ТОП 10:

Информационное обеспечение программы



Информационное обеспечение программы

дистанционного курса:

«Психологическая коррекция детей с умственной

Отсталостью»

для студентов высшего профессионального образования

 

 

Учебно-методическое пособие

 

 

Ярославль


УДК 376 Печатается по решению

ББК 74.3 редакционно-издательского

совета ЯГПУ им. К.Д. Ушинского

 

Рецензент:

Доктор психологических наук, проректор по научной работе филиала РГГИ в г. Ярославле А.В. Басов

 

 

Симановский А.Э.

 

Информационное обеспечение программы дистанционного курса: «Психологическая коррекция детей с умственной отсталостью» для студентов высшего профессионального образования: Учебно-методическое пособие - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2012 – 104с.

 

 

В настоящем пособии рассматривается информационное обеспечение дистанционного курса: «Психологическая коррекция детей с умственной отсталостью», преподаваемого студентам педагогических специальностей высшего профессионального образования в форме дистанционных потоковых семинаров. Информационное обеспечение включает: содержание лекций по ключевым понятиям курса, задания для самостоятельной работы по всем темам курса, примеры нескольких коррекционных программ, тезаурус основных понятий курса и тест для самопроверки знаний.

 

УДК 376

ББК 74.3

 

© ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2010

© Симановский А.Э. 2011

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.. 4

I. Содержание лекционного курса «Психологическая коррекция детей с умственной отсталостью». 5

1. Что такое психологическая коррекция?. 5

2. Какие принципы помогают организовать психологическую коррекцию?. 9

3. По каким направлениям обычно ведется психокоррекционная работа с ребенком?. 12

4. Какие показания и ограничения существуют при психологической коррекции детей с умственной отсталостью?. 16

5. Какие этапы исторического развития методов психологической коррекции можно выделить?. 21

6. Что такое психокоррекционный комплекс и из чего он состоит?. 25

8. На что следует обратить внимание при организация коррекционных занятий?. 29

9. Какие условия необходимо соблюдать в процессе осуществления коррекционно-развивающей работы? 31

10. В чем суть психодинамического подхода к коррекции?. 33

11. В чем суть поведенческих методов коррекции?. 34

12. В чем суть когнитивных методов коррекции?. 40

13. В чем суть гуманистических методов коррекции?. 45

14. Какие возрастные особенности развития детей с умственной отсталостью нужно учитывать при их психологической коррекции ?. 48

15. Какие психокоррекционные технологии используются в работе с детьми с умственной отсталостью? 50

16. Чем определяется последовательность этапов психокоррекционной программы?. 53

Использованная литература.. 57

II. Понятийный аппарат по курсу «Психологическая коррекция детей с умственной отсталостью». 58

III. Перечень заданий для самостоятельной работы по темам курса: «Психологическая коррекция детей с умственной отсталостью». 66

IV. Перечень тем для рефератов.. 69

V. Тестовый контроль курса «Психологическая коррекция детей с умственной отсталостью» 70

Приложение 1. 75

Приложение 2. 81

 


Введение

Термин "дистанционные технологии" означает такие формы организации учебного процесса, при которой преподаватель может работать с учащимися, отделенными от него в пространстве и во времени. Совершенно очевидно, что такое обучение позволяет учиться жителям регионов, где нет иных возможностей для получения качественного высшего образования.

Использование дистанционных технологий для обучения учащихся давно уже стало реальным и привычным. Приказом Минобрнауки России от «6» мая 2005 г. № 137 определён порядок использования дистанционных образовательных технологий в учреждениях образования (ДОТ). Согласно этому приказу при реализации дистанционных технологий необходим учебно-методический комплекс и доступ обучающихся к информационным ресурсам учреждения образования, реализующего ДОТ. Это требование заставляет задуматься об организации информационного оснащения подобных курсов и структурировании той информации, которой может воспользоваться учащийся.

Несмотря на большую схожесть дистанционных потоковых семинаров с обычными лекциями, между ними существует и целый ряд отличий:

1. Лектор не имеет непосредственного контакта с аудиторией и не может гибко реагировать на настроение и вопросы аудитории.

2. Технически возможна трансляция не только говорящего лектора и презентационных слайдов, но и фрагменты видеофильмов, снабжённые комментариями специалиста.

3. Возможен также дистанционный контроль усвоения знаний при работе с тестовыми материалами, выставленными на сайте сопровождения.

Возможно также обращение слушателей к информационным и учебным материалам, которые могут также содержаться на сайте сопровождения изучаемого курса.

Таким образом, студент, обучающийся дистанционно получает информацию из трёх основных источников:

а) потоковые лекции, которые должны выполнять функцию навигации и ориентировки в информации, которая подлежит усвоению;

б) учебные и информационные материалы, включающие справочные материалы, тезаурус терминов, видеозаписи, презентации;

в) результаты проверки выполнения заданий для самостоятельной работы и тестов.

В данном методическом пособие представлены информационные материалы к дистанционному курсу ««Психологическая коррекция детей с умственной отсталостью». Информационные материалы включают: конспекты лекций, структурированные по всем темам курса. Каждая тема представлена вопросом, на который и дается ответ в данном разделе. Также к каждой теме предлагаются задания для самостоятельной работы и тезаурус терминов, позволяющих понять значение незнакомых понятий, встречающихся в тексте лекций. Лекции дополняются описанием конкретных коррекционно-развивающих программ, используемых для работы с детьми с интеллектуальными и поведенческими нарушениями. Также в методическом пособии представлен тест для самопроверки усвоенных знаний.

 

I. Содержание лекционного курса «Психологическая коррекция детей с умственной отсталостью»

Предметно-практические манипуляции с объемными формами.

Цель занятий: научить ребенка соотносить плоские и объемные формы в практическом действии с предметами, пользоваться методом проб и ошибок, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные.

Психотехнические игры: «Закрой коробки», «Чей домик», «Найди окошко», «Почтовый ящик». Ребенку предлагаются эталонные геометрические фигуры, которые он должен соотнести с местом.

Оборудование:

— коробки с крышками разной формы,

— объемные геометрические формы по объему подходящие к прорези,

— доски с прорезями, изображающими геометрические фи­гуры и предметы из геометрических форм.

Зрительное восприятие формы без предметно-практических манипуляций.

Цель занятий: обучение ребенка зрительному сопоставле­нию формы без предметно-практической ориентировки (вычле­нение контура предмета, соотнесение объемных и плоских форм, узнавание предметов в рисунках, их словесное обозначение).

Психотехнические игры: «Найди свою пару», «Лото», «Уга­дай что нарисовано», «Магазин».

Оборудование:

— карточки с изображением геометрических форм;

— парные плоскостные или пластмассовые формы;

— предметы и игрушки разной формы;

Запоминание форм.

Цель занятий: научить детей запоминать воспринятые формы; мысленно по представлению сопоставлять объемную форму с плоскостной. Закреплять названия: «круглый», «квадратный», «овальный», «треугольный».

Психотехнические игры: «Узнай и запомни», «Найди похожую», «Угадай чего не стало».

Оборудование:

— карточки с геометрическими формами разной величины и цвета,

— объемные игрушки разной формы (например, шар, неваляшки, телевизор и пр.),

— плоскостные формы образцы (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник).

Обучение восприятию величины предметов так же, как и формы проводится в контексте предметно-практических манипуляций. В процессе действий с игрушками умственно отсталый ребенок начинает выделять величину зрительно. На основе длительного применения проб и примеривания у ребенка мо­жет возникнуть полноценное зрительное восприятие величины, умение вычленять ее, соотносить предметы по величине. Занятия состоят из трех этапов:

Тема 1.

Задания:. 1. В чем отличия точки зрения на понятие «психологическая коррекция» А.А. Осиповой и И.И. Мамайчук?

2. Какое определение понятию психологическая коррекция дали бы вы?

Тема 2.

1. Что означает принцип комплексности в коррекционной работе? Приведите примеры его реализации.

2. Приведите аргументы в пользу необходимости использования принципа единства диагностики и коррекции.

3. Почему нельзя в процессе психологической коррекции ограничиваться работой только над одной психической функцией (памятью, вниманием, восприятием)?

4. Приведите аргументы для доказательства тезиса, что главная цель коррекционной работы - изменение внутренней позиции ребенка в процессе социализации и адаптации.

5. Назовите уровни иерархии психики. Каковы их функции?

6. Какие основные причины могут лежать в основе отклонений развития ребенка?

Тема 3

1. Назовите основные психологические новообразования ребенка в младенческом, раннем, дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте?

2. Напишите определение понятию «сензитивный» период и объясните, как оно связано с направлениями психокоррекционной работы.

3. Объясните понятие «психологический механизм» осуществления деятельности.

4. Что такое функциональная единица психической деятельности и как они связаны с направлениями психологической коррекции?

Тема 4

1. Охарактеризуйте психологические особенности детей каждой из четырёх степеней умственной отсталости в соответствии международной классификацией ВОЗ 10-ого пересмотра.

2. Составьте табличку с обозначением показаний и противопоказаний к коррекционной работе для каждой группы детей с общим психическим недоразвитием согласно классификации М.С. Певзнер.

3. Объясните причины, по которым сложно добиться значимых результатов коррекции у умственно отсталых детей с недоразвитием лобных отделов мозга даже при лёгкой степени умственной отсталости?

Тема 5

1. Охарактеризуйте основное отличие этапов исторического развития методов психологической коррекции: первого этапа от второго, второго от третьего, третьего этапа от четвёртого.

2. Какую роль сыграла культурно-историческая теория Л.С. Выготского для развития коррекционных методов в СССР?

Тема 6

1. Назовите задачи, стоящие перед диагностическим блоком психокоррекционного комплекса.

2. Какие критерии можно использовать для оценки эффективности коррекционного воздействия?

3. Какие источники информации можно использовать для оценки эффективности коррекционного воздействия?

Тема 7

1. Назовите основные функции коррекционной программы?

2. Какие части обычно включает коррекционная программа?

3. Перечислите виды коррекционных программ.

Тема 8

1. Сформулируйте основные условия выбора индивидуальной формы коррекции.

2. Какие задачи может решать групповая форма коррекции?

3. Что является противопоказанием против использования групповой формы коррекции?

4. Какова должна быть продолжительность групповых коррекционных занятий?

Тема 9.

1. Как соотносятся понятия «условия» и «закономерности» коррекционного процесса?

2. Что означают понятия общие и особенные условия организации коррекционного процесса?

3. Дайте перечень особенных условий коррекции в отношении любой формы дизонтогенеза.

4. Можно-ли считать условием организации коррекционного процесса общедидактический принцип «от простого к сложному».

Тема 10

1. Какая теория легла в основу психодинамической модели коррекции?

2. Какие задачи должны решать методы игровой терапии и арттерапии в рамках психодинамической модели коррекции?

3. Какие ограничения есть для использования метода психоанализа на детях?

Тема 11.

1. Какие теории и разработки легли в основу поведенческой модели коррекции?

2. Что нового внёс А. Бандура в поведенческую модель коррекции?

3. Какие психолого-педагогические условия необходимо создать для выработки новых форм адаптивного поведения?

4. Проиллюстрируйте на конкретных примерах использование методик: шейпинг, сцепление, фединг.

5. Что означает «отрицательное подкрепление», приведите примеры отрицательного подкрепления.

Тема 12

1 Какие теории легли в основу когнитивных методов коррекции?

2. Перечислите основные отличительные признаки когнитивной модели коррекции.

3. Какие мыслительные стратегии с точки зрения Дж. Келли способствуют возникновению неадекватного поведения и патологических эмоций?

Тема 14

1. Какие теоретические положения легли в основу гуманистического подхода к психологической коррекции?

2. Что, по мнению гуманистических психологов, является причиной эмоциональных нарушений у человека?

3. Какие методы и приёмы используются в гуманистической модели коррекции?

4. Для коррекции каких расстройств обычно используются гуманистические методы?

Тема 15

1. Какие особенности развития детей 2-3 летнего возраста с умственной отсталостью нужно учитывать при их психологической коррекции?

2. Какие особенности развития дошкольника с умственной отсталостью нужно учитывать при их психологической коррекции?

3. Какие особенности развития младшего школьника с умственной отсталостью нужно учитывать при их психологической коррекции?

4. Какие особенности развития подростка с умственной отсталостью нужно учитывать при их психологической коррекции?

5. Какие направления коррекционной работы наиболее важны при работе с дошкольниками с умственной отсталостью?

Тема 16

1. Чем отличаются психометрическая, функциональная и нейропсихологическая модели коррекции?

2. Назовите примеры конкретных программ, разработанных в рамках этих моделей.

3. Что означает принцип «замещающего» онтогенеза, и для какой модели коррекции он характерен?

4. Что означает понятие «функциональная система», и какое значение она имеет для коррекции?

Тема 17

1. От чего зависит последовательность этапов психокоррекционной программы?

2. Обоснуйте последовательность этапов коррекции из программы развития пространственных представлений М.М. и Н.Я. Семаго.

 

 

Приложение 1.

Приложение 2

Информационное обеспечение программы

дистанционного курса:

«Психологическая коррекция детей с умственной

Отсталостью»

для студентов высшего профессионального образования

 

 

Учебно-методическое пособие

 

 

Ярославль


УДК 376 Печатается по решению

ББК 74.3 редакционно-издательского

совета ЯГПУ им. К.Д. Ушинского

 

Рецензент:

Доктор психологических наук, проректор по научной работе филиала РГГИ в г. Ярославле А.В. Басов

 

 

Симановский А.Э.

 

Информационное обеспечение программы дистанционного курса: «Психологическая коррекция детей с умственной отсталостью» для студентов высшего профессионального образования: Учебно-методическое пособие - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2012 – 104с.

 

 

В настоящем пособии рассматривается информационное обеспечение дистанционного курса: «Психологическая коррекция детей с умственной отсталостью», преподаваемого студентам педагогических специальностей высшего профессионального образования в форме дистанционных потоковых семинаров. Информационное обеспечение включает: содержание лекций по ключевым понятиям курса, задания для самостоятельной работы по всем темам курса, примеры нескольких коррекционных программ, тезаурус основных понятий курса и тест для самопроверки знаний.

 

УДК 376

ББК 74.3

 

© ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2010

© Симановский А.Э. 2011

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.. 4

I. Содержание лекционного курса «Психологическая коррекция детей с умственной отсталостью». 5

1. Что такое психологическая коррекция?. 5

2. Какие принципы помогают организовать психологическую коррекцию?. 9

3. По каким направлениям обычно ведется психокоррекционная работа с ребенком?. 12

4. Какие показания и ограничения существуют при психологической коррекции детей с умственной отсталостью?. 16

5. Какие этапы исторического развития методов психологической коррекции можно выделить?. 21

6. Что такое психокоррекционный комплекс и из чего он состоит?. 25

8. На что следует обратить внимание при организация коррекционных занятий?. 29

9. Какие условия необходимо соблюдать в процессе осуществления коррекционно-развивающей работы? 31

10. В чем суть психодинамического подхода к коррекции?. 33

11. В чем суть поведенческих методов коррекции?. 34

12. В чем суть когнитивных методов коррекции?. 40

13. В чем суть гуманистических методов коррекции?. 45

14. Какие возрастные особенности развития детей с умственной отсталостью нужно учитывать при их психологической коррекции ?. 48

15. Какие психокоррекционные технологии используются в работе с детьми с умственной отсталостью? 50

16. Чем определяется последовательность этапов психокоррекционной программы?. 53

Использованная литература.. 57

II. Понятийный аппарат по курсу «Психологическая коррекция детей с умственной отсталостью». 58

III. Перечень заданий для самостоятельной работы по темам курса: «Психологическая коррекция детей с умственной отсталостью». 66

IV. Перечень тем для рефератов.. 69

V. Тестовый контроль курса «Психологическая коррекция детей с умственной отсталостью» 70

Приложение 1. 75

Приложение 2. 81

 


Введение

Термин "дистанционные технологии" означает такие формы организации учебного процесса, при которой преподаватель может работать с учащимися, отделенными от него в пространстве и во времени. Совершенно очевидно, что такое обучение позволяет учиться жителям регионов, где нет иных возможностей для получения качественного высшего образования.

Использование дистанционных технологий для обучения учащихся давно уже стало реальным и привычным. Приказом Минобрнауки России от «6» мая 2005 г. № 137 определён порядок использования дистанционных образовательных технологий в учреждениях образования (ДОТ). Согласно этому приказу при реализации дистанционных технологий необходим учебно-методический комплекс и доступ обучающихся к информационным ресурсам учреждения образования, реализующего ДОТ. Это требование заставляет задуматься об организации информационного оснащения подобных курсов и структурировании той информации, которой может воспользоваться учащийся.

Несмотря на большую схожесть дистанционных потоковых семинаров с обычными лекциями, между ними существует и целый ряд отличий:

1. Лектор не имеет непосредственного контакта с аудиторией и не может гибко реагировать на настроение и вопросы аудитории.

2. Технически возможна трансляция не только говорящего лектора и презентационных слайдов, но и фрагменты видеофильмов, снабжённые комментариями специалиста.

3. Возможен также дистанционный контроль усвоения знаний при работе с тестовыми материалами, выставленными на сайте сопровождения.

Возможно также обращение слушателей к информационным и учебным материалам, которые могут также содержаться на сайте сопровождения изучаемого курса.

Таким образом, студент, обучающийся дистанционно получает информацию из трёх основных источников:

а) потоковые лекции, которые должны выполнять функцию навигации и ориентировки в информации, которая подлежит усвоению;

б) учебные и информационные материалы, включающие справочные материалы, тезаурус терминов, видеозаписи, презентации;

в) результаты проверки выполнения заданий для самостоятельной работы и тестов.

В данном методическом пособие представлены информационные материалы к дистанционному курсу ««Психологическая коррекция детей с умственной отсталостью». Информационные материалы включают: конспекты лекций, структурированные по всем темам курса. Каждая тема представлена вопросом, на который и дается ответ в данном разделе. Также к каждой теме предлагаются задания для самостоятельной работы и тезаурус терминов, позволяющих понять значение незнакомых понятий, встречающихся в тексте лекций. Лекции дополняются описанием конкретных коррекционно-развивающих программ, используемых для работы с детьми с интеллектуальными и поведенческими нарушениями. Также в методическом пособии представлен тест для самопроверки усвоенных знаний.

 

I. Содержание лекционного курса «Психологическая коррекция детей с умственной отсталостью»







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.249.15 (0.025 с.)