Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка Методические рекомендации, часть I Ю.А.Разенкова Институт коррекционной педагогики РАО, Москва (ж-л «Дефектология», 1998, №1-3) В отечественной и зарубежной специальной педагогике в последние годы значительно возрос интерес к возможно более ранней коррекции отклонений в развитии детей. Раннее начало коррекционно-педагогической работы имеет особое значение в учреждениях интернатного типа, где с первых месяцев жизни воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей, развитие которых обусловлено сочетанием биологических факторов риска с неблагоприятными социально-психологическими факторами, в том числе с лишением ребенка эмоционально-психологической связи с матерью или лицом, ее заменяющим. Коррекционно-педагогическая работа с детьми первого года жизни, воспитывающимися в доме ребенка, является составной частью комплексной реабилитационной медико-педагогической работы в детском учреждении. Реабилитационная работа помимо коррекционных мероприятий предполагает медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, лечебную физкультуру, массаж, лечебное плавание, водные процедуры, проведение общеразвивающих и музыкальных занятий, тщательный уход, закаливание и правильно организованный режим жизни детей. Методические рекомендации разработаны на основе обобщения результатов психолого-педагогических исследований, предмет которых — особенности психомоторного развития детей первого года жизни с различными нарушениями, воспитывающихся в условиях дома ребенка, и предназначены для дефектологов, логопедов, воспитателей, медицинских сестер и руководителей интернатных учреждений. Ранняя педагогическая работа в интернатном учреждении должна быть направлена на развитие у детей способности ориентироваться в окружающем, на коррекцию и профилактику отклонений в развитии, связанных, с одной стороны, со структурой основного дефекта, а с другой — с влиянием депривационных факторов риска. В содержании коррекционно-педагогической работы выделены общеразвивающие и коррекционные направления. Это развитие зрительных ориентировочных реакций, слуховых ориентировочных реакций, эмоций, общения детей со взрослым, формирование первых контактов между детьми, нормализация тонуса рук, физиологического положения кисти и пальцев руки, развитие движений руки и действий с предметами, общих движений, нормализация дыхания, состояния и функционирования органов артикуляции, развитие предпосылок активной речи и понимания речи, нормализация навыков, необходимых ребенку в процессе кормления. Содержание коррекционно-педагогической работы может видоизменяться в зависимости от возраста ребенка, уровня его развития, структуры нарушения. Работая над рекомендациями, представляемыми вниманию специалистов, мы опирались на имеющуюся программу воспитания и обучения детей в доме ребенка (Э.Л.Фрухт, 1987). Свое внимание при этом мы сосредоточили на коррекционных воздействиях при поэтапном, последовательном формировании психологических новообразований у детей первого года жизни с нарушениями психомоторного развития. Многолетние исследования показали, что коррекционно-педагогический процесс должен проходить в четыре этапа. На каждом этапе необходимо ставить и решать конкретные задачи обучения в зависимости от уровня психомоторного развития детей первого года жизни. I этап коррекционно-педагогической работы (работа с детьми, уровень развития которых соответствует 1~3 мес нормально развивающихся детей) Развитие зрительных ориентировочных реакций Задачи данного направления работы: формирование зрительной ориентировочной активности, зрительной ориентировки в окружающем, развитие зрительного сосредоточения и слежения. Содержание коррекционного обучения на этом этапе включает развитие зрительного сосредоточения на ярких и разнообразных игрушках и на лице взрослого, формирование слежения (на расстоянии 50— 60 см) за движущимися и звучащими предметами и разговаривающим взрослым, когда ребенок находится в положении "под грудью" взрослого или в положении на спине (в манеже, на пеленальнике, на столе, на коленях у взрослого). Развитие слуховых ориентировочных реакций Задачи: формирование слуховой ориентировочной активности ребенка, слуховой ориентировки в окружающем, развитие слухового сосредоточения и локализации звука в пространстве. Содержание коррекционно-педагогического обучения основано на поэтапном развитии слухового сосредоточения (ребенок находится в положении "под грудью" взрослого или на спине). Ребенка побуждают к поиску справа-слева, сверху-снизу звучащей игрушки или взрослого, разговаривающего с ним, напевающего ему. Основное внимание на I этапе коррекционно-педагогической работы уделяется формированию зрительно-слуховых и зрительно-двигательно-слуховых связей у ребенка. Развитие эмоционально-положительных реакций Задача: развитие первых эмоционально-положительных реакций. Содержание обучения направлено на обогащение тактильных, вестибулярных, зрительных и звуковых впечатлений ребенка в целях вызывания и стимулирования первой улыбки. Далее улыбка вызывается, закрепляется и поддерживается в ответ на социальные воздействия (на вид, голос, улыбку взрослого, эмоционально-речевое обращение взрослого к ребенку). Развитие предпосылок к эмоциональному общению Задачи: установление и поддержание контакта взглядами, поддержание эмоционально-положительных реакций и звуковой активности детей. Установлению и поддержанию контакта взглядами способствуют физические воздействия взрослого: поглаживание, покачивание, переборы пальчиков малыша и т.д., а также разговор взрослого, эмоционально выразительный и личностно адресованный малышу, напевание песенок, потешек. Эмоционально-положительные реакции ребенка поддерживаются ответной улыбкой взрослого. Развитию звуковой активности способствуют игры с воспроизведением звуков из "набора" самого малыша. Развитие движений руки Задачи: обогащение тактильной чувствительности рук, формирование первых движений наталкивания, схватывания и ощупывания предметов. На основании ладонного (хватательного) рефлекса следует вызывать рефлекторное схватывание и удержание мягких и теплых предметов, удовлетворяющих потребность ребенка в безопасности и защищенности, обогащать тактильную чувствительность рук, подготавливая появление осязания, побуждать наталкиваться и схватывать одной своей ручкой другую, схватывать коле-ночку, ножку, ощупывать лицо взрослого, свое лицо в положении на спине, на коленях у взрослого, в положении на животе. Побуждать ребенка наталкиваться ручками на низко висящие игрушки, захватывать их, ощупывать. Развитие общих движений Учитывая положение педагогики раннего возраста о единстве и взаимодействии моторного и психического развития, в занятиях дефектолог должен активно использовать игры и упражнения, формирующие общие движения. Игры и упражнения для каждого ребенка подбираются совместно с врачом-невропатологом и врачом лечебной физкультуры с учетом возраста ребенка, синдрома двигательных нарушений и уровня развития движений. Задачи: развитие общей двигательной активности детей, развитие умения удерживать голову в горизонтальном и вертикальном положениях, развитие упора ног в горизонтальном положении (лежа на спине). Основное внимание в работе уделяется развитию приподнимания и удерживания головы ребенком в положении лежа на животе и в вертикальном положении на руках у взрослого. Для развития приподнимания и удерживания головы, опорной реакции рук, приподнимания корпуса можно использовать специальные упражнения лечебной физкультуры, способствующие тренировке этих движений, а также различные приспособления: валики, клиновидные подушки, надувные круги, надувные бревна. В целях развития опорной реакции детей побуждают отталкиваться ножками от боковины пеленальника, от стены или манежа. Нормализация дыхания Нормализация дыхания приобретает особенно важное значение для детей с ранним поражением центральной нервной системы, в генезисе которых имеется гипоксия головного мозга, для недоношенных детей в связи с несовершенством у них дыхательной системы и детей часто болеющих. Комплекс упражнений дыхательной гимнастики для каждого ребенка необходимо подбирать совместно с врачом-педиатром и врачом лечебной физкультуры. Целесообразно использовать упражнения дыхательной гимнастики, предложенные В.Л.Страковской и В.Е.Ладыгиной (1990, 1991) для недоношенных детей первого года жизни. Дыхательная гимнастика на I этапе коррекционной работы должна быть направлена на активизацию вдоха и выдоха. Нормализация состояния и функционированияорганов артикуляции Нормализация состояния и функционирования органов артикуляции достигается посредством массажа мышц лица, губ, языка и пассивными упражнениями артикуляционной гимнастики. Массаж и артикуляционная гимнастика способствуют нормализации тонуса мышц, стимулированию кинестетических ощущений. На I этапе коррекционно-педагогической работы применяется только поглаживающий массаж. Приемы массажа и пассивные упражнения для губ и языка подбираются индивидуально для каждого ребенка совместно с врачом-невропатологом. Развитие движений руки Задачи: развитие целенаправленного схватывания, ощупывания и удержания предметов, развитие манипулятивной деятельности, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие осязания. В начале II этапа работа направлена на вызывание движений руки по направлению к предмету. Используя совместные, частично совместные действия, побуждают ребенка при случайном прикосновении к предмету захватывать его; побуждают ощупывать игрушки различной фактуры, величины и цвета, ощупывать свою вторую ручку, колено, ножку, свое лицо, лицо взрослого. Далее формируется умение брать и удерживать игрушку, которую ребенку протягивает взрослый над рукой (правой и левой), над грудью. Учат ребенка брать игрушку одной рукой и двумя руками, отпускать удерживаемую игрушку. Следующий этап в работе связан с формированием умения захватывать и удерживать игрушки из разных положений: сбоку, лежащую рядом; из рук взрослого, находясь в вертикальном положении на руках у другого взрослого; лежа на животе. Затем обучают детей брать по игрушке в каждую руку и удерживать их, а затем отпускать их по просьбе взрослого. Большое внимание в работе уделяется развитию осязания при захватывании предметов, изготовленных из различных материалов: дерева, резины, ткани, полиэтилена. Значительное время на занятиях уделяется раскрытию пальчиков руки ребенка, выведению большого пальца из кулачка наружу, противопоставлению большого пальца остальным при схватывании предметов, формированию "щипкового" захвата. Развитие общих движений Задачи: развитие двигательной активности детей, умения лежать на животе, высоко подняв голову; развитие опорной реакции рук под контролем зрения, поворотов туловища (со спины на живот и с живота на спину), опорной реакции ног в горизонтальном положении, подползания. Работа начинается с того, что стимулируют приподнимание головы и плечевого пояса в ответ на поглаживание от затылка вниз по позвоночнику, в ответ на зрительные и звуковые воздействия. При этом можно использовать вспомогательные средства: валик, надувной круг, бум, клиновидную подушку. Одновременно продолжается развитие умения удерживать голову в вертикальном положении на руках взрослого. Далее стимулируется приподнимание головы и плечевого пояса с опорой на кисти рук. Для тренировки опорной реакции рук можно использовать мяч и валик. Активно стимулируют повороты ребенка на бок. Для развития опорной реакции рук и ног в горизонтальном положении используют мяч, валик, колени взрослого. Опорную реакцию ног хорошо тренируют упражнения типа "скользящие шаги", отталкивание предметов и игрушек ножками. В целях развития подползания взрослый показывает ребенку яркую звучащую игрушку и одновременно использует свою ладонь для того, чтобы ребенок уперся в нее ножками, таким образом отталкиваясь и двигаясь вперед. Нормализация дыхания Задачи: увеличение объема вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, тренировка глубины и ритмичности дыхания. Нормализация состояния и функционирования органов артикуляции на II этапе эта работа должна быть направлена на развитие непроизвольных движений, развитие гуления, "певучего гуления", на переход к лепету. Применение дифференцированных приемов массажа зависит от состояния нервно-мышечного тонуса мышц лица и артикуляционных мышц у каждого конкретного ребенка. Сенсорное развитие Задача: развитие дифференцированного восприятия окружающего. В целях совершенствования зрительного восприятия и зрительных дифференцировок детям предлагаются крупные игрушки, разные по цвету, форме и величине. Продолжается работа по формированию восприятия отражения: ребенок рассматривает себя, взрослого и другого ребенка в зеркале. Значительное время должно быть посвящено развитию зрительного предвосхищения: состояния ожидания того, что предмет вот-вот появится в определенном месте, умения находить полуспрятанную игрушку, затем — целиком спрятанную. Дети учатся следить за движением падающей игрушки. Продолжается работа по умению прислушиваться к звучанию игрушек, предметов, издающих различные звуки; к низкому и высокому звучанию музыкальных инструментов, к плясовым и спокойным мелодиям. Учат детей по-разному реагировать на спокойные и плясовые мелодии, побуждая двигать руками и ногами в ответ на пение взрослого. Формируется слуховое предвосхищение на основе зрительно-слуховой ориентировки: умение прислушиваться к звучанию невидимой игрушки, ожидать ее появление в одном и том же месте: из-под платочка, из коробки и т.д. Ребенка учат узнавать голос знакомого взрослого и различать интонации: ласковую и строгую, побуждающую, вопросительную. Развитие общих движений Задачи: развитие и закрепление поворотов с живота на спину, ползания, реакций равновесия в различных положениях, умения садиться и сидеть, вставать, ходить вдоль опоры, развитие двигательной активности детей. Упражнения, развивающие умение лежать на животе с опорой на ладони выпрямленных рук, предваряют работу по развитию поворотов с живота на спину. Далее важно формировать реакцию равновесия в положении на животе и на боку. Проводятся игры и упражнения по формированию ползания: «Догоню-догоню», «Догони мячик», «Достань неваляшку», игры с заводными игрушками, инерционными машинками, которые побуждают малышей много, активно и в различных направлениях ползать. Чтобы научить ребенка садиться, поначалу его «присаживают» при перевороте с живота на спину и со спины на живот. Ребенка учат вставать на одно колено из положения «на четвереньках». Когда ребенок может вставать попеременно на одно и другое колено, ему показывают, как надо вставать к опоре. Следующим этапом является умение опускаться, не падая, вставая при этом на колени или присаживаясь. Овладев навыком вставания к опоре и умением опускаться, малыши могут начинать передвигаться вдоль опоры приставным шагом. Далее необходимо научить ребенка ходить вдоль барьера, держась одной рукой. Нормализация дыхания В этот период дыхательная гимнастика направлена на тренировку ритмичности движений и дыхания, на увеличение объема, силы и длительности выдоха. Нормализация состояния и функционирования Приемы массажа, применяемые в это время, должны способствовать развитию движений органов артикуляции, формированию лепета. Артикуляционная гимнастика направлена на стимулирование сопротивления мышц ребенка в целях выработки проприоцептивных и кинестетических ощущений. Сенсорное развитие Задачи: совершенствование дифференцированного восприятия окружающего, развитие ассоциативных связей между зрением, слухом, осязанием и изменением положения тела в пространстве. На начальных этапах IV периода работа посвящена умению рассматривать игрушки и предметы, а также плоскостные изображения игрушек и предметов. Малышей обучают в ответ на вопрос «где?» находить знакомого взрослого на фотографии. Продолжается работа по развитию зрительного предвосхищения. Малышей обучают ожидать появление игрушки в одном месте, а через некоторое время в другом месте. Развивают умение детей находить спрятанную на глазах у ребенка игрушку. Закрепляют умение рассматривать себя, взрослого и другого ребенка в зеркале. Значительное внимание уделяется умению различать форму двух предметов: кирпичика и кубика. С этой целью значительное количество игр должно быть направлено на развитие действий с этими предметами. Продолжается работа по умению более длительно слушать звучание различных инструментов, пение взрослого. Закрепляется умение находить невидимый источник звучания, в то время как меняется его положение в пространстве. Побуждают ребенка по-разному реагировать на мелодии плясового и спокойного характера, различать интонации запрета, поощрения и радости. Развитие общих движений Задача: развитие самостоятельной ходьбы. В ходе игр и упражнений ребенок учится ходить при поддержке за обе руки, затем за одну ручку. Детей побуждают делать первые шаги, переходя от предмета к предмету, привлекая их внимание к ярким и звучащим игрушкам, обучают стоять без опоры и ходить самостоятельно, без поддержки. Закрепляется умение удерживать равновесие в различных положениях: лежа на спине, на животе, на боку, сидя. Нормализация дыхания Дыхательные упражнения на этом этапе работы направлены на увеличение силы и длительности вдоха и выдоха. Кроме пассивных дыхательных упражнений в этот период возможно с некоторыми детьми проводить игры, стимулирующие активные дыхательные движения с включением элементов подражания. Нормализация состояния и функционирования Дифференцированный массаж лицевых и жевательных мышц направлен как на нормализацию тонуса мышц, так и на стимуляцию кинестетических ощущений. Литература Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М.: Медицина, 1977. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период). М.: Просвещение, 1989. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С.Л. Новоселовой. М.: Просвещение, 1985. Куприянова Н.Б., Федосеева Т.Н. Игры и занятия с детьми до 3 лет. Л.: Медицина, 1974. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. М.: Просвещение, 1985. Мастюкова Е.М. Коррекция речевых нарушений // Л.О.Бадалян, Л.Т.Журба, О.В.Тимошина. Детские церебральные параличи. Киев: Здоровье, 1988. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом (младенческий, ранний и дошкольный возраст). М.: Просвещение, 1991. Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. М: Просвещение, 1987. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. М: Просвещение, 1983. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. М.: Просвещение, 1996. Психологические рекомендации по воспитанию детей в домах ребенка, детских домах и школах-интернатах: Методические рекомендации / Под ред. И.В.Дубровиной, А.Г.Рузской, Д.И. Фельдштейн. М., 1986. Руководство для врачей домов ребенка / Под ред. Л.В.Дружининой. М.: Медицина, 1987. Страховская В.Л., Ладыгина В.Е. Физическое воспитание недоношенных детей. М.: Медицина, 1990. Страковская В.Л. Лечебная физкультура в реабилитации больных и детей группы риска первого года жизни. Л.: Медицина, 1991. Фигурин Н.Л., Денисова М.П. Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до одного года. М.: Медгиз, 1949. Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей 1 года жизни // Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. М., 1983. Фрухт Э.Л. Программа воспитания детей в домах ребенка. М., 1987. Фрухт Э.Л. Педагогическая работа в доме ребенка // Руководство для врачей домов ребенка / Под ред. Л.В.Дружининой. М.: Медицина, 1987. Юрко Г. П. Физическое воспитание детей в доме ребенка // Руководство для врачей домов ребенка / Под ред. Л.В. Дружининой. М.: Медицина, 1987. Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными Методические рекомендации ЮАРазенкова Институт коррекционной подагогики РАО, Москва ВВЕДЕНИЕ Безотрадным социальным фактом последнего десятилетия является увеличение количества детей, поступающих на попечение государства. По данным Детского фонда, показатели социального сиротства за 1995—1996 гг. возросли вдвое по сравнению с предыдущими годами. В настоящее время в домах ребенка России воспитывается более 20,5 тыс. детей, треть из них составляют малыши первого года жизни с различными отклонениями в развитии. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребенка идет по особому пути, который не может интерпретироваться как простое отставание в психическом развитии. Это явление должно рассматриваться как многоуровневое, отражающее влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики и т.д.). Экспериментальные данные убедительно доказывают, что для воспитанников домов ребенка с различными проблемами в развитии характерны в большей мере, чем для «домашних» детей, малая подвижность нервных процессов, преобладание возбуждения над процессами торможения, трудности адаптации, значительное снижение психической активности, отставание в развитии познавательной деятельности, уплощение эмоциональной сферы [1—6, 8]. В первые месяцы жизни последовательность и сроки формирования ориентировочных реакций, умений и навыков у детей дома ребенка с различными нарушениями в развитии и таких же детей, воспитывающихся в семье, как правило, не имеют существенных различий. Развитие детей в этот возрастной период определяют не социально-психологические, а биологические факторы риска, такие, как выраженные нарушения мозгового кровообращения и ликворо-динамики. Однако уже к 3 мес. у детей дома ребенка нарастает отставание в развитии зрительных, слуховых реакций, эмоций и социального поведения. Одна из причин — ограниченность новых впечатлений и отсутствие эмоционально насыщенного и личностно ориентированного общения со взрослым. Разница в темпе развития детей из дома ребенка и из семьи увеличивается к тому периоду, когда у детей должны активно развиваться общие движения (ползание, умение садиться, сидеть, вставать, стоять и переступать), подражание, первые предметные действия, лепет, подготовительные этапы понимания речи (уровень, соответствующий 7—8-му месяцу жизни нормально развивающегося ребенка). При этом темп развития большинства детей, воспитывающихся в семье, значительно ускоряется, в то время как у детей дома ребенка к этому периоду нарастает отставание в развитии. В свою очередь, значительное отставание в развитии предпосылок понимания речи, в формировании лепета, подражания, первых предметных действий и общих движений приводит к тому, что становление всех взаимосвязанных с ними функциональных систем происходит только на втором-третьем году жизни. В то же время чем раньше у воспитанников домов ребенка диагностируется отставание в развитии и осуществляется необходимое коррекционно-развивающее воздействие, тем меньше выражена степень отставания к концу первого года жизни и тем большая вероятность того, что дальнейшая коррекционная работа дает положительные результаты. Таким образом, раннее коррекционное вмешательство (на первых месяцах жизни) может изменить весь ход психического развития ребенка. Целенаправленное комплексное воздействие в условиях дома ребенка должно быть направлено на обогащение эмоциональных и личностных контактов детей со взрослыми и сверстниками, на удовлетворение потребности детей в разнообразном чувственном познании и исследовании предметного мира вокруг себя, на реализацию потребности ребенка в доброжелательном внимании со стороны взрослого, а позднее — в сотрудничестве с ним. Ребенок, обучение которого, вследствие задержки в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их будут организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и навыки в повседневной жизни. Для этого дефектологу необходимо уметь составлять индивидуальную программу развития конкретного ребенка. Целью методических рекомендаций является оказание помощи практическим работникам домов ребенка в разработке и составлении индивидуальной программы развития для каждого ребенка. В методических рекомендациях представлены основные подходы к разработке различных программ — адаптационных, профилактических и коррекционно-развивающих, а также указания к построению индивидуальной программы. Выписки из истории развития детей с образцами конкретных программ помогут специалистам сделать первые шаги в выборе стратегии коррекционно-развивающего обучения. Литература 1. Костяковская М.Ю. Развитие движений у детей первого года жизни. М., 1970. 2. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М, 1973. 3. Лангмейер Й., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте / Пер. с чешского. Прага, 1984. 4. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М„ 1986. 5. Мещерякова С.Ю. Особенности аффективно-личностных связей со взрослыми у младенцев, воспитывающихся в семье и домах ребенка // Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И.В.Дубровиной, М.И.Лисиной. М., 1982. 6. Разенкова Ю.Л. Коррекционно-педагогическая работа с детьми первого года жизни группы риска в условиях дома ребенка: Дис. канд. пед. наук. М, 1997. 7. Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей 1-го года жизни // Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. М., 1979. 8. Фрухт Э.Л. Педагогическая работа в доме ребенка // Руководство для врачей домов ребенка / Под ред. Л.В.Дружининой. М., 1987. 9. Фрухт Э.Л. Методы диагностики нервно-психического развития детей 1-го года жизни // Пантюхина Г. В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста / Под ред. проф. В.А.Доскина. М., 1996. Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка Методические рекомендации, часть I Ю.А.Разенкова Институт коррекционной педагогики РАО, Москва (ж-л «Дефектология», 1998, №1-3) В отечественной и зарубежной специальной педагогике в последние годы значительно возрос интерес к возможно более ранней коррекции отклонений в развитии детей. Раннее начало коррекционно-педагогической работы имеет особое значение в учреждениях интернатного типа, где с первых месяцев жизни воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей, развитие которых обусловлено сочетанием биологических факторов риска с неблагоприятными социально-психологическими факторами, в том числе с лишением ребенка эмоционально-психологической связи с матерью или лицом, ее заменяющим. Коррекционно-педагогическая работа с детьми первого года жизни, воспитывающимися в доме ребенка, является составной частью комплексной реабилитационной медико-педагогической работы в детском учреждении. Реабилитационная работа помимо коррекционных мероприятий предполагает медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, лечебную физкультуру, массаж, лечебное плавание, водные процедуры, проведение общеразвивающих и музыкальных занятий, тщательный уход, закаливание и правильно организованный режим жизни детей. Методические рекомендации разработаны на основе обобщения результатов психолого-педагогических исследований, предмет которых — особенности психомоторного развития детей первого года жизни с различными нарушениями, воспитывающихся в условиях дома ребенка, и предназначены для дефектологов, логопедов, воспитателей, медицинских сестер и руководителей интернатных учреждений. Ранняя педагогическая работа в интернатном учреждении должна быть направлена на развитие у детей способности ориентироваться в окружающем, на коррекцию и профилактику отклонений в развитии, связанных, с одной стороны, со структурой основного дефекта, а с другой — с влиянием депривационных факторов риска. В содержании коррекционно-педагогической работы выделены общеразвивающие и коррекционные направления. Это развитие зрительных ориентировочных реакций, слуховых ориентировочных реакций, эмоций, общения детей со взрослым, формирование первых контактов между детьми, нормализация тонуса рук, физиологического положения кисти и пальцев руки, развитие движений руки и действий с предметами, общих движений, нормализация дыхания, состояния и функционирования органов артикуляции, развитие предпосылок активной речи и понимания речи, нормализация навыков, необходимых ребенку в процессе кормления. Содержание коррекционно-педагогической работы может видоизменяться в зависимости от возраста ребенка, уровня его развития, структуры нарушения. Работая над рекомендациями, представляемыми вниманию специалистов, мы опирались на имеющуюся программу воспитания и обучения детей в доме ребенка (Э.Л.Фрухт, 1987). Свое внимание при этом мы сосредоточили на коррекционных воздействиях при поэтапном, последовательном формировании психологических новообразований у детей первого года жизни с нарушениями психомоторного развития. Многолетние исследования показали, что коррекционно-педагогический процесс должен проходить в четыре этапа. На каждом этапе необходимо ставить и решать конкретные задачи обучения в зависимости от уровня психомоторного развития детей первого года жизни. I этап коррекционно-педагогической работы (работа с детьми, уровень развития которых соответствует 1~3 мес нормально развивающихся детей)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 648; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.25.254 (0.018 с.) |