Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Воспитание такого ребенка в семье вызывает большие сложности.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Беда семей с аутичными ребенком, прежде всего, в том, что осознание проблемы зачастую наступает внезапно. Трудности установления контакта, взаимодействия уравновешиваются в глазах родителей успокаивающими впечатлениями, которые вызывают серьезный, умный взгляд ребенка, его особые способности. Поэтому в момент постановки диагноза семья порой переживает тяжелейший стресс: в три, в четыре, иногда даже в пять лет родителям сообщают, что их ребенок, который до сих пор считался здоровым и одаренным, на самом деле «необучаем». Часто им сразу предлагают оформить инвалидность или поместить его в специальный интернат. Состояние стресса для семьи, которая продолжает «сражаться» за своего ребенка, с этого момента нередко становится хроническим. Наибольшие проблемы выпадают на долю мамы аутичного ребенка, поскольку с самого его рождения она не получает положительных эмоций, непосредственной радости общения, с лихвой покрывающих вся тяготы и усталость, связанные с ежедневными заботами и тревогами. Ребенок не улыбается ей, не смотрит в глаза, не любит бывать на руках; иногда он даже не выделяет ее из других людей, не отдает видимого предпочтения в контакте. Следствием этого является развитие у нее депрессии, раздражительности, эмоционального истощения. Характерно, что потребность в общении у аутичных детей исходно не нарушена. Такой ребенок может быть глубоко привязан к близкому человеку, а человеческое лицо так же значимо для него, как и для любого другого — только глазной контакт он может выдержать лишь очень непродолжительное время. Таким образом, аутичный ребенок скорее не может, чем не хочет контактировать с окружающими людьми. Отцы, как правило, избегают ежедневного стресса, связанного с воспитанием аутичного ребенка, проводя больше времени на работе. Тем не менее, они тоже переживают чувство вины, разочарования, хотя и не говорят об этом так явно, как матери. Кроме того, на них ложатся особые материальные тяготы по обеспечению ухода за «трудным» ребенком, которые ощущаются еще острее из-за того, что обещают быть долговременными, фактически пожизненными. В особой ситуации растут братья и сестры таких детей: в психологическом и бытовом плане они тоже испытывают определенные трудности, и родители в такой ситуации нередко вынуждены жертвовать их интересами. К сожалению, на сегодня аутизм неизлечим. Также не изучен механизм передачи его через несколько поколений. Ведь брак между аутичными людьми невозможен, как и какие-либо близкие отношения. Все разработанные сегодня методики взаимодействия с аутичным ребенком направлены лишь на то, чтобы выработать у больного ребенка в некоторой степени приспособленность к жизни в обществе, независимость в быту и самостоятельность. Однако, возможности полной адаптации больных аутизмом людей в социуме пока нет. Фобическое поведение может быть присуще не только аутичным детям. Оно характеризуется выбором стиля взаимодействия с окружающим миром, исходя из какого-либо реально обоснованного или необоснованного навязчивого страха (фобии). Может носить характер ритуального поведения, выступающего в качестве психологической защиты от страха. Источником и фабулой фобического поведения могут служить разнообразные предметы и явления окружающего мира. Фобии составляют самую многочисленную группу навязчивых состояний. Насчитывается более 300 форм навязчивых страхов. Наиболее известны социальные фобии, суть которых заключается в навязчивом страхе привлечь внимание окружающих или совершить что-то, что могло бы вызвать неудовольствие со стороны участников коммуникации. К таким социофобиям относят: страх покраснения при людях (эрейтофобия), страх показаться смешным (скопофобия) и т.д. Нередко встречаются нозофобии – навязчивые страхи заболеть какой-либо болезнью: инфарктом миокарда (кардиофобия), раком (канцерофобия), СПИДом (спидофобия), страх сумасшествия (лиссофобия) и др. Особые виды фобий – агорафобия и клаустрофобия. При агорафобии навязчивый страх проявляется при нахождении человека на больших открытых пространствах (площадь, поле и т.д.), при клаустрофобии – при нахождении в закрытых замкнутых помещениях (лифте, вагоне, пещере, салоне автобуса в «час пик» и т.д.). В этом случае возникает страх оказаться оставленным без помощи, страх потери сознания. Возникновение различных страхов (фобий) довольно характерно для детского и подросткового возраста. Чаще всего это невротическая боязнь темноты, одиночества, разлуки с родителями и близкими, повышение внимания к своему здоровью. В одних случаях эти страхи кратковременны (10–20 мин), довольно редки и обычно обусловлены какими-либо эмоционально значимыми ситуациями. Они легко проходят после успокаивающей беседы. В других случаях страхи могут иметь форму коротких приступов, возникающих довольно часто и имеющих относительно длинный период времени (1–2 месяца). Причиной таких приступов бывают затянувшиеся травмирующие психику ребенка ситуации (тяжелая болезнь родных, конфликт в школе или семье и т.д.). Нередко приступ страха сопровождается неприятными телесными ощущениями («останавливается сердце», «не хватает воздуха», «ком в горле» и т.д.), двигательной суетливостью плаксивостью и раздражительностью. Апатия, вялость – также частный результат переживаний страха и тревоги. В этом случае часто развивается внутренняя позиция «жертвы» либо позиция «виноватого». Эти симптомы характерны для глубоких эмоциональных нарушений: тревожность и страх аккумулируются, их высокая интенсивность сохраняется длительное время, такое состояние всегда сопровождается высоким эмоциональным напряжением. Если напряжение становится избыточным, организм перестает с ним справляться, тогда на смену этому напряжению приходит апатия и чувство безысходности, формируется внутреннее состояние «жертвы», которое всегда связано с переживанием невозможности что-либо изменить, повлиять на собственную жизнь. При своевременном выявлении и принятии адекватных мер, страхи постепенно проходят. В противном случае они могут принять затяжное течение, и тогда даже лечебные мероприятия не всегда дают желаемые результаты. С целью коррекции негативных эмоциональных состояний, устранения страхов с детьми проводятся коррекционные занятия (см. приложения 1 и 2). У некоторых детей и подростков временный эмоциональный комфорт при наличии фобий достигается при помощи ритуальных действий. Обобщенная модель этих действий выглядит, например, так: «Чтобы не получить двойку, я надену любимый белый свитер, который мне приносит удачу». С течением времени эти действия могут стать навязчивыми, первоначальный страх (например, получить двойку) сменяется страхом забыть совершить ритуал. При высокой тревожности личности это может превратиться в цепную реакцию: человек придумывает другие ритуалы, позволяющие избежать неудачи, если забыт первый ритуал. Существует также ритуал самоуспокоения. Этот способ достижения эмоционального комфорта появляется в раннем возрасте, обладает высокой устойчивостью и часто сохраняется на протяжении всей жизни человека. Так, например, маленький ребенок, оставленный дома один, для преодоления страха совершает доступные ему действия: сосет палец, теребит ухо или волосы и т.д. Эта привычка быстро превращается в ритуал самоуспокоения. Неуверенность ребенка в себе и переживаемое им чувство вины и страха приводит к тому, что он грызет ногти, кожу на пальцах, кусает щеку и т.д. Средством «самопомощи» может выступать и фантазия, которая отличается от обычной, конструктивной фантазии, следующими показателями. Конструктивная фантазия всегда связана с реальностью, так как она основывается на событиях реальной жизни, и в то же время она влияет на эти события, приводя к желанию воплотить мечту в жизнь. Фантазии тревожных детей и подростков лишены этих свойств. Их мечты не продолжают жизнь, а противопоставляют себя ей. Способом преодоления внутреннего дискомфорта являются также односторонние увлечения, которые полностью захватывают личность человека. Здоровое увлечение, как правило, соединяет личность с окружающим миром, тревожное, наоборот, разъединяет, создает свой замкнутый, относительно безопасный мир. Следующий способ справиться на некоторое время со страхом и тревожностью, – это превращение их в заболевание. Эмоциональное нарушение всегда сопровождается соматическим признаками, которые в дальнейшем могут стать симптомами серьезных расстройств. Соматическое расстройство может не только стать проявлением тревоги, но и заменить ее, тогда эмоциональное состояние улучшается за счет ухудшения физического состояния. В случае часто повторяющихся у ребенка простудных, желудочно-кишечных заболеваний, головных болей и особенно аллергических реакций следует осмыслить, не является ли это следствием его внутреннего конфликта и тревоги. Помимо собственно фобического поведения, базирующегося на навязчивых страхах, встречаются обсессивный и компульсивный его варианты. Под обсессиями понимают навязчивые мысли, воспоминания, представления, овладевающие сознанием человека, от которых он не может избавиться волевым усилием. Компульсии проявляются навязчивыми, не поддающимися коррекции и полному контролю действиями. Компульсивное поведение – это действие, предпринимаемое для интенсивного возбуждения или эмоциональной разрядки, трудно контролируемое личностью и в дальнейшем вызывающее дискомфорт. К компульсивным действиям относятся тикозные расстройства, обкусывание ногтей (онихофагия), выдергивание волос (трихотилломания), сосание пальцев, а также ритуальные действия во избежание неприятностей и страхов. Фобиями обычно страдают дети с тревожно-мнительными чертами характера. Такие черты присущи детям и подросткам с психастеническим типом акцентуации. Основные их черты – тревожность, нерешительность, боязливость, пугливость, застенчивость, мнительность, склонность к постоянным сомнениям и анализу. Со временем сомнения приобретают характер навязчивых состояний, отражающихся в мыслях, чувствах, движениях и поступках. Психастеники часто сами понимают бессмысленность своих навязчивых состояний, однако поделать с собой ничего не могут. Их страшит не только реальное и знакомое, но и неизведанное и предполагаемое. Такие дети редко испытывают чувство радости, а беззаботное веселье для них недоступно.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.206.19 (0.009 с.) |