История развития рукописных шрифтов



 

Слово шрифт (schrift) — немецкого происхождения и в пе­­ре­воде означает «письмо», «начертание букв». Шрифт — это алфавит, в котором изображение букв, цифр и других пись­­мен­ных знаков имеет общую закономерность построе­ния и единый стиль. Иными словами, шрифтом называется графи­чес­кая форма определенной системы письма. Шрифт необхо­дим для передачи информации в письменном виде во вре­ме­ни и пространстве.

История возникновения пись­мен­нос­ти уходит своими корнями в глубокую древность. Рисунок зна­ков претерпел огром­ные изме­не­ния, прежде чем он пре­вратился в алфавит. Из истории ми­ро­вой письменности известны четыре ви­да письма:

– пиктографическое;

– идеографическое;

– слоговое;

– буквенно-звуковое.

К наиболее раннему периоду относится пиктографическое (картинное, или рисуночное) письмо в виде наскальных ри­сунков у первобытных людей. В этот период одни и те же понятия изображались в рисунках различно, так как не было еще никакой системы письма.

В эпоху образования государств и развития торговли в Китае и в Египте на смену пиктографическому письму при­шло идеографическое — при помощи идеограмм. Одним пись­мен­ным знаком обозначалось целое слово. Предметы изо­бра­жались либо символическими знаками (солнце, луна), либо графическими изображениями (рис. 1.1): птица, зверь и т. д. Позднее появилось слоговое письмо, в котором знаками обозна­чались слоги. Слоговым письмом древние египтяне писали на папирусе — писчем материале из стеблей тростни­ка. Папирус свертывали в свитки, чтобы он не ломался. Сло­говое письмо было громоздким, так как в нем смешивались словесные и слоговые знаки (клинопись и египетские иеро­глифы). Виды этого письма много веков существовали у на­ро­дов Древнего Востока и в странах Восточной Азии — Япо­нии, Китае, Корее. Стремление к упрощению начертания зна­ков и к ускорению процесса писания привело к тому, что иеро­глиф в египетском письме стал употребляться для обо­зна­чения не слова и даже не слога, а только отдельного звука. Поэтому принято считать египетское иероглифическое пись­мо родоначальником буквенных алфавитов. Упрощенное на­чер­тание иероглифических знаков получило название иера­ти­чес­кого, или жреческого, письма. Это письмо использо­валось только для светских книг и в личной переписке, а религиозные книги по-прежнему писались иероглифами. Из иератического письма в дальнейшем выработалась скоро­пись, или так называемое демотическоеписьмо.

В Средней Азии получило распространение клинописноеидеографическоеписьмо. Наибольшей известностью поль­зует­ся месопотамская клинопись. Начало ей положили древ­ней­шие обитатели Месопотамии (Двуречья) — шумеры. Их письмо было частично пиктографическим и частично напо­ми­наю­щим древнеегипетскую иероглифику. Шумерийская письменность была заимствована вавилонянами, образовав­ши­ми в Месопотамии свое государство. Вавилоняне, как и шумерийцы, писали трехгранной палочкой, оставляющей на глиняной доске клинообразные знаки. Отсюда такое письмо впоследствии стало называться клинописью.

Буквенно-звуковое письмо появилось во 2 тысячелетии до н. э. В нем знаки означали отдельные звуки (фонемы). Причем зна­ки в зависимости от произношения могли по-разному передавать звуковые особенности языка. Буквенно-звуковая система стала основой для письменности многих народов ми­ра. Каждый язык стабилизировался на определенном коли­чес­тве знаков, составляющих алфавит. Первых алфавитов до­ш­ло до нашего времени немного. В зависимости от специфи­ки языка в алфавитах разных народов получилось различное количество букв. Пер­вым алфавитом в Европе был бук­вен­но-звуковой алфа­вит, который появил­ся около XI в. до н. э. Древние греки заимствовали алфавит у финикийцев, сохра­нив в нем ту же последовательность букв, семитическое наи­ме­нование знаков с небольшими изменениями и семитичес­кое направление письма. К IV в. до н. э. сформировалось письмо слева направо. Шрифт у древних греков был капи­таль­ный (большой) и использовался преимущественно в над­пи­сях на памятниках и архитектурных сооружениях. Капиталь­ный шрифт греческих надписей VII–V вв. до н. э. отли­ча­ет­ся простотой, четкостью по­строе­ния и ясностью форм. Он построен с помощью линий, обра­­зующих геометрические фор­мы: квадрат, круг, треу­голь­ник (рис. 1.2). Предполагается, что от греческого алфавита прои­зо­ш­ло латинское письмо — пись­мо древних римлян (III в. до н. э.). В дальнейшем латин­ское письмо стало междуна­род­ным.

Основой для большинства евро­­­пейских шрифтов послу­жил греческий капитальный(capita­lis — главный) шрифт, поя­вив­ший­ся в VIII в. до н. э. Знаки это­го шрифта были только про­писные, не существовало также межсловных пробелов, вы­со­та букв в одной строке могла быть различной. Греческий ка­пи­тальный шрифт совершенствовался и получил оконча­тель­ную завершенность в римскоммаюскуле — шрифте, состоя­щем из больших, т. е. прописных, букв. Такой шрифт приме­ня­ли для торжественных надписей, выполняемых на камне. Образцом такого шрифта служит надпись на колонне в Риме, сооруженной в честь побед императора Трояна (около 114 г. н. э., рис. 1.3). Техника работы на камне определяла стилевые осо­бен­ности римского капитального шрифта. Он имел четкую и ясную конструкцию, строгое геометрическое построение и безупречные пропорции. Римляне использовали его также и для рукописного письма. Но он обладал целым рядом недо­стат­ков: буквы больше вычерчивались, чем писались, геоме­три­ческая точность форм затрудняла написание текста. Позд­нее возник шрифт рустика — дере­вен­с­кий. Он писался пером в наклонном положении, благодаря чему вертикальные штри­хи получались тонкими, а горизонтальные — жирными (рис. 1.4).

Наряду с рус­­тикой су­ще­ство­вал шрифтквадрата, ко­то­рый имеет сход­ство с ка­пи­тальным шриф­том, а форма некоторых букв хорошо вписывается в квадрат. Для более быстрого написания текста появился шрифт курсив (в переводе с латинского — наклонный). Его буквы значительно упростились, но несколько потерялась четкость и красота, а, следова­тель­но, удобочитаемость.

Для переписки литератур­ных текстов к IV в. сформи­ровался так называемый унци­ал, имеющий буквы искривлен­ной формы (рис. 1.5). Унциал просуществовал до IX в. Он пред­ставлял собой спокойное ве­личественное письмо с ха­рак­терными округлыми формами. Его буквы как бы спле­та­лись плавными линиями пера. Закругленность букв способ­ство­вала быстроте написания.

В VII–IX вв. появляется шрифт полуунциал. Буквы полуун­циала имели удлинения сверху и снизу. Этот шрифт был переходным к курсивному минускульному письму. Минускул в переводе с латинского — маленький. Минускул широко применяется в Западной Европе. Он сделал строку более эко­но­мичной, в ней помещалось большее количество букв, он стал наиболее красивым и совершенным из всех видов латин­ско­го письма.

К VII в. первоначальный ми­нус­кул изживает себя, претерпе­вает изменения и получает свое завершение в каролингскомпись­ме, названном в честь пра­в­­ления во Франции динас­тии Каролингов (рис. 1.6). К кон­­цу XI в. каролингский минускул господствовал во многих странах Западной Европы.

В конце XI — начале XII в. стал складываться новый по форме букв шрифт с острыми штрихами под названием готический. Он существовал в эпоху господства готики в архитектуре и искусстве. Готический шрифт получил ши­ро­кое распространение по всей Европе — в Германии, Фран­ции, Англии и др. Этот шрифт явился новой ступенью в развитии латинской письменности.

В Италии развивается особый вид раннего готического письма — так называемое круглоготическоеписьмо или ротонда (итал. rotondo — круглый, округлый, рис. 1.7). В его буквах все еще есть закру­гле­ния, они размашисты и стремительны. Кругло-готи­чес­кое письмо шире и про­стор­нее других видов готи­чес­кого письма и выдели­лось как промежуточная фор­­ма между готикой и антик­вой. Круглоготическое письмо считается одним из лучших стилей письма Западной Европы. Оно прео­бладало в XV в.

Из позднейших видов готического письма сле­ду­ет отметить швабскоеписьмо (рис. 1.8). Оно ши­ро­кое и достаточно удобочитаемо. Широкие пропорции придают этому письму размашистый характер. В XIV в. в Италии и Франции появляются образцы гуманистического письма. Этот шрифт по времени совпал с эпохой Воз­ро­жде­ния, и поэтому его еще называют ренессанс-антиква. Ис­сле­до­ванию и графической обработке этого шрифта придавали значение известные художники и ученые эпохи Возрож­дения. Они стремились придать шрифту строгую логическую и математическую обоснованность, варьируя форму и про­порцию букв.









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь - 54.92.155.160