Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Значение ранней коррекции в развитии ребенка. Методологические основы системы ранней помощи.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
К числу первоочередных задач современной коррекционной педагогики и психологии относится создание оптимальных условий для ранней профилактики и коррекции нарушений в развитии ребенка с целью его более успешной социализации, а также реабилитация семей детей с инвалидностью и ОПФР. Систематическая ранняя педагогическая помощь ребенку в процессе коррекционной работы позволяет вывести на новый качественный уровень не только сам процесс развития ребенка, но и в значительной мере определяет прогресс интеграции в обществе лиц с различными диагнозами как равноправных его членов. Значительным вкладом в осознание необходимости ранней коррекции стали зарубежные научные исследования по проблемам: социально-эмоционального развития младенцев; влияния раннего эмоционального опыта ребенка на его дальнейшее развитие; влияния личности матери на взаимоотношения с ребенком; развития младенцев у матерей с психическими расстройствами и т.д. Большую роль в поиске эффективных решений проблемы ранней коррекции сыграло переосмысление положений выдающегося психолога Л.C. Выготского о социальности развития младенцев и об их отношениях со взрослыми, об использовании сензитивных периодов (периодов повышенной чувствительности) для предупреждения социально обусловленного отставания и связанных с ним вторичных отклонений в развитии. Это позволило спроектировать и провести научные эксперименты в области коррекционной педагогики и убедительно доказать эффективность комплексной коррекционной помощи на самых ранних этапах развития проблемных детей. Примыкая к Л.С. Выготскому, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия описывают развитие как интегральное психофизическое освоение мира, которое осуществляется через деятельность. На каждом этапе жизни человека среди многих других выполняемых им видов деятельности существует некоторая главная деятельность, определяющая возникновение и становление основных психических новообразований данного этапа. При этом первым этапом развития выступает этап жизни ребенка от рождения до 3 лет. Основной тип деятельности ребенка на первом году жизни – непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми. Если оно своевременно не обеспечено, то все дальнейшее развитие ребенка идет медленно и ненормально. Комплекс оживления, который появляется при нормальном развитии к трем месяцам как первый специфический поведенческий акт ребенка, становится определяющим для всего последующего психического развития. Основным видом деятельности ребенка в возрасте от года до трех лет является предметно-манипулятивная деятельность, которая играет исключительно важную роль в психическом и социальном развитии ребенка. Манипулятивные действия появляются тогда, когда возникнут все необходимые для этого предпосылки: сосредоточение, слежение, ощупывание, прислушивание и т. п., а также регулируемые со стороны зрения координированные движения. При нормальном психофизическом развитии эти предпосылки возникают в первом полугодии жизни. Говоря о новообразованиях, следует отметить, что все первое полугодие жизни ребенка проходит при формировании сенсорных систем, опережающих развитие сферы мануальных движений. Д. Б. Элькониным установлено, что на ранних этапах развития связь высших психических функций с их чувственной основой выступает особенно отчетливо, но при дальнейшем развитии эти чувственные компоненты свертываются, продолжая входить в них как составляющие. У детей с тяжелыми нарушениями развития (например, интеллектуальная недостаточность) ранние виды деятельности грубо нарушены. В их развитии играют роль и соматические, и социальные компоненты. В частности, для раннего развития детей с интеллектуальной недостаточностью основополагающее значение имеет общение с близкими людьми, особенно с матерью, удовлетворение потребности ребенка в доброжелательном внимании взрослых. Отсутствие этого внимания со стороны родителей часто приводит к тому, что у ребенка с нарушениями интеллектуального развития не возникает достаточной мотивации к общению, что в свою очередь весьма затрудняет овладение им речью. Так как несоответствующее воспитание ребенка с диагнозом и педагогическая некомпетентность родителей приводят к дальнейшим неблагоприятным количественным и качественным изменениям в развитии ребенка, то консультативная помощь родителям в раннем воспитании ребенка имеет огромное значение для его социального развития. В соответствии с Концепцией реформирования специального образования, в различных учреждениях образования сегодня создаются условия для обучения и воспитания детей с нарушениями развития. Одним из таких учреждений является многофункциональный Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР). Однако, несмотря на наличие в таких центрах условий для обучения и воспитания детей с различными диагнозами, данная проблема остается актуальной, так как в настоящее время отсутствует разработанная методика раннего социального развития ряда категорий детей с диагнозами (например, тяжелой интеллектуальной недостаточностью). Исходя из этого, исходными методологическими основаниями методики раннего социального воспитания ребенка с нарушениями развития выступают: ü онтологический подход, основными принципами которого являются социализация, гуманизация, обусловленность развития личности менталитетом различных общностей и социальных групп, учет обыденного повседневного сознания личности, подражание, общение; ü аксиологический подход, основанный на признании этики, которая утверждает ценность жизни и право на образование всех людей, в том числе и детей с нарушениями развития. Такой подход основывается на признании самоценности достоинства человека, а не его полезности (Л.С. Выготский, А. Маслоу, К. Роджерс, О. Шпек и др.); ü положения Л.С. Выготского об общности закономерностей психического развития нормального и аномального ребенка, о компенсации нарушенной функции, о соотношении интеллекта и аффекта в развитии умственно отсталого ребенка; теории культурно-исторического развития высших психических функций, «социального вывиха»; концепция опосредованности развития личности средой обитания. Основной целью раннего социального развития детей с различными диагнозами является качественное изменение их возможностей, связанных с жизнью в обществе, взаимодействием с другими людьми, что позволит подготовить ребенка к последующей интеграции в обществе. Учитывая те значительные изменения, которые претерпевает детский организм в ранний период жизни, задачи социализации должны быть разными в зависимости от возраста ребенка. Так, основными задачами социального развития от рождения до года являются: Ø развитие ориентировочных реакций и формирование взаимосвязи межанализаторных систем (зрительных, слуховых, тактильных, двигательных); Ø развитие эмоциональных реакций и коммуникативных навыков. Основной задачей социального развития в возрасте от года до трех лет является развитие предметно-манипулятивной деятельности, общения, которые играют исключительно важную роль в психическом и социальном развитии ребенка. Цель и задачи социализации детей с нарушениями развития опираются на следующие принципы: ü онтологический, отражающий потребность ребенка с нарушениями развития в обучении; ü единства диагностики и коррекции, обеспечивающий целостность педагогического процесса; ü замещающего онтогенеза, предполагающего учет закономер-ностей нормативного развития, выявленного актуального уровня развития ребенка, последовательность и специфику прохождения ребенком этапов и сроков психомоторного, речевого и эмоционального развития; ü ведущей деятельности, предполагающий первоочередную стимуляцию в ранний период эмоциональных, зрительно-ориентировочных, зрительно-слуховых реакций, предметно-манипулятивной деятельности, общения; ü обходного пути, предполагающий опору на более сохранные психические функции; ü единства аффекта и интеллекта, учитывающий, что образование должно быть эмоционально привлекательным и ориентированным на целостную человеческую душу, на познание, чувства и волю человека; ü социально-адаптирующей направленности ранней социализации, предполагающий предупреждение проявлений социальной дезадаптации; ü совместной деятельности и общения, предусматривающий обязательное включение родителей в процесс раннего обучения и их подготовку силами специалистов. Эксперимент, проводящийся в ряде ЦКРО и Р, показал, что грамотно организованная ранняя коррекция помогает предупредить появление вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реализацию реабилитационного потенциала, а для значительной части детей обеспечить возможность включения в общий образовательный поток на более раннем этапе возрастного развития, исключив необходимость дорогостоящего специального оборудования. Следует обратить внимание на то, что никакие усилия специалистов в оказании помощи детям с нарушениями развития не будут эффективными, если они не поддержаны в семье, непонятны или не соответствуют потребностям семьи. Отсюда важным условием успешной коррекционной работы с маленькими детьми, имеющими нарушения в развитии, становится разработка периодических и организационных условий включения родителей в индивидуальную коррекционно-педагогическую работу с отдельным ребенком. Существует несколько подходов к коррекции семейной ситуации развития аномальных детей, выявлены наиболее важные аспекты профилактической работы с родителями проблемного ребенка, позволяющие предотвратить ряд вторичных отклонений в его развитии. Разработаны направления и организационные формы работы специалистов с семьей, способствующие формированию у родителей положительного отношения к малышу и обеспечивающие освоение эффективных и доступных форм взаимодействия с ребенком в бытовых, эмоциональных и игровых ситуациях. Все сказанное выше позволяет заключить, что система ранней коррекции развития детей включает следующие компоненты: ü максимально раннее выявление и диагностика нарушения в развитии; ü максимальное соотношение разрыва между моментом обнаружения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционной помощи; ü снижение временных границ начала специального образования (до первых месяцев жизни ребенка); ü обязательное включение родителей в коррекционный процесс на основе выявления положительных сторон семьи и активизации ее реабилитационного потенциала; ü интенсивность ранней коррекции: чем активнее ведется коррекция, тем значительнее результаты развития ребенка; ü охват коррекцией различных сфер развития ребенка; ü создание всех необходимых условий для развития ребенка. В последние годы в системе специального образования РБ произошли определенные позитивные изменения. Заметно увеличилось количество Центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, приоритетным направлением в деятельности которых является своевременная коррекционно-педагогическая, социально-психологическая и реабилитационная помощь детям с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями развития начиная с рождения. Увеличилось количество учреждений, оказывающих раннюю помощь детям с фактором риска в развитии и явными психофизическими нарушениями, в системе здравоохранения. Определены пути взаимодействия Министерства образования и Министерства здравоохранения в оказании ранней помощи детям с отклонениями в развитии. 2. Программа и содержание ранней комплексной помощи. ЦКРО и Р, действующие в нашей стране, в работе с маленькими детьми, имеющими различные нарушения в развитии, используют как правило, программу ранней комплексной помощи детям в возрасте до 3-х лет под названием «Ранняя помощь». «Ранняя помощь» – программа поэтапного обучения детей (от 0 до 3лет), с помощью которой можно определить уровень развития ребёнка и организовать коррекционные занятия. Такая программа включает в себя: 1. Диагностику от 0 до 3 лет (определение уровня развития умений ребёнка). 2. Индивидуальное консультирование родителей (по результатам диагностики, по вопросам воспитания, развития, социальной адаптации). 3. Индивидуальные занятия по развитию умений и навыков детей с особенностями в развитии. 4. Реабилитационные мероприятия (массаж, занятия ЛФК). Реализацией данной программы в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации занимаются следующие специалисты – учителя-дефектологи, педагоги-психологи, социальные педагоги, врачи-невропатологи. Они помогают преодолевать трудности детям с особенностями психофизического развития и детям «группы риска». Врач-дефектолог и педагог-психолог могут вести прием и в специальных кабинетах детской поликлиники. Во время приема специалисты консультируют родителей детей от рождения до трёх лет по вопросам развития, обучения и воспитания их ребёнка. На консультацию к специалистам кабинета ранней коррекционно-педагогической помощи может направить педиатр или логопед детской поликлиники. Если ребенку нужна коррекционно-педагогическая помощь, то его зачисляют на занятия. Зачисление проходит в сентябре и январе. Для каждого ребёнка, посещающего кабинет ранней коррекционно-педагогической помощи в ЦКРО и Р, составляется индивидуальная коррекционно-развивающая программа. Она включает в себя работу по таким направлениям, как социально-эмоциональное и сенсомоторное развитие, формирование предметно-игровой деятельности и навыков самообслуживания, развитие общей моторики и речи. Прежде чем составить индивидуальную программу, специалисты кабинета ранней коррекционно-педагогической помощи всесторонне изучают уровень развития ребёнка с психофизическими нарушениями. Здесь учитывается все: медицинский диагноз, данные психолого-педагогического обследования и социального прогнозирования, определяется структура нарушения, уровни актуального и ближайшего развития ребёнка. На основе данных обследования и пожеланий родителей определяются основные направления коррекционно-развивающего обучения. Занятия с маленькими детьми в возрасте до одного года могут проводиться и в условиях семьи, когда специалисты кабинета – дефектолог и психолог – приходят к ребенку на дом. В кабинете центра целесообразно организовать лекотеку, в которой должен быть представлен большой выбор разнообразных игр и игрушек, а также специальное оборудование и методическая литература. Всеми этими материалами могут пользоваться и родители.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 603; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.176.213 (0.009 с.) |