Утверждено учебным управлением КГЭУ в качестве методического 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Утверждено учебным управлением КГЭУ в качестве методического



Утверждено учебным управлением КГЭУ в качестве методического

пособия для студентов

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ МАГИСТРАНТОВ

Казань, 2008г.


УДК

ББК

З

Методические указания к педагогической практике магистрантов (педагогическая составляющая): Метод. указания/Сост.: Г.В.Завада, С.А.Хомочкина. – Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2008. – 16 с.

 

Методические указания содержат основные требования к педагогической практике, учебно-тематический план теоретической подготовки к проведению педагогической практики, приложения с примерными схемами анализа занятия, ведения дневника практики, развернутого плана - конспекта занятия, входной анкеты.

Данные методические указания к педагогической практике магистрантов (педагогическая составляющая) предназначены для магистрантов Казанского государственного энергетического университета.

 

Рецензент

К. пед. наук, доцент Фролов А.Г.

 

Рекомендовано секцией РИС ИЭСТ.

Председатель секции Мухарямов Н.М.

 

© Казанский государственный энергетический университет, 2008


ВВЕДЕНИЕ

Интеграция России в мировую систему высшего образования выявили необходимость в педагоге нового типа, способном быстро ориентироваться в окружающей действительности. Педагогическая практика является неотъемлемой частью профессионально-педагогической подготовки магистрантов к работе преподавателя и куратора в вузе и представляет собой особую форму взаимосвязи теоретического обучения и будущей практической деятельности.

Требования к организации практики определяются государственным образовательным стандартом ВПО степени магистр техники и технологии. Научно-педагогическая практика является компонентом профессиональной подготовки к научно-педагогической деятельности в высшем учебном заведении и представляет собой вид практической деятельности магистрантов по осуществлению учебно-воспитательного процесса в высшей школе, включающий организацию учебно-воспитательной деятельности студентов, научно-методическую работу по предмету, получение умений и навыков практической преподавательской деятельности.

Педагогическая практика представляет собой особый вид учебных занятий, в ходе которых формируется целостное всестороннее представление о педагогическом процессе, развиваются профессионально значимые компетенции. Педагогическая практика должна содержать методы, способы и средства реализации педагогических технологий, готовить магистрантов к решению основных проблем будущей профессиональной деятельности, связанных с участием в научно-исследовательской работе, выбором содержания обучения, методическим обеспечением учебных курсов, выбором и реализацией системы педагогического контроля, социально-психологическим регулированием деятельности студентов, воспитанием и формированием их личности. Высокий уровень педагогических умений не может быть достигнут только благодаря теоретической профессионально-педагогической переподготовке специалиста необходима педагогическая практика. Формирование педагогических умений не происходит сразу, а занимает продолжительное время и осуществляется путем постепенной выработки простейших педагогических приемов и действий, которые в дальнейшем усложняются и интегрируют в более сложные педагогические умения. Для этого на педагогической практике магистрант должен вырабатывать умения формулировать и решать научные и педагогические задачи, вести библиографическую работу с применением современных информационных технологий, представлять итоги проделанной работы в виде научных и педагогических документов с привлечением современных средств редактирования и печати, проводить научный и педагогический эксперимент, обрабатывать и анализировать полученные результаты, четко и корректно излагать учебный материал, осуществлять педагогический контроль с применением традиционных и современных технологий, использовать различные дидактические средства, выявлять психологическое состояние учащихся и стимулировать их деятельность.

Организация практики на всех этапах направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами-магистрантами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки магистра.

Научно-педагогическая практика является компонентом профессиональной подготовки к научно-педагогической деятельности в высшем учебном заведении и представляет собой вид практической деятельности магистрантов по осуществлению учебно-воспитательного процесса в высшей школе, включающий организацию учебно-воспитательной деятельности студентов, научно-методическую работу по предмету, получение умений и навыков практической преподавательской деятельности.

По итогам прохождения педагогической практики магистрант предоставляет отчетную документацию: оформленный дневник практики; самоанализ одного из проведенных практикантом занятий; анализ одного из посещенных практикантом занятий (преподавателей университета, либо других магистрантов). Примерные схемы анализа, плана-конспекта, дневника практики, входной анкеты приведены в Приложениях.

 

 

I. Общие положения

Объяснительная записка

Методические указания о педагогической (научно-педагогической) практике магистрантов Казанского государственного энергетического университета в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Казанский государственный энергетический университет» характеризуют порядок и формы прохождения педагогической практики магистрантами очной формы обучения.

Настоящие указания разработаны в соответствии с Государственным образовательным стандартом подготовки магистра техники и технологии, в соответствие с которым длительность научно-педагогической практики составляет четыре недели (II семестр, сентябрь).

Базой для прохождения практики являются выпускающие кафедры университета. Руководство научно-педагогической практикой осуществляется руководителем магистерской программы.

Психолого-педагогическая подготовка и консультирование осуществляется преподавателями педагогической кафедры.

Магистр выполняет педагогические (преподавательские) функции – проводит занятия, анализирует их, посещает занятия других магистрантов и преподавателей и анализирует их, выполняет функции помощника куратора.

 

Организационные основы педагогической практики

Базой для прохождения практики являются выпускающие кафедры университета. Руководство педагогической практикой осуществляется руководителем магистерской программы. Психолого-педагогическая подготовка и консультирование осуществляется преподавателями педагогической кафедры. Программа педагогической практики разрабатывается научным руководителем магистранта с участием консультанта от педагогической кафедры, подписывается заведующим выпускающей кафедры и утверждается ректором (проректором).

 

III. Содержание основных этапов педагогической практики

1. Подготовительный этап.

Задание до сентября:

Знакомство с ГОС, учебным планом, рабочей программой по дисциплине (рекомендуется необходимый материал законспектировать).

 

В начале практики проводится установочная конференция, где уточняются основные положения и задания педагогической практики.

На данном этапе проводится:

1) определение обшей цели и конкретных задач научно-педагогической практики;

2) составление индивидуального плана практики;

3) знакомство с группой студентов,

4) анкетирование,

5) разработка развернутых планов занятий.

 

2. Основной этап: реализация задач практики, анализ результатов выполнения каждой задачи научно-педагогической практики совместно с руководителем практики и научным руководителем, отражение результатов в дневнике практики.

 

На этом этапе магистрант-практикант осуществляет следующие виды деятельности:

§ Посещение и анализ занятий других магистрантов и преподавателей (рекомендуемое количество для отчета: одно занятие магистранта и одно занятие преподавателя)

§ Разработка развернутых план-конспектов учебных занятий (рекомендуемое число для отчета – одно)

§ Проведение учебных занятий.

§ Выполнений функций помощника куратора. С этой целью магистрант может выполнить одно из предложенных действий:

- анализ учебной деятельности и специфики интересов группы;

- анализ уровня развития коллектива группы и взаимоотношений его членов;

- проведение воспитательного мероприятия (беседы, экскурсии, знакомства и т.п.)

§ Ведение и правильное оформление документации по практике.

3.Контрольный этап. По результатам проведенной практикантом работы и на основе предоставленной отчетной документации методист по педагогике выставляет оценку по собственно педагогическому блоку заданий: зачтено - не зачтено. Итоговая отметка выставляется кафедральным руководителем педагогической практики.

 

Рекомендуемая литература:

 

1. Сысоева М.Е. Педагогическая практика. Справочник: Учебно-методическое пособие. – М., ЦГЛ, 2000.

2. Пашкевич Г.Н., Иванова М.Е. Педагогическая практика студентов предвыпускных и выпускных курсов. Методическое пособие. М.,2007.

3. Никитина Н.Н.. Введение в педагогическую деятельность.Теория и практика. Учеб.пособие. - 3- е изд.,стер.-М.:Академия,2007.

4. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование: учеб.пособие/Под ред.В.А.Сластенина,И.А. Колесниковой.- 2- е изд.,стер.-М.:Академия,2007.

5. Степанов, Александр Петрович. Теория и практика организации дифференцированной графической подготовки студентов в техническом вузе [Текст]:монография/А.П.Степанов, Я.Д.Золотоносов.-Казань:КГЭУ,2006

6. Габриелян О. С., Лысова Г.Г Химия для преподавателя: учеб.- метод. Пособие. - М.:Академия,2006

7. Маркин Ю. С. и др.Учебно- исследовательская работа студентов по теоретической механике с использованием учебного оборудования: учеб. Пособие. - Казань:КГЭУ,2007

8. Барышникова Е. Н., Клепач Е.В., Красс Н.А. Речевая культура молодого специалиста:учеб. Пособие -2-е изд.,испр.-М.:Наука,2006

9. Педагогические технологии дистационного обучения: учеб. пособие/ под ред.Е.С.Полат -М.:Академия,2006

10. Корнева Л.В. Психологические основы педагогической практики: учеб. Пособие - М.:ВЛАДОС,2006.

11. Трайнев В.А.Учебные деловые игры в педагогике, экономике, менеджменте, управлении, маркетинге, социологии, психологии: методология и практика проведения:учеб.пособие - М.:ВЛАДОС,2005.

 


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Схема дневника

Дневник заполняется студентом самостоятельно, ежедневно и является основным документом практиканта.

 

Основные обязательные составные части дневника:

Справочный материал.

ФИО магистранта, группа.

Научный руководитель, Руководитель практики, Методисты.

2. Индивидуальный план педагогической практики.

Расписание проводимых и посещаемых занятий, консультаций, воспитательного мероприятия.

3. Характеристика дисциплины по которой проводятся занятия:

Её место в ФГОС, учебном плане, значение в подготовке профессионала (бакалавра), описание компетенций, на формирование которых ориентирована данная дисциплина

4. Анализ посещаемых занятий (минимум- 1 занятие преподавателя, одно- магистранта-практиканта)

План-конспект открытого занятия

I. Организационная часть.

Приветствие, проверка присутствующих, анализ готовности аудитории и группы к занятию (наличие необходимого оборудования, наглядных средств, технического и компьютерного оборудования и т.п.)

II. Основная часть

(этапы могут меняться местами, некоторые могут отсутствовать – в зависимости от задач занятия)

2.1. Подготовительный этап – описание действий педагога, студентов и содержания этапа

2.2. Теоретический этап – описание действий педагога, студентов и содержания этапа

2.3. Практический этап – описание действий педагога, студентов и содержания этапа

2.4. Контролирующий этап – описание действий педагога, студентов и содержания этапа

Заключительная часть.

Подведение итогов, обобщение материала, комментирование домашнего занятия.

 

 


Приложение 4

 

Оформление результатов психолого-педагогической диагностики

по одному из аспектов:

- анализ учебной деятельности и специфики интересов группы,

- анализ уровня развития коллектива группы и взаимоотношений её членов,

- изучение и обобщение мнений студентов группы по интересующему магистранта вопросу и т.п.

 

 

1. Краткая характеристика группы и описание выбранного аспекта психолого-педагогической диагностики

2. Описание диагностических методик, время и место их проведения.

3. Результаты проведенных методик, анализ результатов

4. Рекомендации по работе с группой в 2 экземплярах. (Первый – в дневнике педагогической практики, второй на отдельных листах представляется куратору данной группы).

 


Содержание

Введение  
I. Общие положения 1. Объяснительная записка 2. Цели и задачи педагогической практики 3. Организационные основы педагогической практики 4. Отчетная документация по педагогической практике 5. Права и обязанности практиканта 6. Обязанности руководителя и консультанта практики  
II. Содержание педагогической практики и план действий магистрантов по подготовке и прохождению педагогической практики  
III. Содержание основных этапов педагогической практики Рекомендуемая литература  
Приложения  

 

Утверждено учебным управлением КГЭУ в качестве методического

пособия для студентов

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.237.3 (0.05 с.)