Развитие зрительных ориентировочных реакций




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие зрительных ориентировочных реакций



Задачиданного направления ра­боты: формирование зрительной ориенти­ровочной активности, зрительной ориенти­ровки в окружающем, развитие зрительно­го сосредоточения и слежения.

Содержание коррекционного обучения на этом этапе включает развитие зритель­ного сосредоточения на ярких и разнооб­разных игрушках и на лице взрослого, фор­мирование слежения (на расстоянии 50— 60 см) за движущимися и звучащими пред­метами и разговаривающим взрослым, ког­да ребенок находится в положении "под грудью" взрослого или в положении на спи­не (в манеже, на пеленальнике, на столе, на коленях у взрослого).

Развитие слуховых ориентировочных реакций

Задачи: формирование слуховой ори­ентировочной активности ребенка, слухо­вой ориентировки в окружающем, разви­тие слухового сосредоточения и локализа­ции звука в пространстве.

Содержание коррекционно-педагогического обучения основано на поэтапном раз­витии слухового сосредоточения (ребенок находится в положении "под грудью" взрослого или на спине). Ребенка побужда­ют к поиску справа-слева, сверху-снизу звучащей игрушки или взрослого, разгова­ривающего с ним, напевающего ему. Ос­новное внимание на I этапе коррекционно-педагогической работы уделяется форми­рованию зрительно-слуховых и зрительно-двигательно-слуховых связей у ребенка.

Развитие эмоционально-положительных реакций

Задача: развитие первых эмоциональ­но-положительных реакций.

Содержание обучения направлено на обогащение тактильных, вестибулярных, зрительных и звуковых впечатлений ре­бенка в целях вызывания и стимулирова­ния первой улыбки. Далее улыбка вызыва­ется, закрепляется и поддерживается в от­вет на социальные воздействия (на вид, го­лос, улыбку взрослого, эмоционально-рече­вое обращение взрослого к ребенку).

Развитие предпосылок к эмоционально­му общению
со взрослым

Задачи: установление и поддержание контакта взглядами, поддержание эмоцио­нально-положительных реакций и звуко­вой активности детей.

Установлению и поддержанию контакта взглядами способствуют физические воз­действия взрослого: поглаживание, покачи­вание, переборы пальчиков малыша и т.д., а также разговор взрослого, эмоционально выразительный и личностно адресованный малышу, напевание песенок, потешек. Эмоционально-положительные реакции ребенка поддерживаются ответной улыб­кой взрослого. Развитию звуковой актив­ности способствуют игры с воспроизведе­нием звуков из "набора" самого малыша.

Формирование первых контактов между детьми

Задачи: формирование зрительного со­средоточения на другом ребенке и эмоцио­нально-положительного отношения к нему.

В целях формирования первых эмоцио­нальных контактов между сверстниками следует развивать длительность зритель­ного сосредоточения на другом ребенке. Малыша кладут на спинку рядом с другим ребенком, более старшего возраста. Эмо­ционально общаясь со старшим, взрослый добивается от него звуков гуления или ле­пета, с тем чтобы привлечь зрительное внимание младшего, а затем добиться и зрительного сосредоточения на лице дру­гого ребенка. Если внимание малыша не удается привлечь к другому ребенку, взрослый берет его ручки и обхватывает ими лицо его старшего соседа, тем самым устанавливая зрительный контакт между ними. Можно приближать детей друг к другу и разводить, держа их на руках в вертикальном положении.

Нормализация тонуса рук, физиологического положения кисти и пальцев руки

Данное направление в работе является необходимым для детей, у которых наблюда­ется синдром двигательных нарушений в ви­де нарушений нервно-мышечного тонуса. Значимость этого направления работы осо­бенно велика, если иметь в виду роль разви­тия движений руки в формировании речи.

Нормализация тонуса рук осуществля­ется посредством дифференцированного массажа. Нервно-рефлекторный механизм воздействия массажа является ведущим фактором, однако не единственным. Нам представляется существенным психологи­ческий аспект его действия, когда телесный физический контакт ребенка и взрослого создает условия для формирования у малы­ша, воспитывающегося в интернатных ус­ловиях, чувства защищенности и безопас­ности, что в дальнейшем является важной предпосылкой для формирования потреб­ности в общении со взрослым.

Приемы массажа рук и те или иные уп­ражнения целесообразно подбирать совме­стно с врачом лечебной физкультуры и массажистом для каждого ребенка отдель­но, в зависимости от структуры двигатель­ных нарушений.

Развитие движений руки

Задачи: обогащение тактильной чувст­вительности рук, формирование первых движений наталкивания, схватывания и ощупывания предметов.

На основании ладонного (хватательного) рефлекса следует вызывать рефлекторное схватывание и удержание мягких и теплых предметов, удовлетворяющих потребность ребенка в безопасности и защищенности, обогащать тактильную чувствительность рук, подготавливая появление осязания, побуждать наталкиваться и схватывать од­ной своей ручкой другую, схватывать коле-ночку, ножку, ощупывать лицо взрослого, свое лицо в положении на спине, на коле­нях у взрослого, в положении на животе.

Побуждать ребенка наталкиваться ручками на низко висящие игрушки, захватывать их, ощупывать.

Развитие общих движений

Учитывая положение педагогики ранне­го возраста о единстве и взаимодействии моторного и психического развития, в за­нятиях дефектолог должен активно исполь­зовать игры и упражнения, формирующие общие движения. Игры и упражнения для каждого ребенка подбираются совместно с врачом-невропатологом и врачом лечебной физкультуры с учетом возраста ребенка, синдрома двигательных нарушений и уров­ня развития движений.

Задачи: развитие общей двигательной активности детей, развитие умения удержи­вать голову в горизонтальном и вертикаль­ном положениях, развитие упора ног в гори­зонтальном положении (лежа на спине).

Основное внимание в работе уделяется развитию приподнимания и удерживания головы ребенком в положении лежа на жи­воте и в вертикальном положении на руках у взрослого. Для развития приподнимания и удерживания головы, опорной реакции рук, приподнимания корпуса можно ис­пользовать специальные упражнения ле­чебной физкультуры, способствующие тренировке этих движений, а также раз­личные приспособления: валики, клино­видные подушки, надувные круги, надув­ные бревна.

В целях развития опорной реакции де­тей побуждают отталкиваться ножками от боковины пеленальника, от стены или ма­нежа.

Нормализация дыхания

Нормализация дыхания приобретает особенно важное значение для детей с ран­ним поражением центральной нервной си­стемы, в генезисе которых имеется гипо­ксия головного мозга, для недоношенных детей в связи с несовершенством у них ды­хательной системы и детей часто болею­щих. Комплекс упражнений дыхательной гимнастики для каждого ребенка необходи­мо подбирать совместно с врачом-педиат­ром и врачом лечебной физкультуры. Целе­сообразно использовать упражнения дыха­тельной гимнастики, предложенные В.Л.Страковской и В.Е.Ладыгиной (1990, 1991) для недоношенных детей первого года жизни.

Дыхательная гимнастика на I этапе кор­рекционной работы должна быть направле­на на активизацию вдоха и выдоха.

Нормализация состояния и функциони­рованияорганов артикуляции

Нормализация состояния и функциони­рования органов артикуляции достигается посредством массажа мышц лица, губ, язы­ка и пассивными упражнениями артикуля­ционной гимнастики. Массаж и артикуля­ционная гимнастика способствуют норма­лизации тонуса мышц, стимулированию кинестетических ощущений. На I этапе коррекционно-педагогической работы применяется только поглаживающий мас­саж. Приемы массажа и пассивные упраж­нения для губ и языка подбираются инди­видуально для каждого ребенка совместно с врачом-невропатологом.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.85.57.0 (0.008 с.)