Учебно-наглядные пособия и учебное оборудование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебно-наглядные пособия и учебное оборудование



Для реализации функций кабинета информатики он оснащается материальными средст­вами, согласно «Перечням средств вычислительной техники, учебного оборудования, базового и прикладного программного обеспечения кабинетов информатики, классов ВДТ или ПЭВМ в учебных заведениях системы общего среднего образования» (Приложение 14). Кроме того, ка­бинет оснащается:

программными средствами учебного назначения по курсу информатики и отдельным разделам учебных предметов;

- заданиями для осуществления индивидуального подхода при обучении, организации самостоятельных работ учащихся;

- комплектом научно-популярной, справочной и учебно-методической литературы;

- стендами для размещения демонстрационных таблиц и экспонирования работ учащихся;

- журналом вводного и периодического инструктажей учащихся по технике безопасности;

- журналом использования ПЭВМ на каждом рабочем месте;

- журналом сведений об отказах машин и их ремонте;

- инвентарной книгой для учета имеющегося в кабинете учебного оборудования, годовыми планами дооборудования кабинета, утвержденными директором школы;

- аптечкой первой помощи;

- средствами пожаротушения.

На стенах выше панелей, наряду со стендами с учебным материалом, должны быть выве­шены «Правила работы учащихся на ПЭВМ или ВДТ» и «Правила техники безопасности».

Передняя стена кабинета оборудуется классной доской (желательно использовать доску для фломастеров), экраном, шкафом для хранения учебно-наглядных пособий и носителей ин­формации и демонстрационным монитором или телевизором (экран по диагонали не менее 61 см), который рекомендуется располагать слева от экрана графопроектора или доски и монтиро­вать на кронштейне на высоте 2 м от пола, при этом расстояние от экрана до рабочих мест уча­щихся должно быть не менее 3,0 м.

Под доской устанавливают ящики для таблиц. На верхней кромке доски крепятся держа­тели (или планка с держателями) для подвешивания таблиц.

Учебные пособия и оборудование размещаются и хранятся в кабинете по разделам про­граммы. Демонстрационные пособия и оборудование для самостоятельных работ хранятся раз­дельно. Для хранения учебно-наглядных пособий и оборудования кабинет оснащается шкафом (шкафами), устанавливаемым справа от классной доски или в лаборантской.

Учебные и демонстрационные пособия хранятся следующим образом:

- справочная, учебно-методическая и научно-популярная литература - на полках шкафа;

- дискеты и компакт-диски с программными средствами - в специальном шкафу, защищенных от пыли и света (можно в сейфе), по классам и разделам программы;

- таблицы - в ящиках под доской или в специальных отделениях по разделам программ и классам с учетом габаритов;

- аудиовизуальные пособия (видео- и диафильмы, диапозитивы, транспаранты для графопроектора и т.п.) и материальные средства (макеты, муляжи, приборы и оборудование и т.п.) хранятся в специально отведенных шкафах.

Шкафы, сейфы, стеллажи для хранения дисков, дискет, комплектующих деталей, запас­ных блоков, инструментов следует располагать в подсобных помещениях (лаборантских).

При отсутствии подсобных помещений (лаборантских) допускается размещение шкафов, сейфов и стеллажей в кабинете информатики при соблюдении требований к его площади. В кабинете создается картотека имеющегося учебного оборудования с указанием мест хране ния и методическая картотека, облегчающая учителю и лаборанту подготовку оборудования к занятиям.

На стене, противоположной окнам, размещаются щиты с постоянно находящимися в ка­бинете справочными таблицами, знакомящими учащихся с правилами техники безопасности, основными узлами ЭВМ и их функциями, видами алгоритмов и т.д.

Пособия, необходимые для изучения отдельных тем и разделов курса, рекомендуется экспонировать на стене кабинета, противоположной классной доске. Для экспозиции пособий, книг и материалов кабинет оснащается съемными стендами. Экспозиции устраиваются по наи­более важным или трудным темам курса, а также по темам, по которым учащиеся провели большую самостоятельную работу. При переходе к изучению другой темы материалы экспози­ции предыдущей темы заменяются новыми. Следует предупреждать перегрузку кабинета стен­дами с указанными материалами. Часть материалов может быть вынесена на стенды перед вхо­дом в кабинет.

В кабинете используется комплект технических средств обучения (ТСО), имеющийся в школе (Приложение 14).

Примерная схема кабинета представлена в Приложении 13.

Материально-техническая база новых информационных технологий

Для решения задач, стоящих перед современным образованием в целом и школьной ин­форматикой в частности, необходимо создание учебно-материальной и материально-технической базы инфраструктуры новых информационных технологий (НИТ) обучения.

Изучение отечественного и зарубежного опыта использования компьютера в целях обу­чения, теоретические исследования в области проблем информатизации образования позволяют заключить, что включение компьютера в учебный процесс оказывает определенное влияние на роль средств обучения, используемых в процессе преподавания того или иного предмета, а са­мо применение СНИТ деформирует традиционно сложившуюся структуру учебного процесса. При этом претерпевают изменения не только организационные формы, методы обучения, но также объем и содержание изучаемого материала. Последнее обусловлено многими факторами, из которых наиболее значимыми можно считать экономию учебного времени за счет исключе­ния рутинных операций вычислительного характера и числового анализа; расширение и уг­лубление изучаемой предметной области за счет моделирования, имитации изучаемых процес­сов и явлений, а также использования периферийного оборудования ПЭВМ, учебного, демон­страционного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ, в целях организации исследовательской деятельности обучаемых; расширение сферы самостоятельной деятельности обучаемых [67].

В связи с реализацией Государственных программ компьютеризации сельских (2000 г.) и городских и поселковых (2001 г.) школ уровень компьютеризации в стране можно считать вполне удовлетворительным.

Если в 1995 г. было оснащено компьютерными классами 70% средних школ (37% от об­щего количества школ) [48], то на 1999 г. мы прогнозировали соответственно 88 и 47% ([64; с. 29]). К 2005 г. соответствующие показатели по Воронежской области можно оценить прибли­зительно в 90 и 70% 1

(1 Так как официальная статистика по компьютеризации школ автору недоступна, оценка компьютериза­ции школ проводилась на основе опроса студентов и абитуриентов физико-математического факульте­та ВГПУ.)

Отсутствие количественного роста компьютеризации школ компенсируется ростом каче­ственным: практически ни в одной школе области уже не используются устаревшие модели советской техники выпуска 1985-1990-х гг.

Необходимо также отметить, что многие школы получили от 1 до 3 компьютеров, кото­рые фактически не используются в учебном процессе.

Вместе с тем действующий парк компьютеров (не менее 90% — IBM-совместимые) позво­ляет эффективно осуществлять обучение информатике и использовать средства НИТ. Однако технологии обучения, связанные с компьютерными коммуникациями, дистанционным обуче­нием и т.д. доступны лишь незначительному количеству школ.

При этом идет процесс старения компьютеров не только моральный, но и физический, с течением времени вырабатывается ресурс компонентов. В условиях школы срок службы ком­пьютера, обусловленный всеми факторами, может быть оценен примерно в 4—6 лет [132].

Представляет интерес следующая проблема: поскольку нет возможности обеспечить все школы компьютерными классами, можно изменить «решение» для школы. Нужно отказаться от класса компьютеров как единственно возможной модели, поскольку финансовые возможно­сти не позволяют школам закупать 10-15 компьютеров новейших марок. Уже во многих сель­ских и даже городских школах найдено решение этой проблемы — использование одного ком­пьютера. Такой подход поддержан в исследовании [132].

В одном мультимедиа-компьютере могут быть объединены возможности телевизора, ра­диоприемника, видеомагнитофона, проигрывателя компакт-дисков, компьютера, электронной почты, настольного издательства. Один компьютер - это электронная доска для преподавателя, телекоммуникационный узел для связи с внешним миром, практикум для групп учеников, элек­тронная библиотека или школьный культурно-информационный центр.

Таким образом, эффективность обучения в кабинете информатики определяется, помимо всего прочего, техническими и эксплуатационными характеристиками используемых ПЭВМ.

В работах [37, 67] рассматривается состав материально-технической базы, ориентиро­ванной на использование средств новых информационных технологий в процессе изучения курса информатики и других предметов, который включает:

1. Кабинет информатики для преподавания курса информатики, технологии и отдельных общеобразовательных предметов с использованием СНИТ, в состав которого входит:

- комплект учебной вычислительной техники, имеющий характеристики, удовлетворяющие психолого-педагогическим, эргономическим, санитарно-гигиеническим и техническим требованиям;

- учебно-методический комплекс (УМК), ориентированный на использование средств НИТ и предназначенный для преподавания общеобразовательных предметов. УМК целесообразно формировать в виде блочной структуры, допускающей возможность «наращивания» к основному блоку других блоков (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ, или определенные устройства и средства новых информационных технологий) и их перекомплектацию сообразно целям и задачам изучаемого учебного материала;

- специализированная мебель и оргтехника;

- устройства и средства, обеспечивающие технику безопасности при работе в кабинете информатики.

2. Лаборатория, предназначенная для проведения учебных экспериментально-исследовательских работ с использованием СНИТ.

3. Школьная библиотека, оборудованная ПЭВМ с соответствующим периферийным оборудованием, обеспечивающим возможности:

- демонстрации прикладных программных средств, в том числе реализованных на базе CD-ROM учебного и досугового назначения;

- осуществления издательской деятельности.

4. Средства и устройства, обеспечивающие функционирование телекоммуникационной сети, выход в Интернет.

5. Автономные ПЭВМ, распределенные по всем школьным предметным кабинетам (от одной до трех).

При таком оснащении учебного заведения процесс преподавания каждого учебного предмета может сопровождаться (при необходимости на каждом уроке) использованием вы­числительных, демонстрационных, информационных, моделирующих и других возможностей ПЭВМ.

В случае проведения индивидуальной, групповой, коллективной работы с использовани­ем ПЭВМ, а также в случае необходимости применения учебного, демонстрационного обору­дования, сопрягаемого с ПЭВМ, учащиеся могут заниматься 2-3 раза в неделю в кабинете ин­форматики по расписанию.

6. Информационная сеть учебного заведения, которая обеспечивает:

- связь между КУВТ, расположенным в кабинете информатики, и автономными ПЭВМ,
распределенными по другим школьным кабинетам;

- доступ к телекоммуникационному серверу учебного заведения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.182.101 (0.015 с.)