Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Понятийный аппарат по курсу «Психологическая коррекция детей с умственной отсталостью»

Поиск

(для составления понятийного аппарата использована работа Слюсаревой Е.С., Козловской Г.Ю. [13])

 

Арттерапия (применительно к специальному образованию) – это синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины и психологии), а в лечебной и коррекционной практике – совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами в развитии осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии. Арттерапия является одним из перспективных направлений медицинской, психотерапевтической, психокоррекционной, педагогической практики.

Библиотерапия – специальное коррекционное воздействие на клиента с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния.

Биологическая обратная связь (биофидбек) – тип бихевиоральной терапии, в которой клиент учится контролировать некоторые функции своего организма при помощи специального оборудования, которое обеспечивает информацию о внутренних процессах тела.

Ведущая деятельность – психологический термин, обозначающий вид занятий ребенка, который наиболее развивает его психику в данном возрасте. В каждом периоде развития ребенка существует свой тип ведущей деятельности. Смена этих типов сопровождается возрастными кризисами.

Внушение – процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием целенаправленного активного его понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта. Внушение осуществляется в форме гетеросуггестии (воздействия со стороны) и аутосуггестии (самовнушение).

Воздействие (в психологии) – целенаправленный перенос движения, информации от одного участника взаимодействия к другому. Воздействие может быть непосредственным (контактным), когда движение и заключенная в нем информация передаются в форме импульса движения (например, прикосновения или удара) и опосредованным (дистантным), когда информации и заключенный в ней импульс движения передаются в форме комплекса сигналов, несущих сообщение о чем-либо и ориентирующих воспринимающую систему относительно смысла и значения этих сигналов.

Вытеснение – термин, предложенный З.Фрейдом, означает невозможность вспомнить какое-либо событие, невозможность воспринять какую-либо информацию в связи с травмирующим характером этой информации. Это психологический защитный механизм, цель которого – сохранить психику человека неповрежденной. Однако травмирующая информация, вытесняясь в бессознательное, продолжает влиять на поведение и психологическое состояние человека.

Групповая динамика – некая внутренняя жизнь группы: процессы взаимодействия ее членов, образование в группе подгрупп по интересам, появление в группе лидеров и их уход, развитие группы, изменение ролей ее членов, наконец, распад группы.

Групповая психотерапия – направление психотерапии, использующее особенности поведения людей в группе в целях разрешения их психологических проблем. Приемы групповой психотерапии часто используют для коррекции коммуникативных проблем, коррекции личности и характера, неадекватных форм поведения, а также семейных взаимоотношений.

Гуманистический подход к коррекции – методы, направленные на развитие личностного потенциала, самосознания, уверенности в себе, спонтанности. По мнению представителей этого подхода (К.Роджерс), эмоциональные нарушения возникают вследствие блокирования потребности в росте (в самоактуализации), искажений восприятия или недостатка осознания чувств. При создании между психологом и клиентом отношений безусловного принятия и поддержки, клиенты начинают лучше понимать себя, принимать свои чувства, переживать ответственность за свои поступки. При этом наступает клиническое улучшение самочувствия, исчезают многие болезненные симптомы.

Детская психотерапия – одно из направлений психотерапии, применяющее самые различные психологические способы улучшения психологического здоровья детей и подростков с психическими заболеваниями. Детская терапия эффективна при воздействии на ребенка только вместе с его окружением, т.е. близкими взрослыми (родителями и т.д.).

Деятельностный принцип коррекции. Данный принцип определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, выбор средств и способов достижения цели, тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей. Суть его заключается в том, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности клиента, в ходе реализации которой создаются условия для ориентировки в трудных, конфликтных ситуациях, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности. Коррекционное воздействие всегда осуществляется в контексте той или иной деятельности, являясь средством, ориентирующим активность.

деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологи-

Игровая терапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры.

Имагометод (от лат. ォimagoサ – образ) – метод тренировки клиента в воспроизведении определенного комплекса характерных образов с коррекционной целью. Относится к группе методов коррекции, в основе которых лежит научение адекватному реагированию в трудных жизненных ситуациях, расширение коммуникативных возможностей, развитие способности к воспроизведению образа, мобилизации собственного жизненного опыта.

Иммерсионные методы – методы коррекции страхов, основанные на прямом предъявлении объекта страха без предварительной релаксации. В основе этих методов лежит механизм угасания, открытый И.П. Павловым, согласно которому предъявление условного стимула без подкрепления ведет к исчезновению безусловной реакции.

Катарсис – связанный с получением удовольствия процесс и результат очищающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов, вызывающих соответствующие переживания и аффекты. В психотерапевтической практике понятие катарсиса получило распространение, что обусловлено достижением реального очищения психики от патогенной информации и облегчения страданий пациентов.

Клиент – конкретный субъект (человек либо организация), с которым непосредственно работает психолог, оказывая ему какой-либо вид психологических услуг.

Когнитивная коррекция – модель коррекционного процесса, в которой основное внимание уделяется исправлению неадекватных способов мышления и избавлению от ошибочных идей, которые способствуют искажённому восприятию окружающих событий.

Коррекционная программа – это нормативный документ, определяющий содержание и последовательность корекционно-развивающей работы.

Куклотерапия – метод, основанный на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой. Это частный вариант арттерапии.

Либидо – одно из ключевых понятий психоанализа, обозначающее сексуальную энергию человека. Либидо, по Фрейду, является главной движущей силой, которая заставляет человека не сидеть на месте, а заниматься активной деятельностью. По Фрейду, либидо побуждает человека ко всем видам активности, даже и не связанным с сексуальной сферой.

Личностный смысл – термин, предложенный А.Н. Леонтьевым, означающий индивидуализированное отражение отношения личности к объектам окружающего мира.

Логотерапия – теория и практика психотерапии, разработанная В. Франклом, который исходит из того, что основной движущей силой в поведении личности и ее развитии является стремление человека к поиску и реализации смысла своей жизни.

Музыкотерапия (терапия музыкальная) – это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное, так и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музыцирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.

Научение социальное – термин, введенный бихевиористами и обозначающий приобретение организмом новых форм реакций путем подражания поведению других живых существ или наблюдения за ними.

Норма – в психологии понятие, характеризующее принятые стандарты относительно того, насколько психика человека соответствует принятым критериям отсутствия отклонений. Выделяют среднестатистическую, функциональную и идеальную нормы.

ный на психологическую коррекцию отношений в семье, на устранение психических расстройств в семье.

Принцип деятельностного подхода - коррекция возможна только при условии активности самого клиента, которую можно вызвать только включая клиента в деятельное взаимодействие с социальным и предметным окружением.

Принцип единства диагностики и коррекции – необходимость использовать диагностику для определения целей, задач и тактики коррекционного процесса; диагностика не является самоцелью, в случае выявления нарушений в процессе развития ребенка, она является основание для коррекционного воздействия.

Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога.

Принцип иерархический – означает понимание психики как иерархической системы, коррекция которой должна осуществляться двумя встречными путями: «сверху вниз» и «снизу вверх». При движении «сверху вниз» коррекция начинается с более поздних психических образований (личностных смысловых, мотивационных), переходя далее к базовым, нижним уровням психики. А при движении «снизу вверх» коррекция начинается с активации базальных (нижних) подкорковых структур, которые стимулируют более поздние корковые образования (внимание, память, восприятие, мышление и др.) коррекция которых изменяет в свою очередь поведение и свойства личности (повышает самооценку, делает более адекватным уровень притязаний, способствует формированию общечеловеческих ценностей, нравственных качеств).

Принцип каузальный – означает направленность коррекции на устранение причин и источников отклонений в психическом развитии ребенка.

Принцип комплексности – соединение усилий разных специалистов при коррекционной работе с клиентом.

Принцип коррекции «сверху вниз» – отражает опережающий ха-

Принцип коррекции «снизу вверх». При реализации этого принципа в качестве основного содержания коррекционной работы рассматриваются упражнение и тренировка уже имеющихся психологических способностей. Коррекция поведения должна строиться как подкрепление (положительное или отрицательное) уже имеющихся шаблонов поведения с целью закрепления социально-желательного поведения и торможения социально-нежелательного поведения.

Принцип личностного подхода - любое коррекционное вмешательство должно быть оценено с позиций целого – личности клиента.

Принцип нормативности развития. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.

Психоанализ – одно направлений в психотерапии, основанное в начале ХХ века З.Фрейдом. Психоанализ подчеркивает главную роль бессознательного в психике человека, определяющего все его поведение, активность, любую деятельность и т.д., умаляя роль сознания. Впоследствии из психоанализа выделилось множество новых направлений, каждое из которых по-разному понимало роль бессознательного в психике человека.

Психогимнастика – метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Это эффективное средство оптимизации социально перцептивной сферы личности, так как позволяет обратить внимание на ォязык телаサ и пространственно-временные характеристики общения. Термин ォпсихогимнастикаサ может иметь широкое и узкое значение. Психогимнастика в узком значении понимается как игры, этюды, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации в группе. В широком смысле психогимнастика – это курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики человека, как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы.

Психодинамический подход – направление психологической коррекции, основывающееся на учете изменения (динамики) мотивов и потребностей личности. Основу психодинамического подхода составила теория З. Фрейда, который считал, что большинство человеческих мотивов сформировались в детстве, в процессе конфликта между ним и родителем одного с ним пола (Эдипов комплекс). Эти мотивы не осознаются взрослым человеком, но патологически влияют на его поведение и деятельность. Освободиться от этого влияния можно лишь осознав их, вспомнив ситуацию их возникновения, для чего было предложено использовать метод психоанализа.

Психокоррекционный комплекс – совокупность воздействий на клиента, включающая диагностический, установочный, коррекционный и оценочный блоки. Направляющим фактором при создании психокоррекционного комплекса являются цель и задачи воздействия.

Психологическая коррекция- комплекс медицинских, педагогических и психологических воздействий на психо-физиологические качества ребенка с целью их развития в соответствии с возрастной нормой.

Психологический механизм – простая психологическая структура, являющаяся средством функционирования и развития более сложной психологической структуры, позволяющая понять закономерности и условия существования сложной структуры. Является частным случаем объяснения сложного через простое.

Психометрическая модель коррекции – совокупность методов основанных на приведение корректируемого психического свойства к средней статистической норме. Обязательным компонентом такой коррекции является замер и оценка уровня развития психического свойства по отношению к статистическому распределению уровня выраженности этого свойства в популяции.

Психотерапия – комплексное целенаправленное психологическое воздействие на психику человека с целью ее оздоровления. При этом термин ォпсихотерапияサ применяется не только как обозначение психологической коррекции психики людей с психическими расстройствами, но и как обозначение психологической помощи психически здоровым людям в целях помощи решения их проблем.

Психотерапия семейная – особый вид психотерапии, направлен

Психотехника – конкретный прием, способ оказания психокоррекционного воздействия. В начале ХХ века, означала название науки, занимавшейся изучением практической деятельности людей (профессиональным отбором, организацией труда). Исчезла после запрета использования тестов в СССР.

рактер психокоррекционной работы и строится как психологическая

Сензитивность возрастная – свойственная определенному возрасту особая чувствительность к определенным воздействиям на психику. Важно обучать и воспитывать ребенка в соответствии с тем, к чему он сензитивен в данном возрасте, тогда обучение и воспитание приносит оптимальные результаты.

Сензитивный период – возрастной период максимального развития каких-то психических функций и форм поведения. В СП организм обладает повышенной чувствительностью к определенного рода воздействиям внешней среды и оказывается, как физиологически, так и психологически, готов к новому скачку развития психических функций и форм поведения.

Симптоматическая коррекция – происходит от слова «симптом», что означает наблюдаемый признак заболевания, расстройства. СК предполагает направленность коррекционной работы на наблюдаемые явления отклоняющегося развития, не затрагивающая причины возникновения отклонения или расстройства. Такими психологическими симптомами могут быть: тревоги, страхи, расстройства сна или аппетита и др.

Систематической десенсибилизации метод – метод систематического постепенного уменьшения сензитивности (т.е чувствительности) человека к предметам, событиям или людям, вызывающим тревожность, а следовательно, и систематическое последовательное уменьшение уровня тревожности по отношению к этим объектам. Метод может быть полезен для разрешения трудностей в развитии, когда основной причиной выступает неуместная неадекватная тревожность.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Социальная ситуация развития – сущностная характеристика возрастного периода развития, введенная Л.С. Выготским. Социальная ситуация развития как единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой, определяет: 1)объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые ему обществом; 2) особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми; отношение ребенка к своей позиции в терминах принятия – непринятия.

Сублимация – по Фрейду, направление сексуальной энергии –либидо – на несексуальные сферы человеческой деятельности, в том числе на общественно полезные, социально ценные. Также защитный механизм, способствующий выходу социальной энергии и предотвращающий человека от серьезных неврозов, связанных с невозможностью половой жизни.

Сцепления - методика, аналогичная шейпингу по структуре и обратно направлена по схеме формирования желательного поведения. Формирование желательного поведения начинается с формирования и закрепления последнего поведенческого акта. Затем, постепенно формируются начальные этапы поведенческой цепочки. Вновь формируемые поведенческие акты становятся стимулами, запускающими уже выработанные ранее поведенческие реакции (дискриминативные стимулы).

Т-группа – группа людей, созданная с целью психологического и психотерапевтического воздействия на ее членов для улучшения их приемов и навыков общения, повышения его эффективности.

Терапия телесная – одно из направлений психотерапии, которое рассматривает психические расстройства человека как следствие неправильного функционирования его тела и лечит их путем специальных средств воздействия на тело человека (специальный массаж и др.).

Фейдинг (затухание) это постепенное уменьшение величины подкрепляющих стимулов для исчезновения патологических форм поведения или эмоций (сильных страхов).

Цензура – в психоанализе – функционально-образное представление инстанций, механизмов, сил и тенденций, постоянно фильтрующих различные психические импульсы и препятствующие их проникновению из одной системы психики в другую.

ческих новообразований.

Шейпинг - поэтапное моделирование сложного поведения, которое не было свойственно ранее индивиду. Для усвоения первого, самого важного элемента, направляющего все дальнейшее поведение используются разнообразные варьирующие подкрепления, от материальных предметов до социального подкрепления (одобрение, похвала и др.).

Я – понятие, выражающее результат выделения человеком себя из окружающей среды, позволяющий ему ощущать себя субъектом своих физических и психических состояний, действии и процессов, переживать их целостность и тождественность с самим собой – как в отношении своего прошлого, так и настоящего и будущего.

Я-концепция – термин, появившийся в гуманистической психологии, означает целостное представление человека о себе как о личности, биологическом организме, члене общества, работнике, профессионале и т.д. Целостная Я-концепция способствует психическому здоровью человека, психологическому комфорту, эффективному общению с другими и профессиональной успешности.

III. Перечень заданий для самостоятельной работы по темам курса: «Психологическая коррекция детей с умственной отсталостью»

Тема 1.

Задания:. 1. В чем отличия точки зрения на понятие «психологическая коррекция» А.А. Осиповой и И.И. Мамайчук?

2. Какое определение понятию психологическая коррекция дали бы вы?

Тема 2.

1. Что означает принцип комплексности в коррекционной работе? Приведите примеры его реализации.

2. Приведите аргументы в пользу необходимости использования принципа единства диагностики и коррекции.

3. Почему нельзя в процессе психологической коррекции ограничиваться работой только над одной психической функцией (памятью, вниманием, восприятием)?

4. Приведите аргументы для доказательства тезиса, что главная цель коррекционной работы - изменение внутренней позиции ребенка в процессе социализации и адаптации.

5. Назовите уровни иерархии психики. Каковы их функции?

6. Какие основные причины могут лежать в основе отклонений развития ребенка?

Тема 3

1. Назовите основные психологические новообразования ребенка в младенческом, раннем, дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте?

2. Напишите определение понятию «сензитивный» период и объясните, как оно связано с направлениями психокоррекционной работы.

3. Объясните понятие «психологический механизм» осуществления деятельности.

4. Что такое функциональная единица психической деятельности и как они связаны с направлениями психологической коррекции?

Тема 4

1. Охарактеризуйте психологические особенности детей каждой из четырёх степеней умственной отсталости в соответствии международной классификацией ВОЗ 10-ого пересмотра.

2. Составьте табличку с обозначением показаний и противопоказаний к коррекционной работе для каждой группы детей с общим психическим недоразвитием согласно классификации М.С. Певзнер.

3. Объясните причины, по которым сложно добиться значимых результатов коррекции у умственно отсталых детей с недоразвитием лобных отделов мозга даже при лёгкой степени умственной отсталости?

Тема 5

1. Охарактеризуйте основное отличие этапов исторического развития методов психологической коррекции: первого этапа от второго, второго от третьего, третьего этапа от четвёртого.

2. Какую роль сыграла культурно-историческая теория Л.С. Выготского для развития коррекционных методов в СССР?

Тема 6

1. Назовите задачи, стоящие перед диагностическим блоком психокоррекционного комплекса.

2. Какие критерии можно использовать для оценки эффективности коррекционного воздействия?

3. Какие источники информации можно использовать для оценки эффективности коррекционного воздействия?

Тема 7

1. Назовите основные функции коррекционной программы?

2. Какие части обычно включает коррекционная программа?

3. Перечислите виды коррекционных программ.

Тема 8

1. Сформулируйте основные условия выбора индивидуальной формы коррекции.

2. Какие задачи может решать групповая форма коррекции?

3. Что является противопоказанием против использования групповой формы коррекции?

4. Какова должна быть продолжительность групповых коррекционных занятий?

Тема 9.

1. Как соотносятся понятия «условия» и «закономерности» коррекционного процесса?

2. Что означают понятия общие и особенные условия организации коррекционного процесса?

3. Дайте перечень особенных условий коррекции в отношении любой формы дизонтогенеза.

4. Можно-ли считать условием организации коррекционного процесса общедидактический принцип «от простого к сложному».

Тема 10

1. Какая теория легла в основу психодинамической модели коррекции?

2. Какие задачи должны решать методы игровой терапии и арттерапии в рамках психодинамической модели коррекции?

3. Какие ограничения есть для использования метода психоанализа на детях?

Тема 11.

1. Какие теории и разработки легли в основу поведенческой модели коррекции?

2. Что нового внёс А. Бандура в поведенческую модель коррекции?

3. Какие психолого-педагогические условия необходимо создать для выработки новых форм адаптивного поведения?

4. Проиллюстрируйте на конкретных примерах использование методик: шейпинг, сцепление, фединг.

5. Что означает «отрицательное подкрепление», приведите примеры отрицательного подкрепления.

Тема 12

1 Какие теории легли в основу когнитивных методов коррекции?

2. Перечислите основные отличительные признаки когнитивной модели коррекции.

3. Какие мыслительные стратегии с точки зрения Дж. Келли способствуют возникновению неадекватного поведения и патологических эмоций?

Тема 14

1. Какие теоретические положения легли в основу гуманистического подхода к психологической коррекции?

2. Что, по мнению гуманистических психологов, является причиной эмоциональных нарушений у человека?

3. Какие методы и приёмы используются в гуманистической модели коррекции?

4. Для коррекции каких расстройств обычно используются гуманистические методы?

Тема 15

1. Какие особенности развития детей 2-3 летнего возраста с умственной отсталостью нужно учитывать при их психологической коррекции?

2. Какие особенности развития дошкольника с умственной отсталостью нужно учитывать при их психологической коррекции?

3. Какие особенности развития младшего школьника с умственной отсталостью нужно учитывать при их психологической коррекции?

4. Какие особенности развития подростка с умственной отсталостью нужно учитывать при их психологической коррекции?

5. Какие направления коррекционной работы наиболее важны при работе с дошкольниками с умственной отсталостью?

Тема 16

1. Чем отличаются психометрическая, функциональная и нейропсихологическая модели коррекции?

2. Назовите примеры конкретных программ, разработанных в рамках этих моделей.

3. Что означает принцип «замещающего» онтогенеза, и для какой модели коррекции он характерен?

4. Что означает понятие «функциональная система», и какое значение она имеет для коррекции?

Тема 17

1. От чего зависит последовательность этапов психокоррекционной программы?

2. Обоснуйте последовательность этапов коррекции из программы развития пространственных представлений М.М. и Н.Я. Семаго.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 703; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.196 (0.016 с.)