Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рельефные изображения и наглядные пособия

Поиск

Рельефные изображения, являясь по своей сути средством наглядности, в тифлопедагогике рассматриваются как составная часть особого вида учебной деятельности — тифлографики (специальная графика). Программой общеобразовательных школ для слепых детей чтение рельефных рисунков рассматривается как один из видов занятий по изобразительному искусству. В связи с этим методика работы с ними определяется спецификой обучения учащихся умению «читать и понимать рисунок как произведение искусства» и практическими методами обучения рисованию, лепке, аппликации. Использование рельефных изображений как средства наглядности в общеобразовательных предметах.

Рельефные изображения представляют собой большую и разнообразную группу пособий, различающихся по исходному материалу и способу изготовления, характеру используемых изобразительных средств, а также степенью обобщенности свойств предмета, структурным и композиционным построением изображения.

По способу изготовления рельефные изображения можно разделить следующим образом:

1. Матричный оттиск на пластиковой пленке;

2. Использование рельефообразующей бумаги;

3. Печать на бумаге для письма по брайлю;

4. Получаемые на мастике (прибор Семевского), на специальной пленке (прибор «Школьник»).

Способы изготовления перечислены в порядке убывания цены и износостойкости. Рельефные изображения, выполненные на пластиковой пленке, наиболее долговечны, но требуют существенных ресурсов для изготовления матриц, оттиск выполняется на промышленном оборудовании.

Для печати рельефного изображения на рельефообразующей бумаге требуется специальное устройство – термомашина и специальная рельефообразующая бумага. Рисунок предварительно подготавливается на компьютере, распечатывается на рельефообразующей бумаге с помощью обычного лазерного принтера и помещается в термомашину, где происходит образование рельефа. Недостатком такого способа изготовления рельефных рисунков является невозможность создания брайлевских подписей под элементами рисунка.

Для создания рисунка на бумаге для письма по брайлю в качестве оригинала также используется графический компьютерный файл в одном из распространенных форматов (jpeg, gif и т.д.). Печать рельефного изображения осуществляется на особом принтере; в этом случае линии изображения формируются из отдельных рельефных точек. Для изготовления рельефных рисунков таким способом рекомендуется использовать принтер TigerEmprint.

Особо следует подчеркнуть, что хотя и существует возможность печати на брайлевском принтере или в термомашине любого изображения, но в результате полезного рельефно-графического пособия может не получиться. Подготовка изображения к рельефной печати сложный процесс, требующий знания и опыта оператора. Рельефный рисунок не должен быть загроможден мелкими деталями, расстояние между элементами рисунка не должно быть меньше определенного, толщина и характер линий должны быть особо подобраны и т.д.

Основным правилом при создании рельефно-графических пособий должно быть соблюдение единства способа восприятия свойств предмета и отражения их в рисунке. Если в рисунке зрячих передаются зрительно воспринимаемые свойства натуральных предметов, то в рельефном рисунке должны быть переданы свойства предметов, воспринимаемых осязанием. А поскольку большинство слепых учащихся имеют остаточное зрение, то и рельефно-графические изображения должны дополняться цветом. Только при соблюдении данного правила пособие способно формировать адекватный осязательно-зрительный образ предмета и стать эффективным средством наглядности в учебной и коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения.

Использование рельефных изображений и наглядных пособий при обучении школьников с глубокими нарушениями зрения имеет ряд особенностей, в частности:

1. Каждый учащийся должен иметь индивидуальное пособие;

2. Преподаватель должен объяснить каждому учащемуся (и проконтролировать) правильное позиционирование пособия;

3. При необходимости, преподаватель должен показать и прокомментировать те или иные элементы пособия каждому из учащихся индивидуально.

Для изготовления наглядных пособий также могут использоваться такие пластичные материалы как, например, папье-маше, гипс, воск, пластилин. Для лучшей сохранности изделий их можно покрыть лаком и краской.

Создавая новое учебное пособие, или адаптируя существующее для использования в учебном процессе, следует учитывать следующие факторы:

1. Степень владения учащимся системой Брайля;

2. Степень владения учащимся персональным компьютером;

3. Индивидуальные особенности учащегося;

4. Технические возможности, временные и человеческие ресурсы коллектива, задействованного в процессе адаптации и подготовки учебных материалов.

Учебно-дидактическое обеспечение образовательного процесса слепых и слабовидящих, необходимое для освоения основной общеобразовательной программы состоит из:

– Для слепых: учебники по общеобразовательным дисциплинам, отпечатанные РТШ (изд-во «Репро»). Рельефно-графические пособия изд-ва «Логос». Разнообразный наглядный материал, соответствующий изучаемой теме: муляжи, макеты, объемные формы и т.п. Прибор, грифель, бумага и тетрадь для письма по Брайлю, брайлевская печатная машинка (Tatrapoint, Perkins и т.п.). Прибор для рельефного рисования и черчения. Рельефные координатные плоскости, принадлежности для рельефного черчения (линейка, циркуль, транспортир). Компьютер с установленным программным обеспечением (JAWSforWindows), брайлевский дисплей. Спортивный инвентарь. Система обозначений по математике, физике, химии и астрономии: учеб.пособие / Всерос. о-во слепых; сост. А. Г. Быков, М. И. Егоров и др.; под общ. ред. А. Г. Быкова; отв. ред. И. В. Проскуряков. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ВОС, 1982. — 450 с.: ил. Смирнов, Г. А.

– Для слабовидящих: учебники для слабовидящих изд-во «Просвещение» и тетради (для слабовидящих).Рельефно-графические пособия изд-ва «Логос». Наглядный материал, подобранный на основе методических рекомендаций, соответствующий изучаемой теме.Компьютер с установленным программным обеспечением (MAGic). Лупы, увеличительные устройства. Цифровые планшеты.

Учебно-методическое обеспечение (по школьным периодам)

 

  Слепые и слабовидящие с прогрессирующим заболеванием слабовидящие
ПО, технические средства и учебно-методический материал сроки обучения ПО, технические средства и учебно-методический материал сроки обучения
нулевой класс Подготовка к письму по Брайлю: разборная азбука, «Брайлевское шеститочие», кубик-буква, азбука в картинках, брайлевский алфавит, тетрадь, прибор, грифель. Рельефно-графические пособия изд-ва «Логос», прибор для рельефного рисования DraftsMan, прибор «Графика», «Ориентир». Трость для ориентировки слепых. По показаниям врача-офтальмолога: индивидуальное освещение рабочей поверхности, увеличительные устройства. Обучающая система IVEO Creator. Настольные и дидактические развивающие игры для слепых (шахматы, шашки, крестики-нолики, тактильное домино и т.п.). Наглядный материал, подобранный на основе методических рекомендаций. Тактильные книги. Игры для развития мелкой моторики, тактильно-осязательной чувствительности, слухового и зрительного восприятия. Диктофон. 1-2 года Рельефно-графические пособия изд-ва «Логос», прибор «Графика», «Ориентир», «Светлячок». Подставка «Сигма». Электронные увеличители, лупы. Обучающая система IVEO Creator. Диктофон. Индивидуальное освещение рабочей поверхности. Наглядный материал, подобранный на основе методических рекомендаций. Настольные и дидактические игры для слабовидящих. Игры для развития мелкой моторики, тактильно-осязательной чувствительности, слухового и зрительного восприятия. 0-1 год
Начальная школа ПО: JAWSforWindows. Тетрадь для письма по Брайлю, прибор, грифель. Диктофон. Рельефно-графические пособия изд-ва «Логос», прибор для рельефного рисования DraftsMan, прибор «Графика», «Ориентир». Трость для ориентировки слепых. По показаниям врача-офтальмолога: индивидуальное освещение рабочей поверхности, увеличительные устройства. Обучающая система IVEO Creator. Настольные и дидактические развивающие игры для слепых (шахматы, шашки, крестики-нолики и т.п.). Наглядный материал, подобранный на основе методических рекомендаций. Тренажеры и спортивный инвентарь для слепых. 4 года (в специальных школах для слепых срок обучения в начальной школе 5 лет) ПО: MAGic. Учебники и тетради для слабовидящих. Электронные увеличители, лупы. Обучающая система IVEO Creator. Индивидуальное освещение рабочей поверхности. Наглядный материал, подобранный на основе методических рекомендаций. Рельефно-графические пособия изд-ва «Логос», прибор «Графика», «Ориентир», «Светлячок». Подставка «Сигма». Диктофон. 4 года (в специальных школах для слабовидящих срок обучения в начальной школе 5 лет)
Средняя школа ПО: JAWS for Windows. Брайлевская печатная машинка (Tatrapoint, Perkins и т.п.), брайлевский дисплей. Учебники по общеобразовательным дисциплинам, отпечатанные РТШ. Тетрадь для письма по Брайлю. Рельефно-графические пособия изд-ва «Логос». Рельефные координатные плоскости, принадлежности для рельефного черчения (линейка, циркуль, транспортир). Трость для ориентировки слепых.прибор «Графика», «Ориентир». По показаниям врача-офтальмолога: индивидуальное освещение рабочей поверхности, увеличительные устройства.обучающая система IVEO Creator. Тренажеры и спортивный инвентарь для слепых. Диктофон. 5 лет ПО: MAGic. Учебники и тетради для слабовидящих. Электронные увеличители, лупы. Обучающая система IVEO Creator. Индивидуальное освещение рабочей поверхности. Наглядный материал, подобранный на основе методических рекомендаций. Диктофон. Цифровой планшет, дублирующий информацию с интерактивной доски. 5 лет
Старшая школа ПО: JAWS for Windows. Брайлевская печатная машинка (Tatrapoint, Perkins и т.п.), брайлевский дисплей. Учебники по общеобразовательным дисциплинам, отпечатанные РТШ. Тетрадь для письма по Брайлю. Рельефно-графические пособия изд-ва «Логос». Рельефные координатные плоскости, принадлежности для рельефного черчения (линейка, циркуль, транспортир). Трость для ориентировки слепых. По показаниям врача-офтальмолога: индивидуальное освещение рабочей поверхности, увеличительные устройства (см. раздел технические устройства). Тренажеры и спортивный инвентарь для слепых. Диктофон. 2 года ПО: MAGic. Учебники и тетради для слабовидящих. Электронные увеличители, лупы. Индивидуальное освещение рабочей поверхности. Наглядный материал, подобранный на основе методических рекомендаций. Диктофон. Цифровой планшет, дублирующий информацию с интерактивной доски 2 года

 

Требования, предъявляемые к кадровому обеспечению образовательного процесса детей с нарушением зрения
1.Наличие в образовательном учреждении специалистов, прошедших подготовку по тифлопедагогике, обучению слепых детей (в т.ч. системе Брайля), сопровождению незрячих детей: – учителя, – учитель-дефектолог (тифлопедагог) (владеющий: системой Брайля, обучением слепых детей ориентированию и мобильности), – педагог-психолог (тифлопсихолог); – учитель-логопед; – социальный педагог, - педагоги дополнительного образования. 2.Врач-офтальмолог, медсестра-ортоптистка.

5. Методические рекомендации по применению специальных технических средств обучения коллективного пользования детьми с нарушениями зрения

В этом разделе дан краткий обзор некоторых компьютеризированных устройств, которые могут быть использованы в процессе обучения детей с глубокими нарушениями зрения в качестве средств коллективного пользования. Эти устройства можно разделить на две группы:

1. Устройства рельефно-точечной печати текстовой информации;

2. Устройства печати рельефных рисунков.

Такие устройства используются не учащимися, а специалистами, ответственными за изготовление специализированных учебных материалов. Для работы с оборудованием, описанном в этом разделе, необходима специальная подготовка.

Рассмотрим подробнее некоторые устройства, которые могут быть использованы в организации учебного процесса для детей с глубокими нарушениями зрения.

Брайлевские принтеры (Embosser) – это чрезвычайно полезные в учебном процессе устройства. С помощью брайлевского принтера можно распечатать учебный материал, необходимые рельефные рисунки и схемы, раздаточный материал и т.д. В российских школах для печати текстовой информации уже около двадцати лет используются принтеры шведской компании Index Braille (http://www.indexbraille.com). В настоящее время применяются модели:

1. Basic-S;

2. Basic-D;

3. Everest 4X4 PRO.

Это печатающие устройства третьего поколения, имеющие USB порт, сетевой порт (TCP/IP), дуплексный порт Centronics и поддерживающие стандарт Plug and Play. Модели Basic-D/S третьего поколения выпускаются с октября 2002, а Everest 4X4 PRO – с марта 2003. Все эти принтеры хорошо себя зарекомендовали в специальных школах и являются незаменимыми при распечатке текстовой информации.

В 2011 году на российский рынок вышли принтеры четвертого поколения от компании Index Braille. Наиболее мощный из них - Braille Box может стать весьма полезным для специальных и инклюзивных школ и других организаций, в которых возникает необходимость малотиражного издания материалов рельефно-точечным шрифтом Брайля. Среди отличительных особенностей этого устройства можно отметить следующие:

· Высокая скорость печати (900 страниц в час);

· Улучшенное качество Брайля;

· Одновременная печать на двух сторонах листа;

· Латок для бумаги вмещает 400 страниц;

· Низкий уровень шума.

Вторая, менее производительная модель - это принтер Everest-D V4. Это новейший принтер компании Index Braille. Он совмещает в себе лучшие качества таких, хорошо зарекомендовавших себя, моделей, как Everest-D и 4X4. Everest-D V4 имеет всю функциональность 4X4 PRO для печати в газетном формате плюс гибкую концепцию модели Everest-D.

Everest - DV4 может использовать обычную бумагу для плоского письма. Но надо учитывать, что тексты, напечатанные на такой бумаге, будут очень быстро приходить в негодность. Также можно печатать на пластике или тонком металле для создания долговечных оттисков.

Ключевыми особенностями этого принтера являются:

· Высокое качество брайлевских точек;

· Одновременная печать на двух сторонах листа;

· Податчик бумаги на 50 листов;

· Возможность печати на стандартной бумаге;

· Скорость печати 300 страниц в час;

· Автоматическое разбиение документа для брошюровки брайлевских книг;

· Максимальное количество символов в строке 48;

· Тактильное графическое разрешение до 50 точек на дюйм;

· Уровень шума: 80 дБ (A) (<65 дБ (А) с шумопоглощающим шкафом).

Для удобства эксплуатации рекомендуется использовать в специальном шумопоглащающем шкафу. Такой шкаф обеспечивает не только понижение уровня шума, но и защиту от пыли, вентиляцию и прием отпечатанных листов.

Хотя у принтеров IndexBraille и существует режим печати графики, но эти принтеры хороши только для печати текстовой информации, высококачественных рельефных изображений с их помощью не изготовить. Акцент на печать рельефной графики имеют принтеры Tiger, выпускаемые американской компанией ViewPlus (http://www.viewplus.com). Принтеры Tiger поставляются вместе с программным обеспечением того же названия.

Tiger - это графические рельефные принтеры. То есть, в основе их работы – графический способ печати, как и у всех современных принтеров.

Традиционно брайлевский принтер запрограммирован так, чтобы принимать строго определённые ANSI-символы и отображать их на бумаге при помощи строго определённых комбинаций точек. Причём расположение точек и расстояние между ними задаются заранее. Подготовка текстов к распечатке на таком принтере обычно требует особого программного обеспечения. А сочетать текст и графику на одной странице практически невозможно.

Принтеры семейства Tiger умеют делать точки разной высоты в зависимости от цвета. При подготовке графики к рельефной печати высота точек автоматически соотносится с интенсивностью цвета. Чем ярче и интенсивнее цвет, тем выше данный участок рельефного изображения. Принтеры Tiger печатают рельефные рисунки с разрешением 20 точек на дюйм. Этого вполне достаточно для хорошего рельефного рисунка.

Обычный брайлевский текст также рассматривается принтером как графика. То есть, брайлевский шрифт - это не что иное, как стандартный шрифт, символы которого состоят из точек. Если текст, подготовленный для такого принтера распечатать на обычном принтере, то вместо брайлевских точек на бумаге будут обычные, плоскопечатные точки. Верно и обратное: если на принтеры Tiger отправить текст, набранный плоским шрифтом, то на выходе мы получим рельефное изображение соответствующих плоскопечатных букв. Если шрифт сделать достаточно крупным, то эти буквы вполне можно воспринимать тактильно. Таким образом, незрячему учащемуся можно наглядно показать очертания плоскопечатных букв и различных шрифтов. Настоятельно рекомендуется как можно шире использовать эти принтеры в учебном процессе для подготовки разнообразных рельефно-графических пособий.

Надо отметить, что программное обеспечение Tiger лучше всего подходит для зрячего человека, которому требуется подготовить материал для незрячих. Например, преподаватель может сделать распечатку для незрячего ученика, и с этой распечаткой будет легко и удобно работать. Драйверы и программное обеспечение принтеров полностью локализованы. Программное обеспечение позволяет готовить к распечатке тексты из Microsoft Word и других программ MS Office. Однако при работе с приложениями, не входящими в Microsoft Office, пока возникают трудности.

Говоря об общих особенностях принтеров Tiger, следует отметить, что они не очень требовательны к бумаге. С их помощью можно печатать даже на обычной бумаге для лазерных или струйных принтеров. Для этого достаточно выставить силу удара при теснении, дающую наилучшие результаты именно на такой бумаге. Существует 25 уровней силы теснения, так что в любом случае можно легко подобрать оптимальный.

Особенностью принтеров Tiger является возможность совмещать текст и картинки на одной странице, а также лёгкость в подготовке рельефных материалов. Это очень удобно для преподавателей школ, работников библиотек и для всех, кому нужно быстро готовить рельефно-графические пособия.

В российских специальных школах для детей с глубокими нарушениями зрения получил распространение принтер Tiger Emprint этой линейки. Основным преимуществом этого принтера является возможность совмещения рельефной и цветной печати. Т.е. рисунок, изготавливаемый этим принтером, является одновременно рельефным и цветным, что очень полезно для детей с остаточным зрением. Но использовать его для печати текстов неудобно, так как в этом принтере нет двусторонней печати, и работает он только с бумагой формата A4.

Таким образом, можно сделать вывод, что для печати текстовой информации эффективнее использовать принтеры Index, а для изготовления рельефных рисунков принтеры линейки Tiger. Т.е. предпочтительнее иметь в учебном заведении хотя бы два принтера, которые выполняя различные функции, дополняли бы друг друга.

Очень полезным может быть также устройство создания рельефной графики PIAF. Оборудование подобного типа иногда называют термомашинами. PIAF позволяет создавать тактильные изображения на специальной бумаге. При помощи нагрева, изображение на этой бумаге становится выпуклым.

Процедура подготовки рельефного изображения состоит из трех этапов:

1. На компьютере в любом графическом редакторе подготавливается изображение;

2. Подготовленное изображение распечатывается на специальной бумаге на встроенном в PIAF лазерном принтере;

3. Бумага подвергается равномерному нагреву и там, где была краска, происходит образование рельефа.

Технические характеристики:

· Встроенный температурный контроль;

· Ручная настройка температуры;

· Формат бумаги до A3;

· Использует одинарные листы специальной бумаги SwellTouch;

· Звуковой индикатор позволяет узнать, когда вставить следующий лист;

· Лампа: кварц галоген (750Вт).

Недостатком такого способа изготовление рельефно-графических пособий является невозможность совмещения на одном листе рельефного изображения и брайлевского текста, а также весьма высокая цена специальной бумаги.

Следует обратить особое внимание на процедуру подготовки изображения на компьютере. Далеко не всякое изображение можно превратить в рельефно-графическое пособие. Необходимо, чтобы рисунок отвечал многим требованиям, например, отсутствие мелких деталей, разнесение элементов рисунка на достаточное расстояние, характер линий и т.д. Чтобы подготовить хороший рельефный рисунок, надо обладать специальными знаниями и опытом.

6. Методические рекомендации по применению специальных технических средств обучения индивидуального пользования детьми с нарушениями зрения

В этом разделе дан краткий обзор некоторых компьютеризированных устройств, которые могут быть использованы в процессе обучения детей с глубокими нарушениями зрения в качестве индивидуальных принадлежностей. Принцип действия всех этих устройств основан на преобразовании визуальной информации в доступные для незрячего учащегося формы:

1. Визуальная информация преобразуется в речь (программы невизуального доступа к информации, синтезаторы речи и читающие устройства);

2. Визуальная информация преобразуется в рельефно-точечный шрифт Брайля (брайлевские дисплеи и брайлевские принтеры в сочетании со специальным программным обеспечением, тифлокомпьютеры);

3. Информация, оставаясь визуальной, увеличивается, изменяет контрастность и цвета (программы увеличения изображения на экране компьютера, автономные видео увеличители).

Подобная классификация достаточно условна, т.к. синтезаторы речи и брайлевские дисплеи бесполезны без программ невизуального доступа, тифлокомпьютеры можно отнести и к первому и ко второму классу, а программы увеличения изображения на экране, как правило, одновременно имеют возможность озвучивания увеличиваемого текста синтезатором речи. Ниже приведены краткие описания устройств и программ каждого из этих трех классов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1810; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.90.184 (0.012 с.)