Внеклассная работа по информатике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внеклассная работа по информатике



Внеклассная работа является одним из важных средств развития личности школьника, поэтому тема «Внеклассная работа по информатике» имеет большое значение для профессио­нальной подготовки будущего учителя информатики.

Педагогическая профессия требует постоянного творческого поиска, самосовершенство­вания, повышения профессионального уровня. В наибольшей степени это касается учителя ин­форматики вследствие непрерывного изменения содержания и целей обучения, возрастания уровня компьютерной грамотности учащихся. Поэтому учитель информатики должен непре­рывно следить за публикациями в периодической печати (журналы «Информатика и образова­ние», «Компьютер в школе», «Компьютерные инструменты в образовании» и т.п., газета «Ин­форматика», другие издания компьютерной тематики). Мы надеемся, что в скором времени для активизации внеклассной работы учителя смогут воспользоваться новыми возможностями и информационными ресурсами, предоставляемыми сетью Интернет.

6.1. Дидактические основы внеклассной работы

Гуманизация и гуманитаризация в преподавании информатики

Гуманизация — ключевой элемент нового педагогического мышления, провозглашающе­го в качестве смысла и основной задачи образования развитие личности обучаемого.

Гуманизация информатики - составная часть гуманизации образования, перевода его на гуманистическую основу. Этот перевод позволяет разрешить ряд противоречий в образова­нии, выполнить социальный заказ общества на определенном этапе его развития и получить положительные результаты. При этом знания по информатике являются неотъемлемой частью общекультурного компонента образования.

Гуманизация информатики предполагает выполнение системы условий:

1) приближение информатики к человеку, его интересам, потребностям и способностям (создание эмоционального фона, показ личностной значимости изучения информатики, предоставление возможности изучения себя посредством информатики и т.д.);

2) создание целостного знания о мире (исследовательские работы на стыке нескольких наук и т.п.);

3) организация разнообразных видов деятельности для самовыражения и самоутверждения, поддержка и стимулирование творчества.

Гуманитаризация информатики - это комплекс мер, направленных на приоритетное развитие общекультурного компонента образования и позволяющих ученику стать активной, творчески свободной личностью, способной адаптироваться в любых социальных условиях.

Гуманитаризация школьного курса информатики может проходить по следующим на­правлениям:

1. Внедрение гуманитарных основ информатики (использование элементов историзма —знакомство с творцами идей, историей возникновения и развития информатики как науки;
вскрытие философских начал информатики, раскрытие духовного назначения информатики).

2. Привнесение в методику преподавания информатики стиля, методов и форм, присущих гуманитарным наукам:

а) использование сведений из гуманитарных дисциплин (стихотворения, интеллектуальные пятиминутки, музыкальные паузы, показ репродукций картин, фразы на иностранных языках, изречения, эпиграфы к урокам и т.д.);

б) введение уроков-сказок, уроков-диспутов, уроков-рассуждений и т.д.

3. Приближение информатики к человеку и общественному бытию:

а) показ области приложений методов информатики,

б) применение знаний информатики в повседневной практике,

в) показ личностной значимости изучения информатики,

г) интеграция информатики и гуманитарных наук, информатики и естественных наук, внутренняя интеграция информатики (интегрированные уроки, интегрированные курсы, уроки целостного изучения объекта и его образа).

4. Предоставление возможности реализации индивидуальных способностей через разнообразие видов творчества и стимулирование самостоятельного творчества:

а) введение системы творческих, исследовательских работ,

б) разработка и внедрение в практику индивидуальных заданий, учитывающих особенности развития личности учащихся,

в) систематичность и разнообразие внеклассной работы.

Можно выделить следующие ступени гуманизации и гуманитаризации:

1) Внесение в урок эмоциональных моментов, связанных с историей, литературой, музы­
кой. Творческое задание всему классу по некоторым темам. Отдельные элементы внеклассной
работы в классе.

2) Разработка отдельных уроков - интегрированных, нетрадиционных, практической на­
правленности, целостного восприятия объекта и образа. Практические, творческие работы по
большинству тем. Отдельные внеклассные мероприятия в классе.

Разработка отдельных курсов на гуманитарной основе. Творческие дифференцированные задания по темам программы и на развитие общего кругозора. Организация и систематизация внеклассной работы в рамках классов.

3) Введение в образование по информатике линии на создание эмоционального, общекультурного фона. Систематизация творческих дифференцированных заданий по темам школьного курса информатики. Организация и систематизация внеклассной работы по всему курсу обучения.

4) Сведение в единый комплекс «включений» в урок, отдельно взятых нетрадиционных уроков, системы дифференцированных творческих, практических и исследовательских работ, систем внеклассной работы и дополнительного образования по информатике и программного материала.

На всех ступенях чрезвычайно важно создавать условия для целенаправленной деятель­ности учащихся и их творчества.

Творчество является стержнем гуманитаризации и гуманизации, причем «творит» не только ученик, но и учитель. Преподаватель создает повторяющуюся инвариантную систему педагогических действий и средств, применяемую в определенном порядке для достижения гарантированного результата, что представляет собой гибкую педагогическую технологию. Ее особенности:

- учет индивидуальных особенностей учащихся;

- невозможность чрезмерной эмоциональной и интеллектуальной нагрузки при освоении учебного материала;

- обеспечение благоприятного морально-психологического климата в классном коллективе (создание условий для удовлетворения базовых потребностей в самовыражении, в защищенности, в признании индивидуальности личности).

Задача учителя - развернуть перед взором учащихся спектр разнообразных видов дея­тельности, отвечающих их интересам и возможностям, поощрять самостоятельные поиски и творчество. Ученик должен иметь право выбора, самоутверждения, показать свою индивиду­альность. Учитель должен помочь ему осознать свои способности, увлечь и поддержать.

Требования, предъявляемые программой по информатике школьными учебниками и сло­жившейся методикой обучения, рассчитаны на «среднего» ученика. Однако имеет место резкое расслоение учащихся: на тех, кто легко и с интересом усваивают программный материал по информатике, на тех, кто добивается при изучении информатики лишь удовлетворительных результатов, и тех, кому успешное изучение информатики дается с большим трудом.

Все это приводит к необходимости индивидуализации обучения информатике, одной из форм которой является внеклассная работа.

Сущность внеклассной работы

Внеклассная работа - это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социа­лизации личности ребенка [91].

Внеклассная работа - различные воспитательно-образовательные мероприятия, выходящие за рамки обязательных учебных программ и проводимые школой во вне­урочное время [39].

Понятие внеклассной работы широко и неоднозначно, оно включает в себя различные по содержанию, назначению, методике проведения, формам и способам руководства занятия. На­пример, заседание предметного кружка, внеклассное чтение, проведение школьных праздников и вечеров относятся к внеклассной работе. Но в одних случаях (кружок, внеклассное чтение) ею руководит учитель, в других (организация досуга и развлечений) она приобретает характер деятельности учащихся на основе самоуправления.

В связи с этим возникает необходимость в дифференциации понятия «внеклассная рабо­та», для чего в педагогической литературе и практике используются термины «внеучебная ра­бота» и «внеурочная работа».

Внеурочная работа по целям, содержанию и методам примыкает к учебному процессу, являясь его продолжением во внеурочное время, и не всегда носит добровольный и самодея­тельный характер [39].

Определяющая роль в ее планировании и организации принадлежит педагогу. Примером тому может служить работа, которую ведут учителя-предметники как по расширению и углуб­лению знаний программного материала со способными учащимися, так и в целях коррекции знаний слабоуспевающих.

Внеучебная работа — это те внеклассные занятия, которые ведутся главным образом в ученических коллективах на основе самоуправления, активности и самодеятельности учащихся при направляющей роли учителей, классных руководителей [39].

Внеклассная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности, обладает широкими возможностями позитивного воздействия на учащихся и является само­стоятельной сферой учебно-воспитательной работы учителя, осуществляемой во взаимосвязи с работой на уроке.

Важно отметить, что внеклассная работа по информатике может иметь межпредметный характер в силу разнообразия возможностей и средств, предоставляемых компьютером и ин­формационными технологиями. Компьютерные методы могут с успехом применяться во вне­классной работе по информатике, физике, иностранным языкам, изобразительному искусству, географии и т.д. Специфика таких видов внеклассной работы заключается в том, что соответст­вующие занятия объединяют учащихся с разными интересами, а ведут их учителя информатики и соответствующего предмета, поскольку обычно учителя-предметники не владеют в достаточ­ной мере информационными технологиями.

Цель и задачи внеклассной работы

Являясь составной частью воспитательной работы в школе, внеклассная работа направ­лена на достижение общей цели обучения и воспитания — усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы цен­ностей.

Внеклассная работа направлена на решение следующих задач [91]:

1. Формирование у ребенка положительной Я-концепции, характеризующейся следую­щими факторами: а) уверенностью в доброжелательном отношения к нему других людей; б) убежденностью в успешном овладении им тем или иным видом деятельности; в) чувством соб­ственной значимости. Положительная Я-концепция характеризует позитивное отношение ре­бенка к самому себе и объективность его самооценки, которая является основой дальнейшего развития индивидуальности ребенка.

Разнообразная внеклассная деятельность способствует раскрытию индивидуальных спо­собностей ребенка, которые не всегда проявляются на уроке. Разнообразие внеклассной дея­тельности способствует самореализации ребенка, повышению его самооценки, уверенности в себе, т.е. положительному восприятию самого себя. Включение учащихся в различные виды внеклассной работы обогащает их личный опыт, знания о разнообразии человеческой деятель­ности, формирует необходимые практические умения и навыки.

2. Создание благоприятных условий для накопления опыта коллективной жизни, навыков сотрудничества. Учебный труд в силу его специфичности не может служить такой благоприятной основой сплочения коллектива, какой является внеклассная деятельность. Здесь учащиеся вступают в многосторонние взаимоотношения между собой.

В различных формах внеклассной работы учащиеся не только проявляют свои индивиду­альные особенности, но и учатся жить в коллективе. При этом внеклассная деятельность обо­гащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой учебно-воспитательный эффект.

3. Формирование потребности в продуктивной, социально-одобряемой деятельности через непосредственное знакомство с различными видами деятельности, формирование в соответствии с индивидуальными наклонностями интереса к ним, необходимых умений и навыков.Во внеклассной работе создаются условия для формирования умений включаться в продуктивную, одобряемую обществом деятельность и при необходимости самостоятельно ее организовывать. Этот момент особенно актуален в связи с ростом количества подростков, ведущих антиобщественный образ жизни (преступность, наркомания, алкоголизм и т.п.).

4. Формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения. Во внеклассной работе усваиваются моральные нормы поведения через овладение нравственными понятиями. Эмоциональная сфера формируется через эстетические представления в творческой деятельности.

5. Развитие познавательного интереса. Данная задача внеклассной работы отражает преемственность учебной и внеучебной деятельности, так как внеклассная работа связана с учебно-воспитательной работой на уроке и, в конечном счете, направлена на повышение эффективности учебного процесса.

Воспитание интересов учащихся в процессе внеклассной работы связано с решением важной задачи - выбором школьниками профессии и подготовкой их к труду. Известно, что различные виды внеклассных занятий являются одним из основных источников возникновения профессиональных интересов и профессиональной осведомленности учащихся, помогают им приобрести специальные знания, умения и навыки, проверить свои силы в избранной области деятельности.

6. Организация свободного времени учащихся. В настоящее время очень важно удлинить сроки организованного педагогического влияния, чтобы предупредить отрицательные последствия детской безнадзорности.

Установлена зависимость между поведением учащихся и тем, как они проводят свобод­ное время. Педагогически запущенные учащиеся в большинстве своем не занимаются в круж­ках, не имеют общественных поручений, не интересуются жизнью класса и школы. По мере увеличения свободного времени проблема культуры его использования приобретает все боль­шее значение в обществе

Существует мнение, что неуспевающих учеников не следует отвлекать от учебных заня­тий. Это неверно, так как именно им надо помочь правильно использовать свое свободное вре­мя. Информатика предоставляет огромные возможности и для слабоуспевающих учащихся.

Перечисленные задачи определяют основные возможности и направления внеклассной работы в достижении ее основной цели и носят характер общих положений. В реальной воспи­тательной работе они конкретизируются в соответствии с особенностями класса, самого педа­гога, с общешкольной внеучебной работой и т.д.

Функции внеклассной работы

Цель и задачи внеклассной работы определяют ее функции - обучающую, воспитатель­ную и развивающую.

Обучающая функция внеклассной работы не имеет такого приоритета, как в учебной дея­тельности. Во внеклассной работе она является вспомогательной для более эффективной реали­зации воспитательной и развивающей функций и заключается не в формировании системы на­учных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения и пр.

Однако правильное сочетание внеклассной и учебной работы обеспечивает большую гибкость всей системы учебно-воспитательной деятельности. Внеклассная работа может слу­жить эффективным средством дифференциации обучения и воспитания при сохранении едино­го и обязательного учебного плана. Внеклассная работа может компенсировать его недостатки, трудно устранимые в рамках учебной деятельности из-за ее большой насыщенности обязатель­ными занятиями.

Огромное значение во внеклассной работе имеет развивающая функция, которая заклю­чается в выявлении и развитии индивидуальных способностей, склонностей и интересов уча­щихся через включение их в соответствующую деятельность. Например, ученика с артистиче­скими способностями можно привлечь к участию в школьных праздниках, КВН и т.д., со спо­собностями к информатике — к участию в олимпиаде, разработке полезных программ, состав­лении дидактических материалов и т.д.

Принципы внеклассной работы

Исходя из особенностей внеклассной работы, назовем определяющие требования к ней. Внеклассная работа проводится на основе общих принципов, которые составляют исходные начала при определении ее направления, содержания, форм и методов [39].

Принцип целевой установки требует четкого планирования учебно-воспитательных за­дач, оценки достигнутых результатов, всестороннего анализа проведенной работы.

Отсутствие цели при организации и проведении внеклассной работы порождает форма­лизм, который разрушает отношения между педагогом и учащимися, в результате чего эффек­тивность внеклассной работы может быть равной нулю или иметь отрицательные результаты.

Перед началом необходимо определить ожидаемые результаты. Это помогает сформули­ровать задачи таким образом, чтобы они способствовали достижению общей цели - усвоению социального опыта и формированию позитивной системы ценностей.

Необходимо наличие четкой формулировки цели и воспитательных задач каждого наме­чаемого мероприятия. При этом значимость любого дела должна быть ясна учащимся.

Поскольку результаты в воспитательной работе зачастую отсрочены, то анализ прове­денной работы не всегда однозначно можно провести лишь по внешним признакам.

Сущность принципа связи внеклассной работы с жизнью, трудом, практикой заклю­чается в том, что в процессе ее проведения формирование ученического коллектива и каждого учащегося должно проходить под влиянием действительности, при активном участии в обще­ственной жизни.

Поэтому внеклассная работа должна иметь общественно полезную направленность. Это находит отражение в конструировании и совершенствовании наглядных пособий и прибо­ров для кабинета информатики, в организации работы с младшими учащимися, в разработке педагогических программных средств для преподавания информатики и других школьных предметов.

Принцип единства и целостности учебно-воспитательного процесса означает прежде всего органическое соединение учебной и внеклассной работы. Неразрывность этих сторон пе­дагогического процесса при учете индивидуальных особенностей учащихся — важное условие повышения его эффективности. Возможности таких связей объективно заложены в содержании внеклассной деятельности.

Принцип единства и целостности учебно-воспитательного процесса способствует реали­зации дидактических принципов научности, доступности и наглядности обучения, связи теории и практики.

Этот принцип требует и преемственности между возрастными ступенями учебно-воспитательного процесса (младшими, средними и старшими классами), а также учета уровня предшествующего развития и подготовленности учащихся.

Принцип воспитания в коллективе и через коллектив вытекает непосредственно из целей обучения и воспитания, так как только в коллективе личность получает возможность все­стороннего развития своих задатков.

Внеклассная работа открывает широкие возможности для постоянного участия в различ­ной коллективной деятельности, которую следует организовывать с учетом законов формиро­вания коллектива и уже достигнутого уровня его развития.

Уровень развития коллектива определяет и характер руководства им со стороны педаго­га. Чем он выше, тем больше самостоятельности предоставляется самим школьникам, тем зна­чительнее роль ученического самоуправления в коллективе.

Внеклассная работа по своей природе требует активности учащихся и создает простор для проявления их самостоятельности. Здесь они могут добровольно выбирать себе занятие, участвовать в его планировании, определении путей и средств осуществления намеченного. Поэтому эта деятельность открывает большие возможности для реализации принципа разви­тия активности и самодеятельности в процессе воспитания.

Активность составляет органическую потребность учащихся на всех ступенях их разви­тия, и воспитательный процесс должен быть построен так, чтобы удовлетворить ее. В свою очередь, воспитание может быть успешным лишь при условии, что в нем используются все возможности ученика.

Велико значение внеклассных занятий для выработки у учащихся навыков самостоятель­ной работы (самостоятельное решение трудных и нестандартных задач, подготовка и чтение докладов и сообщений; работа над специальной, научно-популярной и справочной литерату­рой, выполнение творческих проектов и т.д.).

Учащиеся чувствуют себя самостоятельными, если и замысел внеклассного задания ис­ходит от них, и его исполнение предоставлено им самим. При этом есть известный риск, так как учащиеся могут справиться с делом хуже, чем хотелось бы. Однако выигрыш состоит в главном - учащиеся проходят школу самостоятельности. При этом их нужно подстраховывать, быть готовыми прийти им на помощь, но это не должно выражаться в разыгрывании заранее отрепетированных мероприятий.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей во внеклассной работе означает, что она должна строиться с опорой на силы и возможности, присущие данному воз­расту, и содействовать дальнейшему развитию каждого учащегося.

Содержание внеклассной работы по информатике в начальных классах должно быть рас­считано на расширение кругозора учащихся, ознакомление их с доступными явлениями жизни. Неустойчивость внимания учащихся этого возраста заставляет искать наиболее яркие и эмо­циональные формы работы с ними. Наиболее эффективными являются такие виды деятельно­сти, в которых преобладает игровая деятельность. Интересы младших школьников еще не оп­ределились, и поэтому лишь некоторые из них включаются во внеклассную работу. У этих учащихся еще низок уровень коллективных связей, мало самостоятельности и уверенности в своих силах. Поэтому вся внеклассная работа должна проходить под руководством учителя.

Внеклассную работу с учащимися среднего школьного возраста следует строить с учетом уже приобретенных ими в школе знаний, накопленного жизненного опыта. Учащиеся этого возраста пытливы и любознательны, они ищут возможности проявить свою возросшую само­стоятельность и инициативу в труде, стремятся проверить свои силы в трудных ситуациях. Учащиеся уже занимаются в кружках, секциях, но при условии самостоятельного выбора. Зада­ча воспитателя - помочь каждому подростку найти такое внеклассное занятие, которое смогло бы удовлетворить его интересы и содействовало бы развитию его способностей.

Старшие школьники — это уже будущие студенты высших и средних специальных учеб­ных заведений, работники различных отраслей производства и сферы услуг. Они достигают физической и моральной зрелости, значительно возрастают их возможности в физическом и умственном труде, что позволяет предъявлять к ним высокие требования. Они и сами чувству­ют себя взрослыми, стремятся самостоятельно организовать свое свободное время, найти по­лезные дела.

Юность - пора интенсивного формирования мировоззрения и нравственных убеждений, сопровождающаяся нередко колебаниями, сомнениями и даже разочарованиями. Стремление и интерес к серьезным занятиям, выходящим за рамки учебных программ, могут быть удовлетво­рены созданием научно-образовательных обществ и кружков. В этом возрасте происходит вы­бор жизненного пути, и потому необходима активизация внеклассной деятельности по профес­сиональной ориентации учащихся.

Несмотря на возрастные различия учащихся, в любой возрастной группе имеет успех деятельность, построенная на основе как элементов компьютерной игры, так и имитации серь­езной, взрослой деятельности.

В воспитательной работе, кроме возрастных, нужно учитывать и индивидуальные разли­чия школьников: темперамент, характер, способности, интересы, привычки и вкусы, поэтому они и требуют индивидуального подхода.

Знание индивидуальных и возрастных особенностей учащихся позволяет глубже исполь­зовать внеклассную работу для их всестороннего развития.

Принцип единства требовательности и уважения к личности определяет взаимоот­ношения учителей и учащихся в процессе внеклассной работы, позволяет выявить те увлечения и нтересы школьников, в которых наиболее полно проявляются их положительные качества. Опираясь на них, учитель может добиваться общей перестройки поведения и развития интере­сов учащихся, улучшения их успеваемости и дисциплинированности.

В коллективах по интересам, которые складываются в процессе внеклассной работы, пе­дагогическая позиция учителя иная, чем на уроке: он по отношению к школьникам выступает как старший, более опытный и знающий товарищ, обязанный считаться с интересами и мнени­ем учащихся, уважать их самостоятельность. Вместе с тем учащиеся во внеклассной работе обязаны подчиняться правилам поведения и установленному порядку, так как свобода выбора деятельности и добровольность участия в ней не должны вести к неорганизованности. Требова­тельность же предполагает контроль со стороны учителя за работой учащихся, необходимость подведения итогов их деятельности.

Внеклассная работа дает большие возможности для решения учебно-воспитательных за­дач, стоящих перед школой, воспитывает у учащихся настойчивость, инициативу, волю. Вне­классные занятия приносят большую пользу и самому учителю. Во внеклассной работе велика роль контакта педагога с учащимися, для установления которого необходимы определенные качества педагога.

При организации внеклассной работы педагог должен быть в постоянном творческом по­иске, подбирая и создавая новые формы, отвечающие сложившейся в классе ситуации. Творче­ство педагога является необходимым условием для эффективной внеклассной работы.

Содержание внеклассной работы

Содержание внеклассной работы представляет собой адаптированный социальный опыт, эмоционально пережитые и реализованные в личном опыте ребенка разнообразные аспекты человеческой жизни. Специфика содержания внеклассной работы характеризуется следующи­ми факторами:

- преобладанием эмоционального аспекта над информативным: для эффективного воспитательного воздействия требуется обращение к чувствам ребенка, его переживаниям, т.е. к разуму через эмоции;

- в содержании внеклассной работы определяющее значение имеет практическая сторона знаний, т.е. содержание внеклассной работы направлено, прежде всего, на совершенствование разнообразных умений и навыков. Во внеклассной работе совершенствуются учебные навыки, отрабатываются умения самостоятельной работы при поиске информации, организации различных внеклассных дел, коммуникативные умения, умения сотрудничать, умения соблюдать этические нормы. Поскольку в содержании внеклассной работы практический аспект преобладает над теоретическим, разумнее рассматривать содержание с позиции деятельности учащихся, через которую они осваивают ту или иную область социального опыта.

Познавательная деятельность во внеклассной работе предназначена для формирова­ния познавательного интереса, положительной мотивации учения, совершенствования учебных навыков. Она является продолжением учебной деятельности с использованием иных форм. Это может быть кружок, «Турнир любознательных», «Что? Где? Когда?», КВН, экскурсия в вычислительный центр и т.д.

Внеклассные занятия могут быть использованы для углубления знаний учащихся в об­ласти программного материала, развития их логического мышления, воображения, исследова­тельских навыков, усвоения языка информатики, для сообщения учащимся сведений из исто­рии информатики. Внеклассные занятия могут и должны быть использованы для задач с практическим содержанием, для обучения учащихся конструктивным навыкам, навыкам моделиро­вания, изготовления наглядных и программных средств.

В воспитании школьников велика роль организованного и направляемого школой изуче­ния дополнительной литературы. Задача этой работы состоит в том, чтобы научить учащихся видеть в книге источник знания и помочь им овладеть культурой чтения.

Круг чтения старшеклассников должен включать в себя не только художественную, но и научно-популярную, справочную литературу, а также книги, связанные с их интересами, имеющими профессиональную направленность. Полезны конференции и диспуты по прочи­танному, занятия по библиографии. Этот вид деятельности может быть реализован при подго­товке докладов, рефератов и т.д.

Досуговая (развлекательная) деятельность необходима для организации полноценного отдыха учащихся, создания положительных эмоций, теплой, дружеской атмосферы в коллекти­ве, снятия нервного напряжения. Эффективны такие формы, как КВН, «Огонек», «Компьютер­ная юморина» и др. Очень часто во внеклассной работе объединяются именно эти два аспекта -познавательный и развлекательный. Например, «Поле чудес», «Занимательная информатика», конкурс фантазеров, викторины и пр. Для того чтобы определить, какой из аспектов преоблада­ет, нужно проанализировать цели, задачи, приоритетную функцию, реализуемые педагогом в конкретной форме.

Трудовая деятельность во внеклассной работе отражает содержание различных видов труда. Для педагога представляет определенные трудности организация трудовой деятельности во внеклассной работе, но его усилия стоят того воспитательного результата, который дает раз­нообразная систематическая трудовая деятельность учащихся.

Данный результат проявляется в сформированной потребности к труду, в умении занять себя. Во внеклассной работе можно организовать изготовление наглядных пособий, работу по облагораживанию кабинета, созданию педагогических программных средств и т.д.

Творческая деятельность предполагает развитие склонностей, интересов учащихся, раскрытие их творческого потенциала. Творческая деятельность отражается в таких формах, как конкурсы программистов и смотры компьютерной графики, творческих проектов и т.д.

Для вышеперечисленных видов деятельности одной из задач является формирование нравственного, эмоционального и волевого компонентов мировоззрения.

Большое место во внеклассной и внешкольной работе должно занимать нравственное воспитание, одна из главных задач которого состоит в том, чтобы выработать у учащихся соз­нательное отношение к общественному долгу, сделать единство слова и дела повседневной нормой поведения. Во внеклассной работе по информатике необходимо знакомить учащихся с правовыми нормами использования информации и программных средств.

Внеклассная работа по эстетическому воспитанию имеет большое значение для реше­ния задач всестороннего развития личности. При этом если учесть, что в учебном плане школы предметы эстетического цикла занимают сравнительно небольшое место, то очевидным станет особое значение этой деятельности.

Школа решает общие задачи эстетического воспитания: формирование эстетических чувств, эстетического вкуса, умения воспринимать прекрасное, наслаждаться им, вносить кра­соту в окружающую жизнь; развитие правильных представлений о красоте в природе, обществе и поведении человека, творческих способностей, умений и навыков; расширение художествен­ного кругозора; ознакомление учащихся с различными областями искусства. Для решения этих задач необходимо воспитывать потребность в художественном творчестве, вовлекать учащихся во все виды художественной деятельности.

В рамках внеклассной работы по информатике это могут быть занятия по компьютерной графике, анимации и музыке, разработке мультимедийных и гипертекстовых проектов эстети­ческого, художественного направления. Большим интересом у учащихся пользуются занятия по Web-графике и дизайну, другим видам Интернет-творчества.

Интересным видом творческой деятельности учащихся могут быть ученические журнал или газета, разработанные с помощью компьютера или представленные в электронном виде, в том числе в сети Интернет.

Неограниченные возможности эстетического развития открывают школьные студии ком­пьютерной анимации, которые способствуют воспитанию не только учащихся, занятых в соз­дании мультипликационных фильмов, но и юных зрителей.

Большой интерес для внеклассной работы представляют школьные видеостудии. Учителя получают возможность создания с помощью компьютерных технологий учебных и художест­венных видеофильмов и мультипликации, использования лучших фильмов для эстетического и нравственного воспитания учащихся. Интерес учащихся вызывает, например, просмотр мульт­фильмов с целью их анализа на использование знаменитых «двенадцати принципов анимации Диснея».

Интересный участок этой деятельности - смотры различных видов компьютерного творчества.

Важнейшими составляющими мировоззрения школьников выступают экономические, экологические взгляды и убеждения. Они формируются при использовании таких форм, как компьютерные проекты экологического и экономического содержания.

Каждая школа и внешкольное учреждение определяют содержание своей внеклассной работы с учетом имеющихся возможностей и условий.

Содержание внеклассной работы не во всех школах одинаковое. На него оказывают влияние следующие факторы:

1. Традиции и особенности школы. Например, если школа имеет предметные профили, то во внеклассной работе может преобладать познавательный аспект. Художественное, экономическое, физико-математическое и т.п. воспитание приоритетно в школах и классах соответствующего профиля.

2. Особенности возраста, класса, индивидуальности учащихся.

3. Возможности и особенности имеющейся компьютерной техники, загруженность кабинета информатики и т.д.

4. Особенности самого учителя, его интересы, склонности, установки. Если учитель стремится к получению высоких результатов в обучении учащихся, то и во внеклассной работе он будет отбирать то содержание, которое способствует достижению этой цели, т.е. организовывать познавательную деятельность. Для другого педагога важно в процессе обучения формировать личность ученика, поэтому во внеклассной работе он будет отдавать приоритет развивающей, творческой деятельности.

В пособии выделены лишь некоторые направления внеклассной работы с учащимися и далеко не исчерпано богатство содержания занятий, которые можно наблюдать на практике. Быстрый темп развития информатики и компьютерных технологий делают подвижным содер­жание внеклассной работы по информатике, требуя от учителя гибкости в его определении.Важно также, чтобы объем внеучебной деятельности, степень ее трудности не только соответ­ствовали, но и опережали уже достигнутый учащимися уровень развития, способствуя форми­рованию всесторонне развитой личности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1883; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.077 с.)