Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Компьютерная обработка текстов и издательские системы↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Т. Д. Орешко
КОМПЬЮТЕРНАЯ ОБРАБОТКА ТЕКСТОВ И ИЗДАТЕЛЬСКИЕ СИСТЕМЫ
Курс лекций
Минск 2008 УДК 004. 915 (075.8) ББК 32. 973. 202я73 О 65
Рецензенты
А. В. Руцкий, профессор кафедры менеджмента социокультурной деятельности Белорусского государственного университета культуры и искусств, директор издательства «Равноденствие» П. М. Лапо, директор Фундаментальной библиотеки БГУ
Рекомендован к изданию президиумом научно-методического совета Белорусского государственного университета культуры и искусств (протокол №8 от 08.04.2008 г.)
Орешко, Т. Д. О 65 Компьютерная обработка текстов и издательские системы: курс лекций / Т. Д. Орешко. — Мн.: Бел. гос. ун-т культуры и искусств, 2008. — 88 с. ISBN 985-6798-47-7. Описываются основные этапы подготовки печатной продукции. Рассматриваются вопросы макетирования документов, правила набора текста, допечатная подготовка документов, основные правила верстки с использованием настольных издательских систем, способы и виды печати. Курс лекций предназначен студентам культурологических специальностей. Может быть полезен специалистам, которые занимаются обработкой текстовой информации. ББК 32. 973. 202я73
ISBN 985-6798-47-7 © Т. Д. Орешко, 2008 СОДЕРЖАНИЕ Введение. 4 1. История развития шрифтов и наборных форм.. 9 1.1. История развития рукописных шрифтов. 9 1.2. История развития типографских шрифтов. 14 1.3. Развитие славянской письменности. 17 1.4. Основные этапы изготовления наборных форм.. 19 2. Подготовка публикации к изданию.. 24 2.1. Концепция издания. 24 2.2. Разработка проекта оформления. 27 2.3. Макетирование документа. 33 3. Подготовка текста к компьютерной верстке. 38 3.1. Основные определения и понятия. 38 3.2. Основные правила набора текста. 43 3.3. Единицы измерения издательской и полиграфической продукции 50 3.4. Корректура. 51 4. Компьютерная верстка текстового материала. 52 4.1. Общие правила верстки. 53 4.2. Верстка текстового материала. 55 5. Компьютерная верстка иллюстрационного материала. 68 5.1. Верстка иллюстрационной части издания. 68 5.2. Способы разгонки/вгонки текста................................................ 72 5.3. Проверка правильности верстки................................................. 73 6. Способы и виды печати полиграфической продукции. 75 6.1. Технология высокой печати. 76 6.2. Технология глубокой печати. 78 6.3. Офсетная печать. 79 6.4. Специальные способы печати. 82 Литература. 86
В настоящее время издательская и полиграфическая индустрия переживает процесс коренных преобразований. Успехи современной техники, особенно в области автоматики, электроники и компьютеров, революционизировали печать. Преобразования начались в 1950-х годах, когда появились фотонабор и электронное цветоделение. Но полностью возможности этих нововведений раскрылись лишь в 1970-х годах, когда были созданы видеотерминалы, обеспечивающие возможность просмотра и корректировки набранного текста, и электронные генераторы растровых точек, позволяющие создавать полутона непосредственно в электронных цветоделителях. Эти изменения, а также появление микро-ЭВМ постепенно привели к тому, что полиграфия превратилась в высокотехнологичное производство. Печатная продукция в настоящее время обслуживает цифровые средства информации и одновременно включает их в себя как составную часть. Компьютерное производство облегчает жизнь малотиражных изданий. Это позволяет учитывать потребности ориентированных на конкретные запросы читателей. Персональные компьютеры стали основным средством интеллектуального труда — редакторской и авторской работы, проектирования, различных видов теоретического анализа, планирования, выполнения деловых операций и маркетинга. Компьютерная технология объединяет в единое целое разные стороны полиграфического производства — допечатное, собственно печатное производство, редактирование и рекламу. С внедрением в полиграфию компьютерных издательских систем особенно широкое применение в качестве оригиналов получили электронные изображения, созданные в компьютерных системах (компьютерная графика), в цифровых фотокамерах, записанные на CD-ROM, а также изображения, доступные через сеть Internet. Эти факторы способствуют появлению большого количества книг учебного характера, в том числе и для дистанционного обучения, электронных библиотек. К настольным издательским системам предъявляют серьезные требования: они должны обладать гибкими возможностями по обработке как текста, так и графики, а также выполнять цветоделение. Перечислим наиболее популярные пакеты, предназначенные для компьютерной верстки информации. Программа Microsoft Word — это основное приложение Windows, предназначенное для создания, просмотра, редактирования и печати документов. Широкий выбор шаблонов, эффективные специальные способы редактирования и форматирования, улучшенные многоязыковые средства, автоматизация процессов подготовки многостраничных изданий (автоматическое создание оглавлений и предметных указателей, режим структуры и слияния документов, создание колонтитулов, вставка нумерации страниц, многоколонная верстка, макросы, расстановка переносов), возможности по созданию сложных таблиц, использование встроенного графического редактора для создания, редактирования и управления графическими объектами, рисунками и элементами псевдографики, использование редактора формул Microsoft Equation и многие другие возможности позволяют использовать этот программный пакет не только для подготовки допечатной продукции, но и для верстки многих полиграфических изданий. В среде программ верстки наблюдается относительная специализация: одни подходят для создания разного рода рекламной, журнальной, художественной продукции, другие — обеспечивают необходимыми средствами макетирование специальной технической и справочной литературы, книг и каталогов. В программах PageMaker, XPress, InDesign делается акцент на работу с графикой, а в программах FrameMaker, Ventura Publisher, TeX — на автоматизацию оформления сложных структур текста, нередко насыщенного таблицами, формулами, ссылками. Программа QuarkXPress относится к классу настольных издательских систем, предназначение которых — подготовка макетов различных документов (книг, газет, журналов, буклетов и т.п.). На их основе в типографии осуществляется печать полноцветной полиграфической продукции. QuarkXPress занимает лидирующие позиции среди программ своего класса и пользуется заслуженным успехом у специалистов по компьютерной верстке, так как обеспечивает эффективную комплексную работу с текстом и графикой и предназначена для электронной верстки как на Macintosh, так и на IBM-совместимых компьютерах. Это означает, что QuarkXPress является объектно-ориентированной программой. Все созданное — текстовая рамка, рамка рисунка, линия или текстовая дорожка и т.д. — программа рассматривает как объект. Работа с объектами ведется одинаково, независимо от их типов. Каждый из них можно перемещать, трансформировать, вращать, масштабировать, преобразовывать в объект другого типа, обрабатывать содержимое объектов. Кроме того, эта программа обеспечивает высокое качество цветопередачи при печати. Средства программы Adobe PageMaker 6.5 пригодятся любому, кто связан с издательским делом: художнику-оформителю, дизайнеру, писателю, редактору, наборщику и специалисту по допечатной обработке. Adobe PageMaker 6.5 позволяет объединять текст и графику из многих источников и создавать практически любой тип публикации: информационные бюллетени, брошюры, цветные каталоги и журналы, газеты и книги, Web-страницы. Простота освоения, наглядность, удобный интерфейс, удачная русификация — все это обусловило широкое распространение этого издательского пакета в отечественной полиграфии. Однако по своим профессиональным возможностям программа Adobe PageMaker 6.5 уступает программе QuarkXPress, поэтому часто используется для решения задач оперативной офисной печати. Программа InDesing лучше вышеперечисленных пакетов интегрируется с такими приложениями, как Adobe Photoshop и Adobe Illustrator, имеет возможности по импортированию таблиц с сохранением форматирования из программ Microsoft Word и Microsoft Excel, но для ее функционирования требуются серьезные программные ресурсы. Программа Adobe Frame Maker, разработанная фирмой Frame Technology, широко применяется для верстки повторяемых и серийных изданий повышенной сложности, однако в настоящее время она мало распространена на постсоветском пространстве. В первую очередь это связано с высокой сложностью программы и отсутствием документации и учебной литературы на русском языке. Программа Corel Ventura Publisher кроме высококачественной верстки текстового и графического материала позволяет верстать настраиваемые таблицы с возможностью перетекания по полосам верстки, автоматически генерировать и нумеровать постраничные сноски, назначать стиль не только абзацу, но и другим элементам дизайна, имеет встроенный редактор формул, собственный текстовый процессор, систему визуального контроля спуска полос и цветоделения и возможность публикации баз данных. Однако этот пакет непрост в освоении и неустойчив в работе. Графическая программа Adobe Illustrator предназначена для создания документов, в которых сочетаются векторные и растровые изображения, а также текстовая информация. Adobe Illustrator — это лишь один из программных продуктов известной фирмы Adobe Systems Incorporated. Деятельность этой фирмы направлена на выпуск серии инструментальных средств, позволяющих обрабатывать графическую и текстовую информацию с целью ее последующей публикации как на бумаге, так и в электронном виде. Продукты фирмы Adobe имеют сходный интерфейс, что сводит к минимуму усилия на их освоение. Более того, обработку объектов, созданных в одной из таких программ, можно продолжить в других программах с маркой Adobe без снижения качества представления информации. Пакет программ Adobe Acrobat предназначен для создания и работы с электронными документами, представленными в универсальном файловом формате PDF (Portable Document Format). В состав пакета входят следующие программные средства: Acrobat Catalog, Acrobat Distiller, Acrobat Distiller Assistant, Acrobat Exchange, Acrobat Reader и Acrobat PDF Writer. Acrobat Exchange — это основная программа пакета. Она предназначена для верстки электронных документов и поиска в них необходимой информации. По сравнению с другими программами, предназначенными для создания электронных документов, программа Acrobat Exchange отличается простотой доработки документа для представления его в электронном виде, может преобразовывать любой текстовый или графический документ в электронный, имеющий формат PDF, обрабатывать электронные документы и осуществлять поиск нужной информации по индексным файлам. К программам, которые могут применяться в издательской деятельности, можно так же отнести и Corel DRAW. Программу Corel DRAW традиционно называют графической, но ее функциональные возможности намного шире. Во-первых, она обладает всеми атрибутами издательской программы. В частности, умеет работать с многостраничными документами, макетировать отдельные страницы, нумеровать их, а также обрабатывать текстовую информацию. А во-вторых, эта программа позволяет верстать документы для публикации их в электронном виде (как в сети Internet, так и на компакт-дисках). Программа ТеХ ориентирована на верстку научно-технических текстов и практически не используется для верстки иллюстрационных изданий, однако в нее заложены некоторые технологические идеи, которые позволяют работать на любой платформе и системе и сохранять исходные файлы в текстовом формате. Курс лекций «Компьютерная обработка текстов и издательские системы» подготовлен для студентов специальности «культурология» специализации «информационные системы в культуре» Белорусского государственного университета культуры и искусств. Курс предусматривает углубленное изучение теоретического материала и современных технологий обработки и компьютерной верстки текстового и графического материала. Основой для его разработки стали научные, учебные и методические источники, а также опыт работы преподавателей кафедры информационных технологий в культуре Белорусского государственного университета культуры и искусств.
И НАБОРНЫХ ФОРМ
Основные вопросы 1. История развития письменности. 2. Возникновение рукописных шрифтов. 3. История развития типографских шрифтов. 4. Развитие славянской письменности. 5. Основные этапы изготовления наборных форм.
Цель. Изучение вопросов, связанных с развитием письменности, видов и способов написания и создания рукописных и типографских шрифтов; изучение этапов эволюции печатных форм.
Литература Искусство шрифта. Работы московских художников книги. 1959—1974. — М.: Книга, 1977. — 401 с. Капр, А. Эстетика искусства шрифта / А. Капр. — М.: Книга, 1979. — 124 с. Костюхина, Л. М. Книжное письмо в России XVII в. / Л. М. Костюхина. — М.: Государственный исторический музей, 1974. — 228 с. Семченко, П. А. Основы шрифтовой графики / П. А. Семченко. — Мн.: Выш. шк., 1977. — 96 с. Тоотс, В. Современный шрифт / В. Тоотс. — М.: Книга, 1966. — 269 с. Шицгал, А. Г. Русский типографский шрифт. Вопросы истории и практика применения / А. Г. Шицгал. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Книга, 1985. — 255 с. ПОДГОТОВКА ПУБЛИКАЦИИ К ИЗДАНИЮ
Основные вопросы 1. Концепция издания. 2. Основные этапы подготовки печатных документов. 3. Макетирование документа с использованием настольной издательской системы. 4. Основные элементы макета.
Цель. Изучение этапов подготовки публикации к изданию и разработки проекта оформления, принципов макетирования издания и видов макетов, ознакомление с различными форматами полиграфической продукции. 2.1. Концепция издания
Подготовка публикации к изданию — сложный и продолжительный процесс. Он состоит из нескольких взаимосвязанных этапов. До появления настольных издательских систем (DeskТop Publishing) каждый этап выполняли профессионалы узких специализаций: технические и художественные редакторы, корректоры, наборщики, верстальщики, печатники и другие. Мощность средств автоматизации издательского труда в настоящее время настолько велика, что практически весь процесс подготовки публикации к изданию, за исключением книг необычайной типографской сложности, от типографий почти полностью перешел в руки автора и издательства. Поэтому важно, чтобы каждый специалист, занимающийся подготовкой публикации к изданию, хорошо знал основы издательского дела, разбирался в технологических особенностях отдельных этапов, учитывал их взаимосвязь и взаимозависимость. Без этого нельзя грамотно сверстать книгу, особенно сложную, с большим количеством различных единиц текста, таких, как сноски, таблицы, формулы, иллюстрации, указатели и прочие. Подготовка печатных документов высокого качества с помощью настольных издательских систем осуществляется, как правило, по следующей схеме. 1. Разработка проекта оформления и макетирование документа с использованием настольной издательской системы. Основой для разработки проекта оформления и макета издания служат: – тип издания, т. е. определяется жанр произведения, читательская категория, срок пользования. При этом необходимо учитывать технические и технологические возможности полиграфической базы; – объем издания в авторских листах. На этом этапе определяются формат набора, размеры полей, положения номеров страниц, расположения колонтитулов, метод спуска полос и так далее, а также обработка элементов изображений, размещение иллюстраций, текста и других позиционных данных; – состав издания, а именно: количество и виды текстов; определяется, какой тип материалов, текстовый или графический, будет играть главную роль в публикации; какие материалы публикации будут зрительным центром; как выразить единый стиль оформления публикации; что будет связующей нитью графических и текстовых материалов; – планируемый тираж. От тиража в большой степени зависит использование того или иного способа печати. 2. Подготовка текстового и графического материала. Материал может вводиться в наборное устройство разными способами. Прямой ввод осуществляется непосредственно с клавиатуры, подключенной к наборному устройству. Устройства оптического ввода сканируют машинописный оригинал, преобразуют изображение в электронные сигналы и регистрируют его. Универсальные оптические сканеры могут читать тексты, выполненные любым машинописным или типографским шрифтом. Текст выводится на монитор, что дает возможность вносить правку с помощью специальных текстовых процессоров. Для ввода и редактирования графического материала используются цифровые электронные системы ввода (сканер, цифровые фотокамеры и видеокамеры), специальные графические пакеты, в первую очередь Adobe Photoshop и CorelDraw. 3. Электронное цветоделение. Цветоделением называется разложение цветного изображения из режима RGB на четыре составные краски CMYK (желтую, пурпурную, голубую и черную). В традиционной полиграфии используются электронные цветоделительные машины, которые появились в 1950-х годах. Они позволяют упростить и ускорить операции цветоделения и цветокоррекции. Такие машины состоят из четырех основных узлов: – входного вращающегося барабана, на котором закрепляется оригинал; – сканирующей головки с фотоэлементами и светофильтрами, которые дают электронные сигналы интенсивности красного, зеленого и синего цвета; – цветоделителя-цветокорректора, преобразующего цветовые сигналы в четыре печатных цвета, скорректированных в соответствии с установленной программой; – выходного вращающегося барабана, на котором закреплена выходная фотопленка для экспонирования цветокорректированными изображениями, что дает желтую, пурпурную, голубую и черную фотоформы. Электронная цветоделительная машина позволяет сократить время, затрачиваемое на цветоделение, с 4 часов и более до 10 минут и менее, устраняя при этом в большинстве случаев необходимость в ручной цветокоррекции. 4. Верстка. Верстка — это компоновка текстового и графического материала согласно созданному макету на страницах издания, которые могут служить репродуцируемыми оригиналами при изготовлении печатных форм. 5. Печать документа (оригинала-макета). Для малотиражных изданий может быть использован обычный лазерный принтер. В настоящее время существует возможность скоростной передачи сверстанных данных на большие расстояния на традиционную типографию. Для этих целей могут быть использованы обычные телефонные линии, коаксиальные СВЧ-кабели, радио со спутниковой ретрансляцией и оптические кабели (лазерные лучи). Следует отметить, что эффективная работа с настольными издательскими системами накладывает определенные требования на используемую компьютерную технику. Во-первых, сверстанные изображения требовательны к объему оперативной памяти и производительности жесткого диска на всех этапах обработки информации — как при сканировании, так и при обработке и выводе на печать. Во-вторых, обработка и наложение эффектов на изображение отнимает много ресурсов центрального процессора. От его мощности зависит темп работы. В-третьих, комплектующие компьютера должны быть совместимы друг с другом, чтобы обеспечивать стабильную работу. Дополнительные требования налагаются и на монитор, который должен обеспечивать высокое качество изображения и высокое разрешение.
2.2. Разработка проекта оформления
Проект оформления должен содержать следующие данные: формат бумажного листа; формат издания; формат полос набора, размеров раскладки полей и процентов использования бумаги; способы и виды печати; выбор спуска полос; выбор шрифтов для набора текстов; внешнее оформление. Формат бумажного листа. Основным материалом для изготовления печатных изданий является печатная бумага, выпускаемая в широком ассортименте. Различают рулонную и флатовую бумагу. Рулонная бумага — это бумажная лента до 7 километров, намотанная на втулку. Формат рулонной бумаги — ширина бумажной ленты. Формат листовой (флатовой) бумаги — это размеры ее сторон. Обозначают этот формат следующим образом: 60×90, 70×100, где первая цифра указывает ширину, а вторая — длину бумажной ленты. В Европе форматы типографской бумаги укладываются в так называемую А-серию, определенную стандартом Международной организации стандартизации (ISO). В Германии этот стандарт известен под другим именем — DIN (Deutsche Industrie-Norm) — Немецкий промышленный стандарт. Немецкий стандарт определяет форматы так называемой Ах-серии. Все форматы представляют собой производные от основного формата DIN А0, который имеет размеры 1189 мм × 841 мм. При разрезке этого листа пополам поперек длинной стороны, получается лист стандарта DIN А1. Повторяя эту операцию, получаются листы других форматов. В табл. 2.1 приведены названия форматов DIN и их размеры в миллиметрах и дюймах. Таблица 2.1
Наиболее известны форматы DIN А5, А4 и А3. Формат издания. Формат издания — это размер страницы издания после обрезки блока. При выборе формата издания необходимо предусмотреть следующие данные: – площадь страницы издания, позволяющую разместить текстовые и иллюстрационные элементы в удобочитаемом виде; особое внимание следует уделить иллюстрационному материалу, таблицам и формулам; – оптимальные пространственные пропорции издания (соотношение толщины и площади формата), исходя из его объема. Для расчетов используются специальные, утвержденные ГОСТом таблицы, где формат издания указан в миллиметрах, или в формате бумажного листа и доле, которую страница данного издания составляет от этого листа. Например, 100×601/8. Знаменатель дроби представляет собой произведение двух чисел, показывающих, на сколько равных частей разделен лист по ширине и по длине для образования данной страницы и, следовательно, данного формата издания. Наиболее распространены следующие доли: 1/8, 1/16, 1/32. При доле 1/8 длинная сторона листа делится на 4 части, а короткая — на 2; при 1/16 — на 4 и 4; при 1/32 — на 8 и 4. Издание того или иного формата получают путем сгибания (фальцовки) бумажного листа определенное число раз с последовательным чередованием взаимно перпендикулярных или параллельных сгибов. Чтобы определить формат издания до обрезки, необходимо размеры сторон выбранного листа разделить на соответствующие сомножители определителя доли. Формат издания после обрезки находят, уменьшив ширину издания на 5, а высоту — на 10 мм (издание подрезается сверху и снизу на 5 мм). В ряде случаев необходимо выпустить издание в оригинальном формате, близком, например, к квадрату. Это может быть продиктовано характером пропорций или размером иллюстраций, конструкцией табличного и другого материала, который надо разместить в издании. Особенно часто применяют оригинальные форматы в рекламных изданиях, каталогах, проспектах и так далее. В этом случае допускается использовать форматы со знаменателями доли 24, 20, 18 и другие. Формат полос набора, размеров раскладки полей и процентов использования бумаги. Формат полос набора, размеров раскладки полей обычно сведены в специальные таблицы, которые приведены в ГОСТ 5773–90 «Издания книжные и журнальные. Форматы», ОСТ 29.106–90 «Оригиналы изобразительные для полиграфического репродуцирования. Общие технические условия», ОСТ 29.124–94 «Издания книжные. Общие технические условия», ОСТ 29.125–95 «Газеты. Общие технические требования», ОСТ 29.127–2002 «Издания книжные и журнальные для детей и подростков. Общие технические условия». Предусматривается три варианта проекта оформления для книжных изданий и два варианта для журнальных изданий. Первый вариант оформления используется для учебников, материалов научных конференций, тезисов докладов, авторских рефератов диссертаций, учебно-методических пособий, нормативно-производственных изданий, прейскурантов, большей части журналов. Второй вариант используется для большей части художественно-политической, научно-популярной, справочной, детской литературы, а также для журналов, предназначенных к длительному хранению. Третий вариант оформления используется для собрания сочинений, монографий, отдельных произведений политической, научной, художественной и детской литературы. Полоса набора должна быть достаточной для размещения в ее границах любого текстового и иллюстрационного элемента издания. Формат полос набора, размещение раскладки полей измеряется в единицах типографической системы измерений. Наименьшая единица этой системы — пункт (пт). Она составляет в отечественном металлическом наборе 0,376 мм. Существует американская система, в которой пункт равен 0,353 мм. Наибольшая единица — квадрат. Один квадрат составляет 48 пунктов, или 18,0432 мм в отечественном металлическом наборе и 16,944 мм для импортных полиграфических машин. Существуют также промежуточные единицы измерений, названия которых используются как для обозначения размера шрифтов, так и для выражения различных размеров и расстояний в печатной форме (см. табл. 3.1). Вертикальный размер шрифта измеряется только в пунктах. Длина строки измеряется в пиках. Размеры бумаги и иллюстраций измеряются в миллиметрах или дюймах. Единица измерения ширины межбуквенных и межсловных пробелов — тысячная доля круглой шпации. Круглая шпация (em-space или ems) равна кеглю шрифта, полукруглая (en-space) равна половине ems, тонкая шпация (thin-space) равна одной четверти ems. На рисунке 2.1 схематично представлены линейки, отражающие соотношения между разными единицами измерений.
Рис. 2.1. Соответствие между разными единицами измерений
Точные соотношения единиц измерения: Point (пункт) равен 1/72 дюйма, или 0,3528 мм; Pica (пика) равна 12 пунктам, или 1/6 дюйма, или 4,23 мм; Inch (дюйм) равен 6 пикам, или 72 пунктам, или 24,5 мм. Сокращения единиц измерения, принятые в большинстве программ, предназначенных для компьютерной верстки, приведены в табл. 2.2. Таблица 2.2
Способы и виды печати. На виды и способы печати влияет характер иллюстрационного материала и тираж издания. Выбору способа печати должно предшествовать тщательное изучение иллюстрационного материала, выбранного для помещения в издание. Существует 3 основных вида печати: высокая, офсетная, глубокая. При высокой печати печатающие элементы формы находятся выше пробельных элементов. Текстовая часть издания печатается в этом случае с металлического набора (линотипного, монотипного и крупнокегельного), а иллюстрационная часть — с цинкографических клише. Этот вид печати приемлем для любого вида издания. Он недостаточно эффективен для воспроизведения репродукций с гравюр, акварельных изображений, рисунков, выполненных тушью. Эти изображения лучше воспроизводить способом офсетной печати. Максимальная тиражеустойчивость — 35–40 тыс. оттисков. При глубокой печати печатающие элементы находятся ниже пробельных. Глубокой печатью в настоящее время печатаются преимущественно издания, содержащие большое число однокрасочных полутоновых иллюстраций при значительном тираже. Для воспроизведения текста способом глубокой печати рекомендуются малоконтрастные шрифты. Предпочтение следует отдавать гротесковым шрифтам. При офсетной (или плоской) печати печатные элементы форм находятся на одной плоскости с пробельными, но печатные элементы обладают способностью удерживать краску и передавать ее при контакте с бумагой. Для изготовления печатных форм при офсетной печати сначала готовят диапозитивные пленки текстов и репродукционных элементов, затем полученные изображения переводят на печатную форму. Диапозитивные пленки для репродукционных элементов издания готовят в масштабе, указанном на оригинале репродуцируемого оригинала. Для многоцветных репродукций готовят диапозитивы, разделенные на краски. Офсет позволяет воспроизводить с высоким качеством как одноцветные, так и многоцветные тексты и иллюстрации. Выбранные виды печати фиксируются в проекте оформления. Более подробно способы и виды печати будут рассмотрены в разделе 6. Выбор спуска полос. Спуском полос при печати называется расстановка наборных полос по определенной схеме с таким расчетом, чтобы после печати листа с двух сторон, разрезки и фальцовки получилась тетрадь с правильной последовательностью страниц. Знание спуска полос необходимо оформителю издания для решения ряда технологических вопросов, в частности для обеспечения односторонней цветной печати, разработки макета издания с выпуском иллюстраций под обрез и др. Выбор шрифтов для набора текстов. Приступая к разработке проекта оформления, устанавливают, какие виды текстов содержатся в оригинале издания. Текст издания можно разделить на четыре основные группы. 1. Титульные элементы (фронтиспис, авантитул, титул и шмуцтитул). 2. Основной текст, который используется для раскрытия содержания издания. 3. Дополнительный текст, который дополняет и конкретизирует основное содержание. Это эпиграфы, внутритекстовые, постраничные и затекстовые примечания, лозунги, библиотечные и торговые индексы, списки и справки, списки иллюстраций, оглавления, аннотации, объявления, предвыпускные и выпускные сведения, знак охраны авторских прав, аннотационная каталожная карточка, подрисуночные подписи, таблицы, наборные схемы, математические и химические формулы. 4. Справочно-вспомогательный текст, который помогает пользоваться изданием. Это оглавления, предметные или именные указатели, колонцифры и колонтитулы. Для каждого вида текста следует выбрать следующие параметры: формат набора, гарнитуру, кегль, начертание шрифта, выключку строк, величину междустрочных пробелов (интерлиньяж). При этом следует учитывать деформирующие свойства назначенного способа печати. Внешнее оформление. В проекте оформления фиксируют вид внешнего оформления (суперобложка, тип обложки или переплета), а также способы их полиграфического исполнения: изготовление печатной формы (набор, репродукция), вид печати, красочность, способы облагораживания. К репродукционным оригиналам внешнего оформления предъявляются такие же требования, как и к оригиналам иллюстраций. При этом разрабатывают внешний вид, размеры и принцип оформления суперобложки (бумажная, тканевая или целлофановая обертка, надеваемая на обложку или переплет издания для предохранения от загрязнения); обложки (простейшее внешнее покрытие печатного издания, состоит из двух сторон, а в издании объемом больше 64 стр. имеет корешковую часть); вид переплета, форзаца (сфальцованный в один сгиб лист плотной бумаги, служащий для скрепления блока книги с переплетными крышками). Его формат в готовом издании равен формату разворота издания после обреза.
Макетирование документа
Виды макетов. После разработки проекта оформления изготавливают макет издания. Наличие макета позволяет наглядно оценить уровень художественного и технического оформления издания. В зависимости от характера издания предусматривается макетирование издания в виде принципиального или полнообъемного (расчетного) макета. На листах принципиального макета, по формату равных формату оформляемого издания после обрезки, показывают в натуральном размере принципы размещения всех наборных и репродукционных элементов, содержащихся в издании. Показывают также оформление суперобложки, обложки, переплета, титульных элементов, расположение текста на начальных полосах, варианты расположения иллюстраций и подрисуночных подписей, варианты расположения иллюстраций с подписями относительно текста, заголовки на начальных полосах и в тексте, расположение сносок, а также принципы верстки затекстовых элементов (примечаний, указателей, биографических справок, списков литературы, выпускных данных и др.). В очерченных полосах набора обозначают контуры оформляемых элементов согласно проекту оформления. Вместо очерчивания можно прибегнуть к наклейке на макет условных текстовых и репродукционных оттисков, взятых из других изданий. На листах полнообъемного (расчетного) макета текстовые элементы оригинала выражают в наборных строках соответствующих кеглей, начертаний и форматов, т. е. к началу работ над макетом оформитель располагает точным расчетом текста применительно к будущему набору. В соответствии с планом оформления на макетных листах простым карандашом в натуральную величину последовательно вычерчивают контуры каждого текстового блока и репродукционного элемента. В тексте при этом указывают, на какой странице макета он должен быть расположен, а на макете — номер оригинала текстового или иллюстрационного материала. Расчетный макет, вычерченный карандашом, позволяет получить точное представление о взаимном расположении элементов издания на каждом развороте, однако не дает полного зрительного впечатления о страницах будущей книги. Поэтому лучше на макетах, подготовленных для расчетного макета, не вычерчивать элементы издания, а наклеивать иллюстрации и тексты, вырезанные из других изданий. Кегль шрифта этих текстов выбирают соответственно кеглю шрифтов, выбранному для оформляемого издания, и, желательно, той же гарнитуры. Расчетный макет обычно составляют еще до изготовления оригиналов иллюстрационного материала. Это позволяет для каждой иллюстрации выбрать наиболее удачные размеры. Особое внимание следует обратить на разворотные иллюстрации, т. к. они ни в коем случае не должны попадать в разные листы (т. е. на последнюю страницу одного и первую страницу следующего за ним листа). Существуют специальные таблицы и сетки, которые позволяют производить подсчет объема текста в зависимости от гарнитуры и кегля, количества символов в одной строке полосы набора и количества строк полосы на
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.248.150 (0.018 с.) |