Психолого-педагогическая диагностика развития ребенка с нарушениями интеллекта. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогическая диагностика развития ребенка с нарушениями интеллекта.



Начиная с 1950-х годов, все больше внимания уделяется обучению умственно отсталых детей. В связи с этим возникла необходимость дифференцировать таких детей на обучаемых и тех, кто способен лишь к приобретению некоторых навыков. Первые могут усваивать простую учебную программу в специальных классах, тогда как у вторых можно лишь развить с помощью специальных занятий (тренинга) бытовые, двигательные и, в весьма ограниченном объеме, речевые навыки. Считается, что детям как первой, так и второй группы полезно, живя дома, посещать занятия в школе. Границы IQ обеих групп заметно перекрывают друг друга, однако у тех, кто способен учиться, IQ в среднем 50, тогда как у способных лишь к приобретению навыков – около 30. В более тяжелых случаях, когда больные не поддаются научению в ходе групповых занятий, необходимы лишь уход и надзор.

Работа с детьми данной категории ведется на основе принципа системности воспитания ребенка, требующего учета сложного характерапсихического развития в онтогенезе, на что впервые было указано Л.С. Выготским. Принцип системности в коррекционной работе обеспечивает направленность на устранение или сглаживание причин отклонений в психическом развитии ребенка. Успех такого пути коррекции базируется на результатах диагностического обследования, итогом которого становится представление системы причинно-следственных связей, иерархии отношений между симптомами и их причинами. Ориентирами для выбора первоочередных целей коррекции должны стать как структура нарушения (система причинно- следственных связей, обусловливающих феноменологию дефекта), так и результаты анализа социальной ситуации развития ребенка. Для понимания системного подхода в деле воспитания детей с нарушениями интеллекта важными явились результаты исследований А.В.Запорожца, который показал, что развитие ребенка происходит по диалектическим законам и каждый возрастной период значим для формирования личности ребенка. В каждом возрасте формируются не только такие качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему миру, но и те, которые представляют собой «заделы» набудущее и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода. А.В. Запорожец обосновал концепцию об амплификации детского развития, в ходе которой предусматривается создание определенных условий для обогащения всех основных видов деятельности ребенка, характерных для каждого возрастного периода. Исходя из вышесказанного, очевидно, что системный подход требует, в первую очередь, изучения ребенка как целостной системы в его взаимодействии с более широкими социальными системами – семьей, непосредственным окружением, а затем и дошкольным учреждением. На основе информации и анализа собранных данных, полученных в процессе психолого-медико-педагогического обследования, специи-алисты дают общую оценку уровня развития ребенка. Затем определяют характер и степень выраженности первичного нарушения, структуру вторичных отклонений, оценивают сущность трудностей ребенка, выделив факторы, связанные с появлением выявленных отклонений, определяют пути коррекционного воздействия в целях устранения или ослабления остроты проблемы. Следовательно, изучение ребенка является важнейшей задачей, составляющей практическую основу для разработки стратегии коррекционного воздействия. Изучение ребенка с нарушениями интеллекта осуществляется с помощью определенных методов психолого-педагогической диагностики.

Выбор и последовательность применения методов зави­сят от возраста и индивидуальных особенностей обследуе­мого. В обследование важно включить элементы обучения, задания аналогичного характера, в которых проявляется способность ребенка к переносу показанных приемов. Не­обходимо чередовать задания вербального и невербального характера. Задания должны быть направлены на исследо­вание разных форм мышления. При проведении обследова­ния необходимо учитывать следующие показатели:

1) эмоциональная реакция ребенка на обследование;

2) понимание инструкции и цели задания;

3) характер деятельности;

4) реакция на результат работы.

Среди методов психолого-педагогической диагностики умственной отсталости наиболее эффективными являются:

ü беседа;

ü наблюдение;

ü изучение рисунков;

ü экспериментальные методики;

ü тесты.

Метод беседы. Беседа позволяет судить о личностных качествах и поведении ребенка, помогает вскрыть причи­ны некоторых отклонений в развитии.

Чтобы выполнять функции метода диагностики, беседа, несмотря на свою неформальность, должна быть целена­правленной. Вопросы должны быть четкими и понятны­ми. Для исследования умственных способностей ребенка в беседе следует выявить:

► точность представлений ребенка о себе и своем бли­жайшем окружении;

► характер представлений о времени;

► представления о явлениях природы;

► умение ориентироваться в пространстве;

► запас сведений о родине, важных событиях, понимание прочитанных книг, просмотренных фильмов и т. п.

При использовании метода беседы важно соблюдать пе­дагогический такт.

Метод наблюдения. Наблюдение должно проводиться целенаправленно и сопровождаться фиксацией материа­лов. Особое значение имеет наблюдение за игровой дея­тельностью ребенка, так как в ряде случаев оно является основным методом исследования. Создавая игровые ситуа­ции, ребенок практически проводит анализ, синтез, обоб­щение и классификацию, отбирая именно те игрушки, ко­торые нужны для определенного действия. В ходе произ­водимых ребенком действий также можно наблюдать за эмоциональными реакциями, самостоятельностью, орга­низованностью, стойкостью интереса, координацией дви­жений, состоянием моторики.

Метод изучения рисунков. Рисунок является важным дифференциально-диагностическим показателем при изуче­нии детей. Когда ребенку предлагается свободное рисова­ние, умственно отсталые, как правило, затрудняются вы­брать тему, прибегая к изображению привычных однотип­ных предметов, не создавая сюжета. В случае же рисования по заданию они не всегда выполняют его в соответствии с инструкцией. Умственно отсталые дети затрудняются объяс­нить рисунок. Все три вышеописанных метода, помимо ди­агностических целей, могут быть использованы для уста­новления контакта с умственно отсталым ребенком.

Методы эксперимента. Экспериментальное задание со­здает ситуацию, в которой актуализируются изучаемые психические процессы. При соблюдении условий обучаю­щего эксперимента этот метод дает возможность не просто дать характеристику изучаемой функции, но сделать про­гноз в его развитии и разработать рекомендации для рабо­ты с ребенком.

Метод тестов. Определение уровня интеллектуального развития у детей связано с разработкой кратких диагностических испытаний (тестов) и шкал измерения интеллекта, позволяющих количественно описать отдельные интеллектуальные структуры и весь интеллект в целом. Среди них самые известные – это варианты тестов Бине - Термена, Станфорд – Бине, детский тест Д. Векслера, имеющий ряд преимуществ – большее разнообразие заданий и более удобный способ обработки результатов, и др.

Известны также многочисленные модификации и адаптации этих тестов, а также менее успешные попытки построения шкал детского интеллекта. В последние годы такого рода попытки делаются и российскими исследователями. Это адаптированный вариант методики Векслера, разработанный А. Ю. Панасюком, адаптация некоторых заданий из теста Амтхауэра, проведенная 3.Ф. Замбацявичене и др.

Наиболее широко распространен в психодиагностике детей адап­тированный детский вариант теста Векслера (WISC). Он включа­ет 12 субтестов с диагностическими заданиями вербально­го и невербального характера.

Шкала измерения уровня интеллектуального развития была разработана Дэвидом Векслером в 1939 году. Вскоре после создания этот тест стал самым распространенным в США. Объединив в основном уже известные методики, Давид Векслер ввел ограничения по времени и нормативные показатели, то есть среднее значение тестовой оценки для всех детей данного возраста, сделав методику стандартизированной. По тесту Векслера определяются шкальные оценки вербального интеллектуального показателя (ВИП), невербального (НИП), общего интеллектуального показателя (ОИП), а также показатели уровня выполнения каждого субтеста.

Тест удобен тем, что показатели вербального и невербального IQ вычисляются отдельно. Это немаловажно: многие дети, не являясь «говорунами», тем не менее, развиты по возрасту, и тест чувствителен к этому. Сам Векслер определил интеллект, как глобальную способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами.

Тест Векслера разделен на 2 части – в первой части содержатся 6 вербальных субтеста, а во второй – 5 невербальных. Вербальные субтесты заключаются в проведении диагностики понятливости, осведомленности, способности воспроизведения цифровых рядов и нахождения сходства между предметами и изображениями. К невербальным субтестам относятся определение недостающей картинки, сложение фигур, шифровка, сложение фигур. В каждом из тестов содержится от 10 до 30 заданий, сложность которых повышается по мере их выполнения. Каждый из субтестов оценивается в баллах и выносится итоговый результат (шкальные оценки). В процессе подсчета результата детально анализируется каждое выполненное задание, определяется соотношение вербальных и невербальных сторон интеллекта, определяется итоговый уровень IQ. Анализ качественной и количественной оценки выполнения задания позволяют определить брешь в интеллектуальном развитии одной или пары сторон деятельности человека и наметить методы для их устранения. Низкий балл по какому либо из субтестов свидетельствует о нарушении в развитии одной из сторон деятельности человека. Классификация баллов и соответствующих им уровни IQ приведены ниже:

ü 130 баллов и выше – очень высокий уровень IQ

ü 120-129 баллов – высокий уровень IQ

ü 110-119 баллов – нормальный уровень IQ (выше среднего)

ü 90-109 баллов – средний уровень IQ

ü 80-89 баллов – низкий уровень

ü 70-79 баллов – предельная зона (снижение на пограничном уровне)

ü 69 баллов и ниже – умственное отклонение (психическое недоразвитие: среднее недоразвитие 40-45; тяжелое психическое недоразвитие – 25-40; глубокое слабоумие – 0-25).

Тем не менее, достоверно установить IQ ребенка при помощи методики Векслеpа невозможно. Практические детские психологи используют тест Векслера только в случае, если психолог имеет инфоpмацию о личности ребенка, и может перепроверить полученные результаты другими методиками. Результаты же обследования малыша анализиpуются только с качественной стоpоны, поскольку количественный показатель может пpивести к непpавильной оценке состояния детской психики. Как и тест Бине, методика Векслера наилучшим образом определяет лишь серьезное психическое отставание, а посему имеет большое значение в основном для детской психиатрии.

Популярен также тест Бине-Симона, предложенный в 1905 г. французскими психологами А. Бине и Т. Симоном с целью отсева детей (от 3 до 13 лет) недостаточно развитых для обучения в обычной школе. Задачи, входящие в него, подбирались так, чтобы их могли решить 75% детей соответствующего возраста, интеллектуальное развитие которых можно было бы считать нормальным. Как показала практика, тест чувствителен лишь к серьезному отставанию в умственном развитии, выявить же одаренного ребенка с его помощью вряд ли возможно.

Для измерения уровня развития детского интеллекта используются также такие методики, как «Образец и правила» А.Л. Венгера, «Матрицы Равена», «Культурно-свободный тест на интеллект» (CFIT) и многие другие. Культурно-свободный тест на интеллект (CFIT) был изобретен британским психологом Р. Кэттелом в 1958 году. Отличительной особенностью данного теста являлась возможность диагностирования уровня интеллектуального развития человека вне зависимости от влияния факторов окружающей среды. Однако, имея дело с тестами, измеряющими IQ, всегда следует помнить, что совершенных тестов не существует.

Не углубляясь в развернутую критику метода тестов, следует лишь отметить, что результаты тестирования имеют в основном констатирующую, а не объяснительную значимость. К тому же в тестировании детского интеллекта психолога ждет немало «подводных камней». Так, ребенок, выросший с молчаливыми дедушкой и бабушкой, при тестировании покажет крайне низкий результат, однако на деле окажется, что его наглядно-действенное и визуальное мышление просто обгоняет вербальное. Начав читать, ребенок мгновенно наверстает упущенное в речевом развитии. Ведь он уже знает, как устроен мир, осталось лишь выяснить, как все существующее вокруг называется. Имея дело с ребенком 3-6 лет, психолог должен учитывать, насколько малыш мотивирован на выполнение теста (как сильно он хочет проходить тестирование). Низкомотивированный ребенок рассеян, не пытается активно решить задачку. Для повышения мотивации иногда помогает решить с ребенком вместе несколько первых заданий и от души похвалить его за правильные ответы. Это усилит его интерес к тестированию.

Таким образом, длительный опыт применения тестовых обследований привел многих специалистов к выводу, что низкие показатели в интеллектуальных тестах еще не всегда свидетельствуют о плохих способностях испытуемого: часто это означает лишь то, что он не сумел ими воспользоваться. Другими словами, если ребенок не выполнил тестовое задание, необходимо быть очень осторожным с выводом о состоянии его интеллекта и не делать категорических заключений о неспособности выполнить им такое или сходное задание.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1611; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.79.70 (0.021 с.)