Социально-педагогическая помощь лицам с ОПФР в условиях интегрированного обучения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-педагогическая помощь лицам с ОПФР в условиях интегрированного обучения.



Как показывает социально-педагогическая практика, обучение и воспитание детей-инвалидов и детей с ОПФР в условиях образовательной интеграции характеризуются рядом проблем, требующих внимания и решения. Одной из таких проблем является, прежде всего, скрытая со­циальная дезадаптация учащихся с психофизическими нарушениями; отсутствие совместного сотрудничества.

Нередко в классах интегрированного обу­чения существуют «социально изолированные» ученики, находящиеся в со­стоянии самоизоляции. Социометрические методики выявляют отрицатель­ный статус отдельных детей при внешне благополучной, положительной атмосфере в классе. Поэтому в условиях обра­зовательной интеграции требуется выявление и отслеживание специфики межличностных взаимоотношений в группе (классе), формирование «помо­гающего» поведения, включение учеников в деятельность, приносящую поль­зу другому человеку. Эти данные свиде­тельствуют о необходимости проведения в сотрудничестве с психологом и педагогом социальным специальных занятий по организации социального взаимодей­ствия. Создание благоприятного климата для изолированных детей предпо­лагает включение их в интересную для них деятельность совместно с детьми без ОПФР.

Программа педагогической коррекции социальной дез­адаптации представляется следующей: диагностика взаимодействия уча­щихся в классном социуме; выявление учащихся с ОПФР, находящихся в социаль­ной изоляции; формирование коррекционной группы из числа учащихся с ОПФР; проведение специаль­ных занятий и упражнений по формированию навыков общения и взаимо­действия; отслеживание динамики социального статуса каждого ученика класса.

В условиях образовательной интеграции решение проблемы социальной дез­адаптации детей с ОПФР основывается на реализации системы их социально-психолого-педагогического сопровождения.

В толковом словаре В.И. Даля понятие «сопровождение» определяется как действие по глаголу «сопровождать» — «провожать, идти вместе с кем-либо для проводов». Приставка «со» в слове изначально предполагает реализацию в процессе сопровождения объединения действий и усилий провожатого и сопровождаемого. Понятие «социально-психолого-педагогическое сопровождение» характеризуется исследователями М.Р. Битяновой, Ю.В. Васильковой, И.Ф. Дементьевой как система мер профессиональной деятельности социального педагога, психолога, воспитателя, направленная на создание социальных условий для успешного развития ребенка, его адаптации и социализации. Под «социально-педагогическим сопровождением» Л.М. Шипицина, например, подразумевает методы, обеспечивающие создание условий для принятия субъектом развития (ребенком) с помощью специалистов оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора.

В целом, социально-психолого-педагогическое сопровождение — это специально организованный процесс взаимодействия специалистов СППС образовательного учреждения и ребенка с ОПФР, направленный на помощь в его социальной адаптации, осуществляемый после снятия грубых нарушений, с целью предупреждения и недопущения возникновения рецидивов у ребенка.

Процесс сопровождения базируется на определенных принципах:

1) является мультидисциплинарным (взаимодействие всех специи-алистов учреждения);

2) обеспечивает приоритет интересов сопровождаемого (быть всегда на стороне ребенка);

3) предполагает независимость и автономность специалистов службы сопровождения (создание в условиях образовательного учреждения службы сопровождения — реабилитационной службы).

Специалисты СППС совместно составляют план социально-психолого-педагогического сопровождения ребенка, где каждый сотрудник ориентируется на решение вопросов в сфере своей компетенции, осуществляя работу в определенном направлении (медицинский работник — физическое развитие, психолог — эмоциональное и т.д.). Реализация сопровождения подобным образом позволяет спрогнозировать ситуации рецидива, подразумевает оказание экстренной помощи ученику в кризисных ситуациях и осуществление профилактики подобных ситуаций. Так, говоря о профилактике невротических состояний (аффективных вспышек, проявлений агрессии и т.д.), предупреждение проблемы возможно путем создания специалистом для ребенка благоприятной атмосферы в группе, исключение ситуаций, в которых ребенок может чрезмерно перевозбудиться.

Таким образом, помощь каждому ребенку предоставляется с опорой на внутренний потенциал и поддержку его окружения.

Отсюда важной составляющей сопровождения ребенка с ОПФР является работа с его непосредственным социальным окружением. Регулирование отношений с сооб­ществом сверстников – это весьма важный аспект психолого-педагогиче­ского и социально-педагогического сопровождения, так как психофизические нарушения препятствуют спонтан­ному формированию позитивных отношений и взаимодействий детей с ОПФР со сверстни­ками. К тому же учителя классов интегрированного обучения не всегда бывают под­готовленными к решению данных проблем. На этой основе специалисты в процессе социально-педагогического сопровождения ребенка стремятся к расширению контактов, вовлечению в процесс взаимодействия достаточно широкого круга лиц, различных жизненно важных структур, обеспечивающих помощь детям. Это люди, с которыми ребенок связан непосредственно: опытные педагоги, специалисты СППС учреждения, сверстники, специалисты различных служб, способные оказать ребенку конкретную помощь в зависимости от проблемы.

Деятельность группы социально-психолого-педагогического сопровождения должна быть направлена на предотвращение ситуации школьной дезадаптации ученика с особенностями психофизического развития, что включает:

ü формирование адекватных установок, отношений между участниками образовательного процесса, субъектом которого является и ребенок с особенностями психофизического развития;

ü формирование необходимых умений продуктивного взаимодействия у всех его участников в различных сферах школьной жизни – как у самого ребенка с особенностями психофизического развития, так и у педагогов, коллективов учащихся и их родителей;

ü повышение компетентности педагогических работников (учителей, воспитателей, классных руководителей) учреждения образования при осуществлении педагогической деятельности с учащимися, имеющими нарушения психофизического развития;

ü создание необходимой предметно-пространственной среды в учреждении образования для обеспечения учебной деятельности ребенка с особенностями психофизического развития;

ü воспроизведение системы социальных связей в активной деятельности с целью усвоения ребенком социального опыта, способов, моделей правильного социального поведения.

Работа в этом направлении проводится через социально-педагогические и психологические тренинги, сюжетно-ролевые игры, консультации, беседы и т.д.

Таким образом, социально-психолого-педагогическое сопровождение выступает, как комплексный метод, обеспечивающий создание общих и специальных условий социальной адаптации для ребенка с ОПФР в различных ситуациях жизненного выбора при решении разнообразных проблем на основе педагогической поддержки.

Совместное обучение меняет качество получаемого образования, направ­ленность изучения учебных предметов. Ученики с особенностями развития осваивают не только определенную совокупность знаний, но и окружающую действительность. Процесс этот сложный. Поэтому непременным условием интегра­ции является социогуманная атмосфера школы, гарантирующая благополуч­ное эмоционально-психологическое состояние каждого участника образова­тельного процесса.

Вторая, не менее значимая проблема интегрированного образования – формирование жизнеспособной личности, подготовленной к самостоятельной жизни в мобильном социуме. Сегодня приходится констатировать, что в общеобразовательной школе вопросам формирования у школьников с ОПФР социальной (жизненной) компетен­ции не уделяется должного внимания. На этой основе одной из ведущих задач интегрированного обучения и воспитания является содействие учащимся с ОПФР в их социализации через систему воспитательной работы.

Понятие «воспитательная работа» в учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне общего среднего образования, модифицируется в понятие «коррекционно-воспитательная работа», которая направлена на усвоение каждым ребенком социального опыта через овладение набором программ деятельности и поведения.

Приоритетными направлениями коррекционно-воспитательной работы, способствующими успешной социализации учащихся с особенностями психофизического развития, являются:

· личностное развитие;

· овладение основами гражданского самосознания;

· физическое развитие и охрана здоровья;

· трудовое воспитание и основы профессионального самоопределения;

· усвоение основ жизнеобеспечения.

При организации системы воспитания учащихся с особенностями психофизического развития должны реализовываться:

ü демократический характер воспитания, обеспечение положи-тельного отношения к каждому учащемуся безотносительно к степени выраженности нарушения, его школьным успехам, имеющимся у него трудностям в усвоении учебного материала;

ü социальная ориентированность воспитания, которая предполагает формирование воспитательного пространства в большом и малом социуме, организацию освоения учащимися социальных ролей, воспитание желания и умения реализовать приобретаемый ими социальный опыт в повседневной жизни;

ü деятельностный характер воспитательного процесса, требующий учета ведущего вида деятельности в каждом возрастном периоде жизни ребенка и включение его в активную деятельность, где он сотрудничает с другими, развивается как личность на основе собственных действий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1477; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.202.224 (0.008 с.)