Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психология детей с нарушениям интеллектаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Курс «Психология детей с нарушениями интеллекта» посвящен изучению основных закономерностей психического развития умственно отсталых детей младенческого, раннего и дошкольного возраста. Цель курса: раскрыть основные закономерности психического развития ребенка с нарушениями интеллекта. Студенты должны Знать: - содержание основных понятий, отражающих вопросы психологии детей с интеллектуальной недостаточностью; - диагностические критерии интеллектуальной недостаточности, различные подходы к определению данного нарушения в России и за рубежом; - методы психологического изучения детей с нарушением интеллекта; - психологические механизмы различных нарушений психического развития при ранних органических поражениях ЦНС; - факторы, определяющие психическое развитие ребенка с интеллектуальной недостаточностью; - особенности психического развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью на разных возрастных этапах (в младенчестве, раннем и дошкольном возрасте); специфичность возникновения и развития у данной категории детей основных психических новообразований возраста. Уметь: - применять полученные знания в процессе психолого-педагогического изучения детей с нарушениями интеллекта (как в диагностических целях, так и для построения индивидуальных коррекционно-развивающих программ); - осуществлять сравнительный анализ развития аномального и нормального развития в различные периоды детства. Приобрести практические навыки: - самостоятельной работы с литературными источниками, написания конспектов, рефератов, подготовки докладов, научных сообщений; - применения и модификации методик изучения психики ребенка; - изучения, психолого-педагогического обследования детей с нарушением интеллекта; - оформления результатов обследования. ДЕ дисциплины: Раннее развитие умственно отсталого ребенка. Особенности возникновения и развития ориентировочно-исследовательской деятельности у детей с ранним органическим поражением центральной нервной системы. Особенности психических процессов: внимания, восприятия, представлений, памяти. Особенности овладения предметной, игровой, продуктивной деятельностью. Особенности мышления умственно отсталых дошкольников. Своеобразие развития общения у детей с нарушениями интеллекта. Особенности овладения речью. Особенности поведения, эмоционального и личностного развития умственно отсталого ребенка. Роль взрослого в психическом развитии ребенка с ранним органическим поражением центральной нервной системы. Особенности психического развития умственно отсталых детей в учреждениях интернатного типа. Проблема психологической готовности умственно отсталого ребенка к обучению в школе. Примерное распределение материала по курсу «Психология детей с нарушениями интеллекта» Тематический план дисциплины
Тема 1 Олигофренопсихология как раздел специальной психологии. Предмет, задачи олигофренопсихологии. Детская олигофренопсихология является одним из разделов специальной психологии. Предмет изучения детской олигофренопсихологии - закономерности психического развития умственно отсталого ребенка раннего и дошкольного возраста. Задачи детской олигофренопсихологии: 1) Теоретические: - раскрытие закономерностей развития, общих для нормальных и умственно отсталых детей; - раскрытие специфических закономерностей развития психики умственно отсталых детей; - раскрытие возрастных особенностей развития умственно отсталого ребенка; - установление зависимостей психического развития от структуры и степени выраженности нарушений при умственной отсталости; - изучение конкретных форм психических процессов и деятельности у умственно отсталых детей, а также закономерностей их формирования. 2) Практические: - выявление путей коррекции нарушений при умственной отсталости в раннем и дошкольном возрасте; - разработка научных основ методов и средств обучения умственно отсталых детей, их теоретическое обоснование. Тема 2 История изучения умственной отсталости. Олигофренопсихология на современном этапе. Отношение к слабоумным в древности и в средние века диктовалось жесткими условиями борьбы за существование, а также религиозными воззрениями. Научные исследования слабоумия на рубеже XVIII - XIX веков (Ф. Пинель, Ж.Эскироль, Э.Сеген, Ж.Итар и др.). Становление олигофренопсихологии как науки в конце XIX, начале XX в. за рубежом (А.Бине, Т.Симон, В.Айрленд, Б. Морель, Санте де Санктис и др.) и в России (И.П.Мержеевский, Г.Я.Трошин, Г.И.Россолимо, В.П.Кащенко и др.). Становление системы изучения, обучения и воспитания умственно отсталых детей в России после 1917 года, организация первых государственных учреждений для “исключительных” детей. Научные споры о роли биологических и социальных факторов в развитии ребенка. Период 20-30 г.г. связан с активной деятельностью Л. С. Выготского и его единомышленников (А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев): разрабатывается культурно-историческая теория развития психики ребенка, ее движущих сил, обосновывается влияние социальных условий на развитие психики "аномальных" детей, складываются представления о "первичных" и "вторичных" нарушениях. Преодоление трудностей, связанных с кризисом отечественной науки, в начале 60-х г. Образование НИИ Дефектологии. Исследования М.С.Певзнер, Г.Е.Сухаревой, Ж.И.Шиф, И.М.Соловьева, Б.И.Пинского, Н.Г.Морозовой и др. Признание роли раннего и дошкольного детства как ключевого периода в становлении психики нормально развивающихся и проблемных детей. Изучение возможностей развития, обучения и воспитания умственно отсталых детей в дошкольном возрасте (О.П.Гаврилушкина, А.А.Катаева, Н.Г.Морозова, Н.Д.Соколова, Е.А.Стребелева). Проблемы олигофренопсихологии на современном этапе: - решение вопросов ранней диагностики и коррекции; оказание психолого-педагогической помощи с учетом сензитивных периодов; формирование у умственно отсталых детей универсальных психических способностей. Тема 3 Понятие "умственная отсталость". Особенности развития психики умственно отсталого ребенка. Умственная отсталость представляет собой стойкое недоразвитие познавательной деятельности, обусловленное органической недостаточностью головного мозга. Умственная отсталость является следствием диффузного повреждения головного мозга, при котором морфологические изменения захватывают различные участки коры, нарушая их строение и функции. Причины умственной отсталости: наследственные, неблагоприятное воздействие факторов внешней среды. Нарушения, сходные с умственной отсталостью: задержка психического развития, педагогическая запущенность, ранний детский аутизм, алалия, детский церебральный паралич. Проблема дифференциальной диагностики, отграничения умственной отсталости от сходных состояний. Влияние биологических нарушений на развитие психики умственно отсталого ребенка. Трудности установления полноценных взаимосвязей ребенка, имеющего органическое поражение ЦНС, с социальной средой, их влияние на процесс усвоения культурного, общественно-исторического опыта. Л.С.Выготский, а также современные исследования об общих закономерностях развития нормального и умственно отсталого ребенка, определяющей роли взрослого, условий обучения и воспитания в развитии умственно отсталых детей, их потенциальных возможностях. Тема 4 Психологическая характеристика состава детей специальных дошкольных учреждений. По степени выраженности нарушений умственная отсталость подразделяется на дебильность, имбецильность, идиотию. В зависимости от времени возникновения интеллектуальных нарушений выделяют следующие формы умственной отсталости: олигофрению, деменцию и олигофреноподобные состояния. Олигофрения - следствие поражения мозга в пренатальном, натальном периодах или на ранних этапах постнатального развития (до 1,5 лет), когда тотально нарушается процесс созревания центральной нервной системы. Основные клинические формы олигофрении по М.С.Певзнер: неосложненная; с нарушениями нейродинамики; осложненная нарушениями анализаторных систем; с психопатоподобным поведением; с недостаточностью лобных структур. Деменция - распад уже сформированных психических функций в результате воздействия вредности на уже сформированные в определенной степени мозговые структуры (после трех лет). Своеобразие психического развития детей с последствиями энцефалита, травм головного мозга, страдающих различными нервно-психическими заболеваниями: гидроцефалией, эпилепсией, шизофренией, ревматическим повреждением ЦНС. Олигофреноподобные состояния - следствие повреждения мозга в конце первого, а также на втором-третьем годах жизни. В этом случае имеет место сочетание повреждения с недоразвитием мозга в целом. Необходимость учета психических особенностей детей с различной структурой нарушений в осуществлении коррекционно-педагогической работы с ними. Взаимосвязь работы педагога и врача-невропатолога в специальных дошкольных учреждениях. Тема 5 Методы изучения психики умственно отсталых детей. Изучение умственно отсталых детей - необходимая составная часть работы олигофренопедагога дошкольного учреждения. Основные принципы психологического изучения умственно отсталых детей: комплексность, динамичность, объективность, аналитико-синтетический принцип, индивидуальный подход. Основные методы исследования, используемые в детской олигофренопсихологии: изучение медико-психологической документации, наблюдение, эксперимент, беседа, анализ продуктов деятельности, а также др. (метод тестов, социометрии, катамнестический, близнецовый). Требования к организации и проведению психолого-педагогического обследования умственно отсталых детей. Тема 6 Особенности развития умственно отсталых детей в младенческий период. Становление интегративной функции головного мозга – основа полноценного психического развития ребенка. Развитие ребенка в период младенчества происходит при активном созревании мозговых структур, становления межсенсорных связей. При умственной отсталости нарушается формирование интегративной функции коры больших полушарий. Ранние признаки повреждения центральной нервной системы у новорожденных: бедность ориентировочных реакций, общая патологическая инертность, безразличие к предметному и социальному миру, сниженная моторная активность. Отсутствует полноценное эмоциональное общение с взрослым - основа дальнейшего сотрудничества. Задерживается развитие моторных функций, хватания, зрительно-двигательной координации. Не развивается ориентировочно-исследовательская деятельность. Отсутствуют важнейшие предпосылки развития речи. Тема 7 Развитие умственно отсталых детей в раннем возрасте. Ранний возраст как период активного накопления двигательного, практического, социального опыта. Отставание в развитии двигательной сферы у умственно отсталых детей раннего возраста, влияние двигательных нарушений на познание предметного мира, развитие личности ребенка. Отсутствие познавательного интереса к окружающему, целенаправленной деятельности, «полевое» поведение. Недоразвитие сотрудничества со взрослым, способности к подражанию, отставание в овладении предметной деятельностью. Отсутствие ориентировки на свойства предметов. Особенности развития речи, образно-жестовых и вербальных форм общения у умственно отсталых детей раннего возраста. Недостатки освоения предметной отнесенности слова, становления регулирующей, коммуникативной функций речи. Возможности развивающего влияния взрослого на ребенка с нарушениями интеллекта в раннем возрасте. Тема 8 Особенности развития восприятия и представлений умственно отсталых детей в дошкольном возрасте. Ранний и дошкольный возраст – период становления способности к восприятию – воспроизведению окружающего мира. Нарушение важнейших предпосылок развития сенсорных способностей у умственно отсталых детей. Своеобразие овладения перцептивными действиями, поисковыми способами ориентировки (пробами, примериванием). Характерные нарушения различных видов восприятия: фрагментарность, недифференцированность, слабая осознанность, неточность, инактивность. Трудности формирования анализирующего восприятия, установки “Почему он такой?”. Недостатки представлений умственно отсталых детей, их влияние на ориентировку в окружающем мире, овладение различными видами деятельности, формирование мышления, воображения. Нарушения связи представлений со словом. Основные задачи коррекционной работы по формированию сенсорных способностей у детей с нарушениями интеллекта. Тема 9 Особенности внимания и памяти умственно отсталых детей. Неполноценность процессов высшей нервной деятельности - биологическая основа нарушений всех свойств внимания при умственной отсталости (концентрации, объема, распределения, переключаемости). Признаки повышенной патологической истощаемости и отвлекаемости у детей с астеническими проявлениями, последствиями травм головного мозга. Слабость произвольного внимания. Влияние расстройств внимания на познавательную деятельность. Причины нарушений памяти у умственно отсталых детей. Недостаточность представлений и речи данной категории детей как один из факторов нарушения их образной памяти в дошкольном возрасте. Недостатки механического и осмысленного, произвольного и непроизвольного запоминания. Учет особенностей процессов памяти при организации обучения умственно отсталых детей. Тема 10 Особенности развития мышления умственно отсталых дошкольников. Интеллектуальное недоразвитие – один из характерных признаков умственной отсталости. Общие недостатки мыслительной деятельности: конкретность, стереотипность, нецеленаправленность, некритичность мышления, слабая регулирующая роль мышления в процессе деятельности. Причины нарушений мышления: бедный, неосознанный опыт практической деятельности, неполноценность представлений, их слабая обобщенность. Отставание в развитии наглядно-действенного, образного, словесно-логического мышления. Трудности ориентировки в проблемной ситуации: неспособность к анализу условий с точки зрения поставленной цели, отсутствие проб, а также способности к переносу приобретенного опыта в новую ситуацию. Несформированность мыслительных операций: анализа, синтеза, сопоставления, обобщения; трудности установления причинно-следственных связей. Необходимость учета особенностей мышления детей с нарушениями интеллекта при организации коррекционной работы. Тема 11 Особенности развития речи и общения умственно отсталых детей. Отставание в развитии речи начинается у умственно отсталых детей с младенчества и продолжает накапливаться в раннем возрасте. Отсутствие важнейших предпосылок для овладения речью: опыта предметно-практической деятельности, интереса к окружающему, эмоционального общения и сотрудничества со взрослым, нестойкость дифференцировок в области речеслухового анализатора. Системный характер речевых нарушений: недоразвитие фонетико-фонематического, лексического, грамматического, просодического компонентов речи. Несформированность важнейших функций речи у умственно отсталых детей: сигнификативной, регулирующей, эмоционально-экспрессивной, коммуникативной. Низкая речевая активность. Вербализм – усвоение слова в отрыве от его значения. Необходимость создания полноценных условий для формирования речи у умственно отсталых детей в дошкольном возрасте. Тема 12 Особенности развития различных видов деятельности умственно отсталых детей. Деятельность как важнейший фактор психического развития ребенка. Роль различных видов деятельности в усвоении общественно-исторического, социального опыта. Моделирующий характер деятельности ребенка-дошкольника. Отсутствие необходимых предпосылок для овладения моделирующими видами деятельности у умственно отсталых детей. Особенности предметной игры у детей с нарушениями интеллекта: нестойкий интерес к игрушкам, преобладание процессуальных действий, неспособность к выстраиванию игровых действий в целостную цепочку, трудности использования предметов-заместителей, низкая эмоциональность и речевая активность. Трудности перехода к сюжетно-ролевой игре: непонимание воображаемой ситуации игры, роли, игровых правил, недостатки вычленения и воспроизведения отношений между людьми. Особенности изобразительной деятельности умственно отсталых детей: длительное непонимание замещающей роли изображения; отсутствие предметной отнесенности, узнаваемости рисунков; бедность и стереотипность замысла; фрагментарность, неполнота, искаженность передаваемых образов. Отсутствие игрового и речевого сопровождения изобразительной деятельности. Трудности умственно отсталых детей в овладении навыками самообслуживания, элементами трудовой деятельности. Важность работы по формированию игровой и изобразительной, трудовой деятельности у умственно отсталых детей дошкольного возраста. Развивающее влияние данных видов деятельности на их интеллектуальную и личностную сферу. Тема 13 Особенности развития личности и поведения умственно отсталого ребенка. Влияние органического поражения ЦНС на механизмы взаимодействия ребенка с окружающей социальной средой. Несформированность важнейших предпосылок личностного развития: механизмов привязанности и эмоционального общения ребенка и взрослого; предметной, манипулятивно-игровой деятельности на основе сотрудничества со взрослым. Запаздывание проявлений самосознания у детей с органическим поражением ЦНС: слабый интерес к своему внешнему виду, достижениям, отсутствие потребности в самостоятельности. Особенности взаимоотношений со взрослыми и сверстниками: длительное игнорирование сверстников, трудности установления контакта, нестойкость привязанностей, отсутствие потребности в совместной деятельности. Своеобразие поведения умственно отсталых детей. Нестойкость мотивов поведения, его импульсивность, длительная зависимость от ситуации. Отсутствие интереса, познавательной направленности к окружающему миру, “полевой” характер поведения. Влияние на поведение нарушений эмоционально-волевой сферы, слабая осознанность своих действий и поступков, недостатки произвольной регуляции поведения. Несформированность элементарных нравственных, этических ориентаций. Ведущая роль социальных условий, условий обучения и воспитания в преодолении личностной незрелости умственно отсталых детей. Значение личностно-ориентированного подхода к обучению детей с нарушениями интеллекта дошкольного возраста. Тема 14 Психологическая готовность умственно отсталых детей к обучению в школе. Психологическая готовность к школьному обучению включает в себя определенный уровень умственного, эмоционального и социального развития. Решающая роль организованного дошкольного обучения в подготовке умственно отсталого ребенка к школе. Влияние условий обучения на формирование у детей с нарушениями интеллекта способности к сотрудничеству со взрослым; познавательных интересов и активности; целенаправленной деятельности; произвольности деятельности и поведения; развитие интеллектуальных, сенсорных и др. способностей, гармонизацию их интеллектуальной и личностной сферы. Планы семинарских занятий. Занятие 1.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 704; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.183 (0.011 с.) |