Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы арттерапии в коррекционно-педагогической работе.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В настоящее время в рамках коррекционной работы активно используются методы арттерапии, которые рассматриваются как средства адаптации человека к социуму с помощью различных видов творческой деятельности. Термин «арттерапия» был предложен в начале ХХ в. русским врачом А.И. Ероцким для обозначения специального психотерапевтического метода, который воздействует на особые стороны душевного состояния личности. Сегодня творческие виды реабилитации, в частности резьба по дереву, чеканка, лепка, рисование, выпиливание, составление мозаики, изготовление игрушек из ткани и поделок из глины и др. активно внедряются в практику реабилитационных центров, психиатрических клиник, лечебных учреждений, социально-педагогических учреждений, школ и т.д. Изучение лечебного воздействия творчества на людей с невротическими расстройствами свидетельствует, что разные произведения живописи, графики, и т.д. благотворно влияют на психофункциональное состояние больных. Существует утверждение, что произведения конкретных авторов влияют более эффективно при определенных болезнях. Так, например, произведения Ботичелли снимают болевой синдром, а картины Пикассо благотворно влияют при нарушениях в коре головного мозга. Арттерапевты пришли к выводу, что на больных благотворно влияют не только сами произведения мастеров, но и участие самих больных в творческой деятельности. Такая работа проводится с пациентами в группах, которые действуют как творческие кружки по интересам. Специалисты выделяют важность обсуждения и осмысления творческих работ для преодоления дезадаптивного поведения людей с психогенными расстройствами. Например, в кружке рисования обычно осмысление начинается с демонстрации работы. Члены кружка по очереди высказываются о том, как они поняли основную мысль автора, передающуюся в рисунке, какие чувства, по их мнению, отразил автор. Затем автор рассказывает о своей задумке. При этом могут проявляться и определенные расхождения во мнениях автора и членов кружка, что объясняется как наличием в рисунке не осознаваемых автором элементов, так и проекцией своих проблем участников обсуждения. При обсуждении рисунка присутствующие специалисты обращают внимание на сюжет рисунка, преобладающие цвета, формы, композицию и др. Актуальным является сегодня использование в рамках арттерапии мотивов народного творчества. Арттерапевты отмечают благоприятное влияние на психику дезадаптированных людей таких художественно-прикладных работ, как плетение, вязание, вышивка, изготовление изделий из керамики. Подключаясь к народному творчеству в различных кружках и студиях, люди изготавливают предметы бытового предназначения и декоративного украшения из соломы, лозы, бересты, камыша и др. Следует отметить, что наряду с термином «арттерапия» активно используется термин «гештальттерапия». Это термин ввел немецкий психотерапевт Е. Бинек, под ним он понимает терапевтическое вмешательство через изобразительное поведение. Цель гештальттерапии, по его мнению, заключается в том, чтобы с помощью творческой деятельности пробудить оригинальность личности, способность человека раскрываться дущевно. Наряду с названными видами творческой деятельности в коррекционной работе активно используются кино- и драматерапия, музыкотерапия, библиотерапия, хореотерапия. Рассмотрим некоторые названные методы. Хореотерапия – это использование танца, пластики и ритмики в лечебных и профилактических целях. Развитие и становление хореотерапии началось в 30-е годы ХХ в. и было связано с психотерапевтической деятельностью Чейза. Разработкой этого психотерапевтического метода также занимались Т. Менегети и С. Славсан, которые относили хореотерапию к формам терапии физической активностью. В процессе психодинамичной хореотерапии, по мнению специалистов, решаются изолированно или комплексно ряд следующих задач: ü терапия занятости и повышения двигательной активности; ü коммуникативный тренинг и организация социотерапевтических отношений; ü расслабление и рост дезадаптивной личности; ü поиск аутентичных путей развития. Занятия хореографией имеют несколько аспектов: физический, психический и социальный. В клинической практике хореотерапия осуществляется в форме активной групповой и индивидуальной психотерапии. Во внеклинических условиях используется в массовых танцевальных ритуалах и фестивалях межгрупповая, социодраматическая и социальная хореотерапия. По причине активного отражения культуры народного танца, развития спортивно-бальных и современных танцев возможно использование хореотерапевтического метода для преодоления чувства тревоги, беззащитности и бессмысленности существования. Так, например, использование музыки в лечебных целях имеет свою давнюю историю. Еще в «Каноне лекарской науки» Авиценна утверждал, что музыка может использоваться в качестве средств освобождения человека от эмоционального напряжения и спасения от психологического срыва. Сегодня под музыкотерапией подразумевается психотерапевтический метод, который использует музыкальное творчество в качестве лечебного средства. Психологи и психотерапевты многих стран отмечают благотворное влияние музыки на людей, больных неврозами и другими психическими заболеваниями. Проведенные исследования подтверждают, что мелодии, создающие хорошее настроение, упорядочивают пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, снижают артериальное давление, расширяют сосуды. Доказано, что человек непосредственно реагирует на ритмично-тактовый элемент процессами дыхания и кровообращения, а на мелодию реагирует процессами, протекающими в вегетативной нервной системе, и деятельностью рецепторов. Исходя из этого, в западноевропейских странах и США в настоящее время созданы центы музыкотерапии, самые известные из них – Лондонский, Копенгагенский и Роттердамский. А в польском городе Вроцлаве существует даже институт музыкальной терапии, филиалы которого находятся в нескольких польских городах. Специалистами музыкотерапевтических центров создаются специальные музыкальные программы, которые транслируются по радио на производственных предприятиях и в других учреждениях. В Беларуси также накоплен опыт использования музыкотерапии в реабилитационных центрах, санаториях, образовательных учреждениях. Выделяют активную и рецептивную музыкотерапию. Под активной подразумевается терапевтически направленная, активная музыкальная деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизация с помощью голоса и музыкальных инструментов. Рецептивная музыкотерапия предусматривает процесс восприятия музыки с терапевтической целью. Она может существовать в коммуникативной, реактивной и регулятивной формах. Коммуникативная форма музыкотерапии предусматривает совместное прослушивание музыки, направленное на поддержку взаимных контактов, взаимопонимания и доверия. Цель реактивной терапии музыкой – достижение катарсиса (состояние духовного очищения). С помощью регулятивной формы музыкотерапии можно добиться снижения нервно-психического напряжения. Во врачебной практике чаще всего используется рецептивная музыкотерапия. В настоящее время используется интегративный подход к реализации музыкотерапии. Он заключается в том, что музыка соединяется с рисунком (музыкорисование), с пантомимой (музыкопантомима). Также в содержании музыкотерапевтического практикума значительное место сегодня занимает игра (музыкальнодвигательные игры). С их помощью достигается психическая и физическая релаксация. В целом, все формы музыкотерапии своими специфическими методами и средствами влияют на людей с социальными, психическими или соматическими отклонениями, помогают исправлять их, подготавливают к адаптации в нормальных жизненных условиях. Специфическим психотерапевтическим методом является метод библиотерапии. С помощью этого метода происходит регулирование эмоционального состояния, повышение социальной активности человека посредством ознакомления с литературой. Как правило, библиотерапевты выделяют три направления в методике лечения книгами: Ø библиотековедческий, где книга выполняет роль только успокаивающего фактора; Ø библиотерапия как часть психотерапии; Ø библиотерапия как составной компонент лечебного процесса, который осуществляется в тесном контакте врача и библиотекаря. Главным средством в библиотерапии являются тексты. По мнению В.С. Крейденко, все тексты с лечебной целью можно разделить на три группы: 1. Художественная литература: любые литературные жанры (романы, драмы, мифы, мемуары, поэзия, сказки и т.д.). Все они воспринимаются читателями спокойно. В то же время с целью воздействия на дезадаптированных людей эти произведения делятся на следующие группы: а) произведения про людей, которые победили физические недостатки; б) произведения оптимистической направленности, позволяющие отвлечь от мрачных мыслей о произошедшем горе, утрате и т.д.; в) произведения, которые помогают преодолеть душевную неурядицу, тяжелые или неприятные воспоминания о прошлом; г) произведения, которые отвлекают от сложных бытовых, профессиональных и других проблем (с этой целью могут использоваться фантастические и приключенческие произведения). 2. Тексты простые, но адаптированные, а также отрывки из произведений, которые подготовлены к терапевтическому воздействию. Эти тексты направлены на развитие воли к жизни, укрепление сил для борьбы с трудностями, болезнями. В этом отношении используются определенные цитаты из произведений, присказки, поговорки и т.д. 3. Тексты, специально созданные для терапевтических целей (молитвы, заговоры, истоки которых основываются на вере наших предков в магическую силу слова). При рекомендации книги библиотерапевт, как правило, учитывает следующие принципы: – степень доступности изложения; – герой книги должен находиться в ситуации, максимально подобной той, которая актуальна для читателя, и при этом правильно находить решение проблемы, чтобы по примеру героя читатель мог действовать в данной ситуации адекватно. На современном этапе социально-психологическая реабилитация людей средствами искусства и творческой деятельности вышла за границы медицинских учреждений и является одним из направлений работы социально-педагогических и социокультурных учреждений. Таким образом, деятельность образовательных и социокультурных институтов по изучению, сохранению и развитию народного творчества и различных видов искусства создает условия для активного использования арттерапии и гештальттерапии в целях коррекции когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер дезадаптивного человека. Тема 5. Система специального образования на современном этапе 1. Дети-инвалиды и дети с ОПФР как субъекты системы специального образования в Беларуси. 2. Специальные (коррекционные) учреждения образования: виды, задачи, нормативно-правовые основы функционирования. 3. Организация системы специального образования в Республике Беларусь. 4. Формы получения специального образования.
Рекомендуемая литература
1. Коноплева, А.Н. Задачи и приоритеты специального образования в условиях его трансформации / А.Н. Коноплева // Дэфекталогiя. – 2004. – № 6. 2. Левяш, С.Ф. Гуманизация специального образования / С.Ф. Левяш, И.Я. Левяш // Дэфекталогiя. – 2006. – № 3. 3. Никуленко, Т.Г. Коррекционная педагогика: учеб. пособие для студ. вузов / Т.Г. Никуленко, С.И. Самыгин. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – С.413–418. 4. Симаш, О.М. Формирование навыков самообразования детей-инвалидов в Республике Беларусь / О.М. Симаш // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2009. – № 10. – С. 13–16. 1. Дети-инвалиды и дети с ОПФР как субъекты системы специального образования в Беларуси. Сегодня в Республике Беларусь формируется новое отношение к детям с особенностями психофизического развития. Признается их обучаемость, равноправие всех детей в получении образования. Событием большой значимости явилось принятие в 2004 году Закона Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)». Закон гарантирует создание необходимых условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития, их социальной адаптации и интеграции в обществе. Изменяются концептуальные основы специального образования. Признается самоценность человека, ребенка независимо от выраженности психофизического нарушения: дети с особенностями психофизического развития «не хуже и не лучше здоровых детей», они имеют особенности, как и каждый человек. В учреждениях образования создаются условия для обучения всех детей с учетом их особых потребностей и возможностей. Родителям предоставляется возможность выбора типа образовательного учреждения и нормы получения специального образования. Закон позволил определить четкую позицию государства в области образовательной интеграции и стратегии ее реализации. Современное образование детей с особенностями психофизического развития можно рассматривать как переходное. В нем взаимодействуют две парадигмы: традиционная, ориентированная на формирование человека, ценного тем, что он приносит пользу обществу, и, соответственно, – на образование, осуществляемое в закрытых специальных учреждениях в условиях социокультурной сегрегации; и инновационная, гуманитарно-культурологическая, когда к ребенку с особенностями развития относятся как к субъекту деятельности, признается его самоценность и осуществляется целенаправленное и систематическое формирование его потребностей и способностей к самостоятельной жизни в изменчивом социуме. Получаемое образование нацелено не только на когнитивную парадигму, т. е. формирование знаний и коррекцию нарушений познавательной деятельности, но и на социальное развитие, социальную адаптацию личности. Особую значимость приобретает формирование социального мышления, социализация учащихся, их интеграция в обществе. В Республике Беларусь приняты меры по обеспечению возможности всем лицам с особенностями психофизического развития получить образование, соответствующее их потребностям и возможностям. Образование детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) и тяжелыми множественными нарушениями рассматривается в аспекте улучшения, прежде всего, качества их жизни. Понятие «необучаемый ребенок» изживает себя, потому что обучаемыми признаются все дети. После принятия данного Закона в республике к 2005-2006 учебному году было создано 112 центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, 49 специальных дошкольных учреждений, 86 специальных школ, 3 центра профессиональной и социальной реабилитации, 1238 пунктов коррекционно-педагогической помощи, 3967 интегрированных классов и групп, созданных в системе дошкольного, общего школьного и профессионально-технического образования. По данным на 1 января 2006 года в Республике Беларусь количество детей с отклонениями в развитии составляло 6,53 % общего количества, детей. Наиболее многочисленными категориями являлись дети с легкими и тяжелыми нарушениями речи – 70,91 %, с трудностями в обучении –15,68 % и с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) – 11,31 %. Количество детей, по тем или иным причинам не охваченных обучением, составляло менее полпроцента. Дети с интеллектуальной недостаточностью обучались в классах I или II отделения, а дети с множественными нарушениями – в классах центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. На момент 1. 01. 2008 г. в Республике Беларусь на учете в органах труда и социальной защиты находились 27 тыс. 662 ребенка в возрасте до 18 лет, имеющие статус «ребенок-инвалид», всего же детей с особенностями психофизического развития на этот момент в Республике было 119 тыс. 839. На 1.01. 2009 г. в Республике общее количество детей-инвалидов составляло 26 632 чел. На 1.09.2011 г. в Беларуси насчитывается 126 тыс. 785 детей с ОПФР и 25,6 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. В нозологической структуре первичной детской инвалидности преобладают врожденные аномалии (30,6 %), болезни нервной системы (17,3 %), болезни эндокринной системы (10,6 %), новообразования (8,8 %), психические расстройства (8,1 %), болезни костно-мышечной системы (7,8 %). Половина детей-инвалидов имеют тяжелые и стойкие нарушения двигательной, психической или соматической сферы, у остальных детей расстройства функции носят менее тяжелый характер, в связи с чем прогноз для устранения или компенсации имеющихся у них дефектов более благоприятный. Все эти дети нуждаются в реабилитационных мероприятиях, медико-социальной помощи и особой заботе по интеграции их в наше общество. Следует отметить, что категория «ребенок-инвалид» присваивается детям в возрасте до 18 лет с учетом степени утраты здоровья. Так 3-я группа инвалидности устанавливается при 25–60 % утраты трудоспособности; 2-я группа – 60–80 %; 1-я группа – 90–100 %. Сроки инвалидности устанавливаются от 1 года и могут быть неограниченными, в зависимости от заболевания, травмы, дефекта, возраста. В республике создан банк данных о детях с особенностями психофизического развития, который позволяет своевременно выявлять таких детей, организовывать их обучение, планировать и реализовывать мероприятия социальной адаптации и реабилитации в отношении конкретного ребенка, прогнозировать развитие системы специального образования как в целом по республике, так и по отдельным регионам. Система специального образования в Республике Беларусь в 2011 году характеризуется: · созданием системы оказания ранней комплексной помощи детям с особенностями психофизического развития до 3 лет. На базе 110 центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) оборудованы кабинеты, где раннюю комплексную помощь получают 1140 детей; · развитием интегративных процессов в образовании. Определены опорные учреждения образования, на базе которых будет осуществляться интегрированное обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития (ОПФР); · созданием необходимой образовательной среды для обучения и воспитания детей дошкольного и школьного возраста, в том числе и свободный доступ в учреждения образования. Количество учащихся с ОПФР, получающих специальное образование в общеобразовательных учреждениях, увеличилось к 2011 г. на 6,8% (для сравнения: в 2006 году обучалось 53,2% детей с ОПФР, в 2010 году – более 60%); · оптимизацией сети специальных интернатных учреждений. За период с 2006 года количество специальных общеобразовательных и вспомогательных школ-интернатов уменьшилось на 17 единиц (из Инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «О работе педагогических коллективов учреждений, реализующих образовательные программы специального образования на уровне общего среднего образования, в 2011/2012 учебном году»). В соответствии с указанным инструктивно-методическим письмом Министерства образования РБ развитие специального образования в 2011/2012 учебном году будет направлено на: Ø совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей образовательные отношения в сфере специального образования, приведение ее в соответствие с Кодексом Республики Беларусь об образовании; Ø повышение доступности специального образования путем развития инклюзивных тенденций, создания необходимого образовательного пространства во всех учреждениях образования, где обучаются дети с ОПФР; Ø совершенствование качества специального образования через введение стандартов специального образования, разработку программно-методического обеспечения коррекционной работы, кадровое обеспечение обучения и воспитания детей с ОПФР. В настоящее время происходит реформирование системы специального образования, направленное на решение следующих практических задач: Ø организационно-структурное изменение системы специального образования в целях более полного обеспечения условий для обучения детей с особенностями развития в интегрированных условиях; Ø трансформацию содержания специального образования на основе обеспечения максимальной коррекции нарушений развития и полноценной интеграции в общество, обеспечение индивидуализированного, абилитационного обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями; Ø разработку, апробацию и внедрение новой системы диагностирования нарушений и педагогической помощи и поддержки в раннем дошкольном возрасте; Ø улучшение системы трудовой, общетехнической и профессионально-трудовой подготовки лиц с особенностями психофизического развития; Ø реформирование системы воспитания в целях преодоления социальной изолированности учащихся и реализации идей гуманизации, демократизации и персонификации воспитательного процесса.
2. Специальные (коррекционные) учреждения образования: виды, задачи, нормативно-правовые основы функционирования. Система специальных коррекционных учебно-воспитательных учреждений создана с целью осуществления обучения, воспитания и лечения детей и подростков с различными отклонениями психофизического здоровья, данная система является основой института специального образования детей и подростков с ограниченными возможностями. Реализация функций этого института осуществляется посредством деятельности специальных коррекционно-реабилитационных учреждений. В мировой практике выделяют следующие виды учреждений: дома ребенка, детские дома, дома-интернаты, специальные детские сады и группы, школы и школы-интернаты, реабилитационные центры, профессионально-технические училища. Более подробная типология выглядит следующим образом. 1. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для неслышащих детей (I вид) решают задачи воспитания, общеобразовательной и трудовой подготовки глухих школьников, а также коррекции и компенсации недостатков их развития. 2. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для слабослышащих и позднооглохших детей (II вид) осуществляют воспитание, общеобразовательную и трудовую подготовку, преодоление последствий снижения слуха и речевого недоразвития данной категории детей. 3. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для незрячих детей (III вид). Вданных учреждениях воспитываются и обучаются тотально слепые дети или дети, имеющие минимальное остаточное зрение. 4. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для слабовидящих детей (IV вид). Кардинальным отличием данного типа учреждений от предыдущего является направленность работы на компенсацию зрительных нарушений и восстановление неполноценного зрения в условиях щадящего режима. 5. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с тяжелой речевой патологией (V вид). Данные учреждения принимают детей с сохранным слухом и интеллектом. Наличие выраженной речевой патологии (например, заикания, ринолалии) не дает им возможности обучаться в обычной школе. 6. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (VI вид). Данные учреждения являются одновременно и образовательными, и лечебно-оздоровительными учреждениями. 7. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с задержкой психического развития (VII вид). Обучение в таких учреждениях осуществляется в объеме восьмилетней массовой школы. Существует подготовительный (диагностический) класс. 8. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с умственной отсталостью (VIII вид). Данные учреждения относятся к системе образования, здравоохранения и социальной защиты населения. 9. Специальное учреждение – детский дом для слепоглухонемых детей в Сергиевом Посаде Московской области. 10. Социально-реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. 11. Специальные группы при профессиональных училищах и техникумах для детей с умственной отсталостью, нарушениями в области отдельных анализаторов, опорно-двигательного аппарата, детей-сирот. Обучение, воспитание и коррекция детей и подростков с недостатками умственного или физического развития осуществляются в специальных образовательных учреждениях, содержащихся за счет государства. Специальные образовательные учреждения являются основным звеном в системе непрерывного образования и воспитания аномальных детей и позволяют выпускникам начать трудовую деятельность или продолжить обучение в соответствии с психофизическими возможностями и способностями. Основные задачи специальных образовательных учреждений — коррекция дефектов и личности аномального ребенка через обучение, воспитание, профессионально-трудовую подготовку; формирование общечеловеческих ценностей, социальная адаптация и интеграция в обществе детей и подростков с отклонением в развитии. Контингент учащихся специальных образовательных учреждений для детей с недостатками развития устанавливается правительством республики, областными, государственными администрациями, органами местного самоуправления с обязательным соблюдением санитарно-гигиенических норм для категорий: · детей с нарушениями слуха, зрения, речи; · детей с интеллектуальным недоразвитием; · детей с задержкой темпа психического развития; · детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; · умственно отсталых детей-сирот. Прием учащихся в специальные образовательные учреждения для детей с недостатками умственного и физического развития осуществляется по направлениям Министерства образования Республики Беларусь и органов государственного управления образованием на местах, в ведении которых находится данное учебное заведение, на основании заключений психолого-медико-педагогических комиссий с учетом мнения родителей или лиц, их заменяющих. Направление детей и подростков в специальные образовательные учреждения проводится в строгом соответствии с инструкцией о приеме детей в данный тип специального увчреждения, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с Министерством здравоохранения. Зачисление детей в специальную образовательную школу-интернат (школу) проводится до начала учебного года (по мере необходимости может осуществляться и в другие календарные сроки) и оформляется приказом по учебному заведению. Перевод учащихся в массовую школу (по мере коррекции дефектов развития) или перевод в другие типы специальных общеобразовательных учреждений (при уточнении и изменении диагноза) решается советом школы в течение первого (в отдельных случаях второго) года пребывания в данном учебном заведении на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии. Перевод учащихся из одного отделения в другое внутри школы осуществляется на основании решения педагогического совета специального общеобразовательного учреждения. Государственно-общественное управление специальным учреж-дением осуществляется на основе принципов демократии, гласности и во взаимодействии коллектива учреждения с общественностью и родителями (или лицами, их заменяющими). Общее управление специальным образовательным учреждением осуществляет совет школы, который организуется и действует в установленном порядке. Непосредственное руководство специальным образовательным учреждением осуществляет директор, который назначается на должность соответствующим органом государственного управления образованием из числа лиц, имеющих высшее дефектологическое образование и опыт работы по специальности не менее 5 лет. Директор учреждения назначает заместителей директора по учебно-воспитательной работе из числа лиц, имеющих дефектологическое образование и опыт работы по специальности не менее 5 лет, по согласованию с органами управления образованием. Директор несет персональную ответственность за результаты работы специального образовательного учреждения. Специальное образовательное учреждение действует на основе Типового положения и разработанного в соответствии с ним индивидуального положения данного учреждения, утвержденного Министерством образования. В индивидуальном положении определяются нормы и правила жизни коллектива специального образовательного учреждения с учетом его особенностей и перспектив развития, а также права, обязанности и ответственность работников и воспитанников, иные вопросы, не противоречащие законодательству Беларуси и необходимые для осуществления деятельности учебно-воспитательного учреждения. В целях развития и совершенствования процесса обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии и поведении, повышения профессионального уровня и творческого роста учителей и воспитателей создается методический совет школы – коллегиальный орган, объединяющий педагогических работников. Обязательным членом совета образовательного учреждения и педагогического совета школы является врач. Порядок работы и функции педагогического совета специального образовательного учреждения определены Положением о специальных образовательных учреждениях Республики Беларусь. Лечебно-консультативная и методическая помощь, руководство организацией лечебно-профилактической работы в специальных образовательных заведениях осуществляются местными органами здравоохранения и лечебными учреждениями. Два раза в год в специальных образовательных учреждениях проводится углубленный медицинский осмотр воспитанников с привлечением врачей, узких специалистов из лечебных учреждений здравоохранения. Дети с хроническими соматическими заболеваниями находятся под постоянным профилактическим наблюдением соответствующих учреждений. 2. Организация системы специального образования. К участникам образовательного процесса в сфере специального образования относятся: ü обучающиеся и воспитанники с особенностями психофизического развития; ü законные представители лиц с особенностями психофизического развития; ü специалисты и иные работники, осуществляющие деятельность в сфере специального образования. Организация специального образования осуществляется: – в учреждениях, обеспечивающих получение специального образования; – на дому; – в условиях организаций здравоохранения; – в условиях учреждений социального обслуживания. К учреждениям, обеспечивающим получение специального образования, относятся: – специальные учреждения образования; – учреждения образования общего типа, создавшие условия для получения образования лицами с особенностями психофизического развития. К специальным учреждениям образования относятся: Ø специальные дошкольные учреждения; Ø специальные общеобразовательные школы (школы-интернаты); Ø вспомогательные школы (школы-интернаты); Ø центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации; Ø иные специальные учреждения образования. В зависимости от физических и (или) психических нарушений специальные учреждения образования создаются для лиц: – с интеллектуальной недостаточностью; – с нарушениями речи; – с нарушением слуха; – с нарушениями зрения; – с нарушениями психического развития (трудностями в обучении); – с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; – с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями. Учреждения образования общего типа создают условия для интегрированного обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития с учетом их физических и (или) психических нарушений. В них открываются: ü специальные классы (группы); ü классы (группы) интегрированного (совместного) обучения и воспитания; ü пункты коррекционно-педагогической помощи; ü центры профессиональной и социальной реабилитации в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования. Специальные классы (группы) для лиц с особенностями психофизического развития могут создаваться в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного, общего базового, общего среднего и профессионально-технического образования. В специальные классы (группы) зачисляются лица, имеющие физические и (или) психические нарушения. Классы (группы) интегрированного (совместного) обучения и воспитания могут создаваться в учреждениях образования общего типа на всех уровнях основного образования для совместного обучения лиц с особенностями психофизического развития и лиц, не имеющих физических и (или) психических нарушений. Пункты коррекционно-педагогической помощи могут создаваться в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного, общего базового, общего среднего образования, для оказания своевременной квалифицированной коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития, имеющим стойкие или временные трудности в освоении учебных программ. Центры профессиональной и социальной реабилитации могут создаваться в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, и осуществляют функции по обеспечению профессионально-технического и среднего специального образования, профессиональной подготовки лиц с особенностями психофизического развития в соответствии с их познавательными возможностями, а также по обеспечению условий для осуществления необходимой коррекционно-реабилитационной помощи лицам с особенностями психофизического развития, профессиональной ориентации и социальной адаптации обучающихся и дальнейшей их интеграции в общество. В учреждениях образования общего типа, создавших условия для пребывания и получения образования лицами с особенностями психофизического развития, число лиц с особенностями психофизического развития не должно составлять более 20 процентов от общего числа обучающихся. Порядок открытия и функционирования специальных классов (групп), классов (групп) интегрированного (совместного) обучения и воспитания, пунктов коррекционно-педагогической помощи, центров профессиональной и социальной реабилитации определяется Министерством образования Республики Беларусь. Организация образовательного процесса в учреждениях, обеспечивающих получение специального образования, предусматривает создание специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития, в том числе дистанционное обучение с использованием информационных и коммуникационных технологий, дополнительную коррекционно-педагогическую помощь, направленную на исправление либо преодоление физических и (или) психических нарушений. Образовательный процесс осуществляется на основе соответствующих учебных планов и программ с использованием различных форм организации специального образования, средств и методов обучения с учетом специфики физических и (или) психических нарушений. Учебные планы и программы специального образования разрабатываются на основе образовательных стандартов соответствующих уровней основного образования и образовательных стандартов специального образования. К учебным планам и программам специального образования относятся: ü программы ранней комплексной помощи; ü программы коррекционных занятий; ü специальные учебные планы и программы для лиц
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 560; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.129.141 (0.013 с.) |