Цель: отработка навыков адаптивного поведения.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель: отработка навыков адаптивного поведения.



Задачи: закрепление правил поведения в группе, умение договариваться и справляться с импульсивными чувствами и желаниями.

Содержание занятия:

Задание 1. В кругу. Позвенеть колокольчиком. Актуализация правил поведения в группе, назначение шерифов по правилам. Выполнение желаний старого короля.

Задание 2. «На улице» инсценировка про двух мальчиков, не умевших договариваться». Анализ: почему важно уметь контролировать свои чувства и желания, когда хочешь с кем то дружить. Актуализировать схему дружеского договора. Вспомнить все возможные средства определения очерёдности в играх и договорах.

Задание 3. «Волк и заяц»: дети должны в парах договорится о том, кто из них волк, а кто заяц волк с завязанными глазам и стоит на одном углу условно выделенного квадрата и ловит зайца, а заяц должен тихи, тихо перебежать по диагонали из другого угла квадрата.

Задание 4.«Камушек в ботинке» - отработка умения говорить о тех аспектах поведения другого человека, которые не нравятся.

Задание 5.«Коврик мира».Участники группы разбиваются на пары по принципу «Я на тебя обижался…», по очереди высказывают свои чувства в терминах «Я сообщения»- партнёр в зависимости от своих чувств выбирает решение, решение анализируется в соответствиями последствий для отношений.

Задание 6. «Войди в круг».

Задание 7. Подведение итогов и определение короля «Тайного общества».

Занятие 13. «Мы – партнёры по жизни». (Родители)

Цель: формирование эффективных навыков регуляции поведения детей .

Задачи: закрепить навыки рефлексии, анализа мотивов поведения ребёнка и переориентации поведения ребёнка.

Задание 1. Рефлексия опыта родителей на прошедших занятиях и изменений в отношениях с ребёнком.

Задание 2. Теория партнёрских отношений родителя с ребёнком. Понятия «Границы личности» , «границы отношений», «границы допустимого и недопустимого поведения», правила – как способ регуляции границ. Принципы регуляции границ (принципы «хозяина – гостя», «собственника», «баланса отношений»).

Задание 3. Как удаётся воплощать изученные принципы в жизни.

Занятие 14. « День смешных ошибок».

Цель: отработка навыков адаптивного поведения.

Задачи: умение справляться с чувствами страха, разочарования, вины, возникающих в ситуациях ошибочных действий и формирование гибкости в решении проблемных ситуаций.

Содержание занятия:

Задание 1. В кругу. Позвенеть колокольчиком. Актуализация правил поведения в группе, назначение шерифов по правилам. Выполнение желаний старого короля.

Задание 2. Разминка. Упражнение «Правильное-неправильное зеркало»—в парах. Один ребенок в паре становиться правильным зеркалом, другой стоит перед зеркалом. Зеркало должно повторить. Далее дети меняются и другой участник становиться неправильным зеркалом — повторяет движения партнера наоборот

Задание 3. Написать текст с максимальным количеством грамматических ошибок. Затем поменяться текстами и поискать ошибки. Рефлексия изменений уровня страха. Затем, по желанию участников группы, можно поиграть в «злого учителя» и «смелого ученика» ( по методу психодрамы).

Задание 4. «Лесенка сравнения» - построится по росту, по цвету глаз, по уму??? (как определить кто умнее? –сравнивать можно только то, что ясно определено и само с собой) сегодня 5 ошибок- завтра 4, послезавтра 6)

Задание 5. «Подбери рифму». Психолог называет слово, а игроки по очереди придумывают рифмующееся слово, например: сад - град, мост - хвост, Максим - апельсин и т. д. Затем к словам-рифмам, придуманным детьми, предлагается придумать еще рифмы. Потом из слов -рифм собирается стихотворение и позиционируется как групповой продукт.

Задание 6. Упражнение «Я не…, зато я ….»

Здание 7. «Кошки- мышки».

Задание 8. Подведение итогов и определение короля «Тайного общества».

Занятие 15. « Выпускной ».

Цель: интеграция опыта участников коррекционно –развивающего тренинга.

Задачи:подведение итогов, позитивное программирование на совершенствование коммуникативных навыков .

Содержание занятия:

Задание 1. В кругу. Позвенеть колокольчиком. Актуализация правил поведения в группе, назначение шерифов по правилам. Выполнение желаний старого короля.

Задание 2. Обсуждении по кругу чему научились, что понравилось, что не понравилось.

Задание 3. Вручение дипломов.

Задание 4. Чаепитие. Игры по выбору детей, анкетирование для подведения итогов с родителями.


 

Приложение 1.

Если Вы чувствуете Как ребёнок реагирует на ваше замечание Что говорит ребёнок своим поведением Цель Как исправить такое поведение Научите своего ребёнка
Раздражение Желая напомнить ребёнку, что вы заняты, уговорить не мешать вам. Восхищаетесь примерным поведением. Добившись вашего внимания к себе, временно перестаёт мешать вам. Со мной будут считаться, если заметят или попросят что-нибудь сделать. Быть любимым = пользоваться вниманием. Внимание Не заглядывайте в глаза. Ничего не говорите. Молча дайте понять ребёнку, что вы его любите. Приступайте к действию сразу, как только ребёнок начнёт раздражать вас.   Привлекать к себе внимание должным образом
Гнев. Потребность употребить свою власть, возмущение. Вам брошен вызов –« Я заставлю сделать тебя это!» «Всё равно ты не сможешь превзойти меня в этом!». Продолжает настаивать на своём. Ребёнок хочет превзойти Вас, стать хозяином положения Со мной будут считаться лишь когда я буду иметь влияние на кого-нибудь; вы сделаете так, как я хочу; я докажу, что вы не сможете помыкать мной. Влияние Не состязайтесь в «перетягивании каната».Ласково загляните в глаза и предложите выбрать подходящий для ребёнка вариант. Разумным образом дайте почувствовать ребёнку его самостоятельность. Достигать желаемого так, чтобы обе стороны конфликта оставались довольны
Обида. Вы хотите «свести счёты». «Как ты мог так поступить со мной?» Хочет отплатить Вам тем же. Вызывает неприязнь к себе. Меня не любят, и я ничего не могу с этим поделать, но со мной будут считаться лишь тогда, когда я отомщу своему обидчику Месть Остановитесь. Не вымещайте на ребёнке свою обиду и дайте себе время «отойти». Восстановите взаимоотношения. Воспользуйтесь естественными последствиями, от которых ребёнок получит удовольствие. Установите с ним более тесный дружеский контакт. Достойно сдерживать своё чувство обиды, не вымещая её на других.
Жалость. Растерянность « Что мне делать?» Никак не реагирует на поддержку. Чувствует, что даже бесполезно пытаться сделать что-либо. Пассивен. У меня ничего не получается так, как надо, поэтому я вообще ничего не буду делать. Я бездарен и глуп. Оставьте меня в покое. Уклоне-ние Не уговаривайте и не показывайте, что вы жалеете ребёнка. Ведите к успеху постепенно Ничего не делайте за ребёнка. Найдите такую ситуацию, в которой ребёнок ощутит своё достоинство. Доводить дело до конца и преодолевать трудности. Ощущать свои истинные способности.

Приложение 2.

« ТЫ-ВЫСКАЗЫВАНИЯ» «Я-ВЫСКАЗЫВАНИЯ »
· Ты никогда не делаешь то, чего хочу я. Ты всегда по­ступаешь по своему усмот­рению. · Ты докучаешь мне своими вопросами · Ты никогда не делаешь то, чего хочу я. Ты всегда поступаешь по своему усмотрению.   · Когда ты принимаешь реше­ние за нас обоих, не спра­шивая моего мнения, я чув­ствую обиду, и мне кажет­ся, что тебя не интересует моя точка зрения. Мне бы хотелось, чтобы мы совмест­но обсуждали эти вопросы, так чтобы были учтены же­лания обоих. · ": Если ты спрашиваешь меня о чем-то, когда я занята другими делами, я чувствую раздражение, потому что я не готова уделить тебе внимание. Я была бы тебе признательна, если бы ты задавал мне вопросы в более подходящее время, например, в ... (указываете время). · Когда ты принимаешь решение за нас обоих, не спрашивая моего мнения, я чувствую обиду, и мне кажется, что тебя не интересует моя точка зрения. Мне бы хотелось, чтобы мы совместно обсуждали эти вопросы, так чтобы были учтены желания обоих

Задание к теме «Я» -ВЫСКАЗЫВАНИЕ.

 

Обратите внимание на модель построения «Я-вы­сказывания». Фраза начинается с нейтрального не­обвинительного описания поведения другого чело­века, которое вас не удовлетворяет. Затем следует описание ваших рациональных и эмоциональных реакций на это поведение. Объясните, почему это поведение не устраивает вас, или просто укажите, как оно на вас отражается. Наконец, в очень веж­ливых неагрессивных выражениях опишите то, чего бы вы желали. При этом используйте такие оборо­ты, как «Мне бы хотелось»; «Я был бы вам призна­телен» или «Я бы предпочла».

Расчлененная на элементы модель «Я-высказы­вания» выглядит следующим образом:

Когда ты (необвинительное описание поведения, поступка другого человека), я чувствую (ваши ощу­щения или эмоции в связи с этим поведением), по­тому что (почему это поведение составляет для вас проблему или как оно действует на вас), и я бы хотел, я был бы вам признателен, я бы предпочел (описание вашего желания).

Родители часто совершают ошибку когда начав высказывать от местоимения Я заканчивают местоимением Ты: «Мне не нравиться, что ты такой неряха». Избежать этой ошибки можно, если использовать безличные предложения, неопределенные местоимения, обобщающие слова. Например: Мне не нравится, когда за стол садятся с грязными руками. Меня раздражает, когда дети хнычут.

Задание первое.

Выберите из ответов родителей тот, который больше всего отвечает «Я-сообщению». (Ответы вы найдете в конце этого урока).

Ситуация 1. Вы который раз зовете дочь садиться за стол. Она отвечает: «Сейчас»,— и продолжает заниматься своими делами. Вы начали сердиться. Ваши слова:

1. Да сколько же раз тебе надо говорить!

2. Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же.

3. Меня сердит, когда ты не слушаешься.

Ситуация 2. У вас важный разговор с другом. Ребенок то и дело его прерывает. Ваши слова:

1. Мне трудно беседовать, когда меня прерывают.

2. Не мешай разговаривать.

3. Ты не можешь заняться чем-нибудь другим, пока я разговариваю?

Ситуация 3. Вы приходите домой усталая. У друзья, музыка и веселье. На столе — следы их чаепития. Вы испытываете смешанное чувство раздражения и обиды («Хоть бы обо мне подумал!»). Ваши слова:

1. Тебе не приходит в голову, что я могу быть усталой?!

2. Уберите за собой посуду.

3. Меня обижает и сердит, когда я прихожу усталая и застаю дома беспорядок.

Задание второе.

Первый пример — образец.

I. Ситуация II. Ваше чувство III. «Я-сообщение»
1 Ребенок шалил за столом и, несмотря на предупреждение, пролил молоко. 2.В дневнике сына записано замечание, что он подрался и учитель вызывает Вас в школу. 3.Ваша дочка плачет перед занятием, объясняя что боится ошибиться . 4.Вы входите в комнату (9-й этаж) и видите вашего сына сидящим на подоконнике открытого окна. 5. Ребёнок отказывается выполнять домашнее задание б. Вы только что вымыли пол, сын пришел и наследил. 7. Вы Только что выключили компьютер, потому что ребёнок не выполнил домашние обязанности и он кричит Вам «Я тебя ненавижу!!».   Расстроилась, рассердилась «Я сержусь, когда на столе грязь. Возьми пожалуйста тряпку и наведи порядок.»

 

 

Приложение 3. Три родительских стиля воспитания, выделенные Д.Баумринд и три предположительно обусловленных паттерна поведения ребёнка.

 

Родительский стиль воспитания Поведение ребёнка
Авторитарный стиль 1. жестокое навязывание правил; 2. не даются ясные объяснения правил; 3. используются жёсткие, силовые методы дисциплинирования; 4. недостаток тепла и заботы о ребёнке; 5. проявление гнева и неудовольствия. Конфликтующее – раздражительное 1.Ребёнок боязливый, тревожный; 2. легко раздражается и переходит в слёзы или агрессию; 3. чередует агрессивное и избегающее поведение; 4. чрезмерная неустойчивость настроения, депрессивность.  
Авторитативный стиль 1. ясное определение правил и сообщение их ребёнку; 2. родители не поддаются попыткам ребёнка принудить их к отклонению от правил; 3. Выражение неудовольствия и раздражения в ответ на неправильное поведение ребёнка; 4. демонстрация удовольствия и поддержки в ответ на конструктивное поведение ребёнка.   Энергичное, дружелюбное 1.Ребёнок уверен в себе; 2.Высокий уровень энергии; 3.Самоконтроль; 4.ребёнок весёлый, дружелюбный со свестниками; 5.кооперативен со взрослыми; 6.хорошо справляется со стрессами.
Попустительский стиль воспитания 1. Отсутствие ясного выполнения правил; 2. родители поддаются принуждению или идут на уступки, когда ребёнок плачем добивается своего; 3. непоследовательность в применении дисциплинирующих воздействий; 4. умеренно тёплое отношение; 5. поощряется свободное выражение импульсов (хочу = делаю, получаю) Импульсивно – агрессивное 1. упрямый, не сговорчивый ребёнок 2. низкий уровень уверенности в себе; 3. ребёнок агрессивен; 4. импульсивность; 5. отсутствие целей.

Приложение 4.

Загадки-обманки.

С пальмы вниз, на пальму снова ловко прыгает... обезьяна (корова)

В теплой лужице своей громко квакал... лягушонок (воробей)

Зимой в берлоге видит сон лохматый, косолапый... медведь (слон)

Быстрее всех от страха несется ... гепард (черепаха)

Даешь по косточке в обед _ Не отнимешь плошки: грозно лают и рычат Озорные ... собаки (мошки, кошки)

Она под панцирем живет, На жизнь свою не злится! Когда куда-нибудь ползет, То не спешит ... волчица (черепаха)

Как? Неизвестно до сих пор: секрет и есть секрет, зверь этот, словно светофор. Свой изменяет цвет. В зеленый, желтый... Напугай и покраснеет … хамелеон (попугай).

Лишь только свет дневной потух, Заухал в темноте ...филин(петух)


На речке и в болоте всегда его найдешь: с блестящей гладкой кожей

В кольцо свернулся ...уж (еж)

 

На это стоит поглядеть: Бревно Взял хоботом ...слон (медведь)

 

 

 

 

Приложение 5.

Признаки функциональной семьи:

1. Проблемы признаются и решаются

2. Поощряются свободы (свобода восприятия, мысли и обсуждения, свобода иметь свои чувства, желания, свобода творчества)

3. Каждый член семьи имеет свою уникальную ценность, различия между членами семьи высоко ценятся

4. Члены семьи умеют удовлетворять свои потребности

5. Родители делают то, что говорят

6. Ролевые функции выбираются, а не навязываются

7. В семье есть место развлечениям

8. Ошибки прощаются, на них учатся

9. Гибкость всех семейных правил, законов, возможность их обсуждения.

10. Любой из признаков функциональной семьи может стать целью одного из занятий по групповой психотерапии. Сравнительные характеристики функциональных и дисфункциональных семей в сжатом виде можно представить следующим образом.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.235.155 (0.015 с.)