ТОП 10:

НАЧАЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ



Диагностика психических заболеваний не входит в ком­петенцию психолога, но знакомство с ними необходимо с целью определения сферы своего влияния и своевременно­го направления подростка к врачу. В подростковом возрасте психические заболевания (шизофрения, маниакально-деп-

рессивный психоз, периодические психозы и т. д.) встре­чаются относительно чаще, чем у детей, но их проявления в поведении не всегда похожи на те, которые характерны для взрослых. При внимательном отношении к подростку со стороны родителей, педагогов, психологов возможно свое­временное выявление и успешное лечение психических за­болеваний. Их признаки проявляются в поведении подрост­ков и результатах творчества — рисунках, письменных ра­ботах и т. д. Одно из возможных проявлений шизофрении — возникновение идей отношения.

Идеи отношения — переживание, при котором любые действия окружающих, телепередачи и т. д. воспринимают­ся как имеющие прямое отношение к больному, как сооб­щения специально для него. Подростковый возраст является «угрожающим» в отношении начала шизофрении, в этот период она возникает в 5 раз чаще, чем в детстве. Мальчики заболевают в 1,5—2 раза чаще, чем девочки. Согласно послед­ним исследованиям, при шизофрении большую роль играет фактор наследственности. В некоторых случаях инфекции, интоксикации, психические травмы могут провоцировать начало шизофрении, но в 28% случаев приступ начинается без видимых причин. У детей и подростков с этим заболева­нием еще до начала активного процесса отмечаются нару­шения отношений в семье. Это либо слишком тесная зави­симость ребенка и матери друг от друга, либо доминирую­щая гиперпроекция со стороны матери. В других случаях это, напротив, эмоциональная холодность со стороны ро­дителей, противоречивость вербальных и невербальных со­общений. Следует также учитывать, что эти нарушения вос­питания могут быть связаны с шизоидной акцентуацией у матери.

Проявления шизофрении у подростков весьма разнооб­разны, общими для них являются эмоционально-волевые расстройства и нарушения процесса мышления. Следует об­ращать внимание на внезапные изменения характера и по­ведения подростка: утрату интереса к учебе и общению со сверстниками, эмоциональную холодность и агрессивность по отношению к близким. При остром приступе шизофре­нии появляются галлюцинации, активные бредовые выска­зывания, что обусловливает необходимость госпитализации

в психиатрическое отделение. При неврозоподобном и пси-хопатоподобном течении заболевания подросток может в начале попасть в поле зрения школьного психолога, кон­сультативной службы, милиции, так как продолжает более или менее успешно учиться в обычной школе. При неврозо-подобной форме шизофрении отмечаются такие состояния, как навязчивые мысли о самоубийстве, идеи отношения (уве­ренность в том, что все окружающие обращают внимание на подростка), дисморфоманические жалобы. Часто встре­чаются своеобразные сверхценные увлечения: чтение фило­софской литературы, коллекционирование, составление схем и карт и т. п. Эти увлечения непродуктивны, подросток не может пересказать содержание прочитанных книг, система­тизировать коллекцию, нарисовать карту реальной местнос­ти. В отличие от подростков с шизоидной психопатией, боль­ные не находят себе товарищей по этим увлечениям. Они постепенно утрачивают интерес ко всем остальным видам деятельности, общение с родителями становится формаль­ным или агрессивным. При астено-невротическом синдроме жалобы на состояние здоровья у больных шизофренией свя­заны с необычными ощущениями в теле («сердце скрипит», «кишечник напрягается»). Эти ощущения обычно сосредо­точены в сердце либо половых органах. При усилении рас­стройств мышления возникает и бредовое объяснение этих ощущений («Я болен СПИДом», «Меня отравили» и т. д.). От подростков с, астено-невротической акцентуацией этих больных отличает отсутствие истощаемости, эмоциональ­ная холодность.

При психопатоподобной форме шизофрении может от­мечаться синдром неустойчивого поведения: подростки ухо­дят из дома, могут в течение нескольких часов или суток бродить по городу. В это время они обычно не примыкают к асоциальным компаниям и не могут объяснить, чем имен­но занимались во время бродяжничества. В некоторых случа­ях подростки с шизофренией могут совершать правонару­шения: кражи, сексуальные действия. Эти правонарушения совершаются, в основном, в одиночестве и имеют нелепое объяснение: «Захотел проверить работу милиции». У подро­стков может отмечаться немотивированное агрессивное или аутоагрессивное поведение. Во всех случаях вероятного на-

чала шизофрении обязательна срочная консультация пси­хиатра. При патопсихологическом обследовании подростков, больных шизофренией, отмечаются трудности в установле­нии контакта. Часто отношение к исследованию безразлич­но при избирательном интересе к отдельным заданиям. От­мечаются явления пресыщаемое™, недостаточности целе­направленности деятельности. Работоспособность обычно не нарушена. Бывает недостаточность произвольной концент­рации внимания. Механическое запоминание либо успеш­но, либо по типу «высокого плато»: 7, 8, 7, 9, 8, за счет недостаточной произвольности запоминания. В методике «Пиктограммы» отмечается уменьшение размера рисунка, часто изображения символические, фрагментарные, отра­жают расстройства ассоциативного процесса («развитие» — это канат, так как он из свитых веревок). «Исключения» и «обобщения» производятся по слабым признакам («пчела, гвоздь и вертолет похожи — у них есть заостренные детали, а у вентилятора — нет»). Определения понятий эмоциональ­но не насыщены, наряду с основными признаками встре­чаются второстепенные и слабые («мать — это человек, ко­торый заботится ... приходит с работы, носит фартук»). При выполнении методики «Классификация» отмечается раз-ноуровневость суждений (выделяются группы: «животные» и «женщина + платье + швабра — это уборщица убирает»). В тяжелых случаях, при выраженных проявлениях искаже­ний мышления, у больных отмечаются ассоциации по со­звучию («справедливость — это то, что справа, направо от меня»).

При описании картин ТАТ нарушено восприятие эмо­ций персонажей, их межличностных отношений. Описания либо формально-лаконичны («Человек сидит. Не знаю, что делает»), либо отражают бредовые переживания больного. Самооценка противоречива, испытуемый описывает не од­ного, а двух-трех различных людей. По результатам обследо­вания по ПДО иногда можно обнаружить личность подрост­ка, какой она была до заболевания, но чаще результаты являются противоречивыми и недостоверными.

Вышеперечисленные особенности психических процес­сов не обязательно встречаются одновременно у всех под­ростков, больных шизофренией, но наличие даже 3—4 из

них (при жалобах на изменение характера и поведения под­ростка) может служить основанием для консультации с пси­хиатром. Больные шизофренией нуждаются в медикамен­тозном лечении и очень осторожной психотерапии, прово­димой в условиях стационара.

После лечения подростки продолжают обучаться по обыч­ной программе либо в школе, либо в режиме домашнего обучения, в зависимости от степени выраженности нару­шений поведения. Если больной шизофренией продолжает находиться под наблюдением школьного психолога и рай­онного психиатра, необходимо его повторное обследование при признаках ухудшения состояния либо (при стабильном состоянии) 1 раз в 3 мес. Если отмечается ухудшение состо­яния (появление новых симптомов, усиление расстройств мышления, нарастание апатии), необходимо сообщить об этом родителям и лечащему врачу. Любые психокоррекци-онные мероприятия являются малоэффективными, а иног­да и опасными. Работа с этой категорией больных требует высокой квалификации психотерапевта. Основным направ­лением усилий психолога в этих ситуациях может быть ра­бота с родителями, нормализация семейных отношений, формирование спокойного и внимательного отношения к больному.

Маниакально-депрессивный психоз (МДП) у подрост­ков является относительно редким заболеванием. Он харак­теризуется сменой маниакальной и депрессивной фазы. В ма­ниакальной фазе подросток возбужден, многоречив, отме­чается двигательная и сексуальная расторможенность. Настроение может быть либо веселым, либо злобным, раз­дражительным. В этот период встречаются немотивирован­ные нарушения поведения: подросток прогуливает уроки, дерется, начинает употреблять алкоголь и т. д. Следует отме­тить, что при циклоидной акцентуации или психопатии та­кие фазы отмечались с детского возраста, но переход между фазами был постепенный, в течение недель. При МДП у подростков переход от маниакальной фазы к депрессии со­вершается за 1—2 дня, иногда даже за несколько часов. В депрессивной фазе подросток почти не общается с окружа­ющими, часто отказывается от пищи. Выражены идеи само-

обвинения, мысли о самоубийстве, иногда к этому присое­диняются жалобы на состояние своего здоровья, на тяже­лые, смертельные заболевания. Лечение МДП должно про­водиться в психиатрическом стационаре.

При патопсихологическом обследовании подростков с МДП на первый план выступают изменения скорости пси­хических процессов; ускорение темпа мышления, сенсомо-торики в маниакальной фазе и резкое замедление — в деп­рессивной. Возможны нарушения со стороны внимания и памяти. Искажений мышления не отмечается. Самооценка резко завышена в маниакальной фазе и занижена в депрес­сивной. Необходимо обследование по проективным методи­кам перед выпиской из стационара с целью обнаружения скрытой депрессии.

После выписки подростки могут успешно заниматься в обычной школе, но они и их родители должны быть предуп­реждены о необходимости регулярного приема лекарств и первых признаках депрессивных и маниакальных состояний.

В период интенсивного полового созревания у подрост­ков, которые в детстве перенесли черепно-мозговые трав­мы или тяжелые инфекции (см. гл. 6), может возникать пе­риодический органический психоз. Он характеризуется ост­рыми приступами с нарушениями сознания, двигательным возбуждением, яркими зрительными и слуховыми галлю­цинациями, сопровождается соматическими нарушения­ми — повышением температуры, изменениями аппетита. Такие больные на высоте состояния не контактны и нуж­даются в неотложной госпитализации в психиатрический стационар.

Приступ развивается внезапно — в течение нескольких часов, иногда за минуты, длится 1-2 недели и заканчивает-- ся полным выздоровлением, но при повторном воздействии стрессовых факторов: переутомлении, перегреве, заболева­ниях с высокой температурой — приступы могут повторять­ся. При патопсихологическом обследовании у этих детей от­мечаются выраженная истощаемость психических процес­сов, легкие нарушения памяти и внимания. Интеллект либо в норме, либо на уровне пограничной умственной отстало­сти (в зависимости от тяжести органического поражения

ЦНС). Искажений мышления не отмечается. Эмоции лабиль­ны. Самооценка в целом адекватная. При обследовании по ПДО отмечается астено-невротический, лабильный и неус­тойчивый тип акцентуации с высоким «В»-индексом1. Пос­ле приступа подросток может продолжать учебу в той шко­ле, где он занимался и раньше. Обычно к концу полового созревания это заболевание прекращается.

К органическим поражениям ЦНС, проявляющимся, как правило, в подростковом возрасте, относятся и такие расстройства, как диэнцефальный синдром и ревматическая хорея.

Диэнцефальный синдром связан с органическим пора­жением глубинных подкорковых структур (системы гипо­физа — гипоталамуса). В подростковом возрасте он проявля­ется в виде нарушений со стороны эндокринной системы (ожирения, замедления или ускорения темпа полового со­зревания и т. д.), церебрастении и периодических присту­пах нарушенного самоощущения. Это могут быть приступы жара, озноба, болей в сердце, сильного головокружения и т. д. Они сопровождаются сильным страхом смерти, иногда изменением чувства времени. Лечение этого состояния вхо­дит в компетенцию невропатолога.

Ревматическая хорея возникает при поражении головно­го мозга в результате ревматического процесса и проявляет­ся в гиперкинезах (насильственных, неконтролируемых со­знательно движениях). У таких подростков изменяется по­черк— становится крупным, неравномерным, буквы не умещаются в строке. Они часто гримасничают, роняют раз­личные предметы, могут выкрикивать отдельные звуки. Это создает впечатление недисциплинированности ученика или его сознательного стремления сорвать урок. При патопсихо­логическом и нейропсихологическом исследований^втмеча-ются истощаемость (обычно по гиперстеническому типу), нарушения моторики. Лечение этого заболевания должно проводиться ревматологом и невропатологом. После лече­ния дети могут продолжать успешно заниматься в обычной школе.

1 «В»-индекс — показатель наличия минимальной мозговой дис­функции; встречается у подростков с органическим поражением ЦНС при обследовании по ПДО.

НАРУШЕНИЯ ВЛЕЧЕНИЙ

В подростковом возрасте происходит развитие ценност-но-мотивационной сферы личности. Быстрый темп полово­го созревания приводит к интенсивному половому влече­нию, которое в силу социальных условий не может быть реализованным. В этом же возрасте у многих подростков про­исходит первое знакомство с алкоголем и наркотическими веществами. Отмечаются также влечения к бродяжничеству, поджогам и другие виды нарушений влечений. В качестве изолированного расстройства эти состояния встречаются редко, чаще как симптомы других заболеваний. Эти нару­шения встречаются при различных психопатиях, неврозе, шизофрении; в качестве кратковременных эпизодов могут наблюдаться и при акцентуациях характера. Нарушение вле­чений имеет сложную психологическую и физиологическую структуру. Общим для всех типов патологии влечений явля­ется то, что они имеют глубинную бессознательную приро­ду. В сознании возникает устойчивое, иногда непреодоли­мое стремление к совершению определенных действий. После их совершения подросток испытывает смешанное чувство — удовлетворения и угрызения совести, если действие имеет аморальный или противоправный характер. С психоанали-ческой точки зрения, эти нарушенные влечения являются способом реализации полового влечения. При бихевиорист­ском (поведенческом) подходе обращается внимание на возникновение случайной условно-рефлекторной связи меж­ду определенным действием и положительной эмоцией и закреплением этой связи. В концепциях дизонтогенеза нару­шения связываются с неравномерным развитием сферы вле­чений и тормозных механизмов. С нашей точки зрения, ве­роятно совпадение неравномерного развития сферы влече­ний и внешних стимулов, закрепляющих именно это, а не иное нарушение.

Рассмотрим подробнее некоторые виды нарушений вле­чений.

Побеги и бродяжничество часто встречаются в подрост­ковом возрасте. Они могут быть ситуационно обусловлен­ными и связанными с патологическим влечением к бро-

Зак. 367 225

дяжничеству. Ситуационно обусловленные побеги делятся на импульсивные, эмансипационные и демонстративные.

Импульсивные побеги возникают как ответ на стрессовую, угрожающую ситуацию. Если подросток опасается наказа­ния за какой-то проступок, он стремится его избежать. В этих случаях побеги обычно совершаются в одиночку, ребе­нок остается в границах города, ночуя на чердаках и в под­валах. В дальнейшем этот поведенческий стереотип может закрепиться и повторяться при любых трудностях. При ис­следовании личности таких подростков отмечается неустой­чивый и лабильный тип акцентуации характера. Условия воспитания обычно являются чрезмерно строгими, по типу доминирующей гиперпротекции.

Эмансипационные побеги являются результатом гипертро­фированного стремления к самостоятельности, к разнооб­разию, риску и приключениям. Подросток хочет избавиться от наскучившего образа жизни, опеки и наставлений взрос­лых. Побеги чаще совершаются в компании двух-трех при­ятелей. При этом возможны путешествия на большие рас­стояния либо за черту города — когда подростки живут у реки или в лесу в шалаше. Часто побегу предшествуют дру­гие нарушения поведения — школьные прогулы, выпив­ки, дружба с асоциальными подростками. При патопсихо­логическом обследовании у этих детей отмечается гипер-тимный, гипертимно-неустойчивый, циклоидный тип акцентуации.

Демонстративные побеги. Совершаются с целью заполу-чения или возврата внимания со стороны матери или объек­та влюбленности, либо с целью занять привилегированное положение в среде сверстников. Побеги совершаются не­далеко и не надолго, в те места, где подростка наверняка будут искать. Этот тип побегов часто закрепляется в виде устойчивого поведенческого стереотипа. При патопсихоло­гическом обследовании у этих подростков отмечается исте-роидный, истеро-лабильный тип акцентуации.

Побеги как нарушение влечений возникают без всяких ви­димых причин, при нормальных семейных взаимоотноше­ниях. Первые уходы из дома могут отмечаться еще в до­школьном возрасте, но наибольшей интенсивности дости­гают у подростков. Они внезапно уходят из дома, могут

путешествовать по всей стране. Подростки перед началом побега испытывают беспокойство, непреодолимое стремле­ние уйти. До некоторого предела подросток может противо­стоять этой потребности, но затем все равно совершает по­бег. После побега подростки часто самостоятельно возвра­щаются домой, обещают «больше так не делать», но затем все повторяется.

При патопсихологическом обследовании у них отмечает­ся шизоидная или неустойчивая психопатия, иногда эпи-лептоидная. Часты симптомы органического поражения ЦНС. При обнаружении выраженной инертности психических процессов, эпилептоидных изменений личности обязатель­на консультация психиатра — не исключено, что побеги связаны с измененными состояниями сознания.

Стремление к поджогам (в зависимости от интенсивнос­ти проявлений и психологического содержания) может встречаться как при акцентуациях, так и при более тяжелых заболеваниях. Поджоги могут быть элементом делинквент-ного поведения — стремлением отомстить, напугать, раз­влечься. Они совершаются делинквентными подростками с неустойчивой и гипертимной акцентуацией, нередко в со­стоянии алкогольного опьянения. Стремление к поджогам как нарушение влечений удовлетворяет потребность подро­стка в разрядке психического напряжения, получении удо­вольствия. Иногда это достигается от созерцания любого огня, иногда отличается избирательностью (например, под­жигаются только сиденья в электричках). Совершаются дей­ствия в одиночку, в некоторых случаях им предшествует на­растание психического напряжения, раздражительность. При патопсихологическом обследовании у этих подростков от­мечаются выраженные черты эпилептоидного или шизоид­ного типа с высоким риском психопатии, иногда — иска­жения процесса мышления. При обнаружении патологичес­кого влечения к поджогам необходима консультация психиатра с целью соответствующего лечения.

Патологическое влечение к кражам (клептомания) ред­ко встречается у подростков, чаще кражи являются элемен­том делинквентного поведения.

Алкоголизм как сформировавшееся заболевание у подро­стков встречается редко. Основной проблемой является ран-

8* 227

нее употребление алкоголя. Многие подростки с делинквент-ным поведением употребляют алкоголь с целью опьянения, но алкоголизм формируется не у всех. Избирательная чув­ствительность к алкоголю связана с генетическими и об­менными факторами, а также определенными типами лично­сти. Наиболее часто алкоголизм возникает у неустойчивых и эпилептоидных подростков. Неустойчивые подростки начи­нают выпивать в делинквентных компаниях, где выпивка служит постоянным развлечением. Постепенно алкоголь ста­новится привычным атрибутом веселья, отдыха. Формиру­ется психическая, а значительно позднее и физическая за­висимость. Выпивки становятся регулярными, подросток забрасывает учебу, труд, совершает правонарушения с це­лью «достать на бутылку».

При патопсихологическом обследовании у таких подрос­тков отмечается сочетание признаков органического пора­жения ЦНС (нарушение объема внимания, координации движений, механической памяти) и неустойчивой или не-устойчиво-гипертимной акцентуации. Самооценка обычно завышена. Подросток не придает значения своим выпивкам, не воспринимает их как болезнь.

При выраженной эпилептоидной психопатии первые употребления алкоголя переносятся тяжело. Они сопровож­даются приступами злобы, головной болью, нарушениями памяти (подросток не помнит отдельных эпизодов своего поведения в период опьянения). Несмотря на это может воз­никнуть тяга к спиртному, потребность напиться «до от­ключения». Подросток вскоре начинает употреблять креп­кие спиртные напитки в больших дозах. Часто отмечаются выпивки в одиночку, употребление дешевых суррогатов.

При патопсихологическом обследовании у этих подрост­ков наблюдаются инертность психических процессов, нару­шения переключаемое™ внимания. Выражено наличие пе­риодов злобно-тоскливого настроения, сужение круга ин­тересов. Самооценка затруднена.

Рекомендуемые мероприятия зависят от особенностей алкоголизации: в случае однократного употребления алко­голя достаточно рационально-разъяснительной беседы; если выпивки входят в структуру делинквентного поведения, не­обходим надзор и контроль со стороны родителей, мили-

ции, школьного психолога; при формировании алкоголь­ной зависимости обязательна консультация нарколога или психиатра.

Употребление наркотических веществ часто начинается в подростковом возрасте. Так, согласно социологическим опросам, среди школьников пробовали наркотики 5,5%, учащихся ПТУ— 10,2, учащихся техникумов— 13,5%.

Микросоциальные условия (пребывание в делинквентной среде, проживание в районах с распространенным нарко­потреблением) и акцентуация характера подростка играют большую роль среди факторов употребления наркотических веществ. Возникновение наркозависимости в значительной степени зависит от биохимических факторов — «готовнос­ти» организма к приему и включению в обмен веществ имен­но этого наркотика. Нами выявлен также феномен психоло­гической готовности к употреблению психотропных веществ (этот вопрос был рассмотрен в гл. 6.) Исследованиям зави­симости частоты и типа наркопотребления от акцентуации характера посвящены работы B.C. Битенского, А.Е. Личко, Б.Г. Херсонского и др.

Гипертимные подростки часто употребляют «за компа­нию» различные вещества, принятые в их микросреде. Наи­более употребляемыми являются ингалянты (эфир, ацетон, клей) и гашиш. Галлюциногены, транквилизаторы и опиа­ты являются малопривлекательными. Наркозависимость фор­мируется относительно поздно.

Циклоидные подростки в гипертимной фазе ведут себя так же, как гипертимные, в депрессивной фазе они могут употреблять и транквилизаторы, но не регулярно, а в зави­симости от длительности спадов настроения.

Лабильный тип акцентуации редко вызывает стремление к наркопотреблению, но в компании возможен прием ин-галянтов.

Сенситивный и психастенический тип акцентуации, тто мнению А.Е. Личко, отличается устойчивостью к наркопот­реблению, но, по нашим данным, для подростков этого типа являются привлекательными некоторые наркотики — производные эфедрина, стимуляторы.

Шизоидные подростки наиболее склонны к употреблению гашиша; злоупотребление этим препаратом может прово-

I

цировать галлюцинации, заострение шизоидных черт лич­ности.

Эпилептоиды предпочитают алкоголь в больших дозах, однако также встречается среди них употребление гашиша и опиатов. Стимуляторы чаще отвергаются, так как усили­вают эмоциональную взрывчатость. У эпилептоидов быстро формируется алкогольная и наркотическая зависимость.

Истероидные подростки испытывают особую склонность к стимуляторам, иногда к гашишу. Меньшая склонность обнаруживается к ингалянтам и транквилизаторам. У исте-роидов часто отмечается преувеличенность рассказов о сво­ем наркотическом опыте, дозировках.

Неустойчивые подростки обычно предпочитают те веще­ства, которые наиболее распространены и которые легче достать в данном районе. Физическая зависимость формиру­ется постепенно.

При патопсихологическом обследовании подростков, упот­ребляющих наркотики, обнаруживаются черты личности и особенности психических процессов, бывшие до начала нар­копотребления и достаточно индивидуальные. Однако в за­висимости от вида употребляемого вещества можно выявить и общие закономерности. У наркоманов, употребляющих опиаты, на первый план выступает выраженная истощае-мость психических процессов, недостаточность концентра­ции внимания. Память, мышление, интеллект не снижены. Отмечается низкий, неустойчивый уровень притязаний. Са­мооценка обычно достаточно дифференцирована. При об­следовании по проективным методикам отмечается высо­кий уровень тревожности, депрессии, вплоть до мыслей о самоубийстве.

У подростков, употребляющих гашиш, работоспособ­ность не нарушена. Память и внимание — в границах нор­мы, однако отмечаются нарушения мышления: ориентация на слабые признаки, разноуровневость суждений. Эмоции лабильны, эмоциональное восприятие и выражение не на­рушены. Уровень притязаний и самооценка несколько за­вышены.

Для подростков с зависимостью от токсических веществ (бензина, растворителей) характерны нарушения психичес­ких процессов по органическому типу: резкая недостаточ-

ность объема и концентрации внимания, нарушения памя­ти, снижение интеллекта.

Вышеуказанные особенности психических процессов проявляются при регулярном употреблении наркотиков и, тем более, при наркомании I—II стадии.

Следует помнить, что о любых случаях наркопотребле­ния (даже эпизодических) должно быть сообщено район­ному наркологу и в инспекцию по делам несовершеннолет­них. Задачей школьного психолога является своевременная психокоррекционная работа с «трудными» подростками с целью профилактики наркопотребления.

Рассмотрим отклонения в психическом развитии, каса­ющиеся сексуальной сферы.

Сексуальные перверзии это стойкие изменения полового влечения, касающиеся объекта его направленности (дети, животные, лица того же пола) или способа удовлетворения.

В подростковом возрасте может начинаться формирова­ние истинных сексуальных перверзии, но бывает и ситуа­ционно обусловленное поведение, напоминающее первер-зию, которое с возрастом бесследно проходит.

Онанизм (мастурбация) не относится к нарушениям по­лового влечения и является нормой для подросткового воз­раста. Необходимость консультации со специалистом (пси­хиатром, сексопатологом) возникает только в том случае, если подросток онанирует открыто, в присутствии других людей: дома при матери, в классе на уроке и т. п. Это чаще всего служит симптомом развивающегося психического за­болевания — шизофрении, периодического психоза.

Ранняя половая жизнь может рассматриваться как нару­шение только в том случае, если начинается до того, как наступила физиологическая половая зрелость (т. е. заверше­но развитие вторичных половых признаков). При раннем на­чале половой жизни следует провести патопсихологическое обследование подростка с целью выявления возможных бо­лезненных причин: маниакальной фазы МДП, последствий органического поражения ЦНС и т. д. Также желательно оп­ределиться с наличием (или отсутствием) негативных лич­ностных реакций на начало половой жизни: чувства вины, депрессии. У мальчиков раннее начало половой жизни чаще встречается при гипертимной, циклоидной, эпилептоидной

акцентуации, у девочек — с истероидной и гипертимной. У подростков с лабильно-сенситивной акцентуацией начало половой жизни может быть связано с необходимостью вос­полнить дефицит доброжелательного общения в семье.

Гомосексуализм возникает у подростков, живущих в за­крытых учебных заведениях, в отсутствие лиц противопо­ложного пола. С изменением ситуации у большинства под­ростков гомосексуализм прекращается. Следует отметить, что в последние годы жалоб на гомосексуальное поведение ста­ло больше. С одной стороны, это гомосексуальное (актив­ное) поведение у делинквентных подростков как стремле­ние «наказать», «опустить» провинившегося члена группи­ровки. Такие действия связаны не столько с удовлетворением полового влечения, сколько со стремлением соответство­вать нормам уголовной субкультуры.

С другой стороны, гомосексуальное поведение наблю­дается у подростков с недостаточно сформированной из­бирательностью полового влечения, возбуждение у кото­рых может наступать от случайных причин (мышечного на­пряжения, во время борьбы с товарищем), при просмотре порнографических фильмов или журналов. При этом под вли­янием средств массовой информации они могут восприни­мать себя как гомосексуалистов и даже транссексуалов. Та­кая особенность чаще встречается у подростков с истероид­ной и шизоидной акцентуацией.

Другие нарушения полового влечения редко встречают­ся в подростковом возрасте.

Если признаки указанных выше нарушений полового влечения встречаются неоднократно либо в интенсивной форме (подросток подглядывает в раздевалке, предлагает другим детям совместно онанировать и т. п.), необходима консультация подросткового психиатра либо сексопатолога. Эти состояния чаще всего связаны с наличием других забо­леваний — пограничной умственной отсталостью, органи­ческим поражением ЦНС, началом шизофрении, поэтому меры воспитательного характера и психокоррекция неэф­фективны'. При однократном, случайном совершении како­го-либо действия желательно просто проигнорировать этот эпизод, чтобы не способствовать закреплению неправиль­ной формы поведения.







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.131.208 (0.016 с.)