Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История развития, понятие и структура информационных систем управления персоналомСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В середине ХХ века была осознана роль информации как важнейшего ресурса организации в частности, и общества в целом. Выход в свет в конце 40-х годов XX столетия работ К. Шеннона и Н. Винера послужил началом развития математической теории информации, которая определяет понятие "информация" через меру уменьшения неопределённости знания при совершении какого-либо события. Математическая теория информации стала важнейшим стимулом развития кибернетики — науки об общих законах получения, хранения, передачи и переработки информации в целях её использования в процессах управления различными системами, в том числе и системе управления персоналом. Информация является основой процесса управления, труд управляющего и состоит в ее изучении и обработке. От уровня организации сбора, обработки и передачи информации зависит эффективность управления. В связи с этим были начаты первые разработки информационных систем разного рода. Первые информационные системы управления персоналом были предназначены исключительно для электронной обработки данных (EDP), то есть использовались для обработки счетов и расчёта зарплаты, а реализовывались на электромеханических бухгалтерских счётных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов. Постепенно подход к информационным системам изменяется. По мере увеличения памяти ЭВМ основное внимание стали уделять проблемам организации баз данных. Информация, получаемая с их помощью, стала применяться для периодической отчётности по многим параметрам (IRS).Для этого организациям требовалось компьютерное оборудование широкого назначения, способное обслуживать множество функций, а не только обрабатывать счета и считать зарплату, как было ранее. Основными чертами, которые были характерны данному поколению информационных систем, являлись: - маломощное техническое обеспечение систем, что определяло трудоёмкость разработки и модификации; - информационное обеспечение представляло собой массивы (файлы) данных, структура которых определялась той программой, в которой они использовались, и, следовательно, данные сильно зависели от программ, то есть изменения в предметной области приводили к изменению структуры данных, а это, в свою очередь, заставляло переделывать программы; - программное обеспечение представляло собой специализированные прикладные программы, например, программу начисления заработной платы, в результате чего возникали сложности при согласовании частей системы, разработанных разными людьми в разное время; - архитектура информационной системы — централизованная. Как правило, применялась пакетная обработка задач. Конечный пользователь не имел непосредственного контакта с информационной системой, вся предварительная обработка информации и ввод производились разработчиками. Для 70-х — начала 80-х гг. ХХ в. характерно использование информационной системы в качестве средства управления производством, поддерживающего и ускоряющего процесс подготовки и принятия решений В своем большинстве информационные системы этого периода предназначались для решения установившихся задач, которые чётко определялись на этапе создания системы и затем практически не изменялись. Появление персональных компьютеров приводит к корректировке идеи информационных систем: от вычислительных центров и централизации управления к распределённому вычислительному ресурсу и децентрализации управления. Такой подход нашёл своё применение в системах поддержки принятия решении (DDS). В таких системах уменьшается нагрузка на централизованные вычислительные ресурсы и верхние уровни управления, что позволяет сосредоточить в них решение крупных долгосрочных стратегических задач. Именно в это время в целях обеспечения эффективного управления крупными предприятиями была разработана и остаётся актуальной до сих пор идея создания корпоративных информационных систем. К концу 80-х гг. ХХ в. концепция использования информационных систем вновь изменяется. Они становятся стратегическим источником информации и используются на всех уровнях организации любого профиля (SIS). Информационные системы этого периода, предоставляя вовремя нужную информацию, помогают достичь успеха в своей деятельности. База данных создается для группы взаимосвязанных задач, для многих пользователей. Благодаря появлению персональных компьютеров технология БД стала массовой, создано большое количество инструментальных средств и систем управления базами данных для разработки информационных систем. Шагом вперёд явилось развитие принципа "дружественного интерфейса" по отношению к пользователю(end user computing). Это было связано с развитием мощности (быстродействия) микро-ЭВМ, пакетов прикладных программ и телекоммуникационных сетей. С этого момента конечные пользователи получили возможность самостоятельно использовать вычислительные ресурсы для решения задач, связанных с их профессиональной деятельностью, не зависеть от посредничества специализированных информационных служб. Например, повсеместно применяется графический интерфейс, развитые системы помощи и подсказки пользователю, разнообразные инструменты для упрощения разработки ИС: системы быстрой разработки приложений (RAD), средства автоматизированного проектирования ИС (CASE). В 90-х гг. XX в. — начале XXI в. начинают использоваться системы и методы искусственного интеллекта (AI) в информационных системах. Экспертные системы (ES) и системы баз знаний (knowledge-based systems) определили новую роль информационных систем. Она заключается в обеспечении работников качественными рекомендациями в специализированных областях. В Республике Беларусь использование информационных систем было законодательно закреплено в 1995 году. В то время под информационной системой подразумевали совокупность информационных ресурсов, информационных технологий и программно-технических средств, осуществляющих информационные процессы в человеко-машинном или автоматическом режиме. При формулировке этого определения предпринята попытка описать не только составляющие информационной системы, но еще и подчеркнуть функциональную сторону информационных систем. Однако, данное определение является очень общим: так, например, можно определить и понятие «база данных». В Законе Республики Беларусь об информации, информатизации и защите информации, принятом 10 ноября 2008 г., содержится следующее определение: информационная система — совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих её обработку информационных технологий и комплекса программно-технических средств. Это определение также акцентирует внимание на видении составляющих информационных систем. Более того, понятие «совокупность информационных ресурсов» было заменено понятием «совокупность содержащейся в базах данных информации». Во втором случае употребление слова «совокупность» является не совсем корректным, т.к. информация в информационных системах структурирована и упорядочена. Информационные системы управления персоналом представляют собой интеграцию управления персоналом и информационных технологий. Информационные системы управления персоналом поддерживают планирование, администрирование, принятие решений и контроль. Они содержат приложения по отбору и подбору персонала, управлению выплатами заработной платы, пенсионных взносов, премий, адаптации и обучению, планированию карьеры, оценке производительности и проверке соответствия должности. Таким образом, данные системы повышают административную действенность и представляют отчеты для принятия управленческих решений. Следовательно, наделенные властью и релевантной доступной информацией руководители и работники более гибко реагируют на изменения внешней и внутренней среды. Это непосредственно влияет на эффективность всей организации в целом. На основании вышеизложенного можно сформулировать следующее определение информационной системы управления персоналом — это основанная на информационных технологиях система, используемая в целях получения, хранения, анализа, поиска и предоставления релевантной информации о персонале организации. В настоящее время общую структуру информационной системы можно рассматривать как совокупность обеспечивающих подсистем независимо от сферы применения. Среди подсистем обычно выделяют информационное, техническое, математическое, программное, организационное и правовое обеспечение (Рисунок 1 «Структура информационной системы»).
Рисунок 1 — Структура информационной системы
Для функционирования информационной системы необходимо техническое обеспечение, т.е. технические средства, соответствующая документация на эти средства и технологические процессы. В этот комплекс технических средств входят компьютеры, устройства сбора и накопления информации, устройства передачи данных и линии связи, и другая оргтехника. Работу информационной системы обеспечивают математический и программный комплекс. Средствами математического обеспечения являются средства моделирования процессов управления, типовые задачи управления, методы математического программирования, математической статистики и др. В состав программного обеспечения входят общесистемные и специальные программные продукты, а также техническая документация на это программное обеспечение. Одной из самых важных подсистем является подсистема организационного обеспечения, т.к. она должна включать методы и средства, регламентирующие взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы. Значимость организационного обеспечения обусловлена тем, что именно оно реализует возможности анализа существующей системы управления организацией и выявления задач, подлежащих автоматизации, подготовки задач к решению на компьютере, а также включает методологии решения задач, направленных на повышение эффективности системы управления. Для того чтобы определить юридический статус информационной системы, права, обязанности и ответственность персонала, порядок использования информации и другие вопросы юридического характера предусмотрена подсистема правового обеспечения. В состав правового обеспечения входят законы, указы, постановления государственных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, ведомств, организаций, местных органов власти, а также нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика и правовым регулированием отклонений от договора. Назначение подсистемы информационного обеспечения состоит в своевременном формировании и выдаче достоверной информации для принятия управленческих решений. Данная подсистема имеет особое значение для сферы управления персоналом. Информационное обеспечение системы управления персоналом представляет собой совокупность реализованных решений по объему, размещению и формам организации информации, циркулирующей в системе управления при ее функционировании. Оно включает оперативную информацию, нормативно-справочную информацию, классификаторы технико-экономической информации и системы документации (унифицированные и специальные). Эффективность функционирования системы управления персоналом напрямую зависит от информационной базы. Последняя представляет собой совокупность данных о состоянии управляемой системы и тенденциях ее развития с помощью количественных характеристик процессов, происходящих в управлении персоналом, в окружающей производственной и социальной среде. Собственно, любое управленческое решение должно основываться на знании ситуации, влияющих факторов, их взаимосвязей. При проектировании и разработке информационного обеспечения системы управления наиболее актуальным является установление состава и структуры информации, необходимой и достаточной для принятой технологии управления (Рисунок 2 «Содержание информационного обеспечения системы управления персоналом организации»). Информационное обеспечение службы управления персоналом подразделяют на внемашинное и внутримашинное. Такая классификация может быть использована только при условии, что в подразделениях службы управления персоналом имеются средства вычислительной техники (например, персональные компьютеры). Рисунок 2 — Содержание информационного обеспечения системы управления персоналом организации
Внемашинное информационное обеспечениевключает: систему классификации и кодирования информации; системы управленческой документации; систему организации, хранения, внесения изменений в документацию. Внемашинная информационная база представляет собой совокупность сообщений, сигналов и документов в форме, воспринимаемой человеком непосредственно, без применения средств вычислительной техники. Во внемашинной сфере в процессе управления обмен информацией реализуется в виде движения документов между управляемой и управляющей системами: от органа управления к объекту следуют документы, содержащие плановую информацию (приказы, распоряжения, плановые задания, планы-трафики и т.п.); по линии обратной связи — от объекта к органу управления — следуют документы, содержащие учетно-отчетную информацию (информация о текущем или прошлом состоянии объекта управления). Внемашинное информационное обеспечение позволяет провести идентификацию объекта управления, формализовать информацию, представить данные в виде документов. Внутримашинное информационное обеспечениесодержит массивы данных, формирующие информационную базу системы на машинных носителях, а также систему программ организации, накопления, ведения и доступа к информации этих массивов. Основным элементом является информационный массив, представляющий собой совокупность однородных записей. Структура массива, состав, порядок следования записей в массиве не зависят от типа машинного носителя. Поэтому на логическом уровне оценивается структура информационного массива, а на физическом уровне осуществляется реализация информационной базы с использованием современных технических средств. Все это обусловило новую организацию данных, что нашло свое отражение в разработке банков данных, представляющих собой совокупность баз данных пользователей, технических и программных средств формирования и ведения этих баз. В базе данных накапливается и постоянно обновляется информация в виде небольшого числа массивов, каждый из которых ориентирован на использование при решении многих задач управления. При этом основное внимание уделяется непрерывному поддержанию в системе точной динамической информационной модели объекта управления. К разработке информационного обеспечения службы управления персоналом предъявляется ряд организационно-методических требований: - рациональная интеграция обработки информации при минимальном дублировании информации в информационной базе; - сокращение числа форм документов; - возможность машинной обработки информации, содержащейся в документах и во внутримашинной сфере; - необходимый уровень информационного обеспечения, позволяющий пользователям в управленческой иерархии получать информацию с различной степенью детализации. Информация, используемая в управлении персоналом, по своему характеру подразделяется на нормативную, справочную, методическую, учётную, основанную на материалах первичного учёта, а также отчётную, представленную уже в обобщённом виде, и др. Основной источник первичной информации — это документы отделов кадров (личные листки по учёту кадров, личные карточки работников, личные дела), приказы и распоряжения, издаваемые руководством предприятия и структурных подразделений в отношении персонала, первичная учётная и отчётная документация о выполненных работах и произведённой оплате, документация непромышленных структурных подразделений, обслуживающих предприятие, и т.д. Другой источник информации — сам персонал со своим мнением по тем или иным вопросам, материалы социологических исследований (анкетирование, интервью и др.), результаты психофизиологических исследований (тестирование) и т.п. В данном случае важно обеспечить защиту социологической информации, носящей конфиденциальный характер. Прежде всего, это касается мнений персонала при изучении межличностных отношений в коллективе. Многие процессы, определяющие кадровую ситуацию, весьма динамичны: меняется численный состав персонала, его структура по всей совокупности признаков: по полу, возрасту, стажу работы и т.д., постоянно идет процесс внутреннего движения персонала между структурными подразделениями, меняются профессии, уровень квалификации. Информация в данном случае выступает как средство контроля за соответствием фактической структуры требуемой, за своевременностью укомплектования вакантных рабочих мест. Поэтому основными требованиями, предъявляемыми к кадровой информации, являются оперативность и надежность. Социальная направленность работы с персоналом ставит задачу сбора достаточно разнообразной информации социального характера, касающейся отдельных работников. Так, при подборе кандидатов для назначения на должность необходимо, чтобы в банке данных имелись сведения не только производственного, но и социально-демографического, дисциплинарного и даже медицинского характера. Ориентация кадровой работы на развитие собственного персонала не может быть успешной без знания затрат (затраты на оплату труда, обучение, медицинское обслуживание, социальные услуги и т.п.). Обобщая сказанное, можно сформулировать следующие критерии оценки качества кадровой информации. Она должна быть: - объективной (полной, непротиворечивой, достоверной); - релевантной (удовлетворяющей объективные информационные потребности руководителей и специалистов по мере их возникновения в ходе развития кадровой ситуации); - своевременной (соответствие информации нуждам потребителя в нужный момент времени); - целенаправленной; - лаконичной (сжатой, но без потерь необходимой полноты); - понятной и приемлемой для руководителей и специалистов. Поскольку процессы, протекающие в коллективе работников и в его окружении, весьма динамичны, важно оперативно отражать все эти изменения в информационном массиве данных. Данное требование может быть выполнено в том случае, если информационная система тесным образом соприкасается с документооборотом организации: приказы и распоряжения, касающиеся персонала, используются для немедленной корректировки данных, содержащихся в массиве по каждому работнику. Большое значение имеет увязка кадровой информации с информацией о структуре рабочих мест, с требованиями, предъявляемыми к работнику этими рабочими местами, с возможным уровнем оплаты труда, с состоянием условий труда и т.д. Такой подход обеспечивает, прежде всего, решение информационно-поисковых задач (поиск работников с заданными признаками в информационном массиве), группировку, перегруппировку карточек работников в соответствии с запросами пользователя. Отслеживая изменения в состоянии объекта по тем или иным параметрам, произошедшие в результате реализации мероприятий, руководители в порядке обратной связи могут разработать эффективную стратегию управления и контролировать ее реализацию.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1054; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.112.15 (0.013 с.) |