Многоаспектность проблемы изменения социальной ситуации развития ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Многоаспектность проблемы изменения социальной ситуации развития ребенка

Поиск

Определяя понятие социальной ситуации развития, мы исходим из учения Л.С.Выготского (1984), рассматривая не просто условия жизни ребенка, а то, как они влияют на его развитие, в каких взаимоотношениях с социумом находит­ся сам ребенок на данном этапе жизни. Социальная ситуа­ция развития — это сочетание внешних обстоятельств жиз­ни ребенка, т. е. то, что переживает ребенок, с тем, как переживает он эти обстоятельства.

Обстоятельства жизни ребенка определяются как макро­социумом (экономические, культурно-исторические, наци­ональные особенности и т. д.), так и микросоциумом (се­мья, школа, ровесники, значимые взрослые и т. д.). Каж­дый из этих факторов по-разному влияет на формирование личности, приобретая особую роль в тех случаях, когда у

ребенка имеются нарушения психического развития. Так, например, в таких культурно-исторических условиях, где нарушения психической деятельности считались «происка­ми дьявола», социальная ситуация развития ребенка с от­клонениями в психическом развитии была совсем иной, чем сейчас.

Влияние микросоциума на развитие ребенка более оче­видно и в значительно большей степени может быть изме­нено. Поэтому, понимая всю значимость социально-эконо­мических и культурологических факторов, мы будем рас­сматривать возможности социальной ситуации развития ребенка в узком смысле, только как тот реальный круг об­щения, где происходит воспитание и обучение подрастаю­щей личности.

Помимо многофакторности, проблема изменения соци­альной ситуации развития ребенка имеет еще одну слож­ность — этическую. Поскольку какие-либо изменения с це­лью оптимизации условий формирования личности ребенка всегда связаны с вмешательством в жизнь семьи, возникает вопрос о правомерности нарушения «границ личности» ро­дителей, да и самого ребенка. Например, если по решению суда у матери-алкоголички отбирают маленьких детей, ко­торые ее любят несмотря ни на что, то является ли такой выход из ситуации наиболее правильным?

В мировой практике также применяются строгие методы воздействия на родителей, которые пренебрегают своими обязанностями либо злоупотребляют своей властью над деть­ми. Так, в США всем педагогам и психологам вменяется в обязанность информировать социальные службы о тех семь­ях, где родители не обеспечивают нормальных условий для жизни и здоровья детей, жестоко обращаются с ними, либо где есть случаи (или угроза) сексуального насилия по отно­шению к ребенку со стороны взрослых членов семьи. Если указанные факты подтверждаются, то социальные работни­ки направляют таких родителей на психиатрическое или наркологическое лечение, обязывают их посещать семейно­го психотерапевта. Если эти мероприятия оказываются ма­лоэффективными, и родители по-прежнему не могут обес­печить надлежащих условий для развития ребенка, семья может быть направлена на временное проживание в соци-

ально-реабилитационный центр. Если и это не помогает, то родители временно (через суд) лишаются родительских прав, а ребенок передается на воспитание во «временную прием­ную семью» или в интернат. При нормализации семейной ситуации дети могут быть возвращены родителям, в про­тивном случае — переведены на окончательное усыновле­ние.

Безотносительно к сложностям решения проблемы из­менения социальной ситуации развития ребенка, в Украи­не действуют соответствующие законы и инструкции, каса­ющиеся тех случаев, когда семья является явно неблагопо­лучной и оказывает отрицательное влияние на развитие ребенка. К явно неблагополучной группе следует отнести семьи, где родители страдают психическими заболевания­ми, алкоголизмом, наркоманией либо ведут аморальный образ жизни. В результате своего образа жизни они не имеют ни возможности, ни желания заниматься воспитанием ре­бенка. В этих семьях, как правило, не удовлетворяются даже элементарные потребности ребенка в пище, чистоте, обще­нии со сверстниками, бывают случаи жестокого обращения с ребенком, сексуального насилия. Если психологу или пе­дагогу известно о таком положении ребенка в семье, он имеет право привлечь к этому внимание правоохранитель­ных органов, инспекции по делам несовершеннолетних, социального работника. В компетенцию этих служб входит постановка вопроса о лишении родительских прав, установ­лении опекунства, передачи ребенка на воспитание в детс­кий дом или интернат.

Установление опекунства осуществляется в том случае, когда ребенок, лишившийся родительской заботы, переда­ется на воспитание другим родственникам либо чужим лю­дям (например, соседям). Если родственников, либо других взрослых, желающих и имеющих возможность заниматься воспитанием этих детей не имеется, дети должны быть на­правлены в Детский дом.

Следует отметить, что реально детских домов в Украине не существует. Есть три вида различных учреждений (подчи­ненных разным ведомствам): Дом ребенка (т. е. круглосуточ­ные ясли), детский дом (т. е. круглосуточный детский сад) и школа-интернат. В результате такой системы ребенок в тече-

ниє жизни переживает сиротство минимум еще два раза: когда переводится в каждое следующее учреждение. Это при­водит к нарушению уже установившихся межличностных отношений с группой и персоналом, смене внешней обста­новки 1, что является серьезным стрессовым фактором.

За счет большого количества детей в группе, недоста­точности персонала, его сменности происходит эмоциональ­ная, сенсорная и интеллектуальная депривация. Это приво­дит к педагогической и микросоциальной запущенности, задержке формирования речи, интеллекта при относитель­но более успешном овладении навыками самообслужива­ния. При всех недостатках помещение ребенка в детский дом все же может быть необходимо (в случаях неблагоприятной семейной ситуации развития) для детей школьного возрас­та и особенно подростков, у которых легче произойдет адап­тация к нейтральной среде учреждения, чем к новой семье. Дети, находящиеся в доме ребенка и школе-интернате, нуж­даются в постоянной помощи психологов, которая заклю­чается в патопсихологическом обследовании, наблюдении за динамикой развития ребенка, помощи ребенку и персо­налу в кризисных ситуациях.

Таким образом, изменение социальной ситуации разви­тия ребенка из явно неблагополучной семьи формально рег­ламентировано довольно четко. Однако эта ясность и про­стота действий относятся к изменению внешних условий жизни, а вот как это изменение жизненных обстоятельств переживается самим ребенком, способствует его личност-' ному развитию и эмоциональному благополучию, каковы реальные пути оптимизации этих условий — вопрос пока остается открытым.

Еще более сложно говорить об эффективности измене­ния социальной ситуации развития ребенка в случае непра­вильного воспитания при внешнем благополучии семьи. Как правило, такие семьи наглухо закрыты для какого-либо воз­действия и обращаются за помощью только тогда, когда социальная деадаптация ребенка становится очевидной уже

1 Чаще всего эти учреждения разделены территориально не просто в масштабе города, а в районе, области, т. е. ребенок покидает привыч­ное окружение навсегда.

и для родителей. В этом случае, не вмешиваясь в жизнь се­мьи, школьный психолог (или педагог) должен проводить работу, компенсирующую неблагоприятные воздействия семейного окружения. Так, например, если ребенок воспи­тывается в ситуации гипопротекции, с раннего возраста испытывая психическую депривацию и чувство незащищен­ности, педагогу следует проявить в нему больше внимания, заботы. Очень важно наладить с ребенком эмоционально насыщенные отношения, осуществлять не навязчивый, а доброжелательный контроль за успеваемостью, способство­вать расширению его кругозора и поиску сферы самоутвер­ждения в социально одобряемой деятельности. Критерием успешности деятельности учителя (или школьного психо­лога) будет то, что, вопреки неблагоприятной социальной ситуации развития, у ребенка не будет закрепляться педа­гогическая запущенность со свойственными ей проявлени­ями и последующей социальной дезадаптацией.

Если же речь идет о формировании собственно трудно­воспитуемое™, а изменять ситуацию развития ребенка в семье, детерминирующую возникновение негативных лич­ностных образований, путем воздействия на родителей не удается, целесообразно применять методику системы мно­гостороннего оценивания, разработанную Н.Ю. Максимо­вой (1989).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.19.247 (0.009 с.)