Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретические предпосылки возникновения коррекционной педагогики. Развитие лечебной коррекционной педагогики в западной Европе (XVII–хх вв. )↑ Стр 1 из 50Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Тема 1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Теоретические предпосылки возникновения коррекционной педагогики. Развитие лечебной коррекционной педагогики в Западной Европе (XVII–ХХ вв.). 2. Лечебно-просветительские учреждения в России XVIII–начало ХХ вв. Родоначальники российской коррекционной педагогики. 3. Развитие коррекционной педагогики в первые десятилетия советской власти. Педология как психолого-педагогическое эволюционное направление. 4. Развитие коррекционной педагогики после 1950-х гг.
Рекомендуемая литература
1. Акимова, М.К. Психологическая коррекция умственного развития школьников: учеб. пособие / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. –М.: Академия, 2002. –160 с. 2. Андрущенко, Н.Ю. Социальная педагогика в Беларуси: конец ХIХ в. – первая четверть ХХ века / Н.Ю. Андрущенко // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2009. – № 5. – С. 53–57. 2. Наумчик, В.Н. Педагогический словарь / В.Н. Наумчик, М.А. Паздников, О.В. Ступакевич. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2006. –С. 172–173. 3. Подласый, И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб. для студентов пед. училищ и колледжей / И. П. Подласый. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 350 с.
Тема 2. КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА: ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ
1.Коррекционная педагогика как научная отрасль. Предмет и задачи коррекционной педагогики. 2. Источники развития коррекционной педагогики. Взаимосвязь коррекционной педагогики с другими педагогическими науками. 3. Основные положения коррекционной деятельности.
Рекомендуемая литература 1. Акимова, М. К. Психофизиологические особенности индиви-дуальности школьников: учет и коррекция / М. К Акимова, В. Т. Козлова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 160 с. 2. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; под ред. В. А. Сластенина. –М.: Академия, 1999. –280 с. 3. Подласый, И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб. для студентов пед. училищ и колледжей / И. П. Подласый. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 350 с. 4. Социальная педагогика: курс лекций / М. А. Галагузова [и др.]; под общ. ред. М. А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 416 с. Тема 3. ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ
1. Категориальный аппарат коррекционной педагогики. 2. Понятия «норма» и «аномалия» в психическом и личностном развитии ребенка. 3. Медико-психотерапевтический контекст терминологии коррекционной педагогики. Рекомендуемая литература 1. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш.А Амонашвили. – Минск: Университетское, 1990. – 560 с. 2. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; под ред. В. А. Сластенина. –М.: Академия, 1999. –280 с. 3. Лесун, Л. И. Социально-педагогическая диагностика в общеобразовательной школе / Л.И. Лесун // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2009. – № 3. –С. 8–12. 4. Подласый, И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб. для студентов пед. училищ и колледжей / И. П. Подласый. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 350 с. Тема 4. ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ, СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-НАПРАВЛЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 1. Принципы коррекционно-педагогической деятельности. 2. Принципы гуманистической педагогики в коррекционной работе. 3. Общие методы коррекционной работы, их характеристика. 4. Специальные методы педагогической коррекции. Методы лечебно-коррекционной работы. 5. Методы арттерапии в коррекционно-педагогической работе. Рекомендуемая литература 1. Варенова, Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики: учеб. пособие / Т.В. Варенова. – 2-е изд., доп. – Минск.: ООО «Асар», 2007. – 320 с. 2. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студ. пед. вузов / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; под ред. В.А. Сластенина; Международная академия международного образования. – 4-е изд. – М.: Академия, 2007. – 280 с. 3. Коррекционная педагогика: учеб. пособие для студентов пед спец вузов / И.А. Зайцева [и др.]; под ред. B.C. Кукушкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.; Ростов н/Д: Март, 2004. – 305 с. 4. Никуленко, Т.Г. Коррекционная педагогика: учеб. пособие для студ. вузов / Т.Г. Никуленко, С.И. Самыгин. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 445 с. 5. Подласый, И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб. для студентов пед. училищ и колледжей / И.П. Подласый. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 350 с. Содержание обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями развития. В дошкольном возрасте умственно отсталый ребенок без специальной коррекционной работы минует два важных этапа в психическом развитии: развитие предметных действий и общение с другими людьми. Этот ребенок мало контактен как со взрослыми, так и со своими сверстниками, не вступает в ролевую игру и в какую-либо совместную деятельность с другими. Все это отражается на накоплении социального опыта детей и на развитии высших психических функций – мышления, произвольной памяти, речи, воображения, самосознания, воли. Однако тенденции развития ребенка с нарушениями интеллекта те же, что и нормально развивающегося. Некоторые нарушения – отставание в овладении предметными действиями, отставание и отклонение в развитии речи и познавательной сферы – в значительной мере носят вторичный характер. При своевременной правильной организации воспитания, раннем начале коррекционно-педагогического воздействия многие отклонения развития у детей могут быть скорректированы и даже предупреждены. Главной целью специального дошкольного обучения и воспитания умственно отсталого ребенка является обеспечение максимально возможного уровня эмоционального, умственного, социального и физического развития, формирование его позитивных личностных качеств, подготовка к обучению в специальной школе. Как правило, коррекционно-педагогическая работа проводится с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. Также особое внимание уделяется актуальной проблеме нарушения речи у дошкольников. Для полноценного и гармоничного развития личности речь является одним из решающих факторов, поскольку осуществляет одну из важнейших потребностей человека – потребность в общении. В период дошкольного возраста у ребенка происходит социализация, т.е. ориентированность на общество. В возрасте от года до трех лет среда общения ребенка – семья. Далее круг общения расширяется, и, более того, основной массой коммуникации становятся сверстники. В связи с этим проблема нарушения речи сильно затрудняет процесс общения и, следовательно, в дальнейшем ведет к нарушению социальных ролей, так как именно в данном возрасте у ребенка формируются и отрабатываются на практике поведенческие клише. Существует огромное множество причин, вызывающих нарушение речи у детей. Сюда включаются травмы, полученные в период вынашивания ребенка, в течение родовой деятельности и в период после родов. Основная проблема своевременной диагностики данных проблем заключается в том, что в большинстве случаев патология не является очевидной, так как полноценная речь развивается у ребенка только к трем годам. В настоящее время существует разделение речевых нарушений на клинико-психологические и психолого-педагогические. Данная класси-фикация ориентирована на решение одной и той же проблемы с разных позиций. Клинико-психологический подход основывается на принципе от общего к частному, на систематизации полученных научных и практических знаний с применением медицинского вмешательства в случае необходимости. У детей дошкольного возраста чаще встречается расстройство устной речи (так как в силу возраста письменная еще не развита). Наиболее типичными нарушениями в этот период считаются проблемы внешнего оформления высказывания, такие как заикание, дислалия (картавость), общие нарушения голоса (полная или частичная потеря голоса в результате воспаления или переутомления органов речи, инфекционных заболеваний и стрессовых ситуаций). Последние могут возникнуть практически в любом возрасте. Все вышеперечисленные типы чаще всего не требуют специального медицинского вмешательства, но необходима серьезная помощь логопеда, а в особо тяжелых и затяжных случаях – помощь психолога. Существуют и более тяжелые поражения, где нарушение речи лишь проявление неполноценной деятельности центральной нервной системы в целом или неправильного анатомического строения речевого аппарата. К последнему относится ринолалия – «заячья губа». Это заболевание легко исправляется хирургическим путем. Самыми тяжелыми нарушениями считаются нарушения речи, связанные с недостаточным функционированием мозга, такие как дизартрия, где поражается нервная система. Степень тяжести данного заболевания варьируется от едва ощутимой невнятности до полной невозможности произносить значимые фонемы. Одно из самых тяжелых нарушений – алалия, возникает поражение коры головного мозга в течение внутриутробного периода или после рождения. Характеризуется невозможностью формирования языковых средств. При моторной алалии не формируется звуковой образ слова. При сенсорной алалии не воспринимается чужая речь на родном языке, хотя органы слуха не повреждены. Психолого-педагогический подход в качестве коррекции нарушений речевого развития предлагает организованную логопедическую помощь, в то время как клинико-психологический рассматривает механизмы образования проблемы и симптоматику. Тема 7. Система школьного и профессионального образования лиц с особенностями психофизического развития 1. Законодательные акты, закрепляющие право на общее и профессиональное обучение лиц с ограниченной работоспособностью. 2. Система специального школьного образования лиц с ОПФР. 3. Особенности процесса обучения во вспомогательной школе. 4. Система трудового обучения детей во вспомогательной школе как основа их профессиональной подготовки. 5. Система профессионального образования лиц с ОПФР.
Рекомендуемая литература
1. Гриханов, В.П. Социальные аспекты общеобразовательной подготовки учащихся Х–ХI классов вспомогательной школы / В.П. Гриханов, А.М. Змушко // Дэфекталогiя. – 2005. – № 5. – С. 9–15. 2. Сысой, С.Е. Обсуждение проблем патроната выпускников с особенностями психофизического развития / С.Е. Сысой // Специальное образование. – 2009. –№ 3. – С. 61–62. 3. Шинкаренко, В.А. Трудовое обучение и воспитание учащихся вспомогательной школы: учеб. пособие / В.А. Шинкаренко. – Минск: Университетское, 1990. – 144 с. 4. Щербакова, А.М. Проблемы трудового обучения и профес-сиональной подготовки учащихся вспомогательной школы / А.М. Щербакова // Дефектология. – 1996. – № 5. – 24–28. Примерный учебный план группы интегрированного обучения и воспитания На 2011/2012 год
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО (Директор ЦКРОиР) (Заведующий дошкольным учреждением)
Длительность занятий с воспитанниками в возрасте от 2 до 3 лет и от 3 до 4 лет (младшие группы) составляет до 10–15 минут, с воспитанниками в возрасте от 4 до 5 лет (средние группы) – до 20–25 минут. Продолжительность перерывов между занятиями – 10–12 минут. В начале и конце недели предусматриваются облегченные по содержанию и умственной нагрузке занятия.
3. Интегрированное обучение и воспитание в учреждениях общего среднего образования. Развитие и совершенствование системы интегрированного обучения и воспитания учащихся с особенностями психофизического развития в учреждениях общего среднего образования является одной из главных задач, стоящих перед системой специального образования. Организация интегрированного обучения и воспитания в учреждениях общего среднего образования в 2011/2012 учебном году осуществляется в соответствии с требованиями Кодекса Республики Беларусь об образовании (статьи 158, 267, 268). Комплектование специального класса, класса интегрированного (совместного) обучения и воспитания для детей с нарушениями развития осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке открытия и функционирования специальных классов (групп), классов (групп) интегрированного (совместного) обучения и воспитания (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 28 августа 2006 г. № 85). В интегрированный или специальный класс зачисляются дети с особенностями психофизического развития и дети-инвалиды в соответствии с показаниями и противопоказаниями к организации образовательного процесса в условиях специальной школы (школы-интерната) для детей с ОПФР. В интегрированный или специальный класс также могут быть зачислены дети с комбинированными нарушениями. Например, дети, имеющие: – нарушения функций ОДА (опорно-двигательного аппарата) и легкую интеллектуальную недостаточность; – нарушения функций ОДА и трудности в обучении; – нарушения функций ОДА и нарушение слуха; – нарушения функций ОДА и нарушения зрения; – нарушения функций ОДА и тяжелые нарушения речи и т.д. Общая наполняемость интегрированного класса составляет не более 20 учащихся. Согласно действующим нормативным правовым документам на проведение коррекционно-педагогических занятий в классе неполной наполняемости на одного ребенка с ОПФР в зависимости от структуры и степени тяжести физического и (или) психического нарушения выделяется от 4 до 8 учебных часов в неделю. Необходимым условием организации интегрированного или специального класса для детей с ОПФР является созданиев общеобразовательных учреждениях адаптивной образовательной среды, позволяющей удовлетворять особые образовательные потребности детей с особенностями развития. Работа по созданию адаптивной образовательной среды проводится в следующих направлениях: ü создание безбарьерной пространственной среды в учреждении образования в целом (организация макропространства); ü создание доступного развивающего пространства в классе (организация микропространства); ü работа по формированию толерантного отношения к детям с ОПФР; ü подготовительная работа с детьми с нарушениями развития по принятию условий и правил функционирования интегрированного или специального класса, школы; ü подбор кадров для работы в интегрированном или специальном классе; ü создание группы психолого-педагогического сопровождения интегрированного обучения и осуществление сопровождения; ü программно-методическое обеспечение функционирования интегрированного или специального класса; ü организация подвоза детей с нарушениями функций ОДА в учреждение образования и домой; ü создание условий для физического развития и воспитания как обязательной части учебно-воспитательного процесса детей с ОПФР; ü организация коррекционных занятий на диагностической основе и по направлениям учебного плана; ü организация профессиональной ориентации учащихся с ОПФР в зависимости от психофизических особенностей ребенка, рекомендаций медицинских работников и предпочтений самого учащегося данной категории; ü организация внешкольной и внеклассной работы с обязательным включением в мероприятия детей с нарушениями функций ОДА. В соответствии с Государственной программой о безбарьерной среде жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2007–2010 годы (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 03.04.2007 № 424) в Республике Беларусь увеличен удельный вес объектов, в том числе объектов образования, приспособленных к доступу инвалидов, до 35%. Предполагается, что реализация мероприятий Государственной программы позволит повысить удельный вес объектов образования, учитывающих требования безбарьерной среды, до 70%, что предполагает оборудование к 2015 году в каждом районе республики, как минимум, одной общеобразовательной школы и одного дошкольного учреждения для обучения детей с нарушениями функций ОДА. Одна из ведущих задач школы в условиях интеграции обучения и воспитания – это выстраивание микропространства учащегося с ОПФР, что предполагает создание функциональной среды. Под функциональной средой следует понимать организацию безбарьерного пространства и использование вспомогательных средств и приспособлений для повышения самостоятельности и независимости человека с ограничениями. Рекомендации по созданию функциональной среды составляет команда специалистов: инструктор-методист по физической реабилитации, эрготерапевт, учитель-дефектолог, администрация, родители. Они отражаются в индивидуальной карте психолого-педагогического сопровождения и обязательны для выполнения. В карте психолого-педагогического сопровождения должна присутствовать оценка функционального состояния учащегося, а также рекомендации по адаптации пространства школы, класса, подбору и использованию вспомогательных средств и приспособлений, двигательному режиму. Организацией функциональной среды для детей с ОПФР профессионально занимаются эрготерапевты. Такие специалисты в Республике Беларусь подготавливаются в Белорусском государственном университете физической культуры. Эрготерапия (от греч. Ergein – делать, действовать, работать и therapeutein – лечить, ухаживать, сопровождать) относится к общему комплексу реабилитационных мероприятий, направленных на максимально возможное восстановление способности человека к независимой жизни (самообслуживанию, продуктивной деятельности, отдыху), независимо от того, какие у него есть нарушения, ограничения жизнедеятельности или ограничения участия в жизни общества. С точки зрения медицины эрготерапия исследует проблемы преодоления последствий болезней. Выбор программы обучения и учебного плана, формы организации интегрированного обучения для указанной категории детей зависит от особенностей психофизического развития ребенка, структуры нарушения, определяется центром коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) и отражается в заключении ЦКРОиР. В этом случае для реализации коррекционно-развивающего обучения учащихся с особенностями психофизического развития и создания адекватной их возможностям образовательной среды вводится должность учителя-дефектолога (интегрированный класс полной наполняемости). Помимо учебной деятельности в отношении детей с ОПФР обязательной является коррекционно-педагогическая работа, которая органически входит в триединую схему образования: обучение – воспитание – развитие. Она направлена на активизацию двигательной и социальной мобильности, развитие познавательной деятельности, потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сфер, формирование общих интеллектуальных умений, навыков социального взаимодействия, что в целом обеспечивает профилактику неблагоприятного хода развития личности ребенка. Развитие компенсаторных приспособлений зависит от характера, времени и степени нарушения функций, оказания своевременной квалифицированной комплексной помощи, а также таких психологических факторов, как осознание дефекта, установка на компенсацию, социальная позиция индивида и т.д. Организация работы с детьми может осуществляться в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий. Наполняемость групп составляет 2–5 человек. Периодичность занятий не менее двух раз в неделю. Продолжительность коррекционных занятий определяется в зависимости от их содержания и психофизического состояния учащихся: с группой – 25 – 45 минут; с подгруппой – 20 – 35 минут; индивидуальных – 15 – 40 минут. Объединение детей в группы осуществляется на основе схожих проблем в развитии, а не общих симптомов учебных затруднений. Даже при наличии
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 427; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.111.183 (0.017 с.) |