается нагрузка на глаза, что способствует сбережению остаточного зрения; процесс изучения подобных материалов в целом становится гораздо менее утомительным. Если же учащийся не имеет остаточного зрения, то интересующую формулу он может воспринять посредством осязания с помощью специального, подключаемого к компьютеру, ноутбуку, (или даже мобильному телефону) брайлевского дисплея.

Так же, при работе с учебными пособиями весьма полезна предусмотренная в DAISY возможность навигации по страницам, абзацам, предложениям, что позволяет в любой момент найти необходимую часть текста, это значительно упрощает непосредственную работу с учебником; снижает временные затраты; позволяет избежать раздражения, вызванного необходимостью подолгу выискивать в тексте интересующие абзацы, предложения, фразы; и опять-таки благоприятно сказывается на эффективности восприятия материала.

Способов воспроизведения книг, записанных в стандарте DAISY, достаточно для того, чтобы каждый желающий смог выбрать для себя наиболее подходящий вариант. Из аппаратных средств предлагаются настольные, довольно простые в управлении устройства и специальные плееры, которые можно носить с собой.

Существуют также программные решения – DAISY- проигрыватели, которые можно установить на компьютер или на мобильный телефон.

Несмотря на все возможности, книги в формате DAISY достаточно компактны, например, на одном стандартном CD может быть записано до девяноста часов звука.

Кроме того, предлагается вариант решения довольно остро стоящей в наши дни проблемы несанкционированного копирования информации. Производители книг имеют возможность защищать свои издания от нецелевого использования путем шифрования данных с закрытым ключом. Такой метод активно использует Библиотека Конгресса США. Ключ к системе шифрования, необходимый для доступа к содержанию книги предоставляется только читателю библиотеки.

Безусловно, процесс изготовления книг в данном формате довольно трудоемок, но имеет следующие преимущества:

1. Он значительно дешевле и проще, чем изготовление бумажных книг, напечатанных рельефно-точечным шрифтом Брайля;

2. Физический объем DAISY-книги значительно меньше, чем традиционной бумажной;

3. Долговечность – в отличие от бумажных носителей или уже уходящих в прошлое магнитных лент, цифровые издания не изнашиваются, тем самым отпадает необходимость частых переизданий.

Стандарт DAISY 2 базируетсяна XHTML (Extensible Hypertext Markup Language) и SMIL (the Synchronized Multimedia Integration Language).

Более новый стандарт DAISY 3 так же базируется на языке XML (Extensible Markup Language). DAISY 3 стандартизирован Американским Национальным Институтом Стандартов ANSI/NISO Z39.86-2005.

Файлы в формате DAISY включают в себя:

1. Упаковочный файл (файл имеет расширение *.opf). Данный файл формируется из открытой структуры электронной книги. Это XML файл, содержащий метаданные, описывающие список всех файлов цифровой аудиокниги и некую сущность, определяющую порядок чтения файлов по умолчанию.

2. Файл с текстовым содержанием. Данный файл содержит текст документа в виде XML1.0, согласно специфике DTB. Файл имеет расширение *.dtd.

3. Аудиофайлы. Эти файлы могут содержать записи как синтезированной, так и живой дикторской речи. Используется широко распространенный формат mp3.

5. Файл изображений. Визуализация для обыкновенных дисплеев. Так же, используются распространенные форматы.

1. 5. Файлы синхронизации. Предназначаются для того, чтобы синхронизировать различные медиа-файлы DTB в целом в течение воспроизведения того или иного раздела. Для их создания используется стандарт SMIL2.0.

6. Файлы контроля навигации. NCX – файлы контроля навигации для XML приложений. Предназначаются для того, чтобы обозревать иерархическую структуру документа, что позволяет пользователю перемещаться по всей книге, как по большим разделам, так и по совсем маленьким (предложение, фраза, строка, вплоть до подстрочных примечаний).

7. Файлы закладок, краткого содержания, издательской рекламы.

8. Файл ресурса.

9. Файл распределения информации. Описывают соответствие каждого файла SMILL специальному медиа разделу.

Изготовление DAISY книг не требует централизованного производства. DAISY книгу можно подготовить и в условиях образовательного учреждения. Для этого будет вполне достаточно компьютера с установленным на нем специальным программным обеспечением и простейшей студии звукозаписи.

На сегодняшний день DAISY активно используется практически во всем мире, включая некоторые страны СНГ, например, Казахстан. В данном формате издаются учебники, справочники, художественная литература и даже периодика. Для чтения книг в формате DAISY существует немало как аппаратных, так и программных решений (специальные плееры или компьютерные программы). Программного обеспечения для воспроизведения и программного обеспечения для создания DAISY-книг, предназначенного для работы на разных платформах (Linux, Windows, Mac Os), достаточно, как коммерческого, так и свободного. Разумеется, по своим функциональным возможностям программы отличаются весьма значительно.

Специальные плееры эргономичны, кроме того, большинство моделей имеет ряд дополнительных полезных функций, таких как диктофон, mp3 плеер и прочее. Существует немало интернет-ресурсов, где можно найти множество литературы в формате DAISY.

В конце 2008 года в статусе ассоциативного члена в DAISY консорциум вступила Новосибирская Областная Специальная библиотека для слепых, таким образом, став первым представителем от нашей страны. Кроме Новосибирской Областной Специальной Библиотеки для слепых в той или иной степени проблемой внедрения стандарта DAISY, как универсального стандарта представления информации в виде текста и аудио, также занимается клуб незрячих пользователей компьютерной техники «Интеграция» (http://www.integr.org/).

В качестве средств воспроизведения DAISY-книг, наиболее популярных в нашей стране, стоит отметить FS Reader, входящий в поставку распространенной во всем мире программы невизуального доступа к информации на экране компьютера JAWSfor Windows. Из аппаратных средств наиболее популярен плеер PlexTalk японской компании Shinanokenshi. PlexTalk представляет собой цифровое устройство многоцелевого назначения с синтезом речи, совмещающее в себе диктофон медиа-плеер с поддержкой большого числа различных форматов, включая DAISY. Устройство весьма компактно и удобно в использовании. Именно его можно рекомендовать для использования в учебном процессе.

Список некоторых программных средств для создания и воспроизведения DAISY-книг:

Программные плееры:

1. FSReader – приложение для ОС Windows, поддерживает стандарты DAISY 2 и DAISY 3;

2. CUCAT Olearia - свободное программное обеспечение для Mac Os X;

3. AnyDaisy – расширения для популярного Интернет-браузера FireFox;

4. Dolphin Easy Reader и Easy Reader Express – коммерческоеприложениедля Microsoft Windows.

Программное обеспечение для создания DAISY-книг:

1. 1. Dolphin Publisher и Dolphin Easy Producer - коммерческиепродукты;

2. Obi –свободное open-sourse приложение, поддерживается DAISY консорциумом;

3. Tobi – так же свободное open-sourse приложение, поддерживается DAISY консорциумом;

4. MyStudioPC – продукт японской компании Shinanokenshi.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 921; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.61.119 (0.041 с.)