Формирование первых контактов между детьми 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование первых контактов между детьми



На II этапе коррекционно-педагогической работы в этом направлении основной задачей является развитие интереса, эмо­ционального отношения у малышей друг к другу, подражание движениям другого ре­бенка и звукам, которые он издает.

Детей укладывают на живот лицом друг к другу. Взрослый ласково разговаривает с тем младенцем, на которого смотрит другой ребенок. Если зрительное сосредоточение вызвать не удается, то взрослый, поддержи­вая ручки ребенка за локти, слегка подвига­ет малыша к другому ребенку и обхватыва­ет его ручками лицо соседа. Установлению длительного зрительного сосредоточения способствует показ интересной игрушки со стороны другого ребенка. В целях создания благоприятных условий для рассматрива­ния других детей и проявления радости по отношению к ним проводят игры-пляски детей в вертикальном положении на руках у взрослого, а также игры-знакомства, ког­да взрослый демонстрирует одного ребенка другим, разговаривает с ним, приближая его и удаляя от других детей.

С целью развития умения брать из рук другого ребенка игрушку можно использо­вать показ яркой и озвученной игрушки сразу двум детям.

Нормализация тонуса рук, физиологического положения
кисти и пальцев руки

Массаж на II этапе работы направлен на нормализацию тонуса в руках. В занятиях используются приемы поглаживания, рас­тирания, разминания и вибрации. Широко можно применять различные ворсовые щетки, массажные мячи и массажные щет­ки. Наряду с приемами массажа на этом этапе работы используются приемы лечеб­ной физкультуры: потряхивание одной, двух ручек ребенка с фиксацией в локте­вом или лучезапястном суставе; перекрест­ное потряхивание конечностей с фиксаци­ей в суставах; потряхивание "на весу"; по­качивание на мяче, буме, валике.

Развитие движений руки

Задачи: развитие целенаправленного схватывания, ощупывания и удержания предметов, развитие манипулятивной дея­тельности, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие осязания.

В начале II этапа работа направлена на вызывание движений руки по направлению к предмету. Используя совместные, частич­но совместные действия, побуждают ребен­ка при случайном прикосновении к предме­ту захватывать его; побуждают ощупывать игрушки различной фактуры, величины и цвета, ощупывать свою вторую ручку, коле­но, ножку, свое лицо, лицо взрослого.

Далее формируется умение брать и удерживать игрушку, которую ребенку протягивает взрослый над рукой (правой и левой), над грудью. Учат ребенка брать иг­рушку одной рукой и двумя руками, отпус­кать удерживаемую игрушку.

Следующий этап в работе связан с фор­мированием умения захватывать и удержи­вать игрушки из разных положений: сбоку, лежащую рядом; из рук взрослого, нахо­дясь в вертикальном положении на руках у другого взрослого; лежа на животе. Затем обучают детей брать по игрушке в каждую руку и удерживать их, а затем отпускать их по просьбе взрослого. Большое внимание в работе уделяется развитию осязания при захватывании предметов, изготовленных из различных материалов: дерева, резины, ткани, полиэтилена.

Значительное время на занятиях уделя­ется раскрытию пальчиков руки ребенка, выведению большого пальца из кулачка на­ружу, противопоставлению большого паль­ца остальным при схватывании предметов, формированию "щипкового" захвата.

Развитие общих движений

Задачи: развитие двигательной ак­тивности детей, умения лежать на живо­те, высоко подняв голову; развитие опор­ной реакции рук под контролем зрения, поворотов туловища (со спины на живот и с живота на спину), опорной реакции ног в горизонтальном положении, подползания.

Работа начинается с того, что стимули­руют приподнимание головы и плечевого пояса в ответ на поглаживание от затылка вниз по позвоночнику, в ответ на зритель­ные и звуковые воздействия. При этом можно использовать вспомогательные средства: валик, надувной круг, бум, кли­новидную подушку. Одновременно про­должается развитие умения удерживать голову в вертикальном положении на ру­ках взрослого. Далее стимулируется при­поднимание головы и плечевого пояса с опорой на кисти рук. Для тренировки опорной реакции рук можно использовать мяч и валик. Активно стимулируют пово­роты ребенка на бок.

Для развития опорной реакции рук и ног в горизонтальном положении используют мяч, валик, колени взрослого. Опорную ре­акцию ног хорошо тренируют упражнения типа "скользящие шаги", отталкивание предметов и игрушек ножками.

В целях развития подползания взрослый показывает ребенку яркую звучащую иг­рушку и одновременно использует свою ла­донь для того, чтобы ребенок уперся в нее ножками, таким образом отталкиваясь и двигаясь вперед.

Нормализация дыхания

Задачи: увеличение объема вдыхаемо­го и выдыхаемого воздуха, тренировка глу­бины и ритмичности дыхания.

Нормализация состояния и функционирования органов артикуляции на II этапе эта работа должна быть на­правлена на развитие непроизвольных дви­жений, развитие гуления, "певучего гуле­ния", на переход к лепету.

Применение дифференцированных приемов массажа зависит от состояния нервно-мышечного тонуса мышц лица и ар­тикуляционных мышц у каждого конкрет­ного ребенка.

Развитие предпосылок активной речи

Задачи: развитие голосовой активнос­ти ребенка, развитие гуления и"певучего" гуления, переход от гуления к лепету, раз­витие голосового подражания.

Звуковая активность ребенка и гуление развиваются в ходе эмоционально-речево­го общения, чему способствуют, например, игра "перекличка", напевание песенок, по­тешек, распевание гласных звуков, имею­щихся в гулении ребенка. В целях перехода от гуления к лепету с детьми проводят иг­ры, стараясь вызвать ритмичное смыкание и размыкание губ, что создает возможность для произнесения губных звуков. Стимули­рование вибрации губ малыша создает предпосылки для произнесения проторных звуков.

Нормализация навыков, необходимых ребенку
в процессе кормления

Задачи: нормализация положения губ, языка и нижней челюсти в момент, когда надо снять пищу губами с ложки, пить из чашки.

Перед кормлением ребенка дефекто­лог проводит массаж и пассивно-актив­ную артикуляционную гимнастику для губ и языка. Наблюдая за ребенком во время кормления, следует подобрать для него индивидуальные корригирующие приемы в зависимости от структуры де­фекта. Дефектолог обучает воспитателей этим приемам работы, в дальнейшем осу­ществляя только контроль за кормлением детей.

Основные позиции ребенка и взрослого
при проведении игр и упражнений

Активность детей на занятиях поддер­живается контактными позициями ребенка и взрослого: 1) ребенок на коленях у взросло­го; 2) ребенок на груди у взрослого в положе­нии на животе; 3) взрослый держит ребенка "на весу"; 4) держит его на руке, как в люльке; 5) ребенок в позиции на животе с опорой на голень или бедро взрослого.

На занятиях используются и неконтакт­ные позиции ребенка и взрослого: ребенок укладывается на спину, на живот, на бок.

Для некоторых детей необходимо при­менять "рефлекс-запрещающие" позиции.

III этап коррекционно-педагогической ра­боты (работа с детьми, уровень психомо­торного развития которых соответствует 6—9 мес. нормально развивающихся детей)

Сенсорное развитие

Задача: развитие дифференцирован­ного восприятия окружающего.

В целях совершенствования зрительного восприятия и зрительных дифференциро­вок детям предлагаются крупные игрушки, разные по цвету, форме и величине. Про­должается работа по формированию вос­приятия отражения: ребенок рассматрива­ет себя, взрослого и другого ребенка в зер­кале. Значительное время должно быть по­священо развитию зрительного предвосхи­щения: состояния ожидания того, что пред­мет вот-вот появится в определенном мес­те, умения находить полуспрятанную иг­рушку, затем — целиком спрятанную. Дети учатся следить за движением падающей иг­рушки.

Продолжается работа по умению при­слушиваться к звучанию игрушек, предме­тов, издающих различные звуки; к низкому и высокому звучанию музыкальных инст­рументов, к плясовым и спокойным мело­диям. Учат детей по-разному реагировать на спокойные и плясовые мелодии, побуж­дая двигать руками и ногами в ответ на пе­ние взрослого. Формируется слуховое предвосхищение на основе зрительно-слу­ховой ориентировки: умение прислуши­ваться к звучанию невидимой игрушки, ожидать ее появление в одном и том же ме­сте: из-под платочка, из коробки и т.д. Ре­бенка учат узнавать голос знакомого взрос­лого и различать интонации: ласковую и строгую, побуждающую, вопросительную.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.112 (0.138 с.)