Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные эталоны и культурные значения

Поиск

Как мы уже увидели ранее, важным средством родительского влияния является подача ребенку опорных сигналов. Когда младенцы не уверены в безопасности ситуаций или в правильности своих действий, они могут следить за выражением лица родителя, стараясь уловить тот или иной эмоциональный сигнал. Например, в главе 5 мы уже могли оценить эффективность таких сигналов при поощрении или предостережении младенца преодолеть «визуальный обрыв», а ранее в данной главе мы видели, как социальные эталоны действуют при поощрении ребенка проявить расположение к незнакомцу. Младенцы ожидают эмоциональных сигналов и при других обстоятельствах, например, когда они не знают, насколько далеко им можно отойти от матери, разрешают ли им обследовать незнакомую игрушку. Младенцы ждут таких сигналов не только от матери, но и от отца. Хотя когда рядом находятся оба родителя, они смотрят чаще на мать, чем на отца, сигналы, исходящие от отца, похоже, регулируют их поведение столь же эффективно (Hirshberg, Svejda, 1990).

Что произойдет, если один родитель будет побуждать ребенка изучить неизвестную игрушку, а второй станет выражать неодобрение и проявлять беспокойство по этому поводу? В исследовании, проведенном с годовалыми детьми (Hirshberg, 1990), родителям предлагали подавать согласующиеся или противоречивые эмоциональные сигналы. Младенцы гораздо легче принимали согласующиеся эмоциональные сигналы, независимо от того, были ли оба родителя довольны или обеспокоены, чем сигналы, противоречащие друг другу. Фактически, когда дети видели противоположные выражения лиц у родителей, например довольное у матери и испуганное у отца, они разнообразными тревожными действиями выражали свою озадаченность. Некоторые сосали палец или раскачивались в волнении; другие полностью отказывались от своих намерений; третьи бесцельно бродили или выглядели дезориентированными. По-видимому, годовалые дети необыкновенно восприимчивы к эмоциональным сигналам родителей.

Глава 6, Младенцы и тоддлеры: личность и социокультурное развитие 303

Благодаря социальным эталонным сигналам и избирательному вниманию родители передают ценности своей культуры уже годовалым детям. Подобная передача культурных значений была продемонстрирована в серии исследований племени кунг сан, живущего на территории Ботсваны и занимающегося охотой и собирательством (Bakeman, Adamson, 1990). В их культуре совместному владению различными предметами придается большое значение. Когда культуральные антропологи провели наблюдения за поведением матерей и их 10- и 12-месячных детей, они с удивлением обнаружили, что, в отличие от многих американских родителей, африканские мамы и папы, казалось, не обращали никакого внимания на то, что их дети исследовали посторонние предметы. Они не улыбались, не говорили ничего по этому поводу, не наказывали детей, если те подбирали листья, ветки, кусочки пищи, скорлупу орехов, кости и т. п. Они словно показывали всем своим видом: «Наш ребенок учится». Однако взрослые привлекали внимание ребенка к тому, что вещами надо делиться, обращаясь к детям с такими высказываниями, как: «Дай-ка это мне» или: «А ну, передай это».

Родители также знакомят малышей с культурными значениями, включая тод-длеров в социальные взаимодействия, пусть даже они оказываются второстепенными участниками социальной жизни семьи и общины. Барбара Рогофф и ее коллеги (Rogoff, Mistry, Gone & Mosier, 1993) посетили четыре общины: городок индейцев майя в Гватемале, группу обеспеченных американских городских семей, деревню в Индии и группу зажиточных горожан в Турции с целью изучения роли взрослых в содействии усвоению тоддлерами уместного социального поведения. Иногда взрослые давали детям прямые указания или помогали, но чаще те изучали нормы поведения в обществе за счет собственных тонких наблюдений, подражания и участия в жизни общины. Через направляемое участие взрослые восполняли недостаток знаний детей в отношении происходящего и выделяли для них посильные задачи в деятельности группы. Например, в обеденное время дети 2-го года жизни могли есть вместе с семьей (пищу, которую можно брать руками, вместо еды для взрослых), подражать разговору и жестам взрослых, своих старших братьев и сестер, выражать свое удовольствие, смеяться, а иногда их поощряли выполнить какие-то действия, совершаемые другими, скажем, поднять чашку во время тоста.

Автономия, дисциплина и просоциальное поведение

К тому времени, когда младенцам исполняется год, родители уже обучили их некоторым принципам приемлемого поведения, особенно в том, что касается их потребностей в помощи взрослых и физической близости. Но в течение 2-го года жизни ребенка заботящимся о нем взрослым приходится решать целый ряд новых проблем. К концу 2-го года у начавших ходить детей возникает острый эмоциональный конфликт между растущей потребностью в автономии, с одной стороны, и их явной зависимостью от взрослых и ограниченными возможностями — с другой.

Перемены, происходящие с детьми в этом возрасте, были тщательно изучены Маргарет Малер и ее коллегами (Mahler, Pine & Bergman, 1975). Они отметили необычную амбивалентность у 18-месячных детей. Начавшие ходить дети разрывались между желанием быть возле своих матерей и потребностью в независимости. Казалось, что новое чувство отдельности пугает их. Они пытались не за-

304 Часть II. Детство

мечать его, ведя себя так, будто матери являются частью их самих. Например, ребенок мог потянуть мать за руку, стремясь заставить ее взять тот предмет, который ему хотелось бы взять самому. Кроме того, было замечено, что дети этого возраста испытывают более разнообразные эмоции и начинают лучше справляться с собственными чувствами, подавляя, например, желание расплакаться. Реакция родителей на этот внутренний конфликт младенца между автономией и зависимостью выражается в их отношении к дисциплине.

Дисциплина. Каким образом родитель или взрослый, заботящийся о ребенке, удерживает его поведение в определенных рамках? Кто-то, опасаясь, что любой контроль за действиями ребенка помешает его творческой активности и самостоятельности, лишь беспомощно взирает на то, как 2-летний малыш делает все, что ему заблагорассудится. В этом случае наказания, когда к ним все-таки прибегают, часто бывают весьма суровыми, отражая накопившееся у взрослых недовольство. Другие, преисполненные решимости «не испортить» своего ребенка и убежденные, что 2-летние дети уже должны вести себя как маленькие сознательные граждане, настолько ограничивают его поведение, что буквально лишают малыша способности хоть что-то сделать правильно. Конечно, недостатки подобных крайностей очевидны, но не так-то просто снабдить детей ориентирами и руководящими указаниями, которые будут эффективными в каждой ситуации. Например, взрослым, побуждающим детей к самостоятельной исследовательско-ориен-тировочной деятельности, возможно, придется рано или поздно столкнуться с тем, что их ребенку захочется засунуть булавку в розетку. Очевидно, любые указания не должны выходить за рамки здравого смысла и обязаны учитывать потребности детей в безопасности, независимости и творческой активности.

Реакции родителей помогают детям понять, как их поступки влияют на окружающих. Детям нужна обратная связь, если взрослые хотят, чтобы они научились учитывать потребности других людей. Обратная связь может выражаться в похвале за хорошее поведение («Какой хороший помощник!») или принимать форму мягкого порицания («Так можно сделать больно брату»). Основной принцип обратной связи состоит в том, что в качестве объекта критики выбирается поведение ребенка, а не сам ребенок.

Детей, у которых установились прочные отношения привязанности и чьи потребности удовлетворяются благодаря любящему взаимодействию со взрослыми, нельзя ни испортить проявлением к ним внимания, ни напугать разумными ограничениями. Эти дети более решительны и уверены в себе, поскольку у них есть безопасная база, благодаря которой они могут ринуться вперед, осуществить независимые действия. Феномен безопасной базы является достаточно очевидным, и помимо США он был выявлен во многих культурах, в том числе в Китае, Германии, Японии и Израиле (Posada et al., 1995). Исследователи обнаружили, однако, что у матерей из разных культур существует разный образ «идеального» в этом отношении ребенка, т. е. у них имеются различные точки зрения относительно того, что является оптимальной приближенностью к матери, какое количество физического контакта является оптимальным.

Приучение к туалету. Хотя раньше многие исследователи, следуя теории Фрейда, уделяли значительное внимание методам и последствиям приучения ребенка к туалету, в настоящее время специалисты рассматривают эту проблему как составную часть процесса воспитания. Приучение к туалету — всего лишь один

Глава 6. Младенцы и тоддлеры; личность и социокультурное развитие 305

из аспектов поведения, на который оказывают влияние установки взрослых в отношении детской любознательности, способности детей регулировать телесные функции и их потребности в автономии.

Те, кто строг и суров в вопросах, касающихся приучения к туалету, обычно столь же непреклонны и в отношении действий, требующих проявления к самостоятельности и независимости, таких как питание, одевание и исследование окружающего мира. Некоторые взрослые требуют, чтобы ребенок с ранних лет контролировал работу своего кишечника и мочевого пузыря; они относятся к «детским казусам» как к чему-то недопустимому и грязному. Такие люди, скорее всего, проявят излишнюю строгость к детям, когда те разобьют тарелку, станут играть в грязи, будут исследовать незнакомые места и предметы. Такая строгая дисциплина может иметь глубокие последствия для развития личности, формируя ребенка, который будет заторможенным и боящимся всего нового.

Развитие просоциального поведения. Во многих исследованиях обращалось особое внимание на развитие у тоддлеров таких форм просоциального поведения, как эмпатия, сотрудничество, деление вещами и общая забота о благополучии других. Между 12-м и 24-м месяцами дети начинают делиться с другими, сотрудничать, помогать им и сопереживать их горю. Например, они могут предложить своего мишку другому плачущему ребенку. Развитие эмпатии можно соотнести с развивающимся чувством Я. Вот как объясняют этот процесс Кэролайн Цан-Вакслер и ее коллеги:

Когда на 2 году жизни дети начинают проводить границу между собой и другими и, следовательно, воспринимать других как самостоятельных существ, их эмоциональная вовлеченность в страдания другого человека начинает превращаться из личного переживания в сочувственное отношение к тому, кто страдает. (Zahn-Waxler, Radke-Yar-row, Wagner & Chapman, 1992, p. 126)

Данные исследователи также полагают, что проявления эмпатии у детей 2-го года жизни коренятся в надежной привязанности и в том, как обращаются с ребенком, когда он обижен или нуждается в помощи. Например, большая теплота матери положительно связана с развитием эмпатии у ребенка на 2 году жизни. По контрасту дети матерей, которые на страдания и затруднения ребенка реагируют гневно, обычно демонстрируют низкий уровень эмпатии (Azar, 1997).

306 Часть II, Детство

Развитие новой способности проявления внимания к окружающим проходит совсем не гладко. Когда дети видят, что другим плохо, они часто приходят в замешательство. Они не знают, как им реагировать на происходящее, и могут даже засмеяться. В серии исследований (Radke-Yarrow, Zahn-Waxler & Chapman, 1983) матерей просили сделать вид, что они только что ушиблись. Дети в возрасте 21 месяца были озадачены и обеспокоены случившимся событием. Однако через 3 месяца в аналогичной ситуации некоторые из этих детей уже научились утешать мать, наблюдая за тем, как она регулярно проявляла к ним сочувствие, когда они бывали чем-то расстроены.

В исследованиях проявления сотрудничества при выполнении простых задач практически ни один из 12-месячных младенцев не помогал другим детям. В 18 месяцев случаи сотрудничества были не часты и, в большей мере, случайны. В 24 месяца, при определенном содействии со стороны взрослых, почти все дети были способны сотрудничать друг с другом (Brownell, Carriger, 1990).

Развитие Я

Многие теории взрослого и детского развития делают акцент на Я-концепции человека — его восприятии собственной личной идентичности. Я-концепция видится интегратором, фильтром и опосредующим звеном большей части человеческого поведения. То есть люди склонны вести себя таким образом, чтобы это их поведение не противоречило их образу Я и Я-концепции.

На первых порах младенцы не могут провести грань между собой и окружающим их миром. Однако постепенно они начинают понимать, что они — отдельные и единственные в своем роде существа, и осознанию этого посвящена значительная часть младенчества. С 3 до 8 месяцев младенцы активно познают свое тело. Сначала они открывают для себя собственные руки и ноги и некоторые из движений, которые ими можно производить. Затем дети начинают воздействовать на окружающий их мир и наблюдать, к чему это приводит. В 7-8 месяцев младенцы начинают проявлять настороженность по отношению к незнакомцам. Они также научаются откладывать осуществление своих действий, пусть и на короткое время. Это позволяет им начать строить схемы «я—другие». Младенцы теперь более осознанно ставят опыты, изучают реакции и их последствия. Кроме того, наблюдая за поведением окружающих, дети узнают, как им следует себя вести. Теперь они уже могут подражать другим. Они начинают понимать, чего от них ждут.

В период с 12 до 18 месяцев младенцы прилагают немалые усилия, чтобы разобраться в социальных ожиданиях и в том, что происходит, когда они исследуют социальный мир и проверяют свои гипотезы по поводу его устройства. К концу этого периода они безошибочно узнают себя на фотографиях и в зеркале, готовы к более целенаправленной социализации (Lewis, Feinman, 1991). Наконец, с 18 до 30 месяцев дети приобретают более полные знания о себе как части социального мира. Они узнают о том, к какому полу они относятся, какими физическими особенностями обладают, что они делают хорошо, а что — плохо, что они могут, а что — нет. Вместе с растущим чувством Я появляются эмоциональные реакции на окружающих, иногда принимающие форму вспышек раздражения. По мере того как дети все больше осознают собственные чувства, они острее реагируют на фрустрацию и нанесенные им обиды, отвечая иногда сильным эмоциональным всплеском (Dunn, Munn, 1985).

Глава 6, Младенцы и тоддлеры: личность и социокультурное развитие 307

Майкл Льюис (Lewis, 1995) изучал развитие у ребенка так называемых сознательных эмоций — гордости, стыда, чувства вины и смущения, которые появляются после того, как младенцу исполняется год. Эти эмоции зависят от интеллектуального понимания социальных норм на достаточно сложном уровне и от чувства Я, так как радость демонстрируется, когда дети успешны, а разочарование — когда они терпят неудачу (Stipek, Recchia & McClintic, 1992). Младенец должен уметь определять, насколько его поведение отвечает нормам, установленным культурой, ведет ли оно к успешному или неудачному соответствию этим нормам и стандартам.

В возрасте примерно 21 месяца у детей начинает развиваться понимание половых ролей (Goldberg, Lewis, 1969). Девочки и мальчики начинают вести себя по-разному. Высвобождение мальчиков из-под опеки матерей происходит довольно резко, в то время как девочки нуждаются в большей близости с ними и испытывают более амбивалентные чувства в отношении своего обособления. Вероятно, это связано с осознанием детьми своих половых различий.

Таблица 6.3 Что это за малыш в зеркале?

В течение первых 2 лет жизни младенцы совершают гигантский скачок в самопознании. Согласно результатам серии экспериментов, проведенных на младенцах разного возраста, которые должны были смотреть на себя в зеркало, развитие самопознания в младенчестве проходит следующие стадии.

До 8 месяцев

Детей явно привлекает образ малыша в зеркале, но непонятно, узнают ли они свое собственное отражение. Иногда 6-8-месячные дети сознают, что их собственные движения соответствуют тем движениям, которые они наблюдают в зеркале.

Между 8 и 16 месяцами

Младенцы способны понять различие между собственным отражением в зеркале и зеркальными образами других людей, явно отличающихся от них, например ребенка старшего возраста или взрослого. Именно в этот период они начинают связывать конкретные особенности внешности с чувством Я. Тем не менее иногда ребенок этого возраста будет ползать вокруг зеркала, пытаясь найти «другого» малыша. Если исследователь поставит губной помадой красную метку на носу малыша, тот ее заметит, но станет показывать на нос в зеркале, а не на свой собственный.

Примерно 18 месяцев

Тоддлеры уже более не нуждаются в каких-либо внешних подсказках, чтобы установить связь между малышом в зеркале и собой. То есть они понимают, что видят свой собственный образ. Теперь, если исследователь поставит на носу ребенка красную точку, последует типичная реакция: малыш укажет на свой нос, отвернется от зеркала, опустит глаза, улыбнется и будет выглядеть смущенным.

К 2-м годам

Познание себя расширяется еще больше и включает не только знание своей внешности, но и осознание своих действий. Так, 2-летний ребенок, прихорашиваясь перед зеркалом, любуется собой (Cicchetti, Beeghly, 1990).

Основной источник: Lewis, Brooks-Gunn, 1979.

308 Часть II. Детство

Контрольные вопросы к теме

«Развитие личности на втором году жизни»

. Согласно Эриксону, кризис автономии против стыда и сомнения знаменует первую стадию психосоциального развития.. Именно через социальные эталоны родители передают детям ценности их культуры.. К концу 1-го года жизни младенцы начинают демонстрировать просоциальное поведение. • Одна из главных задач младенческого периода связана с формированием чувства собственной независимой личности.

Вопрос для размышления Как влияет на развитие личности ребенка то конкретное общество, в котором он воспитывается?

К концу 2-го года в речи детей появляется все больше упоминаний о собственной персоне. Они знают свое имя и произносят его, часто описывая свои потребности и чувства в третьем лице: «Терри хочет пить». В слова «мне» и «мое» теперь вкладывается новый важный смысл; ребенок подчеркивает свое право на обладание чем-либо. Даже в семьях, где принято всем делиться, тоддлеры могут проявлять откровенно собственнические интересы. Возможно, что им нужно упрочить понятие собственности, чтобы придать завершенность своему определению Я. Делиться и сотрудничать с другими становится легче, когда дети твердо знают, что принадлежит им самим.

Осознание себя — это результат самоизучения, когнитивной зрелости и размышлений о себе. Часто можно слышать, как начавшие ходить дети разговаривают с собой, увещевают себя («Нет, Ли, не трогай это»), говорят себе хвалебные слова («Я — хорошая девочка»). Они включают культурные и социальные ожидания в свои размышления, так же как и в свое поведение, начинают оценивать себя и других в свете этих ожиданий. Если у них складываются устойчивые теплые взаимоотношения с заботящимися о них взрослыми внутри среды, которую они могут свободно исследовать и, в известных пределах, контролировать, дети научаются делать обоснованные предсказания об окружающем мире. Постепенно у них формируется достаточно определенное представление о себе, хочется надеяться, как о принимаемой обществом, компетентной личности. Ниже приводится сводная таблица факторов развития личности в период младенчества (табл. 6.4).

Занятость родителей

Рассматривая влияние занятости родителей на уход за детьми, мы будем говорить прежде всего о занятости матерей как основной причине, вынуждающей семью находить альтернативные варианты присмотра за ребенком. Делаем мы это потому, что в большинстве семей именно мать берет на себя основные заботы о ребенке. Однако сейчас подобные обязанности все чаще и чаще выполняют также и отцы. Они могут делать это по ряду причин, включая такие, как развод, после которого ребенок остается с отцом; смерть или болезнь матери; ситуация, когда мать способна заработать больше, чем отец, и потому ей необходимо работать, а также признание того, что отец является более умелым и внимательным родителем.

Глава 6. Младенцы и тоддперы: личность и социокультурное развитие 309

Таблица 6.4 Некоторые факторы развития личности в ходе младенчества

Темперамент

Сразу после рождения дети начинают демонстрировать наличие у них определенных поведенческих стилей, которые могут влиять на то, как родители будут реагировать, заботиться о них, в свою очередь реципрокно воздействуя на развитие личности самого ребенка. Младенцы бывают покладистыми, трудными и медленно воодушевляющимися.

Привязанность

Ответственный стиль родительского воспитания способствует формированию у младенцев здоровой безопасной привязанности к ним; такие дети позже оказываются в высокой степени любопытными, общительными, независимыми и компетентными в период раннего детства. Безответственный или индифферентный стиль родительского воспитания способствует формированию у младенцев ненадежной небезопасной привязанности; такие дети впоследствии обладают меньшим энтузиазмом, менее настойчивы и менее ориентированы на сотрудничество по сравнению с детьми, выработавшими безопасную привязанность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.235.100 (0.01 с.)