Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Категориальный аппарат коррекционной педагогики.

Поиск

В Педагогической энциклопедии понятие коррекция определяется как исправление (частичное или полное) не­достатков психического и физического развития у ано­мальных детей с помощью специальной системы педаго­гических приемов и мероприятий. Причем коррекция рас­сматривается как педагогическое воздействие, которое не сводится к тренировочным упражнениям, направленным на исправление (ликвидацию) отдельно взятого дефекта, а подразумевает воздействие на личность ребенка в целом.

В специальной справочной литературе понятие «кор­рекция» также трактуется как система специальных педа­гогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития аномальных детей, сориентированных на исправление не только отдельных нарушений, но и на формирование личности всех катего­рий аномальных детей.

В целом, коррекционная педагогика имеет свой категориальный аппарат, основанный на общепедагогической понятийной базе. В этом отношении основными категориями коррекционной педагогики являются следующие:

· формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – биологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д. Воспитание – один из важнейших, но не единственный фактор формирования личности. Формирование подразумевает некую законченность становления человека, достижение заданного уровня зрелости, придание необходимой формы, человеческого образа;

· развитие – процесс и результат количественных и качественных преобразований в организме и сознании человека. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему;

· отклоняющееся развитие развитие, которое не подчиняется общим законам, индивидуальное нестандартное развитие, всегда непонятное, сложное, противоречивое;

· коррекция развития – направление развития ребенка в нормальное русло;

· воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В педагогике понятие воспитания употребляется в социальном и педагогическом значениях. В социальном смысле воспитание – это передача социального и культурно-исторического опыта от старших поколений младшим. Под опытом при этом понимают известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы – все созданное в процессе исторического развития духовное наследие народа. В широком педагогическом смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие на ученика с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в семье и учебно-воспитательных учреждениях. В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач;

· обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, результатом которого является усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил, дарований и возможностей учеников в соответствии с поставленными целями;

· образование – результат обучения. Это система накопленных в процессе обучения знаний, умений и навыков, способов мышления, которыми овладел учащийся. Главный критерий образованности – системность знаний и системность мышления;

· специальное образование – система образования, призванная обеспечить доступность образования лицам с особенностями психофизического развития, коррекционные услуги, социальную адаптацию и интеграцию их в общество. Организация образовательного процесса и содержание образования для лиц с особенностями психофизического развития, получающих образование в учреждениях образования как специального, так и общего типа, соответствуют требованиям образовательных стандартов общего среднего и специального образования и обеспечивают дополнительную коррекционно-образовательную помощь, предупреждение и преодоление нарушений в развитии, что определяется программами общеобразовательных предметов и коррекционных занятий. Лица с особенностями психофизического развития могут получать образование в учреждениях образования, на дому, в условиях стационарных лечебных учреждений и учреждений социальной защиты;

· поведение – общее название всего, что делает ребенок (поступки, деятельность, отношение к окружающей действительности и т.д.). В узком смысле – это выполнение учеником установленных социумом норм и правил;

· отклоняющееся (девиантное) поведение – поведение, устойчиво повторяющееся в нарушениях социальных норм, Выражается в изменениях ценностных ориентаций личности, деформации системы ее внутренней регуляции. Выделяют докриминогенный уровень отклоняющегося поведения (мелкие проступки, не представляющие большой общественной опасности) и криминогенный уровень (преступные деяния);

· коррекция поведения – исправление поведения ребенка или подростка педагогическими методами;

· коррекционная методика – взятые в единстве способы, средства и формы влияния на детей, подростков, обеспечивающие достижение намеченной цели.

Помимо представленных терминов, к числу ведущих социально-педагогических понятий в области коррекционной педагогики являются следующие:

· коррекционно-развивающее обучение — это система мер дифференцированного образования, позволяющая решать задачи своевременной помощи детям, испытывающим труд­ности в обучении и школьной адаптации. Основная задача данной работы — систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребенка, восполне­ние пробелов его предшествующего развития и обучения, развитие недостаточно сформированных умений и навыков, коррекцию отклонений в познавательной сфере ребенка, подготовку его к адекватному восприятию учебного мате­риала;

· компенсация (лат. compensatio — возмещение, урав­новешивание) — это сложный, многоаспектный процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразви­тых психофизиологических функций организма. Компен­саторный процесс опирается на резервные или недоста­точно задействованные возможности организма человека. В процессе компенсации в организме ребенка происхо­дит формирование новых динамических систем и услов­ных связей, перестройка нарушенных или ослабленных функций (при дефекте зрительного анализатора усилива­ются возможности слуха и осязания; при недостаточном развитии речевых возможностей усиливается роль кинес­тетических анализаторов).

Компенсаторные возможности организма ребенка проявляются на фоне мобилизации резервных ресурсов, активизации защитных средств, сопротивления наступле­нию патологических процессов в организме. В то же вре­мя сопротивляемость дефекту, его компенсация усилива­ются при активизации социальных факторов, действенной помощи ребенку со стороны педагогов, родителей;

· адаптация школьная (лат. adaptio — приспособ­лять) — это процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к ее нормам и требованиям, к актив­ной познавательной деятельности, усвоению необходи­мых учебных знаний и навыков, полноценному освоению картины мира.

Дети с недостатками в психофизическом развитии и отклонениями в поведении зачастую не готовы к школе, к изменениям своей жизнедеятельности, к требованиям педагогов в силу своего общего развития (точнее, его недо­статков) или же ошибок и неблагополучия семейного вос­питания. Так возникает проблема школьной дезадапта­ции, результатом которой являются хроническая неуспева­емость, отставание по ряду предметов в освоении школьной программы, сопротивление педагогическому воздействию, негативное отношение к учению, пропуски занятий, побе­ги из школы и дома, педагогическая запущенность, асоци­альное поведение.

Реабилитация социальная (лат. rehabilitatio — вос­становление) — этопроцесс включения ребенка с откло­нениями в развитии и поведении в социальную среду, в нормальную общественно полезную деятельность и адек­ватные взаимоотношения со сверстниками.

Процесс реабилитации — это сложное и многогранное явление, поскольку полноценное возвращение в социум происходит через медицинскую реабилитацию (лечение недостатков, ликвидация последствий дефекта), психоло­гическую реабилитацию (снятие психологических комп­лексов, восстановление психических процессов), педагоги­ческую реабилитацию (восстановление утраченных учеб­ных умений, познавательных навыков, формирование инди­видуальных личностных качеств). Реабилитация — это своего рода итог всей коррекционно-педагогической дея­тельности.

Как видно, терминология понятийного аппарата коррекционной педагогики не только имеет общепедагогическую и социально-педагогическую основу, но и отличается определенностью, системностью, специфичностью, отражая сущность данной научной отрасли.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.5.161 (0.012 с.)