Государственные и общественные программы по поддержке семей, воспитывающих ребенка-инвалида, ребенка с опфр. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственные и общественные программы по поддержке семей, воспитывающих ребенка-инвалида, ребенка с опфр.



Одной из ведущих программ является программа «Дети Беларуси». Первая президентская программа «Дети Беларуси» стартовала в 1998 году.

Последняя программа реализовывалась в период с 2006 по 2010 гг.

Целью последней программыбылообеспечение условий, необходимых для полноценного физического, умственного и духовного развития детей; формирование эффективной комплексной системы социальной защиты и интеграции в общество детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В числе задач программы были следующие:

Ø укрепление здоровья и содействие здоровому образу жизни детей;

Ø снижение воздействия неблагоприятных последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на развитие детей;

Ø профилактика детской инвалидности, обеспечение оптимальной жизнедеятельности детей-инвалидов и др.;

Программа включала 6 разделов: 1) «Социальная защита семьи и детей»; 2) «Дети и закон. Воспитание личности»; 3) «Дети Чернобыля»; 4) «Дети-инвалиды»; 5) «Дети-сироты»; 6) «Детское питание».

По итогам действия программы в республике создана система новых медицинских учреждений - перинатальных центров. Сохранена педиатрическая служба, располагающая сетью лечебно-профилактических учреждений и подготовленными медицинскими кадрами. Приняты меры, направленные на профилактику заболеваний, осуществление массовой иммунизации, предотвращение распространения заболеваний социального характера. В результате обеспечена практически 100-процентная вакцинация детей, последовательно снижается младенческая смертность.

Планомерно развивается государственная система санаторно-курортного лечения и оздоровления детей. Ежегодно более 200 тыс. детей лечатся в здравницах республики, свыше 55 тыс. детей отдыхают за рубежом.

Помимо государственных программ, ряд общественных объединений также предлагает свои программы по содействию семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ОПФР. Так общественное объединение «БелАПДИиМИ» сделало предложение внести в государственную программу «Дети Беларуси» (подпрограмму «Здоровое детство») следующие мероприятия:

1. Создание службы сопровождения семей, оказавшихся в кризисной ситуации, в связи с рождением ребенка с особенностями психофизического развития, начиная с роддома.

2. Создание социальных яслей в крупных городах Беларуси для детей от 2-х до 18-ти месяцев (группы дневного пребывания), в том числе для детей с особенностями психофизического развития (ОПФР).

3. Создание службы «Социальная няня» (краткосрочное пребывание детей в приемной семье; присмотр за ребенком на время отсутствия родителей).

4. Создание территориальных кризисных центров (стационарный, круглосуточный).

Рассмотрим подробнее опыт и предложения, сделанные специалистами этого объединения.

Создание службы сопровождения семей. Опыт работы по поддержке семей, оказавшихся в кризисной ситуации, в связи с рождением ребенка с ограничениями различной степени тяжести, с целью предупреждения отказа от малыша и последующего его определения в интернатные учреждения, существует у специалистов по социальной работе ОО «БелАПДИиМИ» в рамках проекта «Семья для каждого ребенка».

За период с 2004 по 2010 год специалиста проекта оказали поддержку более чем 400 семьям, из которых 80% детей имели серьезные проблемы со здоровьем. Работа проводилась в сотрудничестве с организациями здравоохранения, социальной защиты, образования, общественными организациями.

Семьи были заинтересованы в получении психологической и эмоциональной поддержки; информации о центрах, оказывающих реабилитационную, психолого-педагогическую и социальную помощь; правовой и социальной помощи; общении с другими родителями, воспитывающими особых детей, для обмена опытом и взаимопомощи; специальной литературе и видеофильмах по развитию детей и др.

Родители, которые обратились к специалистам проекта уже после выписки из роддома, также подчеркивали необходимость такой работы во всех роддомах, так как после выписки, сохранив ребенка в семье, они оказывались в тяжелом психологическом состоянии и информационном вакууме, не зная, к кому и куда можно обратиться за помощью.

Общеизвестно, что чем раньше оказана профессиональная помощь ребенку, тем меньше риск его инвалидизации. Исходя из вышеизложенного, предлагается создание и развитие социальной службы помощи семье, в которой родился ребенок с особенностями психофизического развития в рамках государственных учреждений по месту жительства семей, начиная с роддома. Такие специалисты могли бы оказывать поддержку семьям в рамках деятельности учреждений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в сотрудничестве со специалистами учреждений здравоохранения и образования, общественными организациями.

Создание социальных яслей. Общеизвестно, что качественный уход, полноценное питание и раннее вмешательство в развитие детей являются ключевыми факторами, обеспечивающими дальнейшее развитие ребенка.

Ранее для работающих матерей существовала система поддержки, в том числе ясли для детей в возрасте от 2-х месяцев. В данных учреждениях ребенок мог получить качественный уход, полноценное питание и дополнительные возможности развития, сохраняя при этом тесную связь с матерью (семьей). Нормативно-правовая основа для создания таких ясельных групп на базе существующих ДДУ сохранилась, однако в связи с увеличением продолжительности частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет значительно сократилось число работающих матерей с детьми раннего возраста. Из экономических соображений ясли для детей в возрасте до 1 года были упразднены. Но потребность в таких ясельных группах существует, т.к. у тех, кто по социально-экономическим причинам вынужден не использовать (прервать) отпуск по уходу за ребенком нет возможности обеспечить уход за ребенком в ДДУ.

Для реализации задачи необходимо:

1) помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим требова-ниям для размещения в нем группы дневного пребывания для детей раннего возраста (яслей). Предполагается использовать помещение ДДУ или отдельно стоящее здание (его часть); 2) стабильные источники финансирования (в том числе средства родителей); 3) договоренность о сотрудничестве с органами образования; 4) оборудование; 5) подбор и подготовка специалистов (воспитателей со знанием методик раннего вмешательства в развитии детей, в том числе с ОПФР; социального работника по работе с семьей).

Создание службы «Социальная няня». Данная услуга при ТЦСОН/ДДУ представляет собой работу по присмотру за детьми из семей группы социального риска, в том числе — детьми с ОПФР (социальный патронаж семей группы социального риска).

По своей сути служба «Социальная няня» — это краткосрочное пребывание в приемной семье детей раннего возраста, в том числе детей с ОПФР, на период социальной реабилитации биологической семьи, поиска усыновителей или постоянной приемной семьи и услуги присмотра за детьми из семей группы социального риска, в том числе оставшимися без попечения родителей)

Услуги «Социальной няни» (временное размещение ребенка в приемной семье) актуальны для родителей, воспитывающих детей с ОПФР. Мама, переживающая горе в связи с рождением больного ребенка, не всегда имеет возможность своевременно получить действенную помощь и поддержку со стороны специалистов, общественности и даже близких людей. Часто на нее оказывается давление со стороны медицинского персонала, близкого круга общения либо посторонних людей, выражающих приоритетное общественное мнение — ребенка с психофизическими особенностями лучше оставить в специализированном учреждении на попечении государства. Иногда матери необходимо время, чтобы оправиться от перенесенного стресса, разобраться в своих чувствах и мыслях, чтобы принять уверенное решение относительно своего будущего и будущего своего ребенка. Временное нахождение ее ребенка в приемной семье, выполняющей функции социальной няни является наилучшим решением проблемы, так как малыш с психофизическими особенностями более всего нуждается в семейной среде проживания.

Дети, проживающие в семьях из группы социального риска, также нуждаются в данной услуге, так как часто не имеют возможностей получать достаточно любви и заботы, недоедают, подвергаются риску, травмируются и даже гибнут из-за недосмотра, т.е. ребенок раннего возраста находится в опасных жизненных условиях. В таких случаях органы охраны детства вынуждены изымать такого ребенка из семьи и помещать его в лечебно-профилактическое учреждение (ЛПУ) или Дом ребенка. Таким образом, ребенок лишается семьи, переживает разлуку и потерю, что также сказывается на его развитии, особенно психическом. Иногда мать или отец (обычно одинокие или несовершеннолетние) вынуждены сами оставлять своего ребенка на попечение органов охраны детства еще в роддоме, т. к. не могут совмещать работу (учебу) и уход за ребенком, а в случае потери работы остаются без средств к существованию.

Исходя из этого, цели и задачи услуги «Социальная няня» следующие: содействие реализации прав ребенка на проживание с биологическими родителями, обеспечение качественного ухода и расширение возможностей развития детям раннего возраста, обеспечение охраны жизни и здоровья детей раннего возраста; профилактика социального сиротства; своевременное оказание поддержки семьям, находящимся в тяжелой жизненной ситуации либо из группы социального риска.

Целевая группа: дети с ОПФР; дети раннего возраста, находящиеся в социально опасном положении; семьи группы риска.

Ожидаемые результаты создания социальных яслей и службы «Социальная няня»: Количественные:

ü снижение уровня социального сиротства среди детей раннего возраста, в том числе детей с ОПФР;

ü уменьшение случаев младенческой смертности и травматизма в семьях из группы социального риска;

ü расширение видов предоставляемых социальных услуг для семей, находящихся в тяжелой жизненной ситуации (в том числе воспитывающих ребенка с ОПФР), а также для детей из семей группы социального риск

Качественные

ü улучшение качества жизни семей из группы социального риска, либо находящихся в тяжелой жизненной ситуации, особенно их детей;

ü улучшение показателей психофизического развития детей раннего возраста

ü предоставление возможности выбора способа решения проблемы присмотра за ребенком (раннего возраста или с особыми потребностями в уходе) для работающих (учащихся) родителей или находящихся в тяжелой жизненной ситуации;

ü позитивная социализация семей из группы социального риска;

ü формирование выраженного приоритета сохранения биологической семьи для ребенка в деятельности системы охраны детства, а при невозможности — помещение этого ребенка в приемную семью на необходимый срок с перспективой его возврата к родителям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 597; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.221.121 (0.022 с.)