Факторы аддиктивного поведения в подростковом возрасте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы аддиктивного поведения в подростковом возрасте



Факторами возникновения у несовершеннолетних потреб­ности в употреблении психотропных веществ являются: не­благоприятная микросоциальная ситуация развития, откло­нения в функционировании высшей нервной деятельности, возрастные особенности. В том случае, когда неблагоприят­ное влияние указанных факторов, благодаря вмешательству взрослых, устраняется или компенсируется, злоупотребле­ние прекращается без традиционного лечения и примене­ния медикаментозных препаратов. И наоборот, никакие ле­карства, угрозы и наказания не помогут, если отсутствуют условия для удовлетворения жизненно важных социальных потребностей подростка, фрустрированных указанными выше факторами.

Трудности и низкая эффективность преодоления и про­филактики употребления психотропных средств несовершен­нолетними состоят прежде всего в том, что ответственные за это взрослые ошибочно полагают, что это проблема нар-

кологии. На самом деле, в силу возрастных особенностей формирующейся личности, причины всех проявлений от­клоняющегося поведения у подростков едины. Правонару­шения, алкоголизм, наркомания и токсикомания, аффек­тивные и невротические расстройства — все это звенья од­ной цепи.

Детские психиатры считают, что у подростков практи­чески невозможно разграничить ситуационные нарушения поведения и проявления начинающегося заболевания. Ти­пичная ситуация, когда подросток «отбился от рук», пере­стал выполнять требования родителей, учителей, стал пло­хо учиться, пропускать уроки, грубить, проводить все вре­мя с компанией себе подобных, распивать спиртные напитки или экспериментировать с другими психотропными веще­ствами, может быть следствием влияния одного из следую­щих факторов (или их сочетания). Во-первых, это может быть реакцией здорового подростка на сложную ситуацию в се­мье или школе. Во-вторых, проявлением чисто возрастной особенности — негативизма, как крайнего проявления ре­акции эмансипации или одной из форм поискового поведе­ния. Все это, чаще всего, с возрастом проходит само собой, по мере общей стабилизации поведения. В-третьих, это мо­жет быть проявлением психических расстройств или деком­пенсацией акцентуаций характера подростка.

Аддиктивное поведение подростков с трудом поддается однонаправленному анализу, поскольку социально-психо­логические и педагогические факторы здесь тесно перепле­тены с патологическими, касающимися психиатрии и нар­кологии. Поэтому нам представляется более продуктивным рассматривать употребление несовершеннолетними психо­тропных веществ не в рамках наркологических представле­ний, а с позиций междисциплинарного подхода, как одну из форм проявления специфически-подростковых или си­туационно-личностных поведенческих реакций.

Подтверждают сказанное и многие исследования, дока­завшие, что пьянство и наркомания несовершеннолетних — это прежде всего проявления нарушений поведения, кото­рые, в свою очередь, обусловлены социальной средой. Так, 75% подростков, поступающих на обследование в связи с употреблением психотропных веществ или на лечение от

наркомании, росли в неблагополучных семьях; до 90% пра­вонарушителей — тоже выходцы из неблагополучных семей; 76% пьющих подростков воспитывались в неблагополучных, а 50% — в неполных семьях (В.Т. Кондрашенко, 1988).

В плане возникновения и развития зависимости от пси­хоактивных веществ семья и ближайшее окружение подрос­тка играют иногда фатальную роль. В этом тоже проявляется качественное отличие подросткового алкоголизма или нар­комании от взрослого. Так, если взрослый человек сам мо­жет выбрать свое микросоциальное окружение, противосто­ять пагубному влиянию, наконец, может просто уйти, уехать, то для подростка такая свобода действий чаще всего невоз­можна. Попадая в пьянствующую компанию, подросток сле­дует в русле ее алкогольных обычаев, т. е. пьет так, чтобы «не отстать от других», а не в соответствии со своим само­чувствием, как это делает взрослый человек. Поскольку в таких компаниях обычно принято пить до «отключения», подросток, подражая уже сформировавшимся алкоголикам, употребляет большие дозы спиртного. Это приводит к тому, что контроль организма за количеством выпитого подавля­ется с самого начала. Иными словами, стадии опьянения с самого начала извращаются, что ведет по кратчайшему пути от злоупотребления к болезни, причем признаки алкого­лизма могут наблюдаться раньше, чем болезнь сформирует­ся окончательно.

Изучение особенностей злоупотребления несовершенно­летними алкоголем показывает, что алкоголизм у подрост­ков отличается от течения заболевания у взрослых. Употреб­ление апкоголя в раннем возрасте имеет гораздо более тя­желые последствия для развития психики. Тем не менее, до окончания подросткового возраста следует говорить не об алкоголизме, а об интоксикации организма, так называе­мой злокачественной алкоголизации.

Аналогичное влияние оказывает возраст на стадии и фор­мы употребления наркотиков и других психотропных веществ. Поэтому можно сделать вывод, что и физиология подрост­ка, и его психология, и социальный статус определяют иные, качественно отличные подходы к проблеме предупрежде­ния и преодоления употребления психотропных веществ не­совершеннолетними по сравнению со взрослыми.

РОЛЬ НЕПРАВИЛЬНОГО СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ВОЗНИКНОВЕНИИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

Уже отмечалась роль неблагоприятных условий социаль­ной микросреды в возникновении у человека влечения к психотропным веществам. Действительно, этот фактор во многом определяет, особенно у несовершеннолетних, ди­намику злоупотребления алкоголем или наркотиками. Од­нако понятие — неблагоприятная"иикросреда — в приме­нении к детям обычно трактуется слишком узко. Называя данный фактор, многие подразумевают при этом лишь не­благополучные или неполные семьи, где родители (или один из них) пьют, ведут аморальный образ жизни, а также конфликтные семьи, где ребенок постоянно видит ссоры, скандалы, а то и драки. Безусловно, все эти признаки вхо­дят в понятие неблагоприятных условий воспитания, одна­ко не являются исчерпывающими. Они отражают поверхно­стный взгляд на явление, улавливающий лишь очевидное, не вскрывают внутренней психологической сути происхо­дящего.

Для формирования личности ребенка важны не столько факты, события, происходящие в семье, сколько их значе­ние для него. Рассмотрим типы неправильного семейного воспитания и их роль в формировании личности, в первую очередь личности ущербной, прибегающей к химическим способам изменения своего психического состояния.

Конечно, в каждой семье есть свои нюансы, сложности и проблемы. Попытка все это схематизировать и дать точную классификацию типов воспитания детей, куда бы «вписа­лась» любая конкретная семья, вряд ли осуществима. Лю­бой конкретный случай всегда индивидуален, как и каж­дый человек с его субъективностью и неповторимостью. Однако можно определить основные параметры воспитатель­ных воздействий, различные сочетания которых составляют типы семейного воспитания.

Учитывая, что проблема воспитания детей в семье не является темой этого учебного пособия, здесь будут рас­смотрены лишь два, на наш взгляд, основных параметра семейного воспитания. Это, во-первых, внимание к детям:

степень контроля за ними, руководство их поведением; и во-вторых, эмоциональное отношение к ребенку: степень душевного контакта с сыном или дочерью, нежность, лас­ковость в обращении с ним.

Гиперпротекция

Повышенная опека ребенка, лишение его самостоятель­ности, чрезмерный контроль за поведением — все это ха­рактеризует воспитание по типу гиперпротекции. Когда ро­дители, боясь «дурного влияния», сами выбирают друзей сыну или дочери, организуют досуг своего ребенка, насильно навязывают свои взгляды, вкусы, интересы, нормы поведе­ния — это доминирующая гиперпротекция. Часто такой тип воспитания встречается в авторитарных семьях, где детей приучают безоговорочно подчиняться родителям или одно­му из взрослых членов семьи, волю которого исполняют все остальные. Эмоциональные отношения здесь обычно сдер­жанные. У детей нет глубокого душевного контакта с отцом и матерью, поскольку постоянная строгость родителей, их контроль и подавление инициативы ребенка мешают есте­ственному развитию детской привязанности и формируют только уважение и страх.

Воспитание по типу доминирующей гиперпротекции у повзрослевшего ребенка вызывает либо гипертрофирован­ную реакцию эмансипации, и подросток вообще выходит из-под контроля родителей, становится неуправляемым (пер­вый вариант), либо формирует конформный (приспособ­ленческий, пассивный) тип личности. Во втором варианте ребенок вырастает безвольным, во всем зависит от влияния окружающей микросреды или от лидера, более активного, чем он сам. У него не развивается чувство ответственности за свои действия, самостоятельность в принятии решений, нет цели в жизни. Он часто оказывается беспомощным в новой ситуации, неприспособленным, склонным к невро­тическим или непродуктивным реакциям.

Асоциальные группы привлекают таких подростков чаще всего тем, что они чувствуют психологическую защищен­ность, отсутствие «давления» со стороны родителей. Они легко идентифицируют себя с другими подростками и охот­но подчиняются лидеру, как раньше подчинялись отцу или

матери. Обычно такие метаморфозы происходят во время длительного срока пребывания вне дома, например, учеба в другом городе, в техникуме, училище; переезд из села в город; поступление на работу и т. п. Оставшись без «поводы­ря», они готовы следовать за первым попавшимся челове­ком, который захочет «вести» их за собой. Например, если такой подросток, поступив работать на завод, попадет в бригаду, где по любому поводу принято употреблять спир­тное, то он, не задумываясь, перенимает эту традицию, заставляет себя пить, выполняя требования традиций, под­ражая старшим членам бригады и безоговорочно подчиня­ясь им.

К доминирующей гиперпротекции относится и воспита­ние в условиях высокой моральной ответственности. Здесь повышенное внимание к ребенку сочетается с ожиданием от него успехов гораздо больших, чем он может достичь. Эмоциональные отношения более теплые, и ребенок изо всех сил искренне старается оправдать надежды родителей. В этом случае неудачи переживаются очень остро, вплоть до нервных срывов или формирования комплекса неполноцен­ности. В результате такого стиля воспитания возникает страх перед ситуацией напряженности, испытанием, что в даль­нейшем часто становится толчком к употреблению психо­тропных веществ.

Повышенное внимание к ребенку в сочетании с тесным эмоциональным контактом, полным приятием всех пове­денческих проявлений означает воспитание по типу потвор­ствующей гиперпротекции. В этом случае родители стремят­ся выполнить любую его прихоть, оградить от трудностей, неприятностей, огорчений. В такой семье ребенок всегда находится в центре внимания, он — объект обожания, «ку­мир семьи». «Слепая» любовь побуждает родителей преуве­личивать его способности, не замечать отрицательные каче­ства, создавать вокруг ребенка атмосферу восхищения и похвалы. В результате, у детей формируется эгоцентризм, завышенная самооценка, непереносимость трудностей и пре­пятствий на пути к удовлетворению желаний. Такие подро­стки считают себя стоящими вне критики, осуждений и за­мечаний. Свои неудачи они объясняют несправедливостью окружающих либо случайными обстоятельствами. Эту пози-

цию формирует и подкрепляет поведение родителей, кото­рые всегда активно отстаивают интересы своего сына или дочери, не желают слушать об их недостатках и обличают всех, кто «не понимает» их ребенка или «виновен» в его неудачах.

Естественно, что личность, сформированная в условиях воспитания по типу потворствующей гиперпротекции, очень часто испытывает отрицательные переживания при первых же столкновениях с реальностью. Лишение привычной ат­мосферы восхищения и незатрудненного удовлетворения желаний вызывает у подростка социальную дезадаптацию, поскольку воспринимается им как кризисная ситуация. Не­умение преодолевать трудности, отсутствие опыта пережи­вания отрицательных эмоций побуждают его к употребле­нию психотропных веществ, поскольку они дают возмож­ность быстро без всяких усилий (волевых, интеллектуальных, духовных) изменить свое психическое состояние.

Следует отметить, что подростки, воспитывающиеся в условиях потворствующей гиперпротекции, крайне редко попадают в поле зрения нарколога не потому, что среди них реже встречаются случаи употребления психотропных веществ. Просто родители всеми силами стараются скрыть факты употребления алкоголя или наркотиков. Сначала они пытаются оправдать своего ребенка, как бы «не замечая» того, что происходит, или объясняя такое поведение под­ростка его тонким душевным складом, необходимостью сти­мулирования творческих способностей. Затем подростка на­чинают лечить частным образом, чтобы избежать постанов­ки на наркологический учет. И только когда подросток совершает преступление или все средства самостоятельного лечения исчерпаны, он поступает в наркодиспансер, чаще всего уже в очень запущенном состоянии.

Гипопротекция

Воспитание по типу гипопротекции, напротив, означает пониженное внимание к ребенку. В этом случае родители крайне мало интересуются делами, успехами, переживани­ями подростка. Формально запреты и правила в семье суще­ствуют, требования к ребенку предъявляются, но родители не контролируют их выполнение, забывая, что они вчера

требовали от сына или дочери. Ситуация бесконтрольности, а то и безнадзорности ребенка обусловлена либо равноду­шием родителей, либо их чрезмерной занятостью, сосредо­точенностью на других жизненных проблемах. Недаром у подростков, ставших алкоголиками, родители либо нигде не работали и вели паразитический, асоциальный образ жизни, либо, наоборот, были очень добросовестными, от­ветственными административными или научными работни­ками.

Если гипопротекция сочетается с хорошим эмоциональ­ным контактом, т. е. родители любят ребенка, хотя и не за­нимаются его воспитанием, то такой ребенок растет в ситу­ации вседозволенности, у него не вырабатывается привыч­ка к организованности, планированию своего поведения. Преобладают импульсы, отсутствует представление о том, что «хочу» должно быть на втором месте после «надо». У таких детей к подростковому возрасту, по сути, не развива­ется саморегуляция, и их поведение аналогично поведению акцентуантов по неустойчивому типу.

К серьезным негативным последствиям ведет воспита­ние в условиях гипопротекции в сочетании с эмоциональ­ной холодностью родителей, отсутствием душевного кон­такта. В этом случае ребенок постоянно ощущает свою не­нужность, обделенность лаской и любовью. Он тяжело переживает равнодушное отношение, пренебрежение со сто­роны отца и матери, и эти переживания способствуют фор­мированию у него комплекса неполноценности. Дети, ли­шенные любви и внимания родителей, вырастают озлоб­ленными, агрессивными. Они привыкают рассчитывать только на самих себя, во всех видят врагов, а своей цели добиваются силой или обманом.

Наиболее часто сочетание гипопротекции с эмоциональ­ной холодностью (вплоть до эмоционального отвержения) встречается в социально неблагополучных семьях. Там, где родители злоупотребляют алкоголем, ведут аморальный об­раз жизни, дети обычно заброшены, предоставлены самим себе, лишены элементарного ухода и заботы. Здесь часто применяют к детям физические наказания, побои и истяза­ния за малейшие проступки или просто так, чтобы «сорвать зло». Тяжелая домашняя обстановка побуждает подростка

Е

искать утешения в компании таких же обездоленных сверст­ников. Усвоенные от родителей представления о жизни и ее ценностях (асоциальное поведение, злоупотребление спирт­ными напитками, принципы типа «у кого сила, тот и прав» и др.) они переносят в эту уличную группу, образуя свою криминогенную среду.

Очевидно, что воспитание по типу гипопротекции, по сути, оставляет ребенка «один на один» с жизненными труд­ностями. Лишенный руководства взрослого, его защиты и поддержки, он испытывает отрицательные эмоциональные состояния гораздо чаще, чем может выдержать еще не сфор­мировавшаяся личность. Поэтому вместе умения преодоле­вать трудности, искать выход из фрустрирующей ситуации подросток ищет способ снять напряжение, изменить свое психическое состояние. В этом случае психотропные веще­ства выступают для него универсальным средством для ре­шения всех его жизненных проблем.

Помимо рассмотренных выше основных типов неправиль­ного воспитания, существует еще множество подтипов, где переплетаются различные элементы, входящие в основные. Собственно, в чистом виде указанные типы воспитания встречаются в реальной жизни гораздо реже, чем их сочета­ния. Это обусловлено прежде всего тем, что в настоящее время семья не представляет такого единства, как это было в прошлом веке. Зачастую сейчас члены семьи относятся к ребенку по-разному, создавая каждый свои условия воспи­тания. Например, отец может осуществлять воспитание сына по типу гипопротекции в сочетании с эмоциональной хо­лодностью, мать — по типу доминирующей гиперпротек­ции в сочетании с повышенной моральной ответственнос­тью, а бабушка, с которой внук проводит основную часть своего времени, — по типу потворствующей гиперпротек­ции. Что вырастет из такого ребенка? Трудно сказать. Но можно с уверенностью заявить, что условия для формиро­вания его личности крайне неблагоприятные.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 503; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.63 (0.018 с.)