Психология детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения



Цель дисциплины – ознакомить с методологическими вопросами специальной психологии, связанными с современным пониманием нормального и отклоняющегося развития, вопросами реабилитации, компенсации и социально-психологической адаптации детей с расстройствами эмоциональной сферы и поведения.

В ходе изучения данного курса студенты знакомятся с диагностикой и коррекцией отклоняющегося от нормы развития, а также с основными факторами и видами нарушений психического и социального развития в детском возрасте.

Задачи дисциплины:

- ознакомить с основными факторами и видами нарушений психического и социального развития в детском возрасте.

- научить диагностике о коррекции отклоняющегося от нормы развития;

Студенты должны знать:

- понятия: “виды дизонтогенеза”, “ранний детский аутизм”, “первичный дефект и вторичные отклонения”, “гармонический психофизический инфантилизм”, “дисгармонический инфантилизм”, “девиантные формы поведения”, “дефицитарность, ретардация, асинхрония отдельных психических функций”;

- этиологию и патогенез раннего детского аутизма (РДА);

- эпидемиологию РДА в популяции;

- классификации РДА;

- кодификацию РДА в международной классификации болезней 10-го пересмотров;

- последовательность психолого-педагогического изучения детей с расстройствами эмоциональной сферы и поведения;

- принципы дифференциальной диагностики детей с РДА от сходных состояний;

- особенности психического и социального развития детей с РДА;

- своеобразие психического и социального развития детей с непатологическими формами нарушения поведения;

- особенности психического и социального развития детей с патологическими формами нарушения поведения.

Уметь:

- анализировать литературу;

- изучать детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения различными методами: анализировать историю развития ребенка, наблюдать и анализировать поведение ребенка, его игру, продуктивную деятельность, беседовать с ребенком;

- подбирать необходимый материал для обследования ребенка с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения;

- составлять протокол психолого-педагогического обследования;

- составлять психолого-педагогическую характеристику на ребенка данной категории.

 

Тематический план

  Содержание Количество часов
лекции семинарские занятия
Тема 1. Дизонтогенез и его виды. Дисгармонический вид дизонтогенеза    
Тема 2. Нарушение поведения в детском возрасте как психолого-педагогическая и социальная проблема    
Тема 3. Полиморфность группы детей с расстройствами эмоциональной сферы. Уровни эмоциональной регуляции деятельности в детском возрасте    
Тема 4. Синдром раннего детского аутизма (РДА) как специфическое нарушение развития. Классификации РДА. Полиэтиология синдрома РДА      
Тема 5. Особенности психического и социального развития при РДА. РДА в структуре сложного (комбинированного) нарушения      
Тема 6. Проблемы дифференциальной диагностики РДА от сходных состояний    
Тема 7. Особенности эмоционально-волевой сферы и поведения у дошкольников с задержкой психического развития    
Тема 8. Непатологические формы нарушения поведения    
Тема 9. Патологические формы девиантного поведения    
Тема 10. Психолого-медико-педагогическое изучения детей с расстройствами эмоциональной сферы и поведения    
Всего    

Содержание программы

Тема 1. Дизонтогенез и его виды. Дисгармонический вид дизонтогенеза

Понятие дизонтогенеза. Различные классификации видов психического дизонтогенеза. Понятие ретардации, дисфункции, асинхронии развития. Основная характеристика дисгармонического вида дизонтогенеза. Общие и специфические закономерности аномального развития. Понятие «первичного» и «вторичного (третичного)» дефектов развития. Понятие сложного дефекта и его компенсации. Условия превращения «минус» дефекта в «плюс» компенсации.

Классификация биологических и социальных факторов отклоняющегося развития. Современная терминология, используемая для обозначения детей, нуждающихся в специальной психологической помощи: «дети группы риска», «дети с особыми потребностями», «дети с ограниченными возможностями здоровья» и т.д. Восприимчивость к различным патогенным воздействиям и ее зависимость от возраста ребенка.

Тема 2. Нарушения поведения в детском возрасте как психолого-педагогическая и социальная проблема.

Критерии определения отклоняющегося или девиантного поведения. Определение и признаки отклоняющегося поведения. Рассмотрение девиантного поведения у детей, как расстройства, проявляющегося в нарушениях социально-психологической адаптации и десоциализированном поведении вплоть до правонарушений и преступлений.

Классификации отклоняющегося поведения.Сравнительная характеристика поведенческих феноменов.

Психологическая характеристика основных видов отклоняющегося поведения. Понятие эмоционального интеллекта, подходы к его измерению. Трудный темперамент как предрасполагающий фактор формирования нарушенного поведения.

Детские поведенческие реакции на воздействие окружающей среды. Акцентуации характера. Сравнительный анализ классификаций акцентуаций характера (К. Леонгард, А.Е. Личко).

Тема 3. Полиморфность группы детей с расстройствами в эмоциональной сфере. Уровни эмоциональной регуляции деятельности в детском возрасте

Основные уровни эмоциональной регуляции деятельности в детском возрасте и соответствующие стратегии поведения (В.В. Лебединский, О.С. Никольская). Уровень полевой реактивности и отрешенность от окружающей среды. Уровень стереотипов и соответствующие особенности поведения (строгая регламентация жизни, страхи, агрессия). Уровень экспансии и связь основных аффективных переживаний с достижением желаемого. Уровень эмоционального контроля и доминирование активности коммуникативных форм регуляции.

Тема 4. Синдром раннего детского аутизма (РДА) как специфическое нарушение развития. Классификации РДА. Полиэтиология синдрома РДА

Определение понятия РДА. Время выделения, представленность в популяции, межполовые различия.

Полиэтиология синдрома РДА (генетические факторы, органическое поражение ЦНС, психогенный фактор). Патогенез РДА. Прогноз развития ребенка с разными формами РДА.

Кодификация в Международной классификации болезней 10-го пересмотра.

Тема 5. Особенности психического и социального развития при РДА. РДА в структуре сложного (комбинированного) нарушения

Базовые патогенные факторы при РДА: снижение жизненного тонуса и порога аффективного дискомфорта и их последствия.

Особенности психического развития при РДА, разнообразие симптоматики нарушения.

Специфические проявления синдрома: страхи, агрессивность, аутистические фантазии, бытовая неприспособленность.

Особенности восприятия, моторики, речи, мышления, поведения, деятельности (рисование, игра).

Основные классификации РДА. Клиническая классификация: синдром раннего аутизма Каннера, аутистическая психопатия Аспергера. Психологическая классификация: полная отрешенность от происходящего, активное отвержение окружающего, захваченность аутистическими интересами, трудность организации общения и взаимодействия.

Тема 6. Проблемы дифференциальной диагностики РДА от сходных состояний

Необходимость дифференциальной диагностики РДА от сходных состояний.

Методы отграничения РДА от умственной отсталости.

Особенности дифференциальной диагностики РДА от глухоты и слепоты.

Отграничение РДА от речевого недоразвития.

Отличие РДА от шизофрении.

Различение РДА и нарушений общения, обусловленных особыми условиями жизни и воспитания детей.

РДА в структуре сложного (комбинированного) нарушения развития.

Тема 7. Особенности эмоционально-волевой сферы и поведения у дошкольников с задержкой психического развития

Особенности психического дизонтогенеза по типу задержанного развития.

Гармонический психофизический инфантилизм. Классификация детей с задержкой психического развития М.С. Певзнер на основании сочетания инфантилизма с другими проблемами развития. Психоорганический синдром и его влияние на деятельность.

Дисгармонический инфантилизм. Классификация задержки психического развития по этиологическому признаку, разработанная К.С. Лебединской.

Тема 8. Непатологические формы нарушения поведения

Понятие стресса и дистресса. Основные стадии формирования адаптивной реакции на изменяющиеся условия среды.

Дети с реактивными и конфликтными переживаниями.

Синдром посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) в детском возрасте. Основные характеристики ПТСР.

Тема 9. Патологические формы девиантного поведения

Особенности психической декомпенсации психопатоподобного типа (принцип удовольствия, сниженный самоконтроль, отсутствие стойких привязанностей, повышенный уровень агрессивности).

Формы психопатии (ядерная, краевая, органическая), этиология, классификации. Устойчивость и тотальность проявлений.

Типы вариантов психопатического развития (возбудимый, психастенический, истерический, шизоидный, паранояльный, неустойчивый).

Специфические нарушения психического и социального развития.

Дети с неврозоподобными состояниями.

Тема 10. Психолого-медико-педагогическое изучение детей с расстройствами эмоциональной сферы и поведения

Содержание психолого-медико-педагогического изучения детей. Знакомство с историей развития ребенка. Оборудование и материалы обследования. Последовательность обследования ребенка. Применение проективных методик. Использование графических методов изучения.

Особенности выявления актуального и потенциального уровня развития. Понятие о структуре нарушения. Содержание протокола обследования, интерпретация данных и составление психолого-педагогического заключения.

Динамическое наблюдение за развитием ребенка в процессе обучения.

Содержание и методы изучения детей в ранние периоды жизни (от 0 до 3-х лет). Роль раннего выявления детей группы риска.

Методы исследования готовности ребенка к школьному обучению.

Планы семинарских занятий

Занятие 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 427; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.4 (0.015 с.)