Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коррекция познавательной сферы, обучение и воспитание умственно отсталых детей.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В дошкольном возрасте умственно отсталый ребенок без специальной коррекционной работы минует два важных этапа в психическом развитии: развитие предметных действий и общение с другими людьми. Этот ребенок мало контактен как со взрослыми, так и со своими сверстниками, не вступает в ролевую игру и в какую-либо совместную деятельность с другими. Все это отражается на накоплении социального опыта детей и на развитии высших психических функций — мышления, произвольной памяти, речи, воображения, самосознания, воли. Однако тенденции развития ребенка с нарушениями интеллекта те же, что и нормально развивающегося. Некоторые нарушения – отставание в овладении предметными действиями, отставание и отклонение в развитии речи и познавательной сферы – в значительной мере носят вторичный характер. При своевременной правильной организации воспитания, раннем начале коррекционно-педагогического воздействия многие отклонения развития у детей могут быть скорректированы и даже предупреждены. Главной целью специального дошкольного обучения и воспитания умственно отсталого ребенка является обеспечение максимально возможного уровня эмоционального, умственного, социального и физического развития, формирование его позитивных личностных качеств, подготовка к обучению в специальной школе. Кор- рекционно-педагогическая работа проводится с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. Содержание коррекционно-развивающей программы работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью школьного возраста зависит от возможностей усвоения учениками учебного материала по основным предметам. По возможностям обучения умственно отсталые учащиеся делятся на четыре группы. Первую группу составляют ученики, которые успешно овладевают минимальным базовым программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания они выполняют преимущественно самостоятельно, не испытывая при этом больших затруднений и используя имеющийся опыт. Им доступен некоторый уровень обобщения, и они способны объяснить словами свои действия. Но при выполнении сложных заданий им нужна помощь. Учащиеся второй группы достаточно успешно обучаются в классе. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, но не могут сделать самостоятельно элементарные выводы и обобщения. Отличительной чертой этих учащихся является меньшая самостоятельность при выполнении всех видов работ. Темп их работы низок, при этом они допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Они не могут точно объяснить свои действия. К третьей группе относят учеников, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в различных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). Для учащихся характерно слабое осознание материала, который объясняет учитель. Им трудно определить главное, установить логическую связь частей, им необходимо дополнительное объяснение новой темы. Темп усвоения знаний низок, но, несмотря на это, учащиеся не теряют приобретенных знаний и умений, способны применить их при выполнении аналогичного задания, однако слегка измененное задание воспринимается как новое, что говорит о низкой способности учащихся этой группы обобщать. Значительная помощь им нужна в основном в самом начале выполнения задания. Поэтому деятельность учеников третьей группы нужно организовать так, чтобы они поняли основное в изучаемом материале. И лишь после этого они смогут лучше выполнять задание, что говорит о затрудненном, но в основном осознанном процессе освоения. К четвертой группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом вспомогательной школы на самом низком уровне, лишь фронтального обучения для них не достаточно. Им необходимо выполнение большого количества упражнений, введение дополнительных занятий, постоянный контроль и помощь учителя во время выполнения работ, так как они не могут делать выводы самостоятельно и использовать имеющийся у них опыт. Эти школьники не видят ошибок в работе без указания на них и объяснения, как их можно исправить. Они могут усвоить крайне маленький объем знаний, способны овладеть только первоначальными навыками чтения и письма, связанная устная и письменная речь формируется у них медленно и отличается значительным искажением смысла, а при обучении математике ученики не могут даже правильно пересчитать предметы. Однако под влиянием корригирующего обучения учащиеся могут переходить в группу выше. Учитель должен знать возможности каждого ученика, чтобы правильно подготовить его к усвоению нового материала и применить большую или меньшую степень самостоятельности ученика при этом. Рассмотрим особенности психолого-педагогического взаимодей-ствия с учащимися с интеллектуальной недостаточностью. Среди умственно отсталых школьников встречаются дети как со значительно заторможенной мыслительной деятельностью, так и расторможенные: чрезмерно подвижные, импульсивные. Ученики первой категории с трудом включаются в работу, выполняют задание медленно, не проявляют инициативы, а иногда совсем выключаются из учебного процесса. Таких учащихся необходимо выводить из застойного состояния, почаще обращаться к ним с вопросами и заданиями. Очень полезно давать им поручения такого характера, как раздать материалы и инструменты, собрать их и т.д. Во время работы следует больше подходить к таким детям, соответствующими вопросами или репликами активизировать процесс их деятельности. Расторможенные же дети не обдумывают задачу, поставленную учителем, они тотчас же приступают к выполнению. Основная задача в работе с такими детьми – преодоление их торопливости, выработка у них навыка предварительного продумывания своих действий и умение их регламентировать. В индивидуальной работе с такими детьми-школьниками надо соблюдать особую выдержанность и спокойствие. В процессе учебной деятельности педагогу необходимо знать, что неполноценность восприятия умственно отсталых детей объясняется тем, что они не могут выделить в наблюдаемых объектах главное, существенное свойство, а часто обращают внимание на то, что бросается в глаза, что-либо яркое и необычное. Именно от этого необходимо отучать детей. Одним из действенных приемов является проведение сравнения изучаемых объектов. Благодаря сравнению умственно отсталые дети выявляют сходство, различие предметов. Однако для детей-олигофренов возникают трудности, связанные со способностью определить признаки сходства предметов, поэтому применяют такой прием, как использование третьего объекта с резко отличительными признаками, что заставляет учащихся выделить сходные признаки первых двух. Важным фактором, обеспечивающим эффективность анализа в процессе восприятия, является привлечение к речевому общению учащихся. Дети должны пользоваться речью на каждом занятии, так как для детей-олигофренов характерны нарушения в речевой деятельности. Таким образом, система учебных занятий особенно с учащимися младших классов должна сочетать использование наглядного образа и слова. Большую роль в этом играют уроки развития речи, на которых используются такие приемы, как помощь учителя при выполнении заданий, доступная, понятная формулировка заданий, речевое оформление выводов, построение связанного рассказа на наглядной основе. Следующий этап в развитии речи – умение правильно организовать умственную деятельность учащихся, которая способствует составлению рассказов или досказыванию начатых учителем рассказов. Развитие словесно-логического мышления учащихся проводится на уроках математики, трудового обучения и т.д. Особенно велика коррекционная роль решения арифметических задач. Но, например, учащиеся младших классов не могут еще полностью понять и запоминать условие задачи, не понимают ситуации, описываемой в тексте задачи, не могут найти математическое решение. Приемы, используемые для того, чтобы научить учащихся, какими арифметическими действиями можно ее решить, заключаются в повторении текста задачи, анализе ситуации, в подведении учащихся к правильному выбору арифметического действия. При этом учащиеся не только приобретают навыки правильного решения задач, но и заметно развивают свою внутреннюю речь. Трудовое обучение также содержит большие возможности для коррекции дефектов мышления и двигательной сферы у учащихся, которая состоит в развитии точности, ловкости, координированности движения рук. Таким образом, индивидуальная коррекция направлена на исправление не только недостатков мышления, но и нарушений пространственной ориентировки, работоспособности и моторики. Большое значение в коррекционной работе имеют занятия психолога. Обычно в качестве программы психологической коррекции предлагаются различные системы развивающих занятий с детьми для стимулирования их познавательных функций: внимания, восприятия, памяти, мышления. Наиболее эффективным представляется включение в систему занятий тренинговых упражнений, выполняемых в игровой форме. Особую специфику имеет коррекционная работа с детьми, имеющими тяжелую степень умственной отсталости. Обучение и воспитание этой категории детей может проводиться в психиатрических учреждениях, специализированных школах, в домашних условиях – под контролем специально подготовленных учителей. Основной формой работы с детьми, имеющими тяжелую степень умственной отсталости является тренинг. Задачами работы с детьми с тяжелой степенью умственной отсталости выступают: ► развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе их обучения и коррекция их недостатков. Основное внимание в этой работе направлено на умственное развитие учащихся; ► формирование у глубоко умственно отсталых детей правильного поведения; ► трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда. Самообслуживание; ► бытовая ориентировка и социальная адаптация. При тяжелой умственной отсталости ребенку прививают умение обслуживать себя, координировать движения, распознавать внешние стимулы, а также прочие простые навыки, необходимые в повседневной жизни. Ввиду частых речевых расстройств большое внимание в таких программах уделяется речевому обучению. В менее тяжелых случаях детям преподают элементарные знания и обучают трудовым навыкам. Некоторые специализированные школы имеют дошкольные отделения для подготовки умственно отсталых детей к поступлению в обычную или специализированную школу. Обучение детей с тяжелой степенью умственной отсталости должно быть максимально индивидуализировано. Наполняемость классов не должна превышать 6 человек. Коррекционно-воспитательная работа с детьми с тяжелой интеллектуальной недостаточностью включает в себя три этапа: ► от 4 до 8 лет. Проводится работа по формированию санитарно-гигиенических навыков. Дети обучаются адекватному поведению в условиях детского дома. Большое внимание уделяется развитию речи, моторики, познавательной деятельности. Осуществляется подготовка к школьному обучению; ► от 8 до 16 лет. Продолжается закрепление навыков самообслу-живания и личной гигиены. Проводится работа по обучению хозяйст-венно-бытовому труду. По-прежнему уделяется большое внимание развитию речи. Дети обучаются элементарной грамоте, овладевают навыками счета; ► от 16 до 18 лет. В этот период основной задачей коррекционно-воспитательной работы является социальная адаптация умственно отсталых детей. Длительное наблюдение за умственно отсталыми лицами, получившими образование в специализированных школах или прошедшими реабилитацию в психиатрических учреждениях, выявляет неплохие результаты: большинство этих лиц в профессиональном и социальном плане адаптированы к жизни; многие приобретают бытовую самостоятельность и находят стабильную работу; повторные тестирования показывают значительный рост IQ по сравнению с первоначальным значением. Кроме того, по данным обследования, у детей таких лиц разброс результатов IQ оказался примерно таким же, как и среди остального населения, а средняя величина лишь ненамного ниже 100.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 759; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.75.218 (0.015 с.) |