Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обследование детей в условиях ПМПК. Психодиагнос-тический комплекс обследования учащихся с трудностями в обучении.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) осуществляет комплексную диагностику детей и подростков в возрасте до 18 лет по определению форм и содержания их воспитания и обучения с учетом социальных, психологических и физических возможностей. Обязательными членами комиссии являются: врач-психоневролог, учитель-дефектолог, логопед, психолог. Важнейшими направлениями ПМПК являются: ü комплексное медико-психолого-педагогическое обследование детей для определения форм воспитания и обучения и соответствии с уровнем интеллектуального развития и психофизического состояния; ü оказание консультационной помощи родителям, психологам, врачам, социальным работникам, педагогам, дефектологам учреждений образования по проблемам воспитания, обучения, лечения детей с отклонениями в развитии и поведении; ü методическое руководство и оказание помощи педагогам специальных учреждении в изучении динамики развития детей в процессе обучения и воспитания; составление индивидуальных рекомендаций по оказанию детям медицинской, педагогической, психологической помощи; по организации специального обучения и воспитания в учреждениях системы образования и некоторые другие. При медицинском обследовании изучаются: физическое состояние, соматическое состояние, состояние органов чувств, психическое состояние, состояние нервной системы детей. При психолого-педагогическом обследовании изучаются: интеллектуальное развитие, речевое развитие, познавательная деятельность, состояние ведущей для ребенка деятельности (игровой или учебной), сформированность учебных навыков (для школьников), индивидуальные особенности личности, поведения, состояние эмоционально-волевой сферы. При решении вопросов, связанных с необходимостью определения профиля обучения дошкольников коррекционных групп при массовых ДДУ и коррекционных детских садов, при необходимости дублирования класса, перевода в другое учебное учреждение и ряде других случаев необходимо комплексное обследование на ПМПК. Большую роль играет педагогическая документация, с которой поступает ребенок на диагностическое обследование. Для специалистов, проводящих психолого-педагогическое обследование (психолога, логопеда, дефектолога), для врача-психиатра основным документом, отражающим наиболее важную и существенную информацию о ребенке, является педагогическая характеристика. Этот документ заполняется воспитателем дошкольного учреждения или классным руководителем школы, скрепляется подписью руководителя учреждения и печатью. Педагогическая характеристика должна составляться объективно и грамотно. В ней должны быть отражены следующие сведения: Ø сколько времени находится ребенок в данном детском учреждении; Ø особенности адаптации ребенка к детскому учреждению; Ø в каком возрасте поступил в школу и какова степень подготовленности; Ø как успевает ребенок и в чем заключаются трудности усвоения им программы, характер ошибок (отдельно по математике, письму, чтению и другим предметам); Ø особенности поведения на уроках: дисциплина, работоспособность, степень внимания. Более детально необходимо остановиться на тех случаях, когда у ребенка выражена двигательная расторможенность, повышенная утомляемость, рассеянность, несобранность и т.д.; Ø взаимоотношение ученика с коллективом сверстников, особенно в тех случаях, когда ребенок драчлив, агрессивен или, наоборот, чрезмерно пассивен. Отметить, как относятся к нему другие дети; Ø указать, какие меры коррекции применялись, и их эффективность (дополнительные занятия, щадящий режим и т.д.). Педагогам дошкольных и школьных учреждений образования следует ответственно подходить к написанию таких характеристик. Данные, содержащиеся в педагогической характеристике, должны отражать индивидуальные особенности усвоения детьми программного материала детского сада или школы; важные сведения об особенностях взаимодействия ребенка с окружающими; трудности, характерные для ребенка при обучении и развитии; информацию о различных сторонах поведения и психической деятельности в целом (см. приложение 1 и приложение 2). Особое значение имеет диагностика учащихся с трудностями в обучении, осуществляемая в условиях школы психологом СППС. Для обследования особенностей психического развития младших школьников, обучающихся в коррекционно-развивающих классах, используется психодиагностический комплекс методик, определяющий уровень развития их познавательной деятельности (ПДК), разработанный Л. И. Переслени, Е. М. Мастюковой, Л. Ф. Чупровым (1989). ПДК отвечает всем требованиям диагностики детей с трудностям усвоения программы общеобразовательной школы и позволяет выявлять сильные и слабые стороны индивидуального развития ребенка. Психодиагностический комплекс состоит из трех взаимодо-полняющих методик. Получаемая совокупность качественно-количественных характеристик процессов регуляции деятельности (произвольного внимания), наглядно-образного и словесно-логического мышления, особенностей запоминания и воспроизведения в регистре кратковременной и долговременной памяти позволяет решать вопросы дифференциальной психодиагностики, дает возможность осуществлять обоснованный выбор средств, направленных на уточнение причин наблюдаемых отклонений в развитии каждого отдельного ребенка, поиск рациональных индивидуально ориентированных мероприятий для помощи педагогам и родителям в обучении и воспитании, для контроля за успешностью причинения корригирующих воздействий. ПДК включает три методики: ► Методика исследования особенностей прогностической деятельности («Угадайка»), созданная Л. И. Переслени и В. Л. Подобедом (1982); ► Методика диагностики уровня развития словесно-логического мышления, сконструированная Э.Ф. Замбацявичене (1984) на основе словесных субтестов Р. Амтхауэра. ► Цветные прогрессивные матрицы Равена (детский вариант) в модификации Т.В. Розановой (1978). ПДК, как показала практика широкого применения, позволяет выявлять сильные и слабые стороны индивидуального развития познавательной деятельности ребенка, а потому особенно необходим для практического психолога, работающего в общеобразовательной школе с дифференцированной системой обучения. Особая значимость анализа результатов выполнения совокупности заданий ПДК состоит в том, что они позволяют осуществлять психологическую дифференциацию детей на следующие группы по выраженности и характеру недостатков познавательной деятельности: 1. Дети, у которых трудности обучения, главным образом, обусловлены недостатками произвольной регуляции (эмоционально-волевой сферы и внимания). Они составляют группу учащихся, с которыми должна вестись направленная коррекционная работа по формированию эмоциональной стабильности. 2. Учащиеся, у которых имеется негрубая первичная интеллектуальная недостаточность. Основное внимание в коррек-ционной работе с такими детьми должно уделяться развитию познавательной сферы. Помимо ПДК, психолог предлагает учителю и родителям заполнить по одному экземпляру представленных ниже анкет. С помощью анкеты № 1 у психолога появляется возможность сравнения поведения ребенка дома и в школе, а также возможность проанализировать особенности взаимоотношений ребенка с разными взрослыми. Анкета № 2 позволяет фиксировать реакции во время тестирования и получать представление о сформированности эмоционально-волевой регуляции деятельности ребенка. Анкетные данные повышают эффективность психологического обследования и позволяют судить о состоянии регуляторных и познавательных процессов на основе наблюдения в учебных и внеучебных ситуациях. АНКЕТА № 1
Дата заполнения «……..» Ф.И.О. Год, число, месяц рождения Домашний адрес, телефон Детское учреждение______________________________________________ Инструкция по заполнению анкеты: подчеркнуть в каждом пункте а,б, в, г.
Трудности поведения: а) имеются, б) отсутствуют. Трудности в обучении: а) имеются, б) отсутствуют.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 530; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.27.78 (0.009 с.) |