Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая характеристика интеллектуальных нарушений

Поиск

Вопросы

1. Предмет и задачи психологии умственно отсталых детей.

2. Особенности развития познавательной сферы умственно отсталых детей дошкольного возраста.

3. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей дошкольного возраста.

4. Особенности деятельности умственно отсталых детей дошкольного возраста.

5. Предмет и задачи психологии детей со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии.

6. Особенности развития познавательной сферы детей дошкольного возраста с ЗПР.

7. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с ЗПР.

8. Особенности деятельности детей дошкольного возраста с ЗПР.

9. Дифференциальные отличия (дифференциальная диагностика) интеллектуальных нарушений от сходных состояний.

Список литературы

Основная: [1], [4]-[7], [9]-[12].

Дополнительная: [8], [9], [11], [16], [17], [22], [24], [26], [32], [36], [39], [42].

 

Занятие 3

Психологическая характеристика детей с нарушениями слуха и зрения.

Вопросы

1. Предмет и задачи сурдопсихологии.

2. Особенности развития познавательной сферы детей с нарушениями слуха.

3. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями слуха.

4. Особенности деятельности детей с нарушениями слуха.

5. Предмет и задачи тифлопсихологии.

6. Особенности развития познавательной сферы детей с нарушениями зрения.

7. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями зрения.

8. Особенности деятельности детей с нарушениями зрения.

Список литературы

Основная: [1], [4]-[7], [9]-[12].

Дополнительная: [6], [7], [12], [15], [17], [28], [44].

 

Занятие 4

Психологическая характеристика детей с нарушениями речи и нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

Вопросы

1. Предмет и задачи логопсихологии.

2. Особенности развития познавательной сферы детей с нарушениями речи.

3. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями речи.

4. Особенности деятельности детей с нарушениями речи.

5. Предмет и задачи психологии детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (ОДА).

6. Специфика двигательного развития при детском церебральном параличе.

7. Особенности развития познавательной сферы детей с нарушениями функций ОДА.

8. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями функций ОДА.

9. Особенности деятельности детей с нарушениями функций ОДА.

Список литературы

Основная: [1], [4]-[7], [9]-[12].

Дополнительная: [3], [15], [16], [23], [30], [36], [45].

 

Занятие 5

Психологическая характеристика детей с ранним детским аутизмом.

Психология детей с дисгармоничным складом личности.

Сложные нарушения развития

Вопросы

1. Предмет и задачи психологии детей с ранним детским аутизмом (РДА).

2. Особенности развития познавательной сферы детей с РДА.

3. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с РДА.

4. Особенности деятельности детей с РДА.

5. Психологическая диагностика и коррекция при РДА.

6. Предмет и задачи психологии детей с дисгармоничным складом личности.

7. Психологическая диагностика и коррекция дисгармонического развития.

8. Предмет и задачи психологии детей со сложными нарушениями развития.

9. Психолого-педагогическая характеристика детей со сложными нарушениями развития.

Список литературы

Основная: [1], [4]-[7], [9]-[12].

Дополнительная: [1], [2], [4], [5], [14]-[16], [27]-[29], [38].

 

список литературы

Основная

1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994.

2. Введение в психодиагностику / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М., 1999.

3. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. – М.,1988.

4. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1998.

5. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1990.

6. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2002.

7. Основы управления специальным образованием / Под ред. Д.С. Шилова. – М., 2001.

8. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике. – М., 2000.

9. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2001.

10. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2000.

11. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2003.

12. Усанова О.Н. Специальная психология. – М., 1990.

Дополнительная

1. Апраушев А.В. Тифлосурдопедагогика. – М., 1983.

2. Апраушев А.В. Опыт обучения и воспитания слепоглухонемых. – М., 1973.

3. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. – М., 1989.

4. Аутичный ребенок: проблемы в быту / Под ред. С.А. Морозова. – М., 1998.

5. Басилова Т.А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложными сенсорными и множественными нарушениями // Дефектология. – 1996. – №3.

6. Белова Н. И. Специальная дошкольная сурдопедагогика. – М., 1985.

7. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М., 1988.

8. Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. – М., 1973.

9. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой. – М., 1994.

10. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – М., 1983. – Т. 5.

11. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. – М., 1985.

12. Головчиц Л.А. Коррекционное воспитание слабослышащих дошкольников с трудностями в обучении // Дефектология. – 1993. – № 4.

13. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М., 1984.

14. Дети с нарушением общения / Сост. К.С. Лебединская, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг и др. – М., 1989.

15. Дефектологический словарь. – М., 1970.

16. Дефектология. Словарь-справочник / Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1996.

17. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П. Носковой. – М., 1993.

18. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта // Дефектология. – 1999. – № 6.

19. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Организация коррекционно-развивающего процесса в условиях специализированного учреждения для детей с нарушениями интеллекта // Дефектология. – 2000. – № 3.

20. Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка / Под ред. Л.М. Щипицыной. – М., 2003.

21. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. – М., 1993.

22. Замский Х.С. Умственно отсталые дети. – М., 1995.

23. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с ДЦП в семье. – М., 1993.

24. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. – М., 1998.

25. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / Под ред. Л.П. Носковой. – М., 1989.

26. Концепция специального обучения и воспитания детей с нарушениями умственного и физического развития // Дефектология. – 1998. – № 2.

27. Лебединская К.С. Дети с нарушениями общения. – М., 1989.

28. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М., 1985.

29. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М., 1990.

30. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. – М., 1998.

31. Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития // Дефектология. – 1994. – № 1.

32. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубоким нарушением интеллекта. – М., 1988.

33. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. – М., 1996.

34. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: Результаты исследования как основа для построения программы развития // Дефектология. – 1997. – № 4.

35. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М., 1992.

36. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. – М., 1990.

37. Мишина Г.А. Особенности взаимодействия родителей с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями // Дефектология. – 2000. – № 4.

38. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М., 1997.

39. Отбор детей во вспомогательную школу / Сост. Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.Ф. Малачихина. – М., 1983.

40. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. – М., 1998.

41. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения / Под ред. Л.П. Плаксиной. – М., 1995.

42. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1979.

43. Стребелева Е.А. Создание в России единой системы раннего выявления и ранней коррекции отклонений в развитии // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 1.

44. Сурдопедагогика / Под ред. М.И. Никитиной. – М., 1989.

45. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989.

46. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. – Н. Новгород, 1994.

47. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с ЗПР. – М., 1990.

48. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. – М., 1990.

49. Шматко Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение // Дефектология. – 1999. – № 1, 2.

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

1. В каких случаях применяется индивидуальная форма обучения в специальном образовании? Что такое дифференцированно-групповые формы работы на уроке?

2. В чем суть системного, комплексного подхода к изучению, обучению и воспитанию ребенка с отклонениями в развитии?

3. Деятельность и процессы компенсации.

4. Значение исследований специальной психологии для развития психологии как науки.

5. Основные тенденции развития представлений о людях с ограниченными возможностями жизнедеятельности в истории философской мысли.

6. Использование патопсихологических методов для изучения психики детей с нарушениями развития.

7. Какие виды нарушений встречаются у детей?

8. Какие концепции (положения) Л.С. Выготского особо значимы для специальной психологии?

9. Каковы закономерности формирования и развития понятийного аппарата специальной психологии?

10. Почему педагоги дошкольных и школьных учреждений должны знать основы специальной психологии?

11. Основные этапы психологического обследования детей с отклонениями в развитии.

12. Отрасли специальной психологии.

13. Развитие и современное состояние экономической политики в отношении детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья, жизнедеятельности. Приведите примеры с данными своего региона.

14. Связь специальной психологии и коррекционной педагогики.

15. Современная система специальных образовательных услуг в вашем регионе. Какие организационные формы специального образования требуют дальнейшего развития?

16. Сущность понятий «социальное выпадение» и «социальное включение» в контексте специальной психологии.

17. Понятие «коррекция» в общей и специальной психологии.

18. Приведите примеры первичных отклонений и вторичных наслоений в структуре дефекта при аномальном развитии.

19. Причины нарушений в психическом развитии ребёнка.

20. Взаимосвязь основных положений специальной психологии с принципами специального образования.

21. Основные исторические этапы развития специальной психологии как науки.

22. Психологические проблемы интегрированного обучения.

23. Психологические условия социальной адаптации человека с нарушенным развитием.

24. Развитие психики детей со сложными дефектами.

25. Смысл идеи независимой жизни для лиц с ограниченными возможностями здоровья, жизнедеятельности.

26. Сущность и содержание понятий «образ жизни», «качество жизни». Проблемы человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности в контексте этих понятий. Возможности специального образования в решении этих проблем.

27. Роль общения в психическом развитии ребёнка (в норме и при каком-либо нарушении).

28. Роль семьи в компенсации нарушений психического развития ребёнка.

29. Сущность и содержание воспитания в процессе специального образования. Специфический компонент содержания воспитания, связанный с особыми образовательными потребностями воспитанников.

Темы контрольных работ

1. Развитие представлений о человеке с ограниченными возможностями жизнедеятельности в истории философской мысли.

2. Развитие понятийного аппарата специальной психологии.

3. Сущность и реализация идеи независимого образа жизни для лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

4. Права и свободы человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности: развитие международных и отечественных правовых основ.

5. Благотворительность, меценатство, волонтерство в специальном образовании: исторические корни и современное состояние (можно на материале своего региона).

6. Особенности изучения детей с отклонениями в развитии.

7. Интеграция как новая организационная форма специального образования. Проблемы развития интеграции на примере конкретного региона.

8. Содержание и организация социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

9. Ранняя комплексная помощь ребенку с отклонением в развитии и его семье (возможно на примере конкретного отклонения в развитии).

10. Трудовая деятельность лиц с ограниченной трудоспособностью.

11. Лица с ограниченными возможностями жизнедеятельности в мире культуры, науки, искусства (по выбору).

12. Люди с ограниченными возможностями жизнедеятельности в качестве героев современного кинематографа.

вопросы к экзамену

1. Предмет, цели, задачи, принципы специальной психологии, связь с другими науками.

2. Методы специальной психологии.

3. История становления и развития специальной психологии. Основные понятия.

4. Параметры дизонтогенеза по В.В. Лебединскому, варианты дизонтогенеза.

5. Психическое развитие ребёнка в норме и при отклонениях в развитии.

6. Общие закономерности отклоняющегося развития

7. Понятия «норма» и «патология».

8. Онтогенез нервной системы во внутриутробном периоде, в младенческом и раннем возрасте.

9. Закономерности психомоторного развития детей от 0 до 7 лет

10. Этиология нарушений развития (пренатальный, интранатальный, постнатальный периоды).

11. Наследственные формы дизонтогенеза.

12. Этиология и классификация нарушений слуха. Психолого-педагогическая характеристика глухих, позднооглохших и слабослышащих детей.

13. Этиология и классификация нарушений зрения. Психолого-педагогическая характеристика слепых и слабовидящих детей.

14. Клинико-педагогическая и психолого-педагогическая классификация нарушений речи. Характеристика речевых нарушений.

15. Профилактическая и коррекционная работа по предупреждению речевых нарушений.

16. Этиология и классификация нарушений ОДА, форм ДЦП. Психолого-педагогическая характеристика детей с ДЦП.

17. Причины нарушений интеллектуального развития в детском возрасте, его формы (умственная отсталость олигофренической и неолигофреничесской этиологии, деменция) и психолого-педагогическая характеристика. Степени умственной отсталости.

18. Понятие и классификация ЗПР, психолого-педагогическая характеристика детей с задержанным психическим развитием.

19. Диагностическая и коррекционная работа с детьми, имеющими задержанное психическое развитие.

20. Искажённое психическое развитие, РДА как один из вариантов. Психолого-педагогическая характеристика разных групп аутичных детей.

21. Этиология и классификация дисгармонического развития личности. Психопатия.

22. Варианты и критерии дезадаптации детей и подростков.

23. Профилактика, диагностика и коррекция возникновения школьной дезадаптации.

24. Психолого-педагогическая характеристика детей с сложным дефектом.

25. Средства коррекции и развития, их характеристика.

26. Изучение детей с отклонениями в развитии на ПМПК.

27. Проблемы интеграции и интегрированного изучения.

 

Раздел 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.210 (0.009 с.)