Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коррекция познавательной сферы, обучение и воспитание умственно отсталых детей.

Поиск
Изучение ребенка является важнейшей задачей, поскольку составляет практическую основу для разработки индивидуальной коррекционной программы развития. В программу коррекционного воздействия на развитие умственно отсталого ребенка с раннего возраста должны входить два важных взаимосвязанных процесса: ü во-первых, организация различных форм помощи родителям;ü во-вторых, содержательно-педагогическая работа с ребенком. Работа специалиста с родителями нацелена на формирование активной позиции в воспитании своего ребенка с первых дней жизни. Она включает в себя следующие организационные формы: лекционно-просветительскую; консультативно-рекомендательную; обучение родите-лей навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком; проведение круглых столов, конференций, детских праздников и т. д.Содержательно-педагогическая работа с ребенком должна быть направлена на стимуляцию основных линий развития ребенка, способствование формированию основных базисных характеристик его личности, при этом учитывается его возраст, первичный характер нарушений и степень их выраженности.

В дошкольном возрасте умственно отсталый ребенок без специальной коррекционной работы минует два важных этапа в психическом развитии: развитие предметных дей­ствий и общение с другими людьми. Этот ребенок мало контактен как со взрослыми, так и со своими сверстника­ми, не вступает в ролевую игру и в какую-либо совмест­ную деятельность с другими. Все это отражается на на­коплении социального опыта детей и на развитии высших психических функций — мышления, произвольной па­мяти, речи, воображения, самосознания, воли.

Однако тенденции развития ребенка с нарушениями интеллекта те же, что и нормально развивающегося. Не­которые нарушения – отставание в овладении пред­метными действиями, отставание и отклонение в разви­тии речи и познавательной сферы – в значительной мере носят вторичный характер. При своевременной правиль­ной организации воспитания, раннем начале коррекционно-педагогического воздействия многие отклонения раз­вития у детей могут быть скорректированы и даже пре­дупреждены. Главной целью специального дошкольного обучения и воспитания умственно отсталого ребенка яв­ляется обеспечение максимально возможного уровня эмо­ционального, умственного, социального и физического развития, формирование его позитивных личностных ка­честв, подготовка к обучению в специальной школе. Кор- рекционно-педагогическая работа проводится с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.

Современная систематическая психолого-медико-педагогическая помощь умственно отсталым детям, консультативно-методическая поддержка их родителей, социальная адаптация и формирование предпосылок к учебной деятельности осуществляются в системе Министерства образования на базе следующих учреждений:1) специальные (коррекционные) образовательные учреждения для воспитанников с отклонениями в развитии: дошкольные отделения (группы) специальных (коррекционных) школ, школ-интернатов, детских домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;2) дошкольные образовательные (коррекционные) учреждения для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых);3) группы кратковременного пребывания для детей с нарушением интеллекта при специализированных дошкольных учреждениях коррекци-онного типа.Одна из наиболее новых форм помощи детям – группы кратковременного пребывания. При поступлении ребенка в такую группу проводится его первичное обследование, в процессе которого педагог-дефектолог изучает его актуальный уровень развития, потенциальные возможности, индивидуальные особенности и готовность к сотрудни-честву со взрослыми. Выясняется исходный уровень основных линий развития ребенка: социального, физического, познавательного и эстетического. Уточняется уровень развития предметной деятельности и делового общения со взрослыми, возможности взаимодействия со сверстниками; уровень развития основных движений пальцев. Иногда разброс показателей в физическом, эмоциональном и интеллектуальном развитии у одного и того же ребенка довольно значителен, что обусловлено многими обстоятельствами: временем наступления первичного нарушения, степенью выраженности этого нарушения, условиями воспитания в раннем возрасте, а также сроками оказания коррекционной помощи и ее содержанием. Именно знание диапазона возможностей каждого воспитанника, его специфических трудностей дает возможность выстроить целенаправленную и эффективную программу обучения каждого ребенка в соответствии с его особенностями и потребностями. Такая программа может включать следующие разделы: «Здоровье», «Социальное развитие», «Физическое воспитание и физическое развитие», «Познавательное развитие», «Формирование деятельности», «Эстетическое развитие». Ниже приводится примерное содержание индивидуальной коррекционной программы работы с умственно отсталым ребенком. 1. Формирование образного мышления. Сначала ребенку вслух предлагается небольшой текст: «Снежинки, падают на землю и ложатся как снег. Снежинок много на земле — это снег, его много везде — на земле, на елках» и т.д. Затем ребенку даются следующие задания: пробовать выполнить самостоятельно некоторые действия: делать красками следы на бумаге как на снегу; рисовать мелом снежинки на доске (или линолиуме) и т.д.;2. Формирование интереса к лепке — взрослый лепит из теста лепешки для матрешки, конфетки для куклы, баранки для матрешки, колобок; при этом учит ребенка отщипывать кусочки от большого куска, мять тесто, вдавливать одним пальцем в большой кусок; обыгрывать поделки из теста – угощать ими кукол. 3. Формирование интереса к конструированию. Взрослый на глазах у ребенка строит дорожку, заборчик из строительного материала (из кирпичиков) и обыгрывает их; взрослый строит на глазах у ребенка из конструктора «Лего» дорожки, лесенки и обыгрывает их, привлекая ребенка к совместной деятельности.При проведении педагогической работы по индивидуальным программам необходимо соблюдать следующие важные условия: во-первых, обеспечение положительного отношения ребенка к занятиям; во-вторых, индивидуализация содержания занятий в соответствии с интересами, склонностями, возможностями ребенка, также характером его первичного нарушения; в-третьих, регулярность проведения занятий. Если занятия проводятся педагогом-дефектологом 2 раза в неделю, то остальные дни с ребенком занимаются родители по этой же программе.

Содержание коррекционно-развивающей программы работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью школьного возраста зависит от возможностей усвоения учениками учебного материала по основным предметам.

По возможностям обучения умственно отсталые учащи­еся делятся на четыре группы.

Первую группу составляют ученики, которые успешно овладевают минимальным базовым программным материалом в процессе фронталь­ного обучения. Все задания они выполняют преимуществен­но самостоятельно, не испытывая при этом больших за­труднений и используя имеющийся опыт. Им доступен не­который уровень обобщения, и они способны объяснить словами свои действия. Но при выполнении сложных заданий им нужна помощь.

Учащиеся второй группы достаточно успешно обучают­ся в классе. Они в основном понимают фронтальное объяс­нение учителя, но не могут сделать самостоятельно эле­ментарные выводы и обобщения.

Отличительной чертой этих учащихся является мень­шая самостоятельность при выполнении всех видов работ. Темп их работы низок, при этом они допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помо­щью. Они не могут точно объяснить свои действия.

К третьей группе относят учеников, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в различных видах помощи (словесно-логической, наглядной и пред­метно-практической). Для учащихся характерно слабое осознание материала, который объясняет учитель. Им трудно определить глав­ное, установить логическую связь частей, им необходимо дополнительное объяснение новой темы.

Темп усвоения знаний низок, но, несмотря на это, уча­щиеся не теряют приобретенных знаний и умений, способ­ны применить их при выполнении аналогичного задания, однако слегка измененное задание воспринимается как но­вое, что говорит о низкой способности учащихся этой груп­пы обобщать. Значительная помощь им нужна в основном в самом начале выполнения задания. Поэтому деятель­ность учеников третьей группы нужно организовать так, чтобы они поняли основное в изучаемом материале. И лишь после этого они смогут лучше выполнять задание, что го­ворит о затрудненном, но в основном осознанном процессе освоения.

К четвертой группе относятся учащиеся, которые овла­девают учебным материалом вспомогательной школы на самом низком уровне, лишь фронтального обучения для них не достаточно. Им необходимо выполнение большого количества упражнений, введение дополнительных заня­тий, постоянный контроль и помощь учителя во время выполнения работ, так как они не могут делать выводы самостоятельно и использовать имеющийся у них опыт. Эти школьники не видят ошибок в работе без указания на них и объяснения, как их можно исправить. Они могут усвоить крайне маленький объем знаний, способны овла­деть только первоначальными навыками чтения и пись­ма, связанная устная и письменная речь формируется у них медленно и отличается значительным искажением смысла, а при обучении математике ученики не могут даже правильно пересчитать предметы. Однако под влиянием корригирующего обучения учащиеся могут переходить в группу выше. Учитель должен знать возможности каж­дого ученика, чтобы правильно подготовить его к усвое­нию нового материала и применить большую или мень­шую степень самостоятельности ученика при этом.

Рассмотрим особенности психолого-педагогического взаимодей-ствия с учащимися с интеллектуальной недостаточностью.

Среди умственно отсталых школьников встречаются дети как со значительно заторможенной мыслительной деятель­ностью, так и расторможенные: чрезмерно подвижные, импульсивные. Ученики первой категории с трудом вклю­чаются в работу, выполняют задание медленно, не прояв­ляют инициативы, а иногда совсем выключаются из учеб­ного процесса. Таких учащихся необходимо выводить из застойного состояния, почаще обращаться к ним с вопро­сами и заданиями. Очень полезно давать им поручения такого характера, как раздать материалы и инструменты, собрать их и т.д. Во время работы следует больше подхо­дить к таким детям, соответствующими вопросами или репликами активизировать процесс их деятельности. Расторможенные же дети не обдумывают задачу, постав­ленную учителем, они тотчас же приступают к выполне­нию. Основная задача в работе с такими детьми – преодо­ление их торопливости, выработка у них навыка пред­варительного продумывания своих действий и умение их регламентировать. В индивидуальной работе с такими деть­ми-школьниками надо соблюдать особую выдержанность и спокойствие.

В процессе учебной деятельности педагогу необходимо знать, что неполноценность вос­приятия умственно отсталых детей объясняется тем, что они не могут выделить в наблюдаемых объектах главное, существенное свойство, а часто обращают внимание на то, что бросается в глаза, что-либо яркое и необычное. Именно от этого необходимо отучать детей. Одним из действенных приемов является проведение сравнения изу­чаемых объектов. Благодаря сравнению умственно отсталые дети выявляют сходство, различие предметов. Однако для детей-олигофренов возникают трудности, связанные со спо­собностью определить признаки сходства предметов, по­этому применяют такой прием, как использование тре­тьего объекта с резко отличительными признаками, что заставляет учащихся выделить сходные признаки пер­вых двух.

Важным фактором, обеспечивающим эффек­тивность анализа в процессе восприятия, является при­влечение к речевому общению учащихся. Дети должны пользоваться речью на каждом занятии, так как для де­тей-олигофренов характерны нарушения в речевой дея­тельности.

Таким образом, система учебных занятий особенно с учащимися младших классов должна сочетать использование нагляд­ного образа и слова. Большую роль в этом играют уроки развития речи, на которых используются такие приемы, как помощь учителя при выполнении заданий, доступ­ная, понятная формулировка заданий, речевое оформле­ние выводов, построение связанного рассказа на нагляд­ной основе.

Следующий этап в развитии речи – умение правильно организовать умственную деятельность учащихся, которая способствует составлению рассказов или досказыванию начатых учителем рассказов. Развитие словесно-логического мышления учащихся проводится на уроках матема­тики, трудового обучения и т.д.

Особенно велика коррекционная роль решения арифме­тических задач. Но, например, учащиеся младших классов не могут еще полностью понять и запоминать условие задачи, не понимают ситуации, описываемой в тексте задачи, не мо­гут найти математическое решение. Приемы, используе­мые для того, чтобы научить учащихся, какими арифме­тическими действиями можно ее решить, заключаются в повторении текста задачи, анализе ситуации, в подведе­нии учащихся к правильному выбору арифметического дей­ствия. При этом учащиеся не только приобретают навыки правильного решения задач, но и заметно развивают свою внутреннюю речь.

Трудовое обучение также содержит большие возможности для коррекции дефектов мышления и двигательной сферы у учащихся, которая состоит в развитии точности, ловкости, координированности движения рук.

Таким образом, индивидуальная коррекция направлена на исправление не только недостатков мышления, но и нарушений пространственной ориентировки, работоспособ­ности и моторики.

Большое значение в коррекционной работе имеют занятия психолога. Обычно в качестве программы психологической коррекции предлагаются различные системы развивающих занятий с детьми для стимулирования их познавательных функций: внимания, восприятия, памяти, мышления. Наиболее эффективным представляется включение в систему занятий тренинговых упражнений, выполняемых в игровой форме.

Особую специфику имеет коррекционная работа с детьми, имеющими тяжелую степень умственной отсталости.

Обучение и воспитание этой категории детей может проводиться в психиатрических учреждениях, специализированных школах, в домашних условиях – под контролем специально подготовленных учителей. Основной формой работы с детьми, имеющими тяжелую степень умственной отсталости является тренинг. Задачами работы с детьми с тяжелой степенью умственной отсталости выступают:

► развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе их обучения и коррек­ция их недостатков. Основное внимание в этой работе направлено на умственное развитие учащихся;

► формирование у глубоко умственно отсталых детей правильного поведения;

► трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда. Самообслуживание;

► бытовая ориентировка и социальная адаптация.

При тяжелой умственной отсталости ребенку прививают умение обслуживать себя, координировать движения, распознавать внешние стимулы, а также прочие простые навыки, необходимые в повседневной жизни. Ввиду частых речевых расстройств большое внимание в таких программах уделяется речевому обучению. В менее тяжелых случаях детям преподают элементарные знания и обучают трудовым навыкам. Некоторые специализированные школы имеют дошкольные отделения для подготовки умственно отсталых детей к поступлению в обычную или специализированную школу. Обучение детей с тяжелой степенью умственной отста­лости должно быть максимально индивидуализировано. Наполняемость классов не должна превышать 6 человек.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми с тяжелой интеллектуальной недостаточностью включает в себя три этапа:

► от 4 до 8 лет. Проводится работа по формированию санитарно-гигиенических навыков. Дети обучаются адекватному поведению в условиях детского дома. Большое внимание уделяется развитию речи, мото­рики, познавательной деятельности. Осуществляется подготовка к школьному обучению;

► от 8 до 16 лет. Продолжается закрепление навыков самообслу-живания и личной гигиены. Проводится работа по обучению хозяйст-венно-бытовому труду. По-прежнему уделяется большое внимание развитию речи. Дети обучаются элементарной грамоте, овла­девают навыками счета;

► от 16 до 18 лет. В этот период основной задачей коррекционно-воспитательной работы является со­циальная адаптация умственно отсталых детей.

Длительное наблюдение за умственно отсталыми лицами, получившими образование в специализированных школах или прошедшими реабилитацию в психиатрических учреждениях, выявляет неплохие результаты: большинство этих лиц в профессиональном и социальном плане адаптированы к жизни; многие приобретают бытовую самостоятельность и находят стабильную работу; повторные тестирования показывают значительный рост IQ по сравнению с первоначальным значением. Кроме того, по данным обследования, у детей таких лиц разброс результатов IQ оказался примерно таким же, как и среди остального населения, а средняя величина лишь ненамного ниже 100.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 759; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.75.218 (0.015 с.)