Организационные основы педагогической практики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационные основы педагогической практики



Базой для прохождения практики являются выпускающие кафедры университета. Руководство педагогической практикой осуществляется руководителем магистерской программы. Психолого-педагогическая подготовка и консультирование осуществляется преподавателями педагогической кафедры. Программа педагогической практики разрабатывается научным руководителем магистранта с участием консультанта от педагогической кафедры, подписывается заведующим выпускающей кафедры и утверждается ректором (проректором).

 

Отчетная документация по педагогической практике

По итогам прохождения педагогической практики магистрант предоставляет отчетную документацию:

- оформленный дневник практики;

- самоанализ одного из проведенных практикантом занятий;

- анализ одного из посещенных практикантом занятий (преподавателей университета, либо других магистрантов);

- конспект и анализ воспитательного дела или другого психолого-педагогического задания;

- зачетный лист по практике. Методисты выставляют отметки в зачетный лист, который сдается руководителю практики.

По итогам представленной отчетной документации руководителем практики от выпускающей кафедры с учетом отзывов консультанта от педагогической кафедры выставляется интегрированная оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).

 

Права и обязанности практиканта

Практикант имеет право по всем вопросам, возникающим в процессе практики, обращаться к руководителю и консультанту практики, пользоваться учебно-методическими пособиями университета, вносить предложения по усовершенствованию организации практики.

Магистрант во время прохождения практики по предварительному соглашению имеет право на посещение учебных занятий ведущих преподавателей университета с целью изучения методики преподавания, знакомства с передовым педагогическим опытом.

Практикант обязан: выполнять все виды работ, предусмотренных программой педагогической практики; подчиняться правилам внутреннего распорядка университета, распоряжениям администрации и руководителей практики; в соответствии с программой практики своевременно представлять отчетную документацию.

В случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, магистрант может быть отстранен от прохождения педагогической практики. Магистрант, отстраненный от практики или работа которого на практике признана неудовлетворительной, считается не выполнившим учебный план.

 

Обязанности руководителя и консультанта практики

6.1.Руководитель педагогической практики от выпускающей кафедры:

- обеспечивает четкую организацию, планирование и учет результатов практики;

- подбирает учебную дисциплину и академическую группу в качестве базы для проведения педагогической практики, знакомит магистранта с планом учебной работы, проводит открытые занятия;

- контролирует работу практиканта, посещает занятия и другие виды его работы со студентами, принимает меры по устранению недостатков в организации практики;

- анализирует и оценивает учебные занятия, проводит аттестацию по итогам практики;

- обобщает учебно-методический опыт практики, вносит предложения по ее совершенствованию.

 

6.2. Консультант педагогической практики от педагогической кафедры:

- организует индивидуальные и групповые консультации в рамках психолого-педагогической подготовки преподавателя высшей школы, по отбору и структурированию учебного материала, планированию и проведению учебных практических занятий, анализу и самоанализу посещаемых и проведенных занятий, оформлению отчетной документации;

- посещает зачетные занятия магистрантов, проводит их совместный с магистрантом развернутый психолого-педагогический анализ;

- готовит рекомендации по дальнейшему совершенствованию профессиональных педагогических умений магистранта;

- участвует в анализе и оценке итоговой отчетной документации практиканта;

- участвует в проведении установочных и итоговых конференций по практике;

- участвует в обсуждении вопросов организации практики и вносит предложения по ее совершенствованию.

II. Содержание педагогической практики и план действий магистрантов по подготовке и прохождению педагогической практики

Педагогическая практика магистранта предусматривает следующие виды деятельности:

1. отбор и структурирование учебного материала;

2. индивидуальное планирование и разработка содержания учебных занятий, методическая работа по предмету;

3. самостоятельное проведение занятий по учебной дисциплине (семинарских, практических и лабораторных занятий) и их самоанализ;

4. изучение опыта ведущих преподавателей университета в ходе посещения учебных занятий по научной дисциплине и смежным наукам;

5. посещение и анализ занятий магистрантов;

6. знакомство с организацией воспитательного процесса в КГЭУ, осуществление функций помощника куратора

7. ведение отчетной документации.

Таб.1. Характеристика основных видов деятельности практикантов

№ п/п Основные виды деятельности практиканта Краткая характеристика видов деятельности Темы занятий из курса «Педагогики высшей школы»
       
  Отбор и структурирование учебного материала Знакомство с ГОС, рабочими планами и рабочими программами по дисциплине Работа с текстами, учебными пособиями, научными статьями. Отбор материала на основе дидактических принципов и поставленных дидактических целей «Принципы обучения» «Содержание обучения»
       
  Индивидуальное планирование и разработка содержания учебных занятий, методическая работа по предмету Разработка учебно-методических комплексов по дисциплине. Принципы разработки балльно–рейтинговой системы «Содержание обучения» «Контроль и оценка успеваемости в процессе обучения»
  Самостоятельное проведение занятий по учебной дисциплине (семинарских, практических и лабораторных занятий) и их самоанализ Подготовка учебных занятий: план занятия; цели; задачи; подготовка дидактических средств; разработка развернутых планов; организация самостоятельной работы студентов. Использование методов, способов и средств реализации педагогических технологий «Формы организации учебного процесса» «Методы и средства обучения» «Активизация обучения студентов»
  Изучение опыта ведущих преподавателей университета в ходе посещения учебных занятий по научной дисциплине и смежным наукам Посещение и анализ занятий магистрантов Анализ эффективности используемых методов, способов и средств обучения, различных приемов организации самостоятельной учебной работы студентов Анализ роли преподавателя в процессе обучения Оценивание эффективности различных стилей педагогического общения в образовательном процессе «Методы и средства обучения» «Педагогическое общение» «Стандарт преподавателя как специалиста»
  Знакомство с организацией воспитательного процесса в КГЭУ, осуществление функций помощника куратора Использование разнообразных методов педагогического исследования для изучения личности и коллектива обучаемых. Разработка материалов для проведения диагностики, для изучения деловой и личностной структуры коллектива. Выявление психологического состояния обучаемых и стимулирование их деятельности. Анкетирование. «Воспитательная система вуза»
       
  Ведение отчетной документации Педагогическая рефлексия «Стандарт преподавателя как специалиста»

 

III. Содержание основных этапов педагогической практики

1. Подготовительный этап.

Задание до сентября:

Знакомство с ГОС, учебным планом, рабочей программой по дисциплине (рекомендуется необходимый материал законспектировать).

 

В начале практики проводится установочная конференция, где уточняются основные положения и задания педагогической практики.

На данном этапе проводится:

1) определение обшей цели и конкретных задач научно-педагогической практики;

2) составление индивидуального плана практики;

3) знакомство с группой студентов,

4) анкетирование,

5) разработка развернутых планов занятий.

 

2. Основной этап: реализация задач практики, анализ результатов выполнения каждой задачи научно-педагогической практики совместно с руководителем практики и научным руководителем, отражение результатов в дневнике практики.

 

На этом этапе магистрант-практикант осуществляет следующие виды деятельности:

§ Посещение и анализ занятий других магистрантов и преподавателей (рекомендуемое количество для отчета: одно занятие магистранта и одно занятие преподавателя)

§ Разработка развернутых план-конспектов учебных занятий (рекомендуемое число для отчета – одно)

§ Проведение учебных занятий.

§ Выполнений функций помощника куратора. С этой целью магистрант может выполнить одно из предложенных действий:

- анализ учебной деятельности и специфики интересов группы;

- анализ уровня развития коллектива группы и взаимоотношений его членов;

- проведение воспитательного мероприятия (беседы, экскурсии, знакомства и т.п.)

§ Ведение и правильное оформление документации по практике.

3.Контрольный этап. По результатам проведенной практикантом работы и на основе предоставленной отчетной документации методист по педагогике выставляет оценку по собственно педагогическому блоку заданий: зачтено - не зачтено. Итоговая отметка выставляется кафедральным руководителем педагогической практики.

 

Рекомендуемая литература:

 

1. Сысоева М.Е. Педагогическая практика. Справочник: Учебно-методическое пособие. – М., ЦГЛ, 2000.

2. Пашкевич Г.Н., Иванова М.Е. Педагогическая практика студентов предвыпускных и выпускных курсов. Методическое пособие. М.,2007.

3. Никитина Н.Н.. Введение в педагогическую деятельность.Теория и практика. Учеб.пособие. - 3- е изд.,стер.-М.:Академия,2007.

4. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование: учеб.пособие/Под ред.В.А.Сластенина,И.А. Колесниковой.- 2- е изд.,стер.-М.:Академия,2007.

5. Степанов, Александр Петрович. Теория и практика организации дифференцированной графической подготовки студентов в техническом вузе [Текст]:монография/А.П.Степанов, Я.Д.Золотоносов.-Казань:КГЭУ,2006

6. Габриелян О. С., Лысова Г.Г Химия для преподавателя: учеб.- метод. Пособие. - М.:Академия,2006

7. Маркин Ю. С. и др.Учебно- исследовательская работа студентов по теоретической механике с использованием учебного оборудования: учеб. Пособие. - Казань:КГЭУ,2007

8. Барышникова Е. Н., Клепач Е.В., Красс Н.А. Речевая культура молодого специалиста:учеб. Пособие -2-е изд.,испр.-М.:Наука,2006

9. Педагогические технологии дистационного обучения: учеб. пособие/ под ред.Е.С.Полат -М.:Академия,2006

10. Корнева Л.В. Психологические основы педагогической практики: учеб. Пособие - М.:ВЛАДОС,2006.

11. Трайнев В.А.Учебные деловые игры в педагогике, экономике, менеджменте, управлении, маркетинге, социологии, психологии: методология и практика проведения:учеб.пособие - М.:ВЛАДОС,2005.

 


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Схема дневника

Дневник заполняется студентом самостоятельно, ежедневно и является основным документом практиканта.

 

Основные обязательные составные части дневника:

Справочный материал.

ФИО магистранта, группа.

Научный руководитель, Руководитель практики, Методисты.

2. Индивидуальный план педагогической практики.

Расписание проводимых и посещаемых занятий, консультаций, воспитательного мероприятия.

3. Характеристика дисциплины по которой проводятся занятия:

Её место в ФГОС, учебном плане, значение в подготовке профессионала (бакалавра), описание компетенций, на формирование которых ориентирована данная дисциплина

4. Анализ посещаемых занятий (минимум- 1 занятие преподавателя, одно- магистранта-практиканта)

План-конспект открытого занятия



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.221.113 (0.021 с.)