Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологическая характеристика интеллектуальных нарушенийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вопросы 1. Предмет и задачи психологии умственно отсталых детей. 2. Особенности развития познавательной сферы умственно отсталых детей дошкольного возраста. 3. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей дошкольного возраста. 4. Особенности деятельности умственно отсталых детей дошкольного возраста. 5. Предмет и задачи психологии детей со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии. 6. Особенности развития познавательной сферы детей дошкольного возраста с ЗПР. 7. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с ЗПР. 8. Особенности деятельности детей дошкольного возраста с ЗПР. 9. Дифференциальные отличия (дифференциальная диагностика) интеллектуальных нарушений от сходных состояний. Список литературы Основная: [1], [4]-[7], [9]-[12]. Дополнительная: [8], [9], [11], [16], [17], [22], [24], [26], [32], [36], [39], [42].
Занятие 3 Психологическая характеристика детей с нарушениями слуха и зрения. Вопросы 1. Предмет и задачи сурдопсихологии. 2. Особенности развития познавательной сферы детей с нарушениями слуха. 3. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями слуха. 4. Особенности деятельности детей с нарушениями слуха. 5. Предмет и задачи тифлопсихологии. 6. Особенности развития познавательной сферы детей с нарушениями зрения. 7. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями зрения. 8. Особенности деятельности детей с нарушениями зрения. Список литературы Основная: [1], [4]-[7], [9]-[12]. Дополнительная: [6], [7], [12], [15], [17], [28], [44].
Занятие 4 Психологическая характеристика детей с нарушениями речи и нарушениями функций опорно-двигательного аппарата Вопросы 1. Предмет и задачи логопсихологии. 2. Особенности развития познавательной сферы детей с нарушениями речи. 3. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями речи. 4. Особенности деятельности детей с нарушениями речи. 5. Предмет и задачи психологии детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (ОДА). 6. Специфика двигательного развития при детском церебральном параличе. 7. Особенности развития познавательной сферы детей с нарушениями функций ОДА. 8. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями функций ОДА. 9. Особенности деятельности детей с нарушениями функций ОДА. Список литературы Основная: [1], [4]-[7], [9]-[12]. Дополнительная: [3], [15], [16], [23], [30], [36], [45].
Занятие 5 Психологическая характеристика детей с ранним детским аутизмом. Психология детей с дисгармоничным складом личности. Сложные нарушения развития Вопросы 1. Предмет и задачи психологии детей с ранним детским аутизмом (РДА). 2. Особенности развития познавательной сферы детей с РДА. 3. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с РДА. 4. Особенности деятельности детей с РДА. 5. Психологическая диагностика и коррекция при РДА. 6. Предмет и задачи психологии детей с дисгармоничным складом личности. 7. Психологическая диагностика и коррекция дисгармонического развития. 8. Предмет и задачи психологии детей со сложными нарушениями развития. 9. Психолого-педагогическая характеристика детей со сложными нарушениями развития. Список литературы Основная: [1], [4]-[7], [9]-[12]. Дополнительная: [1], [2], [4], [5], [14]-[16], [27]-[29], [38].
список литературы Основная 1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994. 2. Введение в психодиагностику / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М., 1999. 3. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. – М.,1988. 4. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1998. 5. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1990. 6. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2002. 7. Основы управления специальным образованием / Под ред. Д.С. Шилова. – М., 2001. 8. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике. – М., 2000. 9. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2001. 10. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2000. 11. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2003. 12. Усанова О.Н. Специальная психология. – М., 1990. Дополнительная 1. Апраушев А.В. Тифлосурдопедагогика. – М., 1983. 2. Апраушев А.В. Опыт обучения и воспитания слепоглухонемых. – М., 1973. 3. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. – М., 1989. 4. Аутичный ребенок: проблемы в быту / Под ред. С.А. Морозова. – М., 1998. 5. Басилова Т.А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложными сенсорными и множественными нарушениями // Дефектология. – 1996. – №3. 6. Белова Н. И. Специальная дошкольная сурдопедагогика. – М., 1985. 7. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М., 1988. 8. Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. – М., 1973. 9. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой. – М., 1994. 10. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – М., 1983. – Т. 5. 11. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. – М., 1985. 12. Головчиц Л.А. Коррекционное воспитание слабослышащих дошкольников с трудностями в обучении // Дефектология. – 1993. – № 4. 13. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М., 1984. 14. Дети с нарушением общения / Сост. К.С. Лебединская, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг и др. – М., 1989. 15. Дефектологический словарь. – М., 1970. 16. Дефектология. Словарь-справочник / Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1996. 17. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П. Носковой. – М., 1993. 18. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта // Дефектология. – 1999. – № 6. 19. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Организация коррекционно-развивающего процесса в условиях специализированного учреждения для детей с нарушениями интеллекта // Дефектология. – 2000. – № 3. 20. Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка / Под ред. Л.М. Щипицыной. – М., 2003. 21. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. – М., 1993. 22. Замский Х.С. Умственно отсталые дети. – М., 1995. 23. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с ДЦП в семье. – М., 1993. 24. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. – М., 1998. 25. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / Под ред. Л.П. Носковой. – М., 1989. 26. Концепция специального обучения и воспитания детей с нарушениями умственного и физического развития // Дефектология. – 1998. – № 2. 27. Лебединская К.С. Дети с нарушениями общения. – М., 1989. 28. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М., 1985. 29. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М., 1990. 30. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. – М., 1998. 31. Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития // Дефектология. – 1994. – № 1. 32. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубоким нарушением интеллекта. – М., 1988. 33. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. – М., 1996. 34. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: Результаты исследования как основа для построения программы развития // Дефектология. – 1997. – № 4. 35. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М., 1992. 36. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. – М., 1990. 37. Мишина Г.А. Особенности взаимодействия родителей с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями // Дефектология. – 2000. – № 4. 38. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М., 1997. 39. Отбор детей во вспомогательную школу / Сост. Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.Ф. Малачихина. – М., 1983. 40. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. – М., 1998. 41. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения / Под ред. Л.П. Плаксиной. – М., 1995. 42. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1979. 43. Стребелева Е.А. Создание в России единой системы раннего выявления и ранней коррекции отклонений в развитии // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 1. 44. Сурдопедагогика / Под ред. М.И. Никитиной. – М., 1989. 45. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989. 46. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. – Н. Новгород, 1994. 47. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с ЗПР. – М., 1990. 48. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. – М., 1990. 49. Шматко Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение // Дефектология. – 1999. – № 1, 2. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы 1. В каких случаях применяется индивидуальная форма обучения в специальном образовании? Что такое дифференцированно-групповые формы работы на уроке? 2. В чем суть системного, комплексного подхода к изучению, обучению и воспитанию ребенка с отклонениями в развитии? 3. Деятельность и процессы компенсации. 4. Значение исследований специальной психологии для развития психологии как науки. 5. Основные тенденции развития представлений о людях с ограниченными возможностями жизнедеятельности в истории философской мысли. 6. Использование патопсихологических методов для изучения психики детей с нарушениями развития. 7. Какие виды нарушений встречаются у детей? 8. Какие концепции (положения) Л.С. Выготского особо значимы для специальной психологии? 9. Каковы закономерности формирования и развития понятийного аппарата специальной психологии? 10. Почему педагоги дошкольных и школьных учреждений должны знать основы специальной психологии? 11. Основные этапы психологического обследования детей с отклонениями в развитии. 12. Отрасли специальной психологии. 13. Развитие и современное состояние экономической политики в отношении детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья, жизнедеятельности. Приведите примеры с данными своего региона. 14. Связь специальной психологии и коррекционной педагогики. 15. Современная система специальных образовательных услуг в вашем регионе. Какие организационные формы специального образования требуют дальнейшего развития? 16. Сущность понятий «социальное выпадение» и «социальное включение» в контексте специальной психологии. 17. Понятие «коррекция» в общей и специальной психологии. 18. Приведите примеры первичных отклонений и вторичных наслоений в структуре дефекта при аномальном развитии. 19. Причины нарушений в психическом развитии ребёнка. 20. Взаимосвязь основных положений специальной психологии с принципами специального образования. 21. Основные исторические этапы развития специальной психологии как науки. 22. Психологические проблемы интегрированного обучения. 23. Психологические условия социальной адаптации человека с нарушенным развитием. 24. Развитие психики детей со сложными дефектами. 25. Смысл идеи независимой жизни для лиц с ограниченными возможностями здоровья, жизнедеятельности. 26. Сущность и содержание понятий «образ жизни», «качество жизни». Проблемы человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности в контексте этих понятий. Возможности специального образования в решении этих проблем. 27. Роль общения в психическом развитии ребёнка (в норме и при каком-либо нарушении). 28. Роль семьи в компенсации нарушений психического развития ребёнка. 29. Сущность и содержание воспитания в процессе специального образования. Специфический компонент содержания воспитания, связанный с особыми образовательными потребностями воспитанников. Темы контрольных работ 1. Развитие представлений о человеке с ограниченными возможностями жизнедеятельности в истории философской мысли. 2. Развитие понятийного аппарата специальной психологии. 3. Сущность и реализация идеи независимого образа жизни для лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности. 4. Права и свободы человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности: развитие международных и отечественных правовых основ. 5. Благотворительность, меценатство, волонтерство в специальном образовании: исторические корни и современное состояние (можно на материале своего региона). 6. Особенности изучения детей с отклонениями в развитии. 7. Интеграция как новая организационная форма специального образования. Проблемы развития интеграции на примере конкретного региона. 8. Содержание и организация социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности. 9. Ранняя комплексная помощь ребенку с отклонением в развитии и его семье (возможно на примере конкретного отклонения в развитии). 10. Трудовая деятельность лиц с ограниченной трудоспособностью. 11. Лица с ограниченными возможностями жизнедеятельности в мире культуры, науки, искусства (по выбору). 12. Люди с ограниченными возможностями жизнедеятельности в качестве героев современного кинематографа. вопросы к экзамену 1. Предмет, цели, задачи, принципы специальной психологии, связь с другими науками. 2. Методы специальной психологии. 3. История становления и развития специальной психологии. Основные понятия. 4. Параметры дизонтогенеза по В.В. Лебединскому, варианты дизонтогенеза. 5. Психическое развитие ребёнка в норме и при отклонениях в развитии. 6. Общие закономерности отклоняющегося развития 7. Понятия «норма» и «патология». 8. Онтогенез нервной системы во внутриутробном периоде, в младенческом и раннем возрасте. 9. Закономерности психомоторного развития детей от 0 до 7 лет 10. Этиология нарушений развития (пренатальный, интранатальный, постнатальный периоды). 11. Наследственные формы дизонтогенеза. 12. Этиология и классификация нарушений слуха. Психолого-педагогическая характеристика глухих, позднооглохших и слабослышащих детей. 13. Этиология и классификация нарушений зрения. Психолого-педагогическая характеристика слепых и слабовидящих детей. 14. Клинико-педагогическая и психолого-педагогическая классификация нарушений речи. Характеристика речевых нарушений. 15. Профилактическая и коррекционная работа по предупреждению речевых нарушений. 16. Этиология и классификация нарушений ОДА, форм ДЦП. Психолого-педагогическая характеристика детей с ДЦП. 17. Причины нарушений интеллектуального развития в детском возрасте, его формы (умственная отсталость олигофренической и неолигофреничесской этиологии, деменция) и психолого-педагогическая характеристика. Степени умственной отсталости. 18. Понятие и классификация ЗПР, психолого-педагогическая характеристика детей с задержанным психическим развитием. 19. Диагностическая и коррекционная работа с детьми, имеющими задержанное психическое развитие. 20. Искажённое психическое развитие, РДА как один из вариантов. Психолого-педагогическая характеристика разных групп аутичных детей. 21. Этиология и классификация дисгармонического развития личности. Психопатия. 22. Варианты и критерии дезадаптации детей и подростков. 23. Профилактика, диагностика и коррекция возникновения школьной дезадаптации. 24. Психолого-педагогическая характеристика детей с сложным дефектом. 25. Средства коррекции и развития, их характеристика. 26. Изучение детей с отклонениями в развитии на ПМПК. 27. Проблемы интеграции и интегрированного изучения.
Раздел 2
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.210 (0.009 с.) |