Тренинги, повышающие адаптивность к различной микросоциальной среде 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тренинги, повышающие адаптивность к различной микросоциальной среде



Эти тренинги, если их использовать для подростков и юношей с низким уровнем социальной адаптации, возник­шим в результате неправильного семейного воспитания или специфической микросреды, в которой прошло детство, позволяют расширить границы восприятия, избавиться от устаревших норм и ограничений, повысить адаптацию к новым условиям жизни.

Тренинги сконструированы с учетом различных теоре­тических подходов к человеческой личности. Были исполь­зованы парадигмы НЛП (Р. Дилтс, 1997), К.Г. Юнга, К. Хорни.

Тренинг «Ятымы» был создан с опорой на пред­ставления и технологии НЛП и эриксоновского гипноза. Цель этого тренинга — освоение навыка подстройки к другому человеку, субъект-субъектного общения.

Продолжительность — около 18 часов, количество уча­стников— 8—12 человек. Упражнения, описанные ниже, составляют только примерную канву семинара, часто ме­няясь местами,'дополняясь новыми, изменяясь в зависи­мости от потребностей группы. Впервые мы их увидели на тренингах Ф. Пьюселика, Энн Энтус, К. Коваленка, О. Аки-нищева, многие возникли сами собой во время работы с группами.

Нам хотелось бы, чтобы читатель мог ощутить этот тре­нинг с трех позиций: тренера (Т.), участника (У.) и, конеч­но, наблюдателя (Н.).

У.: Мне 16 лет, я пришел на тренинг потому, что чувствую, что все надоело: школа, нотации родителей, приятели. Хочу узнать, кто я, для чего в этом мире.

Н.: Все участники называют свои цели прихода на этот семинар: «Узнать людей получше», «Научиться общаться», «Эффективнее участвовать в переговорах...» Тренер выслушивает, иногда задает уточняющие вопросы, особенно если слышит «От меня требуют...»,

«Я должен...», пока задача участия в тренинге не начинает звучать «Я хочу...»

Т.: Я хочу, чтобы сегодня мы вошли в мир, в котором существу­ют определенные законы и правила, и придерживались этих пра­вил в течение ближайших двух дней семинара. Кому так жить и вос­принимать мир понравится — могут сохранить эти правила и убеж­дения и в дальнейшем. Сейчас я назову основные законы, базовые утверждения мира НЛП, того, в котором часто живу сама.

1. «Картане территория!» Все, что мы думаем о себе, других
людях, окружающей действительности — не является реальностью,
а является только системой наших убеждений об этой реальности.
И эти убеждения разные... Одна и та же местность, изображенная
на физической, политической и климатической картах, будет выг­
лядеть абсолютно по-разному. И все эти карты — правильные. Про­
сто каждый составитель отмечал там то, что было важно в данном
случае. У каждого человека есть своя карта реальности, составлен­
ная из особенностей его восприятия мира, языка, на котором он го­
ворит, убеждений его родителей и школьных учителей, его страны
и культуры... Так же, как не бывает двух одинаковых людей, нет и
двух одинаковых карт реальности. Они могут быть только более
близкими или более отличающимися друг от друга. И на этом семи­
наре мы будем с любовью и бережностью исследовать карты друг
друга, узнавать новое о себе и учиться создавать «объединенную
реальность»...

2. «Различия и странностиэто возможности». Чем больше
разных карт местности мы имеем — тем больше знаем о ней и наши
шансы там выжить возрастают. Различия в представлении о мире, в
способностях и поведении людей дают нам возможность научиться
чему-то новому, узнать и ощутить, как выглядит мир для другого че­
ловека.

У.: А если этот «другой» — психически нездоров, или преступ­ник, или просто мне лично очень несимпатичен?

Т.: Тогда у тебя есть выбор — возможность войти в его «карту», ощутить, как это быть преступником... или больным... Может быть, получить там доступ к своей агрессии, или безразличию, или не­стандартному мышлению... А можно не использовать эту возмож­ность, сохранив себя, свою карту реальности прежней. Ведь разли­чия и странности — это возможности, а не обязательства.

3. «За каждым действиемпозитивное намерение». Любое по­
ведение человека продиктовано желанием достичь чего-либо хо-

Зак. 367 449

рошего и полезного: счастья, здоровья, успеха... Но сами действия или их последствия не всегда помогают обрести желаемое, а со сто­роны бывает трудно догадаться, наблюдая поведение, чем оно про­диктовано. Так что мы учимся узнавать о позитивных намерени­ях — своих и других людей — и достигать их реализации более эф­фективно.

4. «Любое поведениелучшее из возможных». Если мы убежде­
ны, что действительно хотим достичь чего-то хорошего, то и разыс­
киваем из имеющихся у нас средств наиболее подходящие. Но, под­
черкиваем, из имеющихся. Если на улице у вас отлетел каблук и нет
молотка, то вы имеете самое подходящее: камень, кусок кирпича,
доски... И не потому, что не хотите пользоваться молотком, а пото­
му, что его просто нет. И в других ситуациях похоже — мама хочет
воспитать ребенка грамотным и наказывает его за ошибки в дик­
тантах. Не потому, что хочет наказывать, а просто не знает, не уме­
ет пользоваться другими, более подходящими способами повыше­
ния грамотности.

5. «Нет ошибок и неудачесть только обратная связь». Те­
перь представим себе, что мы запланировали достичь чего-то полез­
ного, выбрали лучший способ достижения и не смогли получить
это... Обидно. Можно ругать себя за допущенную ошибку, винить
судьбу за неудачу, но результат по-прежнему остается только в меч­
тах. А можно искать новые способы реализации своего намерения,
учиться новому поведению, расширять свою карту мира.

У.: Но это сложно, а часто и совсем невозможно!

Т.: 6. «У человека есть все ресурсы, все возможности, чтобы достичь изменения!» Это странный постулат НЛП. Вспомните еще раз, что то, что мы считали окружающей нас реальностью — толь­ко ее описание. И то, что совершенно невозможно в одном описа­нии, обыденная вещь в другом... В карте современного европейца вызвать какими-либо своими усилиями дождь или разогнать тучи — невозможно. Для индейского шамана — это реальность его деятельности. Тех, кто хочет научиться легко «бегать» между раз­ными картами реальности, адресую к прекрасным книгам: Р. Бах «Иллюзии», Р. Желязны «Хроники Амбера», Г.Л. Олди «Войти в образ» и т. д.

У.: Но ведь это фантастика! А реальность — это и есть реальность, она одна. Вот стул, стол, группа...

Т.: Да, конечно... И ты видишь стол... И стул... И группу... И сей­час немного взволнован, и тебе хочется расслабиться, но не делай

этого так быстро... Совершенно не обязательно сразу закрывать гла­за, если хочется направиться в свою внутреннюю реальность, и от­дохнуть от семинара, удобно устроившись на стуле... А перед тем, как ты окончательно отправишься в путешествие внутрь себя, то сможешь точнее услышать шум машин за окном, и давление боти­нок на ногах, и звуки в коридоре...

Н.: Тренер продолжает наводить транс, группа постепенно на­чинает дышать реже и глубже, некоторые закрывают глаза, позы расслаблены.

Тренер рассказывает сказку-историю о Мудреце на горе, а уча­стники погружаются в этот фантастический сюжет, задают вопро­сы и получают на них ответы от своего подсознания.

Мудрец на горе

Часто человеку нужно получить ответ, разрешить свои сомне­ния, и хочется найти человека, безусловно мудрого и доброжела­тельного... И тогда, сформулировав вопрос, ты начинаешь подни­маться вверх по горной тропе. Можно увидеть, как она поднимает­ся все выше и выше среди камней и скал, ощутить тропу под ногами, обратить внимание на свое равномерное дыхание, тишину вокруг... Тропа изгибается, поднимается, открывая новые и новые виды, и с каждым поворотом тропы открываются новые грани вопроса, уве­личивается понимание того, что же именно нужно, в чем основная проблема... И вот за последним поворотом открывается хижина, сто­ящая на вершине горы. В ней живет Мудрец на горе. Смиренно по­дойди к двери, подожди, хочет ли Мудрец выйти к тебе... Вежливо поздоровайся с ним... Задай тот вопрос, с которым ты пришел сюда, в это волшебное место... Есть ли что-либо, что Мудрец хотел бы сам сказать или дать тебе?

Вежливо попрощайся, поблагодари и спускайся вниз, по той же тропе. И с каждым шагом смысл ответа будет становиться все более ясным, и будут появляться разнообразные варианты решения зада­чи, конкретные действия... Когда процесс будет окончен и ты ока­жешься там же, откуда начал это путешествие, то можно открыть глаза и вернуться сюда...

Т.: А теперь можно представить себе эту комнату, людей в ней, почувствовать свою позу и открыть глаза!.. Ну как?

У.: Мы были в трансе, и видели каждый что-то свое. Не опасно ли это?

15*

Т.: 7. «Наше бессознательное желает нам добра». Самые глубо­кие инстинкты, отвечающие за сохранение жизни, продолжение рода и т. д., находятся в бессознательном. Это древний и мудрый слой нашей личности, менее подверженный сиюминутным настро­ениям и убеждениям других людей. Он заботится о человеке, об его эффективном выживании в этом мире. Одной из задач нашего се­минара будет приобретение умения вступать в диалог с бессозна­тельным и доверять его мудрости. Транс — это одна из дорожек в свой внутренний мир. Гуляя там, вы задаете свои вопросы и получа­ете свои ответы, а я только помогаю приоткрыть ворота...

8. «Вселенная добра и изобильна». Как наш внутренний мир, так и окружающая среда — люди и природа — содержат в себе все, что человеку нужно, и только ограничения нашей карты реальности позволяют не замечать этого. Чем более разнообразны наши пред­ставления о мире и готовность к изменению, тем к большему коли­честву ресурсов мы имеем доступ.

А теперь хотелось бы, чтобы мы посмотрели, как изменится наше представление о себе и окружающем, если мы начнем пользоваться картой НЛП — ее базовыми убеждениями. Напишем эти убежде­ния на отдельных карточках. И возьмем еще одну карточку, на ко­торой написано «Проблема». Найдите, пожалуйста, ту проблему, ко­торую не жалко решить... Готово? Разбились на пары, нашли в зале место, где удобно работать. Представили достаточно большой — 1,5 — 2 метра— круг. В центре его расположили «Проблему», а по окружности — карточки с убеждениями НЛП.

 

 

 

 

 

Пара разделяется на Ведущего и Ведомого. Ведущий наблюдает за состоянием ведомого, напоминает ему убеждения НЛП. Ведомый представляет себе каждое убеждение, и, когда оно действительно воспринимается как реальность, становится туда, где лежит соот­ветствующая карточка, и, приняв его, смотрит, как выглядит про­блемная ситуация, какие новые решения она приобретает. Подоб­ная процедура происходит по кругу со всеми 8 убеждениями. Когда весь круг пройден, Ведомый становится в центр и представляет себе, как он действует в этой ситуации, а Ведущий читает вслух убежде­ния НЛП. Понятно?

У.: А важна последовательность карточек?

Т.: Желательно в первый раз соблюдать именно такую последо­вательность.

Н.: Участники парами разбредаются по залу, и вскоре все про­странство заполняется непересекающимися кольцами карточек. Ин­тересно смотреть, как меняется выражение лиц, когда принимается то или иное убеждение, как позы становится более уверенными и свободными. Тренер ходит между участниками и, если замечает при­знаки затруднений при «вхождении» в круг, помогает участнику пол­нее осознать соответствующее убеждение, найти понятные приме­ры в жизни, соответствующие события. Когда каждый участник по­бывал в роли Ведущего и в роли Ведомого, упражнение заканчивается. Т.: Мне хотелось бы услышать о ваших ощущениях от этого уп­ражнения.

У.: Моя проблема — конфликт с одним знакомым — стала выг­лядеть совершенно иначе. Ведь, в сущности, мы хотим одного и того же и, наверное, могли бы договориться.

У.: Мне было трудно принять убеждение об «обратной связи», но когда я сделал это, то вдруг понял, что незачем откладывать один важный разговор, а можно попытаться, а если не получится — то сделать по-другому!

Н.: Когда все высказались, работа продолжается. И вновь участ­ники делятся на пары (теперь уже другие) и начинают следующее упражнение: «Подстройка по позе». Один участник садится так, как ему удобно, второй — старается скопировать позу как можно точ­нее. Тренер помогает, обращая внимание на положение ног, наклон головы... Когда копия получается точной, то оба участника замеча­ют это, иногда возникает смех, замешательство. Каждый участник принимает новую позу и копирует ее по 3 раза, с каждым разом вы­полнять упражнение становится легче.

У.: А зачем нужна подстройка по позе?

Т.: А что ты ощущал, когда сам подстраивался и к тебе подстраи­вались?

У.: Ощущения неоднозначные. Когда это делала С. — то очень приятное чувство: ощущение, что она меня понимает, какая-то бли­зость... Но когда это начал делать А., то возникло чувство, что меня копируют, передразнивают. Очень неприятно! Самому подстраи­ваться интересно — никогда не думал, что людям может быть удоб­но в таких позах; менялись ощущения в теле, настроение.

Т.: Вот ты и ответил, зачем нужна подстройка — «войти в образ» партнера, лучше понять, что и как ему удобно, при этом не копируя и передразнивая, а создавая близость, единство ощущений. Для того чтобы действительно научиться этому, упражнение отправляется на домашнее задание. Потренируйтесь в подстройке дома — к теледик­тору, в транспорте, на рабочем месте. Попробуйте делать не полное «зеркало», а копировать только микродвижения рук, покачивание ноги или кивки головой. А теперь продолжаем тренировать под­стройку, но не по позе, а по дыханию. Партнер № 1 сидит и вспоми­нает что-то приятное, партнер № 2 старается дышать в такт... Ну, как впечатления?

У.: Как в песне Высоцкого:

И думая, что дышат просто так, Они внезапно попадают в такт Такого же неровного дыханья...

У.: Трудно! Мой партнер вообще не дышит!

Т.: Потрогайте! Еще не остыл? Значит, не труп и дышит... Часто заметить дыхание легче, когда сидишь не напротив, а рядом с парт­нером, и видишь его в профиль или в 3/4. Попробуйте... Получи­лось? Тренируйтесь, когда вы дома. Если ваш партнер — ребенок, или по каким-то причинам дышит слишком часто — подстраивай­тесь через один вдох. Если партнер страдает каким-то заболевани­ем — астмой и т. п., то безопаснее изменять не свое дыхание, а дру­гие движения: кивать в такт, качать карандашом...

У.: Я тренировалась в этом упражнении дома и случайно сняла приступ у младшей сестрички. Ей семь лет и у нее больная печень, вчера был приступ боли в желчном пузыре. Я легла рядом, обняла ее, стала дышать так же часто и прерывисто, как она, постепенно замедляя темп дыхания, углубляя его. Через 10 минут приступ у ре­бенка прошел без лекарств, хотя обычно он длится около часа. Мож­но ли так делать?

Т.: Если получается, то можно. Это хороший способ успокоить или, наоборот, разбудить спящего: кладешь руку на спину, подстра­иваешься и постепенно ускоряешь темп дыхания... А теперь совсем простое упражнение. Нашли новую пару? Постарайтесь тщательно запомнить позу, одежду, внешний вид партнера. Посмотрели, за­помнили, закрыли глаза... Открыли глаза. Чего не хватает? И т. д., до полного «фотопортрета».

Н.: Уже через минуту почти все пары подстроились по позе, ї через 3 минуты и по дыханию... А ведь команды об этом не было.

Т.: Обратите внимание на ваши позы, дыхание... Подстройка происходит автоматически, если собеседник вам действительно интересен, но справедливо и обратное: после тщательной подстрой­ки интерес к партнеру возрастает.

У индейцев есть поговорка: «Чтобы понять другого человека, нужно пройти милю в его мокасинах». Сейчас мы и попробуем это сделать. Работаем в тройке. Партнер № 1 сидит и максимально точ­но и подробно вспоминает свои ощущения от какого-то конкретно­го события: катание на лыжах, плавание, общение с друзьями. Парт­неры № 2 и № 3 наблюдают и запоминают позу, микродвижения, темпоритм дыхания. Через 2 минуты партнеры № 2 и № 1 меняются стульями, и партнер № 2 «входит в образ», принимая ту же позу, копируя дыхание и т. д., партнер № 3 следит за точностью воспро­изведения. Сделали? А теперь можете поделиться ощущениями с партнером № 1 — что это была за деятельность, какое настроение? Процент совпадения в парах?

У.: —80%!

0 75%.

1 90%.

Т.: Продолжаем упражнение, пока каждый из участников не по­бывает в каждой из ролей: самого себя, наблюдателя, «зеркала». По окончаниии упражнения — возвращаемся в круг.

У.: Очень различались ощущения на своем стуле и «в чужих мо­касинах», действительно, вроде бы становишься другим человеком... Мой партнер «занимался» неизвестной мне деятельностью — катал­ся на горных лыжах, и это ощущение волнения, полета было новым и приятным.

У.: Да, а ты мне в ответ «подарил» ссору с учительницей!

Н.: Участники обсуждают впечатления от последнего блока уп­ражнений. Обстановка в группе стала более теплой, высказывания дружелюбные, возросла наблюдательность и точность выражений.

Чаще упоминается свой собственный опыт: «Я видел...», «Я чувство­вала...», чем обобщения или пожелания другим людям. Тренер так­же стремится обратить внимание группы на различия в индивиду­альном опыте, своеобразное восприятие каждого события.

Т.: У кого есть неприятное воспоминание о конфликте с кем-либо? Желательно то, которое не жалко... Ато вдруг вам этот конф­ликт очень нравится, а вы от него избавитесь?

У.: У меня есть! Одна такая одноклассница противная... Вот уж не жалко, если с ней конфликт прекратится.

Т.: А как ты с этой одноклассницей обычно общаешься? Сидя? Стоя? Поставь 2 стула так, как вы обычно сидите.

Н.: Участница расставляет 2 стула под углом друг к другу, тренер добавляет третий стул на некотором расстоянии от них, просит по­казать, где сидит сама участница, где — ее партнер по конфликту.

Т.: Теперь попробуем представить, что когда ты садишься на этот стул — то ты как бы вновь попадаешь в ту ситуацию, участвуешь в ней от своего имени, когда ты на этом стуле — то превращаешься, «входишь в образ» одноклассницы, а этот стул для наблюдателя. Он просто смотрит со стороны за происходящим, как на 105 серию «Санта-Барбары», не участвуя в конфликте, никого не поддержи­вая... Попробуй!

Н.: Участница поочередно занимает 3 стула, меняется ее поза, выражение лица. Состояния № 1 и № 3 похожи. Тренер спрашива­ет, удается ли просто смотреть на конфликт или сохраняется эмо­циональная включенность в него? Участница подтверждает: «Да, сохраняется». Тогда тренер просит не сесть, а встать на третий стул, «подняться над ситуацией». Участница делает это и радостно улы­бается: «Да, теперь я могу просто наблюдать, что у них там происхо­дит».

Т.: Теперь ты будешь по очереди двигаться между этими пози­циями: я—^наблюдатель—>она—^наблюдатель—»я и т. д. При переходе обязательно.кстряхивай» состояние, оставляя конфликт там, на сту­льях.

Н.: Участница делает это, отвечая в позиции № 1 и № 2 на вопро­сы тренера:

2 Как ты себя тут чувствуешь?

3 Что тебе хочется?

4 Что тебе действительно нужно?
В позиции № 3:

5 Как это со стороны выглядит?

6 Если бы тебе рассказала об этом подруга, что бы ты ей посо­
ветовала?

7 Какая общая цель, к которой они стремятся?

У.: 1) Ну, я пришла с дискотеки, рассказываю о мальчиках, с кем познакомилась, во что была одета. Что чувствую? Удовольствие, хочу немного похвастаться.

2) Так... Когда я — Соня. Злюсь, завидую, хочу, чтобы на меня
обратили внимание. Говорю гадости, смеюсь...

3) Со стороны... Ну и гадючки же они обе! Выпендриваются друг
перед другом, подкалывают, хотят показать, кто «круче». Печаль­
ное зрелище!

Т.: Что бы ты посоветовала этим подружкам? Почему они все-таки общаются?

У.: 1) Я хочу... Вообще-то мне Соня нравится, она классно танцу­ет, умеет делать прикольные прически и макияж. Я тоже хотела бы этому научиться, но не знаю, как ее попросить.

2) На месте Сони — она тоже ничего девчонка, у нее симпатич­ный старший брат, но как попроситься в гости?

3)Я бы, наверное, посоветовала ей пригласить Соню на день рож­дения и попросить, чтобы она помогла накраситься и причесаться.

Т.: Проверь, как это надо сделать?

Н.: Участница репетирует предстоящее объяснение с подругой, подбирая нужные фразы и интонации, пока она не чувствует, что проблема стала вполне разрешимой.

Т.: Проверь, изменилосьли твое отношение к ситуации? Удалось ли собрать новую информацию?

У.: Конечно!

Т.: А теперь за работу всей группой. Разбились на пары и выпол­няем упражнение «Управляемый диалог». Вот три жеста: «я», «ты», «со стороны». Партнер № 1 рассказывает о дем-то для него знако­мом и, желательно, приятном, партнер № 2 показывает жестами, из какой позиции рассказывать.

Н.: Группа похожа на курсы глухонемых... Один из пары смот­рит другому в рот и демонстрирует «ты», «со стороны», «ты», «я», иногда прямо посередине предложения, второй усердно меняет по­зиции, с которых рассказывает. За это время получены новые впе­чатления от привычных событий, улажено несколько конфликтов. В одной паре «управляющий» явно испытывает страх. Что там?

У.: Ну, и «приятная» деятельность у моего партнера! Ходьба под парусом в шторм... А я боюсь и в спокойном озере поплавать. Ког-

да он говорит, я так и представляю себя в хрупкой лодочке посере­дине Киевского моря. Хоть бы скорее время упражнения кончи­лось...

Т.: Поделитесь впечатлениями от упражнения.

У.: Я оказалась «внутри» того события, о котором мне рассказы­вали, и это было не очень-то приятно!

У.: Да, а для меня это действительно большое удовольствие...

Т.: Это тоже полученный опыт, напомним: «Карта — не терри­тория!». Теперь вы еще лучше узнали о способах рассказать о своей карте мира и узнать, как она организована у другого человека. Воз­можно, через некоторое время вода и для тебя станет ресурсом, а может — нет, но теперь ты знаешь, к кому за этим умением можно

обратиться.

А теперь подумаем, для чего мы общаемся?

У.: Чтобы высказаться!

У.: Чтобы лучше узнать собеседника.

Т.: Все высказывания правильные. В общении действительно принимают участие «Я», «Другой или другие» и информация, кото­рая передается. Но не для всех людей во вгех ситуациях одинаково важны все составляющие общения. Внимание может быть направ­лено на себя: «Хочу высказаться», на других: «Что они хотят?», на сбор самой информации, иногда на прерывание потока информа­ции, или на все эти компоненты общения равномерно. В зависимо­сти от этого возникают стили общения, на которые впервые обра­тила внимание Вирджиния Сатир, и они так и названы — «Сатир-категории» (табл. 3^. Подчеркиваем — это не типы личности, а только стили общения! Один и тот же человек, в зависимости от обстоя­тельств, может использовать все эти стили, и сейчас мы будем учить­ся их распознавать и демонстрировать.

Когда участники хорошо освоили пребывание во всех Са­тир-категориях, научились плавно менять стили общения, то этот (базовый) тренинг заканчивается. А дальше, если у подростков возник устойчивый интерес к психологии, по­нимание того, что можно изменить свое восприятие мира, отношение к тем или иным событиям, можно, как кирпи­чики, достраивать другие игры и упражнения. Важно, чтобы их набор отвечал тем запросам группы, которые есть в дан­ный момент.

Нами были созданы и проводились самые разные тре­нинги:

Таблица 3

Сатир-категории

 

 

Показатель Название
Блаймер Плакатер Дистрактор Компьютер
Поза Ноги расставлены, голова поднята, руки на поясе или бурная жестикуляция («перст указующий») Голова опущена, плечи согнуты, руки опущены вниз... Постоянно меняется, хаотичные, неловкие движения Зажатая, спина выпрямлена, руки прижаты или скрещены на груди, взгляд мимо собеседника
Голос Громкий, высокий, отчетливый, с короткими фразами Тихий, «ноющий» С изменяющимся темпом и интонаци­ями. Темп и интона­ции иногда не соот­ветствуют содержа­нию Монотонный, слабо интонированный
Способ восприятия Визуальный Кинестетический (че­рез ощущения в теле) Неопределенный Аудиальный (на слух)
Частые слова и выражения «Я хочу...», «Я знаю...», «Все вы не...», «Никто, никогда, ничего не делает!» «Это меня обижает...», «Они от меня хотят...», «Со мной не считаются...» «Ну..., вот... конечно..., может и так, да, но... с одной стороны... Да! Кстати...» «Имеется мнение...», «Ученые советуют...», «Как показали некоторые исследования...», «Говорят, что...»

-p.

0\ О

Окончание табл. 3

 

 

Показатель Название
Блаймер Плакатер Дистрактор Компьютер
Внимание в процессе общения Направлено на себя и цель деятельности (свои потребности) Направлено на других людей и цель деятель­ности (потребности других людей) На себя и другого человека, информация не воспринимается На информацию и дея­тельность. «Я» и «дру­гой» не воспринимаются
Основное влечение Против людей К людям Случайное чередова­ние влечений или не­сколько одновре­менно От людей
Основная потребность Власть Отношения Отношения Достижение
Внешнее впечатление Самоуверенность, агрессивность Неуверенность в себе, пассивность, подчиняемость Расторможенность, несобранность, неуклюжесть Замкнутость, стремле­ние к одиночеству, по­груженность в свои мысли
Внутреннее ощущение «Я один должен этого достичь, никто меня не понимает» «Они хотят, чтобы я сделал это, им я сам не важен» «Я хочу, чтобы они отвлеклись от этого занятия и обратили внимание на меня. У меня ничего не получается... «Я должен держать себя в руках, им незачем знать, что я действитель­но чувствую и думаю»

0 «Стратегии соблазнения» — для подростков с трудно­
стями общения в разнополой группе,

1 «Творчество!» — в группе демонстративных подрост­
ков, занимающихся музыкой.

2 «Жить в будущем» — для ребят, употребляющих нар­
котики и с проблемами социальной дезадаптации.

В последующих изданиях эти вопросы будут освещены более подробно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.232 (0.072 с.)