Развитие славянской письменности



 

Создателями славянской азбуки бы­ли монахи-миссионеры — братья Ки­рилл и Мефодий. С именем Кирилла связана азбука древнерусского письма, получившая название кириллицы. Впер­­­вые была создана азбука с четкой и ясной графикой знаков. В основу было положено греческое унциальное письмо.

Старославянская письменность из­вест­на с X в. в двух различных начер­та­ниях: глаголицы и кириллицы (рис. 1.9, 1.10). Вначале оба начертания существовали параллельно, но со вре­менем за основу русской письменности была взята кириллица. Древнейшие русские рукописи XI в. были написаны кириллицей, почерком, который получил наименование устава. Одним из луч­ших образцов уставного письма явля­ет­ся «Остромирово Евангелие». Позже устав сменился полууставным письмом (рис. 1.11). Преимущество полуустава состояло в скорости написания текста. Уставы и полууставы выполнялись по строго определенному правилу — уста­ву, от которого и произошло их название. Постепенно появ­ляет­ся скорописный шрифт — скоропись, которая использо­валась при переписке книг, составлении деловых бумаг, актов и т. п.

Начиная с XV в. при написании заглавий книг применя­лось особое письмо — вязь. Вязь представляла собой декора­тивное письмо, с помощью которого выделялись заглавия в виде непрерывного равномерного орнамента. Лучшие образ­цы русской вязи сложились в середине XVI в. в Москве при Иване Грозном, а также в Новгороде. Первые книги, напеча­танные Иваном Федоровым, славились красиво выполненной вязью (гравированной на дереве). Начиная с XVII в. искус­ство оформления книги вязью постепенно стало при­ходить в упадок.

В 1708 г. Петр I ввел в обя­зательное употребление новыйрусскийгражданскийшрифт, представляющий со­­бой синтез традиционных рус­ских и родственных им форм латинского шрифта то­го времени. По форме, про­пор­циям и начертанию граж­данский шрифт близок к за­пад­ноевропейской антикве. Главным достоинством но­во­го шрифта являлась удо­бо­читаемость, простота и ясность конструкций букв. Бы­ли введены арабские цифры вместо обозначения цифр буквами. Проведенная реформа способствовала распро­стра­не­нию грамотности на Руси. Первой книгой гражданской азбуки была книга под названием «Геометрия». Она была выпущена типографией в Москве в 1708 г.

На протяжении XVIII в. русский шрифт улучшается и со­вер­шенствуется. Громоздкие выносные линии укорачи­вают­ся, исчезают некоторые ненужные элементы букв. Шрифт становится единым и более строгим по рисунку. Шрифты конца XIX – начала XX в. создавались под воздействием нового стиля модерн («модный») и в целом не представляли особой художественной ценности. Однако в отдельных образ­цах книгоиздания заслуживают внимания такие шриф­то­вые гарнитуры, как елизаветинская, латинская, академи­чес­кая и др.

После Великой Октябрьской социалистической революции все книгопечатание перешло в руки государства. Вскоре Советское государство провело реформу русского право­пи­са­ния. Из старого алфавита были изъяты лишние буквы, которые затрудняли изучение русского языка. Русская грам­матика стала более упрощенной и доступной. Одновременно с созданием новой системы письма велась большая работа по освоению новых типографских гарнитур.

Над созданием новых шрифтовых гарнитур в период ста­но­вления Советского государства и в дальнейшие периоды работали художники С. Чехонин, Е. Белуха, М. Борисова-Му­са­това, М. Кирнарский, Г. Банникова, Е. Глущенко, Д. Ба­же­нов, И. Богдеско, Н. Ильин, Е. Коган, С. Пожарский, И. Рер­берг, С. Телингатер, В. Фаворский и многие другие. Неко­торые шрифтовые гарнитуры носят названия по фами­лиям их авторов, например: шрифт Чехонина, шрифт Бан­ни­ко­ва, шрифт Рерберга и т. д.

Разработка новых шрифтовых начертаний продолжается и сейчас. Современные технологии позволяют упростить и ускорить процесс создания новых шрифтов. Еще совсем недавно дизайнер должен был рисовать отдельный набор символов для каждого кегля и начертания. Меньшие кегли шрифта, например, требовали большего пространства для межбуквенных интервалов в строчных буквах. Теперь соз­дается один набор символов и с помощью компьютера получаются различные варианты шрифта.

Закон практически не защищает авторские права разра­бот­чиков шрифтов, за исключением тех случаев, когда шрифты создаются по заказу клиента для использования в целях рекламы конкретной фирмы (фирменный шрифт). Каждый дизайнер имеет свои предпочтения и предубеждения отно­си­тельно использования тех или иных шрифтов.

 









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь - 54.92.155.160