Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История развития рукописных шрифтовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Слово шрифт (schrift) — немецкого происхождения и в переводе означает «письмо», «начертание букв». Шрифт — это алфавит, в котором изображение букв, цифр и других письменных знаков имеет общую закономерность построения и единый стиль. Иными словами, шрифтом называется графическая форма определенной системы письма. Шрифт необходим для передачи информации в письменном виде во времени и пространстве. История возникновения письменности уходит своими корнями в глубокую древность. Рисунок знаков претерпел огромные изменения, прежде чем он превратился в алфавит. Из истории мировой письменности известны четыре вида письма: – пиктографическое; – идеографическое; – слоговое; – буквенно-звуковое. К наиболее раннему периоду относится пиктографическое (картинное, или рисуночное) письмо в виде наскальных рисунков у первобытных людей. В этот период одни и те же понятия изображались в рисунках различно, так как не было еще никакой системы письма. В эпоху образования государств и развития торговли в Китае и в Египте на смену пиктографическому письму пришло идеографическое — при помощи идеограмм. Одним письменным знаком обозначалось целое слово. Предметы изображались либо символическими знаками (солнце, луна), либо графическими изображениями (рис. 1.1): птица, зверь и т. д. Позднее появилось слоговое письмо, в котором знаками обозначались слоги. Слоговым письмом древние египтяне писали на папирусе — писчем материале из стеблей тростника. Папирус свертывали в свитки, чтобы он не ломался. Слоговое письмо было громоздким, так как в нем смешивались словесные и слоговые знаки (клинопись и египетские иероглифы). Виды этого письма много веков существовали у народов Древнего Востока и в странах Восточной Азии — Японии, Китае, Корее. Стремление к упрощению начертания знаков и к ускорению процесса писания привело к тому, что иероглиф в египетском письме стал употребляться для обозначения не слова и даже не слога, а только отдельного звука. Поэтому принято считать египетское иероглифическое письмо родоначальником буквенных алфавитов. Упрощенное начертание иероглифических знаков получило название иератического, или жреческого, письма. Это письмо использовалось только для светских книг и в личной переписке, а религиозные книги по-прежнему писались иероглифами. Из иератического письма в дальнейшем выработалась скоропись, или так называемое демотическоеписьмо. В Средней Азии получило распространение клинописноеидеографическоеписьмо. Наибольшей известностью пользуется месопотамская клинопись. Начало ей положили древнейшие обитатели Месопотамии (Двуречья) — шумеры. Их письмо было частично пиктографическим и частично напоминающим древнеегипетскую иероглифику. Шумерийская письменность была заимствована вавилонянами, образовавшими в Месопотамии свое государство. Вавилоняне, как и шумерийцы, писали трехгранной палочкой, оставляющей на глиняной доске клинообразные знаки. Отсюда такое письмо впоследствии стало называться клинописью. Буквенно-звуковое письмо появилось во 2 тысячелетии до н. э. В нем знаки означали отдельные звуки (фонемы). Причем знаки в зависимости от произношения могли по-разному передавать звуковые особенности языка. Буквенно-звуковая система стала основой для письменности многих народов мира. Каждый язык стабилизировался на определенном количестве знаков, составляющих алфавит. Первых алфавитов дошло до нашего времени немного. В зависимости от специфики языка в алфавитах разных народов получилось различное количество букв. Первым алфавитом в Европе был буквенно-звуковой алфавит, который появился около XI в. до н. э. Древние греки заимствовали алфавит у финикийцев, сохранив в нем ту же последовательность букв, семитическое наименование знаков с небольшими изменениями и семитическое направление письма. К IV в. до н. э. сформировалось письмо слева направо. Шрифт у древних греков был капитальный (большой) и использовался преимущественно в надписях на памятниках и архитектурных сооружениях. Капитальный шрифт греческих надписей VII–V вв. до н. э. отличается простотой, четкостью построения и ясностью форм. Он построен с помощью линий, образующих геометрические формы: квадрат, круг, треугольник (рис. 1.2). Предполагается, что от греческого алфавита произошло латинское письмо — письмо древних римлян (III в. до н. э.). В дальнейшем латинское письмо стало международным. Основой для большинства европейских шрифтов послужил греческий капитальный (capitalis — главный) шрифт, появившийся в VIII в. до н. э. Знаки этого шрифта были только прописные, не существовало также межсловных пробелов, высота букв в одной строке могла быть различной. Греческий капитальный шрифт совершенствовался и получил окончательную завершенность в римскоммаюскуле — шрифте, состоящем из больших, т. е. прописных, букв. Такой шрифт применяли для торжественных надписей, выполняемых на камне. Образцом такого шрифта служит надпись на колонне в Риме, сооруженной в честь побед императора Трояна (около 114 г. н. э., рис. 1.3). Техника работы на камне определяла стилевые особенности римского капитального шрифта. Он имел четкую и ясную конструкцию, строгое геометрическое построение и безупречные пропорции. Римляне использовали его также и для рукописного письма. Но он обладал целым рядом недостатков: буквы больше вычерчивались, чем писались, геометрическая точность форм затрудняла написание текста. Позднее возник шрифт рустика — деревенский. Он писался пером в наклонном положении, благодаря чему вертикальные штрихи получались тонкими, а горизонтальные — жирными (рис. 1.4). Наряду с рустикой существовал шрифтквадрата, который имеет сходство с капитальным шрифтом, а форма некоторых букв хорошо вписывается в квадрат. Для более быстрого написания текста появился шрифт курсив (в переводе с латинского — наклонный). Его буквы значительно упростились, но несколько потерялась четкость и красота, а, следовательно, удобочитаемость. Для переписки литературных текстов к IV в. сформировался так называемый унциал, имеющий буквы искривленной формы (рис. 1.5). Унциал просуществовал до IX в. Он представлял собой спокойное величественное письмо с характерными округлыми формами. Его буквы как бы сплетались плавными линиями пера. Закругленность букв способствовала быстроте написания. В VII–IX вв. появляется шрифт полуунциал. Буквы полуунциала имели удлинения сверху и снизу. Этот шрифт был переходным к курсивному минускульному письму. Минускул в переводе с латинского — маленький. Минускул широко применяется в Западной Европе. Он сделал строку более экономичной, в ней помещалось большее количество букв, он стал наиболее красивым и совершенным из всех видов латинского письма. К VII в. первоначальный минускул изживает себя, претерпевает изменения и получает свое завершение в каролингскомписьме, названном в честь правления во Франции династии Каролингов (рис. 1.6). К концу XI в. каролингский минускул господствовал во многих странах Западной Европы. В конце XI — начале XII в. стал складываться новый по форме букв шрифт с острыми штрихами под названием готический. Он существовал в эпоху господства готики в архитектуре и искусстве. Готический шрифт получил широкое распространение по всей Европе — в Германии, Франции, Англии и др. Этот шрифт явился новой ступенью в развитии латинской письменности. В Италии развивается особый вид раннего готического письма — так называемое круглоготическоеписьмо или ротонда (итал. rotondo — круглый, округлый, рис. 1.7). В его буквах все еще есть закругления, они размашисты и стремительны. Кругло-готическое письмо шире и просторнее других видов готического письма и выделилось как промежуточная форма между готикой и антиквой. Круглоготическое письмо считается одним из лучших стилей письма Западной Европы. Оно преобладало в XV в. Из позднейших видов готического письма следует отметить швабскоеписьмо (рис. 1.8). Оно широкое и достаточно удобочитаемо. Широкие пропорции придают этому письму размашистый характер. В XIV в. в Италии и Франции появляются образцы гуманистического письма. Этот шрифт по времени совпал с эпохой Возрождения, и поэтому его еще называют ренессанс-антиква. Исследованию и графической обработке этого шрифта придавали значение известные художники и ученые эпохи Возрождения. Они стремились придать шрифту строгую логическую и математическую обоснованность, варьируя форму и пропорцию букв.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 540; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.168.192 (0.008 с.) |