Учебное пособие для бакалавров,



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебное пособие для бакалавров,



Е. П. Агапов

СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА

Учебное пособие для бакалавров,

обучающихся по направлению подготовки

Социальная работа

 

Учебное пособие, написанное в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400 – Социальная работа, представляет собой введение в круг проблем, которые изучаются в сравнительно новой области научного знания – социальной информатике. В нём рассматривается социальная информатика как область научного знания, а также роль информации в развитии общества, информационные ресурсы общества, информационный потенциал общества, информационное общество и человек в информационном обществе. Учебное пособие содержит также глоссарий, тесты, персоналии и список литературы для более углублённого изучения дисциплины «Социальная информатика». Его целевой аудиторией являются прежде всего студенты бакалавриата, изучающие социальную информатику, а также все те, кто желают составить себе общее представление об этой дисциплине.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие

Глава 1. Социальная информатика как область научного знания

1. 1. Становление социальной информатики

1. 2. Предмет и методы социальной информатики

1. 3. Социальная информатика в системе наук

Контрольные вопросы

Задания для самостоятельной работы

Темы рефератов

Глава 2. Роль информации в развитии общества

2. 1. Информационные революции в истории человечества

2. 2. Информатизация общества как глобальный процесс

2. 3. Информационные технологии в современном обществе

Контрольные вопросы

Задания для самостоятельной работы

Темы рефератов

Глава 3. Информационные ресурсы общества

3. 1. Информационные ресурсы как форма представления знаний

3. 2. Информационная инфраструктура общества

3. 3. Понятие и структура информационного рынка

Контрольные вопросы

Задания для самостоятельной работы

Темы рефератов

Глава 4. Информационный потенциал общества

4. 1. Понятие и структура информационного потенциала общества

4. 2. Информационная техносфера современного общества

4. 3. Информационная культура общества

Контрольные вопросы

Задания для самостоятельной работы

Темы рефератов

Глава 5. Информационное общество

5. 1. Формирование информационного общества

5. 2. Проблема информационной безопасности

5. 3. Информационные войны

Контрольные вопросы

Задания для самостоятельной работы

Темы рефератов

Глава 6. Человек в информационном обществе

6. 1. Информационный образ жизни

6. 2. Проблема информационного неравенства

6. 3. Информационная преступность

Контрольные вопросы

Задания для самостоятельной работы

Темы рефератов

Глоссарий

Тесты

Персоналии

Литература

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

В 2011 г. наше высшее образование перешло на двухуровневую систему, включающую в себя подготовку бакалавров и магистров. Реализация этой системы подготовки бакалавров и магистров осуществляется в соответствии со стандартами нового, третьего поколения, которые отличаются от стандартов второго поколения не только формулировкой цели высшего профессионального образования, но и набором дисциплин, подлежащих обязательному изучению. Перечень этих дисциплин, получивших название базовых, обусловлен в конечном счёте социальными факторами, т. е. потребностями развития образования, науки, культуры и т. д. В базовую (общепрофессиональную) часть профессионального цикла Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400 «Социальная работа» включена дисциплина «Социальная информатика», которая отсутствовала в стандарте второго поколения, принятом ещё в 2000 г. Появление этой дисциплины в стандарте третьего поколения представляется вполне естественным, поскольку в последнее десятилетие мы стали свидетелями кардинальных изменений, связанных с глобальным характером происходящего в обществе процесса информатизации.

Учебное пособие, которое автор предлагает вниманию читателей, отражает его видение дисциплины «Социальная информатика», читаемой им для будущих бакалавров социальной работы на факультете социологии и политологии Южного федерального университета. Его основное содержание распределено по шести главам, каждая из которых завершается формулировкой контрольных вопросов, заданий для самостоятельной работы и тем рефератов. Контрольные вопросы касаются определений понятий, которые играют фундаментальную роль в изучении дисциплины «Социальная информатика». Для того чтобы привлечь внимание читателя к этим понятиям, в тексте учебного пособия они выделяются курсивом. Выполнение заданий для самостоятельной работы требует от студентов не только знания изучаемого материала, но и определённых навыков логического рассуждения, т. е. умения давать обоснованный ответ на поставленный вопрос. Наконец, написание рефератов на предлагаемые темы позволяет студентам более глубоко изучить некоторые вопросы, которые в учебном пособии только затрагиваются, но детально не рассматриваются.

Помимо шести глав, в которых даётся систематическое изложение социальной информатики, учебное пособие включает в себя четыре раздела. Первый из этих разделов содержит определения основных понятий социальной информатики, которые соотносятся с контрольными вопросами в конце каждой главы, второй – тесты вместе с ключами к ним, третий – краткую информацию о тех людях, с именами которых связано становление и развитие социальной информатики как области научного знания, а четвёртый – список литературы, включающий в себя не только учебники и учебные пособия, но и научные монографии.

Хотя социальная информатика преподаётся в российских вузах уже более десяти лет, учебной литературы для тех, кто приступает к её изучению, сравнительно немного. Наибольшей популярностью среди этой литературы пользуется учебное пособие К. К. Колина «Социальная информатика», вышедшее ещё в 2003 г. Полагая, что любая дисциплина, изучаемая в вузе, должна быть обеспечена максимальным количеством разнообразной литературы (научной, учебно-методической, публицистической и т. д.), мы решили вынести на суд общественности написанное нами учебное пособие по социальной информатике. Мы надеемся, что это учебное пособие, задуманное как популярное изложение сложных научных проблем, сможет помочь желающим составить себе общее представление об одной из наиболее интенсивно развивающихся наук нашего времени – социальной информатике.

 

ГЛАВА 1

СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА КАК ОБЛАСТЬ

НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

 

Темы рефератов

1. Математическая теория информации.

2. Понятие информации в логике.

3. Понятие информации в социологии.

4. Социальная информатика и социология.

5. Предмет и методы социальной информатики.

6. Предметная область социальной информатики.

7. Формирование методологии социальной информатики.

8. Методологические принципы социальной информатики.

9. Социальная информатика как результат междисциплинарных исследований.

10. Социальная информатика и кибернетика.

11. Социальная информатика как фундаментальная наука.

12. Социальная информатика и социальная работа.

ГЛАВА 2

РОЛЬ ИНФОРМАЦИИ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА

 

Темы рефератов

1. История человечества как последовательность технологических революций.

2. Технологические и информационные революции.

3. О. Тоффлер о трёх волнах в развитии общества.

4. Концепция постиндустриального общества.

5. Социальная информатика и проблема информатизации общества.

6. Информатизация общества и глобальные проблемы человечества.

7. Исторические предпосылки информатизации общества.

8. Идея вычислительной машины в истории культуры.

9. Понятие и виды технологий.

10. Программа ЮНЕСКО «Информация для всех».

11. Критерии эффективности информационных технологий.

12. Проблема оптимизации массовых информационных процессов.

13. Современный мир и проблема образования.

14. Вызовы 21 в. и новые задачи системы образования.

15. Концепция опережающего образования.

16. Информатизация образования как фундаментальная проблема современности.

17. Информационное обеспечение системы образования.

18. Дистанционное образование.

ГЛАВА 3

Темы рефератов

1. Формы представления знаний.

2. Социальная информатика и информография.

3. Инженерия знаний как область исследований.

4. Знание как национальное достояние.

5. Классификация информационных ресурсов.

6. Проблема формирования единого информационного пространства.

7. Политика в сфере информатизации как часть внутренней политики государства.

8. Информационные ресурсы социальной сферы.

9. Правовые основы развития в России информационного рынка.

10. Современные информационные услуги.

11. Структура информационного рынка современного общества.

12. Информационный бизнес как вид предпринимательской деятельности.

ГЛАВА 4

Темы рефератов

1. Стратегическое значение развития информационного потенциала общества.

2. Проблема информационного бума.

3. Современные оценки уровня развития информационной техносферы.

4. Программа развития вычислительной техники в Советском Союзе.

5. Информационная техносфера и развитие системы образования.

6. Аудиовизуальная культура.

7. Логическая культура.

8. Семиотическая культура.

9. Понятийно-терминологическая культура.

10. Технологическая культура.

11. Коммуникационная культура.

12. Сетевая культура.

ГЛАВА 5

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

 

Информационные войны

Понятие информационной войны, пришедшее к нам из английского языка (information war), используется в двух смыслах. Во-первых, оно означает то же самое, что и психологическая война, т. е. психологическое воздействие на гражданское население или военнослужащих другого государства с целью достижения политических или военных целей. Во-вторых, информационная война представляет собой целенаправленные действия, предпринятые для достижения информационного превосходства путём нанесения ущерба информации, а также информационным процессам и информационным системам противника при одновременной защите собственной информации, информационных процессов и информационных систем.

Истоки информационных войн следует искать в истории древних народов, которые постоянно воевали друг с другом, используя для достижения победы любые средства, включая передачу ложной информации. Так, из древнегреческой мифологии мы знаем, что после длительной и безуспешной осады Трои ахейцы прибегли к хитрости. Эта хитрость, придуманная царём Итаки Одиссеем, заключалась в следующем: ахейцы соорудили огромного деревянного коня, оставили его у стен Трои, а сами сели на свои корабли и сделали вид, что уплывают домой. Несмотря на предостережение жреца, троянцы втащили этого коня за стены Трои, а ночью прятавшиеся в нём ахейцы во главе с Одиссеем выбрались из него, перебили охрану, открыли крепостные ворота и впустили внутрь своих товарищей. Таким образом, судьба Трои была решена, а выражение «троянский конь» со времён Древности стало нарицательным, означая «подарок или дар, принесённый с целью погубить врага». С появлением электронных вычислительных машин это выражение приобрело ещё один – переносный – смысл: «вредоносная программа, проникающая на компьютер под видом безобидной».

Попытаемся понять, какое отношение приведённый нами пример имеет к информационной войне. Какую ложную информацию передали ахейцы троянцам? Во-первых, на боку троянского коня было написано «Этот дар приносят Афине Воительнице уходящие данайцы»[11]. У древних греков был обычай – перед началом военных действий или по их завершении приносить в жертву лошадь, однако троянский конь изначально был задуман «хитроумным Одиссеем» (Гомер) не как жертвоприношение, а как ловушка для врага. Во-вторых, ахейцы якобы собирались возвращаться на родину, но уходить из-под стен Трои они на самом деле и не помышляли. Обратившись к истории, мы обнаружим ещё немало случаев, в которых важную роль в победе над врагом сыграли приёмы ведения информационной войны. Одно из первых проявлений информационной войны было зафиксировано во время Крымской войны (1853-1856), когда после Синопского сражения английские газеты в своих отчётах о нём писали, что русские будто бы достреливали плававших в море раненых турок.

Как видно из приведённых нами примеров, средством информационной войны может служить обман, представляющий собой введение кого-либо в заблуждение путём передачи ложной информации. При этом под заблуждением имеется в виду несоответствие субъективных представлений человека (верований, мнений и т. д.) объективному положению вещей. Обман не следует смешивать с самим процессом передачи ложной информации, который называется дезинформацией и не всегда имеет своим конечным результатом введение в заблуждение. Так, во время избирательных кампаний средства массовой информации часто дезинформируют население, однако далеко не всегда его удаётся обмануть.

Различают два вида обмана – непреднамеренный (непроизвольный) и преднамеренный. Непреднамеренный обман представляет собой обман, который имеет место в результате получения ложной информации, переданной по ошибке. Преднамеренный обман представляет собой обман, который является результатом приёма ложной информации, переданной с целью обмануть кого-либо. Поскольку мы говорим об обмане в контексте рассмотрения информационной войны, нас будет интересовать прежде всего преднамеренный обман. Такой обман может быть результатом клеветы, лести, блефа и других видов дезинформации.

Будучи разновидностью дезинформации, клевета представляет собой передачу ложной информации с целью дать кому-либо отрицательную оценку. В процессе такой передачи её субъектом на основе обмана делается попытка негативно оценить кого-либо (оскорбить, опорочить, унизить и т. д.). Клевета может осуществляться как отдельными людьми, так и их группами, преследующими социально-экономические или политические цели. При групповой клевете основным каналом передачи ложной информации являются обычно средства массовой коммуникации, которые защищены от прямой критики со стороны тех, на кого она направлена. Что касается лести, то она представляет собой передачу ложной информации с целью дать кому-либо положительную оценку. В процессе такой передачи её субъектом на основе обмана делается попытка позитивно оценить кого-либо (выразить восхищение, одобрить, похвалить и т. д.). В отличие от клеветы, лесть обычно непосредственно осуществляется в адрес объекта положительной оценки. Наконец, блеф представляет собой передачу ложной информации с целью убедить кого-либо в том, что желаемое положение вещей имеет место в действительности. В процессе такой передачи её субъектом на основе обмана делается попытка убедить кого-либо в том, что желаемое, но реально не существующее положение вещей действительно существует. Блеф может осуществляться как отдельными людьми, так и их группами. В первом случае, например, обанкротившийся предприниматель покупает дорогой автомобиль, чтобы убедить кредиторов в своей платёжеспособности, а во втором – потерявшая поддержку большинства населения, но ещё находящаяся у власти политическая партия с помощью средств массовой информации пытается убедить общественность, что её авторитет по-прежнему высок.

Как и любая война, информационная война ведётся с применением оружия. Однако это оружие является не обычным (огнестрельным, холодным и т. д.), а информационным (например, обман). Под информационным оружием имеются в виду любые средства, которые используются в информационной войне. К особенностям такого оружия относятся атакующий характер, позволяющий ему разрушать информационные ресурсы и информационный потенциал противника, а также скрытность, т. е. возможность ведения необъявленной войны. В современном арсенале информационного оружия важное место отводится компьютерным вирусам, а также логическим бомбам.

Компьютерный вирус представляет собой программу-паразит, которая заражает другие программы и переносится вместе с ними на другие компьютеры. Компьютерные вирусы имеют долгую историю, которая восходит к проблеме защиты программного обеспечения от его несанкционированного копирования. Первоначальное решение этой проблемы заключалось в том, что программа после такого копирования просто переставала работать. Дальнейшие исследования проблемы защиты программного обеспечения от несанкционированного копирования пошли по двум направлениям: во-первых, разработка методов создания сложной защиты, а во-вторых, развитие идеи активной защиты, т. е. нападения. При активной защите программа, ставшая объектом несанкционированного копирования, не только переставала работать, но и портила информацию, находящуюся в компьютере. Так возникла идея компьютерных вирусов как специальных программ, которые внедряются в компьютер и ждут своего часа с целью нанести ему определённый урон. В дальнейшем разработка компьютерных вирусов не связывалась уже с конкретными программами, а превратилась для их разработчиков в своеобразное искусство. Её результатом явилось создание разнообразных вирусов, которые замедляли работу компьютера, портили информацию на диске и других внешних носителях, полностью стирали информацию и т. д.

Компьютерные вирусы поражают персональные компьютеры, на которых отсутствует системная защита от произвольного доступа программ пользователя к его ресурсам. Заражение какой-либо программы заключается в том, что точка входа в неё перенаправляется на точку входа в компьютерный вирус. Иными словами, при запуске на компьютере заражённой программы сначала запустится компьютерный вирус, который получит возможность для своего дальнейшего размножения. Поскольку компьютерный вирус имеет небольшой размер, его заметить практически невозможно, пока он не начал свою вредоносную деятельность. Для его обнаружения и обезвреживания используются специальные программы, называемые антивирусами.

Логическая бомба (англ. logic bomb) представляет собой программу, которая запускается при определённых условиях для осуществления вредоносных действий. Такие действия могут включать в себя несанкционированный доступ к информации, а также искажение или уничтожение данных. Компьютерные вирусы могут содержать в себе логические бомбы, которые срабатывают при выполнении определённых условий. Классическим примером компьютерного вируса, содержащего логическую бомбу, является вирус CIH, которому компьютерщики дали название «Чернобыль». 26 апреля 1999 г. – в годовщину аварии на Чернобыльской АЭС – он активизировался и уничтожил данные на полумиллионе персональных компьютеров.

 

Контрольные вопросы

1. Что такое доиндустриальное общество? индустриальное общество? постиндустриальное общество?

2. Что такое информационное общество?

3. Что такое информационный взрыв?

4. Что имеется в виду под информационной безопасностью?

5. Что имеется в виду под информационной средой общества?

6. Что имеется в виду под конфиденциальностью информации? целостностью информации? доступностью информации?

7. Что имеется в виду под неотказуемостью информации? подотчётностью информации? достоверностью информации? аутентичностью информации?

8. Что такое психологическая война?

9. Что такое информационная война?

10. Что такое обман?

11. Что имеется в виду под заблуждением?

12. Что называется дезинформацией?

13. Что такое непреднамеренный обман? преднамеренный обман?

14. Что такое клевета? лесть? блеф?

15. Что такое информационное оружие?

16. Что такое компьютерный вирус?

17. Что такое антивирус?

18. Что такое логическая бомба?

 

Задания для самостоятельной работы

1. Объясните, в чём заключается различие между капиталистическим и индустриальным обществом.

2. Сформулируйте положения, из признания которых исходят теоретики индустриального общества.

3. Укажите факторы, которыми определяется переход от индустриального общества к постиндустриальному.

4. Объясните, с чем связано возникновение постиндустриального общества.

5. Объясните, в чём заключается формирование и развитие информационной среды общества в интересах личности.

6. Объясните, в чём заключается формирование и развитие информационной среды общества в интересах общества.

7. Объясните, в чём заключается формирование и развитие информационной среды общества в интересах государства.

8. Укажите факторы, которые относятся к источникам угроз для информационной безопасности.

9. Укажите, в каких смыслах используется понятие информационной войны.

10. Объясните, почему обман не следует смешивать с дезинформацией.

11. Объясните, каковы особенности информационного оружия.

12. Объясните, в чём заключается различие между компьютерным вирусом и логической бомбой.

 

Темы рефератов

1. Основные закономерности формирования информационного общества.

2. Критерии перехода к информационному обществу.

3. Информационная экономика.

4. Технологии информационного общества.

5. Путь России к информационному обществу.

6. Национальные интересы страны в сфере информационной безопасности.

7. Цели и объекты информационной безопасности.

8. Угрозы для информационной безопасности.

9. Информационные войны в истории человечества.

10. Обман как средство информационной войны.

11. Особенности информационного оружия.

12. Компьютерные вирусы и логические бомбы.

 

ГЛАВА 6

Информационный образ жизни

Понятие образа жизни давно уже используется философами, социологами и другими специалистами в области социально-гуманитарного знания для обозначения условий и особенностей повседневной жизни людей в том или ином обществе. В отличие от него, понятие информационного образа жизни является порождением современного общества, в котором информация стала важнейшим фактором его развития. Выделяют два смысла, в которых оно может использоваться. Во-первых, понятие информационного образа жизни может означать образ жизни людей в грядущем информационном обществе, все стороны которого пронизаны информационными отношениями, основанными на информационных технологиях. Во-вторых, это понятие может означать информационный аспект современного образа жизни. Таким образом, понятие информационного образа жизни во втором смысле отражает то, в какой степени современное общество является информационным.

Образ жизни включает в себя трудовую, общественно-политическую, учебную, бытовую, социально-культурную и досуговую деятельность. Дадим этим видам деятельности краткую характеристику, а затем посмотрим, какие изменения происходят в них в связи с переходом к информационному обществу. Трудовая деятельность представляет собой сознательную деятельность человека, направленную на удовлетворение потребностей индивида и общества. В процессе этой деятельности человек при помощи орудий труда осваивает, изменяет и приспосабливает к своим потребностям предметы природы. Будучи одним из базовых условий жизни человека и общества, трудовая деятельность лежит в основе всех других общественных отношений. Общественно-политическая деятельность представляет собой деятельность больших групп граждан, направленную на достижение каких-либо политических целей. При этом она не отличается такой идейной и организационной общности, как политическая деятельность, которая имеет своей целью борьбу за власть в государстве. Учебная деятельность представляет собой форму активности личности, направленную на усвоение социального опыта познания и преобразования мира. Будучи основной нормативной деятельностью в учреждениях образования, она включает в себя овладение культурными способами внешних предметных и умственных действий. Бытовая деятельность представляет собой сферу деятельности человека, которая связана с удовлетворением его потребностей. Удовлетворяя свои потребности, человек вступает в различные отношения с другими людьми. В своей совокупности эти отношения образуют социальную сферу общества, которая противопоставляется его экономике и политике. Социально-культурная деятельность представляет собой деятельность, содержание которой составляют процессы сохранения, передачи, освоения и развития традиций, ценностей и норм в сфере художественной, исторической, духовно-нравственной, экологической и политической культуры. Будучи одной из составляющих социальной работы, она направлена на организацию содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потребностей, создание условий для самореализации отдельной личности, а также самосовершенствование и творчество в рамках свободного времени. Наконец, досуговая деятельность представляет собой добровольную деятельность, осуществляемую человеком в свободное время под влиянием внутренних побуждений. Она имеет смысл лишь в том случае, если её противоположностью является трудовая деятельность, вызванная необходимостью достижения практических результатов, которые дают человеку возможность поддерживать свою жизнедеятельность.

Информатизация трудовой деятельности привела к тому, что в развитых странах содержание работы большей части занятого населения оказалось связанным с приёмом, анализом и передачей деловой информации с помощью современных технических средств. Многие государственные и муниципальные предприятия, а также современные банки скорее напоминают вычислительные центры, чем офисы пятидесятилетней давности. То же самое можно сказать о библиотеках, научных лабораториях, правительственных учреждениях и предприятиях социальной сферы.

Развитие электронной почты, а также сотовой и других средств связи повысило оперативность деловых контактов между людьми, которая усиливала эффективность их деятельности. По подсчётам специалистов, сокращение на одни сутки времени оборота банковских средств эквивалентно увеличению на один процент национального дохода. Кроме того, отмечается тенденция сокращения количества деловых поездок, имеющих своей целью получение информации. Хотя в современном деловом мире процент таких поездок крайне высок, он постепенно начинает сокращаться, уступая своё место более оперативному общению с помощью средств связи. Таким образом, уровень информационной подготовки специалистов становится в современном обществе всё более важным фактором, определяющим успех их трудовой деятельности.

Общественно-политическая деятельность предполагает обращение людей к информации, которая публикуется в различных аналитических обзорах, государственных и общественных изданиях, а также сообщается по радио и телевидению. Однако эта информация настолько велика по объёму, что простому человеку справиться с ней практически невозможно. По подсчётам специалистов, с 1970 г. общее количество научных журналов возросло на порядок и к началу нынешнего столетия равнялось одному миллиону. Всё сказанное нами применимо и к газетам, количество которых также быстро возрастает. Выход из создавшейся ситуации видится в использовании автоматизированных систем, которые оперативно занимаются анализом информации, публикуемой в научных, а также общественно-политических журналах и газетах. Современные информационные технологии позволяют осуществлять без существенных задержек обработку данных, публикуемых в средствах массовой информации. Они открывают широкие возможности для более эффективной работы различных аналитических центров, занимающихся анализом общественного мнения, проведением прогнозных исследований и т. д.

Информатизация учебной деятельности преследует как универсальные, так и специфические цели. Первые из этих целей включают в себя развитие интеллектуальных способностей человека, а также гуманизацию и доступность образования, а вторые – компьютерную грамотность, информационное обеспечение образования и индивидуализированное образование на основе современных компьютерных технологий. По мнению специалистов, использование мультимедиа в учебной деятельности способствует переходу к новой парадигме образования, направленной на раскрытие индивидуальных возможностей человека. Кроме того, большой вклад в совершенствование индивидуализации образования вносит использование в учебном процессе гипертекста.

В современном обществе информационная подготовка специалистов не может ограничиваться только компьютерной грамотностью, как несколько десятилетий назад. Простейших знаний об устройстве ЭВМ, а также элементарных навыков пользования персональной вычислительной техникой уже явно недостаточно. Как представляется, современный специалист должен обладать следующими знаниями и умениями в области использования информационных ресурсов:

· иметь представление о функциональных возможностях современной информационной техники и уметь использовать их в своей профессиональной деятельности;

· иметь представление о существующих глобальных системах и о предоставляемых ими информационных услугах;

· иметь дополнительную подготовку в области использования информационного обеспечения своей профессиональной деятельности.

Информатизация бытовой деятельности проявляется в различных формах, которые за последние несколько десятилетий до неузнаваемости изменили нашу жизнь. Одним из её проявлений является всё более широкое распространение электронных форм оплаты товаров и услуг, которыми люди пользуются в своей повседневной жизни. Настоящую революцию в сфере торговли и бытовых услуг произвело распространение электронных банковских карточек, которые можно использовать для осуществления расчётов в гостиницах, кафе, супермаркетах и т. д. Широкое распространение получили также абонентские магнитные карты, которые используются для оплаты услуг телефонной связи.

Для решения в домашних условиях вычислительных, обучающих, игровых и других задач предназначены персональные компьютеры. Кроме того, важными областями их применения являются обеспечение информационных потребностей людей, а также автоматическое управление домашним хозяйством. В первом случае подразумевается доступ к различным базам данных и знаний, общение с владельцами других персональных компьютеров и т. д., а во втором – управление микроклиматом, освещённостью, отопительной системой, бытовой техникой, а также обеспечение неприкосновенности и безопасности жилища. В 70-х годах прошлого века в Соединённых Штатах Америки появилось понятие «умный дом» (англ. smart home), которое означало первоначально «здание, обеспечивающее продуктивное и эффективное использование рабочего пространства». В настоящее время под умным домом имеется в виду жилой дом современного типа, организованный для проживания людей при помощи автоматизации и высокотехнологичных устройств.

Информатизация социально-культурной деятельности привела к расширению информационных связей между различными регионами, странами, народами и т. д. Её результатом является усиление контактов и взаимовлияния разных социокультурных систем, приводящее к изменениям материальной культуры, а также обычаев и верований. В процессе информатизации общества необходимо использовать все её преимущества, вытекающие из новых технологических возможностей. На уровне индивидов эти преимущества касаются высококачественных и доступных услуг, а на уровне отдельных стран – максимального использования культурного потенциала. Распространение телекоммуникаций по всему миру означает не только то, что стало легко общаться с другими людьми с помощью телефона, интернета и других средств связи, но и то, что стратегии развития должны разрабатываться разными странами с учётом глобальных факторов. Страны, которые не вступили своевременно на путь информатизации, обречены не только на технологическое и экономические, но и на культурное отставание.

Всё более широкое распространение находят персональные компьютеры в досуговой деятельности, связанной с саморазвитием, отдыхом, развлечением и т. д. С их помощью изучают иностранные языки, пишут музыку, а также выполняют другие работы. Наличие домашнего компьютера позволяет существенно повысить уровень компьютерной грамотности, без которой ребёнок не может поступить в элитную школу. Довольно интенсивно развиваются информационные системы, позволяющие в домашних условиях играть, а также слушать музыку и смотреть видео. Ядром таких систем является персональный компьютер, который, например, может быть специально укомплектован («заточен») для игр.

 

Информационная преступность

Информатизация общества привела к появлению нового вида правонарушений, который получил название информационной преступности. Вообще правонарушение представляет собой виновное противоправное деяние, которое совершено вменяемым лицом и противоречит требованиям правовых норм. Все правонарушения принято делить на две группы – проступки и преступления. Если проступки включают в себя правонарушения, которые отличаются небольшой общественной опасностью, то преступления – правонарушения, которые отличаются большой общественной опасностью. Что касается информационной преступности, то она представляет собой противоправные действия в информационной сфере, которые нарушают права личности, организации или государства, нанося им моральный вред или материальный ущерб.

Поскольку информационная преступность является порождением современного общества, возникает вопрос о предпосылках её возникновения. Основные из этих предпосылок можно сформулировать следующим образом:

· отставание правовой базы от темпов развития информатизации общества, приводящее к безнаказанности многих преступлений в информационной сфере, которая порождает новые преступления;

· информатизация денежного обращения, банковских операций, а также финансового учёта и отчётности, привлекающая внимание преступных группировок;

· усиление роли интеллектуальных компонентов в профессиональной деятельности, делающее её возможной ареной для противоправных действий различных субъектов.

Таким образом, возникновение информационной преступности связано, во-первых, с расширением информационной сферы общества, а во-вторых, с отставанием существующей в нём правовой культуры от темпов развития его информатизации.

Будучи глобальным процессом, информатизация общества проникла во все сферы его жизни. Поэтому видов правонарушений, которые подпадают под понятие информационной преступности, довольно много. Однако мы ограничимся рассмотрением только тех из них, которые получили наиболее широкое распространение. Основными видами информационной преступности являются преступления в интеллектуальной сфере, преступления против личности и компьютерные преступления.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.122.9 (0.024 с.)