Олигофренопедагогика в системе педагогических наук: этапы становления, объект исследования, цели и задачи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Олигофренопедагогика в системе педагогических наук: этапы становления, объект исследования, цели и задачи.



Олигофренопедагогика (с греч. олигос – «малый», френ – «ум» + «педагогика») – это отрасль дефектологии, изучающая проблемы воспитания и обучения детей с на­рушениями интеллекта, а также пути коррекции недо­статков развития умственно отсталых детей и вопросы их социальной реабилитации.

Олигофренопедагогика опирается на данные общей пе­дагогики, педиатрии, детской психоневрологии, связана с психологией общей, возрастной и специальной и другими смежными науками. Олигофренопедагогика в основе имеет те же источники, что и общая педагогика. Это и народная педагогика, и педагогические теории, учения крупнейших педагогов. Основные педагогические понятия – обучение, образование, развитие человека, формирование и др. – употребляются здесь в том же значении, что и в общей педагогике.

Научные основы коррекционной педагогики впервые были разработаны итальянским ученым медиком М. Монтессори. Она организовала школу или так называемый «дом ребенка», в котором активное участие принимали ро­дители аномальных детей.

Один из разделов коррекционной педагогики – олиго­френопедагогика – возник в начале XIX в. как определен­ное направление в развитии медицины и педагогики. Пер­вые попытки изучения обучения и воспитания умственно отсталых детей были предприняты во Франции Ж. Ите­рою, и Э. Сегеном. Далее проблемами олигофренопедагогики стали заниматься ученые Бельгии (Ж. Демор и Ж.О. Декроли), Германии (Б. Миннелъ и А. Фукс), Франции (А. Бине, Ж. Филиппи, П. Бонкур) и др. Умственно отста­лые дети обучались и воспитывались в специальных отде­лениях при психиатрических лечебницах или в специаль­ных приютах. Первыми их воспитателями были врачи. В середине XIX в. французский врач и педагог Э. Сеген разработал систему воспитания и обучения умственно от­сталых детей.

Эта система была основана на развитии их активности, дееспособности с помощью специального режима и особых упражнений – тренировок внимания, моторики, воли, ор­ганов чувств. Во второй половине XIX в. во многих стра­нах ввели всеобщее начальное обучение, и в связи с этим усилилось внимание к легким формам умственной отста­лости детей. Для них стали создаваться специальные клас­сы и школы. В разработку отечественной дореволюционной и советской олигофрено-педагогики значительный вклад вне­сли Е.К. Грачева, M.Л. Поставская, В.П. Кащенко, А.И. Граборов, Л.C. Выготский, Г.М. Дульнев и др.

Первый вспомогательный класс для умственно отсталых детей в России был открыт в 1908 г., в том же году в Москве была создана школа-санаторий по инициативе В.П. Кащенко. Первая вспомогательная школа для ум­ственно отсталых детей была открыта в 1910 г. Он же (В.П. Кащенко) был инициатором научных исследований по дефектологии.

Большой вклад в олигофренопедагогику внесли В.М. Бех­терев, П.Ф. Лесгафт, И.В. Маляревский, Г.И. Россолимо, сближавшие медицинскую и педагогическую науки.

Основополагающей для отечественной олигофре­нопедагогики стала концепция Л.C. Выготского о возмож­ности и необходимости развития в первую очередь выс­ших психических функций больных детей, не ограничива­ясь только простой тренировкой элементарных функций. Идеи Л.C. Выготского в ХХ в. развивали AM. Граборов, JI.B. Занков, Г.М. Дульнев, Ж.И. Шиф, Б. И. Пинский, ТА. Власова, И.Г. Еременко, Х.С. Замский, В.Г. Петрова, В.И. Лубовский, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, И.М. Соловьев и др.

На современном этапе объектом исследования олигофрено-педагогики являет­ся сборная группа людей с различными по этиологии (при­чине) и по онтогенезу, а также клиническим проявлениям непрогрессирующих психических состояний, то есть оли­гофренов. Основной их признак – врожденное или приоб­ретенное в раннем детстве (до 3 лет) общее психическое недоразвитие с преимуществом недостаточного интеллек­туального развития.

Детей-олигофренов условно разделили на две группы:

ü дети умственно отсталые;

ü дети с задержкой психического развития.

Вторая категория менее тяжелая и носит временный ха­рактер. Умственно отсталые дети первой категории – это дети с четко выраженной сниженной познавательной дея­тельностью, возникшей на основе ограниченного пораже­ния центральной нервной системы.

Цели и задачи воспитания и обучения умственно отста­лых детей совпадают с задачами воспитания и обучения всех детей вообще и одновременно имеют свою специфику. К общим целям и задачам обучения и воспитания всех детей относятся содействие развитию и выявление поло­жительных сторон личности и коррекция сторон отрица­тельных, воспитание детей наиболее трудоспособными и полезными членами общества. Для олигофренопедагогики эти цели остаются актуальными, но при их осуществле­нии необходимо учитывать значительно более низкий уро­вень достигнутых успехов, применять особые методиче­ские приемы, уделять внимание воспитанию внешних на­выков и привычек культурного поведения и самообслужи­вания, требованию подготовки аномальных детей к актив­ной, общественной и полезной деятельности, формирова­нию положительных общечело-веческих качеств. Эти дос­тижения во многом зависят от используемых средств и степени умственной отсталости. В конечном счете целью коррекционно-воспитательной работы с олигофренами яв­ляется их социальная адаптация, трудоустройство и даль­нейшее приспособление к жизни как в обычных для них условиях, так и когда они не выключены из окружающей социальной среды.

Используя все познавательные возможности детей, нуж­но развивать у них навыки, которые необходимы в жиз­ни, чтобы, став взрослыми, они смогли себя самостоятельно обслуживать, выполнять простую работу в быту и специ­альных цехах, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе.

Для достижения поставленных целей решаются следу­ющие основные задачи. Развитие всех психических функ­ций и познавательной деятельности детей в процессе обу­чения и коррекции их недостатков. Основное внимание в этой работе должно быть направлено на умственное раз­витие. Воспитательная работа с глубоко отсталыми детьми проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, направленных на формирование у них при­емов самообслуживания и культурного поведения. Вместе с тем в задачу воспитания входят вопросы нравственного, эстетического, правового, физического и трудового воспи­тания, подготовка к посильным видам труда. Итогом всей работы должна стать бытовая ориентировка в социальной адаптации.

Воспитание аномальных детей требует деликатного, так­тичного и терпимого отношения окружающих к их недо­статкам, исключающего фиксацию внимания на призна­ках, подчеркивающих их неполноценность.

Реализация поставленных задач подразумевает идею гуманизма коррекционно-развивающего обучения в качестве основополагающего. Если педагог не будет следовать иде­ям гуманизма в своей работе, то нельзя ожидать всерьез какого-либо эффекта от обучения ребенка в режиме кор­рекции. Применение адекватных программ и методов обу­чения олигофренов, соответствующих возможностям и це­лям их воспитания, – важнейшее и в значительной мере решающее условие для развития всей их познавательной деятельности. Необходимо такое развивающее обучение умственно отсталых детей, при котором у них осуществ­ляется элементарный перенос знаний, возникает возмож­ность применения их для решения новых аналогичных задач. Обучение должно всегда стимулировать переход зоны ближайшего развития в зоны актуального развития.

Обучение и развитие аномальных детей представляет собой целенаправленный процесс передачи старшим поко­лением и усвоение детьми знаний, умений и навыков дея­тельности как основное средство подготовки к жизни и труду.

В ходе обучения всегда реализуются цели воспитания и развития. Задачи обучения, его содержание разрабатыва­ются с учетом глубины и характера дефектов, и в зависи­мости от этого подбираются необходимые средства обуче­ния. Обучение должно всегда стимулировать переход зоны ближайшего развития в зону актуального развития.

Современная олигофренопедагогика изучает особенности и закономерности развития умственно отсталых детей, проявляющиеся под влиянием обучения, разрабатывает педагогическую классификацию и типологию, обеспечива­ющие возможности индивидуального и дифференцирован­ного подхода к различным типам умственно отсталых де­тей, принципы и методы их воспитания, содержания об­щего образования и трудового обучения школьников, част­ные методики преподавания учебных предметов, систему и структуру специальных учреждений.

Олигофренопедагогика оперирует следующими по­нятиями и выражениями: образование, обучение, воспи­тание, социализация, коррекция, коррекционно-воспитательная работа, компенсация, социальная реабилитация, социальная адаптация.

Обучение непосредственно направлено на усвоение уча­щимися опыта, а воспитание и развитие осуществляются опосредованно. Все три процесса воспитание, обучение и развитие – выступают едино.

Во многих работах по дефектологии и специальной пе­дагогике коррекцию связывают с развитием ребенка. Это обоснованно, так как она нацелена на исправление вто­ричных отклонений в развитии аномальных детей. Но когда говорят о коррекционно-педагогической работе, то она не может вычленяться из триединой схемы образования: обу­чение, воспитание, развитие. В практическом осуществле­нии учебно-воспитательной работы во вспомогательной школе коррекционное развитие как специально орга­низуемый и направляемый процесс неразличимо и не мо­жет существовать вне коррекционного обучения и воспи­тания.

Коррекционное обучение – усвоение знаний о путях и средствах преодоления недостатков психического и физического развития и усвоения способов применения по­лученных знаний. Любое обучение и воспитание одновре­менно в какой-то мере развивают, что относится и к коррекционным процессам. Вместе с тем, коррекция разви­тия не сводится только к усвоению знаний и навыков. В процессе специального обучения перестраиваются психические и физические функции, формируются меха­низмы компенсации дефекта, им придается новый харак­тер.

Отечественные и российские олигофренопедагоги отвергают получившие распространение в Западной Европе формальные тренировочные упражнения (сенсорно-моторную культуру, психическую ортопедию) как глав­ное средство коррекции. Определяющее значение имеют гигиенический и охранительный режимы, оберегающие нервную систему ребенка, организованный здоровый дет­ский коллектив, привлечение детей к общественно полез­ному труду во вспомогательной школе и вне ее, единство и постоянство требований школы и семьи.

Исходя из концепции специального образования, коррекционно-педагогическая работа должна занимать цент­ральное положение в системе, так как она определяет де­фектологическую направленность учебно-воспитательного процесса в специальной школе. Вся система коррекционно-педагогической работы призвана социально реабилити­ровать и социально адаптировать аномального школьни­ка к реалиям окружающего мира, сделать его полноправ­ным и активным тружеником, который наравне со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обществу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1589; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.94.102.228 (0.007 с.)