Коррекция нарушений зрительного восприятия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коррекция нарушений зрительного восприятия.



Воспитанием и обучением лиц с нарушениями зрения занимается тифлопедагогика. В зависимости от степени нарушения зрения дети де­лятся на:

1 ) слепых (незрячих), у которых полностью отсутству­ют зрительные ощущения, имеется светоощущение или остаточное зрение. По степени нарушения зре­ния различают лиц с абсолютной (тотальной) сле­потой на оба глаза, при которой полностью утрачи­ваются зрительные восприятия, и лиц практически слепых, у которых имеется светоощущение или оста­точное зрение, позволяющее воспринимать свет, цвет, силуэты предметов;

2) слабовидящих — могущих иметь отклонения в состоянии других зрительных функций (цвето-светоощущений, периферического и биноку-лярного зрения).

Слепота и слабовидение — категории психофизических нарушений, проявляющиеся в ограничении зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на весь про­цесс формирования и развития личности. У лиц с нару­шением зрения возникают специфические особенности де­ятельности, общения и психофизического развития. Они проявляются в отставании, нарушении, своеобразии раз­вития двигательной активности, пространственной ори­ентации, формировании представлений и понятий, в спо­собах предметно-практической деятельности, в осо­бенностях эмоционально-волевой сферы, социальной ком­муникации, интеграции в общество, адаптации к труду.

Врожденная слепота обусловлена повреждением и заболе­ваниями плода в период внутриутробного развития либо является следствием наследственной передачи некоторых дефектов зрения.

Приобретенная слепота — следствие заболевания ор­ганов зрения (сетчатки, роговицы) и заболеваний цент­ральной нервной системы (менингита, опухоли мозга), осложнений после общих заболеваний организма (кори, гриппа, скарлатины), травматических повреждений мозга или глаза.

Время наступления нарушения зрения существенно для психического и физического развития ребенка. Чем рань­ше наступила слепота, тем более заметны вторичные от­клонения, психофизические осо-бенности психофизическо­го развития. Отсутствие визуальной тренировки у слепо­рожденных сказывается наиболее заметно на двигатель­ной сфере, на содержании социального опыта. Основным фактором ориентировки для таких детей становится зву­ковой раздражитель.

У детей с нарушением зрения возникают трудности в игре, учении, овладении профессиональной деятельностью. В более старшем возрасте возникают бытовые проблемы, что вызывает сложные переживания и негативные реак­ции. У слепых в одних случаях могут развиться отрица­тельные черты характера: неуверенность, пассивность, склонность к самоизоляции; в других случаях — повы­шенная возбудимость, раздражительность, переходящие в агрессию.

Развитие внимания, логического мышления, памяти, речи у слепорожденных протекает нормально, хотя про­является некоторое своеобразие мыслительной деятельно­сти с преобразованием развития абстрактного мышления.

В отношении ослепших детей следует отметить, что чем позже ребенок потерял зрение, тем больше у него объем зрительных представлений, кото­рый можно воссоздать за счет словесных описаний. Если этого не делать, происходит постепенное стирание зри­тельных образов.

Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением зрения

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нару­шением зрения, прежде всего, состоит в организации ком­пенсаторной перестройки слухового, кожно­го, вибрационного и других анализаторов. Компен-саторная перестройка во многом зависит от сохранности зрения. Даже незначительные остатки зрения важны для ориентации и познавательной деятельнос­ти лица с глубокими зрительными нарушениями.

Коррекционная работа при полном отсутствии зрения направлена на использование специальных приемов и способов наблюдений явлений и предметов с опорой на слух, осязание, обоняние, что позволяет формиро-вать у детей сложные синтетические образы реальной действительности.

Большое значение в восприятии и познании окружающей среды у слепых и слабовидящих имеет осязание, которое помогает определять форму, размеры предмета. Процесс обучения таких детей организуется на основе использования пособий, изданных шрифтом Брайля (выпуклый шрифт).

Наряду с осязанием большое значение имеет слух. С помощью звуков дети с нарушениями зрения могут сво­бодно определять предметные и пространственные свой­ства окружающей среды. Высокий уровень развития слу­ха у слепых и слабовидящих обусловлен необходимостью ориентироваться в условиях разнообразного звукового поля.

Поэтому в процессе обучения и воспитания детей с на­рушениями зрения проводятся упражнения на дифферен­циацию — различение и оценку с помощью звука характе­ра предмета, анализ и оценку сложного звукового поля: звуковые сигналы присущи определенным предметам, уст­ройствам, механизмам и являются проявлением процес­сов, происходящих в них.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нару­шениями зрения в школе при обучении и воспитании пред­усматривает развитие процессов компенсации, исправле­ние и восстановление нарушенных функ-ций, сглаживание недостатков познавательной деятельности. Сохранность речи и мышления, достаточный уровень компенсаторного развития у большинства слепых и слабовидящих детей позволяют овладеть высоким уровнем образования, раз­вить мышление, восприятие, память и т.д.

На формирование личностных качеств у детей с на­рушением зрения значительное влияние оказывает со­циально-психологический микроклимат в семье, школе, ближайшем окружении, который характеризуется сочув­ственным отношением, созданием щадящего режима. По­этому весь комплекс воспитательных мероприятий при коррекционно-педагогической работе должен быть направлен на раскрытие широких возможностей слепых и слабови­дящих детей, формирование у них активной жизненной позиции, предполагающей возможно полное участие в жиз­ни, полноценный труд, независимую жизнь.

Для развития у слепых и слабовидящих детей позна­вательно-образного мышления используют игру, учение, труд, которые можно рассматривать как познавательно-оценочную, преобразующую деятельность, в которой ото­бражается взаимодействие с окружающей действительностью. Итак, коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушениями зрения направлена на гармоничное разви­тие ребенка в той степени, в которой это позволяет сде­лать уровень нарушения зрения в каждом отдельном слу­чае, а также психологическое и физическое развитие ре­бенка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.125 (0.004 с.)