Методы интегральной оценки личности ребенка в контексте его социальной ситуации развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы интегральной оценки личности ребенка в контексте его социальной ситуации развития



В ходе патопсихологического обследования психолог пу­тем наблюдения составляет представление о личностных особенностях ребенка. В ходе беседы с испытуемым (а также с его родителями, и по возможности — учителями) откры­ваются новые стороны личности ребенка, выясняются раз­личные параметры его отношений с микросоциумом и ми­роощущение в целом. Относительно особенностей приме­нения метода беседы и наблюдения в работе с детьми уже

говорилось ранее, поэтому сейчас рассмотрим другие спе­циальные методы исследования личности ребенка.

Тест «Дом—дерево—человек», разработанный американ­ским психологом Дж. Бак, позволяет выявить следующие симптомокомплексы: чувство незащищенности, тревож­ность, неуверенность в себе, чувство неполноценности, враждебность к окружающим, наличие конфликтной (фру-стрирующей) ситуации в жизни ребенка, трудности в об­щении и установлении контактов, депрессивные тенденции. Этот тест относится к проективным, поскольку при нео­пределенности предъявляемого стимула (т. е. ребенок не до­гадывается о том, что по его рисунку можно делать выводы о его личности) испытуемый проецирует свое представле­ние о доме (дереве, человеке) и отношение к тому, что данный объект символизирует для него. Такие знакомые всем слова, как дом, дерево, человек, специфичны тем, что они являются не просто названиями объектов, но и несут эмо­циональную нагрузку. Поэтому эмоциональная реакция ре­бенка на предъявленное задание (непосредственно сразу же, во время рисования, а также в беседе после рисования) обычно отражает личностно значимое отношение к тому, что символично присутствует в рисунке.

Техника проведения теста очень проста. Ребенку предла­гают стандартный лист бумаги и простой карандаш (мяг­кость 2М). Предварительно лист для рисования складывают пополам. На первой странице в горизонтальном положении наверху печатными буквами пишут «ДОМ», на второй и третьей странице в вертикальной позиции сверху каждого листа пишут, соответственно, «ДЕРЕВО», «ЧЕЛОВЕК». Ре­бенку говорят следующее: «Нарисуй, пожалуйста, как мож­но лучше дом, дерево и человека». На все уточняющие воп­росы испытуемого следует отвечать, что он может рисовать так, как ему хочется. После окончания рисования с ребен­ком проводят беседу. Много информации даст также наблю­дение за ребенком в процессе рисования — отмечаются его мимика, спонтанные высказывания, жесты либо необыч­ные движения и т. п. Затем проводится качественно-количе­ственный анализ полученных показателей.

Тест «Несуществующее животное» тоже относится к про­ективным графическим методам. В основе его построения

лежит теория психомоторной связи, полагающей, что акту­альное состояние психики отражается в моторике рисующей доминантной руки, это фиксируется в виде графического следа движения, т. е. в рисунке. Когда реальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в соответствую­щей группе мышц «суммируется» напряжение энергии, не­обходимой для осуществления этого движения. Например, образы и представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры (чтобы убежать от опасности) и в мышцах рук (чтобы ударить или засло­ниться). Если ребенок часто испытывает агрессивное состо­яние, тревогу, страх, накопление энергии неосуществлен­ного движения проявляется в судорожном, высоком тонусе мышц рисующей руки. На рисунке это отражается в виде резко продавленной (жирной с нажимом) линии, которая видна даже на обратной стороне листа.

Помимо показателей психомоторной связи, толкование рисунка проводится и по отношению к пространству. Лист бумаги, на котором рисует испытуемый, символизирует со­бой модель пространства. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и времен­ным периодом (настоящим, прошлым и будущим), а также с тенденцией человека действовать или рассуждать. Поэто­му расположение рисунка на листе бумаги дает возможность определить жизненный стиль человека, ведущий тип его мироощущения. Например, если рисунок расположен в ниж­ней части листа и голова изображенного на нем существа повернута влево, то это говорит о нерешительности, отсут­ствии стремления к самоутверждению, нежелании активно действовать для реализации своих планов, тенденции к реф­лексии, размышлениям, низкой самооценке, неувереннос­ти в себе.

Важным информативным параметром выступает величи­на изображаемого существа, контуры его фигуры, особен­ности частей тела (особенно головы). Здесь для толкования используются теоретические нормы оперирования симво­лами. Например, если животное имеет когти, рога, клы­ки — это трактуется как проявление агрессии; перья, рес-нииы — тенденция к демонстративное™, самоукрашению или самооправданию. Определенным образом анализируют-

ся также имя, придуманное животному, и ответы относи­тельно образа его жизни.

Техника поведения такая же, как в предыдущей методи­ке. Только лист бумаги предлагают использовать целиком (а не сгибают пополам), дают его в руки испытуемому (чтобы он сам выбрал, в какой плоскости рисовать) и не делают на нем никаких надписей. Инструкция: «Придумай и нарисуй несуществующее животное или любое другое существо, ко­торого нет в природе. Это существо не должно быть персо­нажем из сказки или мультфильма, ты его должен приду­мать сам. Придумай также для него несуществующее имя». После окончания рисования ребенку задают вопросы:

1) Где живет это существо (какое у него жилище)?

2) Чем оно питается?

3) С кем оно живет (семьей, стадом, в одиночку)?

4) Как оно себя ведет при опасности, например, если
на него нападают?

5) Кто его враги?

6) Кто (из живущих на Земле) его друзья?

7) Что ему нужно для полного счастья?

Тест Люшера также относится к проективным методам. Суть его заключается в том, что выбор человеком того или иного цвета отражает функциональное состояние его пси­хики, ведущие потребности, притязания и опасения, а так­же устойчивые черты личности. В процессе тестирования испытуемый, предпочитая или отвергая предложенные тес­товые цвета, конструирует семь рядов 1. В них он проецирует структуру своих внутренних диспозиций на систему шкал, оценивающих психическое состояние, потребности и лич­ностные особенности. Психолог, в свою очередь, через эту систему шкал реконструирует структуру внутренних диспо­зиций испытуемого. В тесте выделяют структуру и функцию цвета. Структура — это объективное значение цвета. Функ­ция — его значение в зависимости от отношения к нему испытуемого, определяемого в зависимости от расположе­ния цвета в ряду. При интерпретации учитывается не только

1 Здесь речь идет о полном, развернутом тестировании. В качестве экспресс-методики применяют сокращенный вариант — восьмицве-товой набор. В этом случае испытуемый конструирует два цветовых ряда.

расположение цвета в ряду, но и его связь с другими (сосед­ними), передвижение цвета во втором цветовом ряду и т. д.

Несмотря на относительно сложную обработку, у этого теста есть несомненное преимущество в работе с детьми, поскольку он не имеет возрастных и интеллектуальных ог­раничений, не требует от ребенка вербализации своих пере­живаний, дает глубокую, свободную от сознательного кон­троля характеристику его личности и эмоционального со­стояния. При работе с тестом следует пользоваться стандартными наборами цветов и соответствующими прак­тическими руководствами (В.В. Джое, 1990; Л.Н. Собчик, 1990).

Метод Роршаха — проективный метод, позволяющий на основе толкования человеком случайных изображений, «пя­тен», исследовать личностные особенности испытуемого. Стимульный материал метода Роршаха состоит из 10 таб­лиц с изображением (цветных и одноцветных) пятен. Ре­бенку поочередно предъявляют каждую таблицу и спраши­вают: «Что бы это могло быть? На что это похоже?» Ника­кой дополнительной информации испытуемый не должен получать *.

Следует отметить, что метод Роршаха относится к наи­более сложным приемам исследования личности. Примене­ние его возможно только после серьезного обучения психо­лога, продолжительного практического опыта работы и со­лидных теоретических знаний в области психологии личности.

Тематический апперцептивный тест (ТАТ) — проективный метод, стимульный материал которого состоит из 29 картин и одной белой карты, которую предъявляют испытуемому для того, чтобы он вообразил на ней любую картину. Испы­туемый должен по каждой из картин составить небольшой связный рассказ. Психолог объясняет подростку, что иссле­дуется его способность к фантазированию или же склон­ность к литературному творчеству. Предполагается, что ис­пытуемый в придуманных им рассказах будет приписывать

1 Мы не приводим остальные требования к ситуации проведения эксперимента, поскольку лучше всего они представлены в соответ­ствующем руководстве (Л.Ф. Бурлачук, 1979, с. 32).

персонажам свои чувства, переживания и отношения, т. е. по сути, он будет говорить о себе. Опыт применения теста показывает, что он имеет широкие возможности для опре­деления личностных свойств испытуемого, состояния его эмоционально-волевой сферы, выявления значимости тех или иных жизненных обстоятельств для развития его лич­ности.

Для детей младшего возраста применяют тест CAT, ко­торый является вариантом ТАТ. Здесь вместо 29 картин ис­пользуются 10 рисунков неопределенного содержания, на которых изображены животные. Ребенку говорят: «Я покажу тебе картинки, по каждой из них надо придумать рассказ. Расскажи, что нарисовано на картинке, что было раньше с животными, которые здесь изображены, что будет с ними потом. Скажи, о чем думают животные, весело им или гру­стно».

Рассказы испытуемых записываются дословно, фикси­руется латентное время и время, затраченное на составле­ние рассказа. Необходимо также учитывать данные наблю­дения за мимикой, жестами, интонациями и другими эмо­циональными проявлениями ребенка. Интерпретация полученных данных проводится психологом, который про­шел курс обучения по работе с методикой (В.М. Блейхер, Л.Ф. Бурлачук, 1978; Л.Ф. Бурлачук, 1979; Е.Т. Соколова, 1985; и др.).

Метод каузометрии J предназначен для исследования субъективной картины жизненного пути и психологическо­го времени личности. Метод разработали ЕМ. Головаха и А.А. Кроник (1984). Процедура его проведения довольно дли­тельная и сложная 2. Каузометрический опрос включает ряд этапов: биографическую разминку, формирование списка событий, датировку событий, причинный анализ межсобы­тийных отношений, целевой анализ межсобытийных отно­шений; обозначение сфер принадлежности событий.

1 Название «каузометрия» происходит от латинских слов causa (при­
чина) и metrum (измерение, мера).

2 При работе со взрослыми каузометрический опрос занимает 40—
60 минут. Апробация методики на старших подростках показала необ­
ходимость ее модификации в плане сокращения теста инструкции,
упрощения техники проведения причинного и целевого анализа.

На первом этапе с испытуемым устанавливают контакт, объясняют цели эксперимента, настраивают на размышле­ния над собственной жизнью как целым. Формируя список событий (каждое событие записывают на отдельной кар­точке — по 5 карточек в три приема), объясняют, что име­ется в виду под словом «событие», и предлагают испытуе­мому определить главные события в его жизни. При этом поясняют, что события можно не называть, а только обо­значить символом. В ходе датировки событий испытуемого просят указать, когда произошло или произойдет каждое из названных им событий. После этого выясняют, как были (или будут) связаны события между собой и какое из собы­тий можно обозначить как средство для достижения цели другого события. Если испытуемый не высказывал прямо, о каких событиях идет речь, в конце эксперимента выясня­ют, к какой из сфер жизни (производственной, семейной, общественной и др.) относится это событие.

Результаты обработки данных представляют в виде таб­лицы межсобытийных отношений (каузоматрица) либо гра­фическим изображением межсобытийных связей (каузограм-мой).

В работе с подростками целесообразно применять моди­фицированный вариант этой методики, условно названный «Линия жизни» (см. Приложение). После того, как с подрост­ком установлен хороший контакт, психолог начинает бесе­ду о будущем, а потом предлагает такое задание: «Попро­буй с помощью трех кругов изобразить свое представление о времени твоей жизни. Изобрази круги так, чтобы они со­ответствовали твоему прошлому, настоящему и будущему. Покажи, какой из кругов обозначает настоящее, какой — прошлое, какой — будущее. Отметь крестиком, где ты чув­ствуешь себя сейчас».

После того, как подросток выполнил задание, можно попробовать выяснить 1, почему он нарисовал окружности именно так. Потом испытуемому говорят: «Это задание было

1 Напоминаем, что в этом случае, как в любой другой беседе, пси­холог не должен «выведывать» то, что думает подросток. Если психо­лог чувствует, что испытуемый не хочет отвечать, следует (не подав виду) переходить к другой теме.

тренировочным, так сказать, разминка. А теперь посмотри на эту линию и попробуй представить, что это твоя «линия жизни», что здесь представлена вся твоя жизнь целиком: твое настоящее, прошлое и будущее. В начале линии напи­ши дату своего рождения, а в конце — предполагаемый год смерти. А теперь подумай, какие события в твоей жизни (в прошлом или будущем) — самые важные, т. е. такие, кото­рые меняют твою жизнь, меняют (в какой-то мере) тебя самого, твой характер. Отметь эти события на «линии жиз­ни». После того, как подросток выполнит это задание, его просят подумать, какие еще события он может назвать. За­тем испытуемому предлагают представить собственное от­ношение к событиям в своей жизни в виде другой линии: «Ты знаешь, что события могут быть радостные и печаль­ные. Изобрази это так, чтобы линия, проходя мимо радост­ных событий, подымалась вверх (чем она выше, тем ты сча­стливее был тогда или будешь еще); если линия проходит мимо печальных событий, то она падает вниз (чем хуже тебе было тогда либо трагичнее представляется тебе что-то в бу­дущем, тем ниже идет линия)».

Далее, в ходе экспериментальной беседы с подростком выясняют, как были (или будут) связаны между собой ука­занные им события, какое из событий можно определить как средство для достижения цели другого события. Если испытуемый какие-либо события обозначил символом, мож­но попробовать выяснить, к какой сфере жизни это отно­сится.

Анализируя результаты выполнения заданий, данные беседы и, особенно, наблюдения за эмоционально-двига­тельными проявлениями J подростка, психолог делает вы­воды о степени осознания испытуемым себя как субъекта своей жизнедеятельности, выясняет его представления о причинах и целевых связях между событиями его жизни, об отношении подростка к своему будущему, оценку им про­шлых событий и переживаемой наличной ситуации, о его мироощущении в целом. Особенно эффективна методикг для

1 Хочется подчеркнуть важность использования метода наблюдения, поскольку именно эти данные позволяют психологу отличить, когда подросток говорит искренне, а когда нет, когда он молчит, "отому что скрывает свои мысли, а когда действительно ему нечего •: л.:.'а~ь.

исследования личности старших подростков, в частности, подростков с аддиктивным поведением (см. гл. 10).

Следует отметить, что изложенные выше методы исследо­вания личности, как и все проективные методы, не дают одно­значного ответа на вопросы, интересующие психолога. Резуль­таты, полученные с их помощью, всегда условны, поскольку могут отражать как актуальные, временные состояния испы­туемого, так и его действительную жизненную ситуацию. По­этому выводы, полученные на основе одного из методов, надо проверять другими методами, сопоставляя их с результатами беседы и наблюдений за обследуемым. Преимущество же про­ективных методов в ходе исследования ребенка состоит в том, что они исключают влияние довлеющей над ним установки на социально-одобряемые ответы. Закрепленные в нашей куль­туре роли Старшего и Младшего (Старший — значит, более знающий, направляющий и контролирующий Младшего) побуждают ребенка в ответ на прямые вопросы взрослого говорить не то, что он думает, а то, что «положено», т. е. считается «приличным». Во время такого диалога ребенок буквально «заглядывает в глаза» психологу, стараясь угадать, какой ответ от него ожидают. При неопределенности стиму­ла и цели методики (что всегда присутствует в проективных методах) ребенок освобождается от контроля социальных норм, его личностные проявления становятся более непос­редственны.

Исследование отношений ребенка с родителями и дру­гими представителями его ближайшего окружения дает воз­можность оценить его личность в контексте социальной си­туации развития. В этом плане очень информативны методы, отражающие реальное взаимодействие ребенка и взросло­го, путем моделирования экспериментальной совместной деятельности. Примером может служить совместный тест Роршаха (СТР) (Е.Т. Соколова, 1985). Ребенку и матери (либо другому близкому человеку, отношения с которыми изуча­ются) предлагают совместно выполнить задания теста Рор­шаха. При этом критерием выполнения является нахожде­ние общей, т. е. разделяемой обоими партнерами, интер­претации пятна. По результату совместной деятельности, наличию или отсутствию общих решений, а также по их качеству (истинной совместимости или ложной) различают

стиль общения. На основании опыта работы с методикой Е.Т. Соколовой выделены следующие стили детско-родитель-ского общения: сотрудничество, изоляция, соперничество, псевдосотрудничество (доминирование матери или домини­рование ребенка). Анализ стиля отношений родителей с ре­бенком проясняет причины его отклонений в личностном развитии и дает возможность разработать программу кор­рекции.

Вариантом метода СТР может быть наблюдение за со­вместным решением ребенком и родителем конструктив­ных задач, работа на гомеостате либо выполнение других заданий, где наглядно проявляется характер взаимодействия воспитателя и воспитуемого.

Продуктивна также методика семейного приема, когда к психологу приходят оба родителя с ребенком. Сначала пси­холог беседует с родителями, а ребенок в это время рисует и играет в другой комнате. Потом психолог работает с ре­бенком, затем с каждым родителем отдельно. Итоговая бе­седа проводится с обоими родителями (А.И. Захаров, 1988). Это позволяет увидеть проблему ребенка с разных точек зре­ния (мнение матери, отца) и выработать общий подход к ее решению.

Особенности семейного воспитания и отношение к ре­бенку выявляются также с помощью опросников, которые заполняют родители (мать и отец отдельно). Методика ПАРИ (Психодиагностика: Теория и практика, 1985, с. 188) со­стоит из ПО утверждений, которые мать в зависимости от своих убеждений выбирает или отвергает. В качестве показа­телей выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сторон отношений родителей (особенно матери) к ребенку и жизни в семье. Из них — 8 признаков описывают отноше­ние матери к семейной роли и 15 признаков касаются детс-ко-родительских отношений. Выявляются такие типы отно­шений:

1) оптимальный эмоциональный контакт;

2) излишняя эмоциональная дистанция с ребенком;

3) излишняя концентрация на ребенке.

Методика анализа семейного воспитания (АСВ) — опрос­ник, предназначенный для анализа семейного воспитания и причин нарушений этого процесса (Клинико-психологи-

ческая диагностика взаимоотношений в семьях подростков, 1987; К.Леонгард, 1981; А.Е. Личко, 1977). Этот опросник необходим родителям, которые имеют детей подросткового возраста. Он состоит из 130 утверждений, которые мать и отец выбирают или отвергают. На основе анализа результа­тов определяется тип неправильного воспитания: гиперп­ротекция (потворствующая и доминирующая) и гипопро-текция, эмоциональное отвержение, жестокое обращение с ребенком, воспитание в условиях повышенной мораль­ной ответственности. Указанные типы неправильного се­мейного воспитания приводят к появлению непсихотичес­ких патологических нарушений поведения и отклонений в развитии личности подростка. Поэтому эту методику целе­сообразно применять для диагностики взаимоотношений в семьях, где воспитываются подростки, у которых психо­лог предполагает наличие невроза или неврозоподобного состояния, психопатическое развитие или акцентуации ха­рактера.

Если выясняется, что причина отклонений в поведении ребенка связана с нарушениями общения со сверстниками, школьный психолог должен определить характер взаимоот­ношений ученика с одноклассниками, его положение в иерархической структуре неформальных отношений. Субъек­тивное представление ребенка об этом выявляется в ходе беседы. Объективные показатели определяются с помощью социометрии. Сопоставление этих показателей (субъектив­ных и объективных) дает ключ к решению проблем ребен­ка, связанных со сферой общения.

Предложенные выше методы изучения социальной си­туации развития ребенка и ее влияние на возникновение у него личностных отклонений применимы при условии уча­стия в обследовании лиц из ближайшего окружения: роди­телей, других родственников, одноклассников. Однако, если такой возможности не имеется, существуют другие методы, позволяющие выявить отношение ребенка к своим близким и характер переживания им этих отношений. Результаты, полученные с помощью этих методов, позволяют также проверить и подтвердить (или опровергнуть) выводы пси­холога, построенные исходя из анализа данных предыду­щих исследований.

Тест «Кинетический рисунок семьи» относится к проек­тивным графическим методам. По его результатам судят о субъективном переживании ребенком своей семейной ситу­ации. В рисунке проявляются отношение ребенка к членам семьи, мнение ребенка о своем месте в структуре семейных взаимоотношений, те особенности этой структуры, кото­рые вызывают тревогу у ребенка, или конфликты. Условия проведения теста — те же, что в методике «Дом—дерево-человек». Инструкция: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы ее члены были чем-то заняты». Интерпретация результатов проводится в соответствии с руководством (Ди­агностическая и коррекционная работа школьного психо­лога, 1987, с. 67).

Цветовой тест отношений (ЦТО) — проективная методи­ка, разработанная на основе теста Люшера. Процедура про­ведения состоит в том, что ребенку после выполнения зада­ний по тесту Люшера предлагают выбрать цвет для мамы (папы, брата, других родственников, которые значимы для него), а также (если это входит в задачи исследования) для друга, любимой и нелюбимой учительницы и т. д. Вопрос ставится примерно так: «А какой цвет тут больше всего под­ходит для твоей мамы?» или «На какой цвет тебе хочется смотреть, когда ты думаешь про маму?»

Предполагается, что в выборе цвета отражается эмоцио­нальное отношение ребенка к взрослому. Анализируется не только выбранный цвет, но и его место в системе каждого из рядов, сконструированных испытуемым в ходе выполнения теста Люшера. Интерпретация и уточняющие моменты про­цедуры исследования представлены в руководстве (В.Е. Ка­ган и др., 1984; Л.Н. Собчик, 1990).

Методика Рене Жиля (Психодиагностика: Теория и прак­тика, 1985; и др.) — полупроективная методика, направлен­ная на изучение социальной приспособленности ребенка и его взаимоотношений с окружающими. Стимульный мате­риал состоит из 42 картинок и тестовых заданий. На картин­ках изображены жизненные ситуации, затрагивающие от­ношения ребенка с другими людьми (члены семьи, ровес­ники, взрослые). Испытуемый должен выбрать себе место среди изображенных людей. В тестовых заданиях ребенок от­вечает на вопросы, раскрывающие его типичную форму по-

ведения. Полученные данные позволяют определить как кон­кретно-личностные отношения ребенка (восприятие им внут­рисемейных отношений, отношений со сверстниками, взрос­лыми), так и личностные особенности самого ребенка (об­щительность, стремление к доминированию, социальная адекватность поведения и др.).

Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири (Методы исследования характера и личности, 1977; и др.) применяется в соответствии с нашими целями следующим образом. Подростку предлагают 120 оценочных суждений, из которых он выбирает только те, с которыми он полнос­тью согласен. Сначала он выбирает эти суждения, ориенти­руясь на инструкцию: «Выбери те определения, которые со­ответствуют твоему представлению о себе». Следующая ин­струкция: «Выбери те определения, которые соответствуют твоему представлению о маме» (папе или другом значимом человеке). В третий раз подросток выбирает те суждения, которые, по его мнению, выберет мама, характеризуя его.

Аналогичная процедура исследования проводится с ма­мой, отцом или тем значимым взрослым, взаимоотноше­ния с которым изучаются.

После перешифровки ответов в баллы строятся диско-граммы. На основе дискограмм определяется основной тип отношений к окружающим, свойственный ребенку и мате­ри. Сравнение дискограммы выявляет различия в представ­лениях матери и ребенка друг о друге, их взаимоотношени­ях и социальных ожиданиях.

Более простым вариантом этого метода является методи­ка «Лесенка самооценок» с добавлением параметра «соци­альные ожидания» (модификация методики Дембо—Рубин­штейн). Ребенка спрашивают: «А как ты думаешь, на какую ступеньку этой лесенки поставит тебя мама? А папа? А учи­тельница?» Затем ответы ребенка сопоставляются с его само­оценкой по тем же качествам, что он уже определил для себя. Эти результаты анализируются вместе с данными беседы, где у ребенка расспрашивают, почему он выбирает те или иные «ступеньки качеств», как он понимает эти качества, почему он считает, что мама думает о нем именно так, и т. п.

Рассмотренные методы позволяют дать интегральную оценку личности ребенка в его отношениях со своим мик-

I

росоциумом. На основе полученных данных психолог может ориентироваться, какие именно структурные компоненты личности, скорее всего, могли быть нарушены, где те «уз­ловые моменты» и «аффектогенные зоны», которые детер­минируют отклоняющееся поведение ребенка. Для оконча­тельного выяснения этих вопросов применяются методы, позволяющие более конкретно, прицельно исследовать те или иные личностные свойства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 558; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.132 с.)