Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальное научение и развитие Я-концепцииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Исследователи социального научения расширили границы теории научения для объяснения сложных паттернов социального поведения. Например, Альберт Бандура (Bandura, 1977) указывал на то, что в повседневной жизни люди обращают внимание на последствия своих собственных действий. Иначе говоря, мы замечаем, какие из них увенчались успехом, а какие окончились провалом или не имели результата. В соответствии с этим мы корректируем свое поведение. Таким образом, в дополнение к любым внешним вознаграждениям и наказаниям люди получают когнитивное подкрепление. Человек думает о том, какие паттерны поведения были бы уместными в определенных условиях, и предвидит, что может явиться результатом некоторых его действий. Как уже отмечалось, научение через наблюдение и сознательная имитация того, что мы видим в нашем социальном окружении, играют ведущую роль в научении и развитии человека. Например, ребенок очень рано начинает наблюдать за На всем протяжении нашей жизни мы адаптируемся к изменениям, используя Я-концепцию как фильтр для их воздействий "142 Часть I. Начало многими аспектами поведения, подобающего представителям определенного пола в его культуре, за моральными предписаниями и ожиданиями, существующими в этой культуре, и усваивать их. Кроме того, он наблюдает за другими и учится выражать агрессию или зависимость или демонстрировать просоциальное поведение, например делиться игрушками. Если и есть в человеческой природе нечто универсальное, так это склонность наблюдать, оценивать и имитировать то, что мы полагаем адекватным. 3"а годы, прошедшие со времени изучения Бандурой научения через наблюдение, он переключил свое внимание на разработку теории личности, основывающейся на самоэффективности (например, см. Bandura, 1997), которая быстро становится популярной темой исследований и начинает применяться для повышения у людей чувства ответственности за свою жизнь, для усовершенствования их навыков управлять ею. Самоэффективность представляет собой то, что индивид способен реально совершить в некоторой ситуации. Этому понятию противопоставляется понятие «воспринимаемая самоэффективность». Оно заключает в себе представления о наших возможностях, основанные на наблюдениях за нашими успехами и неудачами, а также за успехами и неудачами других людей. Если воспринимаемая самоэффективность значительно ниже актуальной самоэффективности, индивид не пытается предпринимать какие-либо действия. Следовательно, большинство практических приложений теории самоэффективности направлено на помощь людям в приобретении самоконтроля и в избавлении от дурных привычек посредством проработки их ошибочных убеждений о том, что они не могут что-то сделать, что на самом деле полностью в их силах. К теории самоэффективности мы вернемся в главе 14. Социальное научение также глубоко и тесно связано с выработкой в первую очередь чувства себя как личности, отличной от личностей других людей, и постепенно — с развитием Я-концепции. Я-концепция — это набор ваших представлений о себе и испытываемых по отношению к себе чувств, т. е. представление о том, кто вы есть. Я-концепция начинается с самоосознания. Первоначально мла- Контрольные вопросы к теме «Процессы, происходящие в рамках микросистемы» • По сравнению с оперантным обусловливанием габитуация и классическое обусловливание не имеют большого значения в нашей жизни. • С точки зрения бихевиоризма фобии приобретаются посредством классического обусловливания и поддерживаются при помощи оперантного обусловливания. • Позитивное подкрепление соответствует первой половине закона эффекта, а негативное - его второй половине. • Наиболее эффективным подходом для установления продолжительных по времени и стойких паттернов поведения является частичное подкрепление. • Общим у оперантного обусловливания и социального научения является акцент на когнитивных процессах. Вопрос для размышления Почему принципы оперантного обусловливания и социального научения не объясняют всех видов поведения человека? Глава 3. Наследственность и среда 1 43 денцы не способны проводить дифференциацию между собой и внешним миром. Однако постепенно они осознают, что их тело совершенно отделено от окружающей среды и всецело принадлежит только им одним. Появлению этого различия посвящена большая часть младенческого периода. Позже маленькие дети сравнивают себя со своими родителями, сверстниками и родственниками, осознавая, что они меньше, чем старшие братья и сестры, что у них более темные или более светлые волосы, что они толще или тоньше их. В выражении Я-концепции дети демонстрируют свои способности. Кроме того, они идентифицируют свои предпочтения и свои возможности (Harter, 1988). В ходе среднего детства знание себя расширяется настолько, что включает ряд характеристик, обозначающих личностные черты. Пятиклассник может описать себя, назвав себя популярным, славным, полезным, успешным в школе, хорошим спортсменом. Самооценки становится логическими, организованными и обычно последовательными и устойчивыми. В подростковом периоде знание себя становится более абстрактным, и подростки часто проявляют особое волнение относительно того, как к ним относятся окружающие. Это происходит в период появления способностей формулировать философские построения и теории о природе вещей, о том, какими им следует быть. С этой новой ментальной способностью подростки, в идеальном варианте, развивают эго-идентичность — гармоничное единое представление о своей личности, исходя из определения идентичности Эриксона. В свою очередь, в зрелом возрасте для Я-концепции характерна как устойчивость, так и изменчивость. Главные жизненные события, новые места работы, вступление в брак, рождение детей и внуков, развод, безработица, война и личные трагедии заставляют нас переоценивать себя, заново определять, кто же мы такие, сообразуясь с условиями нашей жизни. Процессы, выходящие за рамки микросистемы С помощью биоэкологической модели определили, что на каждый процесс, происходящий в микросистеме, оказывается влияние внешних систем. Страхи ребенка происходят частично из страхов родителя, а они, в свою очередь, могут являться отражением страхов, свойственных культуре, к которой принадлежит родитель. Предпочтения и антипатии к пище, вырабатывающиеся у ребенка, зависят, в частности, от того, какую пищу дают ему родители, и отражают лежащую в основе культуру. Подкрепление или наказание родителями определенных паттернов поведения ребенка может основываться на личных убеждениях родителей, но, кроме того, в них отражаются социокультурные установки о том, что является подобающим, а что — нет. Социальное научение и развитие Я-концепции основано на наблюдении за окружающими людьми, живущими своей повседневной жизнью в конкретном обществе и в конкретной культуре. Здесь мы рассмотрим некоторые из способов, посредством которых осуществляется воздействие культурных и социальных факторов на микросистему. Начнем мы с понятия «ниша развития», в которой вырастает ребенок, затем перейдем к рассмотрению семейных систем и роли семьи как проводника культуры и завершим обсуждением социокультурных влияний, воздействующих на человека на всем протяжении жизненного пути. 144 Часть I. Начало Ниша развития Понятие ниша развития возникло на основе обширных исследований, проведенных Чарльзом Супером и Сарой Хакнесс в Кении, в общинах, говорящих на языке кипсигис (Super, Harkness, 1986, 1994; см. также Gardiner, Mutter & Kosmitzki, 1998). Намерение авторов состояло в прояснении интерактивных процессов, воздействующих на то, что происходит в микросистеме. Поэтому данное понятие является подходящим началом для нашего обсуждения процессов, выходящих за пределы микросистемы. В понятие ниши развития входят: 1) повседневные физические и социальные условия; 2) практики воспитания и ухода за детьми; 3) психология родителей или тех, кто заботится о детях (табл. 3.5). Все эти накладывающиеся друг на друга компоненты находятся в состоянии динамичного реципрокного взаимодействия, задавая уникальный мир, в котором живет каждый ребенок, как показано на рис. 3.8. Даже дети одной семьи живут в несколько разнящихся нишах развития, которые постоянно изменяются на всем протяжении детства и в последующие периоды. Таблица 3.5 Компоненты ниши развития Заметьте, что, конечно, не все родители непременно придерживаются культурально предписанных традиций. Повседневные физические и социальные условия Условия жизни, такие как размер и тип жизненного пространства, условия и порядок сна и приема пищи, в том числе к условиям сна относится и то, спят ли дети в одном месте с родителями или в разных местах; социальные условия, такие как размер семьи, наличие или отсутствие сиблингов, членов расширенной семьи (дяди, тети, кузены, бабушки и дедушки), а также всех остальных людей, с которыми ребенок взаимодействует дома и в непосредственной близости от него. Практики воспитания детей и ухода за ними Подходы к специфическим вопросам воспитания детей, заботы и ухода за ними, являющиеся нормативными для семей и, в более крупном масштабе, для культур, например: степень формальности или неформальности обучения, воспитываемая ориентация на зависимость либо независимость от других людей. Психология родителей или тех, кто заботится о детях Базирующаяся на культуре система убеждений родителей или других людей, заботящихся о ребенке, в том числе их ожидания насчет поведения и развития детей, а также их представления о том, что правильно, а что — нет, которыми они, в свою очередь, наделяют своих воспитанников. Семейные системы Семья является центром развития, особенно пока ребенок еще очень мал. Она оказывает огромное воздействие на то, каким он станет в будущем, на его место в обществе. Действительно, тип семьи, в которой рождается ребенок, может драматически повлиять на его ожидания, роли, убеждения и взаимоотношения, а также Глава 3. Наследственность и среда 1 45 Рис. 3.8. Компоненты ниши развития. Двойные стрелки внутри внутреннего круга подчеркивают взаимный, реципрокный характер взаимодействий компонентов. Стрелки, указывающие во внутренний круг из более крупного круга, обозначающего экологические системы человека, показывают роль культуральных факторов для каждого компонента. Источник: Super С. М., Harkness S. in W. J. Lonner, R. S. Malpass, eds., «The developmental niche» in psychology and culture. Copyright ® 1994 by Allyn & Bacon. Перепечатано с разрешения правообладателя на дальнейший приобретаемый им жизненный опыт (Hartup, 1989, 1995), на физическое, когнитивное, эмоциональное и социальное развитие. Способы и характер взаимодействия людей в семьях оказывают глубокое и динамичное воздействие на развитие. Каждый член семьи может играть специфическую роль в интеракциях с другими ее членами. Старший брат или сестра могут отвечать за своих младших братьев и сестер. Каждый член семьи может находиться в альянсе с некоторыми родственниками, а не со всеми. Например, две сестры могут часто ополчаться против своего брата. Сеть взаимоотношений и ожиданий внутри семьи является главным фактором, влияющим на социальное, эмоциональное и когнитивное развитие ребенка. Дети одной семьи зачастую приобретают множество одинаковых переживаний и одинаковый опыт, например чрезмерную строгость родителей или ценности, разделяемые в общине, поселке или среди соседей. И все же, помимо этого, у каждого ребенка есть набор уникальных переживаний и отношений. В одной серии исследований сравнивалась динамика взаимоотношений между родителями 146 Часть I. Начало и их первенцами и между родителями и детьми, родившимися вторыми по порядку (Dunn, 1986). Как мы могли предвидеть, у матерей и их детей, рожденных первыми, часто развивались близкие и интенсивные отношения, по меньшей мере до рождения второго ребенка. Затем отношения становились более сложными. Если у ребенка, рожденного первым, были любящие отношения с отцом, эта близость усиливалась, как и количество конфликтов между ним и матерью. К тому же если мать уделяла много внимания второму ребенку, конфликт между ней и первенцем приобретал большую обостренность. И чем больше мать играла со вторым ребенком, тем больше ссорились друг с другом сиблинги год спустя. Очевидно, что члены одной семьи не обязательно живут в одной и той же среде. Когда подростков просят сравнить свои переживания с переживаниями своих сиблингов, они часто отмечают больше различий, чем сходств. Хотя они могут увидеть некоторые сходства в семейных правилах и ожиданиях, существует множество различий в режиме дня и в воздействии таких событий, как развод родителей. Еще большие различия наблюдаются в отношениях к каждому сиблингу других сиблингов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.237.131 (0.008 с.) |