Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 8. Интегрированное обучение и воспитание. Проблема школьной адаптацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Современные подходы к интеграции обучения и воспитания в международном образовательном пространстве и в Республике Беларусь. 2. Интеграция в сфере дошкольного образования. 3. Интегрированное обучение и воспитание в учреждениях общего среднего образования.
Рекомендуемая литература
1. Коноплева, А.Н. Интегрированное обучение детей с особен-ностями психофизического развития / А.Н. Коноплева, Т.Л. Лещинская. – Минск: НИО, 2003. 2. Левяш, С.Ф. Межличностные отношения детей с ограниченными возможностями в условиях образовательной интеграции // Образова-тельная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями: сб. науч. тр. – Минск: НИО, 2005. 3. Об организации интегрированного обучения и воспитания в учреждениях общего среднего образования в 2011/2012 учебном году: инструктивно-методическое письмо Министерства образования РБ 04.06.2011 // www.minedu.unibel.by 4. Состояние и перспективы развития интегрированного обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития: приказ Министерства образования РБ от 04.06.2010 № 387 // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2010. – № 8. – С. 3–5.
1. Современные подходы к интеграции обучения и воспитания в международном образовательном пространстве и в Республике Беларусь. На современном этапе в рамках ЕврАзЭС формируется единое образовательное пространство, которое призвано реализовать право граждан – членов Сообщества на образование, включая равный доступ к образованию, возможность получения образования независимо от места жительства, и характеризуется единой нормативной правовой базой в области образования. В соответствии с национальными законодательствами государств – членов ЕврАзЭС, лица с ограниченными возможностями имеют право на обучение в образовательном учреждении общего назначения. В этих странах всемерно содействуют развитию интегрированного обучения как действенной меры, способствующей предотвращению дискриминации лиц с ограниченными возможностями, повышению толерантности общества, воспитанию человеколюбия и росту взаимопонимания между людьми. На этой основе приоритетом международной политики в области образования детей с ОПФР является инклюзивное (включенное) образование, предполагающее их об учение в обычной школе (рядом с домом), когда в ней создаются необходимые условия для удовлетворения специальных образовательных потребностей. Дакарская рамочная концепция действий отражает наиболее современный подход к специальному образованию. Ожидается, что все общеобразовательные школы со временем станут «инклюзивно ориентированными», т.е. готовыми включить любого ученика в образовательный процесс. Это предполагает не только обучение детей с особенностями психофизического развития вместе со своими сверстниками, но и особую культуру взаимодействия в школьном социуме, когда различия детей признаются, приветствуются и налаживается тесное общение всех субъектов образовательного процесса. В некоторых европейских странах сегодня накоплен уникальный опыт в сфере интеграции детей и людей с ОПФР в образовательное пространство. Например, в Италии в 70-х гг. XX в. произошла социальная революция, результатом которой стало закрытие психиатрических больниц, детских домов и специальных учреждений для воспитания детей с особенностями психофизического развития. В этой стране вот уже 40 лет обучение всех детей осуществляется в общеобразовательных школах, что является важным условием формирования личностной зрелости, толерантности людей с нарушениями развития. Это способствует развитию понимания и адекватного отношения к тому обстоятельству, что общество включает в себя различных людей, из которых 2–4 % имеют особые индивидуальные потребности. В Италии система дифференциации в обучении и воспитании внедряется уже на уровне дошкольных учреждений, которые посещают дети с 3-летнего возраста. В начальной школе в большинстве классов обучается по 1–2 ребёнка с ОПФР. Технически это осуществляется следующим образом: если обычно в классе 25–27 учащихся, то в классе, где есть ребёнок с ОПФР, – максимум 20. В этой ситуации добавляется «поддерживающий педагог», сопровождающий детей с индивидуальными потребностями. Учебная нагрузка педагога, работающего в такой школьной системе, составляет 22 часа, из них 15 часов он работает с классом индивидуально, а 7 часов – в команде с другими специалистами по сопровождению детей с ОПФР. Обеспечение детей с индивидуальными потребностями поддержкой педагогов в школе позволило решить в 70-е гг. XX в. проблему трудоустройства педагогических кадров при закрытии интернатных учреждений в Италии. К тому же детям с ОПФР в условиях обычной школы необходимы специальная организация учебного пространства (компьютеры с клавиатурой для слепых, специальные доски и парты), а также поддерживающее жизнедеятельность их организма медицинское оборудование. Всё это предоставляется за счёт государственных средств Министерства здравоохранения и Министерства образования. Нужно отметить, что по пути ликвидации специализированных учреждений воспитания детей с ОПФР идут не все европейские страны. Так, специалисты Германии и Бельгии оспаривают положительное влияние интегрированного обучения. Однако проведённые исследования показали, что коэффициент интеллектуального развития детей, страдающих болезнью Дауна, в Италии, где они учатся в общеобразовательных школах, на 25–30 % выше, чем в указанных странах, где они обучаются во вспомогательных школах. Как показала практика, несмотря на сложную техническую оснащённость и повышенные требования к уровню и квалификации педагогов-специалистов, система инклюзивного образования в Италии обходится государству дешевле, чем в европейских странах, где существуют специализированные учреждения-интернаты. Эти и многие другие аргументы послужили толчком для присоединения к данной системе и других стран Евросоюза: Испании, Португалии, части Франции т.д. В последнее десятилетие Беларусь также сделала качественный скачок в развитии интегрированного (инклюзивного) обучения и медикопсихосоциальной поддержки детей с психофизическими особенностями. В нашей стране согласно Закону о правах ребёнка и Закону о социальной защите инвалидов, детям с ОПФР гарантированы выбор ими или их родителями учебных учреждений, получение базового и профессионального образования. С принятием в 1995 г. Временного приложения об интегрированном обучении детей с особенностями психофизического развития создаются предпосылки для формирования единого образовательного пространства, преодоления изоляции детей с особенностями развития и их совместного обучения с обычными детьми. Кодекс РБ «Об образовании» (Раздел. 15. Специальное образование» трактует интегрированное обучение и воспитание как организацию специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляются в учреждениях образования общего типа, создавших специальные условия для пребывания и получения образования такими лицами. При этом специальные условия для получения образования лиц с ОПФР – это специальные учебные программы и методики обучения, индивидуальные технические средства обучения, специальные учебники и учебные пособия, адаптированная среда жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные и иные виды помощи, без которых невозможно или затруднено освоение соответствующих учебных программ лицами с особенностями психофизического развития. Классы интегрированного (совместного) обучения и воспитания создаются в учреждениях образования общего типа на всех уровнях основного образования для совместного обучения лиц с особенностями психофизического развития и лиц, не имеющих физических и (или) психических нарушений. При этом в таких учреждениях образования общего типа число лиц с особенностями психофизического развития не должно составлять более 20 процентов от общего числа обучающихся. В настоящее время в Беларуси определились и нашли государственную поддержку три формы (модели) интегрированного обучения детей школьного возраста: ► специальные классы при общеобразовательной школе (эта форма организации позволяет создать возможности для проведения внеклассной работы на более широкой интеграционной основе, чем в условиях специальной школы); ► классы интегрированного обучения (в них могут быть дети с неоднородными нарушениями в количестве 2–4 человек (4 человека с неглубокими нарушениями, но не больше двух типов нарушений)); ► коррекционно-педагогическое консультирование как специально организованная форма обучения. Такие же формы интеграции используются и на уровне начального образования. При добровольном выборе формы обучения по статистическим данным с сентября 2005 года, в Беларуси интегрированы 53,2 % детей школьного возраста. Интегрированное обучение здоровых детей и детей с инвалидностью в Беларуси ведется повсеместно. В настоящее время на базе обычных школ работают 222 специальных класса, 5634 класса интегрированного обучения, а также 1368 пунктов коррекционно-педагогической помощи. В Минске в каждом районе есть школы, которые предоставляют возможность инклюзивного (интегрированного образования). Всего в Беларуси в специальных школах-интернатах обучается 34,6 % общего количества детей школьного возраста с особенностями психофизического развития. За последние пять лет количество классов интегрированного обучения увеличилось на 2083 единицы, количество специальных школ-интернатов сократилось на 17 единиц (при увеличении количества детей с особенностями психофизического развития), количество специальных классов при общеобразовательных школах сократилось на 239 единиц. В рамках интегрированного обучения в Республике Беларусь сегодня создана гибкая система специального образования, позволяющая удовлетворять разнообразные нужды и потребности детей с особенностями психофизического развития. Следует отметить, что интегрированное обучение не насаждается административными мерами и не носит обязательного, а тем более принудительногохарактера, не противопоставляется обучению в специальной школе. Учащиеся с особенностями развития учатся вместе со здоровыми детьми и в то же время располагают возможностями удовлетворять свои особые потребности. Каждый ученик осваивает программу, соответствующую его познавательным возможностям. Для этого в республике разработаны и изданы специальные учебно-методические комплексы, обеспечивающие создание адаптивной образовательной среды в школе общего типа. В осуществлении интегрированного обучения выделяются следующие приоритеты: включение всех учащихся класса в социальное взаимодействие; педагогическое руководство преодолением адаптивного когнитивного кризиса, обусловленного различной подготовленностью к обучению и различными возможностями и потребностями детей, и адаптивного поведенческого кризиса, вызванного явной или скрытой отчужденностью учащихся с психофизическими нарушениями. Открытие классов интегрированного обучения не обусловливается спецификой имеющихся у детей нарушений, их выраженностью, характером (сенсорные, двигательные или интеллектуальные). Интеграция признается возможной и нужной при любой форме нарушения и инвалидности, если учтены особые потребности детей и созданы специальные условия, обеспечивающие их удовлетворение, а именно: безбарьерная среда на улице, в школьном помещении; образовательное пространство, обеспеченное необходимыми дидактическими средствами; работа в классе интегрированного обучения двух педагогов – обычного и специального. При интеграции дети вводятся в регулярное образовательное пространство. Включение (инклюзия) выражает политику и процесс, которые дают возможность всем детям принимать участие не только в образовательных, но и в социальных программах. Различие подходов состоит в признании необходимости изменения общества, чтобы оно учитывало и приспосабливалось к индивидуальным потребностям людей, а не только люди с ОПФР адаптировались к требованиям общества.
2. Интеграция в сфере дошкольного образования. В современных условиях интегрированное обучение и воспитание становится все более востребованным родителями детей дошкольного возраста: данной формой образования охвачено 1682 ребенка с особенностями психофизического развития. В соответствии с запросами родителей увеличивается количество интегрированных групп в дошкольных учреждениях республики: на 01.01.2010 г. их количество составляло 376 (2008 г. – 276, 2009 г. – 300). Организация интегриро-ванного обучения и воспитания позволяет расширить охват нуждающихся детей необходимой коррекционно-педагогической помощью, максимально приблизить ее к месту жительства ребенка. Специалисты управлений (отделов) образования на основе представленного ЦКРОиР анализа регионального банка данных о детях с особенностями психофизического развития, запросов родителей и предложений об открытии групп интегрированного обучения и воспитания: Ø определяют дошкольные учреждения, в которых предполагается организация интегрированного обучения; Ø подготавливают документы в местные исполнительные и распорядительные органы для принятия решения об открытии группы интегрированного обучения и воспитания; Ø осуществляют организационно-методическое, кадровое и материально-техническое обеспечение интегрированного обучения и воспитания; Ø несут ответственность за организацию, состояние и качество интегрированного обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития в регионе. Родители детей с особенностями психофизического развития обращаются в ЦКРОиР для прохождения ребенком психолого-медико-педагогической комиссии и получения заключения с рекомендациями по организации образовательного процесса. При этом родители оформляют согласие с заключением ЦКРОиР. Заключение ЦКРОиР, а также свидетельство о рождении ребенка родители предоставляют в управление (отдел) образования, который выдает направление в дошкольное учреждение, где организованы группы интегрированного обучения и воспитания. Важным аспектом является подготовка дошкольного учреждения к осуществлению интегрированного обучения и воспитания, которая включает: Ø кадровое обеспечение: наличие в штате учителя-дефектолога, воспитателей, помощника воспитателя и др.; (осуществляя кадровый подбор при приеме на работу, администрация дошкольного учреждения может отдавать предпочтение учителю-дефектологу с соответствующей специализацией с учетом контингента детей с особенностями психофизи-ческого развития (учитель-логопед, сурдопедагог, тифлопедагог, олигофренопедагог); Ø создание адаптивного образовательного пространства (в том числе безбарьерной среды) с учетом потребностей детей; Ø предварительную подготовку всех участников образовательного процесса, включающую просветительскую работу в педагогической и родительской среде, отражающую положительные стороны интегрированного обучения и воспитания; Ø установление эффективного сотрудничества дошкольного учреждения с семьями воспитанников; Ø создание благоприятной атмосферы, обеспечивающей эмоциональный комфорт, сохранение и укрепление физического, психического здоровья воспитанников; Ø программно-методическое обеспечение коррекционно-образовательного процесса. В дошкольном учреждении могут открываться группы интегри-рованного обучения и воспитания для детей в возрасте до 3 лет и для детей в возрасте от 3 до 8 лет. Наполняемость групп интегрированного обучения и воспитания для детей в возрасте до 3 лет составляет от 8 до 10 воспитанников, для детей в возрасте от 3 до 8 лет – от 10 до 12 воспитанников. Среди здоровых детей в этих группах могут быть: ü один ребенок с особенностями психофизического развития с тяжелыми нарушениями однородного характера (ребенок с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью), или неслышащий, или незрячий, или с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием); ü не более трех детей с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера (дети слабослышащие, или слабовидящие, или с тяжелыми нарушениями речи, или с нарушениями психического развития (трудностями в обучении); ü не более двух детей с особенностями психофизического развития с различными (не более двух) нарушениями развития. В группе интегрированного обучения и воспитания деятельность каждого из специалистов (учителя-дефектолога, воспитателя, помощника воспитателя и т.д.) имеют свою специфику. Учитель-дефектолог проводит углубленное обследование детей с нарушениями в развитии, определяет план коррекционно-развивающей работы с каждым ребенком, реализует его, прослеживает динамику развития воспитанников. Оказывает организационно-методическую помощь педагогическим работникам по вопросам интегрированного обучения и воспитания детей. Ведет систематическую работу с родителями, вовлекая их в решение коррекционно-образовательных задач обучения и воспитания детей (нормально развивающихся и с особенностями психофизического развития). Воспитатель планирует, организует и проводит образовательную и оздоровительную работу по обеспечению полноценного физического и психического развития детей на основе изучения их индивидуальных особенностей, интересов и способностей. Осуществляет педагогическую деятельность в тесном контакте с учителем-дефектологом и другими работниками дошкольного учреждения, а также с родителями. Помощник воспитателя участвует в организации жизнедеятельности детей, осуществляет за ними уход в течение всего времени пребывания в дошкольном учреждении, сопровождает на лечебно-профилактические мероприятия, прогулку под руководством учителя-дефектолога, воспитателя дошкольного учреждения. Участвует в образовательном, коррекционно-образовательном и реабилитационном процессах (оказывает помощь детям-инвалидам на занятии в случае, когда их самостоятельная деятельность ограничена по состоянию здоровья). Руководитель физического воспитания осуществляет физическое воспитание детей с учетом их физической подготовленности, индивидуальных особенностей и состояния здоровья. Приобщает детей к здоровому образу жизни, проводит с ними коррекционную работу, направленную на нормализацию дыхания, укрепление моторики, развитие зрительно-моторной координации и т.д. Музыкальный руководитель организует и осуществляет работу со всеми детьми по эстетическому и музыкальному воспитанию с учетом индивидуальных особенностей детей. Планирует различные виды деятельности коррекционной направленности: музыкально-дидактические игры, музыкально-ритмические движения, задания на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, игры на музыкальных инструментах (ударных и шумовых) и др. Педагог-психолог дошкольного учреждения осуществляет деятельность, направленную на сохранение психического, соматического, социального благополучия детей. Ведет просветительскую и консультативную работу среди педагогов и родителей, оказывает психологическую помощь семьям воспитанников, способствует поддержанию благоприятного психологического климата в группах и коллективе дошкольного учреждения. Составляет график занятий, на которых проводит психокоррекционную работу с целью устранения выявленных отклонений: с детьми с нарушениями в эмоциональной сфере планирует занятия по социально-эмоциональному развитию; с детьми, испытывающими трудности в общении – занятия по формированию коммуникативных умений; с гипердинамичными детьми – занятия, нормализующие поведенческие реакции. Образовательный процесс для детей с особенностями психофизического развития, в том числе раннего возраста, в группе интегрированного обучения и воспитания строится на основании учебно-программной документации соответствующего вида специального дошкольного учреждения – программ «Выхаванне і навучанне дзяцей дашкольнога ўзросту з затрымкай псіхічнага развіцця» (Мінск, 2000), «Воспитание и обучение детей с нарушением слуха» (Минск, 2006), «Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи» (Минск, 2007), «Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недоста-точностью» (Минск, 2007) и др. Образовательный процесс при реализации программ для специальных дошкольных учреждений носит коррекционную направленность и организуется с учетом структуры, степени тяжести физического и (или) психического нарушения ребенка. Нормально развивающиеся дети осваивают содержание программы дошкольного образования «Пралеска». Воспитатель интегрированной группы совместно со всеми детьми проводит занятия «Физическое воспитание», «Ознакомление с окружающим миром», «Изобразительная деятельность и конструирование», «Труд» и др. (согласно учебно-программной документации соответствующего вида специального дошкольного учреждения и программы дошкольного образования «Пралеска»). Дети с особенностями психофизического развития находятся с нормально развивающимися сверстниками постоянно на протяжении всего дня, за исключением времени коррекционных занятий, которые проводит учитель-дефектолог. Учитель-дефектолог с детьми с особенностями психофизического развития в отдельном специально оборудованном помещении (кабинете) проводит регламентированные действующими программами обучения и воспитания индивидуальные и подгрупповые занятия. Так, с детьми с тяжелыми нарушениями речи он проводит занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, формированию произносительной стороны речи, (на четвертом году обучения – занятие по обучению грамоте); с детьми с интеллектуальной недостаточностью – занятия по развитию речи, игре, социально-эмоциональному развитию, формированию элементарных математических представлений, формированию пространственно-временных представ-лений. На проведение коррекционно-педагогических занятий в группе интегрированного обучения и воспитания на одного ребенка с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью), неслышащего (глухого), незрячего (слепого), нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием) выделяется 3,5 часа в неделю; на одного ребенка слабослышащего, слабовидящего, с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями психического развития (трудностями в обучении) – 2,5 часа в неделю. При планировании занятий учитывается специфика овладения жизненно значимыми умениями и навыками детьми разных нозологических групп. Так, характерной чертой детей с интеллектуальной недостаточностью является инактивность, что требует постоянного руководства их деятельностью, направленного на активизацию взаимодействия с социально значимыми взрослыми и детьми, создание условий для проявления чувства радости от совместных действий и побуждающих их к активности. В коррекционно-развивающей работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью делается акцент на развитие познавательной активности; формирование общеинтеллектуальных умений (приемов анализа, синтеза, сравнения, классификации и др.); развитие и обогащение словаря, формирование коммуникативных умений. В предметной среде используются специфическая организация пространства: шариковые ванны, ящик с песком для проведения пескотерапии, оборудование для осуществления аромо-, арттерапии, сказко-игротерапии и др. Образовательный вектор направлен на формирование социально значимых умений и освоение детьми основ безопасной жизнедеятельности. Для детей с нарушением слуха основными направлениями коррекционно-развивающей работы являются развитие слухового восприятия, внимания и памяти, понимания речи, слуходвигательных координаций, артикуляторной моторики, просодических компонентов речи (темпа, ритма, интонации); развитие речи и формирование комму-никативных способностей; коррекция психических функций; формирование сенсорной, интеллектуальной и речевой культуры. Образовательный процесс для детей с нарушением слуха организуется с использованием звукоусиливающей аппаратуры коллективного и (или) индивидуального пользования, технических средств, обеспечивающих передачу учебного материала и другой информации на зрительной основе. Любой звуковой стимул подкрепляется жестом, показом, картинкой или сопровождается подписью. Важными требованиями к организации образовательного процесса для детей с нарушением зрения являются организация предметно-развивающей среды и обучение, основанное на полисенсорном подходе (развитие осязательного, слухового и других видов восприятия). Образовательный процесс для детей с нарушением зрения организуется с использованием тифлотехнических средств, специального оборудования, а для незрячих – и на основе рельефно-точечной системы Брайля. Игрушки располагаются в доступных местах, которые позволяют ребенку свободно подойти, ощупать и играть с ними. При необходимости игрушки могут прикрепляться к опоре для обеспечения безопасных условий жизнедеятельности детей. Основными направлениями коррекционно-развивающей работы выступают: формирование пространственного ориентирования и мобильности; развитие познавательной деятельности (сенсорной сферы, ознакомление с окружающим миром и др.), формирование коммуникативных умений. Для детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата создается безбарьерная среда.Для удобства передвижения организуется подвоз детей, группы размещаются на первом этаже здания, оборудуются безопасными подъездами и пандусами. Вместе с ребенком изучается наиболее удобный маршрут его передвижения. Обязательным является выбор правильного положения тела, максимально удобного для ребенка. Строго соблюдается двигательный и ортопедический режим детей. В учебную зону подбирается многофункциональная мебель – используются детские автомобильные сиденья, деревянные стулья оборудуются подлокотниками и подставками для ног. Для удобства восприятия детьми познавательной информации столы для занятий расставляются в форме круга или подковы. Приспосабливаются маты, переносные зеркала, наклонные поверхности для занятий с детьми в положении лежа, утяжелители, резонансные доски и др. Для развития мелкой моторики и мускульных ощущений подбирается разнообразная предметная среда (комплекты мозаик, волчки, эспандеры, рамки Монтессори с различными видами застежек и т.д.). Организуются занятия по развитию таких движений, как сжатие, откручивание, закручивание, открывание, закрывание, протягивание, нанизывание, прокалывание, рисование, склеивание и др. Рассмотрим в качестве примера учебный план группы интегрированного обучения и воспитания одного из УДО г. Минска.
Примерный учебный план группы интегрированного обучения и воспитания На 2011/2012 год
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО (Директор ЦКРОиР) (Заведующий дошкольным учреждением)
Длительность занятий с воспитанниками в возрасте от 2 до 3 лет и от 3 до 4 лет (младшие группы) составляет до 10–15 минут, с воспитанниками в возрасте от 4 до 5 лет (средние группы) – до 20–25 минут. Продолжительность перерывов между занятиями – 10–12 минут. В начале и конце недели предусматриваются облегченные по содержанию и умственной нагрузке занятия.
3. Интегрированное обучение и воспитание в учреждениях общего среднего образования. Развитие и совершенствование системы интегрированного обучения и воспитания учащихся с особенностями психофизического развития в учреждениях общего среднего образования является одной из главных задач, стоящих перед системой специального образования. Организация интегрированного обучения и воспитания в учреждениях общего среднего образования в 2011/2012 учебном году осуществляется в соответствии с требованиями Кодекса Республики Беларусь об образовании (статьи 158, 267, 268). Комплектование специального класса, класса интегрированного (совместного) обучения и воспитания для детей с нарушениями развития осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке открытия и функционирования специальных классов (групп), классов (групп) интегрированного (совместного) обучения и воспитания (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 28 августа 2006 г. № 85). В интегрированный или специальный класс зачисляются дети с особенностями психофизического развития и дети-инвалиды в соответствии с показаниями и противопоказаниями к организации образовательного процесса в условиях специальной школы (школы-интерната) для детей с ОПФР. В интегрированный или специальный класс также могут быть зачислены дети с комбинированными нарушениями. Например, дети, имеющие: – нарушения функций ОДА (опорно-двигательного аппарата) и легкую интеллектуальную недостаточность; – нарушения функций ОДА и трудности в обучении; – нарушения функций ОДА и нарушение слуха; – нарушения функций ОДА и нарушения зрения; – нарушения функций ОДА и тяжелые нарушения речи и т.д. Общая наполняемость интегрированного класса составляет не более 20 учащихся. Согласно действующим нормативным правовым документам на проведение коррекционно-педагогических занятий в классе неполной наполняемости на одного ребенка с ОПФР в зависимости от структуры и степени тяжести физического и (или) психического нарушения выделяется от 4 до 8 учебных часов в неделю. Необходимым условием организации интегрированного или специального класса для детей с ОПФР является созданиев общеобразовательных учреждениях адаптивной образовательной среды, позволяющей удовлетворять особые образовательные потребности детей с особенностями развития. Работа по созданию адаптивной образовательной среды проводится в следующих направлениях: ü создание безбарьерной пространственной среды в учреждении образования в целом (организация макропространства); ü создание доступного развивающего пространства в классе (организация микропространства); ü работа по формированию толерантного отношения к детям с ОПФР; ü подготовительная работа с детьми с нарушениями развития по принятию условий и правил функционирования интегрированного или специального класса, школы; ü подбор кадров для работы в интегрированном или специальном классе; ü создание группы психолого-педагогического сопровождения интегрированного обучения и осуществление сопровождения; ü программно-методическое обеспечение функционирования интегрированного или специального класса; ü организация подвоза детей с нарушениями функций ОДА в учреждение образования и домой; ü создание условий для физического развития и воспитания как обязательной части учебно-воспитательного процесса детей с ОПФР; ü организация коррекционных занятий на диагностической основе и по направлениям учебного плана; ü организация профессиональной ориентации учащихся с ОПФР в зависимости от психофизических особенностей ребенка, рекомендаций медицинских работников и предпочтений самого учащегося данной категории; ü организация внешкольной и внеклассной работы с обязательным включением в мероприятия детей с нарушениями функций ОДА. В соответствии с Государственной программой о безбарьерной среде жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2007–2010 годы (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 03.04.2007 № 424) в Республике Беларусь увеличен удельный вес объектов, в том числе объектов образования, приспособленных к доступу инвалидов, до 35%. Предполагается, что реализация мероприятий Государственной программы позволит повысить удельный вес объектов образования, учитывающих требования безбарьерной среды, до 70%, что предполагает оборудование к 2015 году в каждом районе республики, как минимум, одной общеобразовательной школы и одного дошкольного учреждения для обучения детей с нарушениями функций ОДА. Одна из ведущих задач школы в условиях интеграции обучения и воспитания – это выстраивание микропространства учащегося с ОПФР, что предполагает создание функциональной среды. Под функциональной средой следует понимать организацию безбарьерного пространства и использование вспомогательных средств и приспособлений для повышения самостоятельности и независимости человека с ограничениями. Рекомендации по созданию функциональной среды составляет команда специалистов: инструктор-методист по физической реабилитации, эрготерапевт, учитель-дефектолог, администрация, родители. Они отражаются в индивидуальной карте психолого-педагогического сопровождения и обязательны для выполнения. В карте психолого-педагогического сопровождения должна присутствовать оценка функционального состояния учащегося, а также рекомендации по адаптации пространства школы, класса, подбору и использованию вспомогательных средств и приспособлений, двигательному режиму. Организацией функциональной среды для детей с ОПФР профессионально занимаются эрготерапевты. Такие специалисты в Республике Беларусь подготавливаются в Белорусском государственном университете физической культуры. Эрготерапия (от греч. Ergein – делать, действовать, работать и therapeutein – лечить, ухаживать, сопровождать) относится к общему комплексу реабилитационных мероприятий, направленных на максимально возможное восстановление способности человека к независимой жизни (самообслуживанию, продуктивной деятельности, отдыху), независимо от того, какие у него есть нарушени
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1864; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.254.103 (0.015 с.) |