Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Олигофренопедагогика в системе педагогических наук: этапы становления, объект исследования, цели и задачи.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Олигофренопедагогика (с греч. олигос – «малый», френ – «ум» + «педагогика») – это отрасль дефектологии, изучающая проблемы воспитания и обучения детей с нарушениями интеллекта, а также пути коррекции недостатков развития умственно отсталых детей и вопросы их социальной реабилитации. Олигофренопедагогика опирается на данные общей педагогики, педиатрии, детской психоневрологии, связана с психологией общей, возрастной и специальной и другими смежными науками. Олигофренопедагогика в основе имеет те же источники, что и общая педагогика. Это и народная педагогика, и педагогические теории, учения крупнейших педагогов. Основные педагогические понятия – обучение, образование, развитие человека, формирование и др. – употребляются здесь в том же значении, что и в общей педагогике. Научные основы коррекционной педагогики впервые были разработаны итальянским ученым медиком М. Монтессори. Она организовала школу или так называемый «дом ребенка», в котором активное участие принимали родители аномальных детей. Один из разделов коррекционной педагогики – олигофренопедагогика – возник в начале XIX в. как определенное направление в развитии медицины и педагогики. Первые попытки изучения обучения и воспитания умственно отсталых детей были предприняты во Франции Ж. Итерою, и Э. Сегеном. Далее проблемами олигофренопедагогики стали заниматься ученые Бельгии (Ж. Демор и Ж.О. Декроли), Германии (Б. Миннелъ и А. Фукс), Франции (А. Бине, Ж. Филиппи, П. Бонкур) и др. Умственно отсталые дети обучались и воспитывались в специальных отделениях при психиатрических лечебницах или в специальных приютах. Первыми их воспитателями были врачи. В середине XIX в. французский врач и педагог Э. Сеген разработал систему воспитания и обучения умственно отсталых детей. Эта система была основана на развитии их активности, дееспособности с помощью специального режима и особых упражнений – тренировок внимания, моторики, воли, органов чувств. Во второй половине XIX в. во многих странах ввели всеобщее начальное обучение, и в связи с этим усилилось внимание к легким формам умственной отсталости детей. Для них стали создаваться специальные классы и школы. В разработку отечественной дореволюционной и советской олигофрено-педагогики значительный вклад внесли Е.К. Грачева, M.Л. Поставская, В.П. Кащенко, А.И. Граборов, Л.C. Выготский, Г.М. Дульнев и др. Первый вспомогательный класс для умственно отсталых детей в России был открыт в 1908 г., в том же году в Москве была создана школа-санаторий по инициативе В.П. Кащенко. Первая вспомогательная школа для умственно отсталых детей была открыта в 1910 г. Он же (В.П. Кащенко) был инициатором научных исследований по дефектологии. Большой вклад в олигофренопедагогику внесли В.М. Бехтерев, П.Ф. Лесгафт, И.В. Маляревский, Г.И. Россолимо, сближавшие медицинскую и педагогическую науки. Основополагающей для отечественной олигофренопедагогики стала концепция Л.C. Выготского о возможности и необходимости развития в первую очередь высших психических функций больных детей, не ограничиваясь только простой тренировкой элементарных функций. Идеи Л.C. Выготского в ХХ в. развивали AM. Граборов, JI.B. Занков, Г.М. Дульнев, Ж.И. Шиф, Б. И. Пинский, ТА. Власова, И.Г. Еременко, Х.С. Замский, В.Г. Петрова, В.И. Лубовский, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, И.М. Соловьев и др. На современном этапе объектом исследования олигофрено-педагогики является сборная группа людей с различными по этиологии (причине) и по онтогенезу, а также клиническим проявлениям непрогрессирующих психических состояний, то есть олигофренов. Основной их признак – врожденное или приобретенное в раннем детстве (до 3 лет) общее психическое недоразвитие с преимуществом недостаточного интеллектуального развития. Детей-олигофренов условно разделили на две группы: ü дети умственно отсталые; ü дети с задержкой психического развития. Вторая категория менее тяжелая и носит временный характер. Умственно отсталые дети первой категории – это дети с четко выраженной сниженной познавательной деятельностью, возникшей на основе ограниченного поражения центральной нервной системы. Цели и задачи воспитания и обучения умственно отсталых детей совпадают с задачами воспитания и обучения всех детей вообще и одновременно имеют свою специфику. К общим целям и задачам обучения и воспитания всех детей относятся содействие развитию и выявление положительных сторон личности и коррекция сторон отрицательных, воспитание детей наиболее трудоспособными и полезными членами общества. Для олигофренопедагогики эти цели остаются актуальными, но при их осуществлении необходимо учитывать значительно более низкий уровень достигнутых успехов, применять особые методические приемы, уделять внимание воспитанию внешних навыков и привычек культурного поведения и самообслуживания, требованию подготовки аномальных детей к активной, общественной и полезной деятельности, формированию положительных общечело-веческих качеств. Эти достижения во многом зависят от используемых средств и степени умственной отсталости. В конечном счете целью коррекционно-воспитательной работы с олигофренами является их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни как в обычных для них условиях, так и когда они не выключены из окружающей социальной среды. Используя все познавательные возможности детей, нужно развивать у них навыки, которые необходимы в жизни, чтобы, став взрослыми, они смогли себя самостоятельно обслуживать, выполнять простую работу в быту и специальных цехах, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе. Для достижения поставленных целей решаются следующие основные задачи. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекции их недостатков. Основное внимание в этой работе должно быть направлено на умственное развитие. Воспитательная работа с глубоко отсталыми детьми проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, направленных на формирование у них приемов самообслуживания и культурного поведения. Вместе с тем в задачу воспитания входят вопросы нравственного, эстетического, правового, физического и трудового воспитания, подготовка к посильным видам труда. Итогом всей работы должна стать бытовая ориентировка в социальной адаптации. Воспитание аномальных детей требует деликатного, тактичного и терпимого отношения окружающих к их недостаткам, исключающего фиксацию внимания на признаках, подчеркивающих их неполноценность. Реализация поставленных задач подразумевает идею гуманизма коррекционно-развивающего обучения в качестве основополагающего. Если педагог не будет следовать идеям гуманизма в своей работе, то нельзя ожидать всерьез какого-либо эффекта от обучения ребенка в режиме коррекции. Применение адекватных программ и методов обучения олигофренов, соответствующих возможностям и целям их воспитания, – важнейшее и в значительной мере решающее условие для развития всей их познавательной деятельности. Необходимо такое развивающее обучение умственно отсталых детей, при котором у них осуществляется элементарный перенос знаний, возникает возможность применения их для решения новых аналогичных задач. Обучение должно всегда стимулировать переход зоны ближайшего развития в зоны актуального развития. Обучение и развитие аномальных детей представляет собой целенаправленный процесс передачи старшим поколением и усвоение детьми знаний, умений и навыков деятельности как основное средство подготовки к жизни и труду. В ходе обучения всегда реализуются цели воспитания и развития. Задачи обучения, его содержание разрабатываются с учетом глубины и характера дефектов, и в зависимости от этого подбираются необходимые средства обучения. Обучение должно всегда стимулировать переход зоны ближайшего развития в зону актуального развития. Современная олигофренопедагогика изучает особенности и закономерности развития умственно отсталых детей, проявляющиеся под влиянием обучения, разрабатывает педагогическую классификацию и типологию, обеспечивающие возможности индивидуального и дифференцированного подхода к различным типам умственно отсталых детей, принципы и методы их воспитания, содержания общего образования и трудового обучения школьников, частные методики преподавания учебных предметов, систему и структуру специальных учреждений. Олигофренопедагогика оперирует следующими понятиями и выражениями: образование, обучение, воспитание, социализация, коррекция, коррекционно-воспитательная работа, компенсация, социальная реабилитация, социальная адаптация. Обучение непосредственно направлено на усвоение учащимися опыта, а воспитание и развитие осуществляются опосредованно. Все три процесса – воспитание, обучение и развитие – выступают едино. Во многих работах по дефектологии и специальной педагогике коррекцию связывают с развитием ребенка. Это обоснованно, так как она нацелена на исправление вторичных отклонений в развитии аномальных детей. Но когда говорят о коррекционно-педагогической работе, то она не может вычленяться из триединой схемы образования: обучение, воспитание, развитие. В практическом осуществлении учебно-воспитательной работы во вспомогательной школе коррекционное развитие как специально организуемый и направляемый процесс неразличимо и не может существовать вне коррекционного обучения и воспитания. Коррекционное обучение – усвоение знаний о путях и средствах преодоления недостатков психического и физического развития и усвоения способов применения полученных знаний. Любое обучение и воспитание одновременно в какой-то мере развивают, что относится и к коррекционным процессам. Вместе с тем, коррекция развития не сводится только к усвоению знаний и навыков. В процессе специального обучения перестраиваются психические и физические функции, формируются механизмы компенсации дефекта, им придается новый характер. Отечественные и российские олигофренопедагоги отвергают получившие распространение в Западной Европе формальные тренировочные упражнения (сенсорно-моторную культуру, психическую ортопедию) как главное средство коррекции. Определяющее значение имеют гигиенический и охранительный режимы, оберегающие нервную систему ребенка, организованный здоровый детский коллектив, привлечение детей к общественно полезному труду во вспомогательной школе и вне ее, единство и постоянство требований школы и семьи. Исходя из концепции специального образования, коррекционно-педагогическая работа должна занимать центральное положение в системе, так как она определяет дефектологическую направленность учебно-воспитательного процесса в специальной школе. Вся система коррекционно-педагогической работы призвана социально реабилитировать и социально адаптировать аномального школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обществу.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1696; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.193.193 (0.01 с.) |