Способы разгонки/вгонки текста



Разгонку и вгонку текстового материала (т. е. искусствен­ное увеличение или уменьшение объема текста) часто ис­поль­зуют при верстке журналов, бюллетеней, газет, там, где заранее известна площадь, на которой должны разместиться все материалы.

Если материала набралось больше, чем места под него, необходимо попытаться отредактировать текст, удаляя лиш­ние строки. Особое внимание при этом следует обратить на концевые строки абзацев, имеющие одно — два слова. Это можно сделать, изменив порядок (место) переносов, что приведет к нужному переформатированию абзаца. При этом недопустимо использование обрывов строки и жестких переносов. Затем можно локально изменить кернинг для нескольких строк (не более ±0,02) или интерлиньяж для всего текста. Возможно изменение интерлиньяжа для отдельных глав, особенно больших по объему. Можно также изменить на полпункта кегль шрифта или ширину символов (устано­вить масштаб 95%). Это позволяет внести на полосу больше строк и избавиться от висячих строк. Изменение отбивок для заголовков пропорционально сверху и снизу, не меняющее общего вида заголовка (не более 10% от величины отбивок) также может дать положительный результат.

Для разгонки материала рекомендуется выполнить дей­ствия в той же последовательности, при этом увеличивая соответствующие параметры.

Уменьшение или увеличение ширины или высоты полосы часто приводит к полному изменению макета, что влечет за собой переверстку всего издания. Если этот метод все же оказывается единственно возможным, рекомендуется в на­строй­ках настольной издательской системы включить функ­ции, регулирующие настройку макета.

Проверка правильности верстки

После компьютерной верстки необходимо проверить ее пра­вильность. Это выпол­няет­ся в следующей последова­тель­ности.

1. Проверяется последовательность чередования колон­цифр и наличие их на всех страницах. На страницах, на кото­рых колонцифры обычно не ставятся, выделяют их обводкой, чтобы убрать перед печатью. Одновременно с этим следует проверить единообразие гарнитуры, кегля и начертания ко­лон­цифр, расположение и отбивок их от текста.

2. Проверяется качество набора и верстки текста, а именно: спуски на начальных полосах; наличие висячих строк, разре­жен­ных или сжатых строк сверх оговоренных в специальной инструкции пределов; размер концевых полос.

3. Правильность отбивок (пробелы в тексте); одиночные предлоги и союзы в конце строки; отрыв одиночных букв-сокращений от смыслового продолжения, инициалов имен и отчеств от фамилий персоналий; разрыв составных графичес­ких сокращений (например, и т. д., и т. п., и др.); отрыв знаков §, % и т. п. от цифр, к которым они относятся; разрыв диапазона числовых значений; отрыв чисел в цифровой фор­ме от полных или сокращенных названий, относящихся к ним. Проверяют количество подряд идущих переносов; дове­де­ние текста на всех полосах, кроме концевых, до установ­лен­ной нижней границы поля набора; при многоколонной верстке — сбалансированность колонок по заполненности текстом.

4. Отслеживаются однородность внутритекстовых выделе­ний; изменения сверх оговоренного в специальных инструк­циях параметров отбивок и интерлиньяжа текста (заголовков разных уровней и т. п.); переносы в заголовках любых уровней; отсутствие точек в конце заголовков; однородность форматирования заголовков и основного текста.

5. Затем следует обратить внимание на линейки или отбив­ки над сносками (привязку, правильность набора по шрифту, формату, размер и единообразие отбивок от текста).

6. Проверяют иллюстрации и подрисуночные подписи (по­сле­­довательность по номерам, привязку к тексту, единообра­зие отбивок от текста и подрисуночных подписей); таблицы (последовательность, нумерацию, привязку, единообразие оформления, отбивки от текста).

7. На последнем этапе оценивают эстетическую сторону композиции полос и разворотов.

После того, как все просмотрено и исправлено, сверяют оглавление (содержание) с заголовками.

Выводы. Наличие в тексте иллюстрационного материала де­лает издание более наглядным, понятным и красочным. Иллю­страции часто помогают выразить тематическую на­прав­ленность издания, а в некоторых публикациях (реклам­ных буклетах, брошюрах, афишах и т. п.) являются главными элементами. Однако неправильно заверстанные иллюстрации могут ухудшить качество публикации. Поэтому применение той или иной настольной издательской системы часто зави­сит от ее возможностей по обработке и заверстыванию иллю­страционного материала.

Ключевые понятия: иллюстрационные элементы, иллю­стра­цион­ные таблицы, сетка-указатель, авторские оригиналы иллюстраций, издательские оригиналы иллюстраций, разгон­ка и вгонка текстового материала.

Вопросы и творческие задания

1. Перечислите основные требования к иллюстрациям, ко­то­рые будут использоваться при верстке издания. Что влияет на выбор размера иллюстраций?

2. Перечислите основные правила заверстывания иллю­стра­ций.

3. Для чего используется вгонка/разгонка заверстанного материала?

4. Перечислите основные способы вгонки/разгонки и поря­док их выполнения.

5. Выполните верстку документа, в котором иллюстра­ционный материал будет занимать ведущее место. Обоснуйте выбор иллюстраций и шрифтового оформления.

6. Выполните проверку правильности верстки ранее свер­стан­ного документа.

 

Литература

Айриг, С. Подготовка цифровых изображений для печати / С. Айриг, Э. Айриг; пер. с анг. — Мн.: Попурри, 1997. — 192 с.

Герчук, Ю. А. Художественная структура книги / Ю. А. Гер­чук. — М.: Книга, 1984. — 430 с.

Гиленсон, П. Г. Справочник художественного и техничес­ко­го редакторов / П. Г. Гиленсон. — М.: Книга, 1988. — 526 с.

Маркус, В. А.Нормативные материалы по издательскому делу / В. А. Маркус. — М.: Книга, 1987. — 480 с.

Мильчин, А. Э.Справочник издателя и автора. Редакцион­но-издательское оформление издания / А. Э. Мильчин, Л. К. Чельцова. — М.: Олимп, 1999. — 688 с.

Рудер, Э.Типографика: руководство по оформлению / Э. Ру­дер. — М.: Книга, 1982. — 286 с.

Херлберт, А. Сетка: Модульная система конструирования и производства газет, журналов, книг / А. Херлберт; пер. с анг. — М.: Книга, 1984. — 107 с.

ГОСТ 5773–90. Издания книжные и журнальные. Форма­ты.

ГОСТ 7.62–90. Знаки для разметки оригиналов и исправле­ния корректурных и пробных оттисков. Общие требования.

ОСТ 29.124–94. Издания книжные. Общие технические усло­вия.

ОСТ 29.125–95. Газеты. Общие технические требования.


СПОСОБЫ И ВИДЫ ПЕЧАТИ ПОЛИГРАФИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ

 

Основные вопросы

1. Технология высокой печати.

2. Технология глубокой печати.

3. Офсетная печать.

4. Специальные способы печати.

Цель. Изучение технологий печати, общих принципов работы специального печатного оборудования, знакомство со специальными способами печати.

Технология высокой печати

 

Технология высокой печати своими корнями уходит в IX век, однако и в настоящее время этот способ изготовления печатных форм знаком нам с детства. Многие помнят маленькие детские печати с незамысловатыми рисунками цветов, фигурками животных и т. д. Со всевозможными видами печатей и штампов мы повсеместно сталкиваемся в нашей деятельности. Промышленное изготовление форм высокой печати для воспроизведения репродукций с гравюр, акварельных изображений и других видов печатной продук­ции в большом тираже значительно отличается от изготовле­ния примитивных штампов.

При высокой печати строкоотливные наборные машины (линотипы и интертипы) набирают текст в виде монолитных металлических строк с рельефной печатающей поверх­ностью. Каждая такая машина состоит из клавиатуры, мага­зи­на и отливного и разборочного аппаратов. Из матриц букв составляются строки, которые затем переносятся в отливной аппарат и заливаются расплавленным металлом. Перед отливанием строки механически выполняется ее выключка, т.е. приведение к заданной длине при помощи пробельных пластинок — шпаций.

Буквоотливная наборная машина (монотип) состоит из клавиатурного и отливного аппаратов. В отливном аппарате, где имеются матрицы для всех букв, по бумажной ленте автоматически отливается набор.

Иллюстрационная часть издания при высокой печати воспроизводится с помощью специальных форм высокой печати — клише. Эти твердые печатные формы изготавли­вают­ся ручным, фотомеханическим и электромеханическим способами.

В зависимости от характера изображения клише могут быть штриховыми, полутоновыми и комбинированными. Штриховые клише применяются для воспроизведения рисун­ков, выполненных пером, рукописного текста, чертежей, графиков и других аналогичных оригиналов. Для передачи фотоснимков, рисунков и других изображений, содержащих разные уровни серого цвета, применяются полутоновые и комбинированные клише. Для передачи полутонов изображе­ние на иллюстрации фотографическим методом разбивают на отдельные точки (растр), размер которых изменяется в зависимости от интенсивности воспроизводимого тона в том или ином месте.

При изготовлении многотиражной продукции формы высо­кой печати изнашиваются и их приходится восстанав­ливать. Поэтому широко применяются копии печатных форм, так называемые стереотипы, которые изготавливают мето­да­ми гальванопластики, литья и прессования.

Машины для высокой печати делятся на три категории: тигельные, плоскопечатные и ротационные.

Тигельная машина имеет две щеки: талер, на котором за­креп­ляется печатная форма, и тигель, удерживающий бумагу. При последовательном раздвижении и соединении щеки красочные валики накатывают краску на всю открытую по­верх­ность формы, а затем прижимаются к бумаге. Плоскопе­чат­ная машина (изобретенная раньше тигельной) названа так потому, что печатная форма в ней устанавливается на плос­кий талер. Плоскопечатная машина может быть однокрасоч­ной, двухкрасочной или двухсторонней.

На ротационной печатной машине запечатываемая бумага проходит между цилиндрической печатной формой (форм­ным цилиндром) и печатным цилиндром. Для такой машины требуется стереотип, которому можно было бы придать фор­му, соответствующую форме поверхности печатного цилин­дра.

Ротационные печатные машины делятся на секционные и планетарные (с одним общим печатным цилиндром), а также на листовые и рулонные. Рулонные машины печатают на непрерывно подаваемом бумажном полотне, которое уже пос­ле печатания разрезается на отдельные листы. Производи­тель­ность ротационных машин, как правило, выше, чем у плоскопечатных.

В секционной ротационной машине для каждого печа­таемого цвета предусматриваются свои красочный аппарат, формный цилиндр и печатный цилиндр. Если, например, машина четырехкрасочная, то в нее входят четыре такие пе­чат­ные секции. Бумага проходит все четыре секции последо­вательно.

В планетарной же ротационной машине вокруг одного общего печатного цилиндра расположено до пяти (по числу печатаемых цветов) красочных аппаратов и столько же форм­ных цилиндров. Бумажное полотно, протягиваемое вращаю­щим­ся печатным цилиндром, проходит от одного формного цилиндра к другому, и каждый из них дает свой оттиск до полного завершения цикла печатания.

Технология глубокой печати

 

Технология глубокой печати существенно отличается от высокой, т. к. пробельные элементы форм глубокой печати находятся выше печатающих. Это процесс печатания с сото­вых красочных ячеек, химически вытравленных вглубь от поверхности медного, чугунного, стального или алюминие­вого цилиндра. На один квадратный сантиметр площади ци­линдрической поверхности металлической печатной формы приходятся тысячи таких ячеек. Для передачи более насы­щенных краской участков изображения эти углубления боль­ше, а для более светлых — меньше. На форму наносится краска жидкой консистенции, которая при контакте с бума­гой переносится на ее поверхность. Перед контактом краска с пробельных участков формы снимается специальной тонкой ножеподобной стальной пластиной, называемой ракелем.

Промежуточными элементами между оригиналами и печатной формой являются фотографические диапозитивы, изготовляемые так же, как и для офсетных форм. Перенос фотографического изображения с фотопленки на формный цилиндр осуществляется с использованием светочувстви­тель­ного промежуточного слоя, который называют резистом.

Электронное гравирование, в отличие от подготовки форм­но­го цилиндра глубокой печати, состоит только из двух эта­пов: фотографирования и гравирования. Оригинал фотогра­фи­руется, а изображение, полученное на фотопленке, скани­рует­ся фотоэлектронным устройством. Электронные импуль­сы, возникающие при сканировании, управляют резцом, который создает на поверхности цилиндра ячейки разной глубины.

После травления или гравирования поверхность формного цилиндра глубокой печати для увеличения его срока службы покрывается слоем хрома. Затем цилиндр монтируется в печатной машине. Машина глубокой печати не имеет краскоподающей, накатной и раскатной систем. Ее формный цилиндр при вращении частично погружен в резервуар с жидкой краской. Избыток краски удаляется с его поверх­ности ракельным механизмом, так что краска остается только на заглубленных участках изображения. После этого цилиндр приводится в контакт с бумагой для печатания.

Офсетная печать

 

Офсет — наиболее современный вид печати, который в значительной степени вытеснил все другие способы печати. Офсетные печатные машины обладают высокой производи­тель­ностью, поэтому экономически невыгодны малотираж­ные издания.

Процессы офсетной печати существенно отличаются от описанных выше процессов высокой печати. При офсетной печати необходимо фотографическое преобразование изобра­же­ния набранного материала в прозрачное изображение на пленке. Выполненный шрифтовой набор сначала фотогра­фи­руется. Затем полученный пленочный негатив используется как диапозитив для переноса изображения набора на форм­ный материал, покрытый светочувствительным слоем.

Современные фотонаборные машины — это высокоско­рост­ные устройства с электронно-лучевой трубкой, не имею­щие деталей, которые совершали бы механическое движение во время набора. В таких установках все знаки хранятся в форме шрифтовых комплектов в памяти компьютера. Когда они вызываются вводимой перфолентой или магнитной лен­той, компьютер выводит их на экран монитора. С помощью оптической системы знаки моментально регистрируются на фотоматериале. Кегль шрифта регулируется электронными средствами, производительность может составлять от 100 до 10 000 знаков в секунду в зависимости от требуемого каче­ства печати.

По завершении набора экспонированный фотоматериал (пленка или бумага) остается в светонепроницаемой кассете. Фотопленка проходит химическую обработку в темном поме­щении, и полученный негатив непосредственно используется для изготовления печатной формы. На фотобумаге же после обработки получаются гранки текста, подобные пробному оттиску.

Оригиналами для копирования при изготовлении печатных форм офсетной печати служат прозрачные фотографические изображения (на фотопленке) текста, репродуцируемых оттис­ков, фотоснимков, иллюстраций и всех других материа­лов, которые требуется представить в печатном виде. Для получения таких промежуточных оригиналов применяются репродукционные фотоаппараты.

При изготовлении печатных форм используются репродук­ционные оригиналы трех видов: штриховые, полутоновые и цветные. Штриховые оригиналы, подобно штриховым клише для высокой печати, содержат лишь линии и темные участки без полутоновых градаций. Они служат для воспроизведения репродуцируемых оттисков, фотонаборных гранок на бумаге, графиков, рисунков пером и пр. Полутоновые же офсетные оригиналы, как и полутоновые клише высокой печати, содержат до 30–45 переходов тона от насыщенного до нуле­вой плотности.

При изготовлении штрихового или полутонового репро­дуци­руемого оригинала-макета обычно выполняется фото­монтаж. Все штриховые оригиналы наклеиваются на листы плотной бумаги в том положении, в каком они должны быть на окончательно запечатанном листе. Результатом такой операции, аналогичной постраничной верстке текста в случае металлического набора, является смонтированный оригинал-макет всего типографского заказа. Этот оригинал-макет фото­графируется как единое целое.

Воспроизведение полутоновых оригиналов осуществляет­ся с помощью полутонового растра. Затем штриховые и полутоновые негативы совмещают по соответствующей схе­ме спуска так, чтобы впоследствии они оказались в правиль­ном положении на запечатанном листе бумаги. После этого негативы переносятся на монтажный лист, который ста­новит­ся носителем всех негативов, используемых при изготовле­нии офсетных печатных форм.

Цветной оригинал труднее воспроизвести, чем штриховой и полутоновый, т. к. для этого требуется цветоделение. Цвета субтрактивного смешения — синий, зеленый и красный — образуются при наложении друг на друга соответственно голубого и пурпурного, голубого и желтого, пурпурного и желтого. Чтобы точно воспроизвести требуемый цвет, напри­мер зеленый или оранжевый, нужно точно воспроизвести соотношение в нем трех цветовых составляющих — желтого, голубого и пурпурного. Это достигается при помощи трех цветоделительных светофильтров, каждый из которых про­пус­кает на черно-белую фотопленку только свет, соответст­вую­щий его цвету. Затем такую же смесь цветов воспроиз­водят на бумаге путем последовательного наложения желтой, синей и красной красок с трех разных печатных форм. Как правило, добавляют еще и четвертую форму — для черного цвета, что позволяет увеличить диапазон плотности и повысить четкость на участках тени.

Офсетные печатные формы обычно изготовляются из металлической фольги толщиной 0,01–0,05 мм. Существуют два основных типа таких форм — поверхностные и глубокий офсет. Поверхностные формы — это действительные формы плоской печати: их печатающие участки расположены на одном уровне с непечатающими. Поверхностные формы обыч­но применяются в тех случаях, когда тираж не пре­вышает 45 000.

Формы глубокого офсета обрабатываются так же, как и поверхностные, но их непечатающие участки заглубляются химическим травлением. Благодаря этому такие формы более тиражеустойчивы, чем поверхностные, и выдерживают до 500 000 оттисков.

Машины плоской офсетной печати делятся на плоско­пе­чат­ные и ротационные. Ротационные машины по виду запе­ча­ты­ваемого материала (бумаги) подразделяются на листо­вые и рулонные. По конструкции многих узлов и красочных аппаратов офсетные машины аналогичны машинам высокой печати. Основная же их отличительная особенность — нали­чие офсетных передаточных цилиндров, которые переносят изображение с формы на бумагу, и увлажняющих аппаратов, которые наносят на пробельные элементы тонкий слой увлажняющего раствора.

Листовая офсетная машина может быть однокрасочной и многокрасочной. Порядок наложения красок определяется кон­кретной спецификацией заказа. Чаще всего они наклады­ваются в таком порядке: желтая, красная, синяя, черная. Печатание осуществляется при прохождении бумажного по­лот­на между секциями с красками и передаточными цилин­драми отдельных секций.

Специальные способы печати

 

Наряду с тремя основными способами (высокая, офсетная и глубокая печать) в полиграфии применяется ряд других видов печати.

Трафаретная печать широко известна не только в поли­гра­фии. Изготовленный вручную или фотомеханическим спо­собом трафарет накладывается на густую сетку из шелка, нейлона или нержавеющей стали, натянутую на деревянной рамке. На плоскую поверхность помещают бумагу или другой материал для запечатывания, а сверху устанавливают деревянную рамку с сеткой так, чтобы сетка и трафарет вплотную прилегали к запечатываемому материалу. Затем по трафарету резиновым валиком прокатывают густую краску. Там, где в соответствии с печатаемым изображением краска проходит через трафарет, она просачивается и сквозь сетку на запечатываемый материал.

Трафаретная печать отличается универсальностью. Она пригодна для печатания на самых разнообразных материалах, от стекла и металлов до дерева и тканей. К тому же такой процесс позволяет наносить толстые слои краски. Описанный выше ручной процесс трафаретной печати может быть механизирован с использованием плоскопечатных листовых или рулонных машин, которые дают от 200 до 6000 оттисков в час.

Фототипия обеспечивает воспроизведение оригинала с вы­сокой точностью, но пригодна она в основном для мало­тиражной продукции. Существуют два варианта фототипии: один с очень густой сеткой для достижения исключительной четкости и тоновых градаций, а другой — с плавными переходами тона, без полутонового растра и без полутоновых точек.

В первом варианте на печатную форму, покрытую спе­циальным желатином, экспонируют негатив через сетку-растр. В светлых местах желатин задубливается под дей­стви­ем света и становится водоотталкивающим, но легко смачи­вает­ся краской. Изготовленная форма сушится, изгибается и закрепляется на формном цилиндре печатной машины. Здесь она увлажняется валиками увлажняющего аппарата, и кра­соч­ное изображение переносится на передаточный цилиндр, а с него — на бумагу, закрепленную в захватах печатного цилиндра.

Во втором варианте фототипии отпадает необходимость в полутоновых градациях, создаваемых растром. Стеклянная пластинка покрывается связующим веществом и раствором желатина с бихроматом, а затем ее экспонируют через пле­ноч­ный негатив. На освещенных участках желатин задуб­ли­вается пропорционально интенсивности проходящего через негатив света. После экспонирования пластинку промывают в водном растворе глицерина; при этом незадубленные участ­ки разбухают сильнее задубленных, вследствие чего происхо­дит изменение поверхности фототипного слоя и формирова­ние пробельных и печатающих элементов, которые создают полную иллюзию тонового изображения на оттиске.

Рельефное красочное тиснение — это специальный способ печати, при котором участки бумаги, покрытые краской, оказываются выпуклыми. Он применяется для печатания высококачественных пригласительных билетов, фирменных бланков, визитных карточек.

Воспроизводимый печатный материал должен быть выгра­ви­рован. На выгравированную форму наносится краска, а ее излишек удаляется, чтобы краска оставалась только в углуб­ле­ниях формы. Затем на форму накладывается запечатывае­мая бумага, а сверху — другая форма, выпуклости которой точно соответствуют углублениям первой. При натиске бума­га одновременно запечатывается и приобретает рельефность.

Метод выпуклой печати тоже дает рельефную печать, но он технически проще. При выходе запечатанного листа из ма­ши­ны высокой печати на свежую краску наносится по­ли­мерный порошок и бумажный лист вводится в нагре­ватель­ное устройство. Полимер при нагревании вызывает разбуха­ние краски, в результате чего запечатанная поверхность ока­зывается приподнятой. Хотя качество полученной продукции ниже, чем при методе рельефного красочного тиснения, это с лихвой компенсируется универсальностью, простотой и де­шевизной метода выпуклой печати.

Выводы. Знания основных способов печати и технологий изготовления печатных форм необходимы как для разработки проекта оформления планируемого издания, так и для пра­виль­ного подбора шрифтового и иллюстрационного материа­ла. Все описанные способы печати достаточно дорогие. Спрос на печатную продукцию всегда был большим. В на­стоя­щее время резко возросли потребности на изделия опера­тив­ной полиграфии — рекламные проспекты, визитки, фир­мен­ные бланки, конверты и т. п. Поэтому повсеместно ведут­ся работы по удешевлению существующих способов печати и разработки оборудования для малотиражной качественной печати.

Ключевые понятия: высокая, низкая и офсетная печать, тигельные, плоскопечатные и ротационные машины высокой печати, строкоотливные наборные машины (линотипы и интер­типы), буквоотливные наборные машины, трафаретная печать, выпуклая печать, рельефное красочное тиснение, фо­то­типия, трафаретная печать.

Вопросы и творческие задания

1. Опишите характерные особенности различных способов печати.

2. Перечислите способы специальной печати. Какие из них наиболее отвечают задачам оперативной полиграфии?

3. Составьте и заполните следующую таблицу.

 

Вид изобразительного искусства Предпочтительный способ воспроизведения
   

       
 
 
   

ЛИТЕРАТУРА

 


1. Айриг, С. Подготовка цифровых изображений для печати / С. Айриг, Э. Айриг; пер. с анг. — Мн.: Попурри, 1997. — 192 с.

2. Вовк, Е. Т. Pagemaker 6.5. Самоучитель / Е. Т. Вовк. — 2-е изд., испр. и доп. — Мн.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2001. — 320 с.

3. Герчук, Ю. А. Художественная структура книги / Ю. А. Герчук. — М.: Книга, 1984. — 430 с.

4. Гиленсон, П. Г. Справочник художественного и техни­чес­кого редакторов / П. Г. Гиленсон. — М.: Книга, 1988. — 526 с.

5. Искусство шрифта. Работы московских художников кни­ги. 1959–1974. — М.: Книга, 1977. — 401 с.

6. Капр, А. Эстетика искусства шрифта / А. Капр. — М.: Книга, 1979. — 124 с.

7. Костюхина, Л. М. Книжное письмо в России XVII в. / Л. М. Костюхина. — М.: Государственный исторический му­зей, 1974. — 228 с.

8. Маркус, В. А.Нормативные материалы по издательскому делу / В. А. Маркус. — М.: Книга, 1987. — 480 с.

9. Мильчин, А. Э.Справочник издателя и автора. Редак­цион­но-издательское оформление издания / А. Э. Мильчин, Л. К. Чельцова. — М.: Олимп, 1999. — 688 с.

10. Настольные издательские системы: учебное пособие / Х. Хиндерлитер. — ПРИНТ-МЕДИА центр, 2006. — 205 с.

11. Проненко, Л. И. Каллиграфия для всех / Л. И. Пронен­ко. — М.: Книга, 1990. — 248 с.

12. Рудер, Э.Типографика: руководство по оформлению / Э. Рудер. — М.: Книга, 1982. — 286 с.

13. Семченко, П. А. Основы шрифтовой графики / П. А. Сем­чен­ко. — Мн.: Выш. шк., 1977. — 96 с.

14. Тайц, Александра А. Adobe PageMaker 6.5 / А. А.Тайц, А. М. Тайц. — СПб.: BHV — Санкт-Петербург, 1998. — 852 с.

15. Тайц, Александр М. Adobe PageMaker 7.0 / А. М. Тайц, А. А. Тайц. — СПб.: BHV — Санкт-Петербург; Дюссель­дорф; Киев; М., 2002. — 784 с.

16. Тоотс, В. Современный шрифт / В. Тоотс. — М.: Кни­га, 1966. — 269 с.

17. Херлберт, А. Сетка: Модульная система конструирова­ния и производства газет, журналов, книг / А. Херлберт; пер. с анг. — М.: Книга, 1984. — 107 с.

18. Шицгал, А. Г.Русский типографский шрифт. Вопросы исто­рии и практика применения / А. Г. Шицгал. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Книга, 1985. — 255 с.

19.ГОСТ 5773–90. Издания книжные и журнальные. Фор­ма­ты.

20. ГОСТ 7.53–86. Издания. Международная стандартная нумерация книг.

21. ГОСТ 7.56–89. Издания. Международная стандартная нумерация сериальных изданий.

22. ГОСТ 7.62–90. Знаки для разметки оригиналов и ис­прав­ления корректурных и пробных оттисков. Общие требо­вания.

23. ГОСТ 7.80–2000. Библиографическая запись. Заголо­вок. Общие требования и правила составления.

24.ОСТ 29.124–94. Издания книжные. Общие технические условия.

25. ОСТ 29.125–95. Газеты. Общие технические требо­вания.

 
 

 

 


Учебное издание

 

Орешко Татьяна Дмитриевна









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь - 54.92.155.160