Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тренинг гармонизации отношений родителей и детей дошкольного и младшего школьного возраста

Поиск

Планируемый результат.

Для родителей: субъективное ощущение улучшения качества отношений с ребёнком, повышение самооценки эффективности себя как родителя, объективное изменение родительско- детских установок (шкалы контроля, эмоциональной близости, удовлетворенности отношениями с ребёнком) по результатам тестирования опросниками измерения родительско-детских отношений.

Для детей: снижение уровня конфликтности в отношениях со взрослыми и детьми по субъективным отчётам родителей.

 

 

Содержание программы.

Занятие 1. Организационное (родители).

Цель: уточнение запросов участников группы и согласование с целями и методами работы в тренинговой группе.

Задачи: познакомить участников тренинга, сформировать представление о целях и методах «Тренинга родительско-детских отношений», сформировать атмосферу доверия и сотрудничества в группе родителей.

Содержание занятия:

Задание 1. домашнее задание 1. описать ситуации, когда поведение ребёнка вызывает

острое чувство непонимания, раздражения, гнева.

Домашнее задание 2. На занятие родители приходят с ответами на вопросы:

Каким будет через 20 лет мой ребёнок и его отношения со мной, если ничего не изменится?

Что будет с моей жизнью если проблемы поведения моего ребёнка останутся?

Что будет если проблемы поведения моего ребёнка решатся?

Как я буду жить?

Как он будет жить если неблагоприятные черты и поведение изменятся?

Задание 2. Заполнение анкеты участника.

Задание 3. Знакомство, озвучивание групповых и целей и методов «Тренинга родительско-детских отношений».

Задание 4. Озвучивание индивидуальных целей участников.

Задание 5. Рефлексия занятия: что почувствовал, что понял в процессе занятия.

 

Занятие 2. «Давайте дружить домами» (совместное).

Цель: создание атмосферы доверия и сплочённости в группе.

Задачи: познакомить детей- участников тренинга, сформировать представление о правилах «Тренинга родительско-детских отношений», сформировать атмосферу доверия и сотрудничества в группе.

Содержание занятия:

Задание 1. Знакомство «Весёлый мячик» Поймав мячик, назвать своё имя и бросить его тому, чьё имя не помнишь.

Задание 2. Обсудить (мама с ребёнком) сильные черты личности членов своей семьи, придумать символы, которые бы обозначали эти черты и нарисовать герб семьи.

Задание 3. «Давайте дружить домами». Принести с собой украшения для домиков и самодельные подарки для участников группы. В обруче создать домик семьи украсив его гербом и украшениями. Затем по команде ведущего дети и взрослые ходят друг другу в гости, представляют свою семью и дарят подарки, предлагая дружить домами. Каждый заключённый договор о дружбе скрепляется ниткой от дома к дому.

Задание 4. «Паутинка». В конце занятия все возвращаются в свои семейные домики и садятся на стульчики. Обсуждается, что такое дружба, акцентируется эмоциональные связи, возникающие в процессе отноршений и важность правил поведения в группе. Принимаются правила «Говорить по одному», и «Нельзя драться, говори словами».

Задание 5. Обратная связь от участников группы.

Игра «Встаньте те кто…»

Занятие 3. «Тайное общество» (совместное).

Цель: создание атмосферы доверия и сплочённости в группе.

Задачи: закрепление правил поведения в группе, формировать атмосферу доверия и сотрудничества в группе, коррекция дезадаптивных паттернов поведения у детей и родителей.

Содержание занятия:

Задание 1. Знакомство «Весёлый мячик». Поймав мячик, назвать своё имя и бросить его тому, чьё имя не помнишь.

Задание 2. Разминка «Зоопарк» загадать животное и изобразить его невербально.

Задание 3. «Тайное общество». Придумать своё название тайного общества и предложить его на голосование. Изучение стратегии принятия группового решения. Повторение правил поведения в группе. Обсуждение системы контроля за выполнением правил поведения в группе «Говорить по одному» и «Нельзя драться, говори словами».

Роли шерифов по правилам и короля тайного общества. Объявляются испытания для вступления в клуб.

Задание 4. «Слепой и поводырь».

Задание 5 «Сладкая проблема».

Задание 6. «Путаница».

Задание 7. Подведение итогов и принятие в «Тайное общество».

Задание 8. Обратная связь от участников группы.

Задание 9. Релаксация «Берегите своих детей».

Домашнее задание для родителей выучить наизусть таблицу Мотивы «плохого» поведения (Приложение 1).

 

Занятие 4. «Я -сообщение» (родители).

Цель: формирование эффективных навыков регуляции поведения детей.

Задачи: анализ процессов, происходящих на совместных занятиях с детьми, изучение метода «Я сообщения», его функции, механизмов действия, формы, практическая отработка навыка «Я сообщения».

Содержание занятия:

Задание 1.Эмоциональное от реагирование и анализ процессов, происходящих на совместных занятиях с детьми с точки зрения родителей (что я делал, чем руководствовался и какой результат хотел получить) и с точки зрения детей (что ребёнок делал, чем руководствовался и какой результат хотел получить) и варианта модификации поведения.

Задание 2. Изучение относительности любой оценки и влияния оценивания на поведение и личность самого ребёнка. Представление метода «Я сообщения», его функции, механизмов действия, формы (приложение 3).

Задание 3. Практическая отработка навыка «Я сообщения» в ситуациях.

Домашнее задание- отрабатывать навыки «Я –сообщения» в дома и на будущем занятии.

Задание 4. Рефлексия занятия: что почувствовал, что понял в процессе занятия.

 

 

Занятие 5. Тайное общество «Весёлая белка».

Цель: отработка навыков адаптивного поведения.

Задачи: закрепление правил поведения в группе, умения позитивно привлекать внимание, озвучивать свои потребности и слушать предложения других членов группы, договариваться о совместных действиях, для мам –отработка «Я сообщения».

Содержание занятия:

Задание 1 Нарисовать фишки: «Весёлая белка», «Чёрный паук» для мониторинга правил.

Задание 2. Сесть в круг, позвенеть колокольчиками и вспомнить правила поведения в группе, назначить шерифов по правилам

Задание 3. Задание для говорунов (по прошлому занятию): выйти за дверь вспомнить стихотворение или загадку и рассказать группе. Задание группе когда ребёнок начнёт говорить, по сигналу психолога начать вести себя способами, нарушающими правило «Говорить по одному».!Отслеживать реакцию ребёнка. По сигналу психолога все прекращают «неправильное» поведение и тогда анализируются чувства ребёнка. Затем ребёнку предлагается рассказать стих или загадку ещё раз, но в комфортной обстановке. Предлагается сделать вывод: зачем нужно правило.

Задание 4. Упражнение «Зеркало»

Задание 5 «Волшебные буквы»: загадать с мамой вместе слово и показать его по буквам через тело и жесты. В процессе отследить баланс распределения активности и уровень критичности.

Задание 6 «Скульптура»: сделать карету с принцессой и проехать несколько метров,

Задание 7. Релаксация «Снеговик»

Задание 8.Подведение итогов и определение короля «Тайного общества», предыдущий король раздаёт задания, которые продумал дома с мамой.

Занятие 6. «Активное слушание» (родители).

Цель: формирование эффективных навыков регуляции поведения детей.

Задачи: анализ процессов, происходящих на совместных занятиях с детьми, изучение метода «Я сообщения», его функции, механизмов действия, формы, практическая отработка навыка «Я сообщения».

Содержание занятия:

Задание 1. Эмоциональное от реагирование и анализ процессов, происходящих на совместных занятиях с детьми с точки зрения родителей (что я делал, чем руководствовался и какой результат хотел получить) и с точки зрения детей (что ребёнок делал, чем руководствовался и какой результат хотел получить) и варианта модификации поведения.

Задание 2. Изучение метода «Активное слушание», его функции, механизмов действия, формы. (Приложение 3).

Задание 3. Практическая отработка навыка «Активное слушание».

Задание 4. Обсуждение: как удалось решить задачу, что получилось, что требует тренировки.

Домашнее задание- отрабатывать навык «Активного слушания», расспрашивая детей о их страхах, подготовить историю-сценарий страха.

 

Занятие 11. «Услышь меня».

Предварительно: спрятать клад в помещении.

Задание 1. В кругу. Позвенеть колокольчиком. Актуализация правил поведения в группе, назначение шерифов по правилам. Выполнение желаний старого короля.

Задание 2. «Глухой телефончик». Мамы отдельно, дети отдельно строятся полосками и получают по скороговорке для передачи друг другу. Анализ – как получилось, почему важно говорить чётко и передавать информацию правильно. Вывод «надо тренироваться». Для тренировки предлагается ряд упражнений.

Задание 3. «Рот, нос, ухо». Ведущий показывает на какой либо орган и называет его иногда правильно, иногда нет. Задача игроков состоит в том, чтобы правильно показывать названный орган, не поддаваясь на провокацию ведущего.

Задание 4. Упражнение «Слушай внимательно». Перед тем как сказать ответ важно подумать в первый раз и поднять руку, подумать во второй раз и сжать кулак, подумать в третий раз -поднять палец и только тогда хором с остальными астниками группы сказать ответ. Тренируемся на загадках –обманках. (Приложение 5).

Задание 5. «Да и нет не говорить». Каждому игроку раздаётся по 5 фасолинок и предлагается продумать такие «хитрые» вопросы к партнёру, чтобы ему очень хотелось ответить запрещёнными словами «Да» и «Нет». За каждый неправильный ответ фасолинка забирается, а за правильный добавляется. Игрок, набравший больше всех фасолинок получает две фишки «Весёлая белка». Все остальные участники игры –по одной. По команде ведущего все игроки находят себе пару и по очереди задают свои вопросы, отслеживая правильность ответов. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки в группе не побывают в паре друг с другом.

Задание 6. Графический диктант. Родители с детьми разбиваются в пары и решают кто будет командиром, а кто художником. Каждому командиру даётся картинка с графическим изображением животного, которое должен нарисовать художник. Командир диктует количество клеток и направление, а художник рисует. Пара, у которой получилось изображение животного получает две фишки «Весёлая белка».

Задание 7. «Большой секрет для маленькой компании». Психолог произносит речь о том, что дети хорошо потренировались и теперь наверное могут пройти испытание на умение правильно слушать и передавать информацию. Для этого они должны сесть в рядок и психолог первому сообщает на ушко схему из трёх шагов по поиску клада. Искать клад может только последний ребёнок. Все должны как можно точнее предать схему. Дети могут договориться друг с другом, кто где сидит.

Задание 8. Подведение итогов и определение короля «Тайного общества», предыдущий король раздаёт задания, которые продумал дома с мамой.

 

 

Занятие 15. «Выпускной».

Цель: интеграция опыта участников коррекционно –развивающего тренинга.

Задачи: подведение итогов, позитивное программирование на совершенствование коммуникативных навыков.

Содержание занятия:

Задание 1. В кругу. Позвенеть колокольчиком. Актуализация правил поведения в группе, назначение шерифов по правилам. Выполнение желаний старого короля.

Задание 2. Обсуждении по кругу чему научились, что понравилось, что не понравилось.

Задание 3. Вручение дипломов.

Задание 4. Чаепитие. Игры по выбору детей, анкетирование для подведения итогов с родителями.


 

Приложение 1.

Если Вы чувствуете Как ребёнок реагирует на ваше замечание Что говорит ребёнок своим поведением Цель Как исправить такое поведение Научите своего ребёнка
Раздражение Желая напомнить ребёнку, что вы заняты, уговорить не мешать вам. Восхищаетесь примерным поведением. Добившись вашего внимания к себе, временно перестаёт мешать вам. Со мной будут считаться, если заметят или попросят что-нибудь сделать. Быть любимым = пользоваться вниманием. Внимание Не заглядывайте в глаза. Ничего не говорите. Молча дайте понять ребёнку, что вы его любите. Приступайте к действию сразу, как только ребёнок начнёт раздражать вас.   Привлекать к себе внимание должным образом
Гнев. Потребность употребить свою власть, возмущение. Вам брошен вызов –«Я заставлю сделать тебя это!» «Всё равно ты не сможешь превзойти меня в этом!». Продолжает настаивать на своём. Ребёнок хочет превзойти Вас, стать хозяином положения Со мной будут считаться лишь когда я буду иметь влияние на кого-нибудь; вы сделаете так, как я хочу; я докажу, что вы не сможете помыкать мной. Влияние Не состязайтесь в «перетягивании каната».Ласково загляните в глаза и предложите выбрать подходящий для ребёнка вариант. Разумным образом дайте почувствовать ребёнку его самостоятельность. Достигать желаемого так, чтобы обе стороны конфликта оставались довольны
Обида. Вы хотите «свести счёты». «Как ты мог так поступить со мной?» Хочет отплатить Вам тем же. Вызывает неприязнь к себе. Меня не любят, и я ничего не могу с этим поделать, но со мной будут считаться лишь тогда, когда я отомщу своему обидчику Месть Остановитесь. Не вымещайте на ребёнке свою обиду и дайте себе время «отойти». Восстановите взаимоотношения. Воспользуйтесь естественными последствиями, от которых ребёнок получит удовольствие. Установите с ним более тесный дружеский контакт. Достойно сдерживать своё чувство обиды, не вымещая её на других.
Жалость. Растерянность «Что мне делать?» Никак не реагирует на поддержку. Чувствует, что даже бесполезно пытаться сделать что-либо. Пассивен. У меня ничего не получается так, как надо, поэтому я вообще ничего не буду делать. Я бездарен и глуп. Оставьте меня в покое. Уклоне-ние Не уговаривайте и не показывайте, что вы жалеете ребёнка. Ведите к успеху постепенно Ничего не делайте за ребёнка. Найдите такую ситуацию, в которой ребёнок ощутит своё достоинство. Доводить дело до конца и преодолевать трудности. Ощущать свои истинные способности.

Приложение 2.

«ТЫ-ВЫСКАЗЫВАНИЯ» «Я-ВЫСКАЗЫВАНИЯ»
· Ты никогда не делаешь то, чего хочу я. Ты всегда по­ступаешь по своему усмот­рению. · Ты докучаешь мне своими вопросами · Ты никогда не делаешь то, чего хочу я. Ты всегда поступаешь по своему усмотрению.   · Когда ты принимаешь реше­ние за нас обоих, не спра­шивая моего мнения, я чув­ствую обиду, и мне кажет­ся, что тебя не интересует моя точка зрения. Мне бы хотелось, чтобы мы совмест­но обсуждали эти вопросы, так чтобы были учтены же­лания обоих. · ": Если ты спрашиваешь меня о чем-то, когда я занята другими делами, я чувствую раздражение, потому что я не готова уделить тебе внимание. Я была бы тебе признательна, если бы ты задавал мне вопросы в более подходящее время, например, в... (указываете время). · Когда ты принимаешь решение за нас обоих, не спрашивая моего мнения, я чувствую обиду, и мне кажется, что тебя не интересует моя точка зрения. Мне бы хотелось, чтобы мы совместно обсуждали эти вопросы, так чтобы были учтены желания обоих

Задание к теме «Я» -ВЫСКАЗЫВАНИЕ.

 

Обратите внимание на модель построения «Я-вы­сказывания». Фраза начинается с нейтрального не­обвинительного описания поведения другого чело­века, которое вас не удовлетворяет. Затем следует описание ваших рациональных и эмоциональных реакций на это поведение. Объясните, почему это поведение не устраивает вас, или просто укажите, как оно на вас отражается. Наконец, в очень веж­ливых неагрессивных выражениях опишите то, чего бы вы желали. При этом используйте такие оборо­ты, как «Мне бы хотелось»; «Я был бы вам призна­телен» или «Я бы предпочла».

Расчлененная на элементы модель «Я-высказы­вания» выглядит следующим образом:

Когда ты (необвинительное описание поведения, поступка другого человека), я чувствую (ваши ощу­щения или эмоции в связи с этим поведением), по­тому что (почему это поведение составляет для вас проблему или как оно действует на вас), и я бы хотел, я был бы вам признателен, я бы предпочел (описание вашего желания).

Родители часто совершают ошибку когда начав высказывать от местоимения Я заканчивают местоимением Ты: «Мне не нравиться, что ты такой неряха». Избежать этой ошибки можно, если использовать безличные предложения, неопределенные местоимения, обобщающие слова. Например: Мне не нравится, когда за стол садятся с грязными руками. Меня раздражает, когда дети хнычут.

Задание первое.

Выберите из ответов родителей тот, который больше всего отвечает «Я-сообщению». (Ответы вы найдете в конце этого урока).

Ситуация 1. Вы который раз зовете дочь садиться за стол. Она отвечает: «Сейчас»,— и продолжает заниматься своими делами. Вы начали сердиться. Ваши слова:

1. Да сколько же раз тебе надо говорить!

2. Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же.

3. Меня сердит, когда ты не слушаешься.

Ситуация 2. У вас важный разговор с другом. Ребенок то и дело его прерывает. Ваши слова:

1. Мне трудно беседовать, когда меня прерывают.

2. Не мешай разговаривать.

3. Ты не можешь заняться чем-нибудь другим, пока я разговариваю?

Ситуация 3. Вы приходите домой усталая. У друзья, музыка и веселье. На столе — следы их чаепития. Вы испытываете смешанное чувство раздражения и обиды («Хоть бы обо мне подумал!»). Ваши слова:

1. Тебе не приходит в голову, что я могу быть усталой?!

2. Уберите за собой посуду.

3. Меня обижает и сердит, когда я прихожу усталая и застаю дома беспорядок.

Задание второе.

Первый пример — образец.

I. Ситуация II. Ваше чувство III. «Я-сообщение»
1 Ребенок шалил за столом и, несмотря на предупреждение, пролил молоко. 2.В дневнике сына записано замечание, что он подрался и учитель вызывает Вас в школу. 3.Ваша дочка плачет перед занятием, объясняя что боится ошибиться. 4.Вы входите в комнату (9-й этаж) и видите вашего сына сидящим на подоконнике открытого окна. 5. Ребёнок отказывается выполнять домашнее задание б. Вы только что вымыли пол, сын пришел и наследил. 7. Вы Только что выключили компьютер, потому что ребёнок не выполнил домашние обязанности и он кричит Вам «Я тебя ненавижу!!».   Расстроилась, рассердилась «Я сержусь, когда на столе грязь. Возьми пожалуйста тряпку и наведи порядок.»

 

 

Приложение 3. Три родительских стиля воспитания, выделенные Д.Баумринд и три предположительно обусловленных паттерна поведения ребёнка.

 

Родительский стиль воспитания Поведение ребёнка
Авторитарный стиль 1. жестокое навязывание правил; 2. не даются ясные объяснения правил; 3. используются жёсткие, силовые методы дисциплинирования; 4. недостаток тепла и заботы о ребёнке; 5. проявление гнева и неудовольствия. Конфликтующее – раздражительное 1.Ребёнок боязливый, тревожный; 2. легко раздражается и переходит в слёзы или агрессию; 3. чередует агрессивное и избегающее поведение; 4. чрезмерная неустойчивость настроения, депрессивность.  
Авторитативный стиль 1. ясное определение правил и сообщение их ребёнку; 2. родители не поддаются попыткам ребёнка принудить их к отклонению от правил; 3. Выражение неудовольствия и раздражения в ответ на неправильное поведение ребёнка; 4. демонстрация удовольствия и поддержки в ответ на конструктивное поведение ребёнка.   Энергичное, дружелюбное 1.Ребёнок уверен в себе; 2.Высокий уровень энергии; 3.Самоконтроль; 4.ребёнок весёлый, дружелюбный со свестниками; 5.кооперативен со взрослыми; 6.хорошо справляется со стрессами.
Попустительский стиль воспитания 1. Отсутствие ясного выполнения правил; 2. родители поддаются принуждению или идут на уступки, когда ребёнок плачем добивается своего; 3. непоследовательность в применении дисциплинирующих воздействий; 4. умеренно тёплое отношение; 5. поощряется свободное выражение импульсов (хочу = делаю, получаю) Импульсивно – агрессивное 1. упрямый, не сговорчивый ребёнок 2. низкий уровень уверенности в себе; 3. ребёнок агрессивен; 4. импульсивность; 5. отсутствие целей.

Приложение 4.

Загадки-обманки.

С пальмы вниз, на пальму снова ловко прыгает... обезьяна (корова)

В теплой лужице своей громко квакал... лягушонок (воробей)

Зимой в берлоге видит сон лохматый, косолапый... медведь (слон)

Быстрее всех от страха несется... гепард (черепаха)

Даешь по косточке в обед _ Не отнимешь плошки: грозно лают и рычат Озорные... собаки (мошки, кошки)

Она под панцирем живет, На жизнь свою не злится! Когда куда-нибудь ползет, То не спешит... волчица (черепаха)

Как? Неизвестно до сих пор: секрет и есть секрет, зверь этот, словно светофор. Свой изменяет цвет. В зеленый, желтый... Напугай и покраснеет … хамелеон (попугай).

Лишь только свет дневной потух, Заухал в темноте...филин(петух)


На речке и в болоте всегда его найдешь: с блестящей гладкой кожей

В кольцо свернулся...уж (еж)

 

На это стоит поглядеть: Бревно Взял хоботом...слон (медведь)

 

 

 

 

Приложение 5.

Признаки функциональной семьи:

1. Проблемы признаются и решаются

2. Поощряются свободы (свобода восприятия, мысли и обсуждения, свобода иметь свои чувства, желания, свобода творчества)

3. Каждый член семьи имеет свою уникальную ценность, различия между членами семьи высоко ценятся

4. Члены семьи умеют удовлетворять свои потребности

5. Родители делают то, что говорят

6. Ролевые функции выбираются, а не навязываются

7. В семье есть место развлечениям

8. Ошибки прощаются, на них учатся

9. Гибкость всех семейных правил, законов, возможность их обсуждения.

10. Любой из признаков функциональной семьи может стать целью одного из занятий по групповой психотерапии. Сравнительные характеристики функциональных и дисфункциональных семей в сжатом виде можно представить следующим образом.

ТРЕНИНГ ГАРМОНИЗАЦИИ ОТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Концептуальной основой тренинга является идея со­трудничества взрослого с ребенком, поэтому основная цель тренинга - способствовать установлению и раз­витию отношений партнерства и сотрудничества роди­теля с ребенком. В тренинге использованы идеи Т. Гордона, А. Адлера, И.М. Марковской, Р. Дрейкуса и др.

Задачи тренинга:

- расширение возможностей понимания сво­его ребенка;

- улучшение рефлексии своих взаимоотноше­ний с ребенком;

- выработка новых навыков взаимодействия с ребенком.

В системе детско-родительских отношений родитель является ведущим звеном и от него в большей мере зависит, как складываются эти отношения, поэтому одной из задач тренинга является формирование на­выков сотрудничества с ребенком. Признание за ре­бенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивает понимание и лучшее взаимодей­ствие в семье. Ведь при нарушенных отношениях в се­мье вопрос осуществления воспитательных функций весьма проблематичен.

Основные блоки тренинга: диагностический, ин­формационный, развивающий. Диагностический блок заключается в первоначальной и итоговой психодиагностике взаимоотношений родителей и ребенка. Задачи диагностического болка:

1. анализ установок и характера взаимодействия родителя на воспитание ребёнка: опросники «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Ю. Эдеймиллера и «Взаимоотношения родителя с ребёнком» И. М. Марковской,;

2. анализ психоэмоционального состояния, паттернов поведения и актуальных потребностей ребёнка: проективная методика «Несуществующее животное» Л.А. Венгер, при необходимости углубленного анализа – «Кинестетический рисунок семьи» К.В.Хоментскаусас и «Самое злое животное», «Самое грустное животное», «Самое счастливое животное» Л.А. Венгер.

Информационный блок содержитвзгляды и идеи Т. Гордона, А. Адлера, Р. Дрейкуса, программы которых, несмотря на некоторые различия в философских воззрениях, направлены на повышение родительской компе­тенции в вопросах воспитания детей, снижение родительской тревоги, улучшение взаимопонимания между родителями и детьми, обучение родителей эффективным приемам дисциплинирования ребенка. Их целью было научить роди­телей общаться с детьми на принципах равенства и уважения личности ребенка. Необходимо, чтобы родители понимали поведение ребенка с точки зрения динамики, а не традицион­ных причинно-следственных трактовок. Если родители при­клеивают к поведению ребенка ярлыки, такие как «умное», «отвратительное», «плохое» и т. д., значит — они создают препятствия на пути взаимопонимания. В семье, построенной на принципах сотрудничества, целью воспитания является внутренний самоконтроль ребёнка и родителя в сочетании с самостоятельностью и ответственностью за принятые решения. Для того, чтобы понимать поведение ребенка и руководить его развитием, необходимо понимать логику ребенка, то, как он воспринимает себя и окружающий мир. Родители:

—учатся думать и говорить о детях в терминах конкрет­ных особенностей и фактов их поведения, а не с точки зрения свойств их личности, которые часто сопровождаются оценоч­ными суждениями;

—осознают важность своего поведения по отношению к поведению своих детей, они начинают понимать как сами вы­зывают ту или иную реакцию ребенка;

—обучаются навыкам коммуникации, которыми поль­зуются и профессиональные консультанты: хранить молча­ние, задавать так называемые открытые вопросы, активно слушать;

—учатся реагировать на поведение детей описанием соб­ственных чувств, а не обвинениями, приказами, предупреж­дениями;

—узнают о различии в родительском авторитете, который базируется на знаниях и опыте, и авторитете, который фор­мируется в результате применения поощрений и наказаний;

— начинают понимать важность удовлетворения своих собственных потребностей и то, что если потребности ребенка удовлетворяются за счет потребностей родителей, это ведет к разрушению отношений.

Очень часто за не­правильным или негативным поведением лежит нарушение взаимоотношений с близкими людьми. По мнению Р. Дрейкуса в таком случае ребе­нок начинает реализовывать в своем поведении дефектные цели, которых может быть четыре:

• требование внимания или комфорта;

• желание показать свою власть или демонстративное не­повиновение;

• месть, возмездие;

• утверждение своей несостоятельности или неполноцен­ности.

Преследуя эти цели, ребенок пытается вернуть себе чувство сопричастности, безопасности и признания внутри семьи. Чтобы дефектные цели ребенка изменились, родителям нужно проявить иници­ативу в изменении собственного шаблонного противодействия этим целям.

 

Развивающий блок программы состоит в формировании и закреплении эф­фективных навыков взаимодействия с ребенком, в раз­витии рефлексии собственных когнитивно-поведенческих паттернов, анализе мотивов поведения ребёнка, расширении спектра эффективных психолого-педагогических реакций.

Представленные тренинговые упражнения носят обобщенный характер, но в большей степени подходят для родите­лей старших дошкольников и младших школьников

Формирование групп для участия в тренинге происходит на добровольной основе. В группу входят родители, имеющие детей близкого возраста. Группу могут посещать один или сразу двое родителей, иногда они могут меняться (по очереди посещать группу.

Эффективность участия в тренинге за­висит от установок родителей на групповую работу, от готовности и умения слышать различные позиции людей, извлекать из этого опыт. Поэтому цель первого занятия программы формирование активной рефлексивной позиции родителей в процессе реализации программы. Результатом работы по программе у участников группы является возможность самостоятельно решать воз­никающие проблемы воспитания и обучения детей поэтому принципами программы являются:

1. Здесь и теперь. Этот принцип ориентирует участников на то, чтобы предметом их анализа постоянно были чувства и мыс­ли по поводу событий, происходящих в группе в данный мо­мент. Принцип акцентирования на настоящем способствует глубокой рефлексии участников, учит сосредоточивать вни­мание на себе, своих мыслях и чувствах, развитию навыков самоанализа;

2. Искренность и открытость. Чем более откровенными будут рассказы участников о том, что действительно их волнует и интересует, чем более искренним будет предъявление чувств, тем более успешной будет работа группы в целом. Искренность п открытость способствуют получению и предоставлению дру­гим честной обратной связи, т. е. той информации, которая так важна каждому участнику и которая запускает не только механизмы самосознания, но и механизмы межличностного взаимодействия в группе;

3. Принцип Я. Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, самоанализа и рефлексии. Даже оценка поведения другого члена группы должна осуществляться через высказывание собственных возникающих чувств и переживаний. Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа: «Я чувствую...», «Мне кажется...» и др.

4. Активность. Поскольку психологический тренинг отно­сится к активным методам обучения и развития, такая норма как активность, участие всех в происходящем на тренинге, является обязательной;

5. Конфиденциальность. Все, о чем говорится в группе от­носительно участников, должно оставаться внутри группы. Это естественное этическое требование, которое является ус­ловием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия

 

Тренинг включает 15 занятий, 5 из которых проходят только со взрослыми и 10 совместно с детьми. На занятиях со взрослыми проходит ознакомление с базовыми стратегиями партнёрского взаимодействия с детьми, формирование навыков анализа родительско – детского взаимодействия, мотивов поведения взрослого и ребёнка и способов регулирования родительско – детских отношений, корректируются дисфункциональные паттерны родительско –детских отношений. На совместных с детьми занятиях в процессе выполнения различных видов деятельности родители совершенствуют навыки партнёрского взаимодействия и рефлексии в процессе общения.

 

Возрастной и количественный состав группы, условия проведения занятия
Формирование групп происходит на добровольной основе. Комплектование проводится с учетом проблем, имеющихся у детей. Как правило, в группу входят дети близкого возраста; наиболее целесообразны следующие возрастные границы: 6—7 лет, 8—9 лет, 10—11 лет.
Вместе с ребенком занятия посещает кто-то из родителей (можно по очереди), либо лицо, заменяющее родителя, но обязательно тот, кто непосредственно занимается его воспитанием. В особых случаях, когда конфликт отношений связан с одним из родителей, рекомендуется посещение группы именно этим родителем.
Количественный состав группы 5—6 пар (10—12 человек). Предпочтительны разнополые группы.
Цикл включает 14 занятий, продолжительность каждого 1,5 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по схеме: 1 занятие с родителями, 1 занятие родители совместно с детьми.
Для проведения занятий требуется помещение большой площади с выделенными учебной и игровой зонами.
Противопоказаниями для посещения групп являются:
— у детей — умственная отсталость, тяжелые формы заикания, психотические состояния;
— у родителей — наличие собственных глубинных личностных проблем (это может препятствовать концентрации на нуждах ребенка), интеллектуальная неспособность к овладению необходимыми навыками, наличие эндогенного психического заболевания.
Цели и задачи
1. Коррекция отношений родителей и детей:
— установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком;
— улучшение понимания родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития;
— достижение способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояний и интересов друг друга;
— выработка навыков адекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов;
— устранение дезадаптивных форм поведения и обучение адекватным способам реагирования в проблемных и стрессовых ситуациях.
2. Коррекция отношения к «я» (к себе):
— формирование адекватной самооценки;
— приобретение уверенности в себе, создание и принятие внутреннего «я»;
— укрепление уверенности родителей в собственных воспитательных возможностях;
— обучение приемам саморегуляции психического состояния.
3. Коррекция отношения к реальности (к жизни):
— приобретение навыков выбора и принятия решений, укрепление волевых качеств;
— формирование позитивной установки на отношение к окружающему миру.
Структура занятий
Процесс становления группы как психологической общности, нормы и ценности, лежащие в ее основании, особенности межличностных отношений являются объектом пристального внимания ведущего. С этой целью на протяжении всего существования группы развивается и поддерживается групповая динамика.
Этому способствуют:
— общая структура занятия, усвоение и привыкание к которой значительно облегчает процесс адаптации и работы в группе. К середине цикла (к 5—6-му занятию) родители и дети привыкают к сценарию смыслом происходящего в группе, что возможна передача ответственности в проведении отдельных фрагментов занятия членам группы;
— ритуалы приветствия и прощания;
— разминочные упражнения;
— игры, требующие взаимодействия и сотрудничества, совместного поиска решений;
— домашние задания, позволяющие сохранить ощущение сопричастности к группе в период между встречами.
Общая структура занятия включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминку, основное содержание занятия, рефлексию прошедшего занятия, ритуал прощания.
Основное содержание занятия — состоит из нескольких блоков и представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач программы.
Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным на формирование социальных навыков, установление взаимоотношений между родителем и ребенком, динамическое развитие группы.
Последовательность упражнений предполагает чередование деятельностей, смену психофизического состояния членов группы.
I блок — обсуждение домашнего задания (в кругу).

II блок — игры и упражнения, связанные с темой занятия.

III блок —игра по договору группы.

Рефлексия занятия — предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах:
— эмоционально - смысловом (понравилось — не понравилось, было хорошо — было плохо и почему, что показалось самым важным, полезным);
—когнитивно - поведенческом (как себя чувствую в конкретной ситуации, какие цели преследую, какие способы достижения цели выбираю).
Ритуал прощания — способствует завершению занятия и укреплени



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 439; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.17.3 (0.021 с.)