Становление социальной информатики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление социальной информатики



Одним из наиболее общих понятий, обозначающим некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и т. п., является информация. Само понятие информации предполагает наличие трёх объектов – источника и потребителя информации, а также передающей среды. Носителем информации является сообщение, представляющее собой кодированный эквивалент события, который зафиксирован её источником и выражен с помощью последовательности символов. Средством передачи сообщения является канал связи, по которому оно передаётся в форме сигнала, представляющего собой знак, физический процесс или явление. Так, в электронных и электрических цепях распространяются электрические сигналы, в газообразных, жидких и твёрдых телах – акустические сигналы и т. д.

Сигнал, несущий информацию, имеет для её потребителя определённый смысл. В соответствии со специальными соглашениями, заключаемыми между источниками и потребителями информации, осуществляется интерпретация сигнала, т. е. извлечение из него смысла, который понятен потребителю. При этом сам сигнал может не иметь непосредственной связи с событием или явлением, о котором он несёт информацию. Вообще информация представляет собой свойство любого объекта порождать множество состояний, которые посредством отражения передаются от него к другому объекту, запечатлеваясь в его структуре. Будучи основным материалом мышления, она лежит в основе всякой умственной деятельности.

Исследователи информации исходят из того, что различные сообщения могут быть переведены на один общий язык, а сама информация, которую они несут, может быть измерена с количественной точки зрения. Принимая во внимание количественные параметры, можно оценивать передаваемые сообщения независимо от той формы, в которую они облечены. Тем самым создаётся объективная основа для построения общей теории информации, которая обычно называется информатикой. По роли в науке понятие информации сравнивают с другим фундаментальным понятием – понятием энергии, введение которого позволило рассматривать все явления природы с единой точки зрения.

До середины 20 в. в науке преобладало интуитивное понимание информации как сведений, передаваемых с помощью устной или письменной речи, технических средств связи и т. д. В 1949 г. американские учёные К. Э. Шеннон и У. Уивер сформулировали математическую теорию информации, называемую также вероятностной. Согласно этой теории, информация содержит только такие сообщения, которые уменьшают или вообще устраняют неопределённость в выборе одной из двух или более возможностей. Так, высказывание «Мэри Ричмонд – один из пионеров социальной работы» содержит информацию только для тех, кто не знал, что Мэри Ричмонд является одним из пионеров социальной работы. Помимо вероятностного, в дальнейшем были сформулированы топологический, алгоритмический и другие варианты математической теории информации.

Иное понимание информации было предложено английским учёным У. Р. Эшби, который полагал, что в её основе лежит понятие разнообразия. Согласно этому пониманию, информация представляет собой отражённое разнообразие, т. е. чем более разнообразными являются исследуемые предметы, тем больше информации они содержат. При этом предполагается, что в качестве основы для измерения информации выступает некоторое различие между исследуемыми предметами, которое может рассматриваться как простейшее. Так, сообщество, состоящее из представителей различных социальных групп, содержит некоторую информацию. Но если это сообщество состоит из одной социальной группы, например пенсионеров, то оно не содержит интересующей нас информации.

Первая попытка логического прояснения интуитивного понимания информации была предпринята немецким философом Р. Карнапом, идеи которого получили развитие в трудах финского логика Я. Хинтикки и других авторов. В логике под информацией имеется в виду формализованное знание, представленное в символической форме и выступающее в качестве объекта коммуникации между людьми. При этом любые осмысленные сообщения содержат определённую информацию, которая не зависит ни от степени осведомлённости её адресата, ни от степени разнообразия исследуемых объектов. Так, высказывание «Социальная работа в России возникла в 1991 г.» содержит информацию, которая не зависит от того, кто именно воспринимает его в качестве информационного сообщения, насколько он осведомлён в истории социальной работы в России, знает ли он русский язык и т. д. Наличие или отсутствие информации, содержащейся в некотором высказывании, определяется в конечном счёте его непротиворечивостью. Если вышеприведённое высказывание содержит информацию, то, например, высказывание «Социальная работа в России возникла в 1991 г., однако в 1991 г. социальная работа в России не возникла» не содержит никакой информации, поскольку оно описывает противоречивую ситуацию, которая никогда не может реализоваться.

В рамках логической концепции информации проводится различие между двумя её видами – объективной и субъективной информацией. Под объективной информацией имеется в виду знание о внешнем мире, который состоит из чувственно воспринимаемых объектов, а под субъективной – знание о внутреннем мире человека, включающем в себя его чувственные представления. Так, высказывание «Жилищная проблема в России до сих пор не решена» выражает объективную информацию о положении дел с обеспеченностью людей жильём, тогда как высказывание «Я знаю, что жилищная проблема в России до сих пор не решена» выражает субъективную информацию, которую один человек может передавать другому человеку или группе людей.

 

В социологии информация понимается как совокупность знаний, сведений, данных и сообщений, которые формируются и воспроизводятся в обществе и используются индивидами, группами, организациями, классами и социальными институтами для регулирования социального взаимодействия, общественных отношений, а также отношений между человеком, обществом и природой. Она является многоуровневым знанием, которое характеризует общественные процессы в целом, конкретные процессы, происходящие в различных сферах общества, а также интересы, стремления и мнения различных социальных групп. Распространение и хранение информации осуществляется с помощью различных средств, которые могут быть как институционализированными, так и неинституционализированными. Развитие науки и техники, а также усложнение общества и системы управления им приводит к тому, что всё более важную роль в формировании и распространении информации играют средства массовой коммуникации. В то же время реально функционирующая информация включает в себя оценки, мнения, восприятия и другие субъективные элементы, а также может носить искажённый характер, будучи основанной на стереотипах, предрассудках, слухах и т. д. Поэтому в современном обществе особенно острой является проблема адекватности информации, т. е. её полноты, обоснованности, достоверности и актуальности. Неадекватность информации неизбежно порождает процесс дезинформации, который может быть стихийным или регулируемым, направленным на манипулирование сознанием и поведением людей.

Стоя в одном ряду с такими фундаментальными категориями, как материя и энергия, информация является центральным понятием информатики, которое имеет множество определений, сформулированных в рамках математики, логики, социологии и других областей знания. Каждое из этих определений раскрывает ту или иную сторону информации как меры неоднородности распределения материи и энергии в окружающем мире, а также меры изменений, которыми сопровождаются все процессы, протекающие в нём. Выделяют три аспекта изучения информации – технический, семантический и прагматический. Технический аспект изучения информации касается её точности и надёжности, а также скорости передачи сообщений, способов построения каналов связи и т. д. Семантический аспект изучения информации касается того, насколько точно смысл сообщений передаётся с помощью кодированных символов. Наконец, прагматический аспект изучения информации касается того, насколько важным для потребителя является полученное им сообщение.

Для обозначения общей теории информации в современной науке используются два термина, один из которых имеет английское происхождение, а другой – французское. В Соединённых Штатах Америки, Канаде и некоторых латиноамериканских странах широкое распространение получил термин «computer science», означающий буквально «компьютерная наука». Его используют для обозначения научной дисциплины, изучающей процесс обработки, хранения и передачи информации с помощью компьютеров и телекоммуникационных систем. В России и странах Европы для обозначения этой дисциплины чаще используется термин «информатика», произошедший от французского слова «informatique»[1]. Сравнивая термины «компьютерная наука» и «информатика», специалисты обращают внимание на то, что первый из них отражает компьютерный аспект общей теории информации, а второй – её информационный аспект. Известный российский специалист в области информатики К. К. Колин даже считает, что эти термины обозначают две связанные, но различные по своему содержанию дисциплины. Более того, в связи с расширением предметной области информатики различие между этими дисциплинами будет всё более заметным.

Информатика является сравнительно новой областью знания, возникновение которой связано с развитием процесса информатизации, имеющего глобальный характер. Информатизация общества влечёт за собой кардинальные изменения в различных сферах жизни общества, которые существенным образом меняют условия жизни людей. Возникнув как дисциплина о методах обработки данных при помощи вычислительной техники, информатика к настоящему времени превратилась в фундаментальную науку об информационных процессах, протекающих в различных средах, включая природу и общество. Во взаимодействии с другими областями знания она дала толчок развитию целого ряда новых научных дисциплин, к которым относятся биоинформатика, социальная когнитология, социальная информатика и т. д. Биоинформатика представляет собой науку, изучающую информационные процессы в биологических системах. Что касается социальной когнитологии, то она является наукой о развитии интеллектуального потенциала общества. Наконец, социальная информатика стала рассматриваться как наука о процессах информатизации общества.

В 1974 г. в отечественной литературе появился термин «социальная информатика», автором которого был известный специалист в области теории коммуникаций А. В. Соколов. По замыслу его автора, он должен был обозначать научную дисциплину, которая подходит к изучению общественного знания, социальной коммуникации и управления обществом с точки зрения общей теории информации. А. В. Соколов полагал, что социальная информатика образуется в результате расширения общей теории информации, приводящего к сближению её с социологией. Его точка зрения была обобщена в работах академика А. Д. Урсула, связавшего социальную информатику с проблемой информатизации общества, в процессе которой происходит социализация информатики в её компьютерном понимании. В этих работах был показан социальный характер процесса информатизации, в котором вычислительная техника и информационные технологии являются средством более эффективного овладения информацией в целях прогрессивного развития общества. А. Д. Урсул предложил новый подход к социальной информатике, который в силу своей гуманистической направленности получил широкое распространение в научном сообществе. Поэтому многие специалисты полагают, что именно его следует считать основоположником социальной информатики как области научного знания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 501; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.83.240 (0.008 с.)