Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальное и эмоциональное развитие в младенчестве

Поиск

Исследователи выделяют шесть стадий детского эмоционального развития в младенчестве и раннем детстве.

По мнению Эйнсворт, поведение привязанности обеспечивает близость к некоторым людям; и младенец, и взрослый должны вести себя так, чтобы их поведение способствовало формированию привязанности. Согласно Боулби, человек рождается с набором запрограммированных моделей поведения, способствующих развитию привязанности. Поведение привязанности как матери, так и младенца развивается постепенно и реципрокно.

Боязнь незнакомых людей и страх отделения появляются в возрасте примерно 7 месяцев и существенно варьируют по своей интенсивности у разных детей.

Гипотеза несоответствия — это одно из объяснений появления боязни незнакомых людей и страха отделения. Социальные эталоны глубоко влияют на эмоциональные реакции младенца.

Паттерны ранних отношений

Тест Эйнсворт «Незнакомая ситуация» используется для оценки качества привязанности младенца к тем, кто о нем заботится. Безопасная (надежная) привязанность тесно связана с ответственным стилем родительского поведения.

316 Часть II. Детство

• Небезопасная (ненадежная) привязанность имеет три формы: избегающую, амбивалентную и дезорганизованно-дезориентированную, каждая из которых связана с безответственным, индифферентным или обидчивым стилями родительского поведения.

• Матери и те, кто заботится о детях, проявляющие больше вербальной отзывчивости и внимания к ним, обычно выращивают детей, отличающихся общительностью и, впоследствии, большей автономностью.

• Наблюдая за реакциями младенца, те, кто о нем заботится, узнают, когда ребенок наиболее восприимчив к их сигналам; чем больше сходство между поведением ребенка и заботящимся о нем, тем более внимательным будет малыш.

• По мере роста ребенка родители все больше и больше структурируют свои отношения с ним через создание поддерживающих конструкций.

• Ранняя синхронность и обмен сигналами закладывают фундамент для долговременных паттернов взаимодействия.

• Учреждения дневного ухода за детьми и наличие многочисленных людей, заботящихся о младенце, могут не оказывать негативного влияния на формирование его привязанности; приспособление к яслям и детским садам происходит легче у тоддлеров, имеющих опыт взаимодействия с множественными «показателями заботы».

• Недостаток любви и внимания к ребенку со стороны того, кто о нем заботится, может привести к возникновению синдрома неполноценности роста.

• Жестокое обращение с детьми в период младенчества может вылиться в формирование небезопасной привязанности и вызвать задержки развития.

• Если младенец рождается незрячим, существует опасность, что общение и синхронность будут потеряны; родителей можно обучить наблюдению и интерпретации сигналов, которые ребенок подает руками.

• Когда ребенок рождается с нарушениями слуха и глухотой, общение может нарушиться, когда реакции младенца не удовлетворяют ожиданий родителей; здесь также может помочь специальная подготовка родителей.

Отцы, братья, сестры и семейная система

• Отцы могут быть так же восприимчивы к сигналам младенцев, как и матери, младенцы могут формировать такую же привязанность к отцам, как и к матерям.

• Отцы с большей вероятностью будут держать младенцев на руках и обычно проявляют больше физической силы и спонтанности.

• Отцы, являющиеся значимыми фигурами в мире их детей, становятся важными ролевыми моделями.

• Рождение первенца может стать источником повышенного напряжения для супружеских^ отношений.

• Сиблинги формируют важные и долговременные привязанности друг к другу начиная с младенчества.

• Двумя негативными аспектами отношений сиблингов являются их соперничество и детронизация (умаление роли) старшего ребенка.

Глава 6. Младенцы и тоддлеры: личность и социокультурное развитие 317

. Дедушки и бабушки, по сравнению с родителями, часто дают детям больше одобрения, поддержки, симпатии и сочувствия и меньше наказывают их.

Развитие личности на втором году жизни

. Согласно Эриксону, развитие базального доверия к миру против чувства недоверия знаменует собой первую стадию психосоциального развития.

. Младенцы приобретают чувство доверия в результате ответственного подхода родителей к исполнению своих обязанностей по уходу за ними.

. Социальные эталоны — важный источник информации для младенцев.

. Посредством социальных эталонов и избирательного внимания родители передают детям ценности их культуры.

• Ближе к концу 2-го года жизни тоддлеры испытывают усиленный эмоциональный конфликт между их растущей потребностью в автономии и их остающейся зависимостью от родителей и ограниченными навыками.

• Попытки родителей приучить ребенка к дисциплине должны соразмеряться со здравым смыслом и совершаться с учетом потребности ребенка в безопасности, независимости и творческом самовыражении.

• Просоциальное поведение начинает развиваться у детей в возрасте между 18 и 24 месяцами.

• Сначала младенцы не могут дифференцировать себя от окружающего мира, но постепенно осознают, что они являются отдельными и уникальными существами.

• Самосознание — это функция самоизучения, когнитивного взросления и размышлений о себе.

Занятость родителей

• Социальная экология заботы о ребенке может глубоко повлиять на детское развитие.

• Родители в Соединенных Штатах получают мало государственной поддержки; они прибегают к услугам как формальных, так и неформальных учреждений, занимающихся уходом за детьми.

• И частные семейные дома заботы о ребенке, и профессиональные центры ухода за детьми способны обеспечить здоровое развитие младенцев и тодд-леров.

• Самочувствие детей в дневных центрах ухода зависит от их пола, материального достатка семьи и качества получаемой ими заботы.

• Существует два объяснения того, почему некоторые младенцы испытывают проблемы, когда на 2-м году жизни о них начинают заботиться посторонние люди (не родители): модель отделения от матери и модель качества материнской заботы.

ГЛАВА 7

Раннее детство: физическое, когнитивное и речевое развитие

Предварительный обзор

Знаете ли вы?

Как происходит в период раннего детства изменение тела ребенка, его младенческих

черт?

Что такое интенсивное развитие мозга и почему теоретики называют первые несколько

лет жизни окном возможностей?

Что такое латерализация (мозга) и как она происходит?

Как происходит развитие мелкой и грубой моторики в ходе раннего детства?

Какова разница между внутренней и внешней мотивацией?

Каковы отличия дооперационального детского мышления от мышления старших детей

и взрослых?

Почему символическая репрезентация столь важна для когнитивного и речевого развития?

Как Пиаже оценивал различия дооперационального мышления детей и мышления детей старшего возраста и почему он мог ошибаться в своих заключениях? Как информационный подход к развитию объясняет функционирование памяти и каковы ее ограничения у маленьких детей по сравнению с памятью старших детей и взрослых? Какие существуют свидетельства того, что дети изобретают собственные правила речи, основываясь на словах и высказываниях, которые они слышат вокруг себя? Как у маленьких детей развиваются навыки ведения беседы? Что такое субдиалекты, чем они отличаются от настоящих диалектов? Положительна или отрицательна для детей двуязычность? В какие виды игры включаются маленькие дети и почему они важны для научения и когнитивного развития?

Это главные темы главы.

Дети в возрасте от 2 до 6 лет сравнительно недавно прибыли в этот мир, и демонстрируемые ими проявления мышления часто одновременно и изумляют, и наводят на размышления. Прочтите следующий отрывок из «Винни-Пуха», где нашли отражение когнитивный и социальный эгоцентризм ребенка, наблюдаемые в раннем детстве, т. е. склонность ребенка видеть и интерпретировать вещи исключительно со своей позиции:

_______ Глава 7, Раннее детство: физическо е, когнитивное и речевое развитие 319

Вот однажды, гуляя по лесу, Пух вышел на полянку. На полянке рос высокий-превысо-кий дуб, а на самой верхушке этого дуба кто-то громко жужжал: жжжжжжж...

Винни-Пух сел на траву под деревом, обхватил голову лапами и стал думать.

Сначала он думал так: «Это — жжжжжжж — неспроста! Зря никто жужжать не станет. Само дерево жужжать не может. Значит, тут кто-то жужжит. А зачем тебе жужжать, если ты — не пчела? По-моему, так!»

Потом он еще подумал-подумал и сказал про себя: «А зачем на свете пчелы? Для того, чтобы делать мёд! По-моему, так!»

Тут он поднялся и сказал: «А зачем на свете мёд? Для того, чтобы я его ел! По-моему, так, а не иначе!»

И с этими словами он полез на дерево. Он лез и лез, и все лез, а по дороге он пел про себя песенку, которую сам тут же сочинил. Вот какую:

Мишка очень любит мёд!

Почему? Кто поймет?

В самом деле, почему

Мёд так нравится ему?1

Такие установки показывают нам, какой большой путь должен проделать ребенок в период между 2 и 6 годами, чтобы овладеть мыслительными процессами, необходимыми ему для учебы в школе. В течение этих 4 лет маленькие дети приобретают способность формировать реальные лингвистически грамотные понятия. Они начинают сознавать, что им по силам, а что — нет. Ребенок пытается обобщить свой опыт. Его рассуждения из ассоциативных постепенно превращаются в логические.

Кроме того, дети овладевают речью в объеме, необходимом для выражения своих мыслей, потребностей и чувств. Речевое развитие происходит стремительными темпами, в тесном взаимодействии с когнитивным и социальным. В то время как 2-летние дети выражают свои мысли одним-двумя словами, используя при этом собственную оригинальную грамматику, 6-летние говорят целыми фразами или даже группами предложений, обладающими правильной грамматической структурой. Осваивая правила синтаксиса и расширяя свой словарный запас, дошкольники одновременно осваивают и социальные ценности, такие как вежливость и послушание, тендерные роли. В результате язык становится своеобразным мостом между младенчеством и детством: с его помощью ребенок может сообщить и объяснить свои желания, потребности и наблюдения, и благодаря этому окружающие начинают общаться с ним совсем по-другому.

Параллельно этим переменам в когнитивной и речевой сфере быстро и разительно меняются внешний облик детей, их физические возможности. Пухлый малыш с большой головой и короткими конечностями превращается в довольно стройного 6-летнего ребенка, способного совершать более пластичные движения, обладающего большей координацией и физической силой. Дети совершенствуются в прыжках, беге и развивают мелкую моторику, необходимую для того, чтобы писать буквы алфавита, застегивать одежду или собирать головоломки.

Динамика, которую ребенок совершает в области мышления, языка и физических навыков в течение раннего детства, глубоко и тонко взаимосвязана. По мере того как дети приобретают большую физическую силу и совершенствуют моторные способности, у них появляется желание использовать свои возросшие возмож-

Перевод Б. Заходера.

32U часть ii. детство

ности для исследования и научения. Такая исследовательско-ориентировочная деятельность ведет, в свою очередь, к дальнейшему развитию силы и ловкости. Таким образом, способы поведения и мышления детей, а также пути развития их мозговых структур можно рассматривать как интегрированную и динамичную систему (Diamond, 2000; Johnson, 2000; Thelen, 1992; Thelen & Smith, 1996). Несмотря на то что понимание лабиринтов данной системы до сих пор еще недостаточно хорошо изучено, ниже будет предложено немало примеров из этой области.

Физическое развитие

В период с 2 до 6 лет, по мере того как тело меняет свои размеры, пропорции и форму, ребенок перестает выглядеть младенцем. Происходящее в этот период быстрое развитие мозга ведет к расширению когнитивных возможностей ребенка и к усовершенствованию грубой и мелкой моторики.

Размеры и пропорции тела

Педиатры следят за физическим развитием детей и составляют кривую их роста. Это позволяет врачам отнести полученные в результате данные к определенной процентильной группе с целью определения, как рост данного ребенка соотносится с ростом других детей того же возраста, и выявления сильных отклонений от нормы, которые могут свидетельствовать о каких-либо дефектах развития. Психологи, занимающиеся вопросами развития, также проявляют интерес к физиологическим аспектам роста, однако их больше интересует, как последние связаны с приобретением новых навыков.

Ни в коем случае не следует забывать, что основные выводы об особенностях роста могут и не относиться к конкретному ребенку. Рост любого из них обусловлен наследуемыми им генами, тем, как он питается, сколько времени посвящает игре и физическим упражнениям. Как мы увидели в главе 4, продолжительная нехватка питательных веществ может оказывать долговременные эффекты на физическое и моторное развитие детей. Перенесенные в течение раннего детства периоды неполноценного питания прямо и косвенно ограничивают когнитивное развитие детей. Ситуация развивается гораздо сложнее, чем в простой последовательности: недостаток полноценного питания — разрушение клеток мозга — задержка когнитивного развития (Brown & Pollitt, 1996). Неполноценное питание действительно является причиной разрушения мозговых клеток, которое иногда является обратимым, а иногда — нет. Однако в то же время оно запускает динамичный и реципрокный процесс, в ходе которого, например, ребенок становится заторможенным и лишь минимально исследует окружающую среду, учится у нее, а таким образом замедляется его когнитивное развитие. Кроме того, неполноценное питание приводит к задержкам физического роста и развития моторных навыков, что снижает родительские ожидания, а это, в свою очередь, тормозит когнитивное развитие.

Пропорции тела. На протяжении детства пропорции тела подвергаются чрезвычайным изменениям, как показано на рис. 7.1. Например, у новорожденных голова составляет четвертую часть тела. К 16 годам, несмотря на то что голова увеличивается в своих размерах вдвое, она составляет всего лишь восьмую часть длины тела. Быстрое удлинение нижней части тела начинается с наступления

Глава 7. Раннее детство: физическое, когнитивное и речевое развитие 321

Рис. 7.1. Изменение пропорций тела у мальчиков и девочек с рождения и до наступления физической зрелости. Источник: Nichols, В. (1990). Moving and learning: The elementary school physical education experience. St. Louis, MO: Times Mirror/Mosby college publishing

раннего детства; в это время дети утрачивают в значительной степени ту пухлость тела, которую принято связывать с младенчеством. Вместе с изменениями пропорций тела у ребенка в возрасте от 2 до 6 лет происходит и быстрое увеличение роста и массы тела. В течение этого периода здоровые дети прибавляют ежегодно в весе в среднем 2 кг, а в росте — 8 см. Однако, как и в случае с другими аспектами физического развития, важно помнить, что в целом они сильно различаются по темпам роста, по количеству добавляемых граммов и сантиметров в течение раннего детства. Родителям не следует пытаться «ускорить» рост своих детей, переводя их на усиленное питание, заставляя чрезмерно заниматься физическими упражнениями.

Центр тяжести у ребенка расположен выше, чем у взрослого; на верхнюю половину тела у него приходится большая часть веса. В силу названной причины маленьким детям сложнее управлять движениями своего тела. Они быстрее теряют равновесие, им трудно остановиться на бегу и не упасть. Затруднение вызывает попытка, не падая поймать большой мяч, помешать отобрать его (Nichols, 1990). По мере того как меняется телосложение ребенка, центр тяжести постепенно опускается в область таза.

Развитие скелета. Развитие костной системы детей сопровождается ростом их физической силы. Кости развиваются и делаются твердыми благодаря процессу оссификации, начинающемуся еще до рождения и превращающему мягкие ткани или хрящи в кости. Скелетный возраст, определяемый тем, в какой стадии созревания находятся кости, оценивается, как правило, с помощью рентгеновского снимка костей кисти. Рентгеновские снимки показывают степень оссификации, или зрелости, костей. У детей-одногодков скелетный возраст может отличаться на 4 года. Например, у 6-летних детей он может варьировать от 4 до 8 лет (Nichols, 1990).

322 Часть II. Детство

Рентгеновский снимок кисти 2-летнего ребенка (слева) и 6-летнего ребенка (справа).

Обратите внимание на значительно более высокую степень оссификации костей

у ребенка старшего возраста

Развитие головного мозга

Стремительные изменения размеров и пропорций тела являются зримым свидетельством роста ребенка, но параллельно с этим происходят невидимые физиологические изменения в головном мозге. Когда дети достигают 5-летнего возраста, их головной мозг становится по своим размерам почти таким же, как у взрослого человека. Его развитие способствует осуществлению более сложных процессов научения, разрешения проблем и употребления языка; в свою очередь, перцептивная и моторная деятельность вносят свой вклад в создание и укрепление межнейронных связей.

Развитие нейронов, 100 или 200 миллиардов специализированных клеток, составляющих нервную систему, начинается еще в эмбриональном и фетальном периодах и практически завершается к моменту родов. Глиальные клетки, выполняющие функцию изоляции нейронов и повышающие эффективность передачи нервных импульсов, продолжают расти в течение всего 2-го года жизни. Быстрый рост размера нейронов, количества глиальных клеток и сложности синапсов (межнейронных областей контакта) является причиной интенсивного развития мозга в период с младенчества до 2-летия, который продолжается (хотя и немного снизив темп) в течение всего раннего детства. Интенсивное развитие мозга является временем значительной пластичности или гибкости, на протяжении которого ребенок гораздо быстрее и с большей вероятностью восстановится после повреждения мозга, чем в старшем возрасте; взрослые не обладают свойством пластичности (Nelson & Bloom, 1997).

Происходящее в раннем детстве созревание центральной нервной системы (ЦНС) также включает в себя миелинизацию (образование защитного слоя из изолирующих клеток — миелиновой оболочки, которая покрывает быстродействующие проводящие пути ЦНС) (Cratty, 1986). Миелинизация проводящих путей моторных рефлексов и зрительного анализатора происходит в раннем мла-

Глава 7. Раннее детство: физическое, когнитивное и речевое развитие 323

енчестве. В дальнейшем миелинизируются двигательные пути, необходимые я организации более сложных движений, и, наконец, волокна, пути и структу-пы управляющие вниманием, зрительно-моторной координацией, процессами памяти и научения. Наряду с развитием головного мозга продолжающаяся мие-линизация ЦНС коррелирует с ростом когнитивных и двигательных способностей и качеств ребенка в дошкольные годы и позже.

В то же время специализация, происходящая в результате уникального опыта каждого ребенка, повышает количество синапсов некоторых нейронов и уничтожает, или «купирует» синапсы других. Как объясняют Элисон Гопник и ее коллеги (Gopnik, Meltzoff & Kuhl, 1999), нейроны в мозге новорожденного в среднем имеют примерно по 2500 синапсов, а к возрасту 2-3 лет их число у каждого нейрона достигает максимального уровня — 15 000, что, в свою очередь, гораздо больше, чем это характерно для мозга взрослого человека. Как говорят исследователи: Что происходит с этими нервными связями, когда мы становимся старше? Мозг не занимается постоянно созданием все большего числа синапсов. Вместо этого он создает множество связей, в которых нуждается, а затем от многих из них избавляется. Оказывается, что удаление старых связей — столь же важный процесс, как и создание новых. Синапсы, которые несут наибольшее количество сообщений, становятся сильнее и выживают, тогда как слабые синаптические связи обрываются... В возрасте между 10 годами и наступлением пубертата мозг безжалостно разрушает свои самые слабые синапсы, сохраняя только доказавшие на практике свою полезность (Gopnik, Meltzoff & Kuhl, 19996 p. 186-187).

Появление знаний о раннем развитии мозга привело многих исследователей к выводу о том, что вмешательства и коррекционные мероприятия для детей, находящихся в зоне повышенного риска возникновения нарушений когнитивных способностей и задержек развития из-за проживания в условиях материальной бедности и интеллектуального голода, должны начинаться на самых ранних этапах. Традиционные программы Head start (главный старт), например, начинаются в течение периода, называемого «окном возможностей» развития мозга, т. е. в течение первых 3 лет жизни. Как отмечали Крег, Шэрон Рэмей и их коллеги (Ramey, Campbell & Ramey, 1999; Ramey, Ramey, 1998), главные проекты, участниками которых становились еще младенцы, оказывали гораздо большее воздействие, чем интервенции, начатые позже. Несомненно, эти и другие авторы замечают, что в данном случае качество — это все (Burchinal et al., 2000; Ramey, Ramey, 1998). Оказалось, что посещение детьми специальных центров приводит к лучшим результатам (NICHD, 2000), и этот подход следует интенсивно использовать в таких областях, как правильное питание и другие потребности, связанные со здоровьем, социальным и когнитивным развитием, функционированием ребенка и семьи. Величина получаемых от прохождения программы преимуществ, по мнению исследователей Рэмей (Ramey, Ramey, 1998, p. 112), зависит от следующих факторов.

• Соответствие программы культуральной принадлежности уровню развития ребенка.

• Расписание занятий.

• Интенсивность обучения.

• Охват тем (широта программы).

• Ориентация на индивидуальные риски или нарушения.

324 Часть II. Детство

Это не означает, что первые 3 года жизни являются критическим периодом и что по прошествии данного времени окно каким-либо образом захлопнется. Качественные изменения, происходящие в старшем возрасте, также являются полезными, и, как подчеркивали многие исследователи (например, Bruer, 1999), научение и соответствующее ему развитие мозга продолжается на всем протяжении жизни. В процессе совершенствования наших знаний о раннем развитии мозга мы понимаем значение первых 3 лет жизни для любого ребенка, независимо от того, попадает он в группу риска или нет. Исследователям необходимо пройти долгий путь, прежде чем они смогут сделать вывод, какие переживания и опыт в какой момент данного периода имеют определяющее значение.

Литерализация. Поверхность мозга, или церебральная кора {cerebral cortex), разделяется на два полушария — правое и левое. Каждое полушарие имеет свою специализацию в области обработки информации и управления поведением; это явление получило название латерализации. В 60-е годы XX века Роджер Сперри с коллегами подтвердили наличие латерализации, проводя изучения последствий хирургических операций, направленных на лечение людей, страдающих эпилептическими припадками. Ученые обнаружили, что рассечение нервной ткани {corpus callosum{), соединяющей два полушария, может существенно снизить частоту припадков, оставляя при этом нетронутыми большинство способностей, необходимых для повседневного функционирования. Однако левое и правое полушария человека оказываются во многом независимыми и не могут устанавливать связь друг с другом (Sperry, 1968). В настоящее время хирургия, связанная с лечением эпилептических припадков, является гораздо более специфичной и тонкой.

Левое полушарие контролирует моторное поведение правой стороны тела, а правое — левой стороны (Cratty, 1986; Hellige, 1993). В некоторых аспектах функционирования, однако, одно полушарие может быть более активным, чем другое. Рисунок 7.2 является иллюстрацией этих функций полушарий в том виде, как они осуществляются у правшей; у левшей некоторые функции могут иметь обратную локализацию. Необходимо помнить, что большая часть функционирования нормальных людей связана с деятельностью всего мозга (Hellige, 1993). Латерализованные (или другим образом специализированные) функции говорят о большей степени активности в данной области, чем в остальных.

Наблюдая за тем, как и в какой последовательности дети проявляют свои навыки и умения, мы замечаем, что развитие полушарий мозга происходит не синхронно (Tratcher, Walker & Guidice, 1987). Например, лингвистические способности очень быстро развиваются в период с 3 до 6 лет, и левое полушарие большинства детей, отвечающее за них, ускоренно растет именно в это время. Созревание правого полушария в раннем детстве, напротив, идет более медленными темпами и несколько ускоряется в течение среднего детства (8-10 лет). Специализация полушарий головного мозга продолжается в течение всего периода детства и завершается в подростковом возрасте.

Рукость. Ученых давно занимал вопрос, почему дети, как правило, предпочитают действовать какой-либо одной рукой (и ногой) больше, чем другой, обычно — правой. У большинства детей этот «правосторонний» выбор связан с сильным доминированием левого полушария мозга. Но даже при таком доминировании

Corpus callosum (лат.) - мозолистое тело. — Примеч. перев.

Глава 7, Раннее детство: физичес кое, когнитивное и речевое развитие 325

Рис. 7.2. Функции левого и правого полушарий. Источник:

Shea С. Н., Shebilske W. L. & Worchel S. 1993. Motor learning

and control, englewood cliffs, NJ: Prentice-Hall, p. 38

маленькие дети способны научиться использовать свою «нелюбимую» руку для решения определенных задач. С течением времени подобная гибкость ими утрачивается. Ученые, занимающиеся вопросами мозговой асимметрии, предполагают, что у правшей, составляющих большую часть населения планеты, речь локализована в левом полушарии. У оставшихся 10% людей, являющихся левшами, за речевые функции обычно отвечают обе стороны мозга, а не какое-то одно полушарие. Это, возможно, говорит о том, что у левшей латерализация мозговых полушарий не столь выражена, как у правшей (Hiscock, Kinsbourne, 1987). Кроме того, многие левши в действительности оказываются амбидекстрами, т. е. могут довольно хорошо, включая нормальную координацию движений, владеть обеими руками.

Давно замечено, что у большинства детей предпочтение правой или левой руки вырабатывается постепенно, становясь устойчивым в промежутке между ранним и средним детством (Gesell, Ames, 1947); исследования показывают, что предпочтение одной из них присутствует у некоторых детей уже в возрасте 20 месяцев (Tirosh, Stein, Harel & Scher, 1999). Предпочтение той или иной руки может указывать как на усиливающуюся специализацию полушарий мозга и его созревание, так и на существование давления со стороны родителей и учителей, приучающих детей пользоваться «социально предпочитаемой» правой рукой. Однако преобладает мнение, что ребенку необходимо разрешать пользоваться той рукой, которой удобнее, позволять ему развиваться естественным путем, без вмешательств со стороны. Это становится особенно важным, если, как считают многие исследователи, рукость действительно имеет генетическую основу и, та-

326 Часть II. Детство

Контрольные вопросы к теме

«Физическое развитие»

• Неполноценное питание в раннем детстве обычно вызывает необратимые разрушения мозга.

• Скелетный возраст определяется по степени оссификации костей.

• На протяжении жизни среднее количество межнейронных синапсов постоянно увеличивается.

• По отношению к развитию мозга первые 3 года жизни являются окном возможностей, которое практически закрывается по завершении данного периода.

• Рукость является результатом латерапизации.

Вопрос для размышления Почему взаимодействие между питанием в раннем детстве и развитием мозга является динамическим пррцессом?

ким образом, является запрограммированной (Bryden, Roy, McManus, Bulman-Fle-ming, 1997; McKeever, 2000).

Большинство детей в возрасте от 3 до 5 лет также обнаруживают устойчивое предпочтение правой или левой ноги. Недавно ученые высказали предположение, что «ногость» в значительно меньшей степени испытывает на себе социальные влияния, чем рукость. Например, родители могут заставлять левшей переучиваться, чтобы они делали все правой рукой. Неудача в выборе предпочитаемой ноги может оказаться, возможно, более чувствительным индикатором отставания в моторном и когнитивном развитии, связанного с установлением данного предпочтения (Bradshaw, 1989; Gabbard, Dean & Haensly, 1991).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.138.89 (0.015 с.)