Проблема информационного неравенства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема информационного неравенства



Информатизация общества не только открывает перед человечеством новые возможности, но и ставит перед ним новые проблемы. Одной из таких проблем, на которую уже обратили внимание специалисты, является проблема информационного неравенства. Сущность этой проблемы заключается в том, что отдельные люди, а также организации, регионы и страны мира имеют неодинаковый доступ к информационной среде. При этом те, кто способны использовать возможности информатизации для решения своих проблем, получают существенные преимущества перед теми, кто не имеют её, будучи вытесненными на обочину цивилизационного развития. Так, объём продаж товаров и услуг через интернет исчисляется триллионами долларов, однако далеко не во всех регионах земного шара всемирная сеть стала такой же неотъемлемой частью повседневной жизни людей, как в Японии, Соединённых Штатах Америки, Европе и других лидерах информатизации.

Выделяют три аспекта проблемы информационного неравенства – личностно-социальный, социально-экологический и геополитический. Первый из этих аспектов связан с социальной адаптацией человека к новой, непрерывно изменяющейся информационной среде. Помочь человеку приспособиться к этой среде должна современная система образования, предоставляющая возможность всем членам общества получать знания и умения, которые необходимы им для правильной ориентации в новом информационном пространстве. Что касается социально-экологического аспекта проблемы информационного неравенства, то он связан с политикой, которая проводится в той или иной стране в области информатизации. Эта политика касается развития информационной среды как отдельных регионов, так и страны в целом. Наконец, геополитический аспект проблемы информационного неравенства связан с неравномерностью развития информатизации в различных странах, а также регионах мира. Эта неравномерность обусловлена различиями в научно-техническом и экономическом потенциале разных стран, уровнем развития в них образования, а также степенью понимания ими основных тенденций развития современной цивилизации.

Личностно-социальный, социально-экологический и геополитический аспекты проблемы информационного неравенства указывают на её технократический характер. Однако эта проблема имеет не только технократический, но и культурологический характер. Отсюда ещё два её аспекта – лингвистический и когнитивно-семантический. Лингвистический аспект проблемы информационного неравенства заключается в том, что значительная часть достижений в области науки и техники представляется и распространяется на ограниченном количестве языков, прежде всего английском. Однако этими языками владеет лишь незначительная часть населения земного шара, тогда как значительна его часть не может воспользоваться современными научными достижениями. Поэтому специалисты в области социальной информатики предлагают понимать под информационной культурой общества не только способность людей использовать последние достижения науки и техники, но и их готовность воспринимать научно-техническую информацию, представленную на английском и других основных языках, которыми пользуется мировое научное сообщество. Когнитивно-семантический аспект проблемы информационного неравенства заключается в том, что современный образованный человек должен не только знать один из основных научных языков (английский, французский, русский и др.), но и владеть им в совершенстве, т. е. думать на нём, уметь с его помощью формулировать гипотезы, делать выводы и т. д. Поэтому магистральным направлением развития современного общества является создание условий, которые в наибольшей степени благоприятствуют изучению иностранных языков, используемых мировым сообществом.

Поскольку информационное неравенство усиливает социальное расслоение общества, оно несёт в себе угрозу его стабильности. История даёт нам много примеров того, как усиление форм социального неравенства приводило к различным конфликтам, которые могли иметь не только национальный, но и международный характер. Поэтому современное общество должно со всей серьёзностью отнестись к проблеме информационного неравенства, которую часто относят к разряду глобальных. Конечно, международные программы, направленные на ослабление остроты этой проблемы, должны дополняться национальными, которые принимаются конкретными странами. Следует отметить, что в той или иной степени информационное неравенство (как и другие формы неравенства) будет существовать всегда, но оно не должно достигать такого уровня, который представлял бы опасность для социальной стабильности.

Информационное неравенство влечёт за собой неравномерность развития телекоммуникационной инфраструктуры общества, представляющей собой инструментальную основу его информатизации. Специалисты говорят о формировании двух уровней информационного общества, которые могут быть названы информационными городами и информационными пригородами. Под информационными городами имеются в виду крупные бизнес-центры, которые объединяются высокоскоростными супермагистралями. Население этих центров имеет возможность пользоваться всеми видами информационных услуг, обеспечивающими им сравнительно высокое качество жизни, т. е. качество удовлетворения их материальных и культурных потребностей. Под информационными пригородами имеются в виду социально замкнутые регионы, население которых не только имеет спрос на информационные услуги, но и может их оплачивать. Хотя в таких регионах информационная среда будет интенсивно развиваться, она останется на более низком уровне, чем в информационных городах. Тем не менее качество жизни и в информационных городах, и в информационных пригородах будет вполне удовлетворительным, позволяя людям чувствовать свою сопричастность к информационным процессам, происходящим в обществе. Ощущение сопричастности к этим процессам особенно важно для людей, имеющих специфические проблемы. К таким людям относятся прежде всего инвалиды, а также пожилые, одинокие и другие категории нуждающихся.

Рассуждая о будущем информационном обществе, специалисты говорят о глобальной персональной подключённости людей к услугам, связанным с информацией[12]. Эти услуги будут касаться мультимедийной, телевизионной и другой информации, возможности проведения медицинской диагностики и т. д. Тем не менее на земле будет большое количество регионов, которые в информационном отношении останутся бедными. По словам К. К. Колина, такие регионы можно назвать информационными деревнями. Уровень информационных услуг в них будет значительно ниже, чем в информационных пригородах. В информационных деревнях может быть достаточно развитая информационная инфраструктура, однако уровень развития культуры сравнительно низок.

Информационная преступность

Информатизация общества привела к появлению нового вида правонарушений, который получил название информационной преступности. Вообще правонарушение представляет собой виновное противоправное деяние, которое совершено вменяемым лицом и противоречит требованиям правовых норм. Все правонарушения принято делить на две группы – проступки и преступления. Если проступки включают в себя правонарушения, которые отличаются небольшой общественной опасностью, то преступления – правонарушения, которые отличаются большой общественной опасностью. Что касается информационной преступности, то она представляет собой противоправные действия в информационной сфере, которые нарушают права личности, организации или государства, нанося им моральный вред или материальный ущерб.

Поскольку информационная преступность является порождением современного общества, возникает вопрос о предпосылках её возникновения. Основные из этих предпосылок можно сформулировать следующим образом:

· отставание правовой базы от темпов развития информатизации общества, приводящее к безнаказанности многих преступлений в информационной сфере, которая порождает новые преступления;

· информатизация денежного обращения, банковских операций, а также финансового учёта и отчётности, привлекающая внимание преступных группировок;

· усиление роли интеллектуальных компонентов в профессиональной деятельности, делающее её возможной ареной для противоправных действий различных субъектов.

Таким образом, возникновение информационной преступности связано, во-первых, с расширением информационной сферы общества, а во-вторых, с отставанием существующей в нём правовой культуры от темпов развития его информатизации.

Будучи глобальным процессом, информатизация общества проникла во все сферы его жизни. Поэтому видов правонарушений, которые подпадают под понятие информационной преступности, довольно много. Однако мы ограничимся рассмотрением только тех из них, которые получили наиболее широкое распространение. Основными видами информационной преступности являются преступления в интеллектуальной сфере, преступления против личности и компьютерные преступления.

Информационные преступления в интеллектуальной сфере представляют собой преступления, связанные с нарушением прав граждан или организаций на интеллектуальную собственность. К ним относится прежде всего распространение так называемой пиратской продукции, т. е. информационной продукции без лицензии. Наибольшей популярностью на пиратском рынке пользуются компьютерные игры, а также музыка и фильмы. Довольно распространённым видом пиратства является использование нелицензионного программного обеспечения, представляющего собой программы, которые имеют отношение к функционированию компьютерной системы. Программное обеспечение можно классифицировать различным образом, но нас интересует его деление на бесплатное, условно-бесплатное и лицензионное. Бесплатное программное обеспечение представляет собой программное обеспечение, использование которого не требует каких-либо выплат его правообладателю[13]. Хотя у него имеется владелец (правообладатель), любой пользователь может свободно использовать его на своём компьютере, не нарушая никаких законов. Что касается условно-бесплатного программного обеспечения, то оно представляет собой свободно распространяемое программное обеспечение с возмездным использованием[14]. Такое программное обеспечение можно свободно устанавливать на свой компьютер, но по истечении определённого времени (например, через месяц) его нужно удалить или купить у владельца лицензию на право дальнейшего пользования им. Наконец, лицензионное программное обеспечение представляет собой программное обеспечение, защищённое авторским правом. Такое программное обеспечение можно устанавливать только в том случае, если приобретена лицензия на право его использования. Очевидно, что все другие способы его использования оказываются противозаконными.

Как и любая криминальная деятельность, распространение пиратской информационной продукции приносит её организаторам по всему миру огромную прибыль, которая исчисляется сотнями миллиардов долларов. Причины востребованности такой продукции довольно разнообразны – от низкой покупательной способности населения многих стран мира до политики корпораций, занимающихся производством программного обеспечения. Так, цена на графический редактор Adobe Photoshop, который пользуется огромной популярностью не только у специалистов в области компьютерной графики, но и у простых пользователей, доходит в настоящее время до 45000 рублей[15]. С другой стороны, некоторые фирмы рассматривают распространение пиратских копий своей продукции как её рекламу, которая в будущем может принести им хорошую прибыль.

В последние десятилетия во всех цивилизованных странах вырабатывается законодательство, направленное на защиту интеллектуальной собственности. Оно квалифицирует распространение пиратской продукции как информационное преступление, предусматривающее не только денежные штрафы, но и тюремное заключение. В Российской Федерации правовую основу защиты интеллектуальной собственности образует Федеральный закон от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в ред. от 2 июля 2013 г.). Защита информации определяется в нём как принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации (ст. 16). В ст. 17 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» отмечается, что нарушение его требований влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информационные преступления против личности представляют собой преступления, связанные с нарушением информационных прав личности, которые гарантированы конституцией. Эти права включают в себя право на информацию, а также право на защиту персональной информации. Право на информацию является одним из крупнейших завоеваний демократии, которое способствует становлению и развитию гражданского общества. Поэтому его нарушение квалифицируется как преступление против личности, преследуемое законом. В Конституции Российской Федерации имеется целый ряд статей, которые гарантируют право на информацию. Так, одна из них утверждает, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29, п.4). Право на защиту персональной информации, сбор и незаконное распространение которой может служить основанием для вымогательства, шантажа и т. д., также гарантируется Конституцией Российской Федерации. Во-первых, каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23, п. 1). Во-вторых, каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст. 23, п. 2). Наконец, сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается (ст. 24, п. 1).

Компьютерные преступления представляют собой преступления, связанные с использованием тех возможностей доступа к информации, которые предоставляют компьютеры. Основными их целями являются (1) хищение средств путём подделки счетов и платёжных ведомостей, (2) кража информации из баз данных, (3) преднамеренное искажение информации, а также (4) нарушение нормального функционирования информационных систем, вплоть до их уничтожения. В компьютерные преступления могут быть вовлечены служащие фирм, имеющие дело с информационной техникой, сотрудники организаций, которые имеют доступ к информационным ресурсам, а также удалённые пользователи информационных систем.

Люди, совершающие компьютерные преступления, должны быть прежде всего профессиональными программистами, т. е. специалистами, занимающимися написанием и корректировкой программ для компьютеров. Кроме того, они должны хорошо разбираться в той области, в которой совершается преступление (например, в банковской сфере). Компьютерных преступников называют обычно хакерами (англ. hacker, от hack – рубить, кромсать). Вообще слово «хакер» используется в нескольких значениях, из которых только одно имеет отношение к компьютерным преступлениям:

· высококвалифицированный ИТ-специалист, который понимает тонкости работы компьютерных программ;

· программист, который исправляет ошибки в программном обеспечении («врубается») быстрым, но далеко не всегда профессиональным способом;

· компьютерный взломщик.

Компьютерные преступники не имеют обычно уголовного прошлого, а являются вполне нормальными людьми, не лишёнными определённых способностей и изобретательности. Будучи сравнительно молодыми людьми, они не удовлетворены своим материальным положением или социальным статусом. Иногда свои деяния компьютерные преступники оправдывают тем, что они борются за социальную справедливость, похищая средства у богатых людей или коррумпированных чиновников. Первые хищения средств со счетов были зафиксированы в Соединённых Штатах Америки в 70-х годах прошлого века, а в настоящее время они встречаются и в России. Какие бы моральные оправдания для них ни придумывались, они являются преступлениями, за которые полагается нести уголовную ответственность.

Наличие уголовной ответственности за компьютерные преступления не исключает необходимости выработки мер, направленных на её предупреждение. Основные из этих мер могут быть сформулированы следующим образом:

· развитие законодательства в информационной сфере, которое отстаёт от темпов развития информатизации общества;

· развитие и широкое применение методов защиты информации;

· сертификация программных средств, используемых при создании информационных систем;

· подготовка специалистов для создания служб информационной безопасности;

· организация консультационной службы по проблемам обеспечения информационной безопасности;

· повышение уровня правосознания пользователей, а также владельцев информационных ресурсов общества, предполагающее знакомство с существующим законодательством в информационной сфере общества.

Сформулированные нами меры не гарантируют исчезновение правонарушений в информационной сфере, однако они в какой-то степени предотвращают их возникновение, обращая внимание пользователей и специалистов на серьёзность проблемы информационной преступности.

 

Контрольные вопросы

1. Что такое образ жизни?

2. Что такое информационный образ жизни?

3. Что такое трудовая деятельность? общественно-политическая деятельность? учебная деятельность? бытовая деятельность? социально-культурная деятельность? досуговая деятельность?

4. В чём заключается проблема информационного неравенства?

5. Что имеется в виду под информационными городами? информационными пригородами?

6. Что такое качество жизни?

7. Что имеется в виду под информационными деревнями?

8. Что такое правонарушение?

9. Что такое проступки? преступления?

10. Что такое информационная преступность?

11. Что такое информационные преступления в интеллектуальной сфере?

12. Что такое пиратская продукция?

13. Что такое программное обеспечение?

14. Что такое бесплатное программное обеспечение? условно-бесплатное программное обеспечение? лицензионное программное обеспечение?

15. Что такое информационные преступления против личности?

16. Что такое компьютерные преступления?

17. Кто такие программисты?

18. Кто такие хакеры?

 

Задания для самостоятельной работы

1. Охарактеризуйте два смысла, в которых может использоваться понятие информационного образа жизни.

2. Охарактеризуйте виды деятельности, которые включает в себя образ жизни.

3. Объясните, с чем связан личностно-социальный аспект проблемы информационного неравенства.

4. Объясните, с чем связан социально-экологический аспект проблемы информационного неравенства.

5. Объясните, с чем связан геополитический аспект проблемы информационного неравенства.

6. Объясните, в чём заключается лингвистический аспект проблемы информационного неравенства.

7. Объясните, в чём заключается когнитивно-семантический аспект проблемы информационного неравенства.

8. Объясните, чем информационные пригороды отличаются от информационных городов.

9. Объясните, в чём заключается различие между бесплатным и условно-бесплатным программным обеспечением.

10. Объясните, каково значение конституционного права на информацию для развития гражданского общества.

11. Укажите, какие цели могут иметь компьютерныепреступления.

12. Охарактеризуйте меры, которые могут быть направлены на предупреждение компьютерных преступлений.

 

Темы рефератов

1. Информатизация деловой сферы и профессиональная деятельность.

2. Информатизация общественно-политической деятельности.

3. Информатизация бытовой сферы.

4. Информационное надомничество.

5. Информационное неравенство и социальная стабильность общества.

6. Информационная свобода личности.

7. Информационная свобода личности и средства массовой информации.

8. Информационная свобода в информационном обществе.

9. Предпосылки возникновения информационной преступности.

10. Методы борьбы с информационной преступностью.

11. Социальный портрет хакера.

12. Субкультура хакеров.

 

ГЛОССАРИЙ

 

А

Автоматизированная система управления технологическим процессом – комплекс программных и технических средств, которые предназначены для автоматизации управления технологическим оборудованием на предприятиях.

Аналоговая вычислительная техника – вычислительная техника, представляющая числовые данные при помощи аналоговых физических переменных (длина, давление, напряжение и т. д.).

Антивирусы – специальные программы, используемые для обнаружения и обезвреживания компьютерных вирусов.

Апеллируемость информации – то же самое, что и Неотказуемость информации.

Аудиовизуальная культура – область культуры, связанная с современными техническими способами записи и передачи изображения и звука.

Аутентичность информации – способность информации гарантировать, что субъект или ресурс идентичны заявленным.

 

Б

База данных – организованная в соответствии с определёнными правилами и поддерживаемая в памяти компьютера совокупность данных, характеризующая актуальное состояние некоторой предметной области и используемая для удовлетворения информационных потребностей пользователей.

Бесплатное программное обеспечение – программное обеспечение, использование которого не требует каких-либо выплат его правообладателю.

Блеф – передача ложной информации с целью убедить кого-либо в том, что желаемое положение вещей имеет место в действительности.

Бытовая деятельность – сфера деятельности человека, которая связана с удовлетворением его потребностей.

 

В

Вёрстка – процесс формирования макета издания путём компоновки текстовых и графических элементов.

Внешняя политика – деятельность государства, направленная на защиту его интересов на международной арене, развитие взаимовыгодного сотрудничества с различными странами мира, а также решение глобальных проблем, которое требует координации усилий всего мирового сообщества.

Внутренняя политика – деятельность государства на той территории, где оно осуществляет свою власть с помощью установленной им системы права, т. е. социальных норм (или законов), обязательных для всех граждан.

Вычислительная техника – совокупность средств, предназначенных для автоматической обработки данных.

Г

Генетическое прогнозирование – то же самое, что и Поисковое прогнозирование.

Гибкие автоматизированные производства – автоматизированные технологические системы, которые включают в себя станки с числовым программным управлением, обрабатывающие центры и автоматические склады, объединённые с электронной вычислительной машиной.

 

Д

Дезинформация – процесс передачи ложной информации.

Доиндустриальное общество – ранняя стадия развития общества, для которой характерны низкие темпы экономического роста, а также развития производительных сил, техники и технологии.

Достоверность информации – соответствие информации предусмотренному поведению или результату.

Доступность информации – обеспечение по мере необходимости доступа к информации и связанным с ней активам авторизованных пользователей.

Досуговая деятельность – добровольная деятельность, осуществляемая человеком в свободное время под влиянием внутренних побуждений.

 

Ж

Живые знания – знания, носителями которых являются живые люди, а местом хранения – человеческая память.

З

Заблуждение – несоответствие субъективных представлений человека (верований, мнений и т. д.) объективному положению вещей.

 

И

Индустриальное общество – стадия в развитии общества, в основе которой лежит промышленное производство.

Интеллектуальный информационный бизнес – информационный бизнес, предполагающий потребление информации среди специалистов.

Интеллектуальный потенциал общества – способность общества производить и усваивать новые знания.

Информатизация – комплекс мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественно значимых видах человеческой деятельности.

Информатика – общая теория информации.

Информационная безопасность – состояние информационной среды общества, обеспечивающее её формирование и развитие в интересах личности, общества и государства.

Информационная война – 1) то же самое, что и Психологическая война; 2) целенаправленные действия, предпринятые для достижения информационного превосходства путём нанесения ущерба информации, а также информационным процессам и информационным системам противника при одновременной защите собственной информации, информационных процессов и информационных систем.

Информационная инфраструктура общества – система организационных структур, которые обеспечивают функционирование и развитие информационного пространства, а также средств информационного взаимодействия.

Информационная культура личности – социально обусловленный уровень творческой деятельности человека, основанный на осознании им роли информации в обществе, знании законов информационной среды, понимании своего места в ней, а также владении новыми информационными технологиями.

Информационная культура общества – возможности адаптации общества к развитию в условиях новой информационной среды.

Информационная преступность – противоправные действия в информационной сфере, которые нарушают права личности, организации или государства, нанося им моральный вред или материальный ущерб.

Информационная революция – изменение инструментальной основы, способа передачи и хранения информации, а также объёма информации, которая доступна активной части населения.

Информационная среда общества – совокупность технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации, а также социально-экономических и культурных условий реализации процессов информатизации.

Информационная техника – приспособления и устройства, использующиеся для сбора, создания, накопления, хранения, переработки и использования информации.

Информационная техносфера – комплекс инструментальных средств, обеспечивающих активизацию и эффективное использование информационных ресурсов, а также решение проблемы достаточности информации.

Информационное моделирование – метод формализации данных, касающихся объекта моделирования, т. е. оригинала.

Информационное неравенство – неодинаковый доступ к информационной среде отдельных людей, а также организаций, регионов и стран мира.

Информационное общество – общество, в котором главными продуктами производства являются знания.

Информационное оружие – любые средства, которые используются в информационной войне.

Информационное пространство – совокупность объектов, которые вступают друг с другом в информационное взаимодействие, а также обеспечивающие его информационные технологии.

Информационные города – крупные бизнес-центры, которые объединяются высокоскоростными супермагистралями.

Информационные деревни – бедные в информационном отношении регионы.

Информационные потребности – потребности в дополнительной информации, без привлечения которой не может быть достигнута цель, стоящая перед человеком в его профессиональной деятельности или повседневной жизни.

Информационные преступления в интеллектуальной сфере – преступления, связанные с нарушением прав граждан или организаций на интеллектуальную собственность.

Информационные преступления против личности – преступления, связанные с нарушением информационных прав личности, которые гарантированы конституцией.

Информационные пригороды – социально замкнутые регионы, население которых не только имеет спрос на информационные услуги, но и может их оплачивать.

Информационные ресурсы общества – отдельные документы или их массивы, которые могут храниться в библиотеках, архивах, фондах, банках данных и других информационных системах.

Информационные услуги – предоставление пользователям необходимых им информационных продуктов.

Информационные технологии – технологии, связанные с созданием, обработкой и хранением данных с применением вычислительной техники.

Информационные центры – организации и учреждения, которые занимаются генерацией, хранением и распространением информационных ресурсов.

Информационный бизнес – 1) в широком смысле бизнес, который основывается на продаже информации и информационной техники; 2) в узком смысле бизнес, который основывается на продаже информации.

Информационный взрыв – ускоряющийся рост объёма информации в современном обществе.

Информационный образ жизни – 1) образ жизни людей в грядущем информационном обществе, все стороны которого пронизаны информационными отношениями, основанными на информационных технологиях; 2) информационный аспект современного образа жизни.

Информационный подход в социальной информатике – научный подход, при котором выделяются прежде всего информационные аспекты изучаемых явлений, т. е. они рассматриваются с точки зрения происходящего в обществе процесса информатизации.

Информационный потенциал общества – возможности общества по формированию и эффективному использованию информационных ресурсов.

Информационный продукт – совокупность данных, которая подготовлена его производителем для последующего распространения.

Информационный рынок – система организационных, правовых и экономических отношений, которая обеспечивает торговлю информационной техникой, информационными технологиями и информационными продуктами, а также предоставление пользователям информационных услуг.

Информация – одно из наиболее общих понятий, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и т. п.

Инфосфера – информационная техносфера и информационная среда общества, посредством которых удовлетворяются его информационные потребности.

ИТ-специалисты – люди, связанные с компьютерной техникой и программированием.

 

К

Качество жизни – качество удовлетворения материальных и культурных потребностей людей.

Клевета – передача ложной информации с целью дать кому-либо отрицательную оценку.

Книжность – этап развития коммуникационной культуры, на котором основные культурные смыслы передаются посредством документальной коммуникации.

Когнитивные структуры общества – научные и образовательные учреждения, а также аналитические центры, которые занимаются выработкой новых знаний.

Компьютер – система программно-аппаратных средств обработки информации.

Компьютерная вёрстка – использование персонального компьютера и специального программного обеспечения для создания макета с целью последующей печати в типографии или на принтере.

Компьютерные преступления – преступления, связанные с использованием тех возможностей доступа к информации, которые предоставляют компьютеры.

Компьютерный вирус – программа-паразит, которая заражает другие программы и переносится вместе с ними на другие компьютеры.

Конфиденциальность информации – обеспечение доступа к информации только авторизованным пользователям.

Коэволюционный подход в социальной информатике – научный подход, при котором утверждается неразрывное единство двух процессов – развития общества и его информатизации.

Культура – 1) в широком смысле определённая совокупность приобретённых людьми и передаваемых ими из поколения в поколение значимых для них символов, идей, ценностей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых они организуют свою жизнедеятельность; 2) в узком смысле сфера духовной жизни людей.

 

Л

Лесть – передача ложной информации с целью дать кому-либо положительную оценку.

Лицензионное программное обеспечение – программное обеспечение, защищённое авторским правом.

Логическая бомба – программа, которая запускается при определённых условиях для осуществления вредоносных действий.

Логическая культура – навыки оперирования понятиями, суждениями и умозаключениями, имеющиеся у каждого человека.

Логическая машина – приспособление, которое из заданных посылок умозаключения посредством механического комбинирования входящих в них терминов приводит к истинным заключениям.

 

М

Материальные ресурсы – совокупность предметов труда, предназначенных для использования в процессе производства общественного продукта.

Междисциплинарные исследования – форма организации науки, предусматривающая сотрудничество между представителями различных дисциплин в решении комплексных проблем.

Мультимедийность – этап развития коммуникационной культуры, на котором основные культурные смыслы передаются посредством электронной коммуникации.

 

Н

Настольная издательская система – специальное программное обеспечение для создания макета с целью последующей печати в типографии или на принтере.

Настольное издательство – то же самое, что и Настольная издательская система.

Неотказуемость информации – способность информации так удостоверять имевшее место действие или событие, что они не могли быть позже отвергнуты.

Непреднамеренный обман – обман, который имеет место в результате получения ложной информации, переданной по ошибке.

Непроизвольный обман – то же самое, что и Непреднамеренный обман.

Нормативно-целевое прогнозирование – вид прогнозирования, при котором определяют будущие цели и ориентиры, а от них постепенно движутся к настоящему.

 

О

Обман – введение кого-либо в заблуждение путём передачи ложной информации.

Образ жизни – условия и особенности повседневной жизни людей в том или ином обществе.

Общественно-политическая деятельность – деятельность больших групп граждан, направленная на достижение каких-либо политических целей.

Объективная информация – знание о внешнем мире, который состоит из чувственно воспринимаемых объектов.

Овеществлённые знания – объекты техносферы, созданные людьми в ходе развития цивилизации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 1951; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.189.51 (0.129 с.)