Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологическая характеристика интеллектуальных нарушенийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Вопросы 1. Предмет и задачи психологии умственно отсталых детей. 2. Особенности развития познавательной сферы умственно отсталых детей дошкольного возраста. 3. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей дошкольного возраста. 4. Особенности деятельности умственно отсталых детей дошкольного возраста. 5. Предмет и задачи психологии детей со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии. 6. Особенности развития познавательной сферы детей дошкольного возраста с ЗПР. 7. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с ЗПР. 8. Особенности деятельности детей дошкольного возраста с ЗПР. 9. Дифференциальные отличия (дифференциальная диагностика) интеллектуальных нарушений от сходных состояний. Список литературы Основная: [1], [4]-[7], [9]-[12]. Дополнительная: [8], [9], [11], [16], [17], [22], [24], [26], [32], [36], [39], [42].
Занятие 3 Психологическая характеристика детей с нарушениями слуха и зрения. Вопросы 1. Предмет и задачи сурдопсихологии. 2. Особенности развития познавательной сферы детей с нарушениями слуха. 3. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями слуха. 4. Особенности деятельности детей с нарушениями слуха. 5. Предмет и задачи тифлопсихологии. 6. Особенности развития познавательной сферы детей с нарушениями зрения. 7. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями зрения. 8. Особенности деятельности детей с нарушениями зрения. Список литературы Основная: [1], [4]-[7], [9]-[12]. Дополнительная: [6], [7], [12], [15], [17], [28], [44].
Занятие 4 Психологическая характеристика детей с нарушениями речи и нарушениями функций опорно-двигательного аппарата Вопросы 1. Предмет и задачи логопсихологии. 2. Особенности развития познавательной сферы детей с нарушениями речи. 3. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями речи. 4. Особенности деятельности детей с нарушениями речи. 5. Предмет и задачи психологии детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (ОДА). 6. Специфика двигательного развития при детском церебральном параличе. 7. Особенности развития познавательной сферы детей с нарушениями функций ОДА. 8. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями функций ОДА. 9. Особенности деятельности детей с нарушениями функций ОДА. Список литературы Основная: [1], [4]-[7], [9]-[12]. Дополнительная: [3], [15], [16], [23], [30], [36], [45].
Занятие 5 Психологическая характеристика детей с ранним детским аутизмом. Психология детей с дисгармоничным складом личности. Сложные нарушения развития Вопросы 1. Предмет и задачи психологии детей с ранним детским аутизмом (РДА). 2. Особенности развития познавательной сферы детей с РДА. 3. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с РДА. 4. Особенности деятельности детей с РДА. 5. Психологическая диагностика и коррекция при РДА. 6. Предмет и задачи психологии детей с дисгармоничным складом личности. 7. Психологическая диагностика и коррекция дисгармонического развития. 8. Предмет и задачи психологии детей со сложными нарушениями развития. 9. Психолого-педагогическая характеристика детей со сложными нарушениями развития. Список литературы Основная: [1], [4]-[7], [9]-[12]. Дополнительная: [1], [2], [4], [5], [14]-[16], [27]-[29], [38].
список литературы Основная 1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994. 2. Введение в психодиагностику / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М., 1999. 3. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. – М.,1988. 4. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1998. 5. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1990. 6. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2002. 7. Основы управления специальным образованием / Под ред. Д.С. Шилова. – М., 2001. 8. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике. – М., 2000. 9. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2001. 10. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2000. 11. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2003. 12. Усанова О.Н. Специальная психология. – М., 1990. Дополнительная 1. Апраушев А.В. Тифлосурдопедагогика. – М., 1983. 2. Апраушев А.В. Опыт обучения и воспитания слепоглухонемых. – М., 1973. 3. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. – М., 1989. 4. Аутичный ребенок: проблемы в быту / Под ред. С.А. Морозова. – М., 1998. 5. Басилова Т.А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложными сенсорными и множественными нарушениями // Дефектология. – 1996. – №3. 6. Белова Н. И. Специальная дошкольная сурдопедагогика. – М., 1985. 7. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М., 1988. 8. Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. – М., 1973. 9. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой. – М., 1994. 10. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – М., 1983. – Т. 5. 11. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. – М., 1985. 12. Головчиц Л.А. Коррекционное воспитание слабослышащих дошкольников с трудностями в обучении // Дефектология. – 1993. – № 4. 13. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М., 1984. 14. Дети с нарушением общения / Сост. К.С. Лебединская, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг и др. – М., 1989. 15. Дефектологический словарь. – М., 1970. 16. Дефектология. Словарь-справочник / Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1996. 17. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П. Носковой. – М., 1993. 18. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта // Дефектология. – 1999. – № 6. 19. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Организация коррекционно-развивающего процесса в условиях специализированного учреждения для детей с нарушениями интеллекта // Дефектология. – 2000. – № 3. 20. Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка / Под ред. Л.М. Щипицыной. – М., 2003. 21. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. – М., 1993. 22. Замский Х.С. Умственно отсталые дети. – М., 1995. 23. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с ДЦП в семье. – М., 1993. 24. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. – М., 1998. 25. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / Под ред. Л.П. Носковой. – М., 1989. 26. Концепция специального обучения и воспитания детей с нарушениями умственного и физического развития // Дефектология. – 1998. – № 2. 27. Лебединская К.С. Дети с нарушениями общения. – М., 1989. 28. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М., 1985. 29. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М., 1990. 30. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. – М., 1998. 31. Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития // Дефектология. – 1994. – № 1. 32. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубоким нарушением интеллекта. – М., 1988. 33. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. – М., 1996. 34. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: Результаты исследования как основа для построения программы развития // Дефектология. – 1997. – № 4. 35. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М., 1992. 36. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. – М., 1990. 37. Мишина Г.А. Особенности взаимодействия родителей с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями // Дефектология. – 2000. – № 4. 38. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М., 1997. 39. Отбор детей во вспомогательную школу / Сост. Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.Ф. Малачихина. – М., 1983. 40. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. – М., 1998. 41. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения / Под ред. Л.П. Плаксиной. – М., 1995. 42. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1979. 43. Стребелева Е.А. Создание в России единой системы раннего выявления и ранней коррекции отклонений в развитии // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 1. 44. Сурдопедагогика / Под ред. М.И. Никитиной. – М., 1989. 45. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989. 46. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. – Н. Новгород, 1994. 47. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с ЗПР. – М., 1990. 48. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. – М., 1990. 49. Шматко Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение // Дефектология. – 1999. – № 1, 2. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы 1. В каких случаях применяется индивидуальная форма обучения в специальном образовании? Что такое дифференцированно-групповые формы работы на уроке? 2. В чем суть системного, комплексного подхода к изучению, обучению и воспитанию ребенка с отклонениями в развитии? 3. Деятельность и процессы компенсации. 4. Значение исследований специальной психологии для развития психологии как науки. 5. Основные тенденции развития представлений о людях с ограниченными возможностями жизнедеятельности в истории философской мысли. 6. Использование патопсихологических методов для изучения психики детей с нарушениями развития. 7. Какие виды нарушений встречаются у детей? 8. Какие концепции (положения) Л.С. Выготского особо значимы для специальной психологии? 9. Каковы закономерности формирования и развития понятийного аппарата специальной психологии? 10. Почему педагоги дошкольных и школьных учреждений должны знать основы специальной психологии? 11. Основные этапы психологического обследования детей с отклонениями в развитии. 12. Отрасли специальной психологии. 13. Развитие и современное состояние экономической политики в отношении детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья, жизнедеятельности. Приведите примеры с данными своего региона. 14. Связь специальной психологии и коррекционной педагогики. 15. Современная система специальных образовательных услуг в вашем регионе. Какие организационные формы специального образования требуют дальнейшего развития? 16. Сущность понятий «социальное выпадение» и «социальное включение» в контексте специальной психологии. 17. Понятие «коррекция» в общей и специальной психологии. 18. Приведите примеры первичных отклонений и вторичных наслоений в структуре дефекта при аномальном развитии. 19. Причины нарушений в психическом развитии ребёнка. 20. Взаимосвязь основных положений специальной психологии с принципами специального образования. 21. Основные исторические этапы развития специальной психологии как науки. 22. Психологические проблемы интегрированного обучения. 23. Психологические условия социальной адаптации человека с нарушенным развитием. 24. Развитие психики детей со сложными дефектами. 25. Смысл идеи независимой жизни для лиц с ограниченными возможностями здоровья, жизнедеятельности. 26. Сущность и содержание понятий «образ жизни», «качество жизни». Проблемы человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности в контексте этих понятий. Возможности специального образования в решении этих проблем. 27. Роль общения в психическом развитии ребёнка (в норме и при каком-либо нарушении). 28. Роль семьи в компенсации нарушений психического развития ребёнка. 29. Сущность и содержание воспитания в процессе специального образования. Специфический компонент содержания воспитания, связанный с особыми образовательными потребностями воспитанников. Темы контрольных работ 1. Развитие представлений о человеке с ограниченными возможностями жизнедеятельности в истории философской мысли. 2. Развитие понятийного аппарата специальной психологии. 3. Сущность и реализация идеи независимого образа жизни для лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности. 4. Права и свободы человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности: развитие международных и отечественных правовых основ. 5. Благотворительность, меценатство, волонтерство в специальном образовании: исторические корни и современное состояние (можно на материале своего региона). 6. Особенности изучения детей с отклонениями в развитии. 7. Интеграция как новая организационная форма специального образования. Проблемы развития интеграции на примере конкретного региона. 8. Содержание и организация социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности. 9. Ранняя комплексная помощь ребенку с отклонением в развитии и его семье (возможно на примере конкретного отклонения в развитии). 10. Трудовая деятельность лиц с ограниченной трудоспособностью. 11. Лица с ограниченными возможностями жизнедеятельности в мире культуры, науки, искусства (по выбору). 12. Люди с ограниченными возможностями жизнедеятельности в качестве героев современного кинематографа. вопросы к экзамену 1. Предмет, цели, задачи, принципы специальной психологии, связь с другими науками. 2. Методы специальной психологии. 3. История становления и развития специальной психологии. Основные понятия. 4. Параметры дизонтогенеза по В.В. Лебединскому, варианты дизонтогенеза. 5. Психическое развитие ребёнка в норме и при отклонениях в развитии. 6. Общие закономерности отклоняющегося развития 7. Понятия «норма» и «патология». 8. Онтогенез нервной системы во внутриутробном периоде, в младенческом и раннем возрасте. 9. Закономерности психомоторного развития детей от 0 до 7 лет 10. Этиология нарушений развития (пренатальный, интранатальный, постнатальный периоды). 11. Наследственные формы дизонтогенеза. 12. Этиология и классификация нарушений слуха. Психолого-педагогическая характеристика глухих, позднооглохших и слабослышащих детей. 13. Этиология и классификация нарушений зрения. Психолого-педагогическая характеристика слепых и слабовидящих детей. 14. Клинико-педагогическая и психолого-педагогическая классификация нарушений речи. Характеристика речевых нарушений. 15. Профилактическая и коррекционная работа по предупреждению речевых нарушений. 16. Этиология и классификация нарушений ОДА, форм ДЦП. Психолого-педагогическая характеристика детей с ДЦП. 17. Причины нарушений интеллектуального развития в детском возрасте, его формы (умственная отсталость олигофренической и неолигофреничесской этиологии, деменция) и психолого-педагогическая характеристика. Степени умственной отсталости. 18. Понятие и классификация ЗПР, психолого-педагогическая характеристика детей с задержанным психическим развитием. 19. Диагностическая и коррекционная работа с детьми, имеющими задержанное психическое развитие. 20. Искажённое психическое развитие, РДА как один из вариантов. Психолого-педагогическая характеристика разных групп аутичных детей. 21. Этиология и классификация дисгармонического развития личности. Психопатия. 22. Варианты и критерии дезадаптации детей и подростков. 23. Профилактика, диагностика и коррекция возникновения школьной дезадаптации. 24. Психолого-педагогическая характеристика детей с сложным дефектом. 25. Средства коррекции и развития, их характеристика. 26. Изучение детей с отклонениями в развитии на ПМПК. 27. Проблемы интеграции и интегрированного изучения.
Раздел 2
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 507; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.009 с.) |