Тема 13. Социально-педагогическая помощь лицам с особенностями психофизического развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 13. Социально-педагогическая помощь лицам с особенностями психофизического развития



 

1. Требования к профессиональным качествам социального педагога, работающего с ребенком-инвалидом, ребенком с ОПФР.

2. Социальная реабилитация детей с ОПФР в условиях ЦКРОиР.

3. Социально-педагогическая помощь лицам с ОПФР в условиях интегрированного обучения.

4. Патронат как особый вид помощи лицам с особенностями психофизического развития.

Рекомендуемая литература

 

1. Конюх, О.В. Организация и содержание педагогического патроната выпускников вспомогательной школы / О.В. Конюх // Адукацыя i выхаванне. — 2010. —№ 9. — С. 57—62.

2. Коррекционно-воспитательная работа в домах-интернатах для детей с умственным и физическим недоразвитием / И.К. Боровская [и др.]; под ред. Т.В. Лисовской. – Минск, 2008. – 197 с.

3. Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями / А.Н. Коноплева [и др.]; под ред. А.Н. Коноплевой. – Минск, 2005. – 204 с.

4. Скворцова, В.О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студ. вузов / В.О. Скворцова. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 160 с.

1. Требования к профессиональным качествам социального педагога, работающего с ребенком-инвалидом, ребенком с ОПФР.

Участие социального педагога в реабилитации детей-инвалидов и детей с ОПФР носит многоаспектный характер, который предполагает не только разностороннее образование, но и наличие соответствующих личностных качеств, позволяющих людям с ограниченными возможностями относиться к ним с доверием.

В результате анализа социально-педагогической практики выделены следующие основные функции социального работника (педагога), реализуемые в процессе работы с ребенком с ОПФР:

ü диагностика и коррекция «особенностей» ребенка;

ü организаторская,

ü информативная (в том числе и в отношении прав и льгот ребенка и его семьи),

ü посредническая,

ü осуществление психолого-педагогической и социально-бытовой адаптации и поддержки ребенка и его семьи,

Таким образом, можно говорить о многофункциональности социальных работников, что, в свою очередь, требует от них комплекса разнообразных знаний, умений и навыков.

Социальным педагогам в работе с детьми с ОПФР необходимо владеть следующими знаниями:

ü психолого-педагогическими (в том числе, и в области специальной педагогики,

ü медицинскими,

ü знаниями в области дефектологии,

ü знаниями в области законодательства.

Основные умения, необходимые социальному педагогу, работающему с детьми с ОПФР, следующие:

ü тонко чувствовать внутренний мир ребенка и быстро реагировать на его внутренние и внешние изменения,

ü эмпатия (умение сопереживать),

ü работать в команде,

ü осуществлять гибкий подход к решению проблем.

При оказании помощи детям-инвалидам и детям с ОПФР социальному педагогу необходимо применять следующие навыки:

ü организаторские,

ü коммуникативные,

ü посреднические,

ü оказания первой медицинской помощи.

Кроме профессиональных характеристик следует выделить ряд личностных качеств, необходимых социальным педагогам для работы с этой категорией детей: отзывчивость, терпеливость, милосердие, самообладание, мудрость, дисциплинированность, стрессоустойчивость и, как говорят сами практики, чувство юмора (возможно, оно помогает справиться с некоторыми ситуациями и, иногда, избежать стресса).

Таким образом, можно заключить, что существует определенный набор профессиональных и личностных качеств, необходимых при работе с детьми-инвалидами, детьми с ОПФР и их семьями. Следует так же отметить важность системного подхода в оказании помощи этой категории населения, на значимость которого указывают социальные педагоги, психологи, дефектологи.

При организации работы с детьми-инвалидами и детьми с ОПФР специалисты опираются на следующие подходы:

Ø гуманистический (подход к ребенку-инвалиду как к равному, уважение личности ребенка);

Ø командный подход (согласованность действий специалистов);

Ø концептуальный (опора на психологическую теорию);

Ø компенсаторный

Ø поддерживающий (концепция «самопомощи»);

Ø интегративный;

Ø эклектический.

То есть, можно говорить о применении общепринятых мировых подходов к оказанию помощи детям с ограниченными возможностями в нашей стране.

Безусловно, существует и определенный набор методов, используемых в работе с данной категорией детей. Среди основных методов следующие: игровые (игротерапия); арттерапия; метод интерактивной работы, взаимодействие; беседа; наблюдение; клоунотерапия; трудотерапия.

Таким образом, можно говорить об использовании некоторых общих методов работы со всеми категориями детей-инвалидов, детей с ОПФР. Однако, следует отметить, что выбор методов зависит от состояния и заболевания ребенка, что указывает на необходимость разработки индивидуальных программ, учитывающих особенности каждого ребенка с ОПФР.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 521; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.23.123 (0.007 с.)