Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специалисты кабинета ранней коррекционно-педагогической помощи работают в том числе и с родителями.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Для детей раннего возраста с тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии и их родителей в центрах используют программу «Портаж» (обучающая программа для родителей). Во время занятий с родителями, прежде всего, обращается их внимание на следующую информацию. «С первых дней жизни ребенка родители должны внимательно наблюдать за развитием своего малыша. Многие мамы часто интуитивно догадываются, что у их малыша есть проблемы. Они часто сравнивают, как развивается их малыш, наблюдая за другими детьми на детской площадке или во время визита в поликлинику. Конечно, бывают и необоснованные страхи. Но все же, если ребенок неспокойный, плохо спит, часто плачет, надо обратиться к специалистам. Впрочем, насторожить должно и то, что ребенок очень спокойный и много спит, не даёт знать, что голодный и мокрый, не следит взглядом за предметом, не реагирует на улыбку, с трудом сосёт и глотает. Тревогу должно вызвать и то, если родители заметят отставание в развитии ребенка. Например, малыш не стал сидеть в шесть месяцев, как положено в случае нормального развития, не стал самостоятельно ходить в год, осознанно не сказал первое слово в полтора года или слишком долго говорит на каком-то своем, непонятном окружающем языке». Семьи, имеющие детей с такими нарушениями развития, нуждаются в психолого-педагогической помощи с первых месяцев жизни ребёнка. Опыт подтверждает, что чем раньше оказывается помощь, тем больших результатов удаётся достичь. Ежемесячно родители могут посещать клуб «Мамина школа», на занятиях в котором они получат необходимую информацию, знания по воспитанию и развитию ребёнка, а также решат свои собственные проблемы. В работе с родителями используются тренинговые упражнения, коррекционные игры, элементы арт-терапии, релаксационные комплексы. Также проводится индивидуальное консультирование для родителей по решению различных проблем, связанных с развитием и воспитанием ребёнка. Обычно сотрудничество специалистов и семьи длится год или два. Когда ребенок с особенностями психофизического развития достигает трех лет, то для него определяется дальнейший образовательный маршрут с учётом индивидуальных особенностей и возможностей ребёнка. Специалисты центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации продолжают осуществлять психолого-педагогическое сопровождение этих детей в других учебных заведениях и на дому. Как показывает практика, достижение положительного результата коррекционной работы, выполнение индивидуальной коррекционно-развивающей программы возможно лишь при взаимодействии и тесном сотрудничестве учителя-дефектолога, других специалистов центра и родителей. Дети с особенностями психофизического развития нуждаются не в снисходительности и жалости, а в коррекции своего развития до оптимальной нормы, что можно осуществить только при своевременном обращении родителей за помощью к специалистам. 3. Основы организации специального дошкольного образования. На современном этапе развитие национальной системы специального дошкольного образования призвано обеспечить раннюю интеграцию детей в обществе и их разностороннее развитие в процессе оказания адекватной индивидуальным потребностям коррекционно-образовательной помощи («Концепция дошкольного образования Республики Беларусь» (2000). В нашей республике принята и действует «Программа реформирования специального образования в Республике Беларусь». III этап программы рассчитан на период с 2001 по 2008 года и одним из ведущих направлений реформирования в этот период является развитие системы обязательной дошкольной коррекционно-педагогической помощи. В рамках обозначенного направления в Беларуси осуществляются следующие мероприятия: Ø организуется психолого-педагогическое сопровождение (патронаж) ребенка с нарушениями в развитии с первых месяцев жизни; Ø осуществляется расширение системы обязательной коррекционно-педагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста с психофизическими нарушениями; Ø создается нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение ранней социализации и интеграции в общество детей дошкольного возраста с нарушениями развития; Ø разрабатываются и издаются учебно-методические комплексы для обучения и воспитания детей дошкольного возраста в семье и образовательных учреждениях; Ø получают развитие внешкольные интеграционные процессы. Ø создаются условия для интеграции и всестороннего участия лиц с особенностями психофизического развития в жизни общества. Своевременная систематическая психолого-медико-педагогическая помощь дошкольникам с нарушениями в развитии, консультативно-методическая поддержка их родителей, социальная адаптация ребенка и формирование у него предпосылок к учебной деятельности осущест-вляются в системе образования, здравохранения и социальной защиты. В системе образования педагогическая помощь этим детям реализуется в разных организационных формах. Дети с отклонениями в развитии воспитываются в дошкольных образовательных учреждениях и в учреждениях «Начальная школа – детский сад» трех видов:· компенсирующего, предназначенного для обучения детей с теми или иными отклонениями в развитии;· комбинированного, имеющего как группы (классы) для нормально развивающихся детей, так и группы (классы) компенсирующего вида;· общеразвивающего вида в условиях интегрированного (совмест-ного с нормально развивающимися детьми) обучения при обязательной коррекционной поддержке ребенка с отклонениями в развитии. Дошкольники с отклонениями в развитии, воспитывающиеся в домашних условиях, могут обучаться в группах кратковременного пребывания при учреждениях компенсирующего и комбинированного вида, при дошкольных отделениях (группах) специальных (коррек-ционных) образовательных учреждений. Коррекционная поддержка дошкольников с отклонениями в развитии осуществляется также:· в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи в условиях разновозрастных воспитательных групп для детей дошкольного возраста в центрах диагностики и консультирования, психолого-медико-социального сопровождения, психолого-педагогической реабилитации и коррекции и др.;· в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении в условиях групп для детей дошкольного возраста;· в учреждениях дополнительного образования: центры дополнительного образования детей, детские оздоровительные центры различного профиля и др.Комплектование ДОУ (групп) компенсирующего вида и учреждений «Начальная школа – детский сад» компенсирующего вида, групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии, дошкольных отделений (групп) специальных (коррекционных) школ, школ-интернатов, детских домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется постоянно действующими психолого-медико-педагогическими комиссиями (ПМПК). При комплектовании групп специалисты исходят из современных классификаций видов отклонений в развитии детей. Наиболее распространенной и подробной является следующая классификация Б.П. Бузанова и В.А. Лапшина:I. Дети с нарушением слуха и зрения: 1. Дети с недостатками слуха: а) глухие (неслышащие) дети; б) слабослышащие (тугоухие) дети; 2. Дети со стойкими дефектами зрения: а) слепые (незрячие) дети; б) слабовидящие дети. II.Умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития: 1. Умственно отсталые дети: а) олигофрения; б) деменция; 2. Дети с интеллектуальной недоразвитостью: а) идиотия; б) имбе-цильность; в) дебильность; 3. Дети с задержкой психического развития (ЗПР): а) ЗПР конституционного происхождения; б) ЗПР сомагенного происхождения; в) ЗПР психогенного происхождения; г) ЗПР церебрастенического характера. III.Дети с тяжелыми нарушениями речи: 1. Нарушения устной речи (дисфония, брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, риполалия, дизартрия, алалия, афазия); 2. Нарушения письменной речи (дислексия, десерафия). IV. Дети с нарушением опорно-двигательной системы (ДЦП). V. Дети со смешанным (сложным) дефектом (умственно отсталые неслышащие или слабослышащие; умственно отсталые слабовидящие или незрячие; слепоглухонемые и т. д.). VI. Дети с искаженным развитием – психопатией (стойкий дисгармонический склад психики), с патологией влечений. Вопросы перевода ребенка в то или иное учреждение (группу), его направления в ДОУ общеразвивающего вида или учреждение «Начальная школа – детский сад» также находятся в компетенции ПМПК. Дошкольники с отклонениями в развитии направляются в образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, ПМПК и другими организациями системы образования, здравоохранения и социальной защиты по согласованию с родителями (законными представителями ребенка).Ребенок с отклонением в развитии может обучаться как в условиях специализированных (компенсирующего или коррекционного вида), так и в условиях интегрированного (совместного с нормально развивающимися детьми) воспитания. Интеграция дошкольников с отклонениями в развитии возможна при соблюдении следующих условий:· осуществление ранней (с первых недель жизни) коррекции отклонений в развитии и формирование компенсаторных механизмов;· обеспечение обязательной коррекционной помощи каждому ребенку, воспитывающемуся в условиях общеобразовательного учреждения;· наличие медико-педагогических обоснований при выборе той или иной модели интегрированного воспитания.Интеграция не противопоставляется системе специального образования, а выступает как одна из форм внутри системы. Интеграция – модель специальной педагогики; интегрированный в общеобразо-вательную среду ребенок с отклонением в развитии остается под ее патронатом: он либо воспитывается в специальной группе при дошкольном учреждении комбинированного вида, либо обязательно получает коррекционную помощь, воспитываясь в группе вместе с нормально развивающимися детьми. Можно считать, что интеграция сближает две образовательные системы – общую и специальную, делая проницаемыми границы между ними.В учреждениях комбинированного вида с учетом уровня развития и индивидуальных особенностей развития детей интеграция должна осуществляться в различных ее формах:ü комбинированная интеграция. Дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким возрастной норме, самостоятельно себя обслуживающие, по 1–2 человека воспитываются в массовых группах, получают систематическую коррекционную помощь учителя-дефектолога и педагога-психолога;ü частичная интеграция. Дети (1–2 человека), еще не способные наравне со здоровыми сверстниками овладевать программными требованиями, пребывают лишь часть дня (например, его вторую половину) в группе нормально развивающихся сверстников;ü временная интеграция, при которой воспитанники специальной группы вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития и навыков самообслуживания объединяются со здоровыми детьми не реже 1–2 раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера (эта модель интеграции может и должна реализовываться в образовательных учреждениях компенсирующего вида, в дошкольных отделениях (группах) специальных (коррекционных) школ, школ-интернатов, детских домов).Реализация всех этих форм предполагает обязательное руководство процессом интеграции со стороны учителя-дефектолога и педагога-психолога, которые помогают в организации воспитания и обучения ребенка с отклонением в развитии в коллективе здоровых сверстников.Полная интеграция может быть эффективна для детей с отклонениями в развитии, которые по уровню психофизического и речевого развития соответствуют возрастной норме (или близки к ней), самостоятельно себя обслуживают и психологически готовы к совместному со здоровыми сверстниками обучению. Такие дети по 1–2 человека включаются в обычные группы общеразвивающего детского сада учреждения «Начальная школа – детский сад», при этом они обязательно должны получать коррекционную помощь либо по месту обучения, либо в группах кратковременного пребывания дошкольного учреждения (группы) компенсирующего вида или дошкольного отделения (группы) специальной (коррекционной) школы, школы-интерната, либо в специализированных центрах, либо в поликлиниках по месту жительства.Осуществление разных форм интеграции детей с отклонениями в развитии в коллектив обычных сверстников должно способствовать социализации дошкольников с особыми нуждами, а для нормально развивающихся детей должно создать среду, в которой они начинают осознавать, что мир представляет собой единое сообщество людей с различными возможностями.Содержание обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями развития. В дошкольном возрасте умственно отсталый ребенок без специальной коррекционной работы минует два важных этапа в психическом развитии: развитие предметных действий и общение с другими людьми. Этот ребенок мало контактен как со взрослыми, так и со своими сверстниками, не вступает в ролевую игру и в какую-либо совместную деятельность с другими. Все это отражается на накоплении социального опыта детей и на развитии высших психических функций – мышления, произвольной памяти, речи, воображения, самосознания, воли. Однако тенденции развития ребенка с нарушениями интеллекта те же, что и нормально развивающегося. Некоторые нарушения – отставание в овладении предметными действиями, отставание и отклонение в развитии речи и познавательной сферы – в значительной мере носят вторичный характер. При своевременной правильной организации воспитания, раннем начале коррекционно-педагогического воздействия многие отклонения развития у детей могут быть скорректированы и даже предупреждены. Главной целью специального дошкольного обучения и воспитания умственно отсталого ребенка является обеспечение максимально возможного уровня эмоционального, умственного, социального и физического развития, формирование его позитивных личностных качеств, подготовка к обучению в специальной школе. Как правило, коррекционно-педагогическая работа проводится с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. Также особое внимание уделяется актуальной проблеме нарушения речи у дошкольников. Для полноценного и гармоничного развития личности речь является одним из решающих факторов, поскольку осуществляет одну из важнейших потребностей человека – потребность в общении. В период дошкольного возраста у ребенка происходит социализация, т.е. ориентированность на общество. В возрасте от года до трех лет среда общения ребенка – семья. Далее круг общения расширяется, и, более того, основной массой коммуникации становятся сверстники. В связи с этим проблема нарушения речи сильно затрудняет процесс общения и, следовательно, в дальнейшем ведет к нарушению социальных ролей, так как именно в данном возрасте у ребенка формируются и отрабатываются на практике поведенческие клише. Существует огромное множество причин, вызывающих нарушение речи у детей. Сюда включаются травмы, полученные в период вынашивания ребенка, в течение родовой деятельности и в период после родов. Основная проблема своевременной диагностики данных проблем заключается в том, что в большинстве случаев патология не является очевидной, так как полноценная речь развивается у ребенка только к трем годам. В настоящее время существует разделение речевых нарушений на клинико-психологические и психолого-педагогические. Данная класси-фикация ориентирована на решение одной и той же проблемы с разных позиций. Клинико-психологический подход основывается на принципе от общего к частному, на систематизации полученных научных и практических знаний с применением медицинского вмешательства в случае необходимости. У детей дошкольного возраста чаще встречается расстройство устной речи (так как в силу возраста письменная еще не развита). Наиболее типичными нарушениями в этот период считаются проблемы внешнего оформления высказывания, такие как заикание, дислалия (картавость), общие нарушения голоса (полная или частичная потеря голоса в результате воспаления или переутомления органов речи, инфекционных заболеваний и стрессовых ситуаций). Последние могут возникнуть практически в любом возрасте. Все вышеперечисленные типы чаще всего не требуют специального медицинского вмешательства, но необходима серьезная помощь логопеда, а в особо тяжелых и затяжных случаях – помощь психолога. Существуют и более тяжелые поражения, где нарушение речи лишь проявление неполноценной деятельности центральной нервной системы в целом или неправильного анатомического строения речевого аппарата. К последнему относится ринолалия – «заячья губа». Это заболевание легко исправляется хирургическим путем. Самыми тяжелыми нарушениями считаются нарушения речи, связанные с недостаточным функционированием мозга, такие как дизартрия, где поражается нервная система. Степень тяжести данного заболевания варьируется от едва ощутимой невнятности до полной невозможности произносить значимые фонемы. Одно из самых тяжелых нарушений – алалия, возникает поражение коры головного мозга в течение внутриутробного периода или после рождения. Характеризуется невозможностью формирования языковых средств. При моторной алалии не формируется звуковой образ слова. При сенсорной алалии не воспринимается чужая речь на родном языке, хотя органы слуха не повреждены. Психолого-педагогический подход в качестве коррекции нарушений речевого развития предлагает организованную логопедическую помощь, в то время как клинико-психологический рассматривает механизмы образования проблемы и симптоматику. Тема 7. Система школьного и профессионального образования лиц с особенностями психофизического развития 1. Законодательные акты, закрепляющие право на общее и профессиональное обучение лиц с ограниченной работоспособностью. 2. Система специального школьного образования лиц с ОПФР. 3. Особенности процесса обучения во вспомогательной школе. 4. Система трудового обучения детей во вспомогательной школе как основа их профессиональной подготовки. 5. Система профессионального образования лиц с ОПФР.
Рекомендуемая литература
1. Гриханов, В.П. Социальные аспекты общеобразовательной подготовки учащихся Х–ХI классов вспомогательной школы / В.П. Гриханов, А.М. Змушко // Дэфекталогiя. – 2005. – № 5. – С. 9–15. 2. Сысой, С.Е. Обсуждение проблем патроната выпускников с особенностями психофизического развития / С.Е. Сысой // Специальное образование. – 2009. –№ 3. – С. 61–62. 3. Шинкаренко, В.А. Трудовое обучение и воспитание учащихся вспомогательной школы: учеб. пособие / В.А. Шинкаренко. – Минск: Университетское, 1990. – 144 с. 4. Щербакова, А.М. Проблемы трудового обучения и профес-сиональной подготовки учащихся вспомогательной школы / А.М. Щербакова // Дефектология. – 1996. – № 5. – 24–28.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.175.230 (0.018 с.) |