Методические разработки уроков к учебнику 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические разработки уроков к учебнику



МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ к учебнику

«Литературое чтение» (2 класс) [1]

 

Уже не раз говорилось о том, что современный урок литературного чтения должен строиться на принципах деятельностной педагогики, что способствует развитию ребёнка и формированию его личности. Только погружение в деятельность, активное участие в ней могут вывести ребёнка на конкретный результат, на приобретение им определённых знаний, умений, навыков.

Ниже приводятся примеры уроков, отражающих самые трудные и волнующие вопросы учителя, работающего в условиях внедрения и реализации ФГОС НОО. Самое сложное — начать. Поэтому особое внимание уделяется первым урокам. В данном разделе пособия «Литературное чтение. Методические рекомендации. 2 класс» представлены примеры уроков к учебнику «Литературное чтение» (2 класс) к следующим разделам:

· «Самое великое чудо на свете» (уроки 1 и 2);

· «Устное народное творчество» (урок 3);

· «Люблю природу русскую. Осень» (урок 4).

Первые две методические разработки даны к урокам, открывающим работу по учебнику во 2 классе. Эти уроки посвящены знакомству с новым учебником «Литературное чтение» (2 класс) и введению в новую тему. Учителю предложены варианты формулировок целевых установок урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Также показаны пути организации различных видов деятельности на уроках открытия нового знания.

Две другие методические разработки посвящены оцениванию результатов, представлены методические аспекты работы с рубрикой «Проверим себя и оценим свои достижения», показан механизм трансформации контрольных вопросов в форму тестовых заданий. Кроме того, в четвёртой разработкена тему «В. Берестов. «Хитрые грибы». Научно-познавательный текст «Грибы». Проверим и оценим свои достижения» показано, как работать над сравнением художественного и научно-познавательного текста, на что обращать внимание при работе с детьми, как вместе с ними фиксировать новое знание в виде таблицы.

 

Раздел «Самое великое чудо на свете» [2]

Урок 1 (1) [3]

Тема: Знакомство с учебником «Литературное чтение» (2 класс). Введение в тему «Самое великое чудо на свете»

Целевые установки урока (планируемые результаты):

Предметные: знать и называть элементы учебной книги, уметь их находить, быстро в них ориентироваться; знать, почему книгу называют «самым великим чудом на свете», какое волшебство совершают писатели и поэты, создавая свои произведения, в чём заключается талант читателя, какую роль играет читательское воображение в процессе чтения литературных произведений.

Метапредметные:

регулятивные: формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её и принимать, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока; оценивать свою работу на уроке с помощью разноцветных фишек, знать суть новой формы оценивания с помощью «Лесенки достижений»;

познавательные: анализировать научно-познавательный текст, выделять в нём главную мысль;

коммуникативные: отвечать на вопросы учебника на основе научно-познавательной статьи учебника, обсуждать в паре ответы на вопросы учебника, не конфликтуя, доказывать свою точку зрения.

Личностные: проявлять бережное отношение к учебной книге, аккуратно ею пользоваться, называть правила выбора обложки и закладки для учебной книги.

Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение» (2 класс) в 2 частях, пособие «Рабочая тетрадь» (2 класс), мультимедиапроектор (по возможности), разноцветные фишки для оценивания результатов деятельности (красные — работа выполнена очень хорошо, на высоком уровне, зелёные — есть небольшие недочёты в работе, фиолетовые — надо подтянуться), графическая модель «Лесенки достижений».

Ход урока

Организационный момент [4].

Проверка готовности к уроку, настрой на работу, организация внимания учащихся.

Знакомство с новым учебником «Литературное чтение» (2 класс). Актуализация знаний и умений, полученных в 1 классе.

Актуализирующая беседа.

· Рассмотрите новый учебник «Литературное чтение» (2 класс), назовите авторов.

· Определите, из какого количества частей он состоит.

· Какое пособие есть в помощь к учебнику? (Пособие для учащихся «Литературное чтение. Рабочая тетрадь» (2 класс).)

· Пролистайте учебник, вспомните, какие элементы книги вы знаете, назовите их.

· Определите назначение каждого элемента.

· В каких случаях необходимо пользоваться «Словариком» в конце учебника?

· Подумайте, зачем нам нужно знать элементы книги.

· Проанализируйте условные обозначения. Нет ли среди них новых знаков?

· Что нужно делать, чтобы учебник не истрепался? Каковы правила бережного обращения с книгой?

· Назовите правила выбора обложки для учебника.

· Назовите правила выбора закладки для учебника.

· Сделайте вывод о том, как нужно относиться к учебной книге и почему.

Формулирование учебной задачи урока.

Работа со шмуцтитулом: целеполагание и планирование изучения темы.

· Прочитайте на с. 3 название первого раздела учебника. Как вы думаете, о чём пойдёт речь в этом разделе? Что люди могут называть «самым великим чудом на свете»? Обратите внимание, какой предмет изображён справа от названия раздела.

· Вспомните, что для нас формулируют авторы на предваряющей тему страничке? (Цели изучения раздела или темы.)

· Прочитайте их. (Дети читают по цепочке вслух.)

· Как вы понимаете первую цель, т. е. то, о чём мы узнаем в этом разделе?

· Как вы понимаете цели второго блока «Мы научимся»?

· Объясните каждую запись третьего блока.

· Переверните страницу, рассмотрите материал по теме урока до с. 5. Просмотрите и скажите, что будет важным на уроке.

· Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить о книге и узнаем, почему книгу называют «самым великим чудом на свете».

· Попробуйте составить план изучения темы. (Дети предлагают пункты плана, а учитель фиксирует их на доске.)

Работа с новым материалом.

· Сейчас я прочитаю текст, из которого вы узнаете, почему книгу называют чудом, а авторов произведений — волшебниками. (Учитель читает выразительно диалог на с. 4 учебника.)

Чтение текста детьми про себя.

Беседа с учащимися по содержанию текста.

· В какой форме была представлена нам информация? (В виде диалога.)

· Что такое диалог?

· Кто с кем здесь вступает в диалог? Обратите внимание на иллюстрацию сверху.

· О чём нам рассказывает воображаемый рассказчик? Какую мысль он хочет до нас донести?

· Почему писателей и читателей называют в статье волшебниками? Какое чудо творят писатели? А в чём состоит волшебство читателя? Подтвердите свои слова текстом.

· Какую роль играет воображение для писателя и читателя? Подтвердите свой ответ текстом.

· А как вы понимаете, что такое воображение? Отличается ли оно от фантазии? Вспомните рассказ Н. Носова «Фантазёры». (Фантазия — это основа воображения, в ней много вымысла, воображение читателя всегда идёт за мыслью автора, достраивая образы (воссоздающее воображение). Писатель пользуется творческим воображением, способностью создавать нечто новое.)

Чтение текста в парах по ролям.

· Прочитаем этот текст по ролям. Сколько собеседников принимают участие в диалоге?

· С какой интонацией будем передавать мысли рассказчика? (С интонацией убеждения и восхищения, так как рассказчик убеждает нас в том, что писатель и читатель обладают особым талантом.)

· А с какой интонацией будем читать вопросы ребят? (С любопытством и удивлением.)

Подведение итогов урока, рефлексия.

· Какие знания и умения, приобретённые в 1 классе, вы сегодня закрепили на уроке?

· Какое ценное знание об отношении к учебной книге мы должны зафиксировать с вами на сегодняшний день? (Бережное и аккуратное отношение к учебной книге.)

· Что узнали нового на уроке?

· Чему научились?

· Изменялось ли ваше настроение в процессе урока? Когда вам было особенно радостно и интересно?

Урок 2 (2)

Тема: Мы идём в библиотеку [5]

Целевые установки урока (планируемые результаты):

Предметные: знать, что такое библиотека, в чём её предназначение, какие типы библиотек бывают, знать, что такое алфавитный каталог и как им пользоваться; знать, как выглядели книги в старину и в чём заключается ценность книги и чтения; иметь представление о новых типах электронных книг — ридерах.

Метапредметные:

регулятивные: формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её и принимать, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока; выбирать в совместном обсуждении шкалу оценивания и предлагать критерии оценки выполнения некоторых видов работ на уроке;

познавательные: анализировать высказывания мудрецов и известных писателей о ценности книг и чтения, находить в них общий ценностный смысл, сопоставлять иллюстрации с изображением старинных книг, фиксировать этапы развития книги (с точки зрения технологии изготовления, дизайна, удобства в пользовании); классифицировать высказывания мудрецов о книгах и чтении;

коммуникативные: отвечать на вопросы учебника на основе научно-познавательной статьи, считывать необходимую информацию об истории происхождения книги с иллюстраций учебника, обсуждать в паре ответы на вопросы учебника, разделять полномочия в группе при планировании проекта «О чём может рассказать школьная библиотека».

Личностные: осознавать пользу книг и чтения для себя, для своего личностного роста, обосновывать мотивы посещения библиотеки и выбора книг по своему интересу.

Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение» (2 класс), пособие «Рабочая тетрадь», мультимедиапроектор, разноцветные фишки для оценивания результатов деятельности, алфавитный каталог.

Ход урока

Проверка домашнего задания.

Актуализирующая беседа.

· Вспомните, какое ценное знание вы получили на предыдущем уроке?

· Почему это знание ценное?

· Поделитесь впечатлениями о выполнении домашнего задания, о вашем рассказе родителям.

Работа в парах.

· Дома вы должны были выбрать обложку и закладку для учебника «Литературное чтение» (2 класс). Обменяйтесь впечатлениями, покажите друг другу результат работы.

· Оцените с помощью разноцветных фишек работу вашего товарища: отдельно оцените выбор обложки и отдельно выбор закладки, отдайте ему те фишки, которые он заслужил. Объясните товарищу свою оценку.

· Встаньте те, кто получил красную фишку за выбор обложки. А теперь встаньте те, кто получил красную фишку за выбор подходящей закладки.

· А кто из вас получил зелёные фишки? Объясните, почему вашему выбору дали такую оценку, согласны ли вы с этим.

· Есть ли такие ребята в классе, кто получил фиолетовую фишку? Какой вывод вы сделали для себя на будущее? Постарайтесь исправить недостаток в работе к следующему уроку и покажите своему соседу по парте получившийся вариант.

Ход урока

Целеполагание и планирование урока.

Работа над названием рубрики.

· Ребята, прочитайте, как называется рубрика, с которой сегодня будем работать.

· Как вы понимаете это название, что значит проверить себя и оценить свои достижения?

· Правильно, это значит понять, всё ли ты запомнил, проверить ещё раз, умеешь ли ты делать хорошо то, чему учился на протяжении изучения темы. А оценить свои достижения — это значит понять, на каком уровне (на какой ступеньке «Лесенки достижений» — новой шкалы оценивания результатов) ты будешь находиться, когда выполнишь все задания.

Формулирование учебной задачи урока.

· Определите, что сегодня будет главным на уроке, какова основная задача урока, если тема урока звучит так: «Проверим себя и оценим свои достижения». (Будем учиться проверять, как мы усвоили пройденный материал по теме «Устное народное творчество», чему научились за это время.)

Работа над планом урока.

· Ребята, у меня на доске (на слайде) написан план сегодняшнего урока. Прочитайте его и задайте вопросы, если вам что-то непонятно. Постарайтесь следовать этому плану.

План урока

1. Проверяем свои знания о малых произведениях устного народного творчества, оцениваем уровень достижений.

2. Проверяем свои знания о сказках, оцениваем уровень достижений.

3. Проверяем умения в выполнении практических упражнений, оцениваем уровень достижений.

4. Создаём свои произведения, творим, оцениваем результаты.

Проверка знаний по материалам раздела учебника «Устное народное творчество» и оценка уровня достижений учащихся [10]. Работа с рубрикой «Проверим себя и оценим свои достижения.

Инструкция учащихся о накоплении оценок в процессе урока.

· Ребята, у нас урок сегодня необычный, и нужно очень постараться, чтобы ваши достижения были высокими, чтобы каждый из вас к концу урока поднялся на самую верхнюю ступеньку «Лесенки достижений». Для этого нужно понять, что разноцветные фишки, которые мы будем с вами использовать для оценивания своих результатов и результатов одноклассников, будут иметь определённый вес. Так, красная фишка будет означать 2 балла, зелёная — 1 балл, а фиолетовая — 0 баллов. Каждый из вас должен стремиться набрать как можно больше красных фишек, так как они означают наибольшее количество баллов.

· У вас на парте лежат контрольно-оценочные листы. Подпишите их. Здесь даны все задания, рядом с которыми нужно проставить баллы, полученные вами за каждое задание. В конце урока мы посчитаем, кто сколько фишек набрал, и кто из вас может встать на самую высокую ступеньку «Лесенки достижений».

Выполнение заданий рубрики «Проверим себя и оценим свои достижения»: проверка знаний о малых формах устного народного творчества, оценивание уровня достижений.

К заданиям на проверку знаний о малых формах УНТ относятся задания 1, 3, 5 (учебник, ч. 1, с. 56, 58). Эти задания можно выполнять в том порядке, в каком они написаны. Учитель перед каждым заданием говорит, как его нужно выполнять и как оценивать. Педагог должен знать уровень подготовки детей в классе. Следует заранее продумать, успеют ли дети выполнить все задания. Можно взять задания выборочно, при этом принцип оценивания останется тот же.

Задание 1 (работа в паре): дети должны назвать жанр, который они хорошо знают, и привести пример из изученного материала (дать название или прочитать строчки из данного произведения наизусть). За каждый правильный ответ учащийся получает красную фишку (фишек у детей должно быть много, у каждого должна быть коробочка, куда они их будут складывать). Если учащийся подсматривает в учебник и читает строчки произведения по тексту, но находит правильно, то даётся зелёная фишка. Если учащийся не знает текста и не может найти его в учебнике, то он получает фиолетовую фишку. Всего за первое задание ребёнок должен набрать 11 фишек (по количеству примеров): все красные — 22 балла, все зелёные — 11 баллов, все фиолетовые — 0 баллов.Конечно, у ребят будут и красные, и зелёные, и фиолетовые фишки, а соответственно и разное количество баллов. Второклассники уже хорошо считают в пределах 100, поэтому им не составит труда быстро сосчитать баллы. Учащимся, у которых выполнение задания вызвало затруднение, нужно помочь. Далее баллы заносятся в контрольно-оценочный лист каждым учеником самостоятельно.

Задание 3 (выполняется самостоятельно каждым учеником): учитель даёт примерное время выполнения задания, например 5 минут. За это время ребёнок должен соотнести отрывок из произведения с названием его жанра. После того как дети выполнили задание (они аккуратно могут провести стрелочки от текста к названию жанра), учитель называет правильные ответы, а школьники оценивают себя с помощью фишек. Правильно должны быть названы 5 жанров. Если все фишки красные, учащийся получает 10 баллов, зелёные — 5 баллов, фиолетовые — 0 баллов. Дети считают баллы и записывают их в контрольно-оценочный лист.

Задание 5 (выполняется самостоятельно каждым учеником): принцип работы тот же, что и в предыдущем задании. Должно быть 4 правильных ответа. Если все фишки красные, учащийся получает 8 баллов, зелёные — 4 балла, фиолетовые — 0 баллов.

Проверка знаний о сказках, оценивание уровня достижений.

К заданиям на проверку знаний о сказках относятсязадания 14, 15, 16 (с. 62, 63). Все эти заданияпредусматривают индивидуальную самостоятельную работу учащихся. Задания 14 и 15 удобнее оценивать вместе. Это нужно объяснить учащимся.

Принцип оценивания результатов заданий 14 и 15: если учащийся утверждает, что в схеме ошибок нет, верно находит присказку — 2 балла (красная фишка), допускает одну ошибку — 1 балл (зелёная фишка), допускает 2 ошибки — 0 баллов (фиолетовая фишка).

Принцип оценивания результатов задания 16: правильно определяет название сказок в обоих случаях — 2 балла, допускает одну ошибку — 1 балл, не определяет, из какой сказки взяты строки, — 0 баллов.

Проверка умений в практических упражнениях, оценивание уровня достижений.

К практическим заданиям можно отнести задания 4, 9, 11, 18.

Задание 4 (выполняется в малых группах по 4 человека — две пары): учитель сообщает, что учащимся нужно парами прочитать потешку в лицах. Одна пара читает другой паре. При этом происходит взаимное оценивание. Пары раздают фишки нужного цвета друг другу.

Принцип оценивания результатов выполнения задания 4: если учащийся читает очень выразительно — 2 балла, читает с запинками, интонации неточные — 1 балл, интонации не соответствуют роли — 0 баллов. Затем пары считают баллы и каждый учащийся ставит в контрольно-оценочный лист столько баллов, сколько получил за чтение.

Задание 9 (выполняется в малых группах — по 4 человека): учитель объясняет ребятам, что их задача — придумать интересный вопрос, т е. спросить о сказке так, чтобы вопрос был интересный и звучал вежливо. Затем ребята в парах задают друг другу вопросы, а другая пара их оценивает. Каждый школьник получает за свой вопрос отдельную фишку, которая переводится в баллы. Баллы записываются в индивидуальный листок контроля.

Принцип оценивания результатов выполнения задания 9: если вопрос интересный, задан в вежливой форме — 2 балла, вопрос задан в вежливой форме, но простой для формулирования ответа — 1 балл, не смог сформулировать вопрос — 0 баллов.

Задание 11 (выполняется в паре): учитель объясняет школьникам, что каждый из них выбирает того героя, которого ему хочется характеризовать (если ввиду каких-то причин необходимо упростить задание, то можно взять только двух героев для характеристики — лису и курочку, описание которых дано в учебнике на с. 61). Один ребёнок называет другому слова, характеризующие героя. Оба выслушивают друг друга и оценивают ответ с помощью разноцветных фишек. Каждый затем проставляет баллы в индивидуальный контрольно-оценочный лист.

Принцип оценивания результатов выполнения задания 11: если все слова для характеристики найдены верно — 2 балла, дана неточная характеристика героя — 1 балл, если ученик не смог найти нужные слова — 0 баллов.

Задание 18 (выполняется в паре): учитель объясняет, что это задание трудное, над ним надо хорошо подумать. С помощью интонации при чтении пословицы нужно выделить то слово, которое передаёт этот смысл. Например, в первом случае нужно выделить слово декабрь, а во втором — слово кончает, чтобы показать нужный смысл высказывания. Пусть дети попробуют прочитать правильно. Потом учитель демонстрирует, как это нужно было сделать, и после этого дети оценивают друг друга.

Принцип оценивания результатов выполнения задания 18: если учащийся правильно передал интонацию при чтении — 2 балла, неточно передал интонацию — 1 балл, не смог найти нужную интонацию — 0 баллов. Баллы заносятся в контрольно-оценочный лист.

Задания творческого характера можно предложить детям выполнить в группах на выбор, если останется время. При этом необходимо пояснить, что каждое выполненное задание будет оцениваться красной фишкой как дополнительное задание повышенной сложности. Дополнительную красную фишку получат те, кто предлагал идеи, сочинял и выразительно читал перед классом, т. е. самые активные участники группы. И только группа может решить, кому дать дополнительную красную фишку. Творческие задания необходимо на уроке заслушать целиком, чтобы учащиеся знали, за что другие получают дополнительные фишки.

Если времени на них на уроке недостаточно, то можно предложить выполнить эти задания на уроке внеклассного чтения или во время другой внеурочной деятельности, а также в группе продлённого дня по выбору учащихся, а какие-то посоветовать выполнить дома с родителями или старшими братьями и сёстрами. Затем дополнить баллами оценочный лист и снова назвать лидеров.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ к учебнику

«Литературое чтение» (2 класс) [1]

 

Уже не раз говорилось о том, что современный урок литературного чтения должен строиться на принципах деятельностной педагогики, что способствует развитию ребёнка и формированию его личности. Только погружение в деятельность, активное участие в ней могут вывести ребёнка на конкретный результат, на приобретение им определённых знаний, умений, навыков.

Ниже приводятся примеры уроков, отражающих самые трудные и волнующие вопросы учителя, работающего в условиях внедрения и реализации ФГОС НОО. Самое сложное — начать. Поэтому особое внимание уделяется первым урокам. В данном разделе пособия «Литературное чтение. Методические рекомендации. 2 класс» представлены примеры уроков к учебнику «Литературное чтение» (2 класс) к следующим разделам:

· «Самое великое чудо на свете» (уроки 1 и 2);

· «Устное народное творчество» (урок 3);

· «Люблю природу русскую. Осень» (урок 4).

Первые две методические разработки даны к урокам, открывающим работу по учебнику во 2 классе. Эти уроки посвящены знакомству с новым учебником «Литературное чтение» (2 класс) и введению в новую тему. Учителю предложены варианты формулировок целевых установок урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Также показаны пути организации различных видов деятельности на уроках открытия нового знания.

Две другие методические разработки посвящены оцениванию результатов, представлены методические аспекты работы с рубрикой «Проверим себя и оценим свои достижения», показан механизм трансформации контрольных вопросов в форму тестовых заданий. Кроме того, в четвёртой разработкена тему «В. Берестов. «Хитрые грибы». Научно-познавательный текст «Грибы». Проверим и оценим свои достижения» показано, как работать над сравнением художественного и научно-познавательного текста, на что обращать внимание при работе с детьми, как вместе с ними фиксировать новое знание в виде таблицы.

 

Раздел «Самое великое чудо на свете» [2]

Урок 1 (1) [3]

Тема: Знакомство с учебником «Литературное чтение» (2 класс). Введение в тему «Самое великое чудо на свете»

Целевые установки урока (планируемые результаты):

Предметные: знать и называть элементы учебной книги, уметь их находить, быстро в них ориентироваться; знать, почему книгу называют «самым великим чудом на свете», какое волшебство совершают писатели и поэты, создавая свои произведения, в чём заключается талант читателя, какую роль играет читательское воображение в процессе чтения литературных произведений.

Метапредметные:

регулятивные: формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её и принимать, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока; оценивать свою работу на уроке с помощью разноцветных фишек, знать суть новой формы оценивания с помощью «Лесенки достижений»;

познавательные: анализировать научно-познавательный текст, выделять в нём главную мысль;

коммуникативные: отвечать на вопросы учебника на основе научно-познавательной статьи учебника, обсуждать в паре ответы на вопросы учебника, не конфликтуя, доказывать свою точку зрения.

Личностные: проявлять бережное отношение к учебной книге, аккуратно ею пользоваться, называть правила выбора обложки и закладки для учебной книги.

Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение» (2 класс) в 2 частях, пособие «Рабочая тетрадь» (2 класс), мультимедиапроектор (по возможности), разноцветные фишки для оценивания результатов деятельности (красные — работа выполнена очень хорошо, на высоком уровне, зелёные — есть небольшие недочёты в работе, фиолетовые — надо подтянуться), графическая модель «Лесенки достижений».

Ход урока

Организационный момент [4].

Проверка готовности к уроку, настрой на работу, организация внимания учащихся.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.54 (0.066 с.)