Основные виды и способы печати 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные виды и способы печати



СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ ПЕЧАТИ

Наряду с тремя основными способами (высокая, офсетная и глубокая печать) в полиграфии применяется ряд других видов печати. Почти все они носят специальный характер. Некоторые из них рассматриваются ниже.

Трафаретная печать.

Трафаретная печать широко известна не только в полиграфии. Изготовленный вручную или фотомеханическим способом трафарет накладывается на густую сетку из шелка, найлона или нержавеющей стали, натянутую на деревянной рамке. На плоскую поверхность помещают бумагу или другой материал для запечатывания, а сверху устанавливают деревянную рамку с сеткой так, чтобы сетка и трафарет вплотную прилегали к запечатываемому материалу. Затем по трафарету резиновым валиком прокатывают густую краску. Там, где в соответствии с печатаемым изображением краска проходит через трафарет, она просачивается и сквозь сетку на запечатываемый материал.

Трафаретная печать отличается универсальностью. Она пригодна для печатания на самых разнообразных материалах, от стекла и металлов до дерева и тканей. К тому же такой процесс позволяет наносить толстые слои краски. Описанный выше ручной процесс трафаретной печати может быть механизирован с использованием плоскопечатных листовых или рулонных машин, которые дают от 200 до 6000 оттисков в час.

Фототипия.

Фототипия обеспечивает воспроизведение оригинала с высокой верностью, но пригодна она в основном для малотиражной продукции. Существуют два варианта фототипии: один с очень густой сеткой для достижения исключительной четкости и тоновых градаций, а другой – с плавными переходами тона, без полутонового растра и без полутоновых точек.

В первом варианте на печатную форму, покрытую желатиной, экспонируют негатив через сетку-растр. В светлых местах желатина задубливается под действием света и становится водоотталкивающей, но легко смачивается краской. Изготовленная форма сушится, изгибается и закрепляется на формном цилиндре печатной машины. Здесь она увлажняется валиками увлажняющего аппарата, и красочное изображение переносится на передаточный цилиндр, а с него – на бумагу, закрепленную в захватах печатного цилиндра.

Во втором варианте фототипии отпадает необходимость в полутоновых градациях, создаваемых растром. Стеклянная пластинка покрывается связующим веществом и раствором желатины с бихроматом, а затем ее экспонируют через пленочный негатив. На освещенных участках желатина задубливается пропорционально интенсивности проходящего через негатив света. После экспонирования пластинку промывают в водном растворе глицерина; при этом незадубленные участки разбухают сильнее задубленных, вследствие чего происходит изменение поверхности фототипного слоя и формирование пробельных и печатающих элементов, которые создают полную иллюзию тонового изображения на оттиске.

Рельефное красочное тиснение.

Это специальный способ печати, при котором участки бумаги, покрытые краской, оказываются выпуклыми. Он применяется для печатания высококачественных пригласительных билетов, фирменных бланков, визитных карточек.

Воспроизводимый печатный материал должен быть выгравирован. На выгравированную форму наносится краска, а ее излишек удаляется, так чтобы краска оставалась только в углублениях формы. Затем на форму накладывается запечатываемая бумага, а сверху – другая форма, выпуклости которой точно соответствуют углублениям первой. При натиске бумага одновременно запечатывается и приобретает рельефность.

Выпуклая печать.

Такой метод тоже дает рельефную печать, но он технически проще. При выходе запечатанного листа из машины высокой печати на свежую краску наносится полимерный порошок и бумажный лист вводится в нагревательное устройство. Полимер при нагревании вызывает разбухание краски, в результате чего запечатанная поверхность оказывается приподнятой. Хотя качество полученной продукции ниже, чем при методе рельефного красочного тиснения, это с лихвой компенсируется универсальностью, простотой и дешевизной метода выпуклой печати.

 

3. Технические средства выпуска печатных изданий

Техника, используемая при производстве печатных периодических изданий.

сканер;

компьютер.

Печатное оборудование:

рулонные офсетные печатные машины;

листовые офсетные печатные машины;

печатные машины глубокой печати.

Брошюровочно-переплетное полиграфическое оборудование:

бумагорезательные машины;

никтошвейные машины;

ВШРА (вкладочно-швейно-резальные автоматы);

проволокошвейные машины;

аппараты клеевого бесшвейного скрепления (кбс);

клеемазательные машины;

комплексы для производства книг и пр.

Отделочное полиграфическое оборудование:

фальцевальные аппараты;

лакировальные машины.

Другое:

дупликаторы;

листоподборщики;

автоматические сталкиватели для бумаги (джогеры);

биговальное оборудование;

нумераторы;

устройства для обрезки углов и вырубки отверстий.

 

Структура современных электронно-издательских систем

Сегодня информация хранится в цифровом виде. У более или менее крупной

редакции должна быть внутренняя сеть, которая дает возможность быстрой связи

между сотрудниками (скорость передачи информации не меньше 100 мГц/с),

экономичности использования, низкой стоимости эксплуатации. Она ремонтируема.

Можно использовать ранее закупленное оборудование. Информацию можно хранит,

архивировать в любом количестве; ее можно передавать в свой коммуникационный

сектор с помощью модема на расстоянии.

Электронная техника дала возможность обрабатывать текст, набирать и верстать

его в стенах издательства. Таким образом на долю полиграфических предприятий

остаются только “чисто” полиграфические процессы. Изменилось отношение между

редакцией и типографией. Редакционно-издательские и наборные стадии связались

в интегрированный комплексный процесс, который может состоять из отдельных

звеньев, связанных между собой промежуточными носителями информации, либо

быть непрерывным. Это значительно сокращает время выпуска изданий.

С помощью электронных систем переработки информации можно четко планировать

редакционную подготовку изданий, можно организовывать поточное производство,

что приводит к сокращению сроков выпуска изданий и повышению издательского и

полиграфического качества тиража.

 

Воспроизведение изобразительных оригиналов

Как было сказано ранее, изобразительные оригиналы можно классифицировать по следующим основаниям.

^ Вид изобразительного оригинала:

– черно-белая графика (чертежи, штриховые рисунки, гравюры, офорты, диаграммы и графики);

– черно-белые полутоновые оригиналы (полутоновые рисунки, черно-белая фотография);

– двух– и более цветная графика;

– полноцветные оригиналы (полноцветные рисунки, живопись, фотографии).

^ Способ получения:

– сканирование (чертежи, рисунки, произведения живописи, фотографии);

– импорт готовых графиков и диаграмм из других программ, например, Microsoft Excel;

– непосредственный ввод изображений с дисковых библиотек (клипартов), из Интернета;

– непосредственный ввод отснятых кадров из цифровых фотоаппаратов и видеокамер с помощью специального интерфейса;

– создание несложных графических изображений непосредственно в программе верстки.

^ Требования к исходным изобразительным оригиналам

Существует неизменное правило: чем выше качество оригинала, тем лучшим будет и оттиск. Поэтому когда в качестве оригинала берется копия изображения (ксерокопия, фотокопия, полиграфическая и др.) вряд ли из нее можно получить что-то лучшее, чем сама эта копия. Хотя в практической работе возникает ситуация, когда нет возможности получить оригинал изображения, приходится использовать копию.

 

Принцип цветоделения

В печатном деле, любое цветное изображение, предназначенное для тиражирования, необходимо предварительно разложить на основные составляющие, то есть четыре цвета (CMYK) – Cyan, Magenta, Yellow, Key (black) – голубой, пурпурный, желтый, ключевой (черный), потому как именно эти цвета используются в полиграфии для получения цветных изображений. Этот процесс называется цветоделением.

Раньше цветоделение осуществлялось с помощью оптических фильтров и системы растров, а сейчас все автоматизировано. Изображение сначала переводиться в электронный вид (оцифровывается) с помощью сканера или фотокамеры (в моделях RGB или LAB), затем переводится в CMYK и разделяется на каналы в компьютерных программах, предназначенных для верстки или обработки изображения для последующей печати, в частности в таких как QuarkXPress, Adobe PageMaker и Adobe InDesing

Данная технология относится к субъективному смешиванию цветов, предполагающего, что на материал (бумагу или пленку) наносятся слои цветовых красителей, каждый из которых вычитает (поглощает) из белого цвета свою долю спектра. В теории цветовоспроизведения выделяют так же аддитивную схему. В ней происходит суммирование одноцветных потоков в один результирующий. Обозначается как RGB (Red, Green, Blue – красный, зеленный и синий). Модель имеет больший цветовой охват и применяется в электронно-лучевых устройствах – телевизорах, мониторах и т.д.

Теоретически, черного цвета в полиграфии быть не должно, так как его можно получить наложением трех основных красок (CMY). Однако практика показала, что даже при незначительном нарушении баланса красок «по серому» получается темно коричневый оттенок. Поэтому и была введена черная краска, по-другому контурная. Но с ее появлением возникла необходимость в создании различных технологий цветоделения, связанная со способами изготовления фотоформ для черной краски.

В настоящий момент в печатном деле нашли применение следующие технологии:

1. Цветоделение со скелетной градацией черного.

2. Технология ICR (GCR, Gray Component Replacement).

3. Технология UCR (Under Color Removal).

При использовании первой технологии происходит наложение черной краски поверх триадных на самых темных участках. В итоге доля черного достигает 400%: по 100% на каждый цвет, поэтому каждый лист приходится тщательно просушивать, чтобы не произошло перетискивания изображения на соседний лист. Для офсета такой способ не годится.

В технологии ICR цветовые оттенки создаются с помощью трех красок (их может быть и меньше), причем одна из них всегда черная. Использование краски составляет всего 300%.

Третья технология UCR – вычитание «из-под черного» подразумевает замену трех красок триады, присутствующих в одном элементе цветного оригинала, на соответствующее количество чёрной краски. При печати темных цветных изображении возникают проблемы в наиболее темных местах изображения, поэтому количество триадных красок уменьшают именно в тех местах, где будет нанесена черная краска. Поэтому метод получил такое название.

Из всех технологий наибольшее распространение получила вторая. Она позволяет минимизировать потребление печатных красок.

Цветоделение играет важную роль в получении качественных оттисков. С помощью фотонаборного аппарата выводят пленки с изображением для каждой краски. В дальнейшем с них изготавливают фотоформы и при печати (последовательным наложением красок) получают необходимые цвета.

В завершении, хотелось бы упомянуть то, что разные программы могут дать неодинаковые результаты цветоделения. Цветовое изображение в модели CMYK предается через мониторы с помощью триады RGB. Для максимального сходства необходимо тщательно откалибровать монитор. Независимо от этого результаты цветоделения можно оценить лишь с помощью цветопробы на пробопечатном станке, с использованием той же бумаги, что и для печати основного тиража. Результаты цветопробы и печати могут не совпадать. Это обусловлено параметрами печатающего устройства. Только применение специальных программных и аппаратных инструментов позволит добиться превосходного качества цветопередачи.

 

10. основы дизайна печатного издания, система моделирования полосы

Сегодня печатные СМИ вынуждены конкурировать не только между собой, но и с визуальными каналами коммуникации - телевидением, интернетом, а теперь уже и мобильным контентом. Аудитория «избалована картинкой». Газета или журнал создается в единстве текста, и изображения. Задача визуальной концепции издания вначале привлечь внимание, облегчить восприятие информации, сделать его комфортным, а затем способствовать тому, чтобы читатель запомнил издание и захотел купить его в следующий раз. Поэтому все больше внимания уделяют дизайну печатных СМИ.

Диапазон определений дизайна чрезвычайно широк - от эскиза, чертежа, до замысла, проекта. И все они в определенной степени верны, так как отражают различные этапы профессионального развития отрасли - индустрии дизайна [Дизайн газеты и журнала, 2003].

По мнению Мишель А. Картер, эксперта Информационного агентства США, «в газетном дизайне качество оформления ничего не стоит, если оно не выражает информацию быстро и полностью. У читателей нет ни времени, ни терпения преодолевать дизайнерские ухищрения для извлечения информации. Работа газетных дизайнеров состоит в том, чтобы облегчить жизнь читателей, а не затруднить» [Дизайн и верстка: базовые элементы].

Ключевые понятия успешного дизайна - единообразие и упорядоченность. Все элементы, из которых строится полоса и всё издание из номера в номер, подчинены этим важнейшим требованиям.

Модель есть зафиксированный свод приемов, правил, принципов и закономерностей оформления данного издания. Модели можно классифицировать по ряду признаков. Если характеризовать модель со стороны формообразующих факторов, то следует различать функциональную и эстетизированную модели. Скажем, для качественных газет характерна четко выраженная структурированность номеров - следствие функционального проектирования. В массовых газетах яркое, бросающееся в глаза оформление - несомненный признак эстетизированной модели. [Художественное конструирование газеты и журнала, 2007]

Эстетическая сторона дизайна носит вторичный характер. «Успешный дизайн газеты удовлетворяет трем условиям - это «дизайн, функциональный для сотрудников газеты, отражающий содержание и характер газеты и нравящийся (подсознательно) читателям». (Определение сформулировали шотландские консультанты по медиа-дизайну Ally Palmer и Terry Watson в докладе «Новый дизайн, новые форматы» для Всемирной газетной ассоциации.) [Дизайн и верстка: базовые элементы]. Хороший дизайн должен быть в большей степени функциональным, нежели украшающим, и он никогда не принесет в жертву полезное содержание для того только, чтобы повысить уровень оформления газеты.

Устойчивая композиция номера - один из основных компонентов долговременной модели печатного издания, облегчающих читателю ознакомление с номером, поиск интересующих его материалов. Устойчивость композиции вырабатывает у читателя определенные ожидания, готовность воспринимать публикации каждого номера в хорошо знакомых и привычных формах. Она устанавливает связи между элементами, принципы их соподчинения, выделения и в конечном итоге соединяет их по законам красоты.

Но устойчивость композиции не означает принятия жесткого стандарта ее схемы. «Один из признаков хорошей композиции - ее гибкость, допускающая при необходимости быструю переверстку той или иной полосы или даже замену какой-либо из них целиком, а также перемену мест разделов и рубрик, вынесение важнейших на данный момент материалов вперед, на самые выгодные места номера» [Композиция газетной полосы, 2006].

Композиция отдельных полос или разворотов зависит от композиции всего номера, которая в свою очередь определяется содержанием публикаций и их характером.

Композиция номера это размещение основных разделов, рубрик в журнале и связи между ними - соподчиненность, последовательность расположения, размещение и организация разделов и постоянных рубрик издания в номере в зависимости от актуальности и оперативности, установление соответствующих жанровых, размерных и других пропорций, обусловленных типом издания и его традициями [Дизайн газеты и журнала, 2003].

Сохранение узнаваемости издания, гибкость композиции, удобная верстка - все это зависит от того, насколько качественно составлен макет издания. Макет должен включать в себя все от композиции номера и отдельной полосы, до колонтитулов и подписей к фотографиям. Правильно сформированный облик издания - один из решающих факторов его востребованности. Обновлять его можно и нужно, но главное не переборщить: слишком эксцентричный дизайн может оттолкнуть читателя.

Разработка графической модели начинается с определения стиля издания. Стиль - очень важный параметр для средств массовой информации, именно с ним в дальнейшем будет связана узнаваемость и идентификация издания. Стиль это то, что с одной стороны позволит читателю отнести журнал или газету, к какой либо группе периодических изданий, а с другой стороны выделит его среди конкурентов. Именно фирменный стиль способствует идентификации различных номеров как номеров именно одного и того же издания.

Фирменный стиль - набор цветовых, графических, словесных, типографских, дизайнерских постоянных элементов, обеспечивающих визуальное и смысловое единство товаров, исходящей от предприятия информации, ее внутреннего и внешнего оформления [Рекламная деятельность, 2001].

При создании фирменного стиля важно учитывать следующие факторы:

· соответствие, традиции, статусу, роду деятельности и возможно отраслевой традиции

· оригинальность и индивидуальность

· простота восприятия отличий

· рекламоспособность.

Фирменный стиль издания включает в себя:

· товарный знак (логотип)

· графические символы (пиктограммы, служебные символы или элементы, навигацию, фирменные цвета)

· цветовую схему

· шрифт

· модульную сетку, систему вёрстки

Говоря о комплексной (полной) оформительской модели Галкин в «Художественном конструировании газеты и журнала» приводит такой список. Модель должна включает в себя четыре составные части:

· зафиксированную в каком-либо виде структуру издания

· размерные стереотипы

· типовые макеты

· стандартные операции оформления

В этой схеме больше внимания уделяется тому, что включает в себя «система верстки». Под структурой издания понимается композиция номера - размещение основных разделов и рубрик, связи между ними. Размерные стереотипы это объем номера, формат полосы, поля, ширина и количество колонок, величина межколонных пробелов, кегль текстовых шрифтов и другие унифицированные размерные характеристики номера. Типовые макеты - композиционные схемы уже отдельных полос или материалов. В журналах, как правило, одна статья занимает больше страницы и в модели издания содержатся примеры верстки целых материалов, в то время как в газете логичнее будет обдумать взаимное расположение статей на полосе.

«Стандартные операции оформления» в классификации Галкина как раз включают в себя все остальные пункты фирменного стиля.

Рассмотрим сначала создание структуры издания, его композиции, а потом перейдем к элементам оформления.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ШРИФТОВ

— система деления шрифтов по: 1) назначению и области применения: книжные, газетные, плакатно-афишные, картографические, декоративные, рекламные и имитационные шрифты, напр. шрифты, рисунок которых близок к каллиграфическому письму; 2) насыщенности: светлые, полужирные и жирные; 3) наклону основных штрихов (по положению очка): прямые, курсивные и наклонные; 4) относительным размерам ширины и высоты (по ширине очка знаки шрифта делятся на пять групп: нормальные, узкие, сверхузкие, широкие и сверхширокие); 5) характеру заполнения штрихов: нормальные, контурные, выворотные, оттеночные, штрихованные. Стандартные шрифты в зависимости от их важнейших графических признаков (контрастность, наличие и форма засечек) делятся на пять основных групп и одну дополнительную. Внутри каждой группы шрифты, одинаковые по характеру рисунка, но разные по кеглю и начертаниям объединяются в гарнитуры, имеющие собственное наименование, напр., академическая, литературная. По способу набора шрифты подразделяются на шрифты для электронного, ручного и машинного буквоотливного, строкоотливного (крупнокегельного) набора.

 

Основные виды и способы печати

Основные типы печати

Высокая печать

Глубокая печать

Плоская печать

Все способы печати являются разновидностями этих трёх типов.

Способы плоской печати

Альбуминовая печать

Литография

Офсетная печать

Ди-лито

Тампонная печать

Трафаретная печать

Ирисовая печать

Фотополимерная печать

Различные способы печати

Тиснение

Шелкография

Цифровая печать

Цифровая офсетная печать

Палладиевая печать

Платиновая печать

Термография

Сублимация

Выворотка

Печать с переменными данными

Флексография

Высо́кая печа́ть в полиграфии — способ печати, использующий формы, на которых печатающие элементы расположены выше пробельных. Исторически этот способ, по-видимому, первым получил распространение в качестве технологии тиражирования изображений (именно его, например, использовал Иоганн Гутенберг, тот же принцип лежит в основе конторской печати).

В полиграфической промышленности к технологиям высокой печати относятся типографская (высокая, книжная) печать и флексография. Разница заключается как в печатных формах (формы высокой печати изготавливаются в частности, на базе линотипного и монотипного видов набора из достаточно твердого гартового сплава или по современной технологии из вымывных фотополимеров), так и в процессе печати.

В изобразительном искусстве данная концепция реализована в линогравюре, гравюре на дереве (ксилография) и т. п.

На печатной форме высокой печати печатные элементы расположены выше пробельных. Краска наносится на поверхность выступающих печатных элементов. При соприкосновении с бумагой, для полного перехода краски, необходимо давление. До изобретения печатных машин для этой цели использовали пресс. Для воспроизведения текста и штриховых изображений, состоящих из отдельных штрихов и линий, изготовить печатную форму даже на доске несложно, так как все печатные элементы находятся на одном уровне. На них легко нанести краску тампоном или валиком, положить бумагу и прижать ее для перехода краски.

Простота печатного процесса, легкость изготовления печатной формы надолго сделали высокий способ печати доминирующим. Четкие начертания букв, ровные штрихи и контуры оттисков высокой печати до сих пор трудно достижимы другими способами печати. Однако в высокой печати использовали долгое время тяжелые наборные металлические печатные формы из гартового сплава, содержащий вредный для здоровья и экологически опасный свинец.

Это, вместе с характерными недостатками высокой печати (низкая разрешающая способность, перетискивание на обратную сторону и пр., привело к резкому уменьшению доли высокой печати, особенно после появления офсетных форм на алюминиевой основе. В последние десятилетия этот способ утратил доминирующее положение в выпуске большинства видов издательской продукции, но до сих пор используется для печати однокрасочных газет, книг, а также в упаковке (например, печать самоклеящихся этикеток и гибкой упаковки).

Такой значительный удельный вес высокой печати обусловлен ее универсальными репродукционными возможностями при воспроизведении оригиналов самого различного характера: текстовых, иллюстрационных, смешанных, одно- и многокрасочных. Оттиски характеризуются большой четкостью, резкостью, насыщенностью тона и цвета. Положительная особенность этого способа - стабильность качества изображения во всем тираже, которая обусловлена отсутствием таких нестабильных процессов, как увлажнение печатных форм (в плоской офсетной печати) или удаление краски с пробельных элементов форм (при глубокой печати).

Поверхность печатных форм высокой печати из фотополимеров химически нейтральна и может воспринимать любой раствор. Следовательно, эти формы могут быть использованы для печати с применением красок как на масляной основе, так и на базе водных и спиртовых растворителей (флексография).

Важным стимулом для развития и поддержания конкурентоспособности высокой печати явилось внедрение гибких полноформатных печатных форм из фотополимеров с малой (0,4-0,7 мм) глубиной пробельных элементов. Существенные изменения в технологию высокой печати внесли фотополимерные печатные формы в сочетании с повышением жесткости конструкций печатных машин и применением синтетических декелей из армированных материалов на пористой волокнистой основе. Они позволили значительно повысить эффективность работы за счет уменьшения затрат времени на подготовку к печатанию.

Глубокая печать

Глубокая печать. Верхняя линия — лист бумаги, нижняя — матрица

Глубокая печать, интаглио — в полиграфии способ печати с использованием печатной формы, на которой печатающие элементы утоплены по отношению к пробельным. От офсетной и высокой печати отличаются тем, что толщина слоя краски на одном оттиске может меняться от десятков до сотен микрометров, тогда как обычно этот показатель стабильный и составляет около 1 микрометра. Такая особенность технологии обеспечивает рельефность элементов изображения, которые выступают над поверхностью бумаги. Шершавость изображений ощущается при прикосновении.[1]

Рельефный эффект используется как дополнительный защитный элемент при печати банкнот, бланков ценных бумаг (например, этот способ защиты используется предприятиями объединения «Гознак»[2]). По мнению специалистов, в точности скопировать такие элементы невозможно, а подделка может быть обнаружена без специальных технических приспособлений.[3]

В полиграфии глубокая печать традиционно использовалась для производства иллюстрированной продукции. В художественной графике метод глубокой печати применяется в отдельных видах гравюры, в частности в офорте.

Сегодня способ глубокой печати является доминирующим на рынке производства упаковки, поскольку затраты на допечатную подготовку оригинал-макета и изготовление форм окупаются благодаря значительной тиражестойкости таких форм и большому тиражу продукции.

Во второй половине XV века гравюра на металле начала вытеснять ксилографию. На пластине из металла (медь, бронза, цинк, сталь) гравировали или вытравливали кислотой рисунок, затем покрывали краской. Краску очень аккуратно стирали так, чтобы на печатной форме осталась лишь краска в выгравированных углублениях. Пластина под давлением цилиндрического пресса прижималась к бумаге. Данный метод очень сильно отличался от наборной печати. Поэтому листы с иллюстрациями печатали отдельно от листов с текстом.[4]

В XIX веке печать с гравированных форм значительно усовершенствовали — краску наносили с помощью валиков, а убирали с формы при помощи вращающихся щёток. На смену механической гравировке пришла лазерная.

В печатных машинах для глубокой печати краска подаётся на печатный цилиндр и попадает в углубления, соответствующие печатным элементам. С пробельных элементов она удаляется с помощью так называемого ракеля. В силу этой особенности для формирования всех печатающих элементов (в том числе, сплошных плашек) необходимо использовать специальный растр глубокой печати. Для получения высококачественного изображения также необходимо использование специальной бумаги для глубокой печати.

Одной из особенностей данного вида полиграфического производства является высокая стоимость изготовления печатных форм, что существенно ограничивает область его применения. Одним из видов печатных машин используемых принцип глубокой печати являются - ротогравюрные печатные машины.

Пло́ская печа́ть в полиграфии — способ печати, использующий формы, на которых печатающие и пробельные элементы расположены в одной плоскости и различаются лишь физико-химическими свойствами.

Основой для форм плоской печати, как правило, служат металлические листы (пластины) — однослойные в случае монометаллических форм и многослойные в случае биметаллических форм. Для изготовления формы пластина покрывается светочувствительным слоем и засвечивается через фотоформу, используемую в качестве шаблона. Затем экспонированную пластину подвергают химическому или электролитическому травлению, в результате которого участки, играющие роль печатающих элементов, приобретают свойство гидрофобности (олеофильности), а участки, соответствующие пробельным элементам, становятся гидрофильными. При попадании на такую форму краска задерживается лишь на печатающих элементах.

В полиграфической промышленности на базе данного принципа функционирует большинство машин офсетной печати, реже используется способ ди-лито (плоская печать без промежуточного звена). В изобразительном искусстве данная концепция реализована в литографии.

 

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ ПЕЧАТИ

Наряду с тремя основными способами (высокая, офсетная и глубокая печать) в полиграфии применяется ряд других видов печати. Почти все они носят специальный характер. Некоторые из них рассматриваются ниже.

Трафаретная печать.

Трафаретная печать широко известна не только в полиграфии. Изготовленный вручную или фотомеханическим способом трафарет накладывается на густую сетку из шелка, найлона или нержавеющей стали, натянутую на деревянной рамке. На плоскую поверхность помещают бумагу или другой материал для запечатывания, а сверху устанавливают деревянную рамку с сеткой так, чтобы сетка и трафарет вплотную прилегали к запечатываемому материалу. Затем по трафарету резиновым валиком прокатывают густую краску. Там, где в соответствии с печатаемым изображением краска проходит через трафарет, она просачивается и сквозь сетку на запечатываемый материал.

Трафаретная печать отличается универсальностью. Она пригодна для печатания на самых разнообразных материалах, от стекла и металлов до дерева и тканей. К тому же такой процесс позволяет наносить толстые слои краски. Описанный выше ручной процесс трафаретной печати может быть механизирован с использованием плоскопечатных листовых или рулонных машин, которые дают от 200 до 6000 оттисков в час.

Фототипия.

Фототипия обеспечивает воспроизведение оригинала с высокой верностью, но пригодна она в основном для малотиражной продукции. Существуют два варианта фототипии: один с очень густой сеткой для достижения исключительной четкости и тоновых градаций, а другой – с плавными переходами тона, без полутонового растра и без полутоновых точек.

В первом варианте на печатную форму, покрытую желатиной, экспонируют негатив через сетку-растр. В светлых местах желатина задубливается под действием света и становится водоотталкивающей, но легко смачивается краской. Изготовленная форма сушится, изгибается и закрепляется на формном цилиндре печатной машины. Здесь она увлажняется валиками увлажняющего аппарата, и красочное изображение переносится на передаточный цилиндр, а с него – на бумагу, закрепленную в захватах печатного цилиндра.

Во втором варианте фототипии отпадает необходимость в полутоновых градациях, создаваемых растром. Стеклянная пластинка покрывается связующим веществом и раствором желатины с бихроматом, а затем ее экспонируют через пленочный негатив. На освещенных участках желатина задубливается пропорционально интенсивности проходящего через негатив света. После экспонирования пластинку промывают в водном растворе глицерина; при этом незадубленные участки разбухают сильнее задубленных, вследствие чего происходит изменение поверхности фототипного слоя и формирование пробельных и печатающих элементов, которые создают полную иллюзию тонового изображения на оттиске.

Рельефное красочное тиснение.

Это специальный способ печати, при котором участки бумаги, покрытые краской, оказываются выпуклыми. Он применяется для печатания высококачественных пригласительных билетов, фирменных бланков, визитных карточек.

Воспроизводимый печатный материал должен быть выгравирован. На выгравированную форму наносится краска, а ее излишек удаляется, так чтобы краска оставалась только в углублениях формы. Затем на форму накладывается запечатываемая бумага, а сверху – другая форма, выпуклости которой точно соответствуют углублениям первой. При натиске бумага одновременно запечатывается и приобретает рельефность.

Выпуклая печать.

Такой метод тоже дает рельефную печать, но он технически проще. При выходе запечатанного листа из машины высокой печати на свежую краску наносится полимерный порошок и бумажный лист вводится в нагревательное устройство. Полимер при нагревании вызывает разбухание краски, в результате чего запечатанная поверхность оказывается приподнятой. Хотя качество полученной продукции ниже, чем при методе рельефного красочного тиснения, это с лихвой компенсируется универсальностью, простотой и дешевизной метода выпуклой печати.

 

3. Технические средства выпуска печатных изданий

Техника, используемая при производстве печатных периодических изданий.

сканер;

компьютер.

Печатное оборудование:

рулонные офсетные печатные машины;

листовые офсетные печатные машины;

печатные машины глубокой печати.

Брошюровочно-переплетное полиграфическое оборудование:

бумагорезательные машины;

никтошвейные машины;

ВШРА (вкладочно-швейно-резальные автоматы);

проволокошвейные машины;

аппараты клеевого бесшвейного скрепления (кбс);

клеемазательные машины;

комплексы для производства книг и пр.

Отделочное полиграфическое оборудование:

фальцевальные аппараты;

лакировальные машины.

Другое:

дупликаторы;

листоподборщики;

автоматические сталкиватели для бумаги (джогеры);

биговальное оборудование;

нумераторы;

устройства для обрезки углов и вырубки отверстий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.238 (0.107 с.)