Воспитание такого ребенка в семье вызывает большие сложности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитание такого ребенка в семье вызывает большие сложности.



Беда семей с аутичными ребенком, прежде всего, в том, что осознание проблемы зачастую наступает внезапно. Трудности установления контакта, взаимодействия уравновешиваются в глазах родителей успокаивающими впечатлениями, которые вызывают серьезный, умный взгляд ребенка, его особые способности. Поэтому в момент постановки диагноза семья порой переживает тяжелейший стресс: в три, в четыре, иногда даже в пять лет родителям сообщают, что их ребенок, который до сих пор считался здоровым и одаренным, на самом деле «необучаем». Часто им сразу предлагают оформить инвалидность или поместить его в специальный интернат. Состояние стресса для семьи, которая продолжает «сражаться» за своего ребенка, с этого момента нередко становится хроническим.

Наибольшие проблемы выпадают на долю мамы аутичного ребенка, поскольку с самого его рождения она не получает положительных эмоций, непосредственной радости общения, с лихвой покрывающих вся тяготы и усталость, связанные с ежедневными заботами и тревогами. Ребенок не улыбается ей, не смотрит в глаза, не любит бывать на руках; иногда он даже не выделяет ее из других людей, не отдает видимого предпочтения в контакте. Следствием этого является развитие у нее депрессии, раздражительности, эмоционального истощения.

Характерно, что потребность в общении у аутичных детей исходно не нарушена. Такой ребенок может быть глубоко привязан к близкому человеку, а человеческое лицо так же значимо для него, как и для любого другого — только глазной контакт он может выдержать лишь очень непродолжительное время. Таким образом, аутичный ребенок скорее не может, чем не хочет контактировать с окружающими людьми.

Отцы, как правило, избегают ежедневного стресса, связанного с воспитанием аутичного ребенка, проводя больше времени на работе. Тем не менее, они тоже переживают чувство вины, разочарования, хотя и не говорят об этом так явно, как матери. Кроме того, на них ложатся особые материальные тяготы по обеспечению ухода за «трудным» ребенком, которые ощущаются еще острее из-за того, что обещают быть долговременными, фактически пожизненными. В особой ситуации растут братья и сестры таких детей: в психологическом и бытовом плане они тоже испытывают определенные трудности, и родители в такой ситуации нередко вынуждены жертвовать их интересами.

К сожалению, на сегодня аутизм неизлечим. Также не изучен механизм передачи его через несколько поколений. Ведь брак между аутичными людьми невозможен, как и какие-либо близкие отношения.

Все разработанные сегодня методики взаимодействия с аутичным ребенком направлены лишь на то, чтобы выработать у больного ребенка в некоторой степени приспособленность к жизни в обществе, независимость в быту и самостоятельность. Однако, возможности полной адаптации больных аутизмом людей в социуме пока нет.

Фобическое поведение может быть присуще не только аутичным детям. Оно характеризуется выбором стиля взаимодействия с окружающим миром, исходя из какого-либо реально обоснованного или необоснованного навязчивого страха (фобии). Может носить характер ритуального поведения, выступающего в качестве психологической защиты от страха.

Источником и фабулой фобического поведения могут служить разнообразные предметы и явления окружающего мира. Фобии составляют самую многочисленную группу навязчивых состояний. Насчитывается более 300 форм навязчивых страхов. Наиболее известны социальные фобии, суть которых заключается в навязчивом страхе привлечь внимание окружающих или совершить что-то, что могло бы вызвать неудовольствие со стороны участников коммуникации. К таким социофобиям относят: страх покраснения при людях (эрейтофобия), страх показаться смешным (скопофобия) и т.д.

Нередко встречаются нозофобии – навязчивые страхи заболеть какой-либо болезнью: инфарктом миокарда (кардиофобия), раком (канцерофобия), СПИДом (спидофобия), страх сумасшествия (лиссофобия) и др. Особые виды фобий – агорафобия и клаустрофобия. При агорафобии навязчивый страх проявляется при нахождении человека на больших открытых пространствах (площадь, поле и т.д.), при клаустрофобии – при нахождении в закрытых замкнутых помещениях (лифте, вагоне, пещере, салоне автобуса в «час пик» и т.д.). В этом случае возникает страх оказаться оставленным без помощи, страх потери сознания.

Возникновение различных страхов (фобий) довольно характерно для детского и подросткового возраста. Чаще всего это невротическая боязнь темноты, одиночества, разлуки с родителями и близкими, повышение внимания к своему здоровью. В одних случаях эти страхи кратковременны (10–20 мин), довольно редки и обычно обусловлены какими-либо эмоционально значимыми ситуациями. Они легко проходят после успокаивающей беседы. В других случаях страхи могут иметь форму коротких приступов, возникающих довольно часто и имеющих относительно длинный период времени (1–2 месяца). Причиной таких приступов бывают затянувшиеся травмирующие психику ребенка ситуации (тяжелая болезнь родных, конфликт в школе или семье и т.д.). Нередко приступ страха сопровождается неприятными телесными ощущениями («останавливается сердце», «не хватает воздуха», «ком в горле» и т.д.), двигательной суетливостью плаксивостью и раздражительностью.

Апатия, вялость – также частный результат переживаний страха и тревоги. В этом случае часто развивается внутренняя позиция «жертвы» либо позиция «виноватого». Эти симптомы характерны для глубоких эмоциональных нарушений: тревожность и страх аккумулируются, их высокая интенсивность сохраняется длительное время, такое состояние всегда сопровождается высоким эмоциональным напряжением. Если напряжение становится избыточным, организм перестает с ним справляться, тогда на смену этому напряжению приходит апатия и чувство безысходности, формируется внутреннее состояние «жертвы», которое всегда связано с переживанием невозможности что-либо изменить, повлиять на собственную жизнь.

При своевременном выявлении и принятии адекватных мер, страхи постепенно проходят. В противном случае они могут принять затяжное течение, и тогда даже лечебные мероприятия не всегда дают желаемые результаты. С целью коррекции негативных эмоциональных состояний, устранения страхов с детьми проводятся коррекционные занятия (см. приложения 1 и 2).

У некоторых детей и подростков временный эмоциональный комфорт при наличии фобий достигается при помощи ритуальных действий. Обобщенная модель этих действий выглядит, например, так: «Чтобы не получить двойку, я надену любимый белый свитер, который мне приносит удачу». С течением времени эти действия могут стать навязчивыми, первоначальный страх (например, получить двойку) сменяется страхом забыть совершить ритуал. При высокой тревожности личности это может превратиться в цепную реакцию: человек придумывает другие ритуалы, позволяющие избежать неудачи, если забыт первый ритуал.

Существует также ритуал самоуспокоения. Этот способ достижения эмоционального комфорта появляется в раннем возрасте, обладает высокой устойчивостью и часто сохраняется на протяжении всей жизни человека. Так, например, маленький ребенок, оставленный дома один, для преодоления страха совершает доступные ему действия: сосет палец, теребит ухо или волосы и т.д. Эта привычка быстро превращается в ритуал самоуспокоения. Неуверенность ребенка в себе и переживаемое им чувство вины и страха приводит к тому, что он грызет ногти, кожу на пальцах, кусает щеку и т.д.

Средством «самопомощи» может выступать и фантазия, которая отличается от обычной, конструктивной фантазии, следующими показателями. Конструктивная фантазия всегда связана с реальностью, так как она основывается на событиях реальной жизни, и в то же время она влияет на эти события, приводя к желанию воплотить мечту в жизнь. Фантазии тревожных детей и подростков лишены этих свойств. Их мечты не продолжают жизнь, а противопоставляют себя ей.

Способом преодоления внутреннего дискомфорта являются также односторонние увлечения, которые полностью захватывают личность человека. Здоровое увлечение, как правило, соединяет личность с окружающим миром, тревожное, наоборот, разъединяет, создает свой замкнутый, относительно безопасный мир.

Следующий способ справиться на некоторое время со страхом и тревожностью, – это превращение их в заболевание. Эмоциональное нарушение всегда сопровождается соматическим признаками, которые в дальнейшем могут стать симптомами серьезных расстройств. Соматическое расстройство может не только стать проявлением тревоги, но и заменить ее, тогда эмоциональное состояние улучшается за счет ухудшения физического состояния. В случае часто повторяющихся у ребенка простудных, желудочно-кишечных заболеваний, головных болей и особенно аллергических реакций следует осмыслить, не является ли это следствием его внутреннего конфликта и тревоги.

Помимо собственно фобического поведения, базирующегося на навязчивых страхах, встречаются обсессивный и компульсивный его варианты. Под обсессиями понимают навязчивые мысли, воспоминания, представления, овладевающие сознанием человека, от которых он не может избавиться волевым усилием.

Компульсии проявляются навязчивыми, не поддающимися коррекции и полному контролю действиями. Компульсивное поведение – это действие, предпринимаемое для интенсивного возбуждения или эмоциональной разрядки, трудно контролируемое личностью и в дальнейшем вызывающее дискомфорт. К компульсивным действиям относятся тикозные расстройства, обкусывание ногтей (онихофагия), выдергивание волос (трихотилломания), сосание пальцев, а также ритуальные действия во избежание неприятностей и страхов.

Фобиями обычно страдают дети с тревожно-мнительными чертами характера. Такие черты присущи детям и подросткам с психастеническим типом акцентуации. Основные их черты – тревожность, нерешительность, боязливость, пугливость, застенчивость, мнительность, склонность к постоянным сомнениям и анализу. Со временем сомнения приобретают характер навязчивых состояний, отражающихся в мыслях, чувствах, движениях и поступках. Психастеники часто сами понимают бессмысленность своих навязчивых состояний, однако поделать с собой ничего не могут. Их страшит не только реальное и знакомое, но и неизведанное и предполагаемое. Такие дети редко испытывают чувство радости, а беззаботное веселье для них недоступно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.116.199 (0.01 с.)