Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социокультурные влияния на развитие в течение жизниСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Здесь мы с вами рассмотрим, как происходит взаимодействие развития каждого индивида с изменяющимися культурными и историческими факторами, создавая известные поколения и когорты. Несколько классических исследований были посвящены поколению американцев (США), родившихся в годы Великой депрессии, подростками пережившими Вторую мировую войну. Эти люди поступили в колледжи или вышли на рынок труда в течение послевоенного бума конца 40-х - начала 50-х годов XX века, и многие из них служили в рядах вооруженных сил во время войны в Корее. Далее последовал период экономического благоденствия и сравнительно низкого Уровня безработицы. Таким образом, период, в течение которого это поколение 1 48 Часть I, Начало вступало во взрослость, был насыщен широким спектром исторических факторов (Featherman, Hogan & Sorenson, 1984). Сравните эту когорту с детьми послевоенного бума, рожденными после Второй мировой войны в промежуток с 1946 по 1960-е годы. Представители этой достаточно большой группы, будучи детьми и подростками, пользовались благами растущей экономики, а юношеский и взрослый возраст переживали в «бурные шестидесятые». Похожи ли члены этих двух когорт? В некоторых отношениях да, но в других — они обладают совершенно определенными различиями. Пол Балтес (переключившийся на изучение факторов старения в течение последних лет) в 1987 году изобрел теоретические рамки, до сих пор позволяющие проникнуть в суть взаимодействия исторических изменений и изменений, обусловленных развитием (Bakes, 1987; Hetherington & Bakes, 1988). Он предположил, что существует взаимодействие трех основных факторов. Нормативные возрастные факторы — это биологические и социальные изменения, обычно появляющиеся у людей определенного возраста, живущих в данной культуре. В эту категорию включаются вступление в пубертат, менопауза и некоторые физические аспекты старения, а также такие предсказуемые социальные события, как поступление в школу, вступление в брак или выход на пенсию, которые часто происходят в определенное время, хотя, опять же, в различных обществах это время может существенно различаться. Нормативные исторические факторы — это исторические события, такие как войны, депрессии и эпидемии, одновременно воздействующие на большое число индивидуумов. Ненормативные факторы — это индивидуальные события, происходящие в жизни человека, время наступления которых не поддается предсказанию. Среди примеров таких факторов можно привести развод, безработицу, болезнь, смену места жительства, внезапные экономические потери или приобретения, изменения карьеры и даже случайную встречу с влиятельным человеком — это критические события, которые могут определять поворотные моменты в жизни индивида. Поэтому развитие — это больше, чем просто продукт возраста или истории; с ним связаны последовательность наступления и степень влияния некоторых событий, воздействующих на нас как на группу или как на уникальных индивидов. Балтес предположил, что такие факторы, как раса, пол и принадлежность к социальному классу, является посредником, обусловливающим тип и последствия их влияний. Например, девочки повсеместно вступают в пубертатный период (нормативный возрастной фактор) раньше, чем мальчики. В США черные мужчины с большей вероятностью пополнят ряды безработных (ненормативный фактор), чем белые мужчины. Последствия развода в семье белых людей и в семье чернокожих могут быть различными (Harrison, Wilson, Pine, Chan & Buriel, 1990), хотя, как всегда, необходимо учитывать этнические различия среди черных и белых людей, которые могут корректировать такие наблюдения или даже полностью менять их. Степень воздействия этих факторов также изменяется в соответствии с возрастом. Дети и пожилые взрослые острее чувствуют на себе влияния нормативных возрастных факторов. Подростки и молодые люди наиболее остро чувствуют на себе влияния нормативных исторических факторов; попытки найти первую работу во время депрессии или участие в военных действиях с наибольшей вероятностью приходятся именно на это поколение. Ненормативные события могут Глава 3. Наследственность и среда 1 49 происходить в любое время, но их последствия могут сглаживаться семьей и друзьями. Кумулятивный эффект этих событий может быть особенно важным для людей старшего возраста. Рисунок 3.9 и табл. 3.6 показывают, как эти влияния взаимодействуют у людей различных возрастов, относящихся к различным поколениям. Таблица 3.6 Воздействие исторических событий на различные возрастные когорты
Глен Элдер и его коллеги (Elder, Caspi & Burton, 1988; см. также Elder, 1998) предложили другой, до сих пор актуальный пример того, как взаимодействие исторических и возрастных факторов, опосредованное фактором пола, приводит к различным результатам. Две группы людей участвовали в рамках долговременного лонгитюдного исследования. Члены первой группы были младенцами, когда началась Великая депрессия. Члены второй группы в то время находились в школьном возрасте (около 10 лет). Для реального восстановления после Депрессии потребовалось приблизительно 9 лет, поэтому в период экономических трудностей членам первой группы было от 1 до 10 лет, а членам второй группы — от 10 до 18 лет. Элдер с коллегами обнаружили, что испытуемые, бывшие маленькими 1 50 Часть I. Начало Рис. 3.9 Профиль влияний факторов на протяжении жизненного пути. Нормативные возрастные, исторические факторы и ненормативные факторы в различные периоды жизненного пути людей воздействуют на них по-разному мальчиками в те годы, демонстрировали более негативные последствия стресса и депривации, пережитых их семьями, чем мальчики, бывшие в то время постарше. На самом деле, старшие мальчики часто работали, чтобы помочь семье выжить, ограничивая, таким образом, дальнейшее столкновение с семейными проблемами, часто сопровождающими безработицу и бедность. Изучавшиеся девочки демонстрировали другие результаты. Младшие девочки, очевидно, сформировали необычайно сильные отношения с матерями в период, когда семьи страдали от экономических неурядиц. Следовательно, они во время Великой депрессии были решительнее ориентированы на цель, компетентнее, увереннее, чем девочки, бывшие в то время подростками. На основании этих результатов можно сделать несколько выводов (адаптировано из Stoller, Gibson, 1994). 1. На процесс развития и старения влияют индивидуальные особенности человека, события, происходящие в его жизни, а также его способы адаптации к этим событиям. 2. Некоторые индивидуальные особенности влияют на спектр возможностей, предоставляемых человеку его временем. Например, чернокожий мужчина в 50-е годы XX века располагал совершенно иными социальными возможностями, чем живший в то же время его белый ровесник. В результате и жизненный опыт, и способы адаптации к жизненным обстоятельствам у людей различаются. Глава 3. Наследственность и среда 151 3. Характерные особенности исторического периода, в который человеку выпало появиться на свет, формируют приобретаемый им в ходе развития опыт. Пол, раса, принадлежность к национальному меньшинству, социальному и экономическому классу также оказывают влияние на ход жизни человека. 4. Несмотря на то что общественно-исторические условия существенно влияют на формирование индивидуального опыта людей, одни и те же социальные и исторические события по-разному сказываются на жизни преуспевающих и не преуспевающих членов общества. Дональд Дж. Эрнандес (Hernandez, 1994) провел историческое исследование, целью которого было изучение условий жизни детей на протяжении 150 лет. В процессе работы он использовал понятие «жизненный путь». Эрнандес рассматривал жизни детей как «траектории, отличающиеся продолжительностью, длительностью и порядком наступления конкретных событий и появления определенных возможностей в жизни ребенка, а также количественным составом его семьи, родом занятий ее членов» (р. 1). Следующие примеры биографий помогают проиллюстрировать, как культурные и исторические обстоятельства, в которых оказывались люди в различные моменты своей жизни, повлияли на их установки, жизненные ценности и способности. Рут родилась в России в 1913 году. Одна из пятерых детей в семье правоверных евреев, она подвергалась гонениям, так как ее семья неоднократно переживала еврейские погромы. Когда Рут было 12 лет, ее семья переехала в Соединенные Штаты и поселилась в Канзас-Сити, штат Миссури, где девочка пошла в школу. Через 4 года ее отец, бедный портной, настоял на том, чтобы Рут бросила школу и помогала обеспечивать семью, в которой к этому времени было уже семь детей. Несмотря на отсутствие образования, Рут удалось через несколько лет скопить достаточно денег, чтобы переехать в Нью-Йорк, где она познакомилась со своим будущим мужем. Они вырастили двоих детей, которые оба окончили университет и сделали неплохую карьеру. Из-за страшных уроков, которые жизнь преподнесла ей в детстве, Рут, выйдя замуж, словно улитка, спрята- Контрольные вопросы к теме: «Процессы, выходящие за рамки микросистемы» • Дети одной семьи занимают, по сути, одну и ту же нишу развития, имеют общие переживания и отношения с родителями. • В мультиэтничных обществах в основном семьи перенимают культуру большинства и передают ее своим детям. • По большей части семейные процессы подобны улице с односторонним движением, где родители воздействуют на ребенка, а ребенок не обладает возможностью оказывать сколько-нибудь значимое влияние на родителей. • Нормативные возрастные факторы универсальны для различных культур. • Нормативные исторические события оказывают глубокие последствия на жизненный путь переживающих их когорт. Вопрос для размышления В каких аспектах семейные системы являются динамичными?
ВРЕЗКА 3.3
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.186.156 (0.01 с.) |